5 октября 2018 года сцена московского театра Новая Опера имени ва вновь превратилась в некую станцию метро. И в его опере полно великолепных номеров, которые с успехом исполняются на разных подмостках и живут насыщенной концертной жизнью.
Другие события раздела
- Действующие лица
- Комментарии
- Не только любовь 07 июля 19:00
- Опера Не только любовь 2021 в Концертном зале Мариинского театра, Санкт-Петербург
- Больше новостей
Лирическая опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
Но здесь режиссер выбрал именно 50-е года Советски союз. Стояли три высоченые березы, а точнее их стволы. Посередине сцены непонятный силуэт какой то развалившейся машины, по периметру сцены стоят скамейки. При этом вся сцена черная. Во первых смотрелось не эстетично, пакеты шуршали затмевая пение актеров, и в советское время откуда полиэтилен???. На мой взгляд лучше бы этих советских людей одели в фуфайки. В середине оперы плащи сбрасываются и остаются яркие одежды радующие взгляд.
Постановка начнётся в 17:00 в Большом концертном зале областной филармонии. Родион Щедрин — один из самых крупных и известных советских композиторов второй половины ХХ века. Он обладал гениальным ощущением оркестрового звучания. Щедрина называют королем современного оркестра, мастером оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов.
На первый взгляд материал его произведений может показаться обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой.
Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.
Вот что сам режиссер-постановщик говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Мы вместе с художником Вячеславом Окуневым постарались уйти от привычной сельской бутафории, сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни. Что получилось оценит зритель». Использование фотографий возможно только с разрешения пресс-службы дирекции.
Смягчает звучание и замена острого хода на секунду терцовым мелодическим оборотом.
В роли Варвары Васильевны — Л. Захаренко Нисходящее прерывистое движение, pianissimo в последнем двутакте наполняют мелодию какой-то скрытой тревогой, подобно затухающим раскатам так внезапно прозвучавшего грозового удара. Сопоставление двух контрастных элементов лейтмотива—диатоники и хроматических интонаций — послужит основой дальнейшего развития этой темы. В Песне четыре куплета, в каждом мелодия остается неизменной во втором и четвертом несколько изменены концовки , оркестровая же партия каждый раз звучит по-иному. Заканчивается Песня словами как бы про себя: «Одни слова ласковые у меня в ушах.
Одни глаза синие в моих глазах». Песню-исповедь резко сменяют плясовые частушки Варвары Васильевны с веселым шуточным текстом. Но после песни они звучат как смех сквозь слезы, как пляска отчаяния, подобно «Трепаку» Мусоргского из цикла «Песни и пляски смерти». Особую остроту мелодии припева, с которого начинаются частушки, придает предпоследний выдержанный звук си-бекар в фа миноре это вводный звук к доминанте : Как и Песня, частушки написаны в куплетно-вариационной форме. В последнем, пятом куплете Варвара Васильевна срывает маску веселья.
И слова, и музыка вновь возвращают нас к трагизму положения героини: поступенный подъем синкопированной мелодии с неизменно нарастающей динамикой от р до FF звучит как неистовое признание своего горького одиночества: Быстрый темп, четкий ритм, остро диссонирующее аккордовое сопровождение «подхлестывают» движение и еще больше подчеркивают остроту и отчаянность пляски в свой темпераментный, полный огня танец Варвара Васильевна увлекает и Володю. В момент кульминации на уменьшенном трезвучии tutti оркестра Варвара Васильевна, не в силах справиться со своим волнением, внезапно обрывает танец и уходит. И тут же мгновенно звучит вездесущая частушка: «У моего милого рубашка цвета синего, да новый галстук и часы, да ставил домик для красы. Да он поставил, подрубил, да и другую полюбил!. Кульминация в развитии образа Варвары Васильевны приходится на финал второго действия.
С трудом сдерживаемые чувства вырываются, наконец, наружу. Композитор дает свободу их широкому разливу. Тематическую основу сцены и здесь составляет лейтмотив Варвары Васильевны. В начале сцены влюбленная женщина одна. С нежностью она вновь вспоминает слова Володи, его голубые глаза.
Очень медленно, чуть слышно звучит ее лейтмотив. Застывший аккорд на ррр у деревянных духовых и виолончелей с едва ощутимым движением первых скрипок передает состояние очарованного оцепенения. Внезапно характер музыки меняется: из тени, дерева неожиданно появляется Володя Гаврилов. Adagio сменяется бурным Allegro inguieto быстро, беспокойно, тревожно. Зычно и громогласно, на FFF, об этом возвещают медные духовые и струнные.
