Главный Православный праздник Рождество Христово, который отмечают 7 января. рождение Иисуса Христа, явление нашему миру Спасителя. Православные отмечают Рождество Христово. Одно из важнейших для христиан событий произошло, как считается, в Вифлееме. Лавра молитвенно встретила праздник Рождества Христова. Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции.
Рождество в России
Православные христиане в России отмечают один из главных праздников церковного года — Рождество Христово. Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Рождество Христово: традиции и история празднования 7 января. Один из самых главных христианских праздников встречают в ночь с 6 на 7 января.
Православные россияне отмечают Рождество Христово
Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа. Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах. Поэтому Рождество Христово всегда стремились провести в любви, мире и благополучии, со щедрым рождественским столом. Уже более тысячи лет Рождество на Руси почитается как основной праздник. Информация о Федеральном портале Истории России.
Развитие иконографии Рождества Христова
- Любовь - лекарство против страха
- «Межпоселенческая центральная библиотека» (МБУК ПР «МЦБ») | Новости
- Горят рождественские ёлки. Каковы традиции и история Рождества Христова
- История возникновения празднования Рождества
Богослужения
- Доклад на тему Рождество 4, 5, 7 класс сообщение
- С Рождеством Христовым, дорогие!
- Священник рассказал школьникам о Рождестве Христовом
- Почему Рождество 7 января, а не 25 декабря отмечают в России
- Рождество Христово в 2024 году: суть, история и традиции праздника — 04.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- «Родися Отроча младо, Превечный Бог»: Лавра молитвенно встретила праздник Рождества Христова
Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России
Обращаясь к телезрителям перед началом ее трансляции, он призвал сегодня помолиться "о стране нашей, о том, чтобы никакая чужая злая воля не сумела нарушить мирного течения нашей жизни". В этом году специально к празднику Рождества в храм Христа Спасителя была доставлена икона "Троица" кисти Андрея Рублева. В общей сложности торжественные богослужения проходят более чем в 500 православных храмах Москвы и в десятках тысяч церквей Московского патриархата по всему миру. Родившегося Спасителя 7 января по юлианскому календарю славят не только в Русской церкви, но также в Иерусалимской, Сербской, Грузинской и Польской православных церквях.
Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти — это жертва, которой и искупились все грехи человечества.
Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера.
Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству. Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой.
Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. Главное лакомство — кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.
Кутья — блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее — изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед — самый чистый на земле продукт.
А Богу, как известно, отдается лучшее. За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда. Празднование Рождества В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них — Рождество.
Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется Святками. Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей.
В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы.
Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней.
Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть.
Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк.
За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади.
Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово. Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда.
«Родися Отроча младо, Превечный Бог»: Лавра молитвенно встретила праздник Рождества Христова
Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября.
Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа.
Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.
Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение.
Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников».
В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора.
Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении.
Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения.
Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в.
Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово.
Фреска монастыря св. Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды».
Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин.
Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным.
Поклониться Богу пришли простые пастухи, которым поведал добрую весть явившийся им ангел. Мудрые волхвы тоже преодолели долгий путь, чтобы поприветствовать Спасителя, путь им указала Вифлеемская звезда. Волхвы преподнести в подарок Богочеловеку роскошные дары. По традиции Рождество - это уютный и домашний праздник, который принято отмечать в кругу семьи. Издавна на рождественский стол ставили блюда из свинины, запеченную птицу и рыбу. В этот праздник принято баловать семью домашней выпечкой, но садились за стол не раньше, чем на небе загорится первая звезда.
До её появления на небе верующие соблюдают строгий пост. Первая звездочка символизирует собой Вифлеемскую звезду, которая служила путеводной нитью для волхвов. Период с 7 по 19 января называют «святками». Это единственные дни в году, когда церковью разрешены гадания. В этот период незамужние девушки гадают на «суженого». Видов рождественских гаданий существует огромное количество, одни дошли до нас с незапамятных времен, другие были введены в обиход относительно недавно. Известной традицией Рождества является колядование, что означает «славить Христа».
