Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется. Новости ЦМиРАД.
Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. На заостренном конце делалась продольная щель, при тупом конце было несколько параллельных щелей. Писали также крупным птичьим пером с косо обрезанным кончиком его ствола эта часть пера так и называется — очин , на кончике которого тоже делался продольный разрез. Или тонкой полой тростинкой, очиненной с одного конца таким же образом.
В отличие от чисто механического принципа царапающего стержня, перо работало по другим физическим законам — законам капиллярной гидродинамики, где движущей силой является поверхностное натяжение на границе раздела двух фаз. Надо сказать, что простые задачи о растекании капли по плоской поверхности или о заполнении круглого капилляра даже современной наукой не могли быть окончательно решены в рамках классической гидродинамики. Основы современной теории смачивания сейчас только закладываются, в 1991 году Нобелевскую премию по физике получил ее главный теоретик Пьер Жиль де Жен, которого восторженные коллеги сгоряча даже назвали «современным Ньютоном».
Разумеется, наши предки сильно удивились бы, глядя на то, в какие научные дебри лезут современные ученые, когда на самом деле все просто: окунаешь гусиное перо или полую тростинку в чернила, вынимаешь, и чернила из нее не вытекают. Начнешь писать, они вытекают, причем ровно столько, сколько нужно для письма; нажмешь пером посильнее, его кончики по краям прорези на конце слегка разойдутся, и линия на папирусе, пергаменте, бумаге станет толще. Такой подход в физике да и любой другой науке тоже называется феноменологическим, когда основанием для вывода служит только то, что мы видим, а ломать голову над тонкостями процесса — пустая трата времени.
При таком подходе, не в обиду будет сказано производителям перьевых ручек от древних египтян до конструкторов новых моделей «Паркера» и «Монблана», замена природных материалов первых перьев на металл в античные времена, Средние века и даже в ранее Новое время не удалась. Нет, конечно, тогда были медные, бронзовые, серебряные и даже золотые перья, о них известно из старинных рукописей, их не так уж редко находят археологи, но это были штучные экземпляры. И не по причине того, что они были дорогими и исключительно ручной работы, они не вытеснили тростниковые каламусы и гусиные перья в греческих полисах и Риме.
Грамотных людей тогда было не так уж много, и артель мастеров в Афинах или Риме могла снабдить их всех долговечным медными или железными инструментами для письма, которые при серийном производстве были бы доступны народу. Априори ясно, что такой бизнес был бы рентабельнее постоянной заготовки тысяч птичьих перьев в дело шли всего по несколько десятков перьев с одного гуся или пучков тростниковых стеблей, которые завозили морем из Египта. Но феноменологический подход древних мастеров и писцов, а говоря проще, житейские их наблюдения, показывали, что металлические имитации гусиного пера или каламуса сильно уступают оригиналу по всем показателям, и качества письма ими гораздо хуже и писать ими проблематично, а фиксировать что-то быстро просто невозможно.
Словом, они были хороши для понтов, как говорят в народе, а не для рутинного письма. Проблему мог бы решить тонкий стальной лист, свернутый наподобие кончика гусиного пера, но дешевые технологии его профилирования при массовом производстве появились только после внедрения паровых машин в промышленность в XVIII веке. Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого.
Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего если он правша не заслоняла перо-ложечку. Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил.
Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже. Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права.
Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник.
Затем она обрабатывалась раствором известкового молока, чтобы стать гибкой и гладкой. После этого кожа сушилась и натягивалась на раму. Пергамент отличался от папируса своей прочностью и долговечностью, а также возможностью повторного использования путем смывания старого текста и написания нового. Пергамент, однако, был более дорогим и сложным для производства по сравнению с папирусом, поэтому его использовали преимущественно для создания рукописных копий дорогих и важных текстов. Береста — это материал, получаемый из коры березы, древесного растения. Береста была широко используема в Русском княжестве и других славянских странах до появления бумаги. Для получения бересты кора березы снималась с дерева и прессовалась под прессом.
Затем полученные листы бересты просушивались и достигали необходимой прочности. Береста была гибкой, прочной и долговечной, а также отлично сохраняла написанный текст. Однако, как и папирус и пергамент, береста была подвержена разрушению со временем. Берестяные рукописи обычно хранились в специальных сундуках или шкатулках для защиты от влаги и насекомых. История папируса Папирус изготавливался из стебля растения с тонкими листьями, известного как папирус. Стебли растения срезали, очищали от внешних слоев и разрезали на узкие полоски. Затем полоски прокладывались параллельно друг другу и скреплялись, создавая длинные листы материала. Далее листы папируса смачивались водой и сжимались, чтобы образовать прочную поверхность для письма.
Со временем перочинный нож стал инструментом универсальным. Во-первых, появились складные ножи — они были безопасны в обращении и умещались в кармане. Во-вторых, перочинным ножом можно не только заострять очинивать — отсюда и название гусиные перья, но и затачивать деревянные карандаши, резать бумагу и выполнять массу других нужных дел например, открывать баночку с чернилами или срезать с почтового конверта сургуч. В-третьих, хороший нож служит еще и украшением, красивой безделицей, которую приятно держать в руках. К слову — затачивать карандаши перочинным ножом неудобно.
Трудно выдержать угол заточки и соблюсти при этом аккуратность. А для разрезания бумаг перочинному ножу не хватает длины лезвия. И, тем не менее, перочинные ножи остаются с нами. В чернильнице — баночке с водным раствором красящего пигмента — ничего хитрого нет. Правда, ко времени изобретения стального пера чернильница видоизменилась.
Появилась «непроливайка» — чернильница с встроенным в горлышко баночки конусом. Этот конус предотвращал выплескивание чернил на стол при нечаянном опрокидывании чернильницы. Но работала эта простенькая защита далеко не всегда. Если «непроливайку» медленно повернуть на бок, чернила прольются. Если чернил больше половины чернильницы, они тоже прольются.
Наконец, «непроливайка» не спасет от главной напасти гусиного пера — от клякс. Избыток чернил зависает каплей на кончике пера, и при неосторожном движении эта капля падает на бумагу. Бороться с кляксами помогала песочница. Сухие песчинки вбирали чернила и частично спасали испорченную рукопись. Кроме того, песок ускорял высыхание чернил.
Песочница представляла собой металлическую баночку с сухим песком, которым присыпали готовый лист бумаги. С изобретением гигроскопичной промокательной бумаги песочницы вышли из употребления. У такой простой штуки, как бумага, туманная родословная. Неизвестно точно, когда она была изобретена. Ясно, что в Китае.
Но когда? Официальной датой рождения бумаги считается 105 год нашей эры. Изобретателем бумаги признан 55-летний евнух императора Хэ Ди по имени Цай Лунь. Это изобретение принесло Луню милость властителя, славу и богатство. Бумага Луня была изготовлена из древесины тутового дерева, древесной золы, тряпья и пеньки.
Измельченную влажную смесь изобретатель выложил на плоское сито из бамбука, высушил и разровнял камнями. Так была получена первая в истории бумага. Но современные археологи с этой легендой не согласны. Они считают, что бумага была изобретена гораздо раньше. Одни ученые говорят о том, что фрагменты бумаги были обнаружены при раскопках в окрестностях Дуньхуана.
И эта бумага произведена не позднее 8 года до нашей эры, то есть почти за сто лет до изобретения Цай Луня! Другие археологи указывают на раскопы пещеры Баося в провинции Шаньси, где были найдены следы бумаги, изготовленной во втором столетии до нашей эры. Как бы там ни было, но бумага была изобретена в Китае и очень давно. В седьмом столетии нашей эры бумага попала в Корею, оттуда — в Японию и к середине восьмого столетия достигла Европы. В 1238 году бумага уже производилась промышленным способом в Испании.
Однако бумага не самый древний материал для письма. Самыми первыми были каменные и керамические таблички. Причем керамика использовалась очень широко и повсеместно. В первом столетии нашей эры, к примеру, в Древнем Риме при постоялых дворах работали… туристические бюро. Да, да, именно так — туризм зародился около двух тысяч лет назад!
Предлагаемые путешественникам древности географические карты и дорожные схемы изображались на керамических кувшинах. Туристы получали и дорожную карту, и хороший сувенир, и полезную в путешествии вещь. С развитием экономики и наук наибольшее распространение в Древнем Риме получили свинцовые таблички. На таких табличках писали твердыми железными стилусами, выдавливая буквы и цифры в поверхности свинцового листа. Но свинец всегда был дорогим материалом.
И крайне неудобным в повседневном использовании. Еще до нашей эры мягкий металл был заменен восковыми табличками, которые удержались в повсеместном употреблении почти тысячу лет. Восковые таблички представляли собой прямоугольные дощечки с закраинами. В полость, образуемую бортиками закраин, заливался темный пчелиный воск. Дощечки были двусторонними и скреплялись наподобие современной книги по длинной стороне — по две, три, пять штук.
Получалась жесткая записная книжка, на страницах которой можно было писать стилусом, выдавливая символы на мягкой восковой поверхности. С восковыми табличками, главным недостатком которых была недолговечность, конкурировало изобретение древних египтян — папирус или библиос. Из переплетенных волокон речного тростника формировался плоский лист, который сушился на солнце и использовался в качестве поверхности для письма и рисования. Папирус был односторонним писать на нем можно только с лицевой стороны — на протоколоне и недолговечным материалом. В условиях средиземноморского и умеренного континентального климата папирусы хранились не более 200 лет.
Древние египетские папирусы сохранились до нашего времени только благодаря пустынному климату с низкой влажностью воздуха. А древние папирусы, найденные в восемнадцатом столетии в Геркулануме в городе-спутнике знаменитых Помпей, погибших во время извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры , сохранились лишь благодаря консервирующему воздействию вулканического пепла. Папирусы выпускались многочисленными мелкими мануфактурами Египта до восьмого столетия нашей эры и в античном мире были основным материалом для письма. Очень дорогим, хрупким, ненадежным, но до поры совершенно незаменимым. Еще во втором столетии до нашей эры у папируса появилась альтернатива в виде пергамента — тонкой выделанной кожи животных коз, овец, телят, в некоторых районах свиней.
Примерная дата изобретения пергамента — 197—159 годы до нашей эры. Именно ему легенда приписывает изобретение пергамента, хотя ученые говорят о том, что пергамент использовался для письма еще в пятом столетии до нашей эры. По свидетельству древнего историка Ктесия, кожа животных использовалась для письма персами и оттуда была завезена в Грецию. Пергамент выгодно отличался от папируса тем, что на нем можно было писать с двух сторон, стирать написанное и использовать его повторно. Изобретение пергамента связывают с Пергамской библиотекой, которая конкурировала с Александрийской.
Книги Пергамского собрания были написаны в основном на пергаменте, поскольку власти Египта запретили экспорт папируса, чтобы сделать Александрийскую библиотеку уникальной. Пергамент широко использовался более полутора тысяч лет и был вытеснен бумагой, которая приобрела современный вид в 1857 году, когда была изобретена технология промышленного изготовления бумаги из древесины. Виды и сорта современной бумаги — тема отдельного разговора. Мы же говорим об истории, современном состоянии бумаги и ее будущем. В наши дни бумага сохраняет свои позиции, постепенно уступая место новым носителям информации.
Было принято решение газету отпечатать… на бересте. Экземпляры уникального издания хранятся в музеях городов Брянска и Дятьково. Прежде чем использовать березовую кору для рукописи, ее вываривали в воде, сняв грубые слои. После сушки куски бересты обрезали до прямоугольной формы. Заостренными орудием — костяным, металлическим или деревянным писалом, которое писцы крепили на поясе, наносили знаки. Лопаточкой в верхней части инструмента для письма исправляли ошибки на бересте или соскабливали воск в церах. Исписанные страницы пробивали шилом и связывали кожаным шнурком в берестяные книги.
Прошло немало времени, прежде чем дерево удалось превратить в удобный и дешевый материал для письма — бумагу. Дары природы. Крылатые строители Сколько полезного можно почерпнуть, созерцая мудрость природы! Изучение живых организмов помогает людям разгадывать ее загадки, понять, как устроен мир. Если присмотреться к тому, что нас окружает, становится ясно — природа часто опережает и удивляет неожиданными изобретениями. Человек не стал бы человеком, если бы не стремился понять их, поставив себе на службу. Так и с бумагой, которая старше, чем принято считать, и существует в естественных условиях миллионы лет.