Вся последующая сцена подводит к кульминации. Композитор как бы взрывает размеренный по ритму, затаенный в своей скорби лейтмотив Варвары Васильевны. Лирическую, но властно-настойчивую мелодию Володи сопровождает беспокойное движение струнных, тревожные синкопы деревянных духовых: А отдельные, обрывочные фразы основного лейтмотива, пробегая у различных инструментов, напоминают вскипающие пенные гребешки разбушевавшихся волн морской стихии: В кульминации сцены поцелуй лейтмотив героини звучит в новом варианте: в темпе Sostenuto appassionato сдержанно, страстно тема проходит на едином дыхании. Композитор, по существу, вычленяет из лейтмотива лишь одну секундовую интонацию. Чередуясь с широкими, размашистыми интервалами, она придает теме новое обличие.
Уверенно и страстно мелодия излагается на fortissimo. Унисон деревянных и струнных поддерживает зычный голос трубы. Начиная с синкопированного высокого звука, тема неуклонно движется по восходящей линии. Пунктированный ритм мелодии придает ее звучанию энергичность и решительность, подчеркивая напряженность происходящих событий. Варвара Васильевна во власти любви!
В третьем действии оперы композитор дает развернутую картину мучительной душевной борьбы Варвары Васильевны. Сталкиваются чувство и разум. Центром действия становится монолог героини, где на все вопросы к себе самой , сомнения, сердечные порывы, разум в образе закулисного хора подобно хорам в древнегреческих трагедиях отвечает неумолимое «нет, нет, нет! Это чувство усиливает и озорная частушка, исполняемая одной из девушек, возвращающейся с полевых работ. В ней осуждается поведение председателя: «Ой, уж как ночь тиха, недалеко до греха: дайте в провожатого чужого жениха».
Основу монолога Варвары Васильевны составляет синкопированная, многократно повторенная фраза, напоминающая народный причет: Вокальную партию, и также на fortissimo, поддерживает унисон струнных первые скрипки. Эта же фраза-причет звучит и в финале третьего действия — в сцене с Володей Гавриловым. Варвара Васильевна объясняет ему, какой ремонт он должен выполнить. Но прозаические слова не могут скрыть ее истинных чувств. Заканчивается действие оркестровым эпизодом — последней и наивысшей кульминацией, выражающей страдание влюбленной женщины.
Струнные и деревянные духовые на FFF еще и еще раз проводят несколько измененную интонацию темы-причета Andante espressivo : А затем в мощном звучании валторн и тромбонов звучит начальная фраза песни-лейтмотива героини оперы.
На сцене «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»
Щедрин — один из самых крупных и известных советских композиторов второй половины ХХ века. Владея острым современным музыкальным языком, он создал произведения, доступные широким кругам слушателей. Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой.
Была и опасность упростить народные образы до уровня «деревенских посиделок» и не достигнуть роскошной кульминации в конце третьей картины. Но, к счастью, этого не случилось. В постановке Александрова главная героиня, председатель колхоза, в свой «момент истины» остается в белом одеянии, и, подобно святой мученице, приносит свою любовь в жертву ради счастья любимого человека.
В этот момент зритель растворяется и в сюжете, и во времени, перед глазами остается лишь картина проливного дождя, смывающего все проблемы и решающего финал оперы в духе катарсиса. Режиссер, очевидно, этой метафорой подчеркнул и стирание всяческих предрассудков в восприятии столь простого и незатейливого на первый взгляд сюжета. Отдельных аплодисментов заслуживает сценическое оформление и 3D-анимация, придавшая постановке, прямо скажем, мистический оттенок. Образы деревни и леса, капли дождя на экране казались «ожившими» и ведущими диалог с судьбой основных героев. Оркестр под управлением Александра Гойхмана в опере звучал ярко и сочно, каждый раз подчеркивая особенную народную манеру повествования актеров, сотканную из песен, частушек и прибауток. Действительно, некоторые выражения ну просто просились на то, чтобы быть проиллюстрированными: «Скотный двор!
Да, пойди разбери этих женщин», или «А третья труба где? Самым ярким народным номером по праву можно считать частушки и песню Варвары в исполнении лауреата международных конкурсов Ларисы Поминовой.
Эта опера не вызвала интереса в своё время 60-х годов прошлого века. Сценография решена таким образом, что сейчас идёт дождь, но будет солнце. Варвара влюбилась, она заслужила женского счастья. Но жаль, что любовь вспыхнула к этому ветренному парню Володе. Вовремя остановилась.
Всё потому, что понять и полюбить музыку ХХ века требуется особое внимание. На слуху у большинства людей обычно популярные мелодии Верди или Чайковского. Тем не менее стоит периодически преодолевать стереотипы и погрузиться в глубины творчества современных композиторов. Опера «Не только любовь» была написана в 1961 году на текст Василия Катаняна, основанном на произведениях сельского писателя Сергея Антонова, автора сценария к фильму «Дело было в Пенькове». Однако музыка Родиона Щедрина совсем не ассоциируется с популярной песней Кирилла Молчанова.
Стиль композитора отличается своеобразием, индивидуальностью и яркостью. Его масштабные произведения отличаются глубоким содержанием, четкой структурой и умелым построением драматургических кульминаций. Великолепный голливудский фильм - так можно охарактеризовать представленное описание оперы, где зритель ни на минуту не теряет интереса к развивающейся композиции. Маэстро Коробов играет ключевую роль, вдохновляя оркестр, хор, солистов и зрителей. Сюжет оперы, хоть и начинается обыденно, быстро перерастает во что-то гораздо более глубокое и многозначительное.
Действие происходит в 1955 году, когда новое поколение людей стояло на пороге взрослой жизни после войны. Варвара, 28-летняя девушка, ведет колхоз, будучи сильной и ответственной. Лариса Андреева воплощает этот образ исключительно, не копируя стереотипы советского кино. Ее персонаж напоминает скорее священницу или богиню, чье величие скрывает человеческие слабости.
Спектакль Не только любовь в СПб
Опера «Не только любовь» | Действие оперы происходит в советской колхозной деревне после Великой Отечественной войны. |
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером. Новости | «Музыкальная карта» | Начинается опера 'не только любовь" с большого колличества народа которые в беспорядке ходит по сцене в больших плащах сшитых из черных пакетов для мусора (здесь я сразу поставила минус художнику по костюмам). |
Опера не только любовь краткое содержание | Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». |
Спектакль Не только любовь в СПб
приношение Мариинского театра композитору, которому нынче исполнится 85 лет. Кадриль из оперы "Не только любовь" (виолончель и оркестр). Сам писатель называл свое произведение колхозный Евгений Онегин, но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с Леди Макбет Мценского уезда Лескова. 22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова.
Мюзикл «Не только любовь»
Опера Не только любовь 2021 в Концертном зале Мариинского театра, Санкт-Петербург | Сам писатель называл свое произведение колхозный Евгений Онегин, но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с Леди Макбет Мценского уезда Лескова. |
Премьера в Музыкальном театре К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко «Не только любовь» | Вчера посетили компанией оперу "Не только любовь".Про сельскую жизнь. |
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра | 1 и 2 марта в камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ опера» представили очередную премьеру – оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». |
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
Опера «Не только любовь» была создана талантливым русским композитором Родионом Щедриным. В основу ее либретто легли рассказы Сергея Антонова. Любовный треугольник в опере олицетворяют в опере председатель передового колхоза Варвара Васильевна, городской пижон Володя Гаврилов и его деревенская невеста Наташа. Сохраняя антураж советского времени и деревенской жизни, опера в постановке Евгения Писарева отражает макбетовский масштаб сочинения Щедрина – с большими страстями, драматизмом и вечными вопросами.
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина
Сам писатель называл свое произведение колхозный Евгений Онегин, но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с Леди Макбет Мценского уезда Лескова. Там прошла премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». На нее приехал сам композитор вместе с супругой Майей Плисецкой. Вчера посетили компанией оперу "Не только любовь".Про сельскую жизнь. И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». Это в ситуации, когда отечественные оперные театры авторов, ныне живущих и творящих, не очень жалуют и редко ставят. Оперу «Не только любовь», поставленную почти полвека назад в Большом театре, и в Петербурге XXI века не обошел скандал.
Ещё один Щедрин на Мариинской сцене
Действие оперы происходит в советской колхозной деревне после Великой Отечественной войны. Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера.
Я же помню эту совковую тягомотину, эти пожарные шланги, выкрашенные под берёзки и висящие на сцене среди зеленоватых полупрозрачных занавесов, эти полупустые залы, потому что кому охота убивать вечер на драму о любви между коровником и машинно-тракторной станцией.
Это я прорисовываю субъективный взгляд массового и моего в нём сознания. Это при том, что я музыкант, и даже иногда соображаю, бывает. Но здесь - чистая подмена - это как нынешний треугольник вокруг Кремля, в котором время от времени навигаторы начинают показывать, что они во Внуково.
Если водители от этого охреневают, даже представить себе не могу, что чувствует сам навигатор. Вот я себя чувствовал не лучше навигатора. Ладно, остальное - в статье.
В общем, всё о артистах, что вы прочитаете в рецензии, спокойно можно множить на десять. Привольно льется простодушная мелодия. Легкий разбег к вершине сменяется плавным движением в обратном направлении с характерными нисходящими задержаниями.
Типично для песен-страданий и глиссандирующее сползание голоса к последнему звуку фразы. Мелодию хора сопровождают легкие, отрывистые аккорды струнных pizzicato , имитирующие звучание балалайки. Композитор насыщает аккорды секундовыми сочетаниями побочных тонов, что придает музыке остроту и своеобразную задиристость.
Плавная мелодия частушек чередуется с резкими и угловатыми ходами на широкие интервалы, с затактом на fF — это реплики играющих в домино мужчин. В целом же музыка хора легкая, изящная и по-весеннему прозрачная. Этому способствует и светлая тональность ля мажор, тихое, замирающее в конце звучание 49.
И тем не менее гармоничны и полны желания жить и любить". В основном оперные театры меня зовут ставить про жизнь принцев, королей, придворных артистов, а здесь - про жизнь советского колхоза. С другой стороны, может именно это и заставило меня согласиться, не все же время ходить по одной дороге.
Сейчас могу сказать, что получил совершенно потрясающий опыт работы с живым классиком Родионом Щедриным", - сказал режиссер, подчеркнув, что сегодня опера звучит "совершенно по-новому". Декорации к спектаклю создал заслуженный художник РФ Максим Обрезков. По информации пресс-службы, он использовал в оформлении фирменный синий цвет театра, условно объединив таким образом зрительный зал со сценическим пространством.
Художник по костюмам Мария Данилова отметила, что в основу ее работы легла "романтика послевоенного колхоза, поэзия травм после Второй мировой войны". Костюмы я создавала с подлинных фотографий, все получилось примерно в одном цвете, кроме сцены танцев, где девушки в платьях в цветочек", - поделилась художник.
Щедрин, побывав на премьере спектакля, отметил, что работа театра "Санктъ-Петербургъ Опера" - это лучшая постановка его произведения. Это яркий, искрометный спектакль с обилием танцев, приближенный к жанру мюзикла. В нем есть светлая лирика и ирония, "сочный" жанровый юмор и высокий драматизм. Опера исполняется на русском языке.
Щедрин - Не только любовь listen online
Дерзости в этой опере с годами не убавилось, судя по тому, что несколько сезонов назад на ее премьере в «Санктъ-Петербургъ Опере» постановка Юрия Александрова к композитору подбежала пожилая раскрасневшаяся дама и начала клеймить его позором за «очернение жизни советского колхоза». Мариинскому театру на сей раз очень крупно повезло с режиссером, который не сделал из оперы ни перченую историю, ни агитку, а очень грамотно, точно, красиво и строго поставил историю о том самом конфликте чувства и долга, о которых писали свои классицистские оперы еще Глюк со Спонтини и Керубини как бы высокопарно ни прозвучали в этом контексте их имена. Дебютант в оперном жанре, но давно не новичок в жанре драматическом ярославец Александр Кузин ухватил корневую суть лирической оперы Щедрина и дал возможность слушателю разделить с ним его «открытие» Щедрина. Режиссерская работа ценится тем выше, чем больше слияния с музыкой, словом, движением, жестом, чем стройнее этот союз получается, рождая то, что и называется музыкальным театром. Опера началась с шуршания полиэтиленовых дождевиков, которых, понятное дело, в советском колхозе быть не могло, но в XXI веке они сами и их шум смогли изобразить не только унифицированность колхозной коммуны, а и нечто более поэтичное, создать великолепный эффект нескончаемого дождя. Три гигантские, словно многовековые березы, в потолок буквально вросшие: вокруг них происходит нечто неторопливое, как очень многое в нашей русско-советской жизни.
Бездорожье, помноженное на лень, дающие в итоге хандру, — «двигатели» этого неторопливого процесса. Мало тех, кто способен в одиночку хотя бы попытаться найти личное, а не колхозное счастье.
События развиваются в обычной деревне после Великой Отечественной войны. Мужики погибли на фронте, поэтому население составляют одни женщины да юнцы. В молодости Щедрин сам видел такие селения.
Главная героиня Варвара, зрелая женщина, до безумия влюбляется в юношу по имени Володя.
И переворачивает мир Варвары Васильевны — председателя колхоза. И не её одной… пДля Родиона Щедрина сочинение стало первенцем, впоследствии он станет крупным оперным композитором, которому подвластно воплотить в звуках и Гоголя, и Лескова, и Набокова. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь».
Люди эти изломаны войной задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить».