Новости кгб история

Эти слова бывшего сотрудника КГБ СССР Бориса Карпичкова, сейчас живущего в Лондоне, активно тиражируют британские СМИ. Для лучшего понимания того, чем КГБ так пугал окружающих, а также почему он сумел просуществовать дольше своих предшественников, стоит дать краткий экскурс в историю.

КГБ СССР: история создания, задачи и операции

Поворот истории произошел в независимости от того, был КГБ или не был. Чтобы понять, почему именно КГБ СССР сумел просуществовать дольше всех своих предшественников, нужно совершить короткий экскурс в историю советских политических. 28.01.2020 Николай Ефимов Новости, Страницы истории. Просмотров: 2 182 Директор СВР России Сергей Нарышкин на пресс-конференции в МИА. В годы Великой Отечественной войны будущий председатель КГБ СССР воевал под Сталинградом, участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра. Главная > История карательных органов СССР > Основные вехи развития органов государственной безопасности > КГБ – Комитет Государственной Безопасности при Совете.

Ровно 30 лет назад был упразднен КГБ (он же ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МВД и МГБ)

Никаких городских сумасшедших – только рукописные послания от сотрудников КГБ, Вооруженных сил или МВД. КГБ до марта 1990 года осуществлял свою деятельность под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитете КПСС. 28.01.2020 Николай Ефимов Новости, Страницы истории. Просмотров: 2 182 Директор СВР России Сергей Нарышкин на пресс-конференции в МИА. Жителя Ульяновской области задержали за хищение миллионов у подполковника КГБ. КГБ до марта 1990 года осуществлял свою деятельность под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитете КПСС. КГБ — все новости по теме на сайте издания Белорусскую телеведущую наградили за доносы на коллег по работе.

1. Синяя папка

  • КГБ – последние новости
  • КГБ | Новости и статьи на сегодня | РИАМО
  • КГБ Беларуси - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Беларусь
  • Самое популярное
  • Материалы с тегом

Арабский халифат и его распад

  • «От контрразведки до науки»: какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР — РТ на русском
  • Что еще почитать
  • кгб – последние новости
  • кгб – последние новости

Убийство на «Ждановской»: КГБ против МВД

Но не Ельцина — против которого Бакатин боролся. В рамках его идеологии: мы с Америкой друзья навсегда. Но почти сразу после того он оказался никому не нужным, несмотря на высокие назначения. Лишний человек в нашей истории. Либералы должны были Бакатина прославлять.

Но КГБ для них была слишком одиозной структурой. Вторым после партии. Без госбезопасности ничего бы не происходило — это был мощный движитель. И Комитет было мощной скрепой.

А Бакатин эту скрепу отжал - и все полетело под откос. Да, в КГБ были разложившиеся люди. Но большинство чекистов понимали, что вся эта перестройка — глупость и ахинея. А сам Бакатин хорошо представлял, что он натворил.

Он категорически отказался. Не хотел нигде светиться. И хорошо понимал, что именно он сделал и как к нему относятся. Мое предложение поступило к нему года четыре назад.

Я тогда не смог обратится к нему напрямую — пришлось через посредников. Напрямую на него выйти было нельзя — в отличии от других спецслужбистов.

Наследие 03 декабря 2020 Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ Одним из краеугольных камней в деятельности Комитета государственной безопасности Юрий Андропов считал аналитическую работу.

Группу возглавил генерал Тихон Бескровный. В 1966 году подразделение было переименовано в Группу референтов при председателе КГБ.

Грушко, заместителя председателя КГБ В. Пономарёва, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [42]. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации.

Степашин [45]. Под руководством В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [46]. При этом сохранялось прямое взаимодействие с союзным КГБ [50]. Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47]. Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро.

Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч.

Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И. Лаптев , Р.

Медведев , В. Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю.

Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности». Правозащитник Ю. Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47]. Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро.

Председатель КГБ по должности входил в Политбюро. С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства [57] [ нет в источнике ]. Отдельные исследователи высказывают мнение, что высшее руководство СССР через КГБ и его агентуру сознательно осуществляло деятельность, направленную на распад страны [63] Партийный контроль[ править править код ] Значок 70 лет Комсомолу КГБ Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе. Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС , как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине. Анализ положения о КГБ, партийных документов и материалов органов госбезопасности, проведённый Комиссией Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году, пролил свет на степень контроля КГБ со стороны правящей партии. Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств.

В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности [64]. В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии в том числе во время их нахождения на отдыхе , обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий съездов, пленумов, совещаний , обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью. Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел , являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии. Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана.

В каждой из этих республик были свои версии агентства. Которые были созданы примерно одинаково и выполняли многие из тех же обязанностей. Который действовал непосредственно до и во время Второй мировой войны. Есть мнение, что шпионы НКГБ были настолько эффективны, что Сталин знал о военных действиях своих союзников во Второй мировой войне. А именно Соединенных Штатах, Франции и Великобритании, гораздо больше, чем они знали о вооруженных силах Советского Союза. Официальные лица США и руководители в Управлении стратегических служб, которое в конечном итоге превратилось в Центральное разведывательное управление ЦРУ , были обеспокоены советской шпионской деятельностью во время войны. Особенно эти опасения усилились после окончания войны. Фактически, влияние КГБ на мировые дела, возможно, достигло своего пика в начале холодной войны. В период дипломатических и стратегических разногласий между Советским Союзом и Соединенными Штатами и их западноевропейскими союзниками. Красная паника Советские разведывательные службы всячески пытались закрепиться в Соединенных Штатах в ранний послевоенный период.

Частично это было связано с расследованиями, вызванными так называемой «красной паникой» конца 1940-х и 1950-х годов. Когда официальные лица США и руководители правоохранительных органов стали особенно беспокоиться о проникновении коммунистов в американские дела. Красная паника привела к слушаниям в Конгрессе, которые возглавил сенатор Джозеф Маккарти.

КГБ СССР 1954–1991. Тайны гибели Великой державы

Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч.

Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И. Лаптев , Р. Медведев , В.

Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю. Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности». Правозащитник Ю.

Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47]. Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро. Председатель КГБ по должности входил в Политбюро. С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства [57] [ нет в источнике ]. Отдельные исследователи высказывают мнение, что высшее руководство СССР через КГБ и его агентуру сознательно осуществляло деятельность, направленную на распад страны [63] Партийный контроль[ править править код ] Значок 70 лет Комсомолу КГБ Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе.

Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС , как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине. Анализ положения о КГБ, партийных документов и материалов органов госбезопасности, проведённый Комиссией Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году, пролил свет на степень контроля КГБ со стороны правящей партии. Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств. В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности [64]. В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии в том числе во время их нахождения на отдыхе , обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий съездов, пленумов, совещаний , обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью. Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства.

В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел , являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии. Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана. Кадровая интеграция[ править править код ] Подбор людей на работу в органы безопасности и в учебные заведения КГБ — так называемые «партнаборы» из числа рядовых коммунистов, работников партийного аппарата, комсомольских и советских органов — проводились систематически под тщательным контролем ЦК КПСС. Наиболее важные направления деятельности КГБ укреплялись, как правило, партийными функционерами — инструкторами отделов ЦК республиканских компартий, заведующими и заместителями заведующих отделами обкомов, секретарями горкомов и райкомов партии. Партийными органами разных уровней постоянно проводились кадровые инспекции аппарата и учебных заведений КГБ, результаты которых закреплялись решениями руководства КГБ. Но не редкостью было и обратное — выдвижение кадров КГБ на руководящую работу в партийных органах. Практиковались кадровые перемещения с неоднократными переходами с партийной работы в КГБ и обратно.

Лаптев был направлен на работу в КГБ, где сразу же получил звание полковника. Возглавляя в 1971 — 1979 годы секретариат КГБ, Лаптев дослужился до звания генерала. Руководящие работники органов госбезопасности входили в номенклатуру ЦК КПСС и местных партийных органов и их назначение и перемещение с одной должности на другую производилось по решению соответствующего партийного органа. Руководители территориальных органов КГБ, как правило, являлись членами, или кандидатами в члены, бюро соответствующих обкомов, крайкомов и ЦК компартий республик. То же практиковалось и на уровне горкомов и райкомов, в бюро которых также почти обязательно включались представители органов госбезопасности.

Важно, что ими сделано. Он инициировал сдачу позиций наших спецслужб. Именно он передал американскому послу в Москве Страуссу техническую документацию, где раскрывалась установка и использование сверхсекретных подслушивающих устройств в здании посольства США. Там элементы звукопроводящей системы были замурованы прямо в кирпичах. Пакет совсекретной документации был на десятках листов. Бакатин в рабочем кабинете. И так продолжалось не один год. Бакатин, находясь во главе КГБ, не мог быть наивным человеком. И дилемма «глупость или предательство» - на самом деле не дилемма. Перестав быть министром, он вполне безбедно жил, как и его сыновья. Которые оказались очень хорошо пристроены. Стоит напомнить, что передача послу США Страуссу схемы подслушивающих устройств в американском посольстве случилась 5 декабря 1991 года. То есть за двое суток до заключения Беловежского соглашения. Не исключено, что это была игра по нотам американцев. Бакатин позже вскользь упоминал , что эта сдача секретов прошла с согласия Горбачева. Но не Ельцина — против которого Бакатин боролся. В рамках его идеологии: мы с Америкой друзья навсегда. Но почти сразу после того он оказался никому не нужным, несмотря на высокие назначения. Лишний человек в нашей истории.

Итак, начнем. Почему Комитет, а не Министерство? Ну, тут, собственно говоря, все совсем просто. Ответ, по сути, заключается в двух словах: «тень Берии». В 1954 году Никита Хрущев и стая его подельников главной своей задачей видели максимальное разрушение сталинского наследия во всех областях жизни Советского государства. Напомним — отдельная структура, в чью компетенцию входили исключительно вопросы государственной безопасности, в СССР уже создавалась — в 1941 году в виде сперва Народного комиссариата, а затем и с 1946 года Министерства государственной безопасности. Однако, буквально в день смерти Сталина все вернулось на круги своя — советские спецслужбы снова были слиты в единое Министерство внутренних дел, во главе которого опять встал Лаврентий Павлович Берия. Что я думаю по поводу бредятины насчет «плана Берии по захвату власти», уже написано в статье, посвященной смерти Сталина. На самом деле, государственный переворот планировался и был вполне, увы, успешно осуществлен вовсе другими лицами, и жертвой его стал не только глава спецслужб Советского Союза, но и сами спецслужбы. От полной деградации милицию спас только приход Щелокова... Впрочем, это совершенно отдельная тема. Государственной безопасности пришлось не слаще. В хрущевских партийцах были накоплены такие страх и ненависть к «органам», что они приложили максимум усилий для их ослабления. Некий «орган при правительстве» и самостоятельный орган государственного управления — разница, согласитесь, огромная. Первым делом структуру принялись сокращать, вышвыривая вчерашних чекистов на улицу тысячами, ликвидировались и «укрупнялись» целые подразделения. Эти процессы, совмещались с тотальными «чистками», в результате которых из «органов» в самом лучшем случае в отставку гораздо чаще — за решетку отправлялись «бериевские кадры», являвшиеся наиболее подготовленными и преданными своему делу профессионалами. Как это сказывалось на качестве работы структуры, догадаться несложно. Статус органа государственного управления Комитет приобрел только в 1978 году — в те времена, когда его возглавлял Юрий Андропов. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня... Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост — Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на само-то деле всем в Союзе управлял Комитет». Ничего подобного, господа! В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС». И под его же неусыпным контролем.

При этом была фактически упразднена МСБ. Федеральная служба безопасности. Шелепин, Александр Николаевич 25 декабря 1958 — 13 ноября 1961 г. Семичастный, Владимир Ефимович 13 ноября 1961 — 18 мая 1967 г. Андропов, Юрий Владимирович 18 мая 1967 — 26 мая 1982 г. Федорчук, Виталий Васильевич 26 мая — 17 декабря 1982 г.

Материалы рубрики

  • КГБ | Радио «Комсомольская правда»
  • КГБ СССР - все новости и статьи -
  • НКВД в период подготовки и проведения Большого террора
  • Главная навигация
  • Сусанин / «КГБ» – новости, события, статьи по тэгу «КГБ»
  • КГБ СССР — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия

КГБ СССР: история создания, задачи и операции

Комитет госбезопасности стал союзно-республиканским органом при Совете Министров, руководить им назначили генерал-полковника Ивана Серова. Инициатива создания новой структуры приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову. Он посчитал, что структура МВД была громоздкой, из-за чего обеспечить должный уровень агентурно-оперативной работы было невозможно. В структуру нового ведомства вошли 10 управлений, главные из которых занимались разведкой за границей, контрразведкой и шифровально-дешифровальной деятельностью.

А дальше... Это наводило на серьезные размышления. Ведь Михаил Горбачев и его ближайшее окружение никак не реагировали на предупреждения высших офицеров комитета об угрозах для безопасности страны. Поскольку отношения с Европой и США внешне потеплели, а сам Горбачев превратился в их кумира, то органы госбезопасности должны стать «мягче» по отношению к деятельности западных спецслужб на территории Советского Союза. Этот более лояльный подход и должен был обеспечить Бакатин... Так думали на Лубянке некоторые генералы — начальники управлений.

Но они жестоко ошиблись. Произошло невероятное: Горбачев назначил Бакатина председателем КГБ для того, чтобы учинить настоящий разгром органов госбезопасности и, по сути, ликвидировать стройную систему КГБ! Бакатин даже не скрывал поставленной перед ним задачи. В своей книге «Избавление от КГБ» он так определил собственную роль в комитете: «Я вынужден был не просто начать забой скота — его истребление... Судя по всему, бывший прораб получал наслаждение от роли ликвидатора всесоюзного значения, куражился, проводя зачистки антигосударственной, преступной направленности. Похоже, он рассчитывал на полную безнаказанность и вечную защиту со стороны своих покровителей — Горбачева и Лигачева... Как только Бакатин получил из рук Горбачева должность председателя КГБ СССР, а заодно и лицензию на беспредел, у него открылось второе дыхание — теперь он являлся ликвидатором со стажем! Буквально на следующий день после назначения Бакатин взял курс на массовую дискредитацию сотрудников органов госбезопасности. В беседах с журналистами козырял словечком «чекизм».

Запугивал, что КГБ — доисторическая синекура, которая занимается пустым делом. Любимое выражение Бакатина: «КГБ — отживший рудимент прошлой эпохи» — можно было услышать не только в его кабинете, но и по радио и на всех каналах телевидения... Для новоиспеченного председателя, которого подчиненные иначе как «горбачевским кризис-менеджером» не называли, это было целенаправленной пропагандистской шумихой с целью подготовки общественного мнения к произволу — массовому увольнению заслуженных сотрудников КГБ по чисто политическим мотивам. Вскоре Бакатин начал без устали подписывать приказы о расформировании подразделений КГБ, отправлять в отставку офицеров, имевших выслугу лет для получения пенсии, а у кого выслуги не было, списывать по статье в народное хозяйство. В чекистской среде нового шефа называли «выкидышем, вырезанным из полена папой Карло». Однако генералы комитета учли опыт незадачливых коллег из МВД и, мысленно послав новоявленного председателя-ликвидатора в общероссийском направлении, подсовывали ему дела той агентуры, которая либо уже выработала свой ресурс, либо подлежала исключению. Отчасти эта уловка удалась. Но сотни закордонных источников, поставлявших бесценную политическую и военную информацию, которых в течение десятков лет лелеяли и подпитывали материально, были обращены в ранг бездельников одним росчерком пера Вадима Бакатина. Благо не расшифрованы!