Связано это с тем, что юлианский календарь, установленный Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, добавляет в февраль еще одни сутки. В результате каждые 128 лет "набегает" неучтенное время, и праздники в новоюлианском календаре наступают раньше, чем в григорианском. Чтобы избежать дальнейшего расхождения дат, католики установили праздновать Рождество в ночь с 24 по 25 декабря. Традиции РождестваВ российской православной церкви Рождеству предшествует Сочельник. Слово Сочельник происходит от названия монастырского блюда "сочиво": вареная пшеница с медом, которую полагалось есть на праздник. Накануне Рождества запрещалось принимать пищу до того, как на небе появится первая звезда. В ночь с 6 на 7 января, едва показывались звезды, стол застилали скатертью и начинался ужин, в торжественном и строго молчании. Блюд должно было быть обязательно двенадцать — это число носит в христианстве сакральное значение. У славян на праздничном столе обязательно был свежий хлеб и пирожки, начиненные монетками. Считалось, что нашедшему монету будет весь год сопутствовать удача.
Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти — это жертва, которой и искупились все грехи человечества. Очень важно каждому христианину помнить и осознавать эти факты. С праздником, дорогие, с Рождеством Христовым!
Трудная история праздника Рождества
Рождество Христово: что послушать и почитать к празднику - | Миллионы православных верующих сегодня встречают Рождество Христово. Светлый праздник — один из главных в церковном календаре. |
5 фактов о Рождестве, о которых стоит знать - Новости | Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы. |
Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря? | 7 января, в праздник Рождества Христова, в сослужении сонма архиереев и клириков Иерусалимской Православной Церкви и множества богомольцев Патриарх Феофил возглавил торжественное богослужение в храме Рождества Христова в Вифлееме. |
Малоизвестные факты о Рождестве
С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января. На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским новый стиль , ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь старый стиль , применяемый с 45 столетия до нашей эры. Илья Ефимович Репин.
Рождество Христово. В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому. Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю. Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен.
Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову. Саркофаг из Мантуи.
Господь открыл себя миру как царь всего сущего, Бог и исцелитель человека. Дата рождения Иисуса Христа Установить точную дату рождения Иисуса Христа не представляется возможным. Многие считают, что Спаситель родился во время всеобщей переписи населения при императоре Октавиане Августе. Некоторые Поместные Церкви празднуют рождение Иисуса Христа 25 декабря. Разница в датах возникает из-за различных использования различных календарей. Русская Церковь пользуется юлианским календарем, а часть Поместных Церквей — григорианским.
Интересно, что Иосиф не был биологическим отцом Христа, но играл важную роль в рождении Спасителя. Он согласился исполнить божественную миссию - принять и воспитать «чужого, приёмного» ребёнка. Это напоминает нам о том, что Бог также принимает каждого, кто обращается к Нему. Мы можем читать об этом в Послании к Ефесянам, 1 главе, 5 стихе: «Предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Благодаря рождению Сына Божьего каждый человек стал дитём Небесного Отца: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» 1 Послание Иоанна 3:1. Безусловно, Рождество напоминает нам о вечной жизни и божественном назначении человека.
Наша вечность и наше божественное происхождение делают нас особенными и вносят надежду на более светлое будущее. Хотя вмешательство змея изменило всё, мы можем находить утешение в знании, что Бог пришёл на свет в образе Младенца Христа и дал нам надежду на вечную жизнь. Рождество Христа — это время чудес, когда Бог воплотился в человеческом обличье, чтобы спасти человечество. В ту ночь маленький Младенец, родившийся в хлеву в Вифлееме, окружённый дарами волхвов и пастухов, стал надеждой всего человечества. Иисус стал Светом, который проникает во тьму и наполняет человеческие сердца светом утешения и милости. Ведь рождение Христа свидетельствует нам о бесконечной Божьей любви.
Рождество Христа не просто праздник, это истинное поклонение нашему Создателю и Спасителю.
Туда пришли его родители — Дева Мария и ее супруг Иосиф, которого сам Господь выбрал для нее. В городе они не смогли найти пристанище, где им было бы место, поэтому остановились у пастухов в пещере с коровами и овцами.
Именно там и родился Христос. Кроме того, в момент его рождения было особое пророчество, которое ознаменовало приход в мир Спасителя: на небе засияла Вифлеемская звезда. Она известила людей о приходе Мессии.
Волхвы заметили этот символ и пришли поздравить Святую Марию с рождением сына. Они поклонились ему как новому царю Иудеи, поднеся особые подарки — золото, ладан и смирну. Нагорная проповедь, К.
Он понимал, что, согласно пророчеству, младенцу суждено стать новым царем иудейским. Не потерпев соперника, властитель приказал найти ребенка и расправиться с ним. Когда поиски не принесли результата, разъяренный Ирод велел избавиться от всех детей младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях.
