Статистика численности буддистов в мире Наибольшее количество буддистов проживает в Азии, где этот религиозный культ имеет богатую историю и сильное влияние.
Статистика количества верующих в России и мире по Росстату
Лидеры уничтожают последователей, а последователи — лидеров. Вы должны быть своим собственным учителем и своим собственным учеником. Вы должны подвергать сомнению все, что человеком считается ценным и необходимым». Он должен найти ее сквозь зеркало взаимоотношений, через понимание содержания собственного ума, наблюдение, но не интеллектуальный анализ или же самоанализ. Стремясь к безопасности, человек создал в самом себе образы — религиозные, политические, личные, которые представляют собой символы, идеи, веру.
Их груз довлеет над человеческим мышлением, над отношениями и повседневной жизнью.
Количество последователей религии буддизма. Что исповедует буддизм. Народы которые исповедуют буддизм. Буддизм в России сообщение. Направление буддизма в России. Численность последователей буддизма. Количество буддистов. Буддизм число верующих.
Монах Далай лама. Тибетский монах Далай лама. Далай лама ребенок буддизм. Далай-лама "как медитировать". Возникновение Мировых религий таблица. Время возникновения христианства Ислама и буддизма таблица. Основы учения буддизма христианства и Ислама. Таблица про религии буддизм христианство Ислам. Распространение буддизма на карте мира.
География распространения буддизма карта. Карта распространения буддизма в мире. Распространение буддизма в мире. Религии по численности. Число последователей религий. Религии мира численность. Численность последователей религий. Буддизм-самая древняя мировая религия. Самая Старая мировая религия.
Буддизм Старейшая мировая религия. Самая древняя из Мировых религий. Буддизм в каких странах на карте. Территория распространения буддизма. Территория распространения буддизма в мире. Сиддхартха Гаутама в странствиях. Будда Гаутама с учениками. Гаутама Будда в детстве. Страны с религией буддизм.
Распространенность буддизма в России. Весак монастырь буддистов. Буддисты молятся. Буддийские монахи в монастыре. Люди в буддийском храме. Буддизм про гомо. Буддист Мем. Buddhism on homosexuality. Мем буддисты Respawn in.
Буддизм народы России исповедующие буддизм. Религии мира численность верующих. Статистика буддистов в России. Буддизм в мире. Буддийская община. Численность буддистов в мире. Первые общины буддистов. Основные положения учения христианство Ислам буддизм.
Именно о них написано большое количество сказок и мифов. Ваджраяна или Тантраяна Учение, именуемое Алмазной Колесницей, возникло на Тибете под влиянием Махаяны и индийского тантризма. По сути она является самостоятельной религией. Направление содержит сложные тантрические практики, которые могут привести к просветлению за одну земную жизнь. В тантрическом буддизме почитаются культы плодородия и эротические практики. Ваджраяна имеет тесную связь с эзотерикой. Основы учения передаются учителя — Ламы к ученику. Тантраяну практикуют в Монголии, Бутане и на востоке России. Буддизм в России Традиционные адепты буддизма в России проживают сегодня в восточных регионах страны, таких как республика Бурятия, Калмыкия и Тува. Кроме того, буддистские объединения можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге и иных городах. Сколько последователей учения Сидхартхи проживает на территории России, точно сказать нельзя. Это объясняется тем, что буддизм не является официальной религией, и многие его адепты официально не объявляли свою религиозную принадлежность. Буддизм является одной из самых миролюбивых религий. Последователи «бодхи» призывают к миру и любви. Последнее время число адептов медленно, но верно растёт.
Его крупнейшие центры - Римская католическая церковь, Восточные православные церкви и протестантские церкви. На протяжении веков число христиан росло по мере того, как эта религия распространялась по всему миру, часто через миссионеров и колонизаторов. Второй по распространенности религией является ислам, насчитывающий, по оценкам, 1,8 миллиарда последователей во всем мире. Он зародился в Мекке город в современной Саудовской Аравии в 7 веке н. Ислам утверждает, что учение Бога Аллаха записано в священной книге - Коране, — которая является основным текстом приверженцев этой религии. Большинство мусульман принадлежат к одной из двух основных ветвей ислама: сунниты включают примерно 80 процентов мусульман, а шииты - примерно 15 процентов. Остальные принадлежат более мелким конфессиям. Индуизм практикуется в основном в Индии где около 80 процентов населения идентифицирует себя как индуисты , Непале и Индонезии.
Сколько процентов в мире исповедуют буддизм?
Количество последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России. Число последователей: 7 млн. Определить численность конфуциан крайне затруднительно, в первую очередь из-за поликонфессиональности китайцев, являющихся конфуцианами и сторонниками китайской народной религии одновременно. Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. Численность буддистов. Число приверженцев буддизма. Оценки общего количества буддистов в России в разных источниках сильно отличаются, но вероятнее всего их примерно полмиллиона или 0,3-0,4% населения.
Рейтинг самых правильных и многочисленных по распространению в мире религий
Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33 %. О том, сколько буддистов в мире на 2017 год, статистика приводит следующие цифры: более 500 млн человек официально исповедуют буддизм. 360 миллионов, Южного буддизма (Тхеравада) - 150 миллионов и Северного буддизма (Ваджраяна) - 18,2 миллиона.
Статистика количества верующих в России и мире по Росстату
Четвертая по величине группа буддийских школ - Наваяна , которой в основном следуют в Махараштре , Индия. По мнению ученого Питера Харви , количество последователей Восточного буддизма Махаяна - 360 миллионов, Южного буддизма Тхеравада - 150 миллионов и Северного буддизма Ваджраяна - 18,2 миллиона. Еще семь миллионов буддистов находятся за пределами Азии.
Это одна из самых быстрорастущих религий.
Индуски совершают ритуал омовения. Ислам - 2 место Ислам принято считать самой молодой мировой религией. Мусульмане в основном сконцентрированы в азиатских и африканских странах.
Самое большое количество мусульман проживает в Индонезии. Всего в мире насчитывается около 1,9 млрд мусульман. По прогнозам некоторых исследовательских центров, существует вероятность, что ислам к 2070 году станет самой многочисленной религией мира.
Мусульмане молятся на фоне мавзолея-мечети Тадж-Махала. Христианство - 1 место Христианство - крупнейшая мировая религия. Основные христианские центры находятся уже не в Европе и в Северной Америке, а в Африке.
Хотя наибольшее количество христиан проживает в США.
Буддизм — религия, к которой нельзя принадлежать по рождению в отличие, например, от другой религии древней и средневековой Индии — брахманизма. Обращение в буддизм есть результат осознанного выбора, формула, которую при этом произносят, — т. Распространение буддизма сопровождалось развитием буддийского искусства: архитектуры, изобразительного искусства , музыки. Возникновение и распространение буддизма Статуя Будды. Период Гандхары. Национальный музей, Нью-Дели. Шраманское движение, несмотря на его неоднородность, объединял ряд общих идей: 1 сомнение в действенности ведийского ритуала и в священном характере текстов Вед; 2 неприятие сословной иерархии варны , в которой доминирующее положение занимали жрецы-брахманы; 3 вера в карму как безличный моральный закон и сансару — цикл перерождений; 4 убеждение в том, что освобождения от страданий мокша , нирвана можно достичь лишь вне общества, ведя бродячий образ жизни и практикуя ненасилие ахимса , аскетическое самоограничение, йогу и медитацию. Хотя многие последователи Будды по своему происхождению принадлежали к брахманскому сословию, буддизм был всецело порождением шраманского движения и, широко используя понятия брахманизма карма, дхарма , брахман , атман и др. Впоследствии приверженцы буддизма и брахманизма и его поздней формы — индуизма постоянно полемизировали между собой, попутно обогащая друг друга идеями и методами особенно в области философии.