Этим немедленно воспользовалась профессиональная преступность, быстро переросшая в организованную. Прискорбно, но в Политбюро почему-то не замечали, что Бакатиным всецело овладела монотематическая навязчивая идея реформаторства. С ней он носился, как обезумевшая мать с мертворожденным ребенком.

Кроме того, КГБ играл важную роль в сборе информации о внутренней и внешней угрозе.

За пределами СССР были созданы широкие сети шпионов, а внутри страны работала разветвленная система контрразведки. КГБ был одной из самых мощных и влиятельных организаций в Советском Союзе. Его влияние охватывало множество сфер, включая политику, экономику, культуру и общество. Разведывательная деятельность.

Комитет был ответственен за разведку и собирал информацию о зарубежных государствах, агентах и их действиях. Он был активно задействован в шпионских операциях в других странах. Комитет также занимался выявлением и нейтрализацией иностранных агентов и шпионов внутри СССР. Поддержание внутренней безопасности.

Сотрудники службы следили за внутренней безопасностью СССР и противодействовали оппозиционным группам, диссидентам и политическим оппонентам. Массовая слежка. Спецслужбы вели массовую слежку за гражданами СССР, включая прослушивание телефонных разговоров, чтение корреспонденции и другие следящие операции. Контроль над СМИ.

Служба осуществляла строгий контроль над средствами массовой информации, цензуре подвергались многие материалы. Однако к концу десятилетия служба стала утрачивать свою власть вследствие перестройки, инициированной последним генсеком СССР — Михаилом Горбачевым. Гласность и перестройка, проводимые Михаилом Горбачевым, открыли окно в мир для Советского Союза. Однако это также привело к ухудшению контроля КГБ.

Этот период ознаменовал конец КГБ как центрального силового органа. Многие его функции были переданы другим ведомствам. История КГБ отражает период интенсивной геополитической борьбы, политических репрессий и внутренних изменений в Советском Союзе.

Для выполнения этой задачи агенты КГБ часто применяли крайне жестокие методы. Пражская весна КГБ успешно подавил венгерскую революцию 1956 года.

Сначала арестовав лидеров движения до запланированных переговоров с советскими официальными лицами в Будапеште. Двенадцать лет спустя КГБ взял на себя ведущую роль в подавлении аналогичных народных движений в Чехословакии. Эти события, известные как «Пражская весна». Произошедшие в 1968 году, первоначально привели к изменениям в системе управления Чехословакией. Однако в конечном итоге в страну были введены советские войска, чтобы восстановить контроль.

Также рекомендуем прочитать: Почему Петербург стал самым большим препятствием в освоении Аляски Затем сотрудники КГБ преследовали диссидентов, в том числе тех, кто устраивал акции протеста. Одним из отличительных признаков операций КГБ было использование «агентов-провокаторов» для проникновения в диссидентские группы. Больше, чем организация разведки и контрразведки. Это орудие подрывной деятельности, манипуляции и насилия, тайного вмешательства в дела других стран». Тем не менее, несмотря на жесткость реакции.

СССР не удалось окончательно подавить движение за реформы под руководством рабочих в Польше, в 1980-х годах.

КГБ – Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров СССР (1954-1978)

Владимир Путин Россия Власть 11 марта в 18:50 Историк рассказал, как могла повлиять на Путина служба в КГБ. Краткая история КГБ. Шаблон:Redirect Комитет государственной безопасности СССР (КГБ) — одно из названий государственного органа, выполнявшего задачи по защите государства СССР от внутренних и. Сотрудники КГБ задержали офицера запаса, который работал на спецслужбы Украины Николай Воропай. На вопросы EADaily отвечает начальник Аналитического управления КГБ СССР генерал-лейтенант Николай Леонов. Однако в дело вмешался белорусский КГБ, раскрывший планы Киева.

Сегодня в России политическая власть принадлежит ФСБ, преемнице КГБ

Как выяснится позднее, среди технических средств разведки, которые Бакатин вслед за устным распоряжением Горбачева великодушно передал американцам, многие образцы представляли лишь музейную ценность. Об этом позаботились наши технари-патриоты. Новейшие средства удалось сохранить, а кое-что, к сожалению, уничтожить. Так испокон века поступали российские патриоты, затапливая даже военные корабли, чтобы они не достались противнику. Реакция на это американской стороны оказалась смешанной. Взамен на великодушный жест Бакатина они, разумеется, никаких своих технических «прибамбасов» не выдали. К тому же им в конце концов стало понятно, что заполучили они не совсем то, о чем договаривались с Горби. Кроме того, им не ясна была позиция самого Бакатина. Блефовал он, передав технику, которую рекламировал как новейшую, или оказался недотепой, которого провели лубянские мудрецы? Раздробив и разгромив единую систему госбезопасности, новый шеф КГБ все-таки не оправдал надежд англосаксов. Дело было так.

Заключив договор с СССР на строительство нового здания посольства США в Москве на улице Чайковского, американцы поставили условие, чтобы кирпичи для возведения здания были изготовлены в одной из неприсоединившихся стран. Ближайшим соседом была Финляндия, поэтому, разумеется, чтобы избежать лишних накладных расходов, мы и разместили там заказ на производство 40 млн. За это финны обязались снабдить продовольствием масло, рыба, мясо, табачные изделия, сыр, фрукты население Ленинграда за беспроцентный кредит в размере 70 млрд. Кстати, на эти деньги можно было без усилий и напряжения кормить ленинградцев в течение года. Реформатор силовых структур Вадим Бакатин. Проверкой оболочки и свинцовых пломб занимались американские эксперты. Все шло нормально до тех пор, пока не грянуло разоблачение Бакатина. Что же в итоге? Коль скоро финская сторона, изготовитель и поставщик кирпичей, была уверена в своей добросовестности выполнения заказа и исправно выполняла договор, вдруг по заявлению Бакатина весь мир узнал, что именно в финских кирпичах находились советские подслушивающие устройства! Этого финская сторона вынести не могла, контракт был расторгнут, и жители Ленинграда вновь перешли на карточную систему получения продуктов первой необходимости.

Однако Бакатин с инициатором «разоблачительной миссии» Горбачевым торжествовали — они показали американской стороне, что готовы пойти и на большие уступки, лишь бы ублажить американскую администрацию, а что до 6 млн. Но неубедительно звучит объяснение экс-главы Комитета госбезопасности. Ведь в связи с рассмотрением вопроса по упомянутой выше сделке Бакатину в свое время были доложены и иные факты. Они состояли в следующем. Еще в 1982 году нашими специалистами были обнаружены несколько сотен подслушивающих технических устройств в кабинетах советских посольств, референтурах, резиденциях, жилых помещениях. А в Вашингтоне такая техника была размещена не только в резиденции советского посла, но и...

После 16 октября Роберт Кеннеди обратился к Большакову за соответствующими разъяснениями, но, следуя установкам из Москвы, советский разведчик вполне искренне дезинформировал своего американского визави, что подорвало доверие президента к этому конфиденциальному каналу сотрудничества, в связи с чем с 22 октября их встречи прекратились.

Следует также отметить, что достоверной информацией о «мероприятии «Анадырь» не располагал даже советский посол в США. Кеннеди в книге мемуаров «Тринадцать дней», появившейся в 1969г. На наш взгляд, следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Кеннеди была столь глубока, что он, допуская возможную неискренность лично Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок: обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне. После ряда зондажных бесед 26 октября Скали «по поручению высочайшей власти» передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. США снимают морскую блокаду Кубы; 3. США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Поясняя, кого он имеет в виду, называя «высшей властью», Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди.

При этом он подчеркнул, что президент США «не хочет войти в историю как второй Тодзио» и добивается разрешения кризиса мирным путем. Поясним, что Тодзио был премьер-министром и военным министром Японии в 1941 — 1944 годах, начавшим войну против США, и был казнен в 1948г. Парадоксально, но факт: посол Советского Союза А. Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки. Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские «Юпитеры» в Турции. Роберт Кеннеди после телефонной консультации с братом дал согласие и на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3 — 5 месяцев после вывоза советских ракет и, во-вторых, что эта договоренность должна храниться в тайне и что ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации кризиса. Это было необходимо Кеннеди для «сохранения своего лица» в период подготовки к очередным президентским выборам.

Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Кеннеди вступил Н. А продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах 1963г. За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий «обмена ядерными ударами» и открытие эффекта «ядерной зимы», фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества. Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире, но это уже совсем другая история. В зале ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне, над одним из столиков в настоящее время висит следующая мемориальная бронзовая табличка: «В напряженный период Карибского кризиса октябрь 1961г. Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны. Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные, смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962г.

Алексею Семеновичу Феклисову в августе 1996г. Подорванное в значительной степени доверие граждан к органам государственной безопасности было восстановлено лишь к концу 60-х годов благодаря продуманной и кропотливой работе руководства, и прежде всего председателя КГБ СССР Ю. Юрий Владимирович Андропов, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур в истории России ушедшего века. Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности председателя КГБ — об этом написано и еще будет написано немало, — мы попытаемся показать Андропова как руководителя советских органов безопасности, чьи мысли и установки во многом определяли направления и характер их деятельности. Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавляемого им ведомства. В этой связи представляется необходимым обратиться к ряду его публичных выступлений. По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне.

Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[1]. В то же время органы государственной безопасности — это специальные органы, которые призваны специфическими методами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских людей. Но при этом «деятельность органов государственной безопасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества, и в первую очередь развитию и совершенствованию современной социалистической демократии... Поддержка и помощь органам госбезопасности со стороны масс являлась и является важнейшим условием эффективности всей чекистской деятельности»[2]. Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3]. Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки.

В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может. Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий». Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко».

Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности. Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку. Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми.

Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5]. Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе.

Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности.

В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами».

В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране». А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7].

В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «... Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов... В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств. Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники.

По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.... Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся.

Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж.... Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений.

Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г. На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности. Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы». Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики. По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов...

Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии». Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности. Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач. Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю. В сентябре 1981г.

Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей. В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г. Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8].

Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства. И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников.

Что значит быть на высоте требований? Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам.

Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов.

Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12]. Выступая 1 сентября 1981г. Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров. В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний.

Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра... От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни.

Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13]. Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности.

Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14]. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия. Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения.

Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний.

В 1762 году император Петре III упраздняет канцелярию, но тут же создает Особую экспедицию при Сенате, для выполнения деликатных и секретных дел. После прихода к власти жены Петра III императрицы Екатерины II, последняя переименовывает спецслужбу в Тайную экспедицию, которая просуществовала до 1801 года и была упразднена императором Александром I, совместно с выпуском указа о запрете пыток, как способа дознания. Позже Александр I учредил Комитет общей безопасности, который занимался политическим сыском, контрразведкой и борьбой с тайными обществами.

После восстания декабристов 1825 год император Николай I в 1826 году учредил III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое возглавил граф Александр Христофорович Бенкендорф. Отделение занималась политическим сыском, расследованием государственных преступлений, контролировало иностранцев, заведовало тюрьмами, а также боролось с сектантами и фальшивомонетчиками. В 1827 году при III Отделении был сформирован Корпус жандармов конных полицейских драгун , специальное воинское формирование предтеча внутренних войск и Росгвардии. В 1866 году, после покушения революционера-террориста Дмитрия Владимировича Каракозова на императора Александра II, было учреждено первое Отделение для производства дел по охранению общественного порядка и спокойствия в Санкт-Петербурге известное как охранное отделение, «охранка».

Охранное отделение имело в своем составе: общую канцелярию, охранную команду, центральный филерский отряд и регистрационное бюро.

В 2007 году Ботян получил давно заслуженное звание Героя России. Строго говоря, его представили к званию Героя Советского Союза еще за диверсию в Овруче, но ни тогда, ни после спасения Кракова он так и не получил Звезду Героя. Того представляли к этому званию аж 19 раз! Но так до конца его жизни, а умер он на 101-м, и не наградили. Впрочем, теперь у «бога диверсий» есть другая звезда — его именем названа одна из звезд в созвездии Льва. Да и на Земле в последние годы он преподавал в настоящем созвездии величайших специалистов своего дела.

Курсанты «объекта Балашиха» учились в обстановке строжайшей секретности. Даже настоящих фамилий и биографий друг друга они не знали до самого выпуска. Кроме специальной тактики, физической подготовки и оперативного искусства они получали фундаментальные знания и навыки в агентурной и контрразведывательной работе, в тайниковых операциях, в страноведении и иностранных языках. Выпускники КУОС могли перевоплощаться в кого угодно, постигали искусство выживания в самых невероятных условиях — от полярных льдов до безводной пустыни. Обычный гвоздь в руках курсанта превращался в смертоносное оружие! Брошенный умелой рукой, он вонзался точно в горло манекена, не оставляя «вероятному противнику» шансов. Куосовцы учились работать со средствами связи и собирать их из того, что можно купить в ближайших магазинах.

Они прыгали с парашютом, плавали в снаряжении и погружались под воду в легководолазном скафандре. Они занимались скалолазанием и учились водить любые транспортные средства. Здесь были и новейшие средства связи, и множительная техника в 70-е годы прошлого века ксерокс был заморской диковинкой , и детектор лжи — полиграф и многое другое, о чем в Советском Союзе, порой, даже не слышали. В частности, здесь курсанты знакомились с электронными взрывателями. По ценам 70-х годов минувшего столетия каждый такой взрыватель стоил тысячу рублей! Вожделенный в ту пору автомобиль «Жигули» — 6 тыс. Шестьдесят курсантов школы за одно занятие использовали 60 взрывателей… Комментарии излишни.

На подготовке специалистов подобного уровня государство не экономило. Требование было одно: «выше нас только звезды». За пять позже семь месяцев, — а именно столько длилось превращение талантливого, хорошо подготовленного офицера в совершенного бойца и командира, — каждый, переступивший заветный порог объекта «Балашиха», должен был достичь пика своих возможностей и еще много узнать о безграничности человеческих резервов. В программе боевой подготовки учитывался и усваивался опыт как друзей и союзников немалую роль сыграли специалисты с Кубы и Вьетнама , так и противника. Добытые оперативным путем данные по подготовке американских зеленых беретов, британских САС, германских ГСГ9 и французского Иностранного легиона тщательнейшим образом прорабатывались и давали возможность оставаться на корпус впереди неприятеля. По всей трассе маршброска не менее 15 км, невзирая на погоду диверсантов поджидали ямы, ловушки, растяжки — все то, что могло встретиться в реальной боевой обстановке. Причем кроме плаванья все остальные передвижения групп специального назначения проходили в бронежилетах.

Последние новости по теме КГБ

Официально она носила название КГБ в течение 46 лет, с 1954 по 1991 год. Репрессивные организации уже давно стали частью политической структуры России. Функции этих организаций были значительно расширены по сравнению с ролью политической полиции, которую играла охранка во время правления царя Николая II. В 1917 году Владимир Ленин из остатков царской охранки создал ЧК. Эта новая организация, которая в конечном итоге превратилась в КГБ, занималась широким кругом задач, включая шпионаж, контрразведку и изоляцию Советского Союза от западных товаров, новостей и идей. Имея членов охранки в руководящем составе различных революционных групп, царь был постоянно в курсе событий и мог легко предотвратить любую потенциальную атаку. Например, между 1908 и 1909 годами 4 из 5 членов Санкт-Петербургского комитета партии большевиков были членами Охранного отделения.

Николай II был настолько уверен в своей власти над этими группами, что в ноябре 1916 года проигнорировал предупреждения о неизбежной революции. После февральской демократической революции Ленин и его партия большевиков тайно организовали силы и со второй попытки совершили государственный переворот. Ленин был убежденным сторонником террора и восхищался якобинцами, наиболее радикальными французскими революционерами 1790 г. Он назначил Феликса Дзержинского председателем Народного комиссариата внутренних дел НКВД , основная цель которой состояла в борьбе с врагами режима и предотвращении саботажа по всей стране. Чрезвычайная комиссия стала основой для более позднего КГБ. Ее председателем Ленин назначил Дзержинского, польского дворянина, который провел 11 лет в заключении за террористическую деятельность против царя.

История ФСБ в декабре 1920 г. ВЧК сама вела следствие, сама производила аресты, сама судила, содержала в концлагерях и казнила. История ФСБ-ЧК включает убийство более 500 000 человек в период с момента ее создания в 1917 году до переименования в 1922-м. Обычной практикой стал «красный террор». Из каждой деревни чекисты брали 20—30 человек заложников и удерживали их до тех пор, пока крестьяне не отдавали все имеющиеся у них запасы еды. Если этого не происходило, заложники расстреливались.

Хотя такая система оказалась эффективной в поддержании идеологии Ленина, для улучшения экономических отношений с Западом ЧК был распущен и заменен не менее жестокой организацией — Государственным политическим управлением ГПУ. При поддержке Ленина Дзержинский остался председателем и со временем вернул былое могущество. Голодомор В 1924 году Ленин умер, и его сменил Иосиф Сталин. Дзержинский, поддержавший его в битве за власть, сохранил свою должность. После смерти Железного Феликса в 1926 г. Одной из основных задач организации в то время была поддержка порядка среди советских граждан, когда Сталин превращал 14 млн крестьянских хозяйств в колхозы.

Кровавая история ФСБ включает и следующий факт. Для удовлетворения потребностей в иностранной валюте ОГПУ насильно изымало хлеб и зерно для его продажи на экспорт, создавая голод, из-за которого погибло более пяти миллионов человек. От Ягоды до Ежова В 1934 году Менжинский умер при загадочных обстоятельствах и был заменен Генрихом Ягодой, фармацевтом по образованию. Под его руководством ОГПУ начала проводить исследования в области биологического и химического оружия. Ягода любил проводить эксперименты над заключенными лично.

Например, в 1955 году у захваченных американских разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием, была изъята портативная радиоэлектронная аппаратура, предназначенная для установления местоположения импульсных радиолокационных и радионавигационных станций и систем управления реактивным оружием. Советское воздушное пространство регулярно нарушали самолеты-разведчики США. С 1960-х годов Запад начал активно осваивать космос в шпионских целях.

От органов безопасности требовалось принятие дополнительных мер в сфере защиты гостайны. КГБ решал задачу по контрразведывательному обеспечению "закрытых городов", НИИ, заводов, опытных баз и полигонов. В условиях "хрущевской оттепели" расширились политико-экономические и научно-культурные связи СССР со странами Запада, участились деловые и туристические поездки иностранцев в Союз, чем не замедлили воспользоваться иностранные спецслужбы. Так, в 1955 - 1956 годах среди американских, британских, французских и других делегаций и туристов, были установлены и взяты в оперативную разработку 40 лиц, принадлежавших к кадровому и агентурному аппарату иностранных спецслужб. В последующие годы их количество неуклонно росло. Появились многочисленные публикации в журналах, книги и кинофильмы о работе органов госбезопасности, в основу которых легли рассекреченные документальные материалы.

Чего только не придумаешь, чтобы польстить себе! И тут резонно возникает вопрос: где же готовили этих коварных, дьявольски ловких злодеев, рядом с которыми Джеймс Бонд — заурядный бабник и выпивоха? Большая часть всего, что относится к этому месту, по-прежнему секретно, но кое-что уже можно рассказать. Вряд ли кто-то из жителей Подмосковья, услышав выражение «объект Балашиха», обращал на него внимание. Привыкшая к аббревиатурам публика, равнодушно прочитав сокращение КУОС, и вовсе шла мимо. Мало ли какая там Кафедра управления оптическими системами? Да и знай она истинную расшифровку — Курсы усовершенствования офицерского состава — какая разница? Курсы так курсы, офицеров, как и прочих специалистов, надо учить, навыки совершенствовать… Никому из праздных наблюдателей было невдомек, что перед ними совершенно секретная кузница диверсионных кадров Госбезопасности — настоящая академия, выпускающая специалистов высочайшего уровня, равной которой не было во всем мире! Выжженная пустыня, где даже кактусы предпочитают расти вглубь, никому не нужна. И тут стратеги встали перед неприятным вопросом: в результате глобальной войны все, на что угрохана несусветная уйма миллиардов в разноцветных валютах, сгорит в считанные дни, если не часы. А дальше? Тут вплотную встает вопрос — кто станет организовывать борьбу на местах? Кто сможет возглавить сопротивление, вести диверсионную войну, зачинать и развивать партизанское движение? Откуда взять тех уникальных, штучных специалистов, которым все это окажется по силам?! С другой стороны, даже малые, но организованные диверсионные группы нарушали вражеские коммуникации и наносили противнику огромный ущерб, заставляя оттягивать части с фронта и значительно уменьшать военные перевозки. Там, где партизанами руководили умело — эффект был налицо. Весь послевоенный период представлял собой нескончаемую череду локальных конфликтов: здесь не было линии фронта и тылов, противник мог появиться отовсюду. Война Франции в Алжире и Индокитае Вьетнам , национально-освободительные войны в Африке, победа Фиделя Кастро на Кубе — все это демонстрировало высочайшую актуальность диверсионной деятельности и партизанской борьбы. И с каждым новым локальным конфликтом роль специалистов тайной войны лишь возрастала. Здесь проходили специальную подготовку непревзойденные диверсанты генерала Судоплатова; эту школу закончил блестящий разведчик и истребитель немецких генералов за время работы во вражеском тылу им лично уничтожено 11 генералов и чиновников оккупационной администрации генеральского уровня обер-лейтенант Пауль Зиберт — Николай Кузнецов. Особое внимание уделялось преподавателям, кураторам и руководству КУОС. Именно от них в будущем зависела булатная закалка молодых оперативников, каждому из которых предстояло стать непревзойденной индивидуальной боевой единицей. Универсально подготовленным, физически, психологически и интеллектуально, обладающим концентрированным запасом уникальных навыков и знаний командиром диверсионной группы, способным в кратчайшее время создать вокруг себя партизанский отряд. И не просто создать — обучить, сплотить и превратить в грозную силу, разрушающую вражеский тыл. При этом свою диверсионную группу Ботяну удалось вывести без потерь. Человек уникальных знаний и умений, даже в возрасте сильно за восемьдесят, Майор Вихрь в тире КУОС любил пострелять из парабеллума и обычно выбивал 39 из 40 очков! Не каждому молодому бойцу удавалось повторить его результат.

На сегодняшний день о большинстве тайн, хранящихся за стенами КГБ, мы узнали благодаря человеку по имени Василий Митрохин. После он перешел на сторону Великобритании, передав архив секретных файлов КГБ объемом 25 тысяч страниц. Из этого материала запад узнал, как минимум о 10 самых странных секретных операциях когда-либо проведенных агентами КГБ. Например, начиная с 1959 по 1972 год в КГБ собирали данные про электростанции, плотины, нефтепроводы и прочие объекты инфраструктуры США. Это необходимо было для операции, способной обесточить Нью-Йорк. КГБ получила доступ к 400 компьютерам американских военных В 1980 сотрудники КГБ искали способ, который помог бы им украсть американские военные секреты посредством двух относительно новых предшественников интернета Арпанет и Милнет. Для того, чтобы сделать это, дескать они нашли и завербовали человека по имени Маркус Гесс, который через некоторое время стал советским шпионом и одним из самых легендарных компьютерных хакеров в мировой истории. Маркус начал свою хакерскую миссию в Бременском университете вдали от компьютеров американских военных, к которым он пытался получить доступ. После некоторых усилий Гессу удалось взломать 400 компьютеров используемых военнослужащими армии США. Некоторые из них находились на американских военных базах в Германии и Японии, но основная часть была в Пентагоне. Гесс смог подобрать правильный пароль и получить доступ к базе данных министерства обороны США и ряду важных армейских документов. Масштабные хакерские действия Гесса оставались незамеченными до тех пор, пока системный администратор и астроном по имени Клиффорд Стол не начал расследовать незначительную, как ему сначала показалось, вычислительную ошибку в национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли, сотрудники которой проводили научное исследование для министерства энергетики США. Стол при попытке понять, как была допущена это маленькая ошибка вышел на несанкционированного и неизвестного пользователя, который в течение 9 секунд пользовался компьютерными системами лаборатории. Стол начал копать дальше, и выяснил что этот несанкционированный пользователь был опытным хакером, который получил доступ к компьютерам лаборатории, благодаря дыре в системе безопасности.

КОМИТЕ́Т ГОСУДА́РСТВЕННОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ СССР

Белорусские спецслужбы предотвратили удары беспилотников по объектам в Минске и его пригородах, заявил глава КГБ Иван Тертель на заседании VII Всебелорусского народного. Первым председателем КГБ стал генерал-полковник Иван Серов – первый заместитель Сергея Круглова и давний доверенный друг Хрущева. Смотрите на телеканале "ТВ Центр" документальный цикл "Следствие ведёт КГБ". В 1980 сотрудники КГБ искали способ, который помог бы им украсть американские военные секреты посредством двух относительно новых предшественников интернета Арпанет и Милнет.

История возникновения и развития КГБ

Прекративший свое существование КГБ СССР был в определенной степени "Левиафаном", включавшим в себя самые разные направления деятельности: от наблюдения за диссидентами. Президент РФ подписал Указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство Федеральной безопасности РСФСР. Роль КГБ СССР в истории и в событиях 1988–1991 годов – отчасти вопрос веры. сказала Шеметавец.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий