Россия внедряет альтернативные SWIFT платежные системы.
Обзор платежных систем в первой половине 2023 года
Банкомат оснащен возможностью проведения видеоконференции с сотрудниками банка и биометрической идентификацией клиента. С помощью современных технологий клиент может начать банковскую транзакцию на компьютере или мобильном устройстве, а завершить ее с помощью банкомата, и наоборот. По уровню развития информационных технологий крупнейшие российские банки следуют в фарватере мировых тенденций. В целях усиления конкурентных преимуществ, а также сохранения позиций на рынке банкам необходимо и далее расширять спектр имеющихся платежных предложений. Список использованной литературы: 1. Ассоциация Российских банков. Тенденция рынка.
Так, например, в июне 2013 года Банк Русский Стандарт, платежная система MasterCard и компания МТС представили инновационную разработку — банковские карты NFC на «симке» МТС, которые позволяют быстро и безопасно за одно касание оплатить покупки и услуги по всему миру, поднеся телефон к терминалу и подтвердив оплату. Пользователи такого NFC-кошелька могут воспользоваться тремя услугами: во-первых, платежной картой Mobile MasterCard PayPass банка «ТКС», во-вторых, транспортными картами ряда российских региональных центров, а также купонным сервисом. Теперь для оплаты проезда на нескольких автобусных маршрутах достаточно коснуться валидатора, расположенного при входе в автобус, банковской картой или другим устройством с MasterCard PayPass [4]. Вице-президент "Евросети" отметил, что в сфере оплаты смартфоном «Евросеть» стала первой на российском рынке бесконтактных платежей. Принимать их по технологии MasterCard PayPass с пластиковых карт «Кукуруза» со смартфонов на Android «Евросеть» начала в середине декабря 2014 г. К началу февраля 2015 г. А в декабре 2014 г. Московский Индустриальный банк МИнБ начал прием предзаказов на уникальный для российского банковского рынка продукт — бесконтактную банковскую карту MasterCard Standard PayPass в брелоке. Брелок удобно носить с собой, с его помощью просто и безопасно оплачивать покупки везде, где принимают оплату по инновационной технологии бесконтактных платежей MasterCard PayPass — это около 2,8 миллионов торговых площадок в России и еще 66 странах мира [3]. Интернет-банкинг, наряду с мобильным банком, является незаменимым помощником банка в обеспечении для клиента максимально комфортных условий осуществления банковских операций. Интернет-банкинг — это платежный банковский сервис, который помогает управлять счетами, осуществлять контроль над личными средствами и проводить финансовые операции через Интернет. Мобильный банкинг представляет собой мобильное приложение или сайт, адаптированный для работы с мобильного устройства, с помощью которых клиент банка имеет возможность получать информацию и совершать операции по своим счетам. Приложения мобильного банкинга можно рассматривать как интернет-банкинг с урезанным функционалом.
Один пластик для всех счетов Еще одно «ноу-хау» оценят клиенты, у которых в банке открыто несколько счетов. Все они будут доступны на одной карточке, а для переключения между ними разработчики предусмотрели на ее лицевой стороне специальную кнопку. После каждого использования настройки сбрасываются — эта мера исключит риск использования корпоративного счета для личных покупок и наоборот. Оплата браслетом Первооткрывателем стала американская компания PureWrist — она выпустила браслет из пластика для безналичной оплаты. В браслете предусмотрено гнездо, похожее на медальон. В него вставляется платежная карта — ее размеры в несколько раз меньше обычной. Дальше все просто. Покупатель подносит кисть руки, на которой надет браслет, к POS-терминалу, поддерживающему функцию бесконтактной оплаты. Нужная сумма списывается со счета. Контролировать операции, переводить деньги дистанционно клиенты могут посредством интернет-банкинга. Экспериментальные платежные украшения — кольца и браслеты с интегрированными чипами — уже появились и в России. Поделиться в соцсетях:.
Одним из основных направлений развития отрасли стали цифровые платежи — появились новые альтернативные методы проведения расчетов. Разберем, какие направления платежных технологий станут фокусными в России в течение ближайших лет. NFC-аксессуары и гаджеты В связи с уходом платежных систем банки начали активно предлагать метод оплаты с помощью NFC-аксессуаров и гаджетов, таких как браслеты, кольца, брелки и т. Одним из наиболее популярных продуктов стали платежные стикеры, которые крепятся на смартфон пользователя — по данным Smart Ranking, уже в конце первого квартала 2022 года объем рынка платежных стикеров составил около 1 млн единиц продукта и около 400 млн руб. Большой спрос со стороны пользователей на стикеры и другие NFС-аксессуары обусловлен их удобством и безопасностью. Банки, в свою очередь, заинтересованы в их выпуске и продвижении, так как, помимо поддержки привычек потребителей, этот метод позволяет сохранить и доходы от эквайринга. Наблюдая за динамикой развития рынка платежей в России, можно говорить, что в ближайшие годы банки продолжат развивать и продвигать свои NFC-продукты, предлагая клиентам выгодные и привлекательные условия. Метод стал удобной альтернативной для тех, кто привык расплачиваться с помощью смартфона и часто не носил с собой банковские карты или наличные. Внедрив метод, представители бизнеса, в частности ресторанов и других заведений общественного питания, стали замечать его определенные преимущества, в том числе возможность экономии на комиссии за транзакцию, улучшение клиентского сервиса и многое другое. Кроме того, по данным ЦБ, с начала 2023 года наблюдается бурный рост количества торговых точек, принимающих оплату по СБП с помощью QR-кодов — к концу второго квартала 2023 года оно превысило 1 млн. Такая динамика, а также опыт других стран в частности стран Юго-Восточной Азии, где технология оплаты по QR-коду используется практически повсеместно , позволяют предположить, что возможность оплаты по QR-коду продолжит набирать популярность в России в ближайшие несколько лет. При этом рост будет не только количественным, но и качественным, так как, помимо индустрии HoReCa, технология также охватит ретейл, транспорт, услуги доставки товаров и т.
Топ – 3 платежных технологий с наибольшим потенциалом в 2023 году
Однако недавно клиентам криптобиржи Binance из России вернули возможность пополнять депозиты российскими банковскими картами, а также с цифровых кошельков Qiwi. Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН предлагают РФ в торговле с дружественными странами перейти на новую платежную единицу, сообщает РБК. Система быстрых платежей — это удобный и современный сервис для оплаты покупок смартфоном и мгновенных денежных переводов по номеру телефона между разными банками. На основе этой платформы, разработкой которой занимались Банк России и ПАО "Ростелеком", и будет работать новая технология, которая получила название биоэквайринг.
XVII Международная конференция «Платежная индустрия – стратегическое развитие и новые решения»
Анализируются основные положения ФЗ «О национальной платежной системе РФ», предлагаются меры, направленные на развитие расчетов с помощью банковских карт. Российские банки в 2024 году продолжат развивать технологии, которые стали актуальными в 2023-м. Да, платежные PAY-сервисы ушли из России, но возможность приема оплат с помощью касания телефона осталась. Московская компания «Элемент-технологии», которая является разработчиком высокотехнологичного оборудования, в 2024 году выпустит первый отечественный платежный терминал.
#Платежные_системы
Альтернативный подход, связанный с масштабными проектами по замене АБС, на наш взгляд, не пользуется сейчас популярностью в банковской среде, а минимизировать издержки в любом случае надо. Так что возможность переложить массу рутинных функций с дорогостоящего персонала на программных роботов, не ввергая при этом банки в стрессовые проекты по замене ядра, поистине является для них «выигрышным билетом», что некоторые уже начинают осознавать, - отмечает директор по стратегическому развитию бизнеса Bell Integrator Андрей Эзрохи. Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, полагает, что технологии машинного обучения и так называемого искусственного интеллекта, которые сейчас проходят обкатку в процессах массового обслуживания клиентов, кредитного скоринга и т. Елена Захарова, директор направления Digital2Go компании БСС, замечает, что искусственный интеллект все активнее входит в нашу жизнь, а сервисы, использующие ИИ-технологии, уже используются банками. Как правило, это чат-боты, интеллектуальные помощники, виртуальные консультанты. Темпы совершенствования этих сервисов и появление новых будут только расти, - считает Елена Захарова. Александр Рожков, директор по продажам управления сервисов ГК Softline , также прогнозирует, что в рамках повышения операционной эффективности и снижения затрат, банки будут расширять сферы использования искусственного интеллекта: Например, для взаимодействия с клиентами, принятия решений на уровне среднего и младшего менеджмента, финансового анализа, оценки рисков и обеспечения соблюдения нормативных требований. Как считает Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ЦФТ, решения, объединяющие актуальные технологии Machine learning ML и Artificial Intelligence AI для работы с большими объемами пользовательских данных и поведенческого анализа совместно с технологией фингерпринтинга цифровой «отпечаток» устройства помогут отслеживать использование украденных учетных данных и выявлять вредоносную активность задолго до осуществления финансовой транзакции. В этой связи банки нацелены на внедрение «превентивных» платформ безопасности. Развитие систем идентификации Переход банков к «цифровому офису» в работе с клиентами предполагает дальнейшее развитие систем идентификации, в т.
Количество клиентов и размер потерь от мошенничества вынуждает банки активно инвестировать в дополнительные сервисы аутентификации по голосу, отпечатку пальцев и т. При этом затраты на сбор биометрии , её верификацию и перестройку банковских систем для её использования довольно велики, а доходы несущественны. Однако, как отмечает Юрий Терехин, директор департамента по работе с финансовыми институтами компании «Форс-Центр разработки», в силу неизбежности внедрения этих функций в банках , им придётся обеспечить работу соответствующего ПО и оборудования. Елена Захарова, директор направления Digital2Go компании БСС, предполагает, что сервисы идентификации и верификации клиентов с использованием биометрических технологий и искусственного интеллекта станут в ближайшее время массовыми. Системы мобильного мульти-банкинга Еще одной ожидаемой инновацией можно назвать системы мобильного мульти-банкинга. Для развития этого направления необходимы некоторые предпосылки законодательного характера, в частности, предписание об обязательности открытых API , аналогичное европейской директиве PSD2. Однако такие инициативы обязательно появятся в ближайшие три-пять лет. Всё это сделает общение клиента с обслуживающим его банком банками значительно более удобным, - считает директор по стратегическому развитию бизнеса компании Bell Integrator Андрей Эзрохи. Речевая аналитика По мнению коммерческого директора компании Oberon Петра Филатова, в борьбе за клиента набирает популярность глубокая речевая аналитика в цифровых каналах связи.
Полученные результаты, считает он, позволяют корректировать всю стратегию развития бизнеса организации, построив ее от реального клиента и его нужд. Технологии распределенного реестра Высокий потенциал применения в банках имеют технологии распределенного реестра. По мнению Александра Рожкова, директора по продажам управления сервисов ГК Softline , это относится, в частности, к таким процессам, как система обмена документами и проведения платежей, электронный документооборот, процессинг встречных сделок, структурирование продуктов, управление счетами, аудит и финансовый контроль, торговое финансирование, факторинг, выпуск облигационных займов и банковских гарантий. По мнению Андрея Эзрохи , директора по стратегическому развитию бизнеса компании Bell Integrator , банки пока не осознали до конца смысл блокчейн-революции, который состоит в возможности распределённой фиксации финансовых операций. Эта технология создаёт базу для безусловного признания или, наоборот, безусловного отклонения любой такой операции, что потенциально может не только свести на нет все сегодняшние затраты на юридическую защиту деятельности банка, но и позволить «открутить назад» любую опротестованную транзакцию. Смарт-контракты Общение с корпоративными клиентами ключевым образом изменится с появлением смарт-контрактов. Для этого понадобятся определённые законодательные меры, а именно признание смарт-контрактов юридически значимыми. Однако с их появлением в практике расчётов корпоративные клиенты смогут в массовых масштабах перейти от спонтанного потока платежей в адрес своих поставщиков к операциям торгового финансирования, где расчёты между контрагентами будут банками не только проводиться, но и гарантироваться, - говорит Андрея Эзрохи. Развитие систем быстрых платежей В силу российского законодательства, финтех-компании, развивающие платёжные системы, не представлены на нашем рынке и не будут на нём работать в ближайшем будущем.
Поэтому, как поясняет Юрий Терехин, директор департамента по работе с финансовыми институтами компании «Форс-Центр разработки», мировой всплеск интереса к платежным системам для переводов с пониженными комиссиями по номеру телефона и QR-коду в России трансформировался в разработку похожих систем с государственным участием. Мария Бар-Бирюкова, заместитель генерального директора ГК «Корус Консалтинг », считает, что в ближайшие годы банки будут развивать сервисы, связанные с обеспечением моментальных платежей как P2P, так и от физических лиц к юридическим. Наталья Дыбко, директор по развитию бизнеса «Инновационного центра АйТеко» ГК «АйТеко» напоминает, что в Китае , например, уже есть оплата по QR-коду в общественном транспорте , магазине, газетном киоске. Это уже не инновация, но на мой взгляд, очень удобный для конечного пользователя функционал, который пока массово не внедрен. Все к этому идет, в том числе и в банках, - говорит она. Сервисы на основе 5G В рамках повышения качества обслуживания клиентов эксперты ожидают внедрения моделей виртуального обслуживания с использованием технологий 5G, виртуальной и дополненной реальности. Например, технологии 5G сделают возможным реализацию онлайн-видеоаналитики, трансляций интерактивного медиаконтента в банкоматах и цифровых дисплеях, новых каналов коммуникаций с клиентом в формате круглосуточного видео-помощника на основе банкомата и мобильного приложения, - считает Александр Рожков. Открытые цифровые банковские платформы Александр Филиппов, директор по развитию бизнеса компании " Крок " в коммерческих банках , прогнозирует, что в ближайшие несколько лет мы можем увидеть открытые цифровые банковские платформы. RCPM-платформы По прогнозу McKinsey, в ближайшие годы следует ожидать структурных изменений в сфере финансового посредничества: модернизации и упрощения финансовой отрасли, а также ее расширения за счет новых, в том числе нефинансовых игроков.
Аналитики полагают, что в новых реалиях банкам потребуется сконцентрироваться на поиске ключевых конкурентных преимуществ и разработке на их основе конкурентных стратегий, опирающихся на количественные прогнозы доходности и риск-потерь. Кредитные организации неизбежно будут переходить к интегрированному управлению эффективностью и рисками УЭиР. Такие системы опираются на единое хранилище гранулярных финансовых данных, позволяют прогнозировать состояние портфелей и риск-потери и моделировать оптимальное соотношение между прибыльностью и рискованностью. Можно сказать, что RCPM — это цифроваой базис для реализации конкурентных риск-стратегий и максимизации прибыли при допустимом риске, основа для подготовки принятия решений в современном банке, - рассказывает Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab.
По планам разработчиков это позволит полностью исключить мошеннические действия: заплатить за покупки картой другой человека в таком случае станет просто невозможно, если он не дал вам с собой свой палец, например.
Здесь на первый план выходит готовность банков. Идет активная работа в этом направлении, дорожная карта в процессе разработки. В итоге наша главная задача - сделать так, чтобы появлялись действительно удобные высокочастотные сервисы, которые будут обеспечивать коммерческую привлекательность использования ЕБС», - рассказывал на ежегодной конференции "Регуляторные требования Банка России к кредитным организациям в период ограничительных мер: эффективность смягчения и перспективы развития" заместитель директора департамента финансовых технологий Банка России Станислав Короп. Работа ЕБС будет строиться следующим образом. В банках будет формироваться биометрический образец клиента, который направляется в единую биометрическую систему.
Фотография пользователя при этом моментально уничтожается после того, как из нее сделан так называемый вектор. Таким образом, внутри самой системы хранятся только математические модели, которые также дополняются отпечатками пальцев и другими данными. Эти модели будут сравниваться с поступающими запросами при проведении платежа. В том случае, если все рекомендации Центрального банка будут выполняться неукоснительно, подмена каких-либо данных станет просто невозможна, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. При этом сами карты и наличные человеку носить с собой при возможности такого вида оплаты необязательно, поэтому также снижаются риски того, что их просто украдут на улице.
Кроме того, оплачивать покупки таким способом можно очень быстро, без дополнительных манипуляций со смартфоном или картой. Да и в том случае, если платежные средства или документы остались дома, это не станет причиной менять свои планы.
В 2023 году была сформирована законодательная и нормативная база по цифровому рублю. С 1 августа вступили в силу федеральные законы, определяющие правовой статус цифровой формы национальной валюты и перечень операций с цифровыми рублями, а также полномочия Банка России. Это позволило начать пилотирование операций с реальными цифровыми рублями. Совет директоров Банка России установил тарифы по операциям с цифровым рублем. Для граждан такие операции будут проводиться бесплатно вне зависимости от суммы. В широкий оборот цифровые рубли будут вводиться только после окончания пилота. По ожиданиям Банка России, масштабирование может произойти не ранее 2025 года. При этом граждане будут самостоятельно принимать решение, какой именно формой национальной валюты пользоваться, в зависимости от своего желания и целей.
С внедрением цифрового рубля в массовый оборот расширится линейка доступных гражданам и бизнесу удобных способов безналичной оплаты. Это также будет способствовать снижению издержек на платежи и переводы. Продолжился динамичный рост доли безналичных операций по оплате товаров и услуг в розничном обороте Источник: Банк России.
Платежные стикеры с NFC-чипом Near Field Communication, «связь ближнего действия» позволяют совершать бесконтактную оплату с помощью смартфона. Модуль NFC представляет собой небольшую плоскую катушку с миниатюрной микросхемой и антенной, сигнал от которой принимает смартфон. Принцип его работы основан на электромагнитной индукции, а сама связь имеет совсем небольшой радиус действия. Чтобы оплатить покупку платежным стикером, нужно поднести к терминалу смартфон, на который он наклеен. По словам руководителя «Тинькофф Кассы» Сергея Хромова, спрос на стикеры предопределен тем, что клиенты смогут вернуться к привычному способу бесконтактной оплаты смартфоном. Несколько компаний, занимающихся производством платежных карт, подтвердили «Ъ», что наблюдают «повышенный спрос» на платежные стикеры со стороны банков.
Одновременно вырос спрос на платежные кольца, браслеты, брелоки и прочие аксессуары.
Платёжные системы
Совершенствование технологий и обновление регулятивной базы приводят к серьезным изменениям на рынке. Противостояние традиционных банков и новых игроков в сфере финтех, как и усиливающаяся конкуренция между платежными системами, порождают новые технологии и услуги, которые изменяют способ взаимодействия пользователей с финансовыми инструментами.
Цифровой рубль и новые технологии изменят рынок платёжных систем 9 апреля 2021, 09:55 Анастасия Бахтина Фото: cоцсети Как ключевые инновации платежной индустрии меняют клиентский опыт и рынок, как цифровые валюты центробанков повлияют на розничные платежи и какие подходы к регулированию отрасли являются перспективными - ведущие эксперты о будущем платёжных систем. Чего ожидать рынкам и потребителям в контексте регулирования? Алма Обаева, председатель правления Национального платежного совета, считает, что нас ожидает глобальная цифровизация валюты, продиктованная необходимостью снижения стоимости платёжных операций. О том, как внедрение цифрового рубля повлияет на бизнес, высказался аналитик Ассоциации «Электронные деньги» Павел Шуст: «ЦБ очень хочет стать оператором электронных денег. Но к сожалению, в рамках цифрового рубля мы не видим единой стратегии со стороны государства. Стоит вопрос о том, на чем будут зарабатывать платёжные институты».
Клиенты и прежде отдавали предпочтение компаниям, которые открыто раскрывают условия договора, не навязывают скрытые платежи и услуги. Однако в последнее время запрос на прозрачность растет: от компаний ожидают открытости на всех уровнях — начиная с коммуникации в соцсетях и заканчивая регулярным и детальным раскрытием финансовых показателей. Для этого компании применяют разные средства, например, используют более дружелюбный tone-of-voice в общении с клиентами, совершенствуют интерфейс приложений, чтобы сделать их более доступными и понятными, и избегают скрытых платежей, тарифов и манипуляций с данными. Однако часто прозрачность выражается лишь поверхностно. Можно вспомнить брокерский сервис Robinhood, который превратил инвестирование в увлекательную игру: из-за этого начинающие инвесторы не воспринимали инструмент всерьез и незаметно для себя теряли сотни тысяч долларов. Прозрачная финтех-компания работает не только на уровне UX и внешних коммуникаций, но и на уровне глубинных технологий. Именно они извлекают сферу финансовых сервисов из «черной коробки», демонстрируя, что находится «под капотом» у поставщика услуг. Open Banking — новая концепция, в основе которой лежит использование открытых API программного интерфейса приложения.
Создана для повышения качества клиентского обслуживания и предоставляет возможность третьим сторонам использовать данные банка. Open Banking Банковские сервисы долгое время работали по модели закрытой платформы: все технологии, инновации и данные оставались строго в рамках системы, а сторонние разработчики не могли получить доступ к среде ни в какой форме. Это препятствовало развитию и росту конкуренции, поскольку участники рынка не могли обмениваться информацией и интегрироваться друг с другом. Все начало меняться в 2015 году, когда в ЕС приняли вторую платежную директиву PSD2 , которая стимулировала банки предоставлять финтех-компаниям доступ к своим данным для расширения конкуренции на рынке платежных услуг. Сегодня Open Banking включает в себя разные приемы для повышения открытости и поддержки коллабораций в финансовом секторе. Это и обмен данными в режиме реального времени, и предоставление возможностей для других игроков, и совместная аналитика собранных сведений. При этом все интеграции запускаются только по инициативе клиента. Например, он хочет перенести данные о банковских расходах в приложение для учета бюджета — банк дает ему такое право и необходимые для этого инструменты.
При этом он не уточнил, идет ли речь о Сбербанке, ВТБ или другом кредитном учреждении. Известно, что половину рынка платежных терминалов в России занимал французский производитель Ingenico. Весной 2023 года Ingenico покинула российский рынок, отказавшись от обслуживания 2 млн своих устройств.
Экономисты предложили создать в России новую платежную единицу
Экономисты предложили создать новую платежную единицу для торговли РФ с дружественными странами. СБП — это платёжный сервис, созданный ЦБ РФ и Национальной платёжной системой. Российские банки в 2024 году продолжат развивать технологии, которые стали актуальными в 2023-м. Да, платежные PAY-сервисы ушли из России, но возможность приема оплат с помощью касания телефона осталась. Необходимость перестроить все сети платёжных терминалов может привести к тому, что они практически исчезнут в России, полагают специалисты.
платежные системы
Согласно данным агентства Smart Ranking, объем российского рынка финансовых технологий по итогам 2022 года достиг 138,88 млрд руб. Одним из основных направлений развития отрасли стали цифровые платежи — появились новые альтернативные методы проведения расчетов. Разберем, какие направления платежных технологий станут фокусными в России в течение ближайших лет. NFC-аксессуары и гаджеты В связи с уходом платежных систем банки начали активно предлагать метод оплаты с помощью NFC-аксессуаров и гаджетов, таких как браслеты, кольца, брелки и т. Одним из наиболее популярных продуктов стали платежные стикеры, которые крепятся на смартфон пользователя — по данным Smart Ranking, уже в конце первого квартала 2022 года объем рынка платежных стикеров составил около 1 млн единиц продукта и около 400 млн руб. Большой спрос со стороны пользователей на стикеры и другие NFС-аксессуары обусловлен их удобством и безопасностью. Банки, в свою очередь, заинтересованы в их выпуске и продвижении, так как, помимо поддержки привычек потребителей, этот метод позволяет сохранить и доходы от эквайринга. Наблюдая за динамикой развития рынка платежей в России, можно говорить, что в ближайшие годы банки продолжат развивать и продвигать свои NFC-продукты, предлагая клиентам выгодные и привлекательные условия.
Метод стал удобной альтернативной для тех, кто привык расплачиваться с помощью смартфона и часто не носил с собой банковские карты или наличные. Внедрив метод, представители бизнеса, в частности ресторанов и других заведений общественного питания, стали замечать его определенные преимущества, в том числе возможность экономии на комиссии за транзакцию, улучшение клиентского сервиса и многое другое. Кроме того, по данным ЦБ, с начала 2023 года наблюдается бурный рост количества торговых точек, принимающих оплату по СБП с помощью QR-кодов — к концу второго квартала 2023 года оно превысило 1 млн. Такая динамика, а также опыт других стран в частности стран Юго-Восточной Азии, где технология оплаты по QR-коду используется практически повсеместно , позволяют предположить, что возможность оплаты по QR-коду продолжит набирать популярность в России в ближайшие несколько лет.
Такое мнение высказали эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. Они сообщили, что в формировании недолларовой системы расчетов будут заинтересованы страны Евразийского экономического союза, Турция, Иран, КНР и Индия.
Их выгода будет заключаться в снижении зависимости от резервных валют, которые могут быть использованы в качестве геополитического оружия, поясняется в издании.
На этом фоне граждане всё чаще отказываются от использования бумажных денег и предпочитают оплачивать покупки банковской картой или бесконтактным способом. При этом, как подчёркивают в регуляторе, российские потребители привыкают к использованию новых платёжных сервисов быстрее жителей большинства других стран. Так, например, в США при сопоставимой инфраструктуре лишь каждый девятый задействовал смартфон или иное устройство для бесконтактной оплаты. Растущая популярность безналичных платежей среди россиян во многом связана с ускоренным развитием мобильных приложений и цифровизацией банковского сектора страны в последние годы. Поэтому нам не пришлось обновлять старые системы, внедряя в них новые сервисы.
У нас всё создавалось с чистого листа и сразу соответствовало последним требованиям. Например, чековые книжки так и прошли мимо нас, а в Европе это до сих пор привычный инструмент.
Значительное влияние на современный рынок электронных платежей оказывают криптовалюты. Биткойн, Эфириум и другие цифровые деньги, основанные на технологии блокчейн, служат альтернативным способом для трансграничных платежей. В отличие от других вариантов они позволяют выполнять платежные операции не только внутри страны, что привлекает внимание как индивидуальных пользователей, так и компаний. Все большее значение приобретают китайские платежные системы. Самые популярные из них — WeChat Pay и Alipay. Аналитики Morgan Stanley оценили рост рынка электронных платежей в России.
Исследование НАФИ показало, что электронные платежи пока не пользуются особой популярностью у россиян. Остальные совершают платежи через «Почту России» и банковские отделения. По объему использования электронных денег Санкт-Петербург и Москва по-прежнему опережают регионы. Это связано со значительно большим уровнем проникновения интернета, более высоким среднем доходом и качеством логистической инфраструктуры. Однако, разрыв между двумя российскими столицами и регионами постепенно сокращается. По данным платежного сервиса Яндекс. Основные тенденции рынка электронных платежей в России 1. Развитие технологий влечет за собой постепенный переход рынка платежей в онлайн.
Сюда можно отнести наблюдающееся в последнее время массовое внедрение платежных систем в мобильные устройства, развитие онлайн-банкинга, широкое распространение платежных терминалов, создание собственных онлайновых платежных сервисов крупными интернет-компаниями, социальными сетями и мобильными операторами.
Сергей Ентц: российские платежные сервисы могут заместить ушедших из России иностранцев
Об этом сообщает РИА «Новости». Особое внимание он уделил особенностям сотрудничества в этой области.
Стоимость и скорость операций, проведенных таким способом, стали основными преимуществами как для физических лиц, так и для представителей бизнеса, в частности e-commerce и индустрии HoReCa. По данным Банка России, с начала 2023 года количество транзакций по СБП для оплаты товаров и услуг выросло в два раза, а в июне 2023 года этим методом оплаты воспользовался каждый четвертый россиянин. Технология определенно получит более широкое распространение в ближайшие пару лет, при этом она будет масштабироваться и развиваться, предлагая новые возможности. Трансграничные платежи Ввиду санкций и отключения России от международных межбанковских систем для совершения платежей, государственные банки продолжат внедрять новые инструменты, которые позволяют бизнесу и физическим лицам проводить взаиморасчеты и транзакции с контрагентами из других стран быстро и дешево. Сейчас ЦБ, например, активно развивает возможности для трансграничных переводов в том числе с помощью СБП и цифровой валюты. Пока сложно сказать, какой метод трансграничных платежей станет оптимальным, однако решение технических вопросов для осуществления таких операций определенно будет фокусом ближайшего времени. ИИ-технологии и машинное обучение ИИ-инструменты и технологии машинного обучения банки и финтех-проекты активно используют как для борьбы с мошенничеством, так и для автоматизации бизнес-процессов и развития новых методов проведения платежей. С помощью ИИ сегодня можно, например, анализировать закономерности и аномалии в транзакциях, выявляя подозрительные. Также с помощью алгоритмов машинного обучения можно анализировать поведение и предпочтения потребителей, предсказывать структуру расходов пользователей на основе уже имеющихся данных прошлых лет.
Все это позволяет совершенствовать сервисы и платежный опыт пользователей. По мере развития и распространения этих технологий, цифровые платежи в России станут более удобными, функциональными, персонализированными и безопасными. Кроме того, технологии ИИ играют большую роль в развитии сервисов оплаты с помощью биометрических данных, таких как система Московского метрополитена FacePay или сервис «Сбера» «оплата улыбкой», которым на сегодняшний день россияне воспользовались уже более полумиллиона раз.
Любые материалы, файлы и сервисы, содержащиеся на Сайте, не могут быть воспроизведены в какой-либо форме, каким-либо способом, полностью или частично без предварительного письменного разрешения Компании, за исключением случаев, указанных в настоящем Соглашении. При воспроизведении Пользователем материалов Сайта ссылка на Сайт обязательна, при этом текст указанной ссылки не должен содержать ложную, вводящую в заблуждение, уничижительную или оскорбительную информацию. Перевод, переработка модификация , любое изменение материалов Сайта, а также любые иные действия, в том числе удаление, изменение малозаметной информации и сведений об авторских правах и правообладателях, не допускается. Компания вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 2 двух дней с момента размещения новой версии Соглашения в сети Интернет на Сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан удалить все имеющиеся у него материалы Сайта, после чего прекратить использование материалов и сервисов Сайта.
Ваше регулярное посещение данного Сайта считается вашим убедительным принятием измененного соглашения, поэтому Вы обязаны регулярно просматривать настоящее Соглашение и дополнительные условия или уведомления, размещенные на Сайте. Обязательства Пользователя 3. Любые средства индивидуализации, в том числе товарные знаки и знаки обслуживания, а равно логотипы и эмблемы, содержащиеся на страницах Сайта, являются интеллектуальной собственностью их правообладателей. Компания стремится обеспечить, однако не контролирует и не гарантирует конфиденциальность и охрану любой информации, размещенной на Сайте или полученной с Сайта. Компания принимает разумные меры в целях недопущения несанкционированного разглашения размещенной Пользователем на Сайте информации третьим лицам, однако не несет ответственность в случае, если такое разглашение было допущено. В этой связи, передача информации на Сайт означает согласие Пользователя на любое воспроизведение, распространение, раскрытие и иное использование такой информации. Размещая информацию и материалы, включая, фотографии и изображения, Пользователь также гарантирует, что обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для этого, с учетом условий настоящего Соглашения и что такое размещение не нарушает охраняемые законом права и интересы третьих лиц, международные договоры и действующее законодательство Российской Федерации.
Интересным исключением из этого правила является Казахстан. В 2019 г. Обеспеченность точек продаж POS-терминалами была невысока — около 7 шт. Банк Kaspi стал активно инвестировать в инфраструктуру POS-терминалов на основе QR и субсидировать ритейлеров за счет пониженной межбанковской комиссии, поэтому к середине 2021 г. Похожая ситуация наблюдается в Сингапуре: в 2021 г. Характерно, что в обеих странах изменения происходят благодаря игроку, который готов инвестировать немалые средства, чтобы изменить поведение людей. Если в Казахстане таким игроком выступил частный банк, то в Сингапуре оплату по QR-кодам продвигает государство: власти субсидируют POS-терминалы и внедрили единый стандарт QR-кода для всех банков. Следующим шагом в развитии платежных сервисов может стать технология оплаты при помощи биометрических данных. Эксперименты по ее применению ведутся во многих странах, но пока что она нигде не получила широкого распространения. Это связано с тем, что собирать биометрические данные нелегко. Вероятно, людям просто удобно платить смартфоном, и отказываться от такого подхода они не собираются. Масштабные преобразования в платежной инфраструктуре Если способы оплаты развиваются постепенно, то в платежной инфраструктуре сейчас происходят радикальные изменения. Во-первых, многие страны запускают национальные платежные системы, позволяющие проводить платежи внутри страны а в отдельных случаях и между странами без традиционных международных платежных систем. В-третьих, внедряются цифровые валюты — нередко с использованием технологии блокчейн. Внедрение каждого из указанных компонентов дает определенные преимущества. В частности, финансовая система страны, у которой есть своя платежная система, более устойчива к внешним потрясениям. Например, в 2022 г. А такие системы, как Shetab в Иране, BancNet на Филиппинах и UnionPay в Китае, уже много лет обеспечивают функционирование автономной платежной инфраструктуры этих стран. Среди изученных 75 крупнейших экономик собственную платежную систему развили 22 страны. Стран с собственной платежной системой и населением менее 10 млн человек оказалось всего три: Сингапур, Дания и Норвегия. Средняя численность населения стран с собственной платежной системой превысила 150 млн человек; всего в этих 22 странах проживало более 3,7 млрд людей по состоянию на 2021 год. Создание систем RTGS повышает удобство проведения платежей для пользователей: например, они могут переводить деньги между любыми банками по номеру телефона. В расчетах между компаниями моментальные платежи позволяют сократить объем денежных средств, которые временно «замораживаются» при осуществлении платежей. Кроме того, системы RTGS снижают издержки бизнеса на проведение расчетов. Среди оставшихся крупных экономик система чаще всего находится на финальных стадиях разработки или пилотных испытаний. Наконец, внедрение цифровых валют чаще всего на основе блокчейна , хотя и сопряжено с немалыми трудностями, открывает дополнительные возможности, касающиеся прозрачности, надежности и безопасности платежной инфраструктуры. На данный момент существуют три основных формы цифровой валюты: криптовалюты, стейблкоины и цифровые валюты центральных банков ЦВЦБ. Причем влияние цифровых валют на платежную сферу существенно различается в зависимости от конкретной страны. ЦВЦБ — наиболее новый и, как следствие, самый редкий из трех элементов платежной инфраструктуры. Лишь 15 стран из 75 крупнейших экономик мира завершили стадии изучения, планирования и разработки и приступили как минимум к стадии пилотирования. Россия — один из самых развитых рынков платежей в мире В середине 2010-х — начале 2020-х гг. Это в 5—7 раз выше, чем в странах ЕС, и сопоставимо со стоимостью обработки наличных для ритейлеров. Такие высокие ставки позволили проводить выгодные программы лояльности предоставлять кешбэк, мили и т. Главным толчком к переходу на безналичные расчеты послужило развитие средств бесконтактной оплаты, особенно токенизированных карт. Этому способствовало повсеместное распространение соответствующих POS-терминалов. Уже в 2019 г. В 2018 г. Россия была мировым лидером по объему бесконтактных платежей. Как уже отмечалось, преобладающий способ оплаты меняется редко. Поэтому запущенные в то же время механизмы оплаты через СБП и платежные сервисы банков не смогли конкурировать с токенизированными картами, несмотря на меньшую стоимость приема платежей для ритейлеров. Это объясняется тем, что данные сервисы не улучшили клиентского опыта покупателям предлагается сканировать QR-коды и менее выгодны для потребителей кешбэк не предоставляется или он слишком мал.