Территория, на которой развёртывалась деятельность Будды, — северо-восток долины реки Ганг — отличалась разнообразием в этническом и политическом отношении. Здесь развивалась городская цивилизация, и на фоне разложения родового строя шло быстрое становление государственности буддийские тексты упоминают 16 государств — монархий и племенных республик, названных часто по имени населявших их народов. По этой причине влияние брахманизма, преобладавшего преимущественно в родоплеменной, деревенской Индии, было сравнительно небольшим. Буддийская традиция ведёт своё летосчисление с паринирваны «полной нирваны», или окончания земного пути Будды в 543 г. То, что известно о ранней буддийской общине и о жизни самого Будды Шакьямуни, почерпнуто из эдиктов царя Ашоки , археологических находок и текстов, созданных по меньшей мере 5 веков спустя после кончины Первоучителя. Считая, что монахи должны опираться лишь на дхарму и правила монашеской дисциплины, Будда не оставил преемника, поэтому после его кончины самой авторитетной инстанцией для монахов были т. Надёжными данными, подтверждающими историчность соборов, современная наука не располагает. По преданию, вскоре после смерти Будды на 1-м соборе в Раджагрихе древней столице государства Магадха , ныне Раджгир, штат Бихар , которому покровительствовал царь Бимбисара, председательствующий монах Кашьяпа обратился к старейшине — Упали — с просьбой рассказать о провозглашённых Буддой правилах поведения монахов, а к любимому ученику Будды — Ананде — с просьбой процитировать наставления Будды. Затем 500 монахов продекламировали одобренные тексты, заложив в основу буддийского канона кодекс монашеской дисциплины Виная и доктрину — дхарму. В дальнейшем, после добавления Абхидхармы «разъяснение доктрины» , собрание священных буддийских текстов стало называться «Три корзины» Типитака на языке пали , или Трипитака на санскрите.
На 2-м соборе в Вайшали ныне штат Бихар в конце 4 — начале 3 в. Каждая из них постепенно разветвлялась на школы, создававшие свою религиозную литературу. Тхеравада преобладала в центральной Индии Каушамби, Удджайн , а с 3 в. Запись её канона Типитака на языке пали относится к 1 в. Сарвастивада, создавшая санскритскую версию канона Трипитака , утвердилась в кушанскую эпоху в Гандхаре и Кашмире. Последний собор на территории Индии состоялся около 100 г. На нём был создан обширный комментарий к «Абхидхарма-питаке» — «Махавибхаша», или «Вибхаша» дошел до нашего времени лишь в переводе на китайский язык. Впоследствии монахов, признающих авторитет «Вибхаши», стали называть вайбхашиками , а тех, кто предпочёл опираться на «Сутра-питаку», — саутрантиками. Отсутствие единого авторитетного центра, разногласия по поводу дисциплины и доктрины, специализация в разных разделах буддийского канона — эти и другие факторы способствовали активному образованию и распространению школ на территории Индии. Идеи махасангхики нашли воплощение в новом направлении, которое его последователи назвали махаяной «широкий путь», или «большая колесница» , противопоставив учению предшественников, обозначенному ими как хинаяна «узкий путь», или «малая колесница».
Однако последние не приняли этого обозначения, идентифицируя себя по названию своих школ 18; однако современные учёные насчитывают от 23 до 30 школ; из них до нашего времени сохранилась одна — тхеравада. Чтобы избежать оценочного термина «хинаяна», учёные используют термин «традиционный, либо Южный, буддизм» в противоположность Северному, махаянскому буддизму. Расцвет махаяны приходится на середину 1-го тыс. В первый век своего существования из места своего возникновения Магадхи и Кошалы буддизм распространился на значительной части Северной Индии, включая Мадхуру ныне Мадурай и Удджайн на западе. При Ашоке буддизм становится государственной религией империи Маурьев , после его смерти и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брахманизму, утверждается в Шри-Ланке 3 в. Буддизм поддерживали и индо-греческие цари, например Менандр, что нашло отражение в его знаменитых диалогах с буддистом Нагасеной «Вопросы Милинды». В течение трёх последующих веков буддизм, оказавшийся наиболее приемлемой религией для пёстрых по своему этническому составу империй, превращается во влиятельную силу на всей территории Индии, а с воцарением династии Сатаваханов проникает в Центральную Азию. В эпоху правления Канишки 1—2 вв. В это же время он распространяется и в торговых центрах северного Китая, а через Юго-Восточную Азию также достигает южного Китая. В этот период буддийские монастыри образуют крупные объединения махавихары , действовавшие и как университеты, центры просвещения, учёности и искусства главный из них — Наланда.
В Южной Индии поддержку буддизму оказывает династия Сатаваханов 2—3 вв. Хотя с 8 в. С середины 8 в. Доминирующим направлением при Палах была ваджраяна, центром её изучения и практики — монастырь Наланда. Именно при Палах в связи с ослаблением контактов с Китаем индийские буддисты обратили свой интерес к Тибету и Юго-Восточной Азии. Как всеазиатская религия, создавшая свой тип цивилизации, включающий все достижения Индии в области науки, философии, грамматики, искусства, медицины, архитектуры, буддизм достигает пика своего развития к 9 в. Однако в это время в Индии начинают происходить процессы усиление влияния индусского тантризма, разрушение буддийских монастырей — основного оплота буддизма в Индии — радикальными тантристскими сектами , способствовавшие упадку и в конечном итоге вытеснению буддизма из этой страны в 12 в. С уходом из Индии заканчивается эра гегемонии индийской формы буддизма и начинается новый исторический этап, когда буддизм вступает в более тесные отношения с культурой тех стран, в которых утверждается в качестве государственной религии см. Современный буддизм существует в трёх основных формах: тхеравада, распространённая в Шри-Ланке, Мьянме бывшей Бирме , Таиланде, Лаосе и Камбодже; махаяна и близкая ей ваджраяна, преобладающие в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, Японии, Корее и Монголии, а также в Бутане и Сиккиме на севере Индии. Значительное количество буддистов проживает в Непале.
Общее число буддистов в мире колеблется от 300 до 700 млн человек. Такой разброс в цифрах связан c трудностями подсчёта, состоящими в том, что, во-первых, буддизм позволяет сохранить ту религию, к которой человек принадлежал раньше, а во-вторых, с тем, что в некоторых странах он слился с местными религиями например, с синтоизмом в Японии и даосизмом в Китае. Сотериология Если в основе других мировых религий лежит вера во всемогущего Бога, создавшего мир, то с точки зрения буддизма мир никем не создан и никем не управляется, а вера в бога-властителя и мироуправителя — Ишвару подрывает основы закона индивидуального морального воздаяния — кармы [если «люди становятся убийцами и ворами, невоздержанными, лжецами, клеветниками, насильниками, болтунами, скупыми, лжемыслящими… благодаря Ишваре, то … нет ни побуждения к действию, ни усилия, ни необходимости что-то сделать или что-то не сделать, а раз так, то термин шрамана "совершающий усилие" к ним неприменим, ибо их ум находится в замешательстве, а познавательные способности бесконтрольны» — «Ангуттара-никая», 3. Направляя взгляд человека внутрь самого себя, взывая не столько к его вере, сколько к его сознанию, интеллекту и воле, Будда повторяет, что единственная цель его учения — освобождение от перерождений «Всё моё учение имеет один лишь вкус освобождения» , которое человек способен достичь собственными усилиями, если осознанно изменит себя, используя путь, открытый Буддой в состоянии пробуждения «Будьте сами себе светильниками! В этом смысле буддизм является религией спасения без бога хотя в поздних его формах признаётся помощь человеку со стороны более духовно продвинутых существ. Это первая в мировой истории религия, с точки зрения которой происхождение человека, его социальный статус, род занятий каста и, наконец, пол не являются основанием, чтобы считать одних людей выше других хотя в силу своей кармы люди отличаются друг от друга, они равны в том смысле, что их статус зависит от них самих. Перенося центр тяжести на внутреннюю природу человека, буддизм подчёркивает её изменчивость и конечность рождение приводит к смерти, а смерть — к новому рождению , вызывающие ощущение зыбкости и несамодостаточности человеческого бытия. Человек стремится «дополнить себя» вещами, другими людьми и существами, но, не достигая искомой устойчивости и целостности, постоянно испытывает неудовлетворённость. В буддизме её называют духкхой в европейской традиции духкхе больше соответствуют экзистенциалистские понятия тревожности, озабоченности, страха или психоаналитическое понятие фрустрации , нежели христианское понимание страдания. Изменчивость, присущая всем состояниям человека, превращает в духкху даже удовольствия.
