28 окт, 2010 @ 12:11 Русский поход на Булгар в 1399 г.
Цикл статей "Западный поход монголов"
По этой же причине рядом с городом возник Ага-Базар — важнейший торговый центр как Булгарии, так и место, где встречались торговцы Запада и Востока. Болгар был столицей, пока в XII веке из-за частых набегов ее не перенесли в менее доступный Биляр. Арабские путешественники описывали город как мусульманский, но с византийскими домами. А Болгар оставался главным торговым и экономическим центром страны до 1236 года, когда его сожгли монголы. Автор Иван Шишкин Биляр В настоящее время информация о Биляре получена в основном из раскопок на Билярском городище возле села Билярска Алексеевского района. К сожалению, о городе можно судить только по остаткам рвов и валов, множеству мелких бытовых находок, собранных археологами. Никаких зданий не сохранилось. Биляр относят к крупнейшим городам средних веков цивилизации.
В летописях древней Руси он называется великим. А Волжская Булгария могла гордиться своим городом. Ведь его площадь составляла около 800 га, в то время как территория крупнейших городов Европы не превышала 400 га, а главные города Руси помещались в 100 га. Биляр был популярным центром, куда приезжали представители многих государств. Караван-сарай в Биляре Сувар и другие Другим крупным городом в стране был Сувар. Он был окружен мощными укреплениями с башнями. Арабский ученый, описывая город, сообщал, что в нем жило 10 тысяч человек, была соборная мечеть.
В центре было построено двухэтажное здание из кирпича с куполом, удивляя своей красотой. Сувар был разрушен в 1236 году. У жителей правого берега Волги главным городом был Ошель, разместившийся на площади 80 га. Центром нижнекамских булгар считался город Джукетау, стоявший на Каме. Крупными городами были Кашан и Елабуга. Казань Совсем недавно о Казани в Древней Булгарии ничего не было известно. В результате раскопок обнаружено, что на месте Казанского кремля на рубеже X-XI веков находилось военное укрепление, которое вскоре стало одним из международных торговых центров.
Здесь обнаружены вещи из многих стран. Особый интерес вызывает чешская монета 929-930 года чеканки. Это свидетельство древнего происхождения города, которое еще требует изучения. Читайте также — Достопримечательности древнего Болгара в Татарстане Хазарский каганат и Волжская Булгария Мигрировавшие вверх по Волге из хазарских земель булгары, даже создав свое государство, были в вассальном подчинении у татарского каганата, а их правитель входил в родовую хазарскую аристократию на вассальных правах. Подчинение предполагало предоставлять войско каганату и платить умеренную дань. Но в истории Волжской Булгарии настал момент, когда она решила стать независимой. Традиционно ранее это решалось разгромом суверена или уходом на новые земли.
Булгары впервые поступили по новому, решив принять новую религию. Государство официально становится исламским. Хазарская гвардия не воевала с мусульманами. Таким образом, булгары становились менее зависимыми от каганата. Полная независимость пришла после падения каганата в 965 году. Походы русских против булгар Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году. В 1120 году походом руководил Юрий Долгорукий — князь Владимиро-Суздальский.
Наиболее крупным был поход в 1164 году при князе Андрее Боголюбском. Войска спустились на судах по Волге, разбили булгар и сожгли столицу Болгар. Зимой 1172-1172 года в поход отправился Мстислав Андреевич, к которому присоединились рязанские и муромские дружины. В 1183 году Всеволод Большое Гнездо и дружины еще 6 княжеств общей численностью до 7 тысяч воинов безуспешно осаждали города Тухчин и Биляр. За это время булгары собрали ополчение и окружили русских. Было 10 дней противостояния и заключение мирного договора. В 1185 году перемирие было нарушено войсками воеводы из Городца, посланными по приказу князя Всеволода.
Все-таки военных действий между двумя государствами было сравнительно немного, а каждый поход завершался мирным договором. В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры. Волжская Булгария на карте Древней Руси выглядела примерно так: Волжская Булгария в составе Золотой Орды В 1236-1242 годах состоялся Западный поход монгольских войск, который возглавил один из правителей — Батый. В результате этой военной кампании были завоеваны и государства Поволжья. Территория Волжской Булгарии вошла в состав улуса Джучи. Ей была сохранена частичная автономия, а столицей стал город Болгар. При его правлении была построена новая столица Сарай-Берке, которая находилась на территории современной Волгоградской области.
Болгар становится административным центром в Поволжье. При Берке здесь идет значительное строительство, появляются каменные здания, увеличивается товарооборот. В это же время значительная часть населения Волжской Булгарии переселяется на земли Закамья. Это приводит к тому, что в Болгаре значительно меняется состав населения.
Смерть и канонизация Святой благоверный князь Андрей Боголюбский икона Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня1174 г. Легенда гласит, что заговорщики бояре Кучковичи сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу.
Исследователь считает, что в правление Шилки отца Алмуша булгары объединили все эти племена под своей властью. Государство Булгар и сопредельные государства, 1025. Thomas A. Lessman wikipedia. Он отмечал, что ничего не осталось от булгар, буртасов и хазар, когда русы напали на хазар. Говорилось, что Булгар малый город с пристанью. Но почти сразу же говорилось о городах Хазарии. Он также говорил о внутренних булгарах на которых также напали русы. Из сведений других источников мы достоверно знаем, что Святослав на Волжскую Булгарию не ходил. Об этом молчит большинство арабских и персидских хронистов. Поход Святослава на волжских булгар и буртасов — это исторический фантом созданный Ибн Хаукалем. Буртасы упоминались еще в контексте событий XIII в. Рашид ад-Дином. Не знает об этом и Нестор. Первый поход на это государство состоялся лишь в 985 г. Нестор отмечал, что те «суть все в сапозех» и приказал искать дани с лапотников, то есть финских народов. Даже помощь огузов-торков в походе ничем не помогла. Нужно отметить, что внутренние булгары указаны у Ибн Хаукаля как христиане и мусульмане. Дунайские болгары в большинстве случаев были известны арабам как бурджаны и к ним редко применяли термин булгар. Касательно же Черных Булгар, то у них как у других народов Хазарского каганата население могло исповедовать разные религии. Традиции христианства в регионе были достаточно развиты. В составе Готской митрополии находилась Оногурская епископия обслуживающая булгар. Также существовали Ретегская, Астилийская и Хотцирская епархия среди хазар. Ислам же должен был приходить с арабскими, персидскими и хорезмийскими народами, проникавшими на Северный Кавказ через порты Каспийского моря. В Кембриджском документе упомянут загадочный народ BM, который воевал против хазар и алан. Определенно часть булгар оставалась на Северном Кавказе во время существования Хазарского каганата. С упадком Хазарского каганата земли Черных Булгар должны были оказаться под властью огузов-турков, которые были союзниками Руси против хазар. Внутренними булгарами должны были быть только Черные булгары. Реплика Ибн Хаукаля требует исправления. Не с Русью, а с огузами они столкнулись. В мусульманских источниках информация о этой войне закамуфлировано в сведениях о нападениях тюрков на Хазарию. Живший в правление халифа ал-Мамуна правитель булгар бургар у ан-Надима просил объяснить детали исламского вероучения, и халиф написал ему письмо в более ста страниц. Отмечалось, что народы бургар, хазар, алан, бургаз не имеют письменности. Археологические находки в Восточной Европе демонстрируют ошибочность этих суждений, так как у булгар была зафиксирована тюркская руническая письменность.
Столица Волжской Булгарии походы Святослава. Поход Святослава на Волжскую Булгарию. Походы русских князей в 12 веке против Половцев и Волжской Булгарии. Начало правления князя Владимира Святославича. Владимир 1 поход на Волжскую Булгарию. Владимир Святославич прозвище. Походы на Волжскую Булгарию Святослава 966. Святослав Игоревич Волжская Булгария. Святослав Хазарский поход. Хазары разгром Святослав Игоревич. Андрей Боголюбский похо. Поход на Волжскую Булгарию Андрей Боголюбский. Юрий Долгорукий с дружиной. Походы на волжских Булгар Андрей Боголюбский. Поход Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию. Миниатюры Радзивилловской летописи Андрей Боголюбский. Поход Андрея Боголюбского на Киев 1169. Древнерусское государство арта. Древнерусское государство 9-11 века карта. Древнерусское государство в 11 веке карта. Поход Святослава на Хазарский каганат. Походы князя Святослава карта. Походы Всеволода большое гнездо карта. Походы Всеволода большое гнездо на Рязань. Походы Всеволода большое гнездо на Волжскую Булгарию. Всеволод большое гнездо карта поход на Булгар 1183. Поход Владимира на Волжскую Булгарию 985. Булгарский поход Владимира Святославича. Князь Владимир Волжская Булгария. Волжская Булгария и Хазарский каганат на карте. Тюркский каганат Хазарский каганат Великая Булгария на карте. Карта древней Руси 7 век. Первый Дунайский поход Святослава. Внешняя политика князя Владимира. Внешняя политика Владимира Святославовича карта. Внешняя политика Владимира красное солнышко. Поход Святослава на Итиль. Поход Святослава на вятичей карта. Волжский поход Святослава. Червень и Перемышль поход Владимира. Поход Владимира на Червенские города. Поход на Червенские города Ярослава Мудрого. Владимир присоединил к Руси Червенские города. Территория Волжской Булгарии. Город Сувар Волжская Булгария на современной карте. Поход на Волжскую Булгарию карта. Волжская Булгария альтернативная история. Завоевание Волжской Булгарии монголами карта. Разгром монголами Волжской Булгарии. Захват Волжской Булгарии монголами. Походы Владимиро Суздальского войска на Волжскую Булгарию год. Поход против волжских Булгар. Поход на Волжскую Булгарию 1120.
Поход князя Святослава на Булгар
Монах Юлиан: поход через Волжскую Булгарию в поисках Великой Венгрии | Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию. |
Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье | С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376 | Выгодное стратегическое положение Волжской Булгарии привело к тому, что Хазария, совершив военные походы, принудила булгар выплачивать дань Хазарскому каганату. |
Война с булгарами 1120 г. | В летние месяцы Волжская Булгария превращалась в большую ярмарку для купцов со всех концов мира. |
Война с булгарами 1120 г. | Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии. |
Предыстория государства
- Монгольское завоевание Волжской Булгарии
- Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси
- Другие выпуски программы
- Пять сыновей великого хана
- Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)
Куда исчезла Волжская Булгария?
Важной военно-политической задачей киевской державы было установление контроля над Волжским путем. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой.
В то же время другой ордынский отряд напал и разорил Переяславль-Рязанский. В 1378 году войско темника Бегича — сторонника мурзы Мамая — в битве на реке Воже было наголову разбито московским войском. Далее последовала победа объединенного русского воинства над войском темника Мамая в Куликовской битве. Интересные факты Под Булгаром русское войско впервые столкнулось с огнестрельным оружием. Так же в диковину были и боевые верблюды, пугавшие русских коней.
