Обстоятельства гибели Чкалова повторно изучала в 1955 году экспертная комиссия, которую возглавлял летчик-испытатель М.М. Громов, входивший и в первую комиссию 1938 года. Сегодня неподалеку от места гибели Валерия Чкалова на пересечении Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика введён мемориальный камень. Практически сразу после смерти прославленного летчика появилось множество альтернативных версий гибели Чкалова.
Валерий Чкалов: загадка гибели легендарного пилота
15 декабря 1938 года при испытании истребителя И-180 погиб выдающийся советский лётчик, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. По специальности Валерий Чкалов был настоящим ассом: военным летчиком-испытателем. Версии о подстроенной кем-то гибели Чкалова достоверных подтверждений не находят. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова. заявил российскому телеканалу НТВ автор книги о Чкалове Валерий Шамшурин.
Детство и юность
- Воздушный первопроходец Валерий Чкалов | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Воздушный первопроходец Валерий Чкалов
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
Список тайников
Валерий Чкалов разработал и внедрил ряд новых фигур высшего пилотажа Валерий Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа восходящий штопор и замедленную «бочку» , испытал свыше 70 типов самолетов, составлявших основу советской авиации того времени. Проявил себя как талантливый летчик, обладающий исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180». В этот день, 15 декабря. Как всегда, при первом вылете опытного самолета, все вылеты с аэродрома и все аэродромные работы были прекращены. Самолет Поликарпова конструктора испытываемого самолета — В. Должны были поставить и жалюзи. Валерий Чкалов поинтересовался, сколько времени потребуется на установку жалюзи. Ответ был неопределенным: часа два-три, может, больше.
Валерий Павлович понял, что в этом случае назначенный полет может не состояться: была зима, темнело рано. И он решил не подводить конструктора и рабочих и лететь без жалюзи. Поднявшись в воздух, Чкалов совершил полет «по коробочке» по кругу , затем пошел на второй круг на большой высоте — 2000 — 2500 метров вместо положенных 600 — и на большом удалении от аэродрома.
В 15 — ученик сборщика самолётов в Нижнем Новгороде. Удд впоследствии о. Здесь он совершил свой знаменитый пролёт под мостом Равенства сегодня — Троицкий.
Там он совершил аварию и за «халатное деяние» был приговорён к году лишения свободы, а также уволен из РККА. Но после вмешательства командования наказание было заменено условным сроком. В 1925 году он за драку был приговорён трибуналом к году лишения свободы позже срок снизили до шести месяцев. В 1926-м его часть перебазировали в Гатчину.
Между тем, в его биографии еще много белых пятен. И, прежде всего, это относится к обстоятельствам его гибели. Герой Советского Союза, комбриг Валерий Чкалов погиб в 1938 году. Согласно официальной версии, это случилось "при испытаниях нового истребителя" в результате отказа двигателя самолета.
В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть. В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских…. Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы или «Батя», как называли его подчинённые. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадив его на более прочный самолёт — «Фоккер Д-7». Благодаря А. Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования, весной 1927 г. На аэродроме шли очередные полёты, и командир предложил Чкалову показать то, чему научили его на курсах. А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один. Вначале за полётом с земли наблюдали довольные командир и офицеры. Потом вдруг самолёт в крутом пике понёсся с рёвом к земле, к ангару. Самолёт стремительно падал, до земли оставалось около 50 метров. В кабине хорошо был виден лётчик. Потом машина пошла круто вверх, явно намереваясь совершить петлю. Идти на такой риск при такой высоте — самоубийство! Но Чкалов, чуть набрав высоту, показав зрителям «спину», чётко перевернул самолёт на 180 градусов, продолжив полёт на той же высоте. Какие чувства были у стоящих на земле? Все знали, что самолёт при попытке совершить переворот, чаще всего сваливается в штопор, а Чкалов эту фигуру повторил ещё не один раз и пошёл на посадку. Но и тут он оказался верен себе и подготовил для зрителей сюрприз: у границы аэродрома лётчик перевернул машину вверх колёсами, продолжая полёт. Когда до земли оставалось несколько метров, самолёт совершил второй переворот и тут же приземлился на три точки. Замедленная «бочка», выполненная при планировании на посадку! Вот чему Чкалов научился на курсах! Такого гатчинский аэродром не видел. Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета. А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов…. Первенцем в семье стал сын Игорь. В феврале 1928 года Чкалов получает повышение, и в качестве командира звена прибывает в Брянск. Служба в Брянске была недолгой и закончилась для лётчика драматично. Он решил со своим звеном пролететь под электрическими проводами, и этот приём осуществил бы, так как все просчитал. Но провода висели недопустимо низко, и машины рухнули на землю. Личный состав, к счастью, не пострадал, но самолёты летать уже не могли. Вот тут Чкалову припомнили всё. И крушение над «шапкой» Исаакиевского собора в Ленинграде, и пролёт там же под Троицким мостом, и «гатчинские выкрутасы».
Чкалов Валерий Павлович
Собравшиеся говорили о подвигах Валерия Чкалова, их значении для обороноспособности нашей страны. Также на митинге прозвучали напутственные слова, обращенные к молодому поколению россиян - быть достойными наших прославленных предков.
Потом было короткое, но тоже триумфальное время в Париже и возвращение на Родину. Чкалову хотелось скорее вернуться к работе. Михаила Ломоносова: Колумбы Росские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша досягнет в Америку держава. Чкалов погиб. Есть несколько версий его гибели.
По одной, он сам торопил с испытанием самолета И-180, хотя в машине было много технических и конструкторских недоработок. По другой — летчику приказали поднять самолет в воздух.
Никто до него на всем земном шаре этого не делал. А он не побоялся и пролетел из столицы России Москвы в Соединенные Штаты без посадки через Северный полюс. Чкалов был мужчиной.
Невероятно мужественным человеком.
А дальше версии расходятся. Некоторые источники говорят, что летчик умер через несколько минут после госпитализации. Но были свидетели, которые утверждали, что он прожил еще несколько часов. И даже успел что-то рассказать о катастрофе врачам. Но что он рассказал?
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Однако этого будущему авиатору было недостаточно: он мечтал о небе, поэтому уже в 1921 году добился направления на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, продолжив потом образование в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков, а затем и в Серпуховской. Дерзость и молодость Уже в 1924 году молодой летчик был принят в эскадрилью им. Ленина, где показал свою самоуверенность, отвагу и, порой, нежелание подчиняться приказу, за что его достаточно часто отстраняли от полетов. Так, в 1925 г. Однако позже срок уменьшили вдвое. Летчик-испытатель В. Чкалов Спустя 3 года Чкалова снова приговорили к году тюрьмы и исключили из рядов Красной Армии, правда, по ходатайству Я. Алксниса и К.
Ворошилова наказание было заменено на условное. Зрелость и профессионализм Начиная с ноября 1930 года Валерий Павлович восстановлен в звании и командирован в Московский НИИ ВВС, где он на протяжении двух лет участвует в испытаниях новых самолетов: за этот период времени им совершено порядка 800 полетов, освоена техника пилотирования 30 типов летательных аппаратов. В паре с А. Личная жизнь В 1927 году в Ленинграде Валерий заключает брак с Ольгой Ореховой, молодой учительницей, с которой познакомился на новогоднем вечере. Спустя год после свадьбы в семье появился первенец — сын Игорь. Через семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, выкраивая время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать.
К сожалению, вторую свою дочь, получившую имя Ольга в честь матери , Чкалов так никогда и не увидел: когда жена была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, прожила до 96 лет.
Есть версия, что покушение на Чкалова было организовано Берия: за полгода до описываемых событий Сталин предложил Чкалову возглавить Наркомат внутренних дел, что явилось неприятной неожиданностью для Берия, давно лелеявшего мечту занять этот пост. Естественно, он имел все основания желать устранения своего конкурента. Существует, однако, и другая, «авантюрно-романтическая» версия. Причиной гибели Чкалова вполне могла стать кремлёвская красавица Евгения, жена Ежова, которую Сталин называл «прекрасной Суламифью». Евгения приглянулась Сталину, и он вздумал за ней приударить, а она не ответила взаимностью. Евгения ненавидела и своего мужа, и «отца народов». В пику Сталину она стала появляться на публике с Чкаловым. Через неделю после того, как об этом доложили Сталину, Чкалов погиб.
