Несмотря на схожесть в названиях, между еврейским Песахом и христианской Пасхой на самом деле мало общего.
Календарь еврейских праздников и выходных дней на 2023 год
- Еврейская пасха: какого числа, история, традиции и запреты праздника, занимательные факты
- ВСП: Когда празднуют Пасху православные, католики, протестанты, армяне и евреи в 2023 году
- Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: когда и как отмечать
- Когда будет Еврейская Пасха в 2022 году, как отмечают Песах
- Соблюдение Пасхи в Израиле и Диаспоре
Когда Песах 2023
Эти кушанья были: опресноки, горькие травы, чаша с уксусом, особый род соуса, называвшийся хорозет, и составлявшийся из разных горьких и сладких плодов, сваренных в вине и уксусе, как-то: яблок, смокв, горького миндаля, орехов, и проч. Этот соус, по объяснению талмудистов, служил символом той смеси, из которой в Египте евреи делали плинфы; прибавляемая к соусу корица и другие коренья напоминали израильтянам солому, которою они обжигали плинфы в Египте. Поэтому на пасху и самый беднейший еврей должен был иметь определенный преданием сосуд вина, хотя бы для этого приходилось малое количество вина смешивать с гораздо большим количеством воды. Сюда же на стол приносили и пасхального агнца. Кроме этих обязательных кушаний было много и других. Само собою, разумеется, что, так как эти последние кушанья не были определены законом, то каждый приготовлял их по своему произволу и достатку. Подняв чашу, наполненную до краев вином, глава семейства произносил над ней молитву, которую все присутствующие выслушивали стоя. Царь мира.
Который явил нам свою милость и по благоволению и милосердию Своему дал нам святую Пасху, как день превосходнейший между другими, как памятник исхода из Египта! Ты освятил и избрал нас из среды всех народов и по любви и благоволению к нам даровал нам святую Твою Пасху! Благословен Ты, Господи, за этот святой день и за святое звание, которое Ты дал нам к радости и восстановлению! Благословен Ты, Господи, Который освятил Израиля и времена! По омовении рук глава семейства брал несколько горьких трав, обмакивал их в хорозет и ел. То же делали и другие. В пасхальной вечери принимали участие дети; они должны были узнать историческое значение праздника из уст своих отцов для того, чтобы впоследствии в свою очередь передать это своим потомкам, чтобы, таким образом, память об этом сохранялась из рода в род.
Обыкновенно мы едим и кислый и пресный хлеб без различия, а в эту ночь один только пресный? Обыкновенно мы едим разные травы, а в эту ночь одни только горькие? На все эти вопросы следовали торжественно ответы главы общества. Он подробно описывал вечер пред исходом Израиля из Египта, говорил о приготовлениях к исходу, о народном одушевлении, о покорности народа воле Божией, о заклании агнца, о поражении египетских первенцев, о спасении израильтян и пр. За все это мы должны исповедовать, хвалить и благодарить Его, воспоем Ему: Аллилуйя! В ответ на этот призыв все общество пело псалмы 112 и 113. Эти псалмы составляли первую часть великой хвалебной песни, которую обыкновенно называли — галлел или иначе великое аллилуйя.
Он состоял в следующем. И все вкушали благословленное мясо. Теперь приступали к вкушению главной принадлежности пасхальной вечери — агнцу. По благословении, все ели мясо пасхального агнца. После вкушения агнца не полагалось уже ничего есть. Наконец, пили четвертую чашу вина. Эта была последняя чаша.
Из века во век Ты Бог наш. Благословен Ты, Господь и Царь наш, которому подобает хвала. Души всех живущих благословят имя Твое, Господь Бог наш, и дух всякой плоти прославит и вознесет память Твою. Ибо во век Ты Бог , и кроме Тебя не имеем царя, искупителя и спасителя. Этим заканчивалась вечеря. Кто хотел, мог пить пятую чашу вина и петь третью часть галдела, псалмы 120—137. В то время, как в домах ели пасхального агнца, в храме священники очищали жертвенник всесожжения.
Обыкновенно это делалось в последнюю стражу ночи, теперь же в первую. После полуночи в момент рассвета священники, стоявшие на кровле храма, возвещали: «видно до Хеврона». После этого отворялись двери храма, и храм наполнялся богомольцами. После принесения обычных утренних жертв, приносились праздничные жертвы, назначенные законом. Во время заклания жертв, священники и левиты, которые теперь были в полном сборе, пели великое аллилуйя; пение сопровождалось звуками труб и цимбалов 22 — По принесении мирных жертв пришельцы, если хотели, могли возвратиться по домам; но более благочестивые оставались на все семь дней, а некоторые и до пятидесятницы. На второй день праздника, т. После заката солнца 15 нисана желающие выходили в поле.
При восходе солнца старший из пришедших спрашивал: «взошло ли солнце? После этого жали сноп ячменя, возвращались все к храму и отдавали сноп священникам. Эту муку всыпали в золотую чашу, смешивали ее с чистым маслом в размере одного лога, клали сюда же полную горсть ладона, и все это потрясали пред жертвенником. Затем ладон и горсть муки сжигали на жертвенном огне. К этой церемонии присоединяли жертвы всесожжения. Этим обрядом заканчивалось торжество, все принимались за свои обычные занятия и до седьмого дня почти ничто не напоминало о празднике, кроме того что вкушали только опресноки, а не квасной хлеб, а священники ежедневно приносили праздничные жертвы, в храме. Последний седьмой день проводили так же в полном покое, как и первый.
После этого все принимало обычный будничный вид. Внутренний символический смысл праздника Пасха и его обрядов. Ее прообразовательное значение Еврейские праздники вследствие теократического устройства народа израильского, были в одно и то же время и религиозными и национальными торжествами. Они тесно были связаны с историей народа израильского и были днями воспоминания того или другого события из жизни народа. Вследствие этого, значение того или другого праздника непосредственно определяется значением самого исторического факта, в воспоминание которого он был учрежден. Праздник пасхи был праздником воспоминания исхода евреев из Египта. Это событие, бесспорно, имело чрезвычайно важное значение для евреев.
Своим бытием народ всецело обязан этому событию; на нем основано всемирно-историческое значение Израиля; оно залог религиозного и политического существования Израиля. С этого момента у евреев начинает правильно формулироваться жизнь религиозная, семейная и гражданская. Отсюда событие исхода изображается в св. Что возрождение Израиля в народ новый, народ Божий, было целью исхода, это ясно указывается Исх. Празднуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и свое избрание в народ Божий, свое рождение, свое творение. Пасха — праздник рождения, праздник жизни 23. Этой основной идее праздника соответствуют и все пасхальные обряды.
Еврейский народ, чтобы быть достойным избрания Божия, должен был очиститься. Единственным средством для этого очищения в ветхом завете служили жертвы. Ею и начинается и в ней сосредоточивается пасхальное торжество. Этою жертвою был пасхальный агнец. Жертвенное значение заклания его не может подлежать сомнению. В еврейском подлиннике пасхальный агнец обозначается словом zebach — заклание, каковое выражение, по исследованию археологов Кейль, Гарнакъ 24 , в Моисеевом культе исключительно употребляется по отношению только к кровавым жертвам, а, следовательно, и пасхальный агнец принадлежит к этому разряду жертв. На жертвенный характер пасхального агнца указывает также и обряд с кровью.
Кровью его было предписано евреям кропить двери домов, чтобы карающая десница Божия миновала их, когда поражала египтян. Если ангел-губитель пощадил дома Израиля потому, что они были окроплены кровью агнца, то из этого ясно, что кровь была образом искупления, очищения и примирения. А таковое значение имела лишь жертвенная кровь. В этой мысли убеждают нас и другие частные предписания относительно агнца. Он должен быть избран за четыре дня до заклания и должен быть отделен от стада.
Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным хамец. Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть квасным в любом виде. Пригодные для Песаха продукты кошер ле-песах , можно есть круглый год. Устранение квасного[ править править код ] Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в домашней уборке. Цель — устранить квасное хамец из всех шкафов и углов дома.
Поиск квасного часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хотя галаха требует устранения квасного размером крупнее оливки, многие вычищают дом от квасного до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы квасного хлеб, макароны, печенье, суповые смеси. Продажа квасного[ править править код ] Хамец, который представляет материальную ценность например, спиртные напитки , изготовляемые из злаков , разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа квасного организуется местным раввином, который становится «агентом» всех религиозных евреев общины, через процедуру, называемую мехират хамец «продажа квасного». Как агент, раввин «продаёт» весь хамец нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить хамец общины обратно [6]. Такая «продажа» считается обязательной согласно галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь хамец, который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи-владельцы магазинов продают хамец нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.
Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч. Поначалу род Иакова был радушно принят в земле Гошен одной из провинций Египта , но когда евреев стало «слишком много», к ним были приняты особые меры. На всех жителей страны была возложена трудовая повинность, на евреев — особенно тяжелая. Дома евреев прослушивались и досматривались, жен разлучали с мужьями, новорожденных мальчиков убивали. Моше Моисей и был тем самым мальчиком, которому было суждено выжить и спасти свой народ.
Эту историю знают все. Удивительное стечение обстоятельств спасло его от неминуемой гибели от рук египтян и привело к тому, что воспитывался Моше во дворце фараона, но всегда ощущал себя частью своего народа. За убийство египтянина, избивавшего еврея, он был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в странах Африки и Среднего Востока. Однажды, перегоняя стадо овец через Синайский полуостров, увидел горящий, но не сгорающий куст «неопалимая купина».
Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта. Как отмечают Песах: седер и «будни праздника» Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано.
В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин седер. Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — особая еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень марор символизирует горечь египетского рабства, а харосет смесь из тертых яблок, орехов и фиников — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение.
Например, зроа жареный кусок баранины с косточкой призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима. Фото: Philippe Lissac, globallookpress. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха. Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера.
Иудеи всего мира сегодня начинают праздновать Песах
Песах (Еврейская Пасха) — праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства. Несмотря на схожесть в названиях, между еврейским Песахом и христианской Пасхой на самом деле мало общего. Еврейский праздник Песах в 2024 году начинается вечером 22 апреля. Даты празднования Пасхи у католиков и православных отличаются из-за разных календарей.
Тысячелетние традиции. Как евреи всего мира отметят Песах в 2024 году
Так люди выражают благодарность Богу, который пощадил еврейских первенцев во время "десятой казни". Вечером зажигаются свечи и начинается пасхальная трапеза - седер в переводе "порядок". Его основная цель - познакомить детей с историей своего народа. За столом собирается вся семья, также могут приглашаться неимущие. Порядок трапезы был разработан в Средние века и включает в себя следующие элементы: Кадэш - произнесение благословения. Карпас, когда овощи окунают в соленую воду. Яхац, или деление маццы надвое. Одну половину откладывают, и дети стараются выкрасть ее. Маггид повествование. Младший ребенок задает вопросы о еврейской пасхе. В качестве ответа зачитывается "аггада" - легенда об исходе из Египта.
Рахца - омовение рук перед поеданием маци. Моци - слова благословения. Марор - вкушение тертого хрена и горькой зелени. Корэх - мацу едят вместе с зеленью. Шулхан-арух - праздничная трапеза. Цафун - дети возвращают в обмен на подарки украденную половину мацы. Она съедается. Барех - благодарственная молитва. Халлел - чтение псалмов, восхваляющих пророка Илию. Нирца - завершение обряда распитием вина.
После трапезы собравшиеся долго не расходятся, вспоминая об исходе евреев и распевая песни. Пасхальная неделя Утром следующего дня читается "Молитва о росе", которая знаменует приход весны. Традиции еврейской пасхи связаны с паломничеством. Люди отправляются на экскурсии, совершают длительные прогулки, воспроизводя древнее хождение по пустыне. В последний день вспоминают чудесный переход евреев через расступившиеся море. В синагогах читают соответствующий отрывок из Торы.
Что касается протестантов, то у них нет единого порядка и дня празднования Пасхи, поскольку протестантизм раздроблен на большое количество течений. В этом году некоторые протестанты в России будут отмечать Воскресение Христово в один день с православными верующими - 16 апреля, отметили в издании «Вечерний Санкт-Петербург». Армянский народ именует Пасху «Сурб Затик», что в переводе на русский означает «отстранение от грехов». В 2023 году армяне отметят этот великий праздник 9 апреля.