Задолго до людей изготавливать этот универсальный материал «научились» шершни и осы — представители отряда перепончатокрылых Hymenoptera семейства настоящие осы Vespidae. Бумажное жилище насекомых Осиное гнездо Кто хоть раз не наблюдал гудящую суету грозных насекомых возле серых, похожих на кухонные горшки гнезд? Приближаться к ним себе дороже. Велик риск многочисленных укусов. Из чего вьют легкие и прочные осиные гнезда их жужжащие обитатели? Крылатые строители отнюдь не суетятся. Словно миниатюрные летающие бумагоделательные машинки они тщательно разжевывают старую, омертвевшую древесину, перерабатывая ее в толстую серую бумагу.
Это сырье и служит материалом для круглых жилищ хищных насекомых. Заготавливают его осы на отживших деревьях, пнях, деревянных постройках и столбах. Пятясь назад, насекомое соскребает челюстями кусочки насыщенного целлюлозой древесного волокна, смачивая и размягчая массу богатой белками слюной. Каждый комочек оса бережно переносит на строительную площадку. Там она вновь пережевывает сбор, обильно снабжая содержащимися в слюне склеивающими веществами. Насекомое деловито садится на край ячейки будущего гнезда и, прижав комочек к поверхности, тщательно раскатывает его в полоску. Множество скрепленных между собой бумажных полосок формирует легкие, но прочные стенки «висячих крепостей»".
Эти их качества возникают благодаря белку коллагену, переваренному осой крахмалу, пыльце и воску. Наделенные водоотталкивающими свойствами постройки крылатых «бумагопроизводителей» очень прочны. Отходы — в доходы До «классической» бумаги природа подсказала людям и другие естественные технологии изготовления бумагоподобных материалов из животного и растительного сырья. Древние индусы открыли процесс образования листа, подобного бумажному, в луже дождевой воды — из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных, например, слонов. Фабрики, где производят такую бумагу по старой технологии, работают в Индии и Индокитае до сих пор. Рядом с крупнейшим центром туризма Чианг Май на севере Таиланда есть музей под открытым небом.
Задание МЭШ
Предшественниками бумаги были папирус и пергамент. Дефицит офисной бумаги отменяется благодаря эко-бумаге. Комбинат в Ленинградской области выкрутился после отмены поставки химикатов из Европы и начал выпускать бумагу из небелёной целлюлозы. Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой.
Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства
уникальные материалы, обладающие элегантностью и изяществом. Береста и пергамент как замена бумаге. Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром. Пергаментная бумага в древности. Пергамен (пергамент) — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят.
Россиянам не придется писать на бересте: Минпромторг рапортует о нормализации цен на офисную бумагу
Пергамент представляет собой специально обработанную и подготовленную для письма кожу. Для него использовали кожу различных животных — телят, овец, коз, свиней, ослов, кроликов и даже белок. Но особенно ценным считался пергамент из кожи нерожденных животных. Изготовление пергамента требовало длительной и тщательной ручной работы, поэтому во все времена он был достаточно дорогим. Записи на глиняных табличках из Греции и Крита и несколько табличек, обнаруженных на Кипре, являются единственными письменными документами, которые остались от эгейского мира 2-го тысячелетия. Возможно, в то время для письма использовались и другие материалы, например дерево, кожа, пергамент , пальмовые листья или папирус, но ни один из них не сохранился бы до нашего времени даже при нормальных условиях. Бумага, несмотря на относительную дешевизну, далеко не сразу вытеснила из употребления кожаный пергамент : он долго еще оставался главным материалом для книг и государственных документов.
Но весь этот материал использовался для относительно кратких записей. Что же касается целых книг, то они, как я уже говорил, записывались на пергаменте , или выделанной коже животных. На таком материале можно было записать весьма длинный текст, а сам этот пергамент легко свернуть в трубку, которую называют пергаментным свитком. Свитки — это обычно длинный лист до 7-10 метров , который накручивается на один или два ролика и читается путем развертывания этого ролика. В этом трактате, посвященном исключительно производству керамики, пергаменту , тканям, только в одной 37-й главе упоминается зеленая краска, пригодная именно для стенной живописи. В других главах есть сведения о красках, которые применялись почти во всех видах средневековой живописи, в том числе и в стенной, к ним относятся ярь-медянка гл.
Можно ли считать подобные суждения принципиально новыми? Опять же, ответ отрицательный. Вспомним средневековые палимпсесты греч. Эта практика была обоснована объективной нехваткой материалов и необходимостью экономии. А вот дальше начались уже типичные выкрутасы моды. В странах Древнего Востока необходимость расчета при обмене в торговле и в строительном деле приводит к возникновению математики.
В Египте математические задачи записывали на папирусе, в Вавилоне — на глиняных дощечках. На сырых глиняных табличках писали, а вернее, чертили трехгранной заостренной палочкой, вдавливая в глину. После этого плитку для прочности и долговечности обжигали. Эти глиняные таблички с клинописью дошли до нашего времени. На папирусе писали чернилами — разведенной в воде сажей, к которой добавляли клей гуммиарабик. Пишущим инструментом служило заостренное и расшепленное на конце, чтобы удерживать капельку чернил, тростниковое перо.
На пергаменте , а затем и на бумаге писали уже с помощью птичьих перьев гусиных или вороньих чернилами из сока чернильных орешков, железного купороса и гуммиарабика. В пергамент эти чернила впитывались и уже не смывались. Их можно было только соскоблить. На бумаге также писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострить и расщепить при помощи перочинного ножа отсюда произошло и название ножа. Книги можно поделить на две основные группы: те, что мы кладем на стол, чтобы их изучать, и те, которые мы читаем сидя, откинувшись на стуле, в кресле или в поезде. Настольные книги нужно бы ставить наклонно перед собой.
Но на это хватает духу у очень немногих. Склоняться над книгой так же вредно для здоровья, как и писать, сидя за плоским столом. Средневековый писец писал на пюпитре, который и пюпитром-то трудно назвать, настолько он был отвесный крепился под углом, доходящим до 65 градусов. Пергамент прикреплялся поперечной лентой, и его постепенно протягивали наверх. Линия письма, строго горизонтальная, всегда находилась на уровне глаз, и писец сидел почти прямо перед пергаментом. Еще на рубеже веков священники и чиновники писали стоя за конторкой: здоровая, разумная поза для письма и чтения, которая, к сожалению, сейчас почти не встречается.
Во II веке до нашей эры на смену папирусу пришёл пергамент : в Пергамском государстве выделывали кожу домашних животных. Пергамент был прочнее, эластичнее, долговечнее папируса. Пергамент , козлиную кожу и шкуры дубили и красили для множества целей, начиная от изготовления материала для письма и обивки мебели и заканчивая конской упряжью и обувью. Кожа животных, обработанная особым образом, употребляемая для изготовления барабанов и труб, в древности, до распространения бумаги, широко применявшаяся как материал для письма. Древняя рукопись, написанная на этом материале филол. Древние пергаменты.
То же, что пергаментная бумага см. Завернуть в пергамент. По названию древнего города Пергама в Малой Азии, где изготовление пергамента было усовершенствовано. Античный мир. Словарь-справочник И. Лисовый, К.
Особо обработанная кожа животного, служившая материалом для письма до изобретения бумаги. Древняя рукопись.
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания: Email: Нажмите что бы посмотреть Что такое ThePresentation. Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint.
Все, бумага готова к использованию. Процесс может быть не только ручным, но и машинным. На промышленной линии бумага становится более гладкой. Left Писцы древности Иероглифы с камня на папируc В глубокой древности мастера бумажных дел разделяли и мелко перетирали волокна крапивы. Путем встряхивания в специальных формах волокна тесно переплетались. Готовый лист выкладывали на гладкую поверхность и прижимали тяжелой каменной плитой.
После сушки из крапивных заготовок получалась бумага. Для ее изготовления не требовалось много усилий и ценного сырья. Традиции такого производства не ушли в прошлое. Жесткую, фактурную, похожую на картон бумагу из крапивы, папоротника, шелковицы, льна, ревеня, проваренного в щелочи тополиного пуха, коры кустарников, сухих банановых «хвостиков» и сегодня вручную отливают в художественно-прикладных целях народные умельцы. Инструментами им по-прежнему служат деревянная рамка, вилка и молоток-киянка, валик, струбцина или пресс, а также обычные таз или кастрюля. Отличие от старинных методов состоит лишь в том, что натянутые на рамки сетки изготовлены из полимеров. Тростниковое чудо Способы изготовления двух самых известных предшественников бумаги тоже подсказала человеку природа. Первым из них огромную роль в развитии культуры, науки и просвещении сыграл папирус др. Болотистая долина Нила изобиловала многолетним водным растением семейства осоковых высотой до пяти метров. Из него делали одежду, обувь, канаты, циновки, мебель, лодки, его даже употребляли в пищу.