Четыре благородные истины , возвещённые Буддой и часто отождествляемые с его дхармой учением , указывают на всеобщность духкхи «всё есть духкха» , на её причину — желание, укоренённое в ошибочном представлении человека о своём неизменном «я» атмане , наконец, провозглашают принципиальную возможность её искоренения и раскрывают способ реализации этой возможности восьмеричный путь : правильные воззрение, намерение, речь, действие, образ жизни, усилие, осознавание и сосредоточение. Это и есть рекомендуемый Буддой Путь преодоления тягот и страданий, ведущий к достижению идеального внутреннего состояния умиротворённости и безмятежности. Традиция говорит о нём как о сочетании «культуры поведения» шила , «культуры психики» читта, или самадхи и «культуры мудрости» праджня. Пять правил поведения, предписанных как для монахов, так и для мирян панча шила: не убий, не бери чужого, не прелюбодействуй, не лги, не опьяняй себя , перекликаются с заповедями в других религиях. Однако, проповедуя их, Будда взывает не столько к совести своих слушателей или к их страху перед возможным наказанием, сколько к их здравому смыслу, подводя их к мысли, что соблюдение данных правил создаст более благоприятные условия для личной и социальной гармонии. Методы работы над собой особенно в борьбе со страстями , рекомендуемые Буддой для монахов пали — бхиккху , санскр. Чистая йога, с точки зрения буддизма, чтобы иметь «спасительный» эффект, должна быть ещё и «мудрой», т. Использование йогической практики исключительно для развития сверхобычных способностей телепатии, ясновидения и т. Физическое или психическое здоровье человека является в буддизме не самоцелью, а лишь одним из условий успешной религиозной практики, развитие же сил, помогающих господствовать над миром и другими людьми, рассматривается как самоутверждение личности, препятствующее духовному прогрессу. Принцип «срединности» Свой Путь Будда называет «срединным» в отличие от иных путей, которые он определял как «крайности» чувственное удовольствие и аскетическое самоумерщвление : на собственном опыте Будда осознал, что успех духовного самосовершенствования во многом зависит от состояния тела он достиг «пробуждения» только после того, как отказался от жёсткой аскезы и восстановил здоровье.
Срединный путь — это не раз и навсегда отлаженное равновесие, а скорее постоянное смещение центра тяжести то в одну, то в другую сторону. Точка равновесия важна как точка духовного роста, и в каждом отдельном случае она должна определяться заново. Так, если буддийский монах в результате практик по «успокоению ума» впал в слишком заторможенное состояние, Будда рекомендует ему «взбодриться» с помощью более жёсткой аскезы. Принцип «срединности» пронизывает всё учение Будды. Например, учение об отсутствии «я» анатмавада предстаёт как срединный путь между крайностями веры в единый неизменный атман и уверенности в его разрушении после смерти; доктрина взаимозависимого происхождения элементов реальности пратитьясамутпада — как срединный путь между крайним кармическим детерминизмом и верой в случайность всего происходящего в мире. Идея срединности получила дальнейшее развитие в махаянской школе мадхъямака буквально — срединная. Согласно её основателю Нагарджуне , срединный путь — это снятие всех оппозиций и их растворение в пустоте всего сущего. Учение о человеке Будда считает, что источник возможного самоизменения, ведущего к освобождению, заложен в самой природе человека: состоя из частей, как и всё в мироздании, индивид лишён неизменного стержня — атмана «я», души , сохраняющегося в течение этой жизни и последующих перерождений, центра, управляющего разными его частями по своему желанию, «внутреннего правителя» как атман Упанишад. Выдвигая на первый план моральную сторону закона кармы человек несёт ответственность прежде всего за свои мысли и намерения, а уже потом за конкретные действия , Будда подчёркивает, что понятие вечного атмана как субъекта перерождения противоречит идее морального воздаяния и, прежде всего, возможности духовного самосовершенствования: ведь неизменный атман «не становится от хорошего деяния большим и не становится от нехорошего деяния меньшим» «Брихадараньяка-упанишада» , VI. Однако Будда не согласен и с тем, что смерть человека является полным прекращением его существования.
На место атмана как статичного бытия Будда поставил сам процесс изменения в виде индивидуальной серии дхарм — дискретных психо-соматических событий, обусловливающих возникновение друг друга в определённом порядке пратитьясамутпада. Это должно было обосновать реальность изменений морального совершенствования или деградации в человеческой личности и, кроме того, существование морального воздаяния для индивида не только в виде его благоприятного или неблагоприятного будущего перерождения, как в брахманизме, но и в каждое мгновение данной его жизни. Человек, по учению буддизма, это не соединение вечной души с бренным телом, как в других индийских учениях, а динамическая психосоматическая система, состоящая из взаимосогласованных в своём функционировании дхарм, образующих 5 групп скандх : рупа — тело и чувственные способности индрии ; ведана — ощущение приятное, неприятное и нейтральное ; санджня — восприятие, распознавание, словесно-концептуальная идентификация объектов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мысли ; санскары — факторы, определяющие реализацию кармы через определённую конфигурацию индивидуального потока дхарм; виджняна — 6 чувственных распознаваний, включающих пять внешних сенсорных распознаваний зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и распознавание внутренних состояний радости, страдания и т. Все скандхи образуют единую индивидуальную серию благодаря привязанности упадана к «я»; она же создаёт предпосылки будущих рождений и смертей, освободиться от которых можно, лишь искоренив в себе эгоцентричную установку, привычку понимать всё в терминах «я», «моё» и научившись рассматривать свои психические состояния как объективный процесс чередования дхарм система упражнений, разработанная для этого, включала медитацию над 32 элементами тела, сопровождающуюся постоянным повторением слов: «это не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом, это не содержится в я» и т. Однако при замене атмана скандхами возникала другая проблема: как объяснить тождество личности в разные моменты времени, память и узнавание, если нет неизменного субъекта?
Процент буддистов по странам, по данным Pew Research Center. В основном они являются последователями китайских школ махаяны , что делает это крупнейшее собрание буддийских традиций. Махаяна, также практикуемая в более широкой Восточной Азии , придерживается более половины буддистов мира.