Но ангел предупредил Иосифа о решении царя. Так семья смогла спрятаться. В православной и католической церквях празднуют Рождество в разные даты — 7 января и 25 декабря соответственно.
Это связано с тем, что внутри конфессий разные системы летоисчисления юлианский и григорианский календари. За девять месяцев до этого знаменательного события Богородице явился Архангел Гавриил и принес благую весть о том, что она родит младенца и назовет его Иисусом: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Позже эти два торжественных события разделили на разные даты.
Рождество Христово, или в чем смысл праздника
Православные верующие этой ночью начали отмечать один из главных церковных праздников - Рождество Христово. Рождество Христово – это самый добрый, светлый праздник, праздник, когда сердце каждого становится немножечко добрее и несет в себе свет и тепло. Рождество Христово, средневековая иллюстрация из Hortus deliciarum Геррада Ландсбергского (12 век). Православные христиане в России отмечают один из главных праздников церковного года — Рождество Христово. Лавра молитвенно встретила праздник Рождества Христова. Рождество Христово – это праздник, который ассоциируется у православных людей с радостью, торжеством, обновлением, началом новой жизни.
Простой разбор календарей-2025: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря
Дата рождения Иисуса Христа Установить точную дату рождения Иисуса Христа не представляется возможным. Многие считают, что Спаситель родился во время всеобщей переписи населения при императоре Октавиане Августе. Некоторые Поместные Церкви празднуют рождение Иисуса Христа 25 декабря. Разница в датах возникает из-за различных использования различных календарей. Русская Церковь пользуется юлианским календарем, а часть Поместных Церквей — григорианским.
Рождественский пост и святки В праздник Рождества Христова заканчивается сорокадневный пост, которым православные христиане готовят себя ко встрече с Богомладенцем.
О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу. Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой.
Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет. Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод. Московские психологи объяснили, как рассказать ребенку о Рождестве Традиции Перед тем как встретить Рождество, верующие держат сорокадневный Рождественский пост: с 28 ноября по 6 января. Сочельник — самое строгое время поста, нужно есть только сочиво вареную пшеницу с медом.
По этой причине и день называется Сочельником. О конце поста возвещает появившаяся на небе первая звезда, которая символизирует Вифлеемскую. В ночь на Рождество в церквях проходят службы, а после христиане идут по домам наслаждаться трапезой в кругу близких.
К ним с небес спустился ангел, повелевший явиться к Младенцу и воздать ему почести. Придя в пещеру, пастухи обнаружили, что ребенка в яслях оберегают своим дыханием от зимних холодов осел и вол. Вслед за пастухами взглянуть на Божественное дитя пришли волхвы, шедшие на зов путеводной звезды, которая зажглась над Вифлеемом после рождения Христа. Они преподнесли младенцу дары — золото для царя, ладан для Бога и смирну в качестве знака смерти. Рождество — 2024: традиции праздника Вместе с Рождеством наступает окончание долгого поста, в течение которого христиане воздерживаются от пищи животного происхождения и многих духовных и плотских удовольствий. В последнюю неделю перед праздником ограничения ужесточаются.
А в сочельник священнослужители и истово верующие вовсе отказываются от еды, пока на небе не зажжется первая звезда. Также это событие отмечается торжественными службами в храмах начиная с 6 января. Их кульминацией становится ночная Божественная литургия. Рождество — праздник добрых дел и радости.
Библиотекарь также познакомила присутствующих с представленными на выставке книгами.
Напомнила, что в сказке Э. Гофмана «Щелкунчик» главный герой был превращен в рождественскую игрушку, рассказала об интересных книгах Д. Дрешер «Маленькая фея празднует Рождество», Е. Ракутиной «Страна новогодних игрушек» и др. Посетители библиотеки смогли полюбоваться сказочным миром новогодней игрушки прошлых лет и выбрать для прочтения интересные сказки, повести и рассказы о зимних приключениях.
Выставка создала хорошее предпраздничное настроение гостям мероприятия. Это картины художников разных стран, разных периодов и направлений в искусстве, но все они воссоздают неповторимую атмосферу зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта. Ребята узнали историю праздника — о рождении младенца Иисуса, о Вифлеемской звезде, о волхвах и их дарах, и еще многое другое. Далее с детьми была проведена викторина, в ходе которой ребята показали, насколько они были внимательными слушателями.
Рождество Христово в России
А вот почему возникла эта легенда, известно не всем. У германских племен задолго до принятия христианства вечнозеленые растения были символом жизни. Считалось, они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода. В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью. А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на «разграбление» в Новый год. В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, что также хорошо известно, но к Рождеству это отношения не имело — еловые ветки украшали город к Новому году. Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века, и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу — лишь в канун 1840 года газета «Северная пчела» рекламирует продающиеся украшенные елки, а через год сообщает о новом обычае, как о «перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова… Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение».
В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии инославным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь колючая, с влажным мшистым стволом и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда — сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками правда, в последние века он переосмыслен уже в христианском ключе, во многом благодаря перенятому у западных христиан представлению о елке — символе жизни. Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом. А сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить даже у православных христиан Востока — и в родном городе Спасителя, окруженном пустыней Вифлееме, на витринах магазинов стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями. Когда праздновали Рождество древние христиане?
А они его отдельно не праздновали. Откуда взялись эти даты? Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…. Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи — Воскресения Христова — а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия 22 марта и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.
Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления — Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин — с Рождеством.
От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед — самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее. За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда. Празднование Рождества В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них — Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется Святками. Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать — ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами. Традиции праздника С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда — символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп — символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали. Главное действо праздника — колядование. Колядовать могут все — и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать — сладостями, фруктами, деньгами — кто чем может.
Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком — раз и навсегда! Сперва — плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем — беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец — скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить… Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим. В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло». Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено… Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное». Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем». Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия — смерти. Тропарь Рождеству Христову: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Младенец Христос в вертепе — пещере с яслями кормушкой для скота. Рядом со Христом изображен вол и осел: вол, по толкованию многих святых отцов, — это символ иудеев, живущих по закону, а осел — символ язычников, которые сами себе закон Рим 2:14.. Христос пришел спасти и тех, и других. В центре иконы — Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным как утверждали некоторые ; Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии — знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих Откр 19:16. Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь Мф 12:50.
Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока — Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» Лк. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» Лк. Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святые отцы о Рождестве Святитель Амвросий Медиоланский о делах милосердия Встречая день рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов. Наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в тот святый день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих. Ибо хорошо ли будет, если в одном и том же доме, между рабами одного господина иной будет веселиться, нося шелковые одежды, а другой унывать, ходя в рубище, тот пресыщаться пищею, а сей терпеть голод и холод? И какое будет действие нашей молитвы, когда мы просим избавить нас от лукавого, а сами не хотим быть милостивы к своим братиям? Будем подражать Господу нашему. Если Ему угодно было сделать бедных, вместе с нами, участниками небесной благодати; то почему же им не участвовать с нами же в земном богатстве? Братья по таинствам не должны быть чуждыми друг другу по имуществу. Мы вернее приобретаем чрез то ходатаев за себя пред Господом, когда своим иждивением питаем тех, кои приносят благодарение Богу. Бедный, благословя Господа, оказывает пользу тому благотворителю, при содействии коего благословляется Господь. Ибо как писание говорит: горе человеку тому, чрез которого имя Господа хулится; мир человеку тому, чрез которого благословляется имя Господа Спасителя нашего.
5 фактов о Рождестве, о которых стоит знать
Православные верующие этой ночью начали отмечать один из главных церковных праздников - Рождество Христово. В 2023 году Рождество Христово выпадает на уток времени с 7 по 18 января (Сочельник Крещения) называется Святки или Коляды — это период особенной радости для верующих православных, когда все ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Праздник Рождество Христово – это день рождения Божьего сына. Рождество Христово (в Русской православной церкви — Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; др.-греч. 5 Государства, в которых Рождество Христово — выходной день. Праздник Рождество Христово – это день рождения Божьего сына. Рождество Христово — знаменательное событие для всех христиан. Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в РИА Новости, 26.12.2023.
Сегодня православные празднуют Рождество Христово
Главный Православный праздник Рождество Христово, который отмечают 7 января. Уже более тысячи лет Рождество на Руси почитается как основной праздник. Информация о Федеральном портале Истории России. Знаменательное событие для всех христиан – Рождество Христово православные россияне будут отмечать 7 января. Рождество — это семейный праздник, традиционно собирающий вместе родных, близких и друзей. Но попасть на рождественскую службу в храм Христа Спасителя, наверное, мечтает каждый верующий. Православные христиане отмечают Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января, в то время как католики и протестанты отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря.