Обязательным условием конкурса являлся исполнение песни из репертуара Кара-Кыс Номзатовны Мунзук, узун ыры (протяжной песни) или кожамык своего кожууна и мелодические речитации при обряде приучения животных / мал алзыры (чучуулаары, тоотпалаары, хөөглээри). Кара-Кыс Номзатовна Мунзук (15 сентября 1918 — 18 декабря 1995) — советская тувинская певица, актриса, поэтесса, народная артистка РСФСР (1975). Кара-Кыс Номзатовна училась на втором курсе педагогического техникума, когда объявили набор талантливых ребят в театральную студию. Кара-Кыс и Максим Мунзук рядом с памятником, в аэропорту г. Омска.
КОНЦЕРТ К 100 ЛЕТИЮ КАРА-КЫС НОМЗАТОВНЫ МУНЗУК
Максим Мунзук сыграл в 22 фильмах, среди которых и оскароносный «Дерсу Узала», и документальный фильм «Алмазная тропа», и драма «Сибириада» Андрея Кончаловского. Среди самых интересных и ярких театральных ролей стоит отметить следующие: Тонгур-оол «Тонгур-оол» Салчака Тока , феодал Шыырап в «Боттанган кузел» «Осуществлённая мечта» Салчака Тока. В 2017 году некоммерческая организация "Благотворительный культурно-исторический фонд «Октаргай» председатель фонда — известный художник Баранмаа Александр Насович собирает средства на создание двухметрового памятника Максиму Мунзуку.
Писала стихи. В 1937 году в газете «Аревэ шыны» было опубликовано её стихотворение «Молодёжь», впоследствии ставшее известной песней на мелодию В. Первый сборник поэзии «Мои песни» вышел в 1968 году, второй сборник «Лейся, песня» вышел в 1989 году.
Чыргал-оолом, А. Лаптаном, В. Кок-оолом, Р. Кенденбилем и другими тувинскими композиторами на её стихи создано более 50 песен. Умерла 18 декабря 1995 года.
Супруги прожили вместе 60 лет, в их семье было пятеро детей.
Заслуженный работник литературы и искусства Тувинской АССР, кандидат филологических наук, первый профессиональный ученый-литературовед Тувы, однин из основоположников тувинского литературоведения, литературной критики и фольклористики, оставившего яркий след в истории тувинской науки. Настоящее имя Фридрих Вильгельм российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и переводчик. Академик РАН с 1917. Один из основоположников сравнительно-исторического изучения тюркских языков. Расшифровал орхоно-енисейские надписи.
В 1858 окончил Берлинский университет. Являлся одним из инициаторов создания и председателем Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии 1903—1918. Собирал материал по языкам, фольклору, этнографии и археологии тюркских народов. Первым прочел древнетюркские орхоно-енисейские надписи и начал изучение и публикацию древнеуйгурских памятников. Торжу Анна Таки — Сурун Номбыраловна Мемориальная доска появилась в Кызыле 11 февраля 2013 года и находится она по адресу ул. Трудолюбие, скромность, строгость, преданность избранному делу — главные черты характера отличника здравоохранения СССР, заслуженного работника Тувы, почетного гражданина Кызыла Анны Намбыраловны Торжу.
Эти черты она выработала еще в молодости и осталась им верна в течение всей жизни. Родилась в 1911 года в Улуг-Хемском кожууне. Одной из первых местных девушек окончила курсы ликбеза и сама стала учить грамоте других. Потом ее направили в Кызыльский учебный комбинат, где тогда готовили кадры средней квалификации для республики. А через год Анна и ее четыре подруги поехали на учебу в Москву, в медицинский техникум, где они должны были изучить русский язык и фельдшерское дело. Так уж распорядилась судьба, что в жизни этой удивительной женщины было много волнующих событий.
Одно из них — встреча с пролетарским писателем Максимом Горьким.
Хоомейжи в самом начале почтили музыкальной композицией память о своем коллеге, известном исполнителе хоомея Конгар-ооле Борисовиче Ондаре, скоропостижно ушедшем из жизни в июле этого года. Директор центра Зоя Кыргыс рассказала об истории научных исследований хоомея, привела и исторический факт. Горловое пение называли в Туве по разному в разных кожуунах. Именно легендарная актриса Кара-Кыс Номзатовна Мунзук, собиратель фольклора, в 1981 году выступила с предложением назвать это единым термином «хоомей». Сегодня это привычное название тувинского горлового пения, подытожила ученая. Благодаря стараниям центра и Министерства культуры Тувы сегодня в реестре профессий России есть и такая: исполнитель горлового пения, хоомейжи. Представители этой профессии имеют право на более раннее пенсионирование , как и вокалисты, по истечении 20 лет профессиональной работы.
100 лет со дня рождения Кара-кыс Номзатовны Мунзук
Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна. Мунзук, Максим Монгужукович. Кара-кыс номзатовна мунзук слушать «Ви» — вилла к имени исполнителя департамента Британской Империи (вследствие народного «фон») (Он сменил родину на Ламперуж чтобы покончить со своим церковным, так как его признали серым). 1995) – Народной артистке РСФСР и Тувинской АССР, кавалеру ордена «Знак Почета» Кара-Кыс Мунзук действительно самобытное явление в профессиональном тувинском искусстве. Кара-кыс Мунзук слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Смотреть видео онлайн 100 летие Кара-Кыс Номзатовны Мунзук. Длительность видео: 2 мин и 53 сек.
Предварительный просмотр:
- Омский суд оштрафовал Кара-Мурзу за отсутствие маркировки иноагента | Дзен
- Мунзук Кара-Кыс Номзатовна
- Аким Монгуш из Кызылского кожууна – лучший исполнитель народных песен
- 15 сентября в истории
- Рекомендуем
Этот день в истории: факты, события, люди, приметы – 15 cентября
Самаре в семье священника, но новое время сформировало из него атеиста. Он стал активным комсомольцем. Незадолго до начала войны Н. Сердобовзакончил педагогический институт им. Ленина в Москве, в 1940 году был призван в армию и учился в Харьковском военном училище, а по окончании его осенью 1941 года добровольцем ушел на фронт.
Он служил в артиллерии, командовал знаменитыми «катюшами». С боями он освобождал от фашистов оккупированные западные области Советской страны, вместе с десятками тысяч советских солдат гнал немцев с Украины, Польши и закончил войну в Берлине. Войну закончил гвардии майором. Родился А.
Калзан 5 апреля 1930 г. Окончил в 1948 г. Восточный факультет Ленинградского госуниверситета окончил в 1953 г. Заслуженный работник литературы и искусства Тувинской АССР, кандидат филологических наук, первый профессиональный ученый-литературовед Тувы, однин из основоположников тувинского литературоведения, литературной критики и фольклористики, оставившего яркий след в истории тувинской науки.
Настоящее имя Фридрих Вильгельм российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и переводчик. Академик РАН с 1917. Один из основоположников сравнительно-исторического изучения тюркских языков. Расшифровал орхоно-енисейские надписи.
В 1858 окончил Берлинский университет.
Когда приходили гости, папа и мама выключали свет и с гордостью демонстрировали модель. Увлечение фотографией и кино в семье тоже началось с Мунзука, который старался зафиксировать для истории театральную жизнь. Со временем в доме появилась целая лаборатория.
Он сам мастерил необходимые приспособления для проявки кинопленки, своими руками изготовил резак, с помощью которого шестнадцатимиллиметровую кинопленку превращал в восьмимиллиметровую. Увлечения детей охотой и рыбалкой — это у нас тоже от Максим Монгужуковича. На гастролях они не отставали от него и спозаранку вместе с ним шли на рыбалку. Мунзука не особенно интересовало количество рыб, он учил детей своих радоваться не только удачному клеву, но и красоте утра, плеску воды, лучам солнца, пению птиц.
Мемориальная доска была установлена 15 сентября 2008 года, в день девяностолетия со дня рождения Кара-Кыс Мунзук. Для каждой квартиры дома полагался еще и сарай. Другие сараи были обычными: в них хранили разную утварь, картошку в погребах. А сарай Мунзуков соседи окрестили Драмсараем.
В нем собиралась вся детвора и что-нибудь постоянно мастерили, используя большой запас инструментов. Была эра покорения космоса и дети, конечно же, не могли отстать от нее. Космонавтами были тараканы. Торжественные запуски ракет с тараканами на борту становились яркими событиями для всего двора.
В Драмсарае стоял и магнитофон — вещь, в то время редкая, музыка притягивала окружающих. Самодеятельные концерты состоялись во втором подъезде. Раньше он был проходным — с улицы Ленина можно было пройти во двор, и довольно просторным. Потом дверь с улицы закрыли, а ступеньки остались.
На них и сидели зрители, а дворовые артисты играли внизу. Во дворе дома стоял зелененький «Москвич-401», на котором он катал всю окрестную ребятню, они любя называли его дед Мунзук. Он купил его в 1957 году ради детей, чтобы без проблем брать их с собой на летние гастроли по республике и не загружать театральный транспорт: все же сразу пятеро дополнительных пассажиров. Тогда это была единственная машина в этом дворе, да и для Кызыла частные авто были редкостью, и тут же нашлись доброжелатели: откуда у простых артистов такие деньжищи?
Сообщили куда следует. ОБХСС — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, весьма грозная организация того времени, скрупулезно проверила все: когда, у кого куплено, за сколько, источники доходов. Хищений госсобственности не выявили, все законно: зарплата мужа и жены за три месяца плюс их отпускные. А во время гастролей — жили на положенные в командировках суточные.
Жизнь на колесах начиналась со сборов, в этом действе главным был Максим Монгужукович, который мастерски умел компактно упаковывать все необходимое. А необходимого набиралось изрядно. В момент погрузки Кара-Кыс Номзатовна, смеясь, говорила: надо еще каждому в зубы что-нибудь дать. Предусмотрительный Мунзук, на первый взгляд, брал на гастроли много ненужных вещей, а на самом деле — ничего лишнего, все пригождалось.
Ведь летние гастроли были продолжительными: начинались во второй половине мая и заканчивались в конце августа. С самого начала и вплоть до начала восьмидесятых годов прошлого века, у зрителей было очень трепетное отношение к артистам. Приезд Тувинского музыкально-драматического театра был важным событием для всех сельских жителей. Люди готовились к приезду артистов, принимали как самых почетных гостей: чай с молоком, постряпушки, свежая баранина.
Дети артистов тоже были в центре внимания окрестной ребятни. А клуб превращался в центр общения и обмена информацией. Порой играли по два спектакля подряд, затем начинался концерт по заявкам сельских зрителей. Действо заканчивалось далеко за полночь.
Дети артистов тоже не спали, вместе со зрителями заворожено смотрели представления снова и снова. И каждый раз — как в первый раз. Заинтересовавшись тувинским песенным творчеством, Ирма Петровна в 1948 году приехала в Кызыл. Познакомилась с исполнителями, в том числе с Кара-кыс Номзатовной.
Услышав в исполнении Кара-кыс народную песню «Бай-ла Хемчиим» захотела включить ее в свой репертуар, но впоследствии написала певице: «Эта красивая песня — только твоя, Кара-Кыс». Кара-Кыс Номзатовна писала стихи, многие из которых стали песнями: их около пятидесяти. Первый сборник «Мои песни» Мээн ырларым вышел в свет в Кызыле в 1968 году — к пятидесятилетию актрисы, второй Ырым куттулуп кел — в 1989 году. Это сборник «Тыва улустун ырлары» Тувинские народные песни — результат их многолетнего труда.
Всего в музее восемьдесят девять экспонатов, в их числе — архивные черно-белые фотографии — лица тех, кто трудился в тувинской и русской труппе театра, а так же их режиссёров. На стенах и столах в музее — фотографии спектаклей. И ещё, ещё: русская, советская, тувинская мировая классика. Вечные темы театральных подмостков, объединяющие людей. На сцене нашего театра они с его рождения звучали на двух языках — русском и тувинском. Традиция сохранена. Каждый зритель, не владеющий тувинским языком, может воспользоваться специальными наушниками для синхронного перевода на русский. Виктория Доржу.
Гость вечера — народный артист России Александр Пятков, сыгравший роль Олентьева в фильме «Дерсу Узала», выразил свое восхищение по поводу выступления Сайлык: «В программе «Голос» она заняла бы первое место». Выступление Народного хоомейжи Тувы Евгения Сарыглара тоже вызвало шквал аплодисментов.
Перед ним Евгений извинился за то, что не зарегистрировался. Сначала он не думал участвовать, но слушая других, не удержался и тоже решил спеть тувинскую колыбельную. Солистка ансамбля «Тыва» Шончалай Ооржак-Чооду удивила всех. Первую песню она исполнила в сопровождении ансамбля «Тыва», нежно обнимая и баюкая куклу, наряженную в тувинский национальный костюм, время от времени убедительно имитируя плач ребенка. В порыве нежности она даже поцеловала куклу. Вторую песню «Авай» — «Мама» она исполнила под жестикуляцию настоящей сурдопереводчицы Марты Сат, чьи плавные движения в такт песни напоминали танец, завораживая зрителей. Находчивость и вокальное мастерство Шончалай Ооржак-Чооду были оценены по достоинству: среди женщин она была признана победительницей конкурса. Из мужчин победу одержал солист Государственного ансамбля песни и танца «Саяны» Оюн Куулар, исполнивший колыбельную Кара-кыс Мунзук по всем канонам. Сколько бы прекрасными ни казались выступления артистов зрителям, свои замечания высказала член жюри Опал Шулуу, старейшая исполнительница народных песен: «У некоторых участников очень красивые национальные тоны, но нет обуви или шапки, у девушек — косы.
Сегодня памятный день в жизни одной из самых известных творческих семей Тувы
Мунзук услышал Кара-Кыс впервые в 1935 году, на одной из репетиций сводного концерта военного оркестра и гражданской талантливой молодежи. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике Урянхайского края (сейчас Чеди-Хольский кожуун Тувы) в многодетной семье бедного охотника-арата Номзата Хонековича Оюна. С любимой женой Кара-Кыс Номзатовной Мунзук, народной артисткой России и Тувы, кавалером ордена Знак Почета, они вырастили и воспитали пятерых детей.
Этот день в истории: факты, события, люди, приметы – 15 cентября
Оригиналы фотографий Кара-кыс Номзатовны были подарены Сайлык Оммун и Шончалай Ооржак-Чооду. Новости. Подписка. Обратная связь. Обязательным условием конкурса являлся исполнение песни из репертуара Кара-Кыс Номзатовны Мунзук, узун ыры (протяжной песни) или кожамык своего кожууна и мелодические речитации при обряде приучения животных / мал алзыры (чучуулаары, тоотпалаары, хөөглээри).
Рекомендуем
- Читайте также:
- КОНЦЕРТ К 100 ЛЕТИЮ КАРА-КЫС НОМЗАТОВНЫ МУНЗУК
- Высший пилотаж Мергена Мунзука
- Роль матери в семейном воспитании