Голдмена сопротивление под руководством Бачмана началось в 1229 году [65]. Вплоть до 1236 года продолжали вести борьбу мадьяры баджгарды Южного Урала, опираясь на военную поддержку Булгарии. С учетом мощи монгольской армии, Бачманом была выбрана тактика партизанской войны, которую довольно красочно описал промонгольский историк XIII века Джувейни [66] : Так как у него не было постоянного местопребывания и убежища, где бы он мог остановиться, то он каждый день оказывался на новом месте, был как говорится, в стихе: «днем на одном месте, ночью на другом», и из-за своего собачьего нрава бросался, как волк, в какую-нибудь сторону и уносил что-нибудь с собою. Мало-помалу зло от него усиливалось, смута и беспорядки умножались. Где бы войска монгольские ни искали следов его , не могли отыскать его, потому что он уходил в другое место и оставался невредимым. Так как убежищем и притоном ему большею частью служили берега Итиля, он укрывался и прятался в лесах их, наподобие шакала, выскакивал, забирал что-нибудь и опять скрывался Вокруг Бачмана сплотились все антимонгольские силы Волго-Уральского региона. Их действия препятствовали безопасному выходу монголов в западнокыпчакские степи [67] [68]. В руководстве Монгольской империи возникло беспокойство, что упорное сопротивление восточных кыпчаков может разжечь восстание в других районах степи [67]. Пэн Да-я, сунский порученец, посетивший ставку Угэдэя весной или летом 1234 года, сообщает [69] , что было опасение, как бы в степи не разбушевался неконтролируемый огонь, если тлеющие угли [сопротивления кыпчаков] не будут погашены Основной проблемой стали восточные кыпчаки и их новый лидер. Перед началом Западного похода Субэдей, не дожидаясь сбора всех войск, начал наступление на йемеков. Согласно его биографии из «Юань-Ши», каан Угедей в год «и-вэй» 21 января 1235 — 8 февраля 1236 г. Поэтому приказал [Субдею] быть в авангарде и сразиться с Бачманом, а затем назначил [его] командовать главной армией. После чего были захвачены жены и дети Бачмана на берегу Куан Тиен-чи-ссу Каспийское море. Бачман узнал о приходе Субэдтая, сильно оробел и сбежал в море Прелюдией к «Западному походу» стал разгром йемеков под командованием Бачмана. Не сумев остановить монголов, Бачман отступил к низовьям Волги. Тем самым Субэдей, обезопасив свой южный фланг от контратаки йемеков, мог готовить генеральное наступление на Булгарию [70]. Субэдэй взял на себя командование главными силами для нападения на Волжскую Болгарию. К этому моменту Бачман и его сторонники уже не представляли большой угрозы, однако не в правилах монголов было оставлять «мятежников» безнаказанными. Поэтому Мункэ было предписано отыскать и примерно наказать «преступников» [71]. Согласно Оллсену [71] сравнение китайских и персидских источников дает представление о последних днях Бачмана [72]. Он нашел убежище на одном из множества островов в дельте Волги [73]. Монголы, обнаружив его местопребывание, зимой 1236—1237 года организовали крупную облаву. По приказу Мункэ соорудили 200 судов для контроля русла реки, в то время как он и его брат Бучек со своими всадниками прочесывали оба берега. Вскоре Мункэ наткнулся на одну из сторонниц Бачмана, старую больную женщину, оставленную своими соплеменниками, и она рассказала ему, на каком острове прячутся беглецы. В отсутствие лодок войска Мункэ не могли переправиться на остров. Но вдруг «поднялся сильный ветер и отогнал воду настолько, что остров стал достижим» [74]. Мункэ приказал немедленно атаковать. В последовавшей схватке монголы перебили численно превосходивших кыпчаков и захватили в плен Бачмана. Мункэ вернулся на берег реки со своим пленником и «воды вернулись». Бачман, не сомневавшийся в своей участи, просил лишь, чтобы Мункэ убил его собственной рукой, но тот отказался. В этом рейде по низовьям Волги войска Мункэ захватили также аланов, которые, участвовали вместе с кыпчаками в их борьбе против монголов [75]. Аланского предводителя Качир Укуле захватили живым и предали той же казни, что и его кыпчакского союзника. Курултай 1235 года [ править править код ] Хотя к 1234 году у монголов был ряд военных успехов в Заволжье и определенне расширение территории Улуса Джучи на запад, но решающего успеха достигнуто не было. За одиннадцать лет непрерывной войны на границах с 1223 года Улус Джучи существенно не расширился [62]. Автор «Сокровенного сказания» отмечал, что …Субеетай-Багатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингис-хане, а именно Канлин Канглы , Кибчаут Кыпчаки , Бачжигит Мадьяры , Орусут Русь , Асут Асы-аланы , Сесут Саксин , Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар Булгария , Келет [76] , а также и городов за многоводными реками Адил и Чжаях… [77] а также: …вражеских же стран там много, и народ там свирепый. Это такие люди, которые в ярости принимают смерть, бросаясь на собственные мечи. Мечи же у них, сказывают, остры… [78] Правители Улуса Джучи оказались перед лицом общего краха всей своей военной политики. Каан Монгольской империи Угедей, несмотря на наличие других войн — с империей Южная Сун, с Кореей и Тибетом, вынужден был учесть положение Джучидов, так как они являлись силой, поддерживавших его на троне против других Чингизидов. Уступая давлению Джучидов каан объявил общемонгольский поход на Запад во главе с Бату [62]. Решение об установлении полного контроля над западнокыпчакскими землями было принято на курултае, проходившем на берегах реки Онон в конце весны 1235 года. Новое продвижение на запад планировалось как крупномасштабное предприятие. Номинальное руководство поручалось Бату, второму сыну Джучи и его преемнику. Однако в целях обеспечения успеха Угэдэй передал фактическое руководство операцией в руки Субэдэя [62]. Интересные сведения о курултае сохранил Ала ад-Дин Джувейни, использовавший материалы ханской канцелярии и рассказы очевидцев, поскольку писал в 1252—1253 годах, через полтора десятилетия после самих событий. Он писал: Когда каан [Угедей] во второй раз собрал Великий курилтай, они [царевичи] вместе совещались об истреблении и покорении всех оставшихся [до сих пор] непокоренными. Было принято решение о завоевании пределов Булгар, Ас и Рус, находившихся по соседству со становищем Бату. До сих пор не подчиненных и [тщеславно] гордившихся множеством своих городов [79]. Поход на Запад и завоевание Волжской Булгарии 1236—1237 годы [ править править код ] В короткие сроки после курултая 1234 года был осуществлен сбор дополнительных налогов и начался набор войск. По указу Угедея: Старшего сына обязаны послать на войну как те великие князья-царевичи, которые управляют уделами, так и те, которые таковых в своем ведении не имеют. Нойоны-темники, тысячники, сотники и десятники, а также люди всех состояний, обязаны точно так же выслать на войну старшего из своих сыновей. Равным образом старших сыновей отправят на войну и царевны, и зятья [78] Каждая семья обязана была выставить одного воина. Это была беспрецедентная мобилизация сил, подобной которой больше Монгольская империя не знала [62] [80]. Выполняя указ Угедея, многие Чингизиды участвовали в походе лично: младший сын Чингиз-хана Кулькан , сыновья Угедея Гуюк и Кадан , сыновья Тулуя Менгу и Бучек, сыновья Чагатая Бури и Байдар , а также все взрослые Джучиды — Бату, Орду , Шибан и Тангут , а из почетных эмиров Субедей-багатур, Бурундай-батыр и несколько других эмиров [81] Общее командование войск было возложено на Бату, а его главным советником стал Субедей. Не будучи Чингизидом этот полководец сыграл огромную роль в организации и руководстве военными действиями во время похода на Запад [82] [70]. Субедей, не дожидаясь сбора всех войск, в год «и-вэй» 21 января 1235 года — 8 февраля 1236 года начал наступление на йемеков, действовавших под командованием Бачмана, и разгормил их. Бачман отступил к низовьям Волги. Обезопасив тем самым свой южный фланг от контратаки йемеков, Субедей стал готовить генеральное наступление на Булгарию. Весной и летом 1236 года войска Бату сражались с мадьярами в Южном Приуралье. Вторжение в Волжскую Булгарию началось в конце лета или осенью 1236 года после подхода корпусов Гуюка и Мунке и происходило несколькими корпусами, которые двигались по сходящимся направлениями общим направлением на Биляр «Великий город» [83] [84].
Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами. В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы. Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны. Здесь селилось среднее сословие — мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом». За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай. При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города. Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше. Торговля Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли. Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом. В Ага Базаре, недалеко от Болгара — столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки. Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы. Обширные караван-сараи приносили немалые доходы. Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары. Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства. Ведь товары за рубеж зачастую не нужно было везти. Их прямо на месте покупали заезжие гости. Религия в Волжской Булгарии Формирование государства Волжская Булгария проходило в непростой обстановке. На ее территории проживало много достаточно независимых этнических групп. Сложные отношения выстроились с Хазарским каганатом, которому приходилось платить дань. Эти факторы привели к пониманию, что успешно бороться с этими проблемами поможет принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, которые больше выражались в форме ритуалов, но не затрагивали политическое устройство государства. Выбирая из возможных вариантов, булгарский правитель Алмуш сын Шилки решил остановиться на исламе. Для этого были веские основания. Ислам был новой религией, набиравшей силу. Особенно привлекало то, то ислам был принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние. У булгар были тесные отношения с арабскими купцами. Алмуш рассчитывал, что его государство, став одной веры с халифатом, получит его защиту от хазар. Хазары же исповедовали иудаизм, и для мусульман считались неверными. В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным источником информации о Волжской Булгарии того времени. Первоначально ислам приняли в крупных городах. Постепенно в течение X века он распространился на всю территорию государства. Эти данные ученые получили из археологических раскопок. Об этом свидетельствовали исследованные могильники, в которых повсеместно стали находить захоронения, проведенные с мусульманской обрядностью. Для нее были характерны: расположение тел головой на запад, немного повернутое на правый бок, лицо, обращенное в сторону Мекки, отсутствие вещей. Следует отметить, что не все население Булгарии приняло ислам. Ряд племен, из которых наиболее крупным были сувары, отказались это сделать. Они переселились на новые территории. Впоследствии здесь сформировалась нация и государство чувашей. Они в значительной степени сохранили традиции и булгарский язык до наших дней. Чувашский язык использовался для современной расшифровки булгарских надгробий. Приняв ислам и сблизившись с багдадским халифатом, Волжская Булгария сделала значительный шаг вперед в своем развитии, получив могущественного союзника. Это помогло в становлении централизованного государства, сделало его сильным и влиятельным. Отношения с соседями Государство Волжская Булгария не являлось особенно воинственным, но имело хорошо обученную и вооруженную армию. Ближайшие соседи не были могущественнее или сильнее булгар. Исключение составлял Хазарский каганат, дань которому приходилось платить до конца X века. Военные действия с разрозненными племенами кипчаков и йемеков, кочевавшими в степях Заволжья и Южного Урала, были успешными.
Падение Волжской Булгарии. Краткая хроника
А взял Казань — стал называться еще и булгарским. Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства. Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел. И одна из них — князь булгарский. Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом.
С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть. После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее. Но Булгарское царство он не ликвидировал.
Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию. Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских. Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами.
Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов». В XIX веке татар в России не было.
Откуда же взялись татары после XIX века? История волжских булгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до XVIII века полны примерно таких сообщений: «булгаре окаянные опять восстали». И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Булгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства.
Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства, и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг: возрождение независимой Волжской Булгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание булгар 1753-55 гг. Он призывал возродить Булгарию.
Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии. Эта организация первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления» была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни.
Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию. Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. В начале ХХ века татары в России еще не появились.
Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом.
Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло?
Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства.
Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары.
Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом.
Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня? Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С.
Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами.
Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»... Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С.
Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа.
Их дальнейшее продвижение было остановлено в битве под Аугсбургом, и венгры осели на землях Паннонии и Трансильвании, время от времени совершая набеги на соседей. Но в памяти дунайских венгров жило предание, что где-то далеко-далеко на востоке остались жить их соплеменники. Эту историческую прародину венгерские средневековые хронисты называли «Великой Венгрией» — Hungaria Magna. В первые дни мая 1235 года князь Бела в будущем - легендарный король Бела IV отправил на поиски Hungaria Magna новую экспедицию - четверых монахов из Доминиканского ордена domini canes - псы господни. Доминиканцы по совместительству были еще и шпионами: до Восточной Европы начали доходить смутные слухи о монголах, и монахи должны были разузнать о них как можно больше. Матрика Братья Герард, Яков, Иоанн переоделись в мирские платья, кроме того, отпустили бороды и волосы, чтобы не выделяться. Главный, брат Юлиан, позднее рассказал в своем отчете : "Братья же проповедники... Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика [средневековый город на месте нынешней Тамани], где вождь и народ называют себя христианами, имея греческое писание и греческих священников. Государь там, говорят, имеет сто жен". Монахи обнаружили, что торговля Тамани парализована: появились какие-то новые орды, нарушили торговлю… Так Юлиан получил первые известия о монголах. Найти проводника было невозможно: никто не соглашался идти в опасный путь через степи. Они бесплодно просидели в Матрике почти два месяца. Деньги таяли с каждым днем. Похоже, Юлиан был монахом обаятельным, потому что вскоре им помогла одна из жен местного правителя, при ее содействии доминиканцы нашли лошадей и все необходимое. Торчикан Неподалеку от устья реки Итиль Волга , на краю пустыни, лежал город Торчикан, там Юлиану и его спутникам удалось найти пристанище у грека Никифора. Приближалась зима. Юлиан целыми днями бродил по городу, заходил в караван-сараи, где собирались купцы, искал людей, которые согласились бы идти вместе с ним за реку Итиль. Но страх перед монголами удерживал от этого предприятия даже самых алчных… Наступила зима. К мукам холода прибавились муки голода — деньги подошли к концу. Брат Герард вырезал из дерева ложки, Юлиан ходил ими торговать. Иоанн и Яков собирали на улицах сухой навоз для очага. Наконец Юлиан придумал, как выйти из сложного положения, и продолжить выполнение их великой миссии. План был радикальный: он решил продать брата Якова и брата Иоанна в рабство и путешествовать на вырученные средства. Однако сделка не состоялась: монахи не умели ни пахать, ни сеять, покупателей не нашлось Тогда Юлиан велел Иоанну и Якову возвращаться обратно в Венгрию. Больше о них никто ничего не слышал. В середине марта, как только сошел снег, двое оставшихся путешественников покинули Торчикан с первым же караваном. Вскоре им крупно не повезло: Юлиан нечаянно выронил из сумы королевскую грамоту, на мгновение блеснула позолоченная печать, - и караванщики сразу же набросились на монахов, начали их бить и рыться в суме. Не обнаружив ничего ценного, они бросили избитых в степи. Отлежавшись и перевязав раны, Юлиан и Герард пошли дальше — пешком, одни. Спустя 37 дней они, окончательно обессиленные, добрались до страны, которую местные жители называли Вела где-то между реками Яиком и Эмбой.
У булгар было хорошо развито ремесленничество, их изделия пользовались успехом у местного населения. Земли вокруг новых мест проживания осваивались под пахотные земли. Автор Муртазин Ильдус 2010 г. Организованный экономический уклад булгар и создаваемая защита от вражеских набегов способствовали тесному контакту местного населения и новых жителей — булгар. Оно было выгодно каждой из сторон и приводило к быстрому развитию территорий. А население, относившееся к разным племенам, постепенно становилось единым целым. Образовавшееся государство находились на территории нынешних Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Пензенской и Самарской областей. Карта Волжской Булгарии Древняя Булгария занимала выгодное стратегическое положение. Особенно с учетом того, что в те времена основные торговые пути шли по рекам. Это хорошо видно на карте, опубликованной на региональном энциклопедическом портале «Башкортостан» bashenc. Наиболее значительными были балто-славянские племена, которые в наше время называются народами «именьковской культуры», тюркские и финно-угорские этносы. Первые из них частично остались и слились с булгарами, часть ушла на север. Тюрки и финны были вытеснены, а оставшиеся находились в подчиненном положении. Остальным народностям булгары позволили жить на своей территории, сохранив идентичность. За право разговаривать на своем языке и жить по своим обычаям, им приходилось платить дань. Многие племена потеряли свои национальные качества. Произошло их растворение в жителях Булгарии. Но не смогли сохранить чистоту нации и сами булгары. Позднее они сольются со сформировавшимися новыми этносами, такими как татары и чуваши. Автор Равиль Загидуллин Государство было многонациональным. Наряду с булгарами, здесь проживали значительные количества чувашей, башкир, удмуртов, вотяков, черемисов, другие малые народы. В Болгар на автобусе: групповая экскурсия Занятия и обычаи булгар Расположение государства определяло наиболее выгодные направления развития экономики Волжской Булгарии. По водному пути через Волгу лежал главный торговый путь из Каспийского моря в Европу. Стоящие на Волге города становились торговыми центрами. Земли вдоль рек были плодородны, давали обильные урожаи. На них эффективно было заниматься земледелием. Местное население преуспело в этом. Высаживалось много видов зерновых. Часть из полученных урожаев шла на экспорт в другие страны. Покупателем зерна была и Русь, что хорошо помогало стране в голодные годы. Быстро приноровились переселенцы к новым условиям при разведении скота. Если ранее степные просторы стимулировали кочевой образ жизни, то переместившись на север булгары поняли, что здесь эффективнее оседлое хозяйствование. В новых местах разводили коров, коз, овец, птицу. А булгарские кони имели постоянный спрос иностранных покупателей. Развитие бортничества было столь успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед татарских и башкирских пчеловодов популярен у жителей России. Славились за пределами страны и изделия булгарских ремесленников. Здесь искусно обрабатывали камень, металл, кожу. Гончары достигли высот в изготовлении своих изделий. Оружие, повозки, орудия труда продавались в соседние страны. Перстни, изготовленные волжскими булгарами Законы и обычаи в Булгарии отличались жестокостью. За прелюбодеяние, воровство и любое убийство было смертельное наказание, которое часто приводилось в исполнение изощренными методами. Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама. На заметку! У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку! Городское строительство В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения. На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело. Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами. В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя.
Внук Долгорукого Изяслав Глебович племянник Всеволода с дружиной поспешил к городским воротам, где неприятель сделал вылазку. Тут князь изломил копье, и его под сердце через бронь ударила стрела. Князя привезли в лагерь, и вскоре он скончался. А булгары, узнав, где русь оставила ладьи, пошли вверх по Волге в лодках, а из «Торцьскаго» на лошадях на ладьи, охранявшиеся белозерским полком. Только маневр оказался для булгар неудачным. Более тысячи их воинов утонуло в Волге. Многих побили белозерцы. Видимо, булгары, а шло их к ладьям около пяти тысяч, не ожидали встретить столь мощный заслон.
Походы в Волжскую Булгарию
Пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша. Мамай, препятствуя усилению Москвы, которая уже длительное время не выплачивала ему дань, послал на Нижний Новгород Араб-шаха Муззаффара в русских летописях — Арапша. Последний 2 августа 1377 года застал врасплох объединённое русское войско на берегу реки Пьяны и, окружив, полностью его уничтожил, после чего 5 августа разграбил Нижегородское княжество, сжёг Нижний Новгород, а затем и Засурье. В то же время другой ордынский отряд напал и разорил Переяславль-Рязанский.
В 1378 году войско темника Бегича — сторонника мурзы Мамая — в битве на реке Воже было наголову разбито московско-пронским войском. Далее последовала победа объединённого русского воинства над войском темника Мамая в Куликовской битве.
На Волге найдено 190 городищ и 900 селищ, населённых когда-то булгарами, и большинство из них были построены до монгольского нашествия. В царстве жили также эрзяне, мокшане, марийцы, русы и армяне; не запрещалось исповедовать никакую религию и разрешено было ставить православные храмы. Булгары Волги чеканили собственные серебряные монеты и вели записи, принимали арабских послов, возводили крепости и мечети. В Булгарии были развиты ремёсла и торговля, здесь растили хлеб и разводили скот так успешно, что хватало на продажу соседям, хватало рыбаков и охотников, так что питание большинства жителей царства, похоже, было очень здоровым и разнообразным. Волжская булгарка от художника Булата Гильванова.
С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. Его сын, Владимир, тоже приходил с войском, но в итоге заключил с булгарами мир. После этого булгары предложили Владимиру принять ислам, но он, в итоге, предпочёл православие. Вместо обмена верой Владимир заключил с булгарами торговый договор, так что между Киевским княжеством и булгарским царством стали свободно и очень активно ходить купеческие суда. В двенадцатом веке булгар пытался завоевать вступивший в союз с половцами Юрий Долгорукий. Поход он предпринял по настоянию отца, Владимира Мономаха.
Булгары в долгу не оставались и время от времени, успешно или нет, пытались взять русские города. Торговле это почти не мешало: за годами набегов шли года перемирий. Легендарная булгарская воительница Алтынчеч от художника Булата Гильванова. Во время великого западного похода монгол булгары, вместе с половцами, эрзянами и мокшанами, стали первым заслоном Европы на пути войск Субэдэя. Монголы разбивали войско за войском и разоряли село за селом, раскатывали по брёвнышку крепости и сжигали мечети. Многие мирные булгары — женщины, дети, старики, не ушедшие в ополчение ремесленники — искали защиты в русских городах, но города эти были позже сожжены вместе с населением за сопротивление. Наконец, в 1236 году Субэдэй полностью разорил и подчинил себе Булгарию.
Богатое царство превратилось в улус Золотой орды, и население этого улуса представляло жалкую горстку выживших.
По мнению немецкого востоковеда X. Гекеньяна, речь идет о городе Биляре, в котором 50 000 человек составляли не гарнизон, а все население, но даже и в таком случае число защитников города было весьма значительным, и осада могла затянуться надолго.
Джувейни и Рашид ад-Дин сообщают, что булгары, узнав о приближении монголов, собрали около 400000 воинов «сорок туманов». Несомненно, цифра эта преувеличена, но сам факт большей численности булгарского войска по сравнению с монгольским представляется правдоподобным. При этом следует учесть, что из монгольских войск, которые выступили в западный поход вместе с Бату, в Бул-гарию вторглось не более половины: другая половина под командой Гукжа и Мунке и нескольких других царевичей в то же время действовала против кипчаков.
Бату выступил в поход на Булгарию и союзных ей башкир вместе со своими братьями — Орду, Тангутом и Шибаном, а также Бури, внуком Чагатая, и Кульканом, младшим сыном Чингисхана. Бату лично руководил войсками на этом направлении, потому что булгарские земли должны были войти в его личный удел. Вполне вероятно, что наследник Джучи не только надеялся на храбрость своих войск и опыт военачальников, но и решил заручиться поддержкой представителей местной знати, сыграв на противоречиях, царивших в правящем семействе Волжской Булгарии.
Венгерский доминиканец Юлиан сообщает: «Там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил». Получив милость, возвратились назад... Но даже привлечение на свою сторону некоторых булгарских правителей не позволило Бату избежать прямого военного столкновения с многочисленным булгарским вой-шм на границе, возможно — на реке Урал.
Рашид ад-Дин ак описывает это сражение: «Когда они [булгары] слышали молву о движении Бату и эмиров, то подготовились и с сорока туманами войска пришли в движение. Шейбан, который с 10000 людей находился в авангарде, послал известие о том, что их вдвое больше монгольского войска и что все они богатыри. Когда оба войска выстроились друг против друга, то по обычаю Чингиз-хана Бату взошел на вершину одного холма и одни сутки молил бога и рыдал; а мусульманам приказал, чтобы вместе помолились.
Посредине была большая река. Бату и Буралдай ночью переправились по ней и вступили в бой. Шейбан по ественному порыву букв.
Эмир Буралдай сразу произвел атаку всеми войсками. Они устремились на ставку келара, который был их царем, и мечом перерубили веревки. Из-за падения ставки воего войска те опечалились и обратились в бегство.
Монголы, подобно храброму льву, напавшему на добычу, гнались за ними, избивали и убивали, пока не уничтожили большую часть их войска. Та область была завоевана. Эта победа была одним из великих дел».
В этом сообщении интересно обратить внимание на два момента. Во-первых, уточняется соотношение сил противников: булгар оказалось вдвое больше, чем монголов. Во-вторых, интересна информация о ритуале, совершенном Бату перед битвой: он обратился к Небу, прося даровать ему победу.
На заметку! У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку! Городское строительство В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения. На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления.
Их военные инженеры хорошо знали свое дело. Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами. В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы. Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны.
Здесь селилось среднее сословие — мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом». За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай. При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города. Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота.
Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше. Торговля Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли. Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом. В Ага Базаре, недалеко от Болгара — столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки. Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы. Обширные караван-сараи приносили немалые доходы.
Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары. Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства. Ведь товары за рубеж зачастую не нужно было везти. Их прямо на месте покупали заезжие гости. Религия в Волжской Булгарии Формирование государства Волжская Булгария проходило в непростой обстановке. На ее территории проживало много достаточно независимых этнических групп.
Сложные отношения выстроились с Хазарским каганатом, которому приходилось платить дань. Эти факторы привели к пониманию, что успешно бороться с этими проблемами поможет принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, которые больше выражались в форме ритуалов, но не затрагивали политическое устройство государства. Выбирая из возможных вариантов, булгарский правитель Алмуш сын Шилки решил остановиться на исламе. Для этого были веские основания. Ислам был новой религией, набиравшей силу. Особенно привлекало то, то ислам был принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние. У булгар были тесные отношения с арабскими купцами.
Алмуш рассчитывал, что его государство, став одной веры с халифатом, получит его защиту от хазар. Хазары же исповедовали иудаизм, и для мусульман считались неверными. В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным источником информации о Волжской Булгарии того времени. Первоначально ислам приняли в крупных городах. Постепенно в течение X века он распространился на всю территорию государства. Эти данные ученые получили из археологических раскопок.
Об этом свидетельствовали исследованные могильники, в которых повсеместно стали находить захоронения, проведенные с мусульманской обрядностью. Для нее были характерны: расположение тел головой на запад, немного повернутое на правый бок, лицо, обращенное в сторону Мекки, отсутствие вещей. Следует отметить, что не все население Булгарии приняло ислам. Ряд племен, из которых наиболее крупным были сувары, отказались это сделать. Они переселились на новые территории.
Монах Юлиан: поход через Волжскую Булгарию в поисках Великой Венгрии
Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках разверну. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах. Главная» Новости» Поход на волжскую булгарию в 1376 году. 28 окт, 2010 @ 12:11 Русский поход на Булгар в 1399 г.
Легенда о Биляре
- Куда исчезла Волжская Булгария?
- Поход на волжских булгар в 1376 году
- Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376
- Литература
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Куда исчезла Волжская Булгария?
Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для Каганата. Поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию; бегство остатков булгарского войска после поражения. В Ширяеве установили памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. Поход Святослава на волжских булгар и буртасов — это исторический фантом созданный Ибн Хаукалем.
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. | Походы русских против булгар Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году. |
Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство | В летние месяцы Волжская Булгария превращалась в большую ярмарку для купцов со всех концов мира. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985) | Поход на Запад и завоевание Волжской Булгарии (1236—1237 годы). В короткие сроки после курултая 1234 года был осуществлен сбор дополнительных налогов и начался набор войск. |
Поход на волжских булгар в 1376 году - Храм Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе | В X веке существовал сухопутный торговый путь из Волжской Булгарии в Киев, частично пролегавший по Тамбовскому краю. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376
В условиях окончательно обозначившегося к середине 1370-х годов «розмирия» с Мамаем Дмитрий Московский решил подчинить себе булгарские земли, контролируемые его ставленниками. Поход За время похода, в Волжской Булгарии было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей. Хасан-хан вывел своё войско на встречу. Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …». С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство». Однако, по словам летописца, русские«…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них».
Собекуляне, кусяне, челмата, темтюзи прибыли на судах. Конный отряд пришёл из города Торцьского. Однако не успевшие построится в боевые порядки булгары, были атакованы русскими и сброшены в Волгу. В результате этого сражения по сообщениям русских летописей было убито и утонуло около 1500 булгарских воинов. Безуспешно простояв у стен Великого города 10 дней, и видя, что его племянник Изяслав Глебович изнемогает от тяжёлой раны, князь Всеволод принял предложение булгар о мире.
Русское войско отправилось обратно к Волге, к своим ладьям на остров Исады. Здесь на острове умер раненный князь Изяслав. Полки погрузились на суда и пошли вверх по Волге. От устья Суры конные отряды были пущены на Мордву и разорили их села вплоть до Цевцы в отместку за нападения на русскую конницу. Тело погибшего князя Изяслава, «вложиша в лодью», привезли во Владимир и погребли у церкви Святой Богородицы Золотоверхой.
Для бальзамирования тела, скорее всего, использовали мёд, который купили или взяли у окрестной мордвы, — бортевое пчеловодство в Сенгилеевских горах существовало с давних времён. Вислая свинцовая печать Всеволода Большое Гнездо, найденная археологами в 1976 году на Билярском городище. Возможно, имеет отношение к событиям 1183 года. Маршрут похода войск Всеволода Споры историков о маршруте похода войск Всеволода и о месторасположении Исад, где соединились конница и судовая рать русских, начались с ещё конца XVIII века, когда В. Татищев в своей «Истории Российской» предположил, что река Цевца, в устье которой располагались Исады — это река Цивиль, впадающая в Волгу вблизи современных Чебоксар.
Большинство последующих историков определяли Исады и речку Цевцу в районе слияния Волги и Камы — здесь наименьшее расстояние ок. И только результаты комплексного анализа письменных, археологических источников и топонимов, позволяют утверждать, что Исады и Цевца находились в Симбирском Поволжье, недалеко от современного города Ульяновска под горой Арбуга Национальный парк «Сенгилеевские горы». В документах симбирский приказной избы с середины XVII века упоминается огромный остров Чувич, который отделялся от правого коренного берега волжской протокой, называемой Чувич, Чевича. В 1950-е годы и остров Исады, и протока Чувич были затоплены Куйбышевским водохранилищем. Известно, что в некоторых тюркских языках и диалектах общетюркское -ч- ; звучит как -ц-.
Цокающие говорах известны и в русском языке.
Плодородные земли вдоль рек стимулировали развитие сельского хозяйства. Основными занятиями населения стали земледелие и скотоводство. Из-за специфики климата выращивались в основном зерновые.
Большие территории засеивались пшеницей и рожью. Булгары даже поставляли хлеб русским. Это особо помогло в голодные для российских земель годы. В память об этом в Великом Болгаре открыли «Музей хлеба», который знакомит гостей со всеми аспектами развитого земледелия булгар.
Булгарское ремесленное дело было известно во всех соседних государствах. Мастера славились работой по драгоценным камням и металлам, обработкой кожи и мехов, резьбой по камню и металлу, гончарным делом. Орудия труда, повозки и оружие продавались в соседние страны. До нас дошли многочисленные ювелирные украшения, металлические поясные накладки, снаряжение для верховой езды и топорики с мусульманскими растительными орнаментами, выполненные из меди, серебра и золота.
Музей хлеба в Болгаре Активно развивалось и скотоводство. Булгарские кони считались одними из самых лучших и активно продавались в соседние государства и на восток. Кроме коней разводились козы, коровы, птица и овцы. Народ Булгарии занимался бортничеством.
Поволжский мед славился как в Европе, так и в Азии. После развала государства навыки бортничества перешли в татарскую культуру, где сохранились и по сегодняшний день. Булгарская экономическая и культурная сфера были высоко развиты. В городах была канализация, бани, водопровод и отопление.
Активно добывалось серебро, которое продавалось на местных рынках. Из него же чеканились монеты. За это государство даже называли «Серебряная Булгария». В кочевые времена булгары занимались отгонным скотоводством.
Осев в Поволжье, перешли на стойловое. Археологические находки Волжской Булгарии Булгарская этимология Название «Булгария» или «Болгария» связывают с ее коренным населением — болгарами или булгарами. Историки предполагают, что название прошло от смешения угорской народности с другими племенами. В тюркском языке «булга» значит «смешивать».
Соответственно «Булгария» переводится как «смешанные угры». Использование гласной «о» или «у» в первом слоге — вопрос открытый. Конкретных правил для написания и произношения нет и регулируется это только лингвистическими особенностями конкретного языка. Дело в том, что в булгарской культуре гласной буквы в первом слоге нет.
В греческих летописях слово писалось с «у», в русских — с «о». Потомки булгар, живущие на территории современной Болгарии называют себя «българи». Ахмед ибн Фадлан на булгарских землях Булгарская символика До нас не дошли достоверные сведения о символике булгар. Историки предполагают, что, будучи мусульманским государством, Булгария использовала родовые знамена.
В летописях упоминались три вида знамен: Феодальные зеленые знамена, украшенные серебром и золотом. Их использовала знать, в том числе эмир. Выносились знамена по большим праздникам и для встречи важных государственных гостей; Воинские флаги и знамена отличались в зависимости от войска и его подразделений. Они выполнялись в разных цветах.
Кроме исламского зеленого, использовались красный, коричневый, голубой или комбинированный.
В изложении Храмцовского это выглядело так: «Болгары и мордва за разорение земель своих старались отмщать владетелям Низовья также разорением земель их. Но ненадолго! Похоже, это был набег с целью грабежа небольшими силами.
Пудалов подметил, что Унжа, никогда не являвшаяся мощной крепостью, все-таки сумела отбиться от врагов. Как бы то ни было, успех нападавших остался ограниченным: Устюг был захвачен "лестью" то есть обманом и, видимо, вскоре освобожден либо оставлен булгарами , судя по упоминанию активно действовавшего устюжского полка в следующем году». Пудалов также считает, что летописные сообщения дают основание говорить об изменении роли Городца. Под 1219 г.
Цель основания этих городов очевидна: Юрьевец контролировал устье реки Унжи, при впадении ее в Волгу, а город Унжа стоял на речном пути, который вел через р. Юг к Устюгу и на Двину "за Волокъ". Территориальная близость городов, связанных между собою удобными путями сообщения, позволяет считать, что Унжа и Юрьевец административно были подчинены Городцу». Нападение 1219 года было беспрецедентным вторжением булгар в русские земли за десятилетия.
И оно не могло остаться без ответа. Поход, организованный Георгием Всеволодовичем в следующем году, и был такой акцией возмездия. В 1220 году по приказу владимирского князя его брат Святослав возглавил поход коалиционных сил на Ошель. Операция скрытно готовилась всю зиму, а в конце весны внезапно для противника русская рать выступила.
Рассказ об этом походе, который имел прямое отношение к истории основания Нижнего Новгорода, можно прочесть в Лаврентьевской летописи под 6728 годом мартовским, что соответствует 1220 году. И когда пришел Святослав под город Ошел, и вышли из ладей все полки пешие, увидев же это безбожные болгары, скоро поспев, кто на конях, а иные пешие, устремились в бой и вышли из города навстречу. Наши же, силою креста честного укрепляемые, пошли против них, стреляя в них. Они же, забежав за оплот, бились крепко.
Наши же, рассекши оплот, вбили их в город их и взяли его на щит. И помог Бог Святославу месяца июня в 15 день, на память святого Амоса». Судя по детальному описанию событий, автор либо сам участвовал в походе, либо писал со слов непосредственных участников. Другие летописи сохранили еще более детальное описание этих событий.
Из них мы выясняем, что Георгий организовал масштабную военную операцию, направив Святослава Всеволодовича на булгар «волжских и камских, и с ним послал полки свои, а воеводство поручил Еремею Глебовичу. А брат его, князь Ярослав Всеволодович, своего воеводу послал со своим воинством в помощь, а племянник его, князь Василько Константинович, послал воеводу своего со своими ростовцами и с устюжанами в помощь. Послал же князь великий Юрий Всеволодович и к муромским князьям, велев им послать сынов своих. И послал Давид сына своего Святослава, а Юрий Олега, с дружинами своими в помощь.
И встретились все на Волге, в устье Оки, на насадах и в ладьях». То есть пунктом сбора войск стало как раз то место, где и расположится Нижний Новгород. Подробный перечень полков, князей и воевод, маршрутов движения свидетельствует о хорошей осведомленности составителя летописной статьи. На это же указывает и обилие подробностей в описании взятия Святославом булгарского города Ошел».
Кузнецов считает, что «замысел комбинированного удара по Булгарии, возможно, строился на опыте похода 1183 года».
Предпосылки
- Смотрите также
- Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства
- Предпосылки
- Куда исчезла Волжская Булгария?
- Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) | это... Что такое Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)?
- Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье
Монгольское завоевание Волжской Булгарии
Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для каганата. Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для каганата. В течение X столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали. Краткая история Волжской Булгарии от возникновения до наших дней, обычаи, культура, внешняя политика древнего государства, картины и фотографии. Неудача похода показала русским князьям бесперспективность попыток ведения религиозных войн против булгар и надолго похоронила идею завоевания Булгарии. Исходя из этого, он видят в походе Юрия Долгорукого на Булгарию 1120 г. акт справедливого возмездия злокозненным булгарам, протянувшим руки к чужой собственности.
Русский поход на Булгар в 1399 г.
Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183. Поход на волжских булгар — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Предпосылки, хронология и итоги похода киевского князя Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 году. Неудача похода показала русским князьям бесперспективность попыток ведения религиозных войн против булгар и надолго похоронила идею завоевания Булгарии. Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии.
1183 год. Крестовый поход на Волге
Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах. Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию. 28 окт, 2010 @ 12:11 Русский поход на Булгар в 1399 г.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. | Поход на волжских булгар — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) | Киевляне совершали множество военных походов против Булгар, но ответных действий со стороны Волжского государства за этим не следовало. |
Цикл статей "Западный поход монголов" | История и культура Евразии | Дзен | Поход Святослава на Волжскую Булгариюи разгром города Булгар В качестве основной причины считать полный разгром Волжской Булгарии маловероятным, можно. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) | это... Что такое Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)? | Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию. |