Древнегреческий философ Теофраст в своей «Естественной истории» записал рецепт, как готовить из тростника писчий материал. Папирус оказался великолепным способом хранения записей. Он легок, удобен в транспортировке. На нем записывали объемные тексты — астрономические познания, трактаты по медицине и математике. Среди сохранившихся свитков есть архивные и исторические документы, гимны, проза. Таким способом сохранилась история, которую Джузеппе Верди положил в основу оперы «Аида». Собрания свитков греки назвали библиос др. Отсюда слово библиотека. Особенно славилась библиотека египетского города Александрии с более чем 30 тысячами томов гр. Технология изготовления папируса Основные компоненты папируса: целлюлоза — 57, лигнин — 27, минералы — 9, вода — 7 процентов.
Изготавливали его так. От нижней части срезанного трехгранного стебля отделяли твердую оболочку, сердцевину разрезали на полоски. Отсортированные по ширине и толщине полоски два-три дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Затем их прокатывали деревянной каталкой и перпендикулярно накладывали друг на друга. Сверху помещали груз. Выделявшийся под прессом сок был отличным связующим веществом. Листы пропитывали мучным клеем, обезвоживали, прессовали, сушили, разглаживали и полировали гладким камнем. Свиток папируса На тысячи лет папирус занял одно из ведущих мест в культуре древних цивилизаций.
Например, в сохранившемся молитвеннике Х века учёные обнаружили несколько слоёв записей, сделанных вдоль и поперёк, стёртых и зачищенных. Сейчас с помощью рентгена документ почти расшифрован, и в нём обнаружился древнейший трактат самого Архимеда! В странах Юго-Восточной Азии тоже перепробовали много способов сохранения текстов. Например, их выжигали на узких бамбуковых пластинах и скрепляли шнурами в «бамбуковые книги». Но такие книги занимали много места, а шнуры перетирались. Писали на шёлке, но он был слишком дорог. Использовали и более дешёвый носитель — листья пальм, которые сшивали затем в «книгу». Кстати, бумажный лист современной книги называется так в память о своём пальмовом прототипе. Наконец, китайский император Лю Чжао, неудовлетворённый ни одним способом записи текстов, приказал найти им достойную замену. Чиновники крепко озаботились, и один из них — Цай Лунь — придумал-таки ту самую бумагу, способ производства которой со времени её изобретения в 105 году н. По методу Цай Луня в качестве сырья можно было использовать древесные волокна, солому, траву, мох, тряпьё, паклю и даже растительные отходы. Некоторые историки утверждают, что Цай Лунь подсмотрел процесс изготовления бумаги у бумажной осы. Эта оса строит гнёздо из бумаги, которую делает сама, пережёвывая и смачивая клейкой слюной волокна древесины. Но даже если сам способ «изобрели» осы, Цай Лунь первым подметил, расшифровал и сумел применить его. Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности. Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения. И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков. Индейские племена Северной Америки записывали информацию, нанизывая на шнуры небольшие раковины. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова wampam сокращённое от wampumpeag — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинируя цветные ракушки и рисунки на них, индейцы передавали от одного племени к другому целые послания. В Древней Руси писали на бересте верхнем слое берёзовой коры. Точнее, не писали, а прорезывали буквы костяной или металлической палочкой — писалом. Много таких грамот найдено в новгородских землях. Слово «бумага» пришло в русский язык, предположительно, из итальянского bambagia — хлопок.
Общее название для слов пергамент бумага береста?
Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. Современному человеку сложно себе представить, что можно писать без ручки и бумаги. это материал для письма из недублёной сыромятной кожи древняя рукопись на таком материале. Береста- это верхний слой коры берёзы. Бумага- делается из дерева. писчие материалы Пергамент (пергамен) - это специально выделанная телячья кожа, а не древесина. Береста - кора березы, а вот бумага - это действительно продукт целлюлозой промышленности. хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения.
Берестяные грамоты — 2023: бояре, капуста, Мир, Жир и Пир
БЕРЕСТА ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ КНИГА БУМАГА Лишнее слово — "КНИГА", потому что все остальные слова обозначают материал для письма, а книга состоит из одного из этих материалов. Бумага в Древнем Китае. Бумага в Японии и Корее. Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром.