Столетие со дня смерти Ленина было отмечено в нашем городе несколькими выставочными проектами — в музеях «Разночинный Петербург», политической истории России, в Мемориальном музее-квартире Аллилуевых.
В ГД объяснили, почему спустя век после смерти Ленина россиян больше не волнует, где лежит его тело
Так что если бы России было отведено 20 лет, о которых мечтал Столыпин, то аккурат к 1926 году какой-нибудь Казембек организовал бы поход младороссов на Петербург, который бы закончился дуумвиратом Главы как официально именовался вождь партии младороссов и императора Михаила Второго, или просто и цивилизованно председатель Всероссийской фашистской партии Родзаевский победил бы на выборах в Думу. Впрочем, даже неудача реформы Столыпина полностью не закрывала России фашистский путь развития. Не появись на сцене истории Ленин и большевики, крестьянская революция захлебнулась бы, не обретя руководство в лице городской, сильной, организованной партии. И тогда к власти пришла бы единственная дееспособная в период Гражданской войны небольшевистская сила — конечно, имеются в виду белые военные диктаторы вроде Колчака и Врангеля. Трансформация их самих либо фигур из их ближайшего окружения в русских фашистов была бы лишь делом времени. Вспомним, что политическим наставником Константина Родзаевского — создателя зарубежной русской фашистской партии, являлся бывший член правительства Колчака Георгий Гинс, а одним из руководителей врангелевского РОВС Российский общевоинский союз был генерал фон Лампе, в годы Второй мировой войны активно сотрудничавший с нацистами и даже вошедший в 1944 году в состав власовского КОНР Комитет освобождения народов России. Если бы лавина крестьянского восстания 1917 года захлебнулась, большевистская революция в городах была бы подавлена в 1905—1906 гг.
Коммунисты провели в России успешную модернизацию, приняв страну с сохой и оставив ее с современной промышленностью, космическими кораблями и атомным оружием. Фашисты — лично я в этом ничуть не сомневаюсь — привели бы Россию к краху. Россия, в отличие от Италии, Испании, Японии, — многонациональная страна. Фашистская идеология построена на доведенном до крайней степени национальном эгоизме, и для многонациональной страны такая идеология, очевидно, крайне опасна. В Германии в начале 1930-х гг. Превращение немецкого нацизма в государственную идеологию, определяющую политику государства, привело к разнообразным формам дискриминации евреев, а затем и к катастрофе Холокоста.
Понятно, что русский национализм был не той идеологией, которая могла спаять воедино столь лоскутное в этническом отношении пространство. Скорее наоборот — Гражданская война показала, что именно идеология русского национализма, даже в его либеральном, умеренном варианте, которая была взята на вооружение белыми правительствами, отпугнула от белых и украинцев, и народы Кавказа, и татар с башкирами. Яркий пример — Башкирское войско, которое первоначально воевало на стороне Колчака, но, когда «верховный правитель» твердо заявил, что никаким национальным автономиям после победы над большевиками не бывать, башкиры почти в полном составе перешли на сторону красных; ведь Ленин обещал подписать с лидерами башкир договор о создании БАССР — и обещание свое сдержал. Думаю, вполне очевидно, что победа русского фашизма сделала бы распад страны лишь вопросом времени. Центральное правительство в лучшем случае удержало бы территорию этнографической Великороссии и Сибирь удержание Дальнего Востока при наличии сильной Японии было проблематичным. А ведь и такая Россия также заселена далеко не одними русскими, что сделало бы заметно уменьшившееся российское государство тоже крайне нестабильным.
Особого внимания заслуживает положение с «еврейским вопросом» при таком развитии событий. Протофашистские русские организации вроде разных вариаций черносотенцев, как известно, были крайними антисемитами. На совести белых армий — также многочисленные еврейские погромы. Причем речь не о стихийных действиях низших чинов, как иногда пытаются доказать. Идеологи белого движения тоже были далеко не юдофилами. Самый известный философ «белой идеи» Иван Ильин в своей статье «Национал-социализм.
Новый дух», написанной в 1933 году, сразу после прихода Гитлера к власти, зная о начавшейся дискриминации и травле евреев Германии и о возмущении этим за границей, защищал гитлеровцев: «Европа не понимает национал-социалистического движения. Не понимает и боится… Нам, находящимся в самом котле событий, видящим все своими глазами, подверженным всем новым распоряжениям и законам, становится нравственно невозможным молчать. Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе…» Несколькими строками ниже Ильин прямо поддерживает Гитлера в его преследовании евреев: «…я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев, урезанных в их публичной правоспособности, в связи с этим пострадавших материально или даже покинувших страну. Я понимаю их душевное состояние; но не могу превратить его в критерий добра и зла, особенно при оценке и изучении таких явлений мирового значения, как германский национал-социализм. Да и странно было бы; если бы немецкие евреи ждали от нас этого. Ведь коммунисты лишили нас не некоторых, а всех и всяческих прав в России; страна была завоевана, порабощена и разграблена...
Как минимум, официальное установленное государством объявление негражданами и запрет на профессии, прозябание. А вероятнее всего — многочисленные погромы и беззаконные расправы, массовые аресты, помещение в концлагеря и расстрелы по обвинению в участии в революционной деятельности. Отсюда вытекает еще один важный вывод. Не победи в России социалистическая революция и пойди наша страна в начале ХХ века по пути фашистской модернизации, она могла бы стать союзницей фашистской Италии, а затем и нацистской Германии. И еще неизвестно, что было бы хуже для нашей страны — поражение антизападного блока, которое привело бы к расчленению России на сферы влияния между державами-победительницами, как это произошло в нашей реальности с побежденной Германией, или победа стран «оси». Наконец, фашистская модернизация России оказалась бы, вероятнее всего, гораздо менее радикальной и глубокой, чем коммунистическая.
Такие страны, как Италия или Испания, конечно, превратились при Муссолини и Франко из аграрных в индустриальные, но все равно остались отсталыми, странами периферии мирового капитализма немецкая модернизация была более внушительной, но у нее был хороший задел еще со времен Германии кайзеров. Так что все равно далеко бы было этой «альтернативной России» до космических кораблей и атомного оружия… 6. Философ Лейбниц однажды заявил, что мы живем в лучшем из возможных миров. Он не имел в виду, что в нашем мире нет зла, страданий и несправедливости. Он просто считал, что любой иной возможный мир был бы еще хуже, так что в том, что мы имеем, проявляется забота и промысел Бога о людях. То же самое можно сказать и об истории России ХХ века.
В биографии Ленина переплетаются реальные факты и мифические сюжеты. Уже сразу после смерти в 1924 году образ вождя занимает одно из центральных мест в советской поэзии и прозе. Владимир Ильич превращается в героя бесчисленных народных песен, эпических повествований, сказок и притч, становится неотъемлемой частью советской визуальной культуры. Он бесконечно мультиплицируется в плакатах, книжной графике, фарфоре, живописи, присутствует в доме каждой советской семьи в предметах обихода — настольных календарях, на марках, детских значках. Алые стяги с ликом Ильича колышутся над головами советских тружеников на первомайских демонстрациях, а его заветы в виде лозунгов служат обязательным элементом оформления государственных учреждений и публичных пространств. Имя Ленина носят высшие государственный награды, трудовые коллективы, фабрики, заводы, общественные организации и даже первый в мире советский атомный ледокол. Ульянов-Ленин обретает «вечную жизнь» в названиях городов и улиц.
Ленин захоронен в склепе, ниже 3 метров от уровня земли, в строгом соответствии со всеми законами, включая православные. Я с вами согласен. Я был однажды в Мавзолее с Ольгой Дмитриевной Ульяновой. И она мне примерно то же самое сказала. Понимаешь, есть подмена понятий. Ленина захоронили в соответствии с решением II съезда Советов, все регионы полностью подтвердили это решение, это воля народа. Всякая там шантрапа и шушера, которая вокруг этого носится, они просто провокаторы. А в условиях войны, которую объявили Русскому Миру англосаксы, это вообще преступление самое настоящее. Я как-то собрал всех родственников, близких - тех, кто захоронен на Красной площади, и они подписали обращение о том, что мы категорически все против. Там предлагали весь советский некрополь раскопать, эти сумасшедшие, бездарные люди. Я принес это обращение Владимиру Путину. Он сказал: пока я здесь сижу, этого варварства не будет. Как сегодняшний день, товарищ Генеральный секретарь, вы проведете? А 27-го в Колонном зале состоится памятный вечер. Приглашаю тебя посетить его.
Еще в 1920 г. Максим Горький отмечал, что «Ленин постепенно становится легендарной личностью». Неудивительно, что спустя сто лет после смерти «вождя мирового пролетариата» практически невозможно разделить Ленина как исторического деятеля и Ленина как мифологический образ, который был создан воображением современников и последователей, а впоследствии активно тиражировался в искусстве и литературе. В биографии Ленина переплетаются реальные факты и мифические сюжеты. Уже сразу после смерти в 1924 году образ вождя занимает одно из центральных мест в советской поэзии и прозе. Владимир Ильич превращается в героя бесчисленных народных песен, эпических повествований, сказок и притч, становится неотъемлемой частью советской визуальной культуры. Он бесконечно мультиплицируется в плакатах, книжной графике, фарфоре, живописи, присутствует в доме каждой советской семьи в предметах обихода — настольных календарях, на марках, детских значках.
В ГД объяснили, почему спустя век после смерти Ленина россиян больше не волнует, где лежит его тело
Ленин Жил, Ленин жив, Ленин будет жить! 100 лет со дня смерти В.И. Ленина. В Краснодаре, как и во всей России, 21 января вспоминают легендарного вождя Владимира Ильича Ленина, ведь сегодня – ровно сто лет со дня его смерти. Владимир Ленин изменил экономику государства и уделил особое внимание развитию сельского хозяйства, также он основал новое государство – СССР. Раздел «Ленин – жизнь и смерть» рассказывает об основных вехах жизненного пути Владимира Ульянова как революционера и главы советского государства.
Сегодня 100 лет со дня смерти Владимира Ленина
Эта идея прослеживается еще в ранних интервью Путина 1990-х годов и не раз звучала на протяжении долгих лет его пребывания во главе российского государства. Несколько ярких высказываний прозвучали в начале 2016 года, предшествовавшего столетию Октябрьской революции. Тогда президент сказал, что ленинская мысль «привела к развалу Советского Союза». Я говорил о том, что была заложена мина под здание нашей государственности», — высказался Путин на ту же тему в несколько иных обстоятельствах. Ясно, что эта мысль лидера современной России не оставляет.
Ему как будто все время хочется очистить историю страны от ленинского идеологического и политического наследия, оставив только те ее страницы, которые можно назвать славными с точки зрения торжества державности. Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться комментарии 0.
И это был главный памятник тому курсу, который начинал и предначертал на будущее Ленин. И неслучайно вся Европа легла под фашистов, а мы расколотили это жуткое воинство, которое поставило своей задачей уничтожить нашу страну. И сегодня - самые талантливые и грамотные, кроме тех, кто предал нашу Победу, предал всех нас, кто положил страну в 1990-е годы под американский капитал, кто разворовал, растащил, уничтожил целые отрасли… Кроме всех этих - все остальные, в большинстве своём, уважительно относятся к нашим выдающимся деятелям и к нашей истории. А оплевывают ее только предатели, пьянь и законченные мерзавцы. Циолковский, открывший нам космическую эру, говорил: среди великих Ленин самый гениальный. Эйнштейн писал: такие люди, как Ленин, сберегают и приумножают совесть человечества. Бернард Шоу: если мир пойдет за Лениным, то я спокойно ухожу в мир иной, в противном случае нас всех ждут большие потрясения и несчастья. И ещё… Ленин остается самым читаемым в мире политиком.
Нет ни одной приличной библиотеки, где бы не было его полного собрания сочинений. Я вот долго размышлял: почему народ так относился к Ленину? Когда он умер, его гроб на руках несли до станции от Горок. И потом - от Павелецкого вокзала, так же на руках, в страшный моро -,до Колонного зала. В чем причина любви? Она мне кажется очевидной. Потому что народ, который втянули в эту империалистическую бойню за деньги буржуев Англии, Франции и Америки, народ понял, что Ленин им принес мир.
А в 1927 году письмо опубликовали в «Дискуссионном листке» газеты «Правда». С оглашением текста «завещания» можно ознакомиться в интернете — документ выложили в сеть, онлайн-версия письма находится в открытом доступе.
Свидетельств существования другого тайного завещания Ленина нет.
Лениным и советским проектом, а ровно теми, кто сначала превращал самую крупную республику СССР в колониальный придаток мира капиталистических хищников, а сегодня все с тем же маниакальным упорством грезит об особом спасительном для себя «третьем пути» — чтобы и награбленное удержать, и остаться в одной кампании с этими же хищниками, но только на равных. Однако подобный путь — тупиковый и глубоко враждебный интересам подавляющего большинства, интересам трудовой России. Отдавая дань уважения памяти бессмертного вождя и учителя всего трудящегося человечества, Президиум ЦК ОКП убежден, что лучшим памятником Ленину, как и сто лет назад, так и теперь, будет массовая работа коммунистов по популяризации многогранного научно-практического ленинского наследия, которое по-прежнему является для нас проверенным идейно-политическим ориентиром. Не догмой, а действенным научным методом, направленным на революционное переустройство действительности — построение такой новой реальности, о которой сам Владимир Ильич Ленин провидчески говорил: «Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть — власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда». Так было — и так будет! С Лениным и ленинизмом — победим! Октябрьский триптих 1993: Уроки выученные и не очень Черный «юбилей» прогрессивного человечества Новости.
Я вижу солнце-молот днем: к 100-летней годовщине со дня смерти Владимира Ильича Ленина
Многие просто не понимали, что это, о чем это в его трудах. Казалось, это не имеет никакого отношения к тихой, спокойной и стабильной окружающей действительности. Но когда грянула «перестройка», а за ней распался Советский Союз, многие, включая вашего покорного слугу, заново перечитали Полное собрание сочинений. И вот тогда очень хорошо стало понятно, к чему это и о чем. О реальной действительности, «объективной реальности, данной нам в ощущениях…», как говорится в марксистском определении материи, вспоминает политолог. Ленин сегодня еще более актуален, чем сто лет назад, когда его уникальные творения создавались. Просто догматическое начетничество поздней советской эпохи выхолостило живую ленинскую мысль, которая билась ключом, воплощаясь в конкретных политических решениях и формах. Возьмем «Империализм как высшую стадию капитализма» 1916 года. Пять признаков империализма — на самом деле у Ленина их шесть, но в ИМЛ Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС показалось, что «новая роль банков» и «соединение банковского и промышленного капитала с формированием финансовой олигархии» - это одно и то же. Яркий образчик уровня идеологической и даже интеллектуальной деградации. Но главное в этих признаках даже не это, а последние два пункта.
Вникаем: мир делят — капиталисты, бизнес. А передел осуществляют государства. Это означает, что государства действуют в интересах капиталистов и находятся у них в кармане. Мы этого сегодня разве не видим на примере Запада; даже Гайдар, при всей убогости и сервильности разговорился, когда стало можно, а до этого делал партийную карьеру — и тот признавал, что власть на Западе, в отличие от России и от Востока в целом — функция от собственности. То есть от капитала, подчеркивает эксперт.
Но одно бесспорно: подобные ему люди являются хранителями и обновителями совести человечества. На протяжении тысячелетий человечество стремилось к справедливому общественному устройству, к обществу, свободному от угнетения. Такое общество — самая великая цель, а выступать против справедливости — значит выступать против совести».
Он подчеркнул, что несмотря на неоднозначное отношение к личности В. Ленина, необходимо объективно оценивать его роль в истории России. Вниманию участников была представлена тематическая выставка плакатов и рисунков «Образ В. Ленина в искусстве», организованная В. Чуйковым, преподавателем техникума, Членом творческого союза художников России, Почётным деятелем искусств Ставропольского края и выставку книг «В. Ленин в истории России», подготовленную заведующий библиотекой техникума Е.
Противодействие коррупции 12. Ленина» состоится открытие выставки «Памяти Вождя». На выставке будут представлены книги и личные вещи членов семьи Ульяновых, раскрывающие посетителю смысл и ход работы по увековечиванию памяти вождя, развернутой сразу после его смерти. Научно-специальная библиотека музея-заповедника к памятной дате также подготовила выставку «От Ульянова до вождя». Посетители смогут увидеть редкие издания, посвященные Ленину. В 13 часов сотрудники музея-заповедника пригласят гостей на лекцию «Политическое завещание», на которой будут рассмотрены и обсуждены последние статьи и письма Владимира Ильича. Для посетителей музея вход свободный.
100 лет со смерти Ленина
Сегодня в Казани прошла памятная акция, посвященная 100-летней годовщине со дня смерти Владимира Ульянова-Ленина — основателя коммунистической партии и советского государства. В Краснодаре, как и во всей России, 21 января вспоминают легендарного вождя Владимира Ильича Ленина, ведь сегодня – ровно сто лет со дня его смерти. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) скончался в Горках 21 января 1924 года в возрасте всего 53 лет после длительной болезни. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) скончался в Горках 21 января 1924 года в возрасте всего 53 лет после длительной болезни. Экспозиция рассказывает о последних днях жизни вождя революции, об организации народного прощания с ним и похоронах, об истории Мавзолея, о мифологизации образа Ленина, о восприятии феномена его мумификации в постсоветскую эпоху. Опрос ВЦИОМ, приуроченный к 100-летию со дня смерти Ленина (в нём приняло участие 1600 россиян старше 18 лет) показал, что основатель СССР всё ещё остаётся для россиян ключевой фигурой отечественной истории.
Исполнилось 100 лет со дня смерти Владимира Ленина
Владимир Ленин изменил экономику государства и уделил особое внимание развитию сельского хозяйства, также он основал новое государство – СССР. Революционер, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, советский политический и государственный деятель мирового масштаба, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). Вопрос, где покоиться Ленину, давно решен, в том числе и родными Владимира Ильича», — приводит РИА Новости заявление Малинковича.
№1.2024. Рустем Вахитов. Ленин – спаситель России от фашизма
У российского народа такое отношение к высшим руководителям страны сложилось исторически на протяжении многих столетий и это стало его ментальной чертой. Следует заметить, что Православная церковь во главе с Патриархом Тихоном, несмотря на все коллизии, имевшиеся между церковью и Советской властью, откликнулась с исключительно проникновенными словами в адрес усопшего. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Грядущие века да не изгладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Выделено нами — В. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй, христианской душе». Многие миряне обращались к Патриарху Тихону на предмет возможности панихиды по Ленину. На что он ответил: «Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и поэтому всякий верующий имеет право и возможность его поминать». Регулярно смотрю канал «Спас», который является лучшим среди других телевизионных каналов в популяризации духовного и культурного наследия и возрождения России.
К сожалению, на канале время от времени имеются передачи, в которых Советский период в истории российского государства преподносится исключительно в негативном плане. У неосведомленного зрителя вполне складывается впечатление, что ее суть заключалась, прежде всего, в расстреле священников, уничтожении церквей и монастырей. Совершенно игнорируется исторический подход в освещении событий того периода. Речь не идет об умолчании фактов. Необходимо о них говорить, но в духе того времени, периода Гражданской войны, в которой жестокость и насилие имели место со стороны всех противоборствующих сил. В годы Гражданской войны все ее участники, так или иначе, были повязаны большой кровью. Говорить о том, что «красные» - убийцы, а «белые» и открыто вставшая на их сторону Церковь — «пушистые и добрые» - это антиисторично. Современное церковное руководство должно признать в качестве исторического факта, что преобладающая часть священноначалия Русской церкви выступила в поддержку Временного правительства в ходе Февральской буржуазной 1917 года, желая освободиться от бюрократической опеки со стороны государства в лице Обер-Прокурора, установленной Петром I, и одобрила насильственное отречение Царя Николая II. В реалии после свержения Царя к решению вопросов по выходу страны из жестокого кризиса оказалась способной только партия большевиков и ее беззаветные сторонники. Партия была на тот момент наиболее идейно-сплоченной политической организацией молодых и энергичных ее членов средний возраст 32-33 года , прошедших суровую школу политической борьбы с царским режимом.
Большевикам пришлось, подобно Петру I и его окружению, поставить Россию на дыбы, чтобы направить страну в созидательное русло, пройдя все круги ужаса Гражданской войны. В воспоминаниях П. Чагина, второго секретаря Азербайджанской компартии в 20- годы, касаясь своих встреч с С. Есениным в Баку, отмечается: Я в долгу перед образом Ленина, — говорил Есенин.
Теперь относительно недостатков так, как их видит автор этой рецензии , являющихся, естественно, продолжением достоинств. Читая биографию Валентина Катаева, написанную Сергеем Шаргуновым в том же 2017 году получила вторую премию , автор просто млел от невероятно красивого, мягкого и плавного русского языка. Языка Катаева, Булгакова, Паустовского… Бог мой, оказывается, есть же до сих пор люди, столь виртуозно им владеющие! Язык Данилкина тоже виртуозен, но немного в другом смысле. Нет, мы понимаем, что со времён Булгакова и Паустовского язык несколько поменялся, но мы же и современных авторов читали. И мало где встретишь такого рода зубодробительные конструкции: "оккупированный буржуазией Париж тем не менее был удобной, обеспечивающей хорошую мобильность машиной, где Ленин, даже в тиаре из своих политических фанаберий не чувствовал себя скованным в движениях".
Прочитайте ещё раз, если не поняли. Воспользуйтесь энциклопедией. Обратитесь к Марксу — он как раз описывал, как и когда "буржуазия оккупировала Париж". В общем, растите над собой. Помнится, в 1968 году появился анекдот, что, дескать, президент Чехословакии Людвик Свобода сменил фамилию на Осознанная Необходимость игра слов: фраза "свобода — это осознанная необходимость" принадлежит Спинозе, но в СССР цитировалась по Марксу. Боюсь, Данилкину уже неоднократно в самых разных формах порекомендовали сменить фамилию на Тиара Фанаберий. Во-первых, это красиво…Ну и главное — чтение книги вызывает вопросы. И на вопросы эти автор даже не пытается дать ответ.
Есть такой крупный американский социолог Баррингтон Мур-младший, который, к сожалению, почти неизвестен у нас, но считается классиком исторической и сравнительной социологии на Западе. Он был специалистом по СССР, работал в центре русских исследований в Гарварде и еще в 1960-е годы написал и опубликовал фундаментальный труд «Социальные условия диктатуры и демократии» который перевели на русский язык лишь через 50 с лишним лет — в наши дни. В нем он отмечает, что все страны, которые играют сколько-нибудь значимую роль в современном мире, прошли путь от аграрного общества к индустриальному, современному, который в науке называется модернизацией. Но вопреки уверенности либералов, которые склонны отождествлять модернизацию с установлением рыночного капитализма и либеральной демократии, история знает не один-единственный, не допускающий отклонений, а целых три варианта модернизации. Это и упоминавшийся уже демократический капитализм, и кроме него еще и капитализм недемократический, или фашизм, а также «реальный коммунизм». Первый вариант реализовался в истории Англии, США и Франции, второй — в истории Германии и Японии, третий — в истории России и Китая разумеется, Мур рассматривал только самые крупные страны, воплощающие тот или иной путь модернизации, при желании к странам либеральной модернизации можно присовокупить другие западноевропейские государства, к странам фашистской модернизации — Италию Муссолини и Испанию Франко, к странам коммунистической модернизации — Корею, Вьетнам, Кубу. Хотя симпатии Мура-младшего явно на стороне либеральной демократии, он признает, что все три пути потребовали огромных кровавых жертв, сопровождались революциями, гражданскими войнами и диктатурами это несколько необычно для профессионального советолога, которые любят представить либеральную модернизацию как благостный и мирный процесс, а вот по поводу коммунистических революций, репрессий и террора склонны не без удовольствия поморализировать. Мур ставит в своей книге важный вопрос: «Почему же Англия и Франция вошли в современный индустриальный мир через ворота либерализма, Германия, Италия или Япония — через ворота фашизма, а Китай, Вьетнам и Россия — через ворота коммунизма? Англия и Франция в начале процесса модернизации уже представляли собой общества с развитыми городами, сильным и готовым бороться за свои права городским населением и прежде всего буржуазией и ослабленными, не способными на организованное и длительное сопротивление крестьянством и аристократией. Германия и Япония, напротив, располагали слабой буржуазией, нуждающейся в поддержке полуоппозиционных прогрессивных слоев аристократии и чиновничества, а крестьянство в этих странах при всей его многочисленности и забитости так и не смогло подняться и развернуть крестьянскую войну. Что же касается России и Китая, то здесь на закате аристократических режимов буржуазия была слаба, аристократия практически вся выродилась, зато крестьянство обладало мощной революционной энергией и вполне было способно в протестном порыве разрушить существующие режимы. Что оно и сделало под руководством узкой прослойки городских пролетариев и коммунистических партий. Итак, либеральный путь развития возможен там, где есть сильная буржуазия. Причем сила ее должна быть настолько велика, что она не нуждается в союзниках. Фашистский путь открывается там, где смыкается слабая буржуазия и сильная, перешедшая к коммерческой деятельности аристократия, чиновничество и «средние» городские слои. Они, подавив зреющий бунт беднейшего крестьянства и пролетариев, производят «революцию сверху». Антидемократизм фашизма и объясняется тем, что он и приходит на сцену истории как инструмент контрреволюции, подавления «низовой революции», альтернатива коммунистической «модернизации снизу». Коммунистический путь развития характерен для стран со слабой, попавшей в подчинение государству, недоразвитой буржуазией и выродившейся аристократией, но с сильным, энергичным, склонным к неповиновению и восстаниям крестьянством и радикальной городской интеллигенцией. Исходя из рассуждений Мура хорошо видно, что либеральный путь развития для России ХХ века был практически нереален. Лишь 29 российских городов имели население, превышающее 100 000 человек и лишь 2 — Москва и Санкт-Петербург — были «миллионниками» напомню, в империи проживало около 180 миллионов человек! Поэт и писатель Андрей Белый иронизировал, что, кроме Петербурга, в России: «…русские города представляют собой деревянную кучу домишек». А ведь не случайно класс собственников средств производства и капиталов — буржуазию — принято именовать именно так, то есть горожанами. Капитализм развивается в городах сельские буржуа — уже вторичный феномен , и преимущественно больших, «мировых городах», где люди разобщены, оторваны от традиций, предоставлены сами себе — а значит, существуют предпосылки для развития частной инициативы в самых разных областях — от политики и техники до торговли. Во всяком случае именно так дело обстояло на Западе в эпоху Нового времени. Так оно и было в России начала ХХ века. Только после реформы Столыпина у крестьян появилась возможность продать свой участок земли и навсегда остаться в городе, превратившись в настоящего городского рабочего. Да и российский капиталист был зачастую тот же патриархальный купец, только в цилиндре и лайковых перчатках, и он совсем был не похож на веберовского буржуа с его «протестантской этикой» и «духом капитализма». Сегодня много пишется о том, что значительное число старообрядцев-заводчиков на самом деле не являлись даже частными собственниками: заводы и капиталы были лишь на них записаны, а принадлежали старообрядческим общинам. И это не говоря уже о том, что значительный сегмент дореволюционного российского капитализма составлял иностранный капитал. Показателен такой конкретный пример. Царское правительство понимало, что Россия нуждается в своей национальной буржуазии, и поэтому стремилось всячески ее поддерживать. В России начала ХХ века существовало беспрецедентно лояльное по отношению к предпринимателям законодательство. Не случайно публицисты-народники той поры утверждали, что капитализм в России насаждается «сверху» и является вполне искусственным. Но оборотной стороной этого протекционизма явилась зависимость русской буржуазии от государства, ее слабость и несамостоятельность и в общем-то нежелание каких-либо кардинальных перемен в стране. Эти черты русской буржуазии и представлявших ее политических деятелей ярко выявила революция 1905 года. Как известно, в самом начале этой революции русские буржуазные либералы, от которых деятели революционного лагеря ожидали активности, последовательности и твердости их французских «предшественников» в аналогичный исторический период, пошли на соглашение с самодержавием, удовлетворившись куцыми «свободами», дарованными царем. Разногласия между лидерами меньшевиков и В. Лениным в это время и свелись к тому, что меньшевики выступали за союз социал-демократов с русской буржуазией, утверждая, что в условиях буржуазно-демократической революции именно буржуазия должна была выступать как центральная движущая сила. Ленин же, возражая им, указывал, что марксистская схема меньшевикам «застилает глаза». Возможно, буржуазия должна была выступать в качестве таковой, но тем не менее русская буржуазия оказалась не на «высоте положения», встала на сторону самодержавия, предав действительную революционную силу России — крестьянство, с которым Ленин и предлагал заключить союз революционной марксистской партии. А о крестьянах он писал следующее: «В русской деревне появился новый тип — сознательный молодой крестьянин. Крестьяне собирались группами, обсуждали свое положение и мало-помалу втягивались в борьбу: толпами шли они против крупных землевладельцев, жгли их дворцы и усадьбы или отбирали их запасы, захватывали хлеб и другие жизненные припасы, убивали полицейских, требовали передачи народу земли громадных дворянских поместий. Но наиболее показательным было поведение русской буржуазии в лице ее политических представителей после февраля 1917-го.
А в 1927 году письмо опубликовали в «Дискуссионном листке» газеты «Правда». С оглашением текста «завещания» можно ознакомиться в интернете — документ выложили в сеть, онлайн-версия письма находится в открытом доступе. Свидетельств существования другого тайного завещания Ленина нет.