Количество последователей буддизма мирового масштаба и его значимость в современном обществе
Количество последователей буддизма в мире: статистика и показатели | история, численность последователей и основные учения религии Буддийские храмы и монастыри В России существует множество буддийских храмов и монастырей, расположенных на территории различных регионов. |
Буддизм. Буддизм в современном мире | Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Мусульманина. |
Какие 5 религий самые крупные | Цель международного собрания последователей Будды – поиск ответов на глобальные вызовы современного мира в учениях Будды. |
Численность исповедующих буддизм в России в 2023 году: актуальная статистика, читать онлайн | Численность христиан, мусульман, буддистов и других верующих в таблицах. Численность последователей основных религий мира. |
Какая религия самая распространенная в мире: интересный факт
Четвертая по распространенности религия — буддизм, насчитывающий около 500 миллионов последователей во всем мире и более 250 миллионов только в Китае. Буддизм замыкает тройку лидеров с полумиллионным числом последователей. Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов.
Сколько процентов в мире исповедуют буддизм?
Сколько процентов в мире исповедуют буддизм? — Христианский портал мир вам | The Costa Rican News. |
Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей | Численность Процент буддийского населения в странах мира Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальны. |
Количество последователей буддизма в мире: статистика и показатели | По оценкам специалистов, количество последователей буддизма составляет примерно 6% всего населения Земли1, хотя проверить эту цифру трудно ввиду способности буддизма сливаться с любой культурой и влиять на представления, лежащие в ее основе. |
Буддизм: основы религии, сколько буддистов в мире | Статистика численности буддистов в мире Наибольшее количество буддистов проживает в Азии, где этот религиозный культ имеет богатую историю и сильное влияние. |
Топ 10 | Самые распространенные религии
Сегодня оно является одной из главных религий в Японии, с множеством буддийских храмов и монастырей по всей стране. Страна известна своими древними буддийскими храмами и святыми местами. Вьетнам: Буддизм также является одной из главных религий во Вьетнаме, с огромным количеством буддийских храмов и монастырей. В этих странах буддизм играет важную роль в культуре и повседневной жизни миллионов людей. Он вдохновляет и укрепляет их духовное развитие и привносит мир и гармонию в их жизни. Тенденции развития буддизма Вероисповедание буддизма продолжает развиваться и распространяться по всему миру.
Существуют несколько основных тенденций в развитии этой религии: 1. Рост числа последователей. Возрастает количество людей, принимающих буддизм в качестве своей религиозной веры.
При Ашоке буддизм становится государственной религией империи Маурьев , после его смерти и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брахманизму, утверждается в Шри-Ланке 3 в. Буддизм поддерживали и индо-греческие цари, например Менандр, что нашло отражение в его знаменитых диалогах с буддистом Нагасеной «Вопросы Милинды». В течение трёх последующих веков буддизм, оказавшийся наиболее приемлемой религией для пёстрых по своему этническому составу империй, превращается во влиятельную силу на всей территории Индии, а с воцарением династии Сатаваханов проникает в Центральную Азию. В эпоху правления Канишки 1—2 вв. В это же время он распространяется и в торговых центрах северного Китая, а через Юго-Восточную Азию также достигает южного Китая.
В этот период буддийские монастыри образуют крупные объединения махавихары , действовавшие и как университеты, центры просвещения, учёности и искусства главный из них — Наланда. В Южной Индии поддержку буддизму оказывает династия Сатаваханов 2—3 вв. Хотя с 8 в. С середины 8 в. Доминирующим направлением при Палах была ваджраяна, центром её изучения и практики — монастырь Наланда. Именно при Палах в связи с ослаблением контактов с Китаем индийские буддисты обратили свой интерес к Тибету и Юго-Восточной Азии. Как всеазиатская религия, создавшая свой тип цивилизации, включающий все достижения Индии в области науки, философии, грамматики, искусства, медицины, архитектуры, буддизм достигает пика своего развития к 9 в. Однако в это время в Индии начинают происходить процессы усиление влияния индусского тантризма, разрушение буддийских монастырей — основного оплота буддизма в Индии — радикальными тантристскими сектами , способствовавшие упадку и в конечном итоге вытеснению буддизма из этой страны в 12 в.
С уходом из Индии заканчивается эра гегемонии индийской формы буддизма и начинается новый исторический этап, когда буддизм вступает в более тесные отношения с культурой тех стран, в которых утверждается в качестве государственной религии см. Современный буддизм существует в трёх основных формах: тхеравада, распространённая в Шри-Ланке, Мьянме бывшей Бирме , Таиланде, Лаосе и Камбодже; махаяна и близкая ей ваджраяна, преобладающие в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, Японии, Корее и Монголии, а также в Бутане и Сиккиме на севере Индии. Значительное количество буддистов проживает в Непале. Общее число буддистов в мире колеблется от 300 до 700 млн человек. Такой разброс в цифрах связан c трудностями подсчёта, состоящими в том, что, во-первых, буддизм позволяет сохранить ту религию, к которой человек принадлежал раньше, а во-вторых, с тем, что в некоторых странах он слился с местными религиями например, с синтоизмом в Японии и даосизмом в Китае. Сотериология Если в основе других мировых религий лежит вера во всемогущего Бога, создавшего мир, то с точки зрения буддизма мир никем не создан и никем не управляется, а вера в бога-властителя и мироуправителя — Ишвару подрывает основы закона индивидуального морального воздаяния — кармы [если «люди становятся убийцами и ворами, невоздержанными, лжецами, клеветниками, насильниками, болтунами, скупыми, лжемыслящими… благодаря Ишваре, то … нет ни побуждения к действию, ни усилия, ни необходимости что-то сделать или что-то не сделать, а раз так, то термин шрамана "совершающий усилие" к ним неприменим, ибо их ум находится в замешательстве, а познавательные способности бесконтрольны» — «Ангуттара-никая», 3. Направляя взгляд человека внутрь самого себя, взывая не столько к его вере, сколько к его сознанию, интеллекту и воле, Будда повторяет, что единственная цель его учения — освобождение от перерождений «Всё моё учение имеет один лишь вкус освобождения» , которое человек способен достичь собственными усилиями, если осознанно изменит себя, используя путь, открытый Буддой в состоянии пробуждения «Будьте сами себе светильниками! В этом смысле буддизм является религией спасения без бога хотя в поздних его формах признаётся помощь человеку со стороны более духовно продвинутых существ.
Это первая в мировой истории религия, с точки зрения которой происхождение человека, его социальный статус, род занятий каста и, наконец, пол не являются основанием, чтобы считать одних людей выше других хотя в силу своей кармы люди отличаются друг от друга, они равны в том смысле, что их статус зависит от них самих. Перенося центр тяжести на внутреннюю природу человека, буддизм подчёркивает её изменчивость и конечность рождение приводит к смерти, а смерть — к новому рождению , вызывающие ощущение зыбкости и несамодостаточности человеческого бытия. Человек стремится «дополнить себя» вещами, другими людьми и существами, но, не достигая искомой устойчивости и целостности, постоянно испытывает неудовлетворённость. В буддизме её называют духкхой в европейской традиции духкхе больше соответствуют экзистенциалистские понятия тревожности, озабоченности, страха или психоаналитическое понятие фрустрации , нежели христианское понимание страдания. Изменчивость, присущая всем состояниям человека, превращает в духкху даже удовольствия. Четыре благородные истины , возвещённые Буддой и часто отождествляемые с его дхармой учением , указывают на всеобщность духкхи «всё есть духкха» , на её причину — желание, укоренённое в ошибочном представлении человека о своём неизменном «я» атмане , наконец, провозглашают принципиальную возможность её искоренения и раскрывают способ реализации этой возможности восьмеричный путь : правильные воззрение, намерение, речь, действие, образ жизни, усилие, осознавание и сосредоточение. Это и есть рекомендуемый Буддой Путь преодоления тягот и страданий, ведущий к достижению идеального внутреннего состояния умиротворённости и безмятежности. Традиция говорит о нём как о сочетании «культуры поведения» шила , «культуры психики» читта, или самадхи и «культуры мудрости» праджня.
Пять правил поведения, предписанных как для монахов, так и для мирян панча шила: не убий, не бери чужого, не прелюбодействуй, не лги, не опьяняй себя , перекликаются с заповедями в других религиях. Однако, проповедуя их, Будда взывает не столько к совести своих слушателей или к их страху перед возможным наказанием, сколько к их здравому смыслу, подводя их к мысли, что соблюдение данных правил создаст более благоприятные условия для личной и социальной гармонии. Методы работы над собой особенно в борьбе со страстями , рекомендуемые Буддой для монахов пали — бхиккху , санскр. Чистая йога, с точки зрения буддизма, чтобы иметь «спасительный» эффект, должна быть ещё и «мудрой», т. Использование йогической практики исключительно для развития сверхобычных способностей телепатии, ясновидения и т. Физическое или психическое здоровье человека является в буддизме не самоцелью, а лишь одним из условий успешной религиозной практики, развитие же сил, помогающих господствовать над миром и другими людьми, рассматривается как самоутверждение личности, препятствующее духовному прогрессу. Принцип «срединности» Свой Путь Будда называет «срединным» в отличие от иных путей, которые он определял как «крайности» чувственное удовольствие и аскетическое самоумерщвление : на собственном опыте Будда осознал, что успех духовного самосовершенствования во многом зависит от состояния тела он достиг «пробуждения» только после того, как отказался от жёсткой аскезы и восстановил здоровье. Срединный путь — это не раз и навсегда отлаженное равновесие, а скорее постоянное смещение центра тяжести то в одну, то в другую сторону.
Точка равновесия важна как точка духовного роста, и в каждом отдельном случае она должна определяться заново. Так, если буддийский монах в результате практик по «успокоению ума» впал в слишком заторможенное состояние, Будда рекомендует ему «взбодриться» с помощью более жёсткой аскезы. Принцип «срединности» пронизывает всё учение Будды. Например, учение об отсутствии «я» анатмавада предстаёт как срединный путь между крайностями веры в единый неизменный атман и уверенности в его разрушении после смерти; доктрина взаимозависимого происхождения элементов реальности пратитьясамутпада — как срединный путь между крайним кармическим детерминизмом и верой в случайность всего происходящего в мире. Идея срединности получила дальнейшее развитие в махаянской школе мадхъямака буквально — срединная. Согласно её основателю Нагарджуне , срединный путь — это снятие всех оппозиций и их растворение в пустоте всего сущего. Учение о человеке Будда считает, что источник возможного самоизменения, ведущего к освобождению, заложен в самой природе человека: состоя из частей, как и всё в мироздании, индивид лишён неизменного стержня — атмана «я», души , сохраняющегося в течение этой жизни и последующих перерождений, центра, управляющего разными его частями по своему желанию, «внутреннего правителя» как атман Упанишад. Выдвигая на первый план моральную сторону закона кармы человек несёт ответственность прежде всего за свои мысли и намерения, а уже потом за конкретные действия , Будда подчёркивает, что понятие вечного атмана как субъекта перерождения противоречит идее морального воздаяния и, прежде всего, возможности духовного самосовершенствования: ведь неизменный атман «не становится от хорошего деяния большим и не становится от нехорошего деяния меньшим» «Брихадараньяка-упанишада» , VI.
Однако Будда не согласен и с тем, что смерть человека является полным прекращением его существования. На место атмана как статичного бытия Будда поставил сам процесс изменения в виде индивидуальной серии дхарм — дискретных психо-соматических событий, обусловливающих возникновение друг друга в определённом порядке пратитьясамутпада. Это должно было обосновать реальность изменений морального совершенствования или деградации в человеческой личности и, кроме того, существование морального воздаяния для индивида не только в виде его благоприятного или неблагоприятного будущего перерождения, как в брахманизме, но и в каждое мгновение данной его жизни. Человек, по учению буддизма, это не соединение вечной души с бренным телом, как в других индийских учениях, а динамическая психосоматическая система, состоящая из взаимосогласованных в своём функционировании дхарм, образующих 5 групп скандх : рупа — тело и чувственные способности индрии ; ведана — ощущение приятное, неприятное и нейтральное ; санджня — восприятие, распознавание, словесно-концептуальная идентификация объектов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мысли ; санскары — факторы, определяющие реализацию кармы через определённую конфигурацию индивидуального потока дхарм; виджняна — 6 чувственных распознаваний, включающих пять внешних сенсорных распознаваний зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и распознавание внутренних состояний радости, страдания и т. Все скандхи образуют единую индивидуальную серию благодаря привязанности упадана к «я»; она же создаёт предпосылки будущих рождений и смертей, освободиться от которых можно, лишь искоренив в себе эгоцентричную установку, привычку понимать всё в терминах «я», «моё» и научившись рассматривать свои психические состояния как объективный процесс чередования дхарм система упражнений, разработанная для этого, включала медитацию над 32 элементами тела, сопровождающуюся постоянным повторением слов: «это не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом, это не содержится в я» и т. Однако при замене атмана скандхами возникала другая проблема: как объяснить тождество личности в разные моменты времени, память и узнавание, если нет неизменного субъекта? Обсуждением её занимались многие поколения буддийских философов. Будда разделяет традиционную индийскую идею циклического развития Вселенной, подчёркивая, что главную роль в нём играет духовный фактор — уровень сознания населяющих её существ.
Помимо человека, единственного живого существа, способного изменить свою карму и даже окончательно освободиться от перерождений, испытав «просветление» бодхи и достигнув полного успокоения нирваны , остальные воплощают разные формы кармического воздаяния: дэвы, населяющие разные уровни небес награда за добродетельное поведение , асуры, духи предков, насельники адов, животные наказание за разные дурные проступки и наклонности. Это значит, что богам и другим существам, чтобы иметь возможность освободиться от сансары, нужно сначала переродиться в облике человека. Но, преодолевая сансару, человек преодолевает и само человеческое состояние, не обретая никакого иного. Нирвана — это всецело трансцендентный опыт, не поддающийся описанию и не имеющий ничего общего с блаженством, которое может пережить или даже вообразить обычный человек Будда сравнивает счастье обычных людей с удовольствием, испытываемым прокажённым от расчёсывания собственных ран, нирвану — с излечением от проказы, а разговоры о нирване с обычными людьми — с бесплодной попыткой объяснить прокажённому, в чём состоит удовольствие здоровых людей. Образ Будды Основатель буддизма не называет себя богом или посланцем богов, а говорит о себе как об обычном человеке, ставшем учителем в результате переживания опыта, «неизвестного ранее», — опыта «просветления» бодхи , видения реальности как она есть ятхабхутам , неизменно подчёркивая, что не он, Будда, важен для верующих, а то, что он открыл в этом опыте и чему учит, — дхарма «Те, кто видят дхарму, видят и меня»; «Дхарма — подобна Луне, Будда же — пальцу, указывающему на неё». Однако в последующем развитии буддизма отношение к Будде претерпело существенные изменения. В некоторых школах раннего буддизма возникает представление о надмирной природе Будды локоттара , продолжающей существовать в особой трансцендентной форме. В махаяне исторический Будда рассматривается как одно из проявлений Абсолюта, появляется культ других будд в китайском и японском буддизме больше поклоняются Амитабхе или Вайрочане и особенно культ бодхисаттв.
Если в ранних буддийских монастырях не было ни святилищ, ни изображений Будды, хотя уже существовало поклонение его останкам, то с развитием культовой и ритуальной сторон буддизма реликварии ступы становятся основными буддийскими культовыми памятниками, возникает живопись, скульптура, посвящённые Будде, а также практика паломничества к священным местам, связанным с его жизнью, календарные праздники главный из них — Весак , обряды жизненного цикла и т. Наряду с этим складываются направления, в которых любой культ, в том числе и культ Будды, считается препятствием к достижению «просветления» адептам предлагается отбросить Будду как грязную тряпку , а главное внимание уделяется «внутренней» работе над собой чань , дзен. Единство и многообразие в вероучении буддизма Несмотря на дистанцию между разными буддийскими традициями, ни одна из них не считается «ересью», поскольку в буддизме нет ни единого религиозного канона в каждом направлении имеется своя «священная литература» , ни общих положений, наделённых силой догматов. Ступа Бодхнатх в Катманду Непал. Дхарма — это и опыт, изнутри которого всё видится «как оно есть» ятхабхутам , и вместе с тем предписание метод , применяя которое можно испытать этот опыт самому. Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не сформулировано в каком-то едином и универсальном виде, рассчитанном на всех без исключения людей. Дхарма — это всегда послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Для Будды главное различие между людьми связано не с их происхождением, а со степенью раскрытия заложенного в них духовного потенциала в махаяне его называют «природой Будды».
В буддийских текстах это иллюстрируется примером с лотосами: в одном пруду они голубого цвета, в другом — красного, в третьем — белого, но независимо от цвета цвета символизируют сословия в каждом пруду есть и нераскрывшиеся, и полураскрывшиеся, и полностью раскрывшиеся цветы, высоко возвышающиеся над водой. Сострадание к тяжёлой участи живых существ побуждает Будду находить формы проповеди, соответствующие духовному уровню его слушателей. В буддизме эта тактика получила название упая каушалья «искусные средства» [обращения живых существ в буддизм]. Хотя принцип благорасположенности ко всем живым существам провозглашался и другими индийскими религиями, именно буддизм выдвинул его в центр своей этики. При этом в буддизме, прежде всего в раннем, добродетель больше ориентирована на непричинение зла, чем на активное делание добра, что вытекает из предпочтения нравственного мотива в сравнении с нравственным действием. Изначальная нацеленность на слушателя, реципиента позволила буддизму ассимилировать огромное количество местных верований. Иногда историческое развитие буддизма рассматривается как деградация первоначального учения Будды. Такой взгляд существует как среди буддистов прежде всего тхеравадинов, считающих себя носителями учения «самого Будды» , так и среди буддологов например, исследователей из Общества палийских текстов в конце 19 — начале 20 вв.
Ольденберга, супругов Т. Рис-Дэвидс и др. Однако распространение и развитие буддизма всецело соответствуют принципу упая каушалья, согласно которому учение Будды не истина, а лишь инструмент обретения истины, которая выше всех учений Будда говорил о нём как о плоте, который надо использовать для переправы через бурную реку, а потом просто выбросить. Поэтому, как бы ни были велики различия между направлениями и школами буддизма, все они, сохраняя учения о 4 благородных истинах и срединном пути, о взаимозависимом возникновении пратитьясамутпада , об изменчивости анитья , отсутствии постоянной сущности анатма и подверженности духкхе всех элементов существования дхарм , являются формами одной и той же религии, которую проповедовал Будда Шакьямуни. Школы Абхидхармы В течение нескольких веков после смерти Будды буддийская община сангха из содружества бродячих отшельников-одиночек превратилась в сообщество монахов, постоянно живущих в обителях вихара , расположенных вблизи деревень и городов остатки древнейшей вихары были найдены в штате Бихар, в окрестностях древней столицы Магадхи — Раджагрихи. Это позволяло буддийским монахам, никогда не занимавшимся хозяйственной деятельностью, существовать исключительно за счёт подаяний мирян. Распорядок дня монахов предполагал не только походы за милостыней и медитации, но и совместное изучение и обсуждение разных аспектов учения Будды, нередко перераставшие в дискуссии что было одной из важных причин образования новых школ.
Пять правил поведения, предписанных как для монахов, так и для мирян панча шила: не убий, не бери чужого, не прелюбодействуй, не лги, не опьяняй себя , перекликаются с заповедями в других религиях. Однако, проповедуя их, Будда взывает не столько к совести своих слушателей или к их страху перед возможным наказанием, сколько к их здравому смыслу, подводя их к мысли, что соблюдение данных правил создаст более благоприятные условия для личной и социальной гармонии. Методы работы над собой особенно в борьбе со страстями , рекомендуемые Буддой для монахов пали — бхиккху , санскр. Чистая йога, с точки зрения буддизма, чтобы иметь «спасительный» эффект, должна быть ещё и «мудрой», т. Использование йогической практики исключительно для развития сверхобычных способностей телепатии, ясновидения и т. Физическое или психическое здоровье человека является в буддизме не самоцелью, а лишь одним из условий успешной религиозной практики, развитие же сил, помогающих господствовать над миром и другими людьми, рассматривается как самоутверждение личности, препятствующее духовному прогрессу. Принцип «срединности» Свой Путь Будда называет «срединным» в отличие от иных путей, которые он определял как «крайности» чувственное удовольствие и аскетическое самоумерщвление : на собственном опыте Будда осознал, что успех духовного самосовершенствования во многом зависит от состояния тела он достиг «пробуждения» только после того, как отказался от жёсткой аскезы и восстановил здоровье. Срединный путь — это не раз и навсегда отлаженное равновесие, а скорее постоянное смещение центра тяжести то в одну, то в другую сторону. Точка равновесия важна как точка духовного роста, и в каждом отдельном случае она должна определяться заново. Так, если буддийский монах в результате практик по «успокоению ума» впал в слишком заторможенное состояние, Будда рекомендует ему «взбодриться» с помощью более жёсткой аскезы. Принцип «срединности» пронизывает всё учение Будды. Например, учение об отсутствии «я» анатмавада предстаёт как срединный путь между крайностями веры в единый неизменный атман и уверенности в его разрушении после смерти; доктрина взаимозависимого происхождения элементов реальности пратитьясамутпада — как срединный путь между крайним кармическим детерминизмом и верой в случайность всего происходящего в мире. Идея срединности получила дальнейшее развитие в махаянской школе мадхъямака буквально — срединная. Согласно её основателю Нагарджуне , срединный путь — это снятие всех оппозиций и их растворение в пустоте всего сущего. Учение о человеке Будда считает, что источник возможного самоизменения, ведущего к освобождению, заложен в самой природе человека: состоя из частей, как и всё в мироздании, индивид лишён неизменного стержня — атмана «я», души , сохраняющегося в течение этой жизни и последующих перерождений, центра, управляющего разными его частями по своему желанию, «внутреннего правителя» как атман Упанишад. Выдвигая на первый план моральную сторону закона кармы человек несёт ответственность прежде всего за свои мысли и намерения, а уже потом за конкретные действия , Будда подчёркивает, что понятие вечного атмана как субъекта перерождения противоречит идее морального воздаяния и, прежде всего, возможности духовного самосовершенствования: ведь неизменный атман «не становится от хорошего деяния большим и не становится от нехорошего деяния меньшим» «Брихадараньяка-упанишада» , VI. Однако Будда не согласен и с тем, что смерть человека является полным прекращением его существования. На место атмана как статичного бытия Будда поставил сам процесс изменения в виде индивидуальной серии дхарм — дискретных психо-соматических