Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[4].
Приморская Мариинка впервые представляет Дальневосточный Пасхальный фестиваль
- Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
- Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик" ::
- Кто такие ямщики в истории
- кто такой ямщик определение для детей
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили. Таким образом, ямщик — это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире. Были кучерами на ямских лошадях. Жили в селениях на почтовых трактах ямах.
Жили при ямах. Получали жалованье, до кон. Получали жалованье, до конца 17 в. Получали… … Иллюстрированный энциклопедический словарь Ямщики — Ямщик, опирающийся на кнутовище картина В. Тропинина, 1820 е Ямщик от монг. До широкого распространения железнодорожного… … Википедия Ямщики — группа земледельческого нас. XVII в. Спас Ямщики.
Спас Ямщики деревня в Красносельском районе Костромской области … Википедия Источник Ямщик: особая каста среди русских Ямщики были особой кастой среди русских — их мастерство передавалось по наследству, их семьями управляли женщины, у них были свои особо чтимые святые. Приехав в Россию в 1839 году, французский маркиз Астольф де Кюстин был шокирован необыкновенной скоростью, с которой неслись русские ямщики по тракту Москва-Петербург, первому скоростному шоссе Российской Империи. Возницы, так впечатлившие французского гостя, и вправду были особенными людьми, отдельной кастой среди сословий русского общества. Их профессия была одной из древнейших в русском государстве — фактически, система ямских станций и помогла когда-то это государство создать. Ямы Империи «Когда я на почте служил ямщиком» — эти слова из старой русской песни знакомы всем. Но задумываемся ли мы, почему ямщик «служил» на почте? Система ямов, созданная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в истории. Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи а затем ее преемника — государства Золотая Орда с окраинами.
Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами. Русские ямские станции находились на расстоянии 40-60 километров друг от друга примерно столько составлял дневной прогон лошади.
Наивысшей точкой поселения была макушка Троицкого холма, географически соответствующая нынешнему перекрестку улиц Тази Гиззата и Нариманова, где над окрестностями доминировала Троицкая церковь и откуда разрезая по диагонали нынешний квартал "Нариманова — Тази Гиззата — Бурхана Шахиди — Чернышевского" , кривулила в сторону места небезызвестной галереи "Смена" Бурхана Шахиди, 1 1-я Троицкая улица. Вторая же Троицкая шла со стороны современного железнодорожного вокзала с небольшим смещением к югу от нынешней улицы Чернышевского и сходилась с 1-й Троицкой в той же точке — у галереи "Смена".
Главная артерия слободы — Большая Ямская улица — начиналась от Ямских ворот и шла далее вдоль подошвы Троицкого холма, огибая территорию слободы с северо-запада — вдоль кромки лугов. При этом участки трех Троицких улиц Поперечно-Троицкой, 2-й Троицкой и просто Троицкой сходились непосредственно на вершине Троицкого холма, образуя своим взаимным пересечением большую церковную площадь треугольной формы, от которой двумя переулками можно было попасть на Московский почтовый тракт, идущий вдоль левого берега Волги — он показан на плане 1730 года А. Сациперова пунктирной линией, выходящей в промежуток между двумя пойменными озерами Рогожским и Прилуцким. Свое название слобода получила от тюркского слова "ям", первоначально означавшего повинность, установленную в ХIII веке монгольскими завоевателями, обязывавшую население участвовать в перевозках людей и грузов гужевым транспортом — другого, как вы сами понимаете, в ту пору не было. На Руси "Ямская гоньба" была учреждена при Иоанне III для осуществления регулярной почтовой службы, при нем же слово "ям" приобрело новый смысл — "ямами" стали называть низовые учреждения ямского ведомства, к которым прирезывались пашенные и сенокосные угодья, а иногда даже и деревни, доходы с которых шли на их содержание.
В середине XVI века в русских городах появилась отдельная социальная группа ямских охотников, предназначенная осуществлять "гоньбу" по правительственным надобностям, а вблизи ямских приезжих дворов для проживания ямских охотников стали устраивать специальные слободы. Соответственно "ямы" стали прообразами будущих почтовых станций, "ямская повинность" — предтечей фельдъегерской службы, ну а ямщики — прямыми предшественниками нынешних почтальонов или, если сказать точнее, фельдъегерей. Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. Интересно, что словосочетание "охотник-ямщик" в данном случае трактуется в своем изначальном смысловом толковании — оно подразумевает, что человек согласился на повинность по своей охоте, то есть по собственному желанию. По данным писцовых книг, в 1566 году охотников-ямщиков в Казани было 62 человека — для середины ХVI века огромное количество.
Исходя даже лишь из этих цифр, можно утверждать, что царь Иван Васильевич желал поддерживать с только что завоеванной Казанью постоянную, прочную и быструю связь. В те времена Ямская слобода была огорожена частоколом, попасть за который можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами — оно и понятно: почта — дело государево, во все времена овеянное ореолом служебной тайны.
По данным писцовых книг, в 1566 году охотников-ямщиков в Казани было 62 человека — для середины ХVI века огромное количество. Исходя даже лишь из этих цифр, можно утверждать, что царь Иван Васильевич желал поддерживать с только что завоеванной Казанью постоянную, прочную и быструю связь. В те времена Ямская слобода была огорожена частоколом, попасть за который можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами — оно и понятно: почта — дело государево, во все времена овеянное ореолом служебной тайны. В писцовых книгах Казани 1566—1568 гг.
Слобода имела хорошо развитую планировочную структуру с единым центром — площадью у церкви Живоначальной Троицы, откуда расходились пути на Москву и на Нижнюю Волгу. Здесь же находилось главное административное учреждение слободы, присутственное место ямского приказчика — съезжий ямской двор. Согласно тогдашним правилам, он должен был включать в себя ямскую избу, постоялое место и хозяйственные строения — кузницу, сенник и конюшню. Скорее всего, Ямской двор возник на этом месте еще в год взятия Казани, то есть даже раньше, чем земли вокруг него были отданы под строение слободы. Приоритетное значение для Ямской слободы имело, разумеется, направление на Москву, совпадавшее на своем начальном участке с трассой 1-й Троицкой улицы, переходившей в Большую Московскую дорогу. Во главе слободы стояли ямской приказчик назначавшийся правительством и ямской староста выбиравшийся ямщиками.
Были они людьми серьезными — состояли на полном казенном обеспечении и даже строились по наказу из столицы, для чего из Ямского приказа специально высылался "стройщик". Они и разруливали все "ямские" дела, подчиняясь при этом напрямую Москве, они же устанавливали количество "охотников" — исходя из сложившейся конъюнктуры. Всего в слободе по данным Троицкого прихода за 1731 год насчитывалось 134 жилых двора: 86 ямских, 45 бобыльских и 3 двора нищих. Несмотря на то, что по указу царя Алексея Михайловича от 1643 года ямщикам запрещалось записываться в купцы, казанские ямщики активно торговали: будучи свободными от податей и обладая свободой передвижения, они даже составляли известную конкуренцию тяглым людям — лавки и даже кузницы!
Детей полно было.
Теперь чуть больше ста в местной средней школе учится. Да и те не все ямашинские, привозят детишек из Борискино, Берёзовки. Детский сад тоже есть, но детей всё меньше становится, к сожалению. Приезжаем сюда, на свежий воздух, подальше от города весной и живём до осени. Для жизни здесь есть всё — газ, вода, дороги.
Магазинов только пять штук продуктовых и один хозяйственный. Почта, врачебная амбулатория, частная пекарня, сельская библиотека, даже музей есть, краеведческий, в сельском доме культуры, который сейчас ремонтируют с помощью нефтяников. Живи и радуйся. А вот то, что молодые из деревни уезжают, что ж тут хорошего? По сути, бывший колхоз стал многоотраслевым хозяйством, имеющим зерновую и мясо-молочную направленность.
В 2003 году ямашинцы стали вторыми по производству молока в Альметьевском районе, а в 2004 году — первыми. Здесь был даже свой сыродельный цех. Силами нефтяников строились коттеджи для работников совхоза, дороги, пекарня, оздоровительный центр, пилорама, склады, столовая, гостиница, сельский дом культуры… В апреле 1997 года подсобное хозяйство НГДУ было преобразовано в ООО «Ямашинское», которое в 2011 году ликвидировали. К сожалению, сегодня о былом процветании «Победителя» и «Ямашинского» говорят лишь некоторые фрагменты колхозно-совхозного прошлого. Печально видеть в таком красивом селе мусор и нескошенный чертополох у детской площадки.
Проще некуда, сделать хотя бы минимум: скосить и убрать за собой. Для этого ведь денег не нужно. Только желание и инициатива самих деревенских жителей. Ну, такое, что прям петь хочется... Проехав поворот на Рокашево, которое останется от вас по правую руку, через 5 километров смотрите налево.
Издалека на холме увидите церковь Рождества Христова. А тут уж главное не прозевать поворот на село Ямаши.
История о ямщиках и почтовых трактах
Например, в 8-м классе расширяется представление учащихся о способах выражения главных членов предложения; дается понятие о лексическом и грамматическом значениях сказуемого и на основе различения способов выражения этих значений— классификация видов сказуемых; продолжается работа над правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым. Главными мотивами изучения данной темы, наряду с формированием грамматических и пунктуационных умений, предполагается выдвинуть развитие языкового чутья учащихся, совершенствование умений воспринимать в готовом тексте оттенки значений, передаваемые разными способами выражения главных членов. На 1-м уроке повторяется понятие грамматической основы предложения, акцентируется внимание на синтаксическом характере подлежащего и сказуемого как главных членов предложения, рассматриваются основные способы выражения подлежащего. На 2-м уроке в центре внимания— грамматические значения сказуемого. На 3-м уроке дается ключ к различению типов сказуемого: они различаются в зависимости от способа выражения лексического и грамматического значений сказуемого. На 4-м уроке большую часть времени и внимания придется уделить обобщению правил постановки тире между подлежащим и сказуемым. Наиболее характерны и частотны три случая: сущ. Например: перепишите, ставя, где нужно, тире. Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.
Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров. Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбуковых тростей, прикрытые сухими кокосовыми листьями. Все богачи скряги. Поэзия та же добыча радия и т. Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет. Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников новым, насколько оно знакомо им. Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо начинать с повторения.
Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение пунктуационного правила, применение правила. Цель подготовительного этапа — создание синтаксической базы для осознания пунктуационного правила.
Бурлак Та самая профессия со знаменитой картины Ильи Репина. Более того, там же отмечена и основная географическая локализация данного рода деятельности - среднее течение Волги.
Ключевой функцией бурлаков являлось протягивание вверх по течению реки так называемых расшивов - относительно небольших, особенно по нынешним меркам, грузовых судов. И, говоря о трудности этой работы, прежде всего, стоит отметить, что именно произведение Репина «Бурлаки на Волге» стало причиной формирования в обществе стереотипа, мол, эта профессия - чрезвычайно тяжёлое занятие, на которое согласятся только те, кто больше не имеет каких-либо возможностей заработать, то есть, как самый крайний вариант. Вот только такая постановка вопроса относительно популярности бурлацкого дела не имеет ничего общего с действительностью. Напрасно этот род деятельности считают таким уж каторжным.
Например, свои воспоминания об этой работе оставил бывший бурлак Владимир Гиляровский. И вот он, на протяжении многих лет в буквальном смысле протянувший лямку, ничего такого уж сверхтяжёлого в этом роде деятельности для жителя позапрошлого века не видел. Конечно, за этой работой пролетало очень много времени, потому что работать приходилось с раннего утра до захода Солнца. Однако трудились не просто на свежем воздухе, а с отличным питательным пайком, что было совершенно логично и сопровождалась хорошим питанием - ни один владелец перевозимого груза не был заинтересован в физически слабых и постоянно голодных бурлаках, которые будут плохо работать.
Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп. Мужчины-бурлаки конца 19 века. А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше. Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл.
Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность. К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate. Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно.
На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло.
Специалист по скупке подержанных тканевых вещей.
После 1785 г. Ямские общества остались только в местах компактного проживания ямщиков, остальные становились просто казёнными крестьянами, имеющими, однако, отдельного от крестьян собственного выборного в волостном суде. Указы 16 ноября 1810 г. Согласно этим Указам, все категории государственных крестьян, а также помещичьи крестьяне — по поручительству помещика — допускались к торгам для содержания почтовых станций. После 1812 г. В первой половине XIX века, кроме однодворцев, ямщицкая внутрисословная категория была второй и последней ярко выраженной группой в среде казённого крестьянства. Ямщики продолжали оставаться с теми же правами и обязанностями, каковые были у них ранее. По своему ведомству они, а равно и их конкуренты, могущие по Указам 1810 и 1812 гг. Так, владелец или содержатель яма занимал должность станционного смотрителя вспоминайте А.
Пушкина с его рассказом , каковая должность числилась в IX классе "Табели о рангах". Однако Указом 1822 г.
Однако умирающий не желает, чтобы его тело товарищ довез до ближайшей деревни или станицы. Чтобы покойника отпели и похоронили по-христиански на кладбище. Он так же не желает, чтобы власти убедились в том, что его смерть была не насильственной Как товарищ посреди степи в лютый мороз должен вырыть могилу?
Как минимум у него должен быть лом и лопата. Не думаю, что ямщики все это возили, все-таки сани — не грузовик. Если бы дело было в лесу, товарищ мог бы повалить несколько деревьев, разжечь большой костер — и сам согрелся и землю под могилу разогрел. Но дело происходит в безлесой степи. Из песни можно сделать вывод, что умирающий ямщик просит доброго друга о последней услуге.
Из текста стихотворения следует вопрос, заданный Остапом Бендером над могилой Паниковского: — Я часто был несправедлив к покойному. Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком. Умирающий занимался буллингом товарища. Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека.
Ямщик сообщение о профессии
Значение слова «ямщик» | Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. |
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог | Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. |
Поездки «на перекладных» — что это? | русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». |
Ямщики на Руси
Ямщик занимался междугородней перевозкой, его услугами могли воспользоваться во время поездок из одного города в другой. Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах. В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках.
Происхождение слова Ямщик
Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колеса бежали по… … Толковый словарь русских существительных Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей.
Фото: golos. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций.
В 1837 г. Ист: Исторический и географический путеводитель по Курской губернии от Орловской границы до Харьковской. Составлен В. Левашевым в 1837 г.
Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам. Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись. След в культуре: эй, ямщик, поворачивай к черту! Немного найдется столь старых профессий, которые воспеваются до сих пор. Помимо вынесенной в заголовок строчки из песни, про ямщиков сложили множество историй и стихов.
Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики — это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики — водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30—70 копеек. Грузовое такси — ломовики — работали на лошадях-тяжеловозах.
Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
это гонец, посланник. Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим.
кто такой ямщик определение для детей
Значение слова Ямщик на это Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для. ямщик — ЯМЩИК, а, м Человек, профессия которого поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях. Главная» Новости» Что такое ямщик. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских.
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?
Денисюк «Если говорить о русской почте, получившей уже организацию по типу западно-европейского учреждения, то ее историю надо начинать с Петра Великого. Но почта существовала у нас задолго до Петра, а именно со времен монголов и татарского ига. В историческом развитии почтовые учреждения в России представляют две совершенно отличные друг от друга формы: ямы и почты. Ямы возникли в довольно отдаленное время, и ямские учреждения существовали, постепенно совершенствуясь, до конца XVII и начала XVIII века, пока не слились с настоящими почтами европейского образца, уже вкоренившимися в то время в России. В старину за государевыми делами посылались обыкновенно особливые люди, которые ездили или на своих или на наемных лошадях. Иногда же такого рода гонцы, получив особое позволение, покупали лошадей на счет казны, а, возвратившись по совершении пути, возвращали их обратно в казну. Только приезжавшим в Россию иностранным послам и гонцам, по особенному каждый раз распоряжению местных начальников, давались от города до города обывательские подводы с выдачею за то хозяевами их от казны небольшого денежного вознаграждения. Но когда Россия раздробилась на множество удельных княжение, тогда, при увеличившийся нужде в сношениях удельных князей между собою, так и с великим князем и Ордою, этот способ сообщения стал уже неудовлетворителен. Это и вызвало возникновение ям, то есть ямских учреждений, предназначенных для почтовых целей. Ямы учреждены были татарами, заинтересованными в том, чтобы иметь возможность поддерживать правильное сношение с русскими князьями, подпавшими под их власть. Ямы представляли уже не случайных, нарочитых гонцов времен удельной Руси, а правильно организованные учреждения.
Слово ям — татарское, заимствованное от татарского «дзям» - дорога и от слова «ям-чи», то есть проводник или путеводитель, а отсюда и слово ямщик. Въезд в Москву со стороны Рогожской заставы. Старинная литография Чингиз-Хан 1203-1227 гг. Порядок этого сообщения и поведения проезжавших даже определен был особым постановлением. Известный европейский путешественник Марко Поло, бывший в Азии во второй половине XIIIстолетия, говорит, что от Камбалу Пекин , тогдашней столицы великого хана монгольского, во все концы монгольского мира, вплоть до самых отдаленных земель и орд, подвластных великому хану, имелись по дорогам через каждый 25 миль особенные дома, называемые «яили» что значит место для лошадей , в которых содержались лошади для разъездов ханских курьеров. Установив свою власть над Русью, монголы ввели и у нас точно такой же способ сообщения, какой существовал в Англии. Теперь уже доставка лошадей для ямской гоньбы стала обязанностью всех жителей. Когда рухнуло владычество татар, то ямские учреждения и ямские дворы все же остались и, как мы уже сказали, еще очень долго служили с вою службу. Наши великие князья понимали необходимость и значение ямов и заботились об их поддержании и улучшении. В XV столетии ямы были преобразованы.
Когда с ослаблением монгольского владычества и с усилением Владимирского, а затем Московского Великого Княжества, сношения различных частей России стали оживленнее и правильнее, то очувствовалась надобность в улучшении наших почтовых учреждений. Это выполнил великий князь Иоанн III. Тогда были установлены и постоянные дороги для почтовых сношений, и постоянные почтовые пункты, на которых всего удобнее было переменять лошадей. Прежде ямскую повинность несли все жители почтовой полосы, которые должны были во всякое время давать подводы в натуре и отвлекаться от хозяйства, превращаясь на время в ямщиков. Реформа же XV столетия облегчила тяжесть ямской повинности и дала возможность окрестным жителям избирать из своей среды особливых людей, которые должны были селиться в определенных местах и производить за всех ямскую гоньбу. Эти люди получили название «ямских охотников» или «ямщиков», а места их поселения — «ямских слобод», или просто «ямов». Все те лица, которые прежде несли ямскую повинность в натуре, теперь должны были уплачивать особый сбор в казну, и этот сбор служил источником жалованья и прогонов, которые стали выдавать специально избранным ямщикам. Такое устройство ямских учреждений существовало уже при Иоанне III и было им распространено повсюду, став предметом его особенных попечений. Даже в духовном завещании Иоанн IIIнаказывал детям: «а сын мой Василий в своем великом княжестве держит ямы и подводы на тех местах по дорогам, где бысть ямы и подводы на дорогах при мне… а дети мои по своим отчинам держат ямы и подводы…». Из книги: Ю.
Беседы о русской культуре. Особенно правильный и единообразный вид «ямы» получили при Борисе Годунове, который заводил «ямы» и «ямщиков» даже в Сибири. Значительно было улучшено ямское дело также и при Михаиле Федоровиче. Платежу ямских денег, а также поставке ямщиков, подлежали все посадские и уездные люди, кроме только тех, которые были освобождены от этих повинностей особенными царскими грамотами. К числу освобожденных принадлежали люди поместий патриарха, некоторых митрополитов и монастырей. Сбор на ямы производился особыми ямскими сборщиками и взимался с сохи. При Борисе Годунове и Василии Шуйском брали с сохи ямского бора по 10 рублей; при Михаиле Федоровиче этот сбор значительного увеличился. Ямская гоньба, как свидетельствуют очевидцы, производилась у нас быстро: указом Иоанна IV, например, повелевалось погонять наши гонцы, не удержав ни часу. Герберштейн, бывший в России при Василии Иоанновиче, удивляется обилию лошадей на станциях и быстроте их езды. По миновании у нас бурного времени, наступившего вместе с прекращением династии Рюриковичей, началась восстанавливаться нормальная государственная жизнь, а вместе с этим стала развиваться и почта.
Ямские учреждения, достигнув в устройстве своем правильности и единообразия, стали соединять с Москвою уже все важнейшие для государства пункты. Промышленность пробудилась, политические отношения России с соседями стали обширнее, а внутреннее управление получило известное единство и твердость. Все это, с одной стороны, побуждало к расширению и улучшению ямских учреждений, а с другой — все больше и больше обнаруживало их недостатки и требовало коренной реорганизации. Наконец, при Алексее Михайловиче появилась у нас и почта в тесном значении этого понятия. Рисунок из альбома Челищева. Из книги: А. Мир альбомного рисунка.
Такие знаки выдавались русским князьям для сбора денежного оброка за проезд по дорогам. На государственной службе Именