Главная > Новости > Архиерейские служения > Управляющий Нижегородской епархией возглавил вечерню с чином прощения в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. По окончании вечерни начинается чин прощения. На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы.
Вечерня с Чином прощения в нашем храме
И я как архипастырь и тот, кто перед Богом отвечает за свою паству, у всех вас, отцов, прихожан, сотрудников, испрашиваю прощения за все свои согрешения, потому что знаю, что был невнимателен, и мне нужно было уделить больше времени для общения с вами. Пренебрегая своими пастырскими обязанностями, знаю, что кого-то ввёл в искушение, по немощи своей совершая те или иные деяния. Посему, дорогие мои, простите за все слова, дела, мысли и благословите меня».
Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и нисходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии; скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Призираяй на землю, и творяй ю трястися; прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им; благослови, душе моя, Господа. Солнце позна запад свой; положил еси тму, и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Вход с кадилом Диакон: Господу помолимся. Молитва входа тайная Иерей: Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш.
Богослужение совершил настоятель протоиерей Сергий Шумских в сослужении духовенства храма. Сегодня особенно трогательно звучал великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя…».
Каждый пост мог стать для монаха последним. Именно поэтому, уходя на подвиг, братья испрашивали друг у друга прощения, как если бы они виделись в последний раз. Сегодня от древнего монашеского обычая уединенного поста осталась лишь практика взаимного прощения. И хотя современный человек не покидает своего жилища ради постного подвига и не подвергается смертельным опасностям, испрашивание прощения у своих ближних остается таким же ценным, каким оно было во времена христианской древности, поскольку, благодаря прощению мы не только ослабляем и разрушаем узы вражды, но и свидетельствуем, что мы, простив долги ближнего, достойны принять разрешение грехов, обещанное нам Богом.
Актуальная аналитика
- Вечерня с чином прощения |
- Последние новости
- Вечернее богослужение с чином прощения в Христорождественском кафедральном соборе города Уварово
- Епископ Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском соборе
- Красноярская епархия
- Вечерня с Чином прощения в нашем храме
Епископ Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском соборе
Вечером 26 февраля 2023 года, в прощенное воскресенье, епископ Армавирский и Лабинский Василий совершил вечерню с чином прощения в Свято-Никольском кафедральном соборе города Армавира. В Прощёное воскресенье митрополит Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Казанском соборе столицы. Вечером — повечерие и вечерня с Чином прощения. Богослужения по благословению священноархимандрита, епископа Выборгского и Приозерского Варнавы,возглавил наместник обители архимандрит Александр (Арва).
Вечерня с чином Прощения
Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение.
А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
А возможность имел».
Каждый из нас имеет возможности, и Господь спросит с нас по нашим силам, решимости и желанию. В сей святой вечер, начиная пост, мы собираемся в храмах, испрашиваем друг у друга прощения, чтобы Господь благословил вступить в Святую Четыредесятницу без лицемерия и напыщенности, чтобы пройти пост для нашего собственного укрепления и преображения. Мы испрашиваем друг у друга прощения, сообразуясь с заповедью Божией: имея что-то дурное на кого-то в своём сердце, мы не можем, не отпустив эти мысли, идти к Богу.
Затем следует в алтарь и облачается в малое облачение. После того как все молящиеся в храме приложатся, архиерей исходит из алтаря на уготованный ковер и орлец. Протодиакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните».
Архиерей читает молитву «Владыко многомилостиве Господи…», затем испрашивает прощения и подает крест для целования народу. В это время поется славник «Прообразуя…»29 и «Всех скорбящих Радосте»30. Отсутствует указание о поучении народу31. После вечерни знаменается архиерей ко святым иконам и к мощем святым и облачается у места своего в малое облачение. Посем говорит протодиакон ектению с кадилом пред Спасовым образом, и ектении, и возглас "Услыши ны, Боже". Посем архиерей приемлет крест и ставится у амвона на степени и глаголет молитву "Владыко многомилостиве", и по молитве бывает прощение, и посем благословляет крестом властей и всех ту предстоящих.
Посем архиерей разоблачается у места ж своего и идет во свой дом»32. Здесь также отсутствует упоминание о поучении. Возможно, составители последних двух Чиновников считали, что святительское поучение народу является обязательным, что само собой разумеется. V Уставные указания о совершении чина прощения перед наступлением Великого поста содержатся также в монастырских Обиходниках, которые составлялись, с одной стороны, как руководства для келарей относительно трапезы, с другой стороны, содержали некоторые богослужебные предписания, дополнявшие соответствующие указания Типикона. Согласно Обиходнику Троице-Сергиевой лавры, служба начиналась со звона «обычного» к вечерне за два часа. Священник иеромонах и диакон совершали вход в ризах черных.
Далее затворяются царские двери. Священник и диакон слагают ризы. Псаломщик читает «Сподоби, Господи» с тремя поклонами. Иеромонах в мантии и в одной епитрахили произносит ектению просительную. Обычной заупокойной литии не бывает. После отпуста полагается на аналое икона Божией Матери с Богомладенцем.
Клирошане поют славник храму, стихиру из службы Благовещения «Послан бысть», а также иные. В заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы…» или догматик. Архимандрит и служащий иеромонах, затем другие иеромонахи и за ними вся братия по два обходят и прикладываются к раке прп. Сергия, к чтимым иконам. В Обиходнике содержится следующее замечание: «Ко образом же токмо прикладываются, а не целуют»33. Целовать иконы полагалось только на утреннем богослужении до трапезы34.
Затем братия испрашивает прощения у архимандрита и друг друга35. По уставу Кирилло-Белозерского монастыря священник и диакон совершают вход в черных ризах. После отпуста вечерни — лития заупокойная. После литии поставляется аналой с иконой Божией Матери, архимандрит полагает два земных поклона перед образом, прикладывается и полагает третий поклон. Так же и вся братия. После этого испрашивают прощения у настоятеля и принимают от него благословение37.
В Валаамском монастыре совершалось взаимное прощение после вечерней трапезы. Монахи собирались в соборном храме и пели стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его: Пасха священная нам днесь показася…» и пасхальный канон. Затем совершалось вечернее правило, после чего поставлялся аналой с деисусным образом Спасителя. Настоятель, совершив поклоны и приложившись к иконе Спасителя, обращался к братии: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» — и полагал земной поклон. Братия полагала в ответ земной поклон со словами: «Бог простит тя, честный отче! Затем они становились в ряд по правую сторону настоятеля и испрашивали прощения по порядку друг у друга.
В это время на клиросах пели литийные стихиры Успению Божией Матери38. VI В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона см. Духовенство перед началом богослужения облачается в светлые одежды. Совершается вход. Великий прокимен поет не канонарх, а диакон на соответствующий распев попеременно с хором. Царские врата закрываются, и служащие священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения.
После отпуста вечерни совершается чин прощения. На аналоях перед солеей кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Архиерей или настоятель храма, монастыря творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем он произносит поучение, в завершение которого испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый.
Прости и нас, грешных, и благослови».
Правящий Архиерей возглавил вечерню с чином прощения в Петропавловском соборе Казани
Прощёное воскресенье - православная энциклопедия «Азбука веры» | Вечером 1 марта многие рязанцы пришли в Христорождественский собор Рязани, где накануне наступающего Великого поста митрополит Марк возглавил вечерню с чином прощения. |
Новости монастыря | После окончания вечерни правящий архиерей искренне испросил прощения у паствы от себя лично и от лица всех священнослужителей епархии, после чего обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал об истинном назначении поста и его сути. |
Вечернее богослужение с чином прощения в Христорождественском кафедральном соборе города Уварово | После отпуста вечерни Архипастырь благословил духовенство и всех прихожан на Великий пост. Затем Его Преосвященство обратился с напутственным словом к народу, и по традиции первым коленопреклоненно испросил у духовенства и прихожан прощения. |
События епархии | В воскресенье, 26 февраля, духовенством храма была совершена вечерня, по окончании которой состоялся чин прощения. |
Епископ Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском соборе
Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио) | В Москве состоялась вечерня с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, во время которой Предстоятель напутствовал и благословил многочисленных чад Русской Церкви на Великий Пост. |
Преосвященнейший Зосима совершил вечерню с Чином прощения. | 26 февраля 2023года в Прощеное воскресение, в храме Святой Троицы ский была совершена Вечерня, по окончании которой прошел чин прощения. |
Вечерня с Чином прощения состоялась в Никольском кафедральном соборе » Искитимская епархия | Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим молился за вечерней и возглавил чин прощения в Спасском кафедральном соборе в Пензе. |
Православные христиане встречают Прощёное воскресенье | Песнопения Великой вечерни с чином прощения, с которой начинается святая Четыредесятница, исполнили Архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора и Хор духовенства Екатеринбургской епархии. |
Вечерня с чином прощения - Троицкий кафедральный собор Подольска | Храм» Blog» Главные новости» Вечерня с чином прощения. |
«Бог близок к нам в лице нашего ближнего». Епископ Савватий совершил вечерню с чином прощения
В Москве состоялась вечерня с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, во время которой Предстоятель напутствовал и благословил многочисленных чад Русской Церкви на Великий Пост. 6 марта, в Неделю сыропустную, Прощёное воскресенье, в Свято-Богородице-Неопалимовском храме совершена традиционная вечерня с чином прощения. Епископ Савватий совершил вечерню с чином прощения. 17 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошла вечерня с чином прощения.
В канун Великого поста в соборе Архангела Михаила состоялась вечерня с чином прощения
Главные новости. 1030-летие Православия на белорусских землях. 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), митрополит Курский и Рыльский Герман совершил вечерню с чином прощения в Знаменско. Главные новости. 1030-летие Православия на белорусских землях. Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Владимир молился за Вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы.
Митрополит Никодим совершил вечерню с чином прощения в Вознесенском соборе
Вечерня с Чином прощения | Свято-Троицкий собор | Богослужение завершилось чином прощения, во время которого правящий архиерей и все присутствующие в храме испросили друг у друга прощение. |
Вечерня с Чином прощения во временном храме Свято-Владимирского собора в Херсонесе | 26 февраля, накануне Великого поста, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора протоиерей Михаил Беликов совершил Вечерню с Чином прощения. |
Вечерня с чином прощения в Тихвинском храме города Коломны
После окончания вечерни правящий архиерей искренне испросил прощения у паствы от себя лично и от лица всех священнослужителей епархии, после чего обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал об истинном назначении поста и его сути. В Москве состоялась вечерня с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, во время которой Предстоятель напутствовал и благословил многочисленных чад Русской Церкви на Великий Пост. 18 февраля, в прощеное воскресенье, на подворье Оптиной пустыни было совершено вечернее богослужение с коленопреклоненными молитвами, которое завершилось чином прощения. Перед началом чина прощения Владыка митрополит обратился к сослужащему духовенству и прихожанам со словом, отметив. 26 февраля 2023 года, в Неделю воспоминания изгнания Адама из Рая, епископ Искитимский и Черепановский Лука совершил вечерню с Чином прощения в Никольском кафедральном соборе города Искитима. В Москве состоялась вечерня с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, во время которой Предстоятель напутствовал и благословил многочисленных чад Русской Церкви на Великий Пост.
Епископ Серафим совершил вечерню с чином прощения в Успенском кафедральном соборе города Бийска
Идейное содержание Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: грехопадение Адама и его следствия, вступление в Великий пост и прощение ближних. Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1-го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая благодати Божьей, данной в крещении. Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.
Вступление в Великий пост — вторая тема богослужения, которая в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» 2—4-я стихиры Триоди , а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3-й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…». В заключительной стихире указана конечная цель поста — «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресенью». Тема прощения ближних звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф.
Прощеное воскресенье и Чин прощения Как уже было отмечено, название «Прощеное воскресенье» используется в обиходе и связано с тем, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощения. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощения. Как правильно просить прощения у близких людей?
Просить прощения следует в конкретных грехах, а не отделываться общей фразой «Прости за все вольные и невольные«. Требуется возместить ущерб от греха. Если нанесен материальный ущерб, следует вернуть долг или возместить убытки, а если причинен вред клеветой — постараться восстановить репутацию пострадавшего.
И вот сегодня мы в храме пред друг другом произносим слова прощения, обращаясь ко Господу, обращаясь к Матери Божией, обращаясь ко всем святым, обращаясь к Матери-Церкви, обращаясь ко всем людям, которых по ведению или неведению оскорбили, обращаясь ко всем, кто ныне стоит здесь, в этом храме, чтобы прежде всего чувство покаяния коснулось нашего ожесточенного сердца. Труден Великий пост, труден духовно, потому что как только человек принуждает себя к посту, то сразу множество и множество различных болезней и искушений приходит к человеку. Происходит борение плоти. И вот сейчас мы как бы закладываем основу времени святого поста и испрашивая прощения у других осознаем глубину нашего падения.
Перечисляя нашу немощь, перечисляя нашу слабость вспоминая наше стремление ко греху прежде всего осознаю, что это свойственно мне и самому. И вот сегодня, преклоняя пред всеми вами, зде стоящими в храме, ныне отошедшим из этого мира или в этом мире далече пребывающим, я сам произношу слова просьбы прощения меня грешного: простите мя, елико согреших словом, делом или помышлением и всеми моими помыслы. Бог своею и благодатию и человеколюбием помилует и простит всех нас.
После этого митрополит Павел испросил прощение и благословил всех молящихся на предстоящий Великий пост. Архив новостей.
По традиции священнослужители и прихожане произносили главные слова Прощеного воскресенья: «Простите меня Христа ради! В завершении чина миряне с искренним сердцем и открытой душой, стремлением к чистым светлым отношениям по очереди подходили к священнослужителям, прикладываясь ко кресту и святым иконам, испрашивая прощения и благословения на предстоящие труды на поприще Великого поста, — время усиленной борьбы с грехом. В чине прощения приняли участие учащиеся воскресной школы Прихода.
Епископ Серафим совершил вечерню с чином прощения в Успенском кафедральном соборе города Бийска
По окончании Великой вечерни правящий архиерей возглавил особое коленопреклонное моление и первым испросил прощения у собравшихся клириков и прихожан. 26 февраля, в Прощеное воскресенье, совершена Вечерня с чином прощения. Вечером 1 марта многие рязанцы пришли в Христорождественский собор Рязани, где накануне наступающего Великого поста митрополит Марк возглавил вечерню с чином прощения. 17 марта 2024 года, в Прощёное воскресенье, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил вечерню с чином прощения в Иверском Валдайском монастыре.
Помочь храму
- Прощёное воскресенье - православная энциклопедия «Азбука веры»
- Вечерня с чином прощения в Тихвинском храме города Коломны 26.02.2023
- Владыка Евгений совершил вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе
- Навигация по записям
- Вечерня с чином прощения - Троицкий кафедральный собор Подольска
Великая вечерня с чином Прощения
В этот день вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Его причина — грех, совершенный прародителем. Первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание как главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Из-за грехопадения внутренняя изначальная природа человека была утрачена. Грех стал причиной страданий, болезней, скорбей и смерти. Поэтому борьба с грехом — главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов , или Прощеным воскресеньем. На Руси в этот день начальствующие и старшие по возрасту просили прощения у подчиненных и младших.
С закатом солнца, но до того, как погаснет вечерняя заря, православные ходили по домам, испрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, кланялись в ноги, а на слова «Прости меня» отвечали: «Бог простит, меня прости». При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Рекшу иерею "Премудрость", глаголем "Свете Тихий"». Поется великий прокимен «Не отврати лице Твое от отрока Твоего, яко скорблю. Скоро услыши мя, вонми души моей и избави ея». На «Сподоби, Господи» полагается три поклона.
По просительной ектении — стихиры на стиховне из Триоди. По «Ныне отпущаеши» — Трисвятое с тремя поклонами. После «Отче наш» следуют тропари «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» с поклоном на каждый тропарь. Также поется «Под Твою милость…»13 без поклона. По возгласе «Сый благословен…» молитва «Небесный Царю» с поклоном, заключительные молитвы «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови». После возгласа сотворяем прп.
Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…» с тремя поклонами. Такой порядок полагается на вечерне во все воскресные дни Четыредесятницы. В уставе, датируемом второй половиной XVI века, содержатся те же самые указания относительно службы с единственным прибавлением: «Виждь, яко всю Четыредесятницу на вечернях недельных от начала метания не творим, но от "Сподоби, Господи" начинаем поклоны»16. Печатный устав, подготовленный при Патриархе Иоасафе I и изданный после его смерти, в 1641 году, немного подробнее излагает порядок пения стихиры на «Господи, воззвах»: «И поем стихиры, покаялны, во Октаи, 4, гласу. Также здесь отражена древнерусская практика исполнения гимна «Свете Тихий», согласно которой священник возглашает «Премудрость» и запевает первые два слова — «Свете Тихий». Певцы продолжают пение гимна от слов «святыя славы…»17.
Типикон, изданный в 1695 году при Патриархе Адриане, которым руководствуется Русская Православная Церковь поныне, излагает ту же схему богослужения, за исключением изменений в самих богослужебных текстах. Нет указания о цвете облачения, а также указания целовать нательный крест. Современную богослужебную практику Греческих и Болгарской Церквей регламентирует Типик Церковный по чину Христовы Великия Церкви, составленный протопсалтом Константином и изданный впервые в 1838 году. В 1851 году Типик был переведен на церковнославянский язык и издан иеромонахом Неофитом Рыльским. Относительно служения вечерни до отпуста в Типике содержатся те же указания, что и в русском Типиконе. Патриарх благословляет христиан всех до конца, затем «Молитвами святаго владыки нашего …» и конец.
Типик Великия Церкви отражал преимущественно практику служения Константинопольского Патриарха в кафедральном соборе св. Георгия на Фанаре. Нужно отметить, что в данном случае патриаршее благословение после вечерни не соответствовало нашему чину прощения, поскольку подобное окончание вечерни предписывается для каждой воскресной вечерни в течение пяти седмиц Великого поста. В болгарском Типиконе, изданном в 1909 году, чин прощения кратко изложен в подстрочнике параграфа, в котором содержатся богослужебные указания относительно вечерни в неделю Сыропустную. Священники и испрашивают друг у друга прощения, присутствующие христиане приемлют по порядку благословение и целуют руки священникам. Хор пространно поет какой-либо ирмос»20.
Явно, что составитель Типикона, священник Иоанн Нейчев, расценивал чин прощения как «дополнительный» обряд, который не является частью уставных предписаний, но существует как благочестивый обычай. Но в сносках составитель часто обращается к русским литургическим пособиям XIX века — «Церковному уставу в таблицах» А. Неаполитанского, «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С. Булгакова и др. Отсюда можно заключить, что чин прощения в литургической практике Болгарской Церкви является заимствованием из богослужебной традиции Церкви Русской, поскольку автор не включил его упоминание в основной, «греческий» переводной текст, а поместил его в сносках, где присутствуют «русские» добавления. В русском монастыре святого великомученика Пантелеимона прощение игумена и братии совершается после повечерия.
Согласно современной практике Сербской Церкви, священник начинает вечерню в светлой епитрахили. Вход также совершается в светлой епитрахили и фелони. После великого прокимна затворяются царские врата и священник переменяет светлое облачение на черную епитрахиль. После молитвы прп. Ефрема Сирина — Трисвятое по «Отче наш», и далее следует малое повечерие. После молитв «Нескверная, Неблазная… Упование мое…» — Господу помолимся, и читает молитвы на начало Четыредесятницы из Требника.
Затем ектения Помолимся, о Великом господине и Отце нашем, завершающая повечерие. Священник и молящиеся целуют иконы. В монастырях по благословению игумена поют канон и стихиры Пасхи22. IV Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов опубликовал и описал ряд средневековых литургических источников, объединенных под общим собирательным названием Соборных Чиновников и отражавших практику патриаршего богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке, архиерейской службы в новгородском Софийском, холмогорском Преображенском, нижегородском Преображенском кафедральных соборах. В этих документах содержатся схожие описания служения вечерни в неделю Сыропустную с участием архиерея. Этот порядок следует считать непосредственным прототипом современного установившегося порядка совершения вечерни с чином прощения.
В придворном обиходе московских царей обряд прощения приобрел сложный церемониальный характер. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, испрашивая прощения и благословения от братии, иногда ездил в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и придворными. В само воскресенье после Литургии Патриарх посещал государя и испрашивал прощения23. Вечером в Прощеное воскресенье по окончании службы чин прощения совершался в Успенском соборе Московского Кремля. И как власти т.
Ему сослужили настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Алексий Годлевский с соборным духовенством. Песнопения литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане кафедрального собора и православные псковичи.
Журнал «Церковь и Время» Принять На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином… Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения Вечером 14 февраля, нв канун начала Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.