событий, обусловливающих возникновение друг друга в определённом порядке пратитьясамутпада. Это должно было обосновать реальность изменений морального совершенствования или деградации в человеческой личности и, кроме того, существование морального воздаяния для индивида не только в виде его благоприятного или неблагоприятного будущего перерождения, как в брахманизме, но и в каждое мгновение данной его жизни. Человек, по учению буддизма, это не соединение вечной души с бренным телом, как в других индийских учениях, а динамическая психосоматическая система, состоящая из взаимосогласованных в своём функционировании дхарм, образующих 5 групп скандх : рупа — тело и чувственные способности индрии ; ведана — ощущение приятное, неприятное и нейтральное ; санджня — восприятие, распознавание, словесно-концептуальная идентификация объектов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мысли ; санскары — факторы, определяющие реализацию кармы через определённую конфигурацию индивидуального потока дхарм; виджняна — 6 чувственных распознаваний, включающих пять внешних сенсорных распознаваний зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и распознавание внутренних состояний радости, страдания и т. Все скандхи образуют единую индивидуальную серию благодаря привязанности упадана к «я»; она же создаёт предпосылки будущих рождений и смертей, освободиться от которых можно, лишь искоренив в себе эгоцентричную установку, привычку понимать всё в терминах «я», «моё» и научившись рассматривать свои психические состояния как объективный процесс чередования дхарм система упражнений, разработанная для этого, включала медитацию над 32 элементами тела, сопровождающуюся постоянным повторением слов: «это не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом, это не содержится в я» и т. Однако при замене атмана скандхами возникала другая проблема: как объяснить тождество личности в разные моменты времени, память и узнавание, если нет неизменного субъекта? Обсуждением её занимались многие поколения буддийских философов. Будда разделяет традиционную индийскую идею циклического развития Вселенной, подчёркивая, что главную роль в нём играет духовный фактор — уровень сознания населяющих её существ. Помимо человека, единственного живого существа, способного изменить свою карму и даже окончательно освободиться от перерождений, испытав «просветление» бодхи и достигнув полного успокоения нирваны , остальные воплощают разные формы кармического воздаяния: дэвы, населяющие разные уровни небес награда за добродетельное поведение , асуры, духи предков, насельники адов, животные наказание за разные дурные проступки и наклонности. Это значит, что богам и другим существам, чтобы иметь возможность освободиться от сансары, нужно сначала переродиться в облике человека. Но, преодолевая сансару, человек преодолевает и само человеческое состояние, не обретая никакого иного. Нирвана — это всецело трансцендентный опыт, не поддающийся описанию и не имеющий ничего общего с блаженством, которое может пережить или даже вообразить обычный человек Будда сравнивает счастье обычных людей с удовольствием, испытываемым прокажённым от расчёсывания собственных ран, нирвану — с излечением от проказы, а разговоры о нирване с обычными людьми — с бесплодной попыткой объяснить прокажённому, в чём состоит удовольствие здоровых людей. Образ Будды Основатель буддизма не называет себя богом или посланцем богов, а говорит о себе как об обычном человеке, ставшем учителем в результате переживания опыта, «неизвестного ранее», — опыта «просветления» бодхи , видения реальности как она есть ятхабхутам , неизменно подчёркивая, что не он, Будда, важен для верующих, а то, что он открыл в этом опыте и чему учит, — дхарма «Те, кто видят дхарму, видят и меня»; «Дхарма — подобна Луне, Будда же — пальцу, указывающему на неё». Однако в последующем развитии буддизма отношение к Будде претерпело существенные изменения. В некоторых школах раннего буддизма возникает представление о надмирной природе Будды локоттара , продолжающей существовать в особой трансцендентной форме. В махаяне исторический Будда рассматривается как одно из проявлений Абсолюта, появляется культ других будд в китайском и японском буддизме больше поклоняются Амитабхе или Вайрочане и особенно культ бодхисаттв. Если в ранних буддийских монастырях не было ни святилищ, ни изображений Будды, хотя уже существовало поклонение его останкам, то с развитием культовой и ритуальной сторон буддизма реликварии ступы становятся основными буддийскими культовыми памятниками, возникает живопись, скульптура, посвящённые Будде, а также практика паломничества к священным местам, связанным с его жизнью, календарные праздники главный из них — Весак , обряды жизненного цикла и т. Наряду с этим складываются направления, в которых любой культ, в том числе и культ Будды, считается препятствием к достижению «просветления» адептам предлагается отбросить Будду как грязную тряпку , а главное внимание уделяется «внутренней» работе над собой чань , дзен. Единство и многообразие в вероучении буддизма Несмотря на дистанцию между разными буддийскими традициями, ни одна из них не считается «ересью», поскольку в буддизме нет ни единого религиозного канона в каждом направлении имеется своя «священная литература» , ни общих положений, наделённых силой догматов. Ступа Бодхнатх в Катманду Непал. Дхарма — это и опыт, изнутри которого всё видится «как оно есть» ятхабхутам , и вместе с тем предписание метод , применяя которое можно испытать этот опыт самому. Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не сформулировано в каком-то едином и универсальном виде, рассчитанном на всех без исключения людей. Дхарма — это всегда послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Для Будды главное различие между людьми связано не с их происхождением, а со степенью раскрытия заложенного в них духовного потенциала в махаяне его называют «природой Будды». В буддийских текстах это иллюстрируется примером с лотосами: в одном пруду они голубого цвета, в другом — красного, в третьем — белого, но независимо от цвета цвета символизируют сословия в каждом пруду есть и нераскрывшиеся, и полураскрывшиеся, и полностью раскрывшиеся цветы, высоко возвышающиеся над водой. Сострадание к тяжёлой участи живых существ побуждает Будду находить формы проповеди, соответствующие духовному уровню его слушателей. В буддизме эта тактика получила название упая каушалья «искусные средства» [обращения живых существ в буддизм]. Хотя принцип благорасположенности ко всем живым существам провозглашался и другими индийскими религиями, именно буддизм выдвинул его в центр своей этики. При этом в буддизме, прежде всего в раннем, добродетель больше ориентирована на непричинение зла, чем на активное делание добра, что вытекает из предпочтения нравственного мотива в сравнении с нравственным действием. Изначальная нацеленность на слушателя, реципиента позволила буддизму ассимилировать огромное количество местных верований. Иногда историческое развитие буддизма рассматривается как деградация первоначального учения Будды. Такой взгляд существует как среди буддистов прежде всего тхеравадинов, считающих себя носителями учения «самого Будды» , так и среди буддологов например, исследователей из Общества палийских текстов в конце 19 — начале 20 вв. Ольденберга, супругов Т. Рис-Дэвидс и др. Однако распространение и развитие буддизма всецело соответствуют принципу упая каушалья, согласно которому учение Будды не истина, а лишь инструмент обретения истины, которая выше всех учений Будда говорил о нём как о плоте, который надо использовать для переправы через бурную реку, а потом просто выбросить. Поэтому, как бы ни были велики различия между направлениями и школами буддизма, все они, сохраняя учения о 4 благородных истинах и срединном пути, о взаимозависимом возникновении пратитьясамутпада , об изменчивости анитья , отсутствии постоянной сущности анатма и подверженности духкхе всех элементов существования дхарм , являются формами одной и той же религии, которую проповедовал Будда Шакьямуни. Школы Абхидхармы В течение нескольких веков после смерти Будды буддийская община сангха из содружества бродячих отшельников-одиночек превратилась в сообщество монахов, постоянно живущих в обителях вихара , расположенных вблизи деревень и городов остатки древнейшей вихары были найдены в штате Бихар, в окрестностях древней столицы Магадхи — Раджагрихи. Это позволяло буддийским монахам, никогда не занимавшимся хозяйственной деятельностью, существовать исключительно за счёт подаяний мирян. Распорядок дня монахов предполагал не только походы за милостыней и медитации, но и совместное изучение и обсуждение разных аспектов учения Будды, нередко перераставшие в дискуссии что было одной из важных причин образования новых школ. Чаще всего обсуждались вопросы о природе освобождения нирваны и о статусе освобождённого архата : является ли нирвана бытием или небытием, сохраняются ли в архате какие-то клеши омрачения , может ли существовать более одного освобождённого в определённом мировом пространстве лока , следует ли поклоняться тем, кто приближается к освобождению бодхисаттвам , и т. Вместо притч и поучительных историй, характерных для ранней устной традиции, в этих дискуссиях использовались определения, классификации и строгие процедуры доказательства с применением чётко очерченного терминологического аппарата. Этот метод, получивший название «абхидхарма» «дополнение, или прояснение, учения» , служил прежде всего сотериологической цели: указывать буддисту, какие аспекты опыта надо культивировать, а какие пресекать. Хотя традиция абхидхармы представляет себя продолжением учения Будды, в её рамках были разработаны и новые доктрины, и новые методы экзегезы. Не случайно, что при почти полном совпадении в разных школах первых двух частей «корзин» — питака канона — Винаи и Сутры пали — Сутты , третья часть — Абхидхарма пали — Абхидхамма — у каждой своя. До нашего времени дошли Абхидхамма тхеравады на языке пали Шри-Ланка и Юго-Восточная Азия и сохранившаяся фрагментарно Абхидхарма сарвастивады на санскрите север и северо-запад Индии, а также Центральная Азия; до нашего времени она дошла в составе китайского буддийского канона в переводе на китайский язык. Философские идеи этих школ отражены в «Абхидхармакоше» , тексте, созданном в 4 в. Хотя некоторые элементы абхидхармистского анализа содержались в Сутра-питаке, именно с Абхидхармой обычно связывают появление первого систематического философского учения буддизма — теории дхарм как единственно реальных элементов существования. Свою главную цель абхидхармики видели в создании исчерпывающей классификации дхарм. Они также разработали принципы герменевтики , согласно которым принадлежность Будде тех или иных высказываний определяется в конечном итоге соответствием духу его учения, а противоречащие друг другу высказывания — следствие приспособления Будды к уровню понимания его слушателей по контрасту с экзегезой махаяны, которая рассматривала тексты как выражение либо абсолютной, либо относительной истины. Придавая первостепенное значение внутреннему миру человека, традиционные буддисты строили свою концепцию Вселенной, беря за основу уровень духовного развития населяющих её существ. Например, с точки зрения тхеравады во Вселенной существует бесконечное множество миров как капель в океане или песчинок в пустыне , каждый из которых разделён на три сферы: сферу желаний кама-дхату , включающую землю, ад, небеса и населённую людьми, животными, падшими существами и отдельными дэвами; сферу форм рупа-дхату — 4 этажа небес, соответствующие первым четырём уровням 8-ступенчатой медитации и населённые дэвами, преодолевшими свои желания, но сохранившими форму; сферу не-форм арупа-дхату — состояния сознания, соответствующие последним четырём уровням медитации. Идеалом святого в традиционном буддизме считается архат — монах, с помощью праведного поведения, аскезы и медитации искоренивший в себе все аффекты и обретший высшее знание и освобождение от сансары. К архатству ведут три ступени: 1 «вошедшего в поток» сотапанна , т. Махаяна Как отдельное направление махаяна оформляется примерно в начале нашей эры в связи с появлением цикла сутр совершенства мудрости сутры Праджняпарамиты , претендующих на изложение «сокровенного учения Будды», а её расцвет и появление философских школ относится к середине и второй половине 1-го тысячелетия и связан с деятельностью Нагарджуны, Асанги , Васубандху, Дигнаги , Дхармакирти , Чандракирти , Шантаракшиты и др. Бодхисаттва в пещерах Аджанты Индия. В традиционном буддизме миряне могли уповать лишь на лучшее перерождение освобождение от сансары считалось прерогативой исключительно монахов. Однако роль простых доноров или благодетелей сангхи в обмен на «облегчённый вариант» наставления и крайне отдалённую перспективу нирваны уже не соответствовала растущему влиянию мирян и их стремлению найти в буддизме способ удовлетворения и своих более насущных религиозных потребностей — в вере, в утешении, в защите от жизненных невзгод. Монахи традиционного направления, подражая Будде, т. Последователи же махаяны, считая это «узким путём» хинаяной , выдвинули на первый план сострадание каруна и благожелательность по отношению ко всем живым существам майтри. Идеал святого, пекущегося о спасении других, — бодхисаттвы — пришёл на смену «эгоистическому» идеалу архата. Отказом от собственной нирваны бодхисаттвы способны обрести религиозную заслугу, часть которой могут передать верующим, чтобы те смогли переродиться в небесных обителях будд Чистых землях и там готовиться к окончательному освобождению. Однако иногда считается, что высшие небесные бодхисаттвы уже достигли нирваны и продолжают постоянно переживать её. К бодхисаттвам как главным объектам почитания в махаяне наиболее известны Авалокитешвара , Манджушри , Кшитигарбха добавляются другие будды особенно популярны Майтрея , Амитабха , Акшобхья , а также боги и богини разных индийских религий. Так из сотериологического учения для монахов буддизм превратился в универсальную религию со своим пантеоном, культом и философской доктриной. Согласно махаяне, в каждом человеке и вообще в каждом живом существе содержится «природа Будды», которую он может раскрыть в себе разными способами, в том числе продолжая жить в миру и поклоняясь буддам и бодхисаттвам самое полное и систематическое развитие это учение получает в китайском буддизме. Основной ритуал махаяниста состоит в ежедневном покаянии в своих прегрешениях, посвящении своих заслуг другим, а также в мольбе к буддам, чтобы они оставались в нашем мире ради блага страждущих существ. Хотя махаянская сангха включает в себя наряду с монахами и мирских последователей, основными центрами буддийской философии и учёности остаются монастыри, где наряду с махаянскими изучаются и «хинаянские» тексты. На смену доктрине о всеобщем непостоянстве и отсутствии «я» приходит учение махаяны об имманентности постоянного нирваны, «природы Будды» непостоянному сансаре.
Чтобы достичь третьей стадии, верующий должен избавиться от всех злых желаний, преодолеть невежество, сомнение, ересь, недоброжелательность и раздражительность. Тот факт, что буддизм не способствовал кастеизму и фактически был против него, был основной причиной популярности буддизма в Индии в первые годы. Однако, несмотря на первоначальный рост числа приверженцев, религия вскоре должна была быть омрачена различными школами индуизма в стране. Китай Буддизм, однако, более популярен в странах за пределами Индии с наибольшим количеством последователей в Китае. С незапамятных времен Китай принял любое учение, которое способствовало бы поддержанию или сохранению существующей власти и политической основы общества. Конфуцианство, широко распространенное в Китае на протяжении веков, учит людей уважать и выполнять свой долг перед обществом. Существует призыв сохранить порядок, установленный древними правителями, заложившими основы китайской цивилизации. В буддизме нет доктрины поддержания власти в какой-либо форме, но он также не содержит идей противостояния человека и общества. Идеи Будды об интегральном сострадании хорошо согласуются с постулатами баланса между теми, кто наделен властью, и их подчиненными. Таиланд Когда дело доходит до Таиланда, они говорят, что буддизм спас страну от колонизации и многих разрушительных войн за последние триста лет.