Этот год принят за исходный Дионисием Малым. Число, показывающее место какого-нибудь года в цикле, называется золотым числом. Происхождение этого названия спорно. Евреи, употреблявшие тоже цикл Метона, принимали его начало на три года позже, чем Александрийская церковь и Дионисий, причем в этом передвинутом цикле новолуние в начальном году падает на 1 января. Этот цикл под названием пасхального круга луны употребляется в Пасхалии православной церкви. Для отличия Дионисий называет один из этих циклов еврейский riclus lunaris, другой — ciclus decemnovennalis. Указанное превышение 19 Юлианских лет над 235 синодическими месяцами обуславливает отставание новолуний, вычисленных по циклу Метона, от действительных, астрономических. Каждые 310 лет накопляется один день. К концу XIX в. Из всех практических формул, предложенных для вычисления дня Пасхи на основании вышеприведенных правил, безусловно простейшие и удобнейшие принадлежат Гауссу. Они состоят в следующем. Назовем через а остаток от деления числа года на 19, через b остаток от деления его на 4 и через с от деления на 7. В этих семи строчках заключается полная Пасхалия Юлианского календаря, принятого Православной церковью. Пример: для 1897 г. С другой стороны, наибольшее значение для е равно шести, и из решения неопределенного уравнения следует, что вследствие условия а меньше 19, d не может быть равным 29, а только достигать 28. Поэтому самая поздняя Пасха бывает 25 апреля. Правила празднования дня Пасхи иногда перефразируются следующим образом: Пасху должно праздновать в первое Воскресенье после полнолуния, которое случится не ранее 19 марта, причем день полнолуния определяется по пасхальному кругу луны согласно церковным предписаниям; если отысканное таким образом мартовское полнолуние случится ранее 19 марта, то Пасху должно праздновать в первое Воскресенье после следующего полнолуния, которое будет через 30 дней, в апреле; в обоих случаях, если полнолуние падет на Пятницу, Субботу или Воскресенье, Пасху должно праздновать через неделю — в следующее Воскресенье. В этом виде правила сформулированы проф. Они совпадают с вышеприведенными. При введении в 1582 г. Григорианского календаря основные правила для вычисления дня Пасхи остались те же. Но вследствие произведенных в календаре перемен день Пасхи, вообще говоря, не совпадает с вычисленным по Юлианскому календарю.
Более того, лучше всего совершать все это не один раз в день, а утром, днем и, конечно же, вечером. Какие блюда готовят к столу? Как и во многие другие праздники, стол на Песах требует определенных блюд, чтобы все прошло по правилам. Каждое из нижеперечисленных блюд является символом какой-то вещи или явления. Это не простые объекты, а то, что как-то связывает еврейский народ с освобождением. Иными словами, блюда напоминают о том, ради чего все собрались вместе. Например, зелень марор имеет горький вкус и символизирует собой ту горечь, которую терпел еврейский народ во время страшного рабства. Во время своего рабства евреи изготавливали кирпичи. Символом этого трудного времени является харосет, сделанный из тертых яблок, фиников и орехов. В качестве основного блюда евреи готовят фаршированную рыбу с вином. В качестве десерта, как правило, изготавливается выпечка или покупаются различные шоколадные изделия.
Тысячелетние традиции. Как евреи всего мира отметят Песах в 2024 году
В библейские времена празднование Песаха (еврейской Пасхи) сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Согласно библейской истории, Иаков — внук Авраама и прародитель евреев — из-за голода переселился со всей своей семьей в Египет, где его потомки и остались, постепенно образовав еврейский народ. Всевышний миновал еврейские дома, уничтожив первенцев Египта в виде наказания за 400-летние жестокие притеснения евреев египетскими властями, в том числе за эксплуатацию при строительстве пирамид. Можно ли сравнивать еврейский Песах и православную Пасху? Песах (Еврейская Пасха) — праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства. еврейская Пасха.
Иудеи всего мира сегодня начинают праздновать Песах
В библейские времена празднование Песаха (еврейской Пасхи) сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Пасха — еврейский день Победы, когда они обобрали египтян и с Победой убежали с Египта. Католическая Пасха и Пасха у традиционных протестантов (лютеран) отмечается в другой день — по григорианскому календарю. Праздник Песах, известный как «еврейская Пасха», отмечается в память об исходе еврейского народа из Египта.