22 июня, в день, когда 80 лет назад началась Великая Отечественная война, в Большом зале НОВАТа прозвучала Симфония №7 Дмитрия Шостаковича – «Ленинградская».
Похожие альбомы
- Подпишитесь на новости «МО»
- Симфония 2. Октябрю (Дмитрий Шостакович) - скачать в Mp3 и слушать онлайн бесплатно
- Секретное оружие Ленинграда
- Подробности
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю»
Путин назвал Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича примером большого искусства
А этим вечером ее можно будет услышать на берегах Невы. Концерт пройдет под открытым небом, на стрелке Васильевского острова. Почетные гости — ветераны и блокадники.
В Петербурге впервые за 80 лет воссоздадут концерт Шостаковича, как в блокадном Ленинграде. И хорошо, что чиновники от культуры это понимают, поэтому все чаще и чаще реализует проекты, связанные с исторической памятью. Пока, по словам первого замглавы АП РФ Сергея Кириенко, многие российские артисты рвутся на фронт и в военные госпитали, чтобы выступать перед русскими бойцами, идет серьезная борьба за умы поколений. И в этой спецоперации тоже должны быть мощные выстрелы. Один из них запланирован на лето текущего года.
Санкт-Петербургская академическая филармония выиграла грант на реализацию проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти» — это масштабная трехчастная инсталляция, посвященная историческому выступлению Оркестра Ленинградского радиокомитета в осажденном Ленинграде в 1942 году. Сотрудники филармонии вместе с коллегами подготовили грандиозный проект, который будет состоять из трех частей: выставки, научной конференции и мемориального концерта.
Заводские трубы тянулися к небу, Как руки, бессильные сжать кулаки. Страшно было имя наших тенет: Молчанье, страдание, гнет...
Музыка этого раздела отличается четкой фактурой — аккордовой или имитационно-подголосочной, ясным ощущением тональности. Теперь оркестр просто аккомпанирует пению. Фото "Большевик". Художник Борис Кустодиев 1878-1927.
Все мы несем боевую вахту. И работники культуры так же честно, самоотверженно выполняют свой долг, как и все граждане нашей необъятной Родины. И чем лучше, чем прекраснее будет наше искусство, тем больше возрастет уверенность, что его никто никогда не разрушит. Через некоторое время я закончу свою Седьмую симфонию. Заверяю вас от имени всех ленинградцев, работников культуры и искусства, что мы непобедимы и что мы всегда стоим на своем боевом посту». В октябре 1941-го Дмитрия Шостаковича с семьей самолетом вывезли из блокадного Ленинграда вначале в Москву, а затем в Куйбышев. К тому времени основа симфонии уже была готова. Вспомним: широкий распев русской души прерывает вероломное, жестокое нашествие врага, но жуткую какофонию захватчиков пересиливает мужественная и мелодичная тема Родины, где слышатся память, скорбь и надежда. Как вспоминал композитор, первые части произведения были написаны на одном дыхании: нужно было перенести на ноты пульс обороны Ленинграда. Работа над финалом монументального произведения продвигалась не столь стремительно. Безусловно, Шостакович ни на секунду не сомневался в нашей победе, что и должна была предвосхитить мощная концовка симфонии во славу русского народа, его духа и оружия. Между тем ситуация на фронте оставалась тревожной и непросто было представить музыкальное воплощение будущей Победы. Ведь нужно было так сформировать звуковую палитру радости, гордости, памяти о погибших, уверенности в светлом завтра, чтобы не пережать, не сфальшивить. И это удалось. И под Новый год Дмитрий Шостакович в квартире на улице Фрунзе, куда его поселили, с пианистом Львом Обориным в четыре руки сыграли на фортепиано симфонию по только что завершенному клавиру. Первым оценил произведение живший по соседству тоже эвакуированный главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд.
В День памяти и скорби в НОВАТе прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича
Премьера симфонии транслировалось не только на Советский Союз, но и за границу. Перед началом трансляции выступил Д. Следующее исполнение произошло 29 марта уже в Москве. А вот оркестр Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского исполнил ее чуть позже в Новосибирске, поскольку находился там в эвакуации.
Но главная премьера была еще впереди. Было решено провести премьеру симфонии в блокадном Ленинграде. В июле партитура специальным самолетом была доставлена в осажденный город, начались репетиции.
Большой проблемой для исполнения симфонии стали кадры. За время блокады многие музыканты умерли от голода, способных держать инструменты осталось всего 15 человек. Музыкантов разыскивали и в городе, и на ближайших передовых.
Участница блокадного концерта флейтистка Галина Лелюхина рассказывала, что музыкантов разыскивали по радио, приглашали всех, кто мог прийти. Самого дирижера Элиасберга привезли на санях, так как он ослабел от голода. Рассказывают, что ударника Жаудата Айдарова спасли из морга, куда его вывезли, посчитав мертвым.
На валторне играл зенитчик, на тромбоне — пулеметчик. С миру по нитке — так был создан этот, не имеющий аналогов, оркестр. Несмотря на продолжавшиеся обстрелы и бомбардировки, в филармонии были зажжены все хрустальные люстры.
Один из них запланирован на лето текущего года. Санкт-Петербургская академическая филармония выиграла грант на реализацию проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти» — это масштабная трехчастная инсталляция, посвященная историческому выступлению Оркестра Ленинградского радиокомитета в осажденном Ленинграде в 1942 году. Сотрудники филармонии вместе с коллегами подготовили грандиозный проект, который будет состоять из трех частей: выставки, научной конференции и мемориального концерта.
Экспонаты на крови В экспозиции представят поистине уникальные артефакты: оригинальную партитуру Шостаковича, начатую в блокадном Ленинграде и завершенную в Куйбышеве в эвакуации, огромный документальный ряд из архивов МИД РФ, связанный с премьерами симфонии в Лондоне и Нью-Йорке, масса бытовых подробностей дрова, умывальники, специальные щипцы для тушения авиационных бомб и др. Не забудут и имена тех, кто принимал участие в концерте и тех, кто не смог дожить до этого момента — все имена музыкантов представят на выставке в виде визуальной инсталляции. Как известно, менее 30 человек из 80 заявленных пришли на первую репетицию заявленные погибли от голода или дистрофии Седьмой симфонии, которая длилась менее получаса, потому что у участников оркестра попросту не было сил. Программку концерта с рукописными пометками о заменах музыкантов тоже представят.
Ведь главное, зачем Шостакович приехал в Горький, - участие во Втором фестивале "Современной музыки". Он открылся в филармонии его "Праздничной увертюрой". Труд тех, кто участвовал в организации масштабного музыкального фестиваля, маэстро оценил лично. Дмитрий Шостакович, Композитор, Народный артист СССР: Я хочу воспользоваться случаем и горячо поблагодарить всех будущих организаторов фестиваля, которые его так устроили хорошо и потратили много старания и энергии, чтобы все было на фестивале хорошо.
Она тогда только открылась.
А ученики уже успели организовать музыкальный клуб имени композитора. Здесь действовали музыкальные классы и появился первый в Горьком школьный хор. Дети замирали от восторга, общаясь с легендой.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю»
Это лишь несколько событий фестиваля. Ниже — программа полностью. Премьера в Самарском театре оперы и балета.
Многие оркестранты были в то время на фронте, и отозвать их с войны, чтобы сыграть одну симфонию, казалось затеей наивной и немыслимой. Тогда на помощь пришел маршал Советского Союза Леонид Говоров, выдав дирижеру соответствующую бумагу.
Согласно этому распоряжению, Элиасберг имел право затребовать с фронта любого музыканта. Любой боец Ленфронта или матрос Балтфлота без замедления командировался в его распоряжение прямо с передовой. Такое распоряжение было дано и подписано моим дедом", — рассказал Алексей Говоров, внук маршала Говорова. Благодаря этому решению 30 марта состоялась первая после зимнего перерыва репетиция оркестра Ленинградского радио и, по сути, его возрождение.
Впрочем, добор музыкантов не прекращался почти до самой премьеры. Так, например, имя кларнетиста Виктора Козлова, в действительности игравшего на блокадном концерте, ни в одном доступном списке не упомянуто. Просто кто-то не дожил совсем немного, а Козлова заявили в последний момент. Люди уходили очень быстро, а тем, кто оставался, предстояло каждый день работать на пределе своих возможностей.
Скрипачам нужно было заново обучить свои закостенелые холодные пальцы быстроте и ловкости, трубачам — запастись силами, чтобы выдерживать темп с хорошим звуком, а Элиасбергу предстояло быть безжалостным. Просто держать ее? А самое главное — держать столько времени на весу правую руку, — удивляется скрипач, второй концертмейстер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии имени Шостаковича Павел Попов. Это выматывает нас, здоровых и крепких мужчин, а как это смогли сыграть в блокадном Ленинграде, я просто не представляю".
По его словам, навыки и скорость моторики восстановить со временем можно, однако это процесс долгий, в котором даже один день пропуска имеет неподдельный вес для профессионального музыканта. Нужно было ежедневно тратить много сил, а где их было взять? По словам Ерофеева, людям все равно было неимоверно тяжело. Он рассказал про один известный эпизод, связанный с ударником оркестра Жавгетом Айдаровым.
Как-то тот не дошел до репетиции, и Элиасберг нашел его уже в мертвецкой. Элиасберг наклонился к нему, и то ли Айдаров чуть шевельнулся, то ли тончайший музыкальный слух дирижера услышал слабое биение сердца, но Элиасберг понял, что Айдаров жив. Его перенесли в госпиталь, который располагался в гостинице "Астория", вернули к жизни, и 9 августа он принимал участие в концерте. Участники того коллектива были дружны до самого конца и не раз собирались вместе, чтобы в юбилейную годовщину блокадной премьеры Седьмой вновь, уже с молодыми музыкантами, исполнить симфонию в Большом зале филармонии.
Покровительство и помощь маршала Маршал Советского Союза Леонид Говоров помогал Элиасбергу не только с отзывом музыкантов с фронта, но и с дополнительными пайками для них, а также выдал дирижеру разрешение передвигаться на велосипеде.
Вдруг он заметил, что пальцы того слегка шевельнулись и закричал: «Да он же живой! Именно Айдаров выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия», которую позже писатель Алексей Толстой назвал «пляской ученых крыс под дудку крысолова». День исполнения симфонии 9 августа был выбран не случайно. Дело в том, что по приказу Гитлера фашистские войска должны были вступить в Ленинград в этот день.
Немцы даже напечатали пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Но героическое сопротивление жителей города и красноармейцев помешали осуществиться этим планам захватчиков. Артиллеристам был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом генерал-лейтенанта Леонида Александровича Говорова непрерывно подавлять огонь противника. Во время исполнения симфонии шла ее прямая трансляция по радио и громкоговорителям городской сети. Симфонию слышали не только ленинградцы, но и осаждавшие город немецкие войска.
После войны два бывших солдата Вермахта, воевавших под Ленинградом, нашли Карла Ильича. Они признались дирижеру: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну». Писатель Алексей Николаевич Толстой был одним из первых слушателей этого масштабного сочинения.
К тому времени оно уже прозвучало и в Советском Союзе, и за рубежом, но всё это не могло сравниться с масштабом и значением исполнения в блокадном Ленинграде", — сказал Путин. Дата премьеры, напомнил он, была назначена на тот день, когда нацисты собирались праздновать покорение города, но "их планы сломить ленинградцев изначально были обречены на провал". И как гимн мужеству и стойкости Ленинграда здесь зазвучала грандиозная музыка, которая воспевала подвиг людей, ту твердыню народного духа, которая была мощнейшим оружием ВОВ, подчеркнул президент. Путин убеждён, что прямая трансляция концерта потрясла мир. Позади было 11 первых, самых трудных месяцев блокады.
В Новосибирске симфонию Шостаковича играли под дождём в День памяти и скорби
Историю создания «Вальса №2» Шостаковича, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице. Творческая активность Шостаковича обратила на себя внимание не только в Ленинграде: постепенно он утверждался как один из самых деятельных, талантливых молодых композиторов страны. Агитационный отдел музсектора Госиздата заказал Шостаковичу симфонию, посвященную десятилетию Октябрьской революции.
В Самарской области исполнили Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича
Произведение в блокадном городе исполнил оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, единственный оставшийся тогда в городе крупный музыкальный коллектив. Письмо Шостаковича В 1942 году советские войска все еще несли страшные потери. Обстановка на фронтах была тяжелейшей. В осажденном Ленинграде после первой и самой страшной блокадной зимы оставался дирижер Карл Элиасберг. Вместе со своим оркестром он с первого дня блокады не прекращал давать концерты, но с середины декабря пришлось прекратить: в живых из всего оркестра осталось около 20 человек. Находясь в госпитале, Элиасберг принял тогда посетителя — одного из своих оркестрантов, а также исполняющего обязанности директора Ленинградской консерватории Григория Фесечко. А Элиасберг лежал в тот момент на стационаре, куда попал с женой, — у обоих был диагноз дистрофия.
Наверное, это предписание и подняло его тогда с блокадной койки", — вспоминает обозреватель ТАСС Олег Сердобольский беседы с дирижером. Партитуру симфонии на военном самолете доставили в Ленинград летом 1942 года. Когда четыре тетрадки оказались в руках дирижера, он понял, что подтвердились его и лучшие, и худшие подозрения. К партитуре прилагалось письмо Шостаковича с почти невыполнимой просьбой-требованием. Из воспоминаний Элиасберга: "Я читал партитуру и одновременно с восхищением, которое вызывала у меня симфония, испытывал острое чувство тревоги. Передо мной было грандиозное произведение, написанное для увеличенного состава оркестра.
Сумеем ли мы осилить, поднять его? Дирижерская философия Элиасберга вообще была строга: рассказывают, что, даже когда он выступал с оркестром на улице в холодное время года, скидывал пальто и дирижировал во фраке. Я перед ним был, конечно, мальчишка. Тон нашего разговора был очень спокойный, сосредоточенный, Элиасберг запомнился мне дисциплиной рассказа — он был очень четок в том, что он говорил. А говорил он как раз о блокадном исполнении 7-й симфонии. Это была титаническая работа — надо было дать понять каждому музыканту: если ты жив, у тебя нет уважительной причины, чтобы не прийти на репетицию", — вспоминает свои беседы с дирижером Олег Сердобольский.
Это был, без преувеличения, идеальный кандидат для решения такой неподъемной задачи. Сменить оружие на скрипку Элиасбергу нужно было собрать минимум 80 музыкантов, тогда как в его распоряжении не было и трети от нужного числа. Многие оркестранты были в то время на фронте, и отозвать их с войны, чтобы сыграть одну симфонию, казалось затеей наивной и немыслимой. Тогда на помощь пришел маршал Советского Союза Леонид Говоров, выдав дирижеру соответствующую бумагу.
Новосибирцы заполнили площадь, свободных мест почти не было. Приехала на выступление и Анна Кикина, в честь которой в Новосибирске назван планетарий. Фото: Александр Ощепков.
Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу! Трансляция исполнения велась на весь Ленинград: по радио и через уличные громкоговорители. Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.
Ведь главное, зачем Шостакович приехал в Горький, - участие во Втором фестивале "Современной музыки". Он открылся в филармонии его "Праздничной увертюрой". Труд тех, кто участвовал в организации масштабного музыкального фестиваля, маэстро оценил лично. Дмитрий Шостакович, Композитор, Народный артист СССР: Я хочу воспользоваться случаем и горячо поблагодарить всех будущих организаторов фестиваля, которые его так устроили хорошо и потратили много старания и энергии, чтобы все было на фестивале хорошо.
Дмитрий Шостакович. Симфония №2. Дирижер - Валерий Гергиев.
Шостакович ему говорил, что написал эту симфонию “как реакцию на сталинский режим, его репрессии”», – привел слова композитора заслуженный деятель искусств РТ, бывший дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Рустэм Заляй. Накануне поздним вечером, 9 августа, на Стрелке Васильевского острова в рамках концерта «Ленинградская симфония на берегах Невы» звучала Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор Дмитрия Шостаковича. Историю создания «Вальса №2» Шостаковича, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице. Дмитрий Шостакович - Симфония № 7 (Ленинградская).
Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
И концерт Брамса оказался в итоге неким необязательным привеском к главному блюду – Одиннадцатой симфонии («1905 год») Шостаковича. В Санкт-Петербурге сегодня прозвучит Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. В гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича. Первое исполнение в Москве Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в Колонном зале Дома Союзов под руководством дирижера Самуила Самосуда, 29 марта 1942 года. Фото: РИА Новости/Иван Шагин. 9 августа Академический симфонический оркестр филармонии исполнит Седьмую симфонию Шостаковича. Агитационный отдел музсектора Госиздата заказал Шостаковичу симфонию, посвященную десятилетию Октябрьской революции.
Дмитрий Шостакович - Симфония 2. Октябрю
Кстати, в новосибирской филармонии «Ленинградская» симфония Шостаковича звучит часто. В прошлом году её играли в рамках историко-музыкального проекта «Партитура памяти». Он был посвящен юбилею первого исполнения этого легендарного произведения в 1942 году в блокадном Ленинграде.
Дворцовый мост в Петербурге развели под Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича "И это свидетельство настоящего, большого искусства, где великими на все времена становятся произведения, которые славят истинные, вечные ценности, объединяют людей всех возрастов, национальностей и религий, утверждают правду и свет, которые всегда берут верх над ложью, над силами тьмы", — подчеркнул Путин.
По словам российского лидера, Седьмая симфония — одна из вершин мировой культуры, уникальная по содержанию и выразительности, легендарная историей своего создания, тем величайшим влиянием, которое она оказывает на чувства, надежды и судьбы людей. Чемодан Шостаковича и полевое радио: На что посмотреть в музее "Бессмертного полка" в Петербурге "Ровно 80 лет назад — 9 августа 1942 года — состоялась самая главная премьера этого гениального произведения. К тому времени оно уже прозвучало и в Советском Союзе, и за рубежом, но всё это не могло сравниться с масштабом и значением исполнения в блокадном Ленинграде", — сказал Путин.
Дата премьеры, напомнил он, была назначена на тот день, когда нацисты собирались праздновать покорение города, но "их планы сломить ленинградцев изначально были обречены на провал".
Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ.
Она потрясла и вдохновила жителей осаждённого города и одновременно привела в замешательство немцев. По словам скрипача и дирижёра Давида Ойстраха, во время войны эта симфония действительно звучала как «пророческое утверждение победы над фашизмом». Как произведение стало музыкальным символом блокады Ленинграда — в материале RT. При этом гениальный композитор находил в себе силы заниматься творчеством. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка», — вспоминал композитор. Блокадный Ленинград РИА Новости Симфония войны Работу над Седьмой симфонией Шостакович начал в первые недели Великой Отечественной войны, а закончил финальную часть и начал готовить произведение к постановке уже в декабре 1941 года. В феврале 1942-го в газете «Правда» вышла статья писателя Алексея Николаевича Толстого о репетиции симфонии. Также по теме Музыка времени: исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. По семейной легенде, родители хотели назвать его Ярославом, но... Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний.
Путин: Седьмая симфония Шостаковича вызывает сильные чувства и в новых поколениях
К моменту сочинения Второй симфонии Шостаковича (1927) тот пласт, о котором говорит Луначарский, был еще довольно слабым. Он напомнил, что Шостакович начал писать симфонию в блокадном Ленинграде, ему самому пришлось пережить всю трагедию того периода. И концерт Брамса оказался в итоге неким необязательным привеском к главному блюду – Одиннадцатой симфонии («1905 год») Шостаковича. Сегодня, спустя многие десятилетия Ленинградская симфония Шостаковича продолжает вызывать в новых поколениях самые сильные чувства», — добавил Путин. К середине сентября Шостакович завершил работу над двумя частями симфонии, а 29 сентября — над третьей. Где послушать ленинградскую симфонию Шостаковича в спб 9 августа 2022 года.