А дальше в очерке сплошной мусор: и ржавая труба, пригвоздившая Валерия Павловича к креслу, и завьюженный фонарный столб на территории аэродрома какой идиот ставит фонарные столбы на аэродроме?! Послушайте, ведь кто-то должен бороться с глупостью, враньем, непрофессионализмом? Ну, не захотелось автору очерка читать воспоминания тех, кто был свидетелем гибели Чкалова, не было времени позвонить сыну В. Чкалова — полковнику ВВС Игорю Чкалову, лень было заглянуть в энциклопедию, не разрешили ознакомиться с материалами правительственной комиссии, так зачем напраслину возводить на человека? Но больше всего поражает даже не то, что автор ничего не знает и знать не желает, а то, что, выдумывая все эти бредни, даже не задумывается над тем, что всё это бросает тень на человека, который сам уже не может ответить на эту ложь! А это уже подлость. К примеру, в судьбе Чкалова был пролет под Троицким мостом, за что он получил дисциплинарное взыскание и был отчислен из армии. Зачем же, описывая этот случай, придумывать, что самолет задел какие-то там провода и был поврежден? Ведь этому может поверить лишь тот, кто никогда даже на велосипеде не ездил! На большой скорости и на малой высоте любое препятствие, а особенно провода под мостом, привели бы к катастрофе, но катастрофы-то не было.
В угоду нынешним настроениям автор навязчиво подчеркивает, что Чкалов был любимчиком Сталина, и своим отказом принять пост наркома НКВД подписал себе приговор. Но ведь Сталин и Громову предлагал на выбор! И ничего не случилось. И тут невольно возникает вопрос: почему же Чкалов, будучи любимчиком Сталина, не вернулся в ВВС, а стал летать летчиком—испытателем? А всё дело в том, что к переходу Чкалова на испытательную работу Сталин не имел никакого отношения. И не Петр Баранов, как утверждает автор очерка, и не Сталин решили судьбу Валерия Павловича после злополучной истории с Троицким мостом, а нарком Яков Иванович Алкснис, погибший в 1937 году. Юмашев и М. Громов, — когда Я. Алкснис приехал на аэродром, к нему подошел Юмашев и сказал: — Яков Иванович, все дело в том, что мы тут все похитрее Чкалова: делаем в воздухе то, что делает он, не на глазах, а чуть поодаль. Чкалову скучно в части, он полон энергии и не знает, куда ее девать.
Дайте человеку настоящую работу летчика—испытателя. Чкалов умен, храбр, полон энергии, прекрасный пилотажник! Вот там ему придется поломать голову, «хулиганить» будет некогда. Кстати, нарком Петр Баранов ничем не мог бы помочь Чкалову. За год до пролета под Троицким мостом, нарком погиб в авиационной катастрофе.
Собравшиеся говорили о подвигах Валерия Чкалова, их значении для обороноспособности нашей страны. Также на митинге прозвучали напутственные слова, обращенные к молодому поколению россиян - быть достойными наших прославленных предков.
Валерий Чкалов: загадка гибели легендарного пилота
По воспоминаниям современников Валерия Чкалова, его гибель оказалась для многих советских людей личной трагедией. Чкалов не лез в политику, был хорошим пилотом и вдохновлял своим примером миллионы советских подростков. На это, кстати, указывает выдержка из заключения 1938-го: "Гибель товарища Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной. Гибель Чкалова. Испытания И-180 Чкалов начал 15-го декабря 1938 г. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Вокруг гибели Чкалова появилось много противоречивых мифов. Главная» Новости» Новости борисоглебска воронежской области происшествия сегодня и вчера.
Жуткая тайна гибели Валерия Чкалова. Кто хотел его убить?
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза | Масштаб фигуры Валерия Чкалова, конечно, впечатляет — личный друг и протеже Сталина, общенародная, мировая знаменитость, рекордсмен. |
Дело темное Тайна гибели Валерия Чкалова – смотреть видео онлайн в Моем Мире | руслан москвитин | Герой Советского Союза, легендарный летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов, погиб 15 декабря 1938 года в ходе испытательного полета на истребителе. |
Митинг на месте гибели Валерия Чкалова | Причиной гибели Чкалова вполне могла стать кремлёвская красавица Евгения, жена Ежова, которую Сталин называл «прекрасной Суламифью». |
РИА Новости: 20 лет назад родился советский летчик-испытатель Валерий Чкалов
Как сгорел от «воспаления легких» М. Кошкин, конструктор Т-34. Так почему же история с «назначением В. Чкалова на пост главы НКВД так «популярна» в среде «разоблачителей сталинизма»? Ответ прячется в странной гибели летчика при испытаниях опытного истребителя конструктора Поликарпова — И-180. Гибель В. Заодно устранялся и сам В. А фантазия на тему «отказа Чкалова от НКВД» и как следствие «обида Тирана» на смелого летчика а также «зависть» его популярности, славе и прочий бред , должны прикрыть попытки исследователей раскрыть факт умышленного убийства знаменитого летчика руками антисталинской оппозиции. Нести чушь про «заинтересованность» Сталина в гибели Чкалова сегодня выглядит уже просто идиотизмом, так как именно Сталин всю жизнь только и делал, что выдвигал молодых и толковых на серьёзные и важные должности в СССР.
Поэтому сегодня начали переводить стрелки уже на самого Чкалова, мол, был самодур, и необуздан — знал, что лететь опасно, но всё равно полетел — сам и виноват. В конце концов, Чкалову в 1938 году было всего 34 года. По современным меркам юнец и инфантил. Но тогда, у Сталина одна молодёжь и работала. Впрочем, иногда и это не спасало от человеческих страстей, интриг, доносов и подлости. Примером может служить дальнейшая судьба КБ и самолетов Поликарпова. При всех начавшихся после гибели Чкалова, проблем в судьбе Поликарпова, с забиранием у него завода и КБ, и передача их Микояну, Николай Николаевич смог сделать ещё несколько сильных машин различного класса и назначения. И самое главное — мощный истребитель «нового поколения» И-185, с пушечным вооружением.
Яковлева, старавшегося протащить в ВВС прежде всего свои легкие, пулеметные «Яки», этот самолет так и остался «опытным экземпляром». Получается, что если в истории с И-180 свою роль сыграли предатели Родины и «враги народа», то в истории с И-185 помогла человеческая мелкая подлость. Назначь Сталин в Наркомат Авиапромышленности, в замы, не конструктора самолетов, лицо крайне заинтересованное в продвижении прежде всего именно своих истребителей, а какого-нибудь «Чкалова», то возможно Войну СССР встречал бы с самолетами более мощными, чем были в тот момент у Германии. В результате, не погибли бы десятки тысяч советских летчиков и сотни тысяч солдат на земле, которых эти летчики защищали с воздуха. Во всей этой истории нет ничего необычного — в науке и технике такие вещи происходят частенько во все времена и при всех «режимах». Но «виноват» в том, что вокруг разработки истребителя «нового поколения» развернулись такие страсти, опять же Сталин. Создана была такая система поощрений при принятии новых образцов вооружений в Советской сталинской России, что конструкторы начинали вести настоящую конкурентную борьбу за свои образцы. Ведь даже летчики-испытатели С.
Супрун — ведущий по 1-му экземпляру И-185, и Е. Сами же конструкторы в случае принятия на вооружение именно их образцов могли рассчитывать на более существенные премии и награды. Тот же Н. Поликарпов, только за эскизную разработку прототипа истребителя-перехватчика «К», ставшего основой будущего МиГ-1, получил отдельную премию, а потом и звезду Героя Соцтруда за своего И-16. Подобные интриги происходили в тех видах вооружений, где было несколько сильных КБ. Вполне здоровая конкуренция, в ходе которой должен был определиться и победить лучший образец, выливалась иногда, увы, в «борьбу» за награды и премии. Шахурин был назначен на пост Наркомата Авиапромышленности в начале 1940 года вместо застрелившегося Кагановича М. По утвердившейся и общепринятой «версии», застрелился Нарком Авиапрома, «случайно, сгоряча».
Согласно воспоминаниям В. Молотова, Кагановича вызвали в Кремль на заседание Политбюро, где должны были рассматривать донос на него. Донос был «ложный», и никто не собирался его рассматривать всерьез, но Каганович, ожидавший в коридоре, так разволновался, что застрелился из имеющегося у него личного оружия. Похожая история произошла в 1937 году с Серго Григорием Константиновичем Орджоникидзе. Родной брат Серго, был изобличен как «враг народа» и после этого горячий грузинский князь, ещё в начале 1920-х прославившийся мордобоем с грузинскими меньшевиками «грузинский инцидент» пустил себе пулю. Наверное можно поверить, что грузин сгоряча мог пустить себе пулю. Но можно ли заподозрить в подобном сына Сиона? История темная.
Сталин, создавая конкуренцию среди конструкторов самолетов, допустил важную ошибку — желая усилить Наркомат авиапрома «специалистом», который будет разбираться в самолетах и поможет с их принятием в ВВС, должен был поставить на эту должность «независимого» эксперта, который мог бы «объективно» рассматривать разные самолеты и давать им заключение. Но Сталин поставил на должность заместителя наркома молодого и амбициозного конструктора самолетов. И в итоге, Яковлев, отдавая «предпочтение» своим машинам, «объективно» стал мешать Поликарпову и его машинам — «пускай и другие конструкторы награды и премии получат» — не всё ж одному Поликарпову награды получать и ходить в звании «Короля истребителей». Вроде бы не хорошо подозревать Яковлева в протекционизме исключительно своих машин, но именно в своих «мемуарах» Яковлев ни разу вообще не упомянул о существовании такого самолета как И-185. Ладно бы это был бы неудачный вариант, как ИП-21 Панишина в 1940 году, вообще не «умеющий летать». Но И-185 прошел в январе 1943 года войсковые испытания с участием воздушных боях, и моторы для него имелись. Но оказывается, самолет не прошел испытание «полета на дальность». А потом произошла авария с гибелью летчика и после этого его с чистой совестью сняли с производства.
Василий Андреевич Степанчонок третий раз поднял И-185 в воздух.... Заходя на посадку на Центральном аэродроме он, то ли из-за ошибки в расчете, то ли по другой причине, решил уйти на второй круг. В это время мотор забарахлил... По словам летчика П. Логинова, имелась полная возможность совершить посадку в пределах аэродрома, но Степанченок продолжил набор высоты... Василий Андреевич накренил самолет вправо, затем влево, решая, куда сесть. Высота была мала, и он начал планировать между двумя параллельно расположенными корпусами, но впереди, перпендикулярно курсу, находился сборочный цех. Высоты "перепрыгнуть" его не хватало, и Степанченок направил самолет в окно...
Крылья были срезаны, смягчая удар, но фюзеляж врезался в стапель... Один человек погиб, шестеро было ранено. Летчик скончался через час. В акте по данной катастрофе виновниками были названы агрегатный завод под седлом клапана карбюратора нашли, медную контровочную проволоку, из-за чего мотор работал с перебоями, а потом отказал и сам Степанченок. Эта случайная? Появилась зацепка затормозить, а потом и закрыть работы по этому самолету. В 1943 г. Поликарпов и А.
Швецов создал новый мощный мотор, открывающий широкие перспективы в повышении скорости и грузоподъемности наших истребителей и бомбардировщиков...
За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях. Во время своей работы летчиком — испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку». Подвиг совершенный Валерием Чкаловым Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20 — 22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина. За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета — 63 ч 16 минут.
Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих.
После гибели Чкалова выяснилось, что какой-то неизвестный человек накануне рокового полета принес ему домой в подарок пачку охотничьих патронов, в которых, как оказалось, были заложены специальные замедлители. Причин резкой перемены благожелательного отношения Сталина к своему любимцу и охоты на него несколько. Как говорится, от любви до ненависти один шаг. Все началось весной 1938 года. Сталин пригласил Чкалова к себе в кабинет и предложил ему огромное повышение в должности — оставить авиацию и совмещать сразу два поста в правительстве СССР: пост наркома транспорта и пост наркома внутренних дел тогда в НКВД шла борьба между двумя злодеями — наркомом Ежовым и его заместителем Берия. Победил Берия, а Ежов был расстрелян как враг народа. На предложение Сталина Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенные работы над новыми самолетами. Нужно сказать, что в те времена не каждый честный человек мог отказать вождю, а уж тем более отказать возглавить НКВД, а вот Чкалов отказался, что вызвало плохо скрываемый гнев у Сталина. А Чкалов еще подлил масла в огонь. В марте того же года, когда проходил процесс по делу так называемого «Антисоветского правотроцкистского блока» во главе с Бухариным и Рыковым, Чкалов пришел к Сталину и заявил, что убежден в их невиновности. Сталин ему ответил: «занимайся своим делом». Чкалов ушел, хлопнув дверью. Чкалов отлично понимал, что тучи над ним явно сгущаются.
Общая протяжённость маршрута составила 9370 километров, а члены экипажа был удостоены звания Героя Советского Союза. По прибытии Чкалову был вручен второй орден Ленина. Медаль Золотая Звезда, которую ввели уже после его смерти, была передана детям прославленного летчика в 2004 году. О важности этого перелёта говорит тот факт, что Сталин лично приехал на московский аэродром встречать возвращающихся героев. После этого перелета Чкалов просил руководство позволить ему отправиться на войну в Испанию. Летчику не терпелось проверить свое мастерство в боевых условиях, мечтал он на многократно испытанном им И-16 схватиться с фашистскими МЕ-109. Однако ему этого не позволили. Но, Чкалов не был бы Чкаловым, не сумей он «дожать» проект по перелёту в США через Северный полюс, — в конце весны 1937 разрешение, наконец, было получено. Самолёт с экипажем в составе штурмана Белякова и летчиков Чкалова и Байдукова взлетел на испытанном «АНТ-25» в воздух ранним утром 18 июня, а 20 июня вечером перелет был окончен, самолёт Валерия Павловича благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера, преодолев положенное расстояние за 63 часа и 16 минут. Скорость полета согласно бортовому журналу составляла в среднем 200 километров в час. Сам полюс Чкалов проспал — не его было дежурство. Друзья не стали будить летчика, за что потом он их долго ругал. Условия этого полёта были значительно более сложными, чем в предыдущий раз — самолет постоянно попадал в циклон, видимость отсутствовала, имелись проблемы с обмерзанием, не хватало запасов кислорода, и маска по очереди переходила от одного члена экипажа к другому. Однако и люди, и самолет с честью выдержали испытание, за подобный подвиг все участники были награждёны орденами Красного Знамени. Беспосадочные перелёты Арктики в 1937 г. Более того, беглый осмотр самолета показал, что Чкалов вполне мог добраться до Лос-Анджелеса, пробыв в небе еще несколько часов. Летчики после приземления совершили небольшое путешествие по городам Америки, а 27 июня их принимал президент Рузвельт в Белом доме. Он долго пожимал Валерию Павловичу руку и даже поднялся из кресла при помощи помощников, дабы поприветствовать героев стоя. Через некоторое время через Северный полюс пролетел еще один отечественный самолет под командованием Громова. А следующим тем же маршрутом вылетел Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев. Над Ледовитым океаном его самолет пропал, до сих пор о судьбе экипажа ничего не известно. Он стал всенародным любимцем, фаворитом самого Сталина. По воспоминаниям современников, Иосиф Виссрионович искренне любил «героя-летчика». После их знакомства «вождь» выделил ему автомобиль с водителем, а потом подарил и личный самолет По-2. Чкалов держал его в одном из ангаров Химкинского авиазавода, катая на нем по выходным своего сына и друзей. Также Сталин потребовал, чтобы Валерий Павлович присутствовал на всех государственных мероприятиях. Медленно, но верно летчик превращался в фигуру политическую. Популярность Чкалова в стране была огромна, когда в декабре 1937 года его выдвинули депутатом Верховного Совета от Горьковского избирательного округа, за него единодушно проголосовало более двух с половиной миллионов избирателей. За выдающиеся заслуги в феврале 1938 года ему было присвоено звание комбрига. Однако можно сказать с определенностью, что в кругу сталинской «аристократии» прямой и вызывающе резкий Валерий Чкалов всегда выглядел белой вороной. В 1938 году после сессии Верховного Совета Иосиф Виссарионович пригласил летчика к себе. В ходе беседы Сталин прямо сказал, что желает отстранить от должности товарища Ежова и поручить ему почетную должность наркома внутренних дел. Но Валерий Павлович отказался. У него были совсем иные планы на будущее, он мечтал довести до ума новые истребители, по расчетам превосходящие лучшие образцы немецкой техники, а также доделывал проект «кругосветки», разрабатываемый с верными Беляковым и Байдуковым. К началу 1938 года советский истребитель «И-16» уже не соответствовал требованиям времения. КБ Поликарпова начало готовить ему замену — новейший истребитель «И-180», оснащенный мощным мотором С. Сдать суперсовременный летательный аппарат, хотелось как можно быстрее, желательно ко дню рождения Сталина то есть к 21 декабрю , поэтому все работы шли в страшной спешке. Протестовавшего Поликарпова отстранили от работ по подготовке самолета к вылету. Первый полёт истребителя «И-180» состоялся 15 декабря 1938 года. Валерий Павлович должен был провести только самое первое испытание, после чего летательный аппарат перешел бы в руки другого лётчика. Поликарпов отговаривал Чкалова лететь, но летчик не согласился. Он благополучно поднялся в воздух и согласно полетному заданию совершил круг над Центральным аэродромом на высоте около 600 метров, а затем, покинув границы Ходынского поля, пошел на второй, с большим удалением, и на высоте в полторы тысячи метров. Когда до посадочной полосы оставалось около 500 метров, двигатель истребителя заглох. Чкалов попытался дотянуть до аэродрома, но уже в последний момент, очевидно, осознал, что самолёт не перелетит через жилые бараки, в которых могли находиться люди. Столкновение было таким сильным, что летчика выбросило вместе со штурвалом из кабины. Не приходя в сознание, Валерий Чкалов скончался от полученных травм в Боткинской больнице. Ему было всего 34 года. Специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели летчика, обнаружила в системах истребителя свыше сорока неустраненных дефектов. Самолет был допущен к испытаниям в совершенно неудовлетворительном состоянии: карбюратор, винт, мотор — все важнейшие составляющие не могли выдержать нагрузку в воздухе, помимо этого, в летательном аппарате отсутствовала система регулируемого охлаждения. По делу Чкалова арестовали свыше шестидесяти человек. На вопрос о том, кто виноват, официально называли имена директора завода Усачева, главного конструктора Поликарпова и его заместителя, талантливого инженера Томашевича. К сожалению, после этого карьера «короля истребителей» Поликарпова резко пошла на спад — никто, кроме Валерия Чкалова, не умел так хорошо учить его машины летать. Место падения самолёта Чкалова на Ходынском поле в Москве «Чуть в авиации не считается» — любил поговоривать Чкалов и был убежден, что спасение собственной жизни — это последнее, о чем необходимо думать в экстремальной ситуации. Его образ, жизненный путь, бесстрашие, дерзновенная воля и преданность Родине служили и будут служить вдохновляющим примером для каждого русского летчика. Во время Великой Отечественной войны пилоты брали с собой в полет его фотографию. Чкалов был выдающимся авиатором, и при этом никогда не ставил себя выше других. В США, беседуя с корреспондентами, он обмолвился, что второй пилот Байдуков является летчиком более высокого класса, что именно он смог вести самолет в облаках «вслепую». На подобное признание способен далеко не каждый. У Валерия Павловича было огромное количество друзей. Его любили и уважали за твердость характера, за прямоту, за отзывчивость и за желание помочь товарищам, когда возникала нужда. Чкалов обожал застолье и гостей. Когда он жил дома, у него могла собраться компания до ста человек.
Жуткая тайна гибели Валерия Чкалова. Кто хотел его убить?
120 лет Валерию Чкалову — трагическая гибель. 15 декабря 1938 года в ходе испытательного полета истребитель И-180, которым управлял Чкалов, упал при заходе на посадку. В 1928 году Валерий Чкалов и вовсе был осужден за свое воздушное лихачество, приведшее к аварии, и приговорен к году лишения свободы. Вот только и тогда ничего, что бы указывало на гибель Чкалова от вмешательства посторонних лиц, не было. просмотрите отзывы путешественников (4 шт.), реальные фотографии (16 шт.) и лучшие. По воспоминаниям современников Валерия Чкалова, его гибель оказалась для многих советских людей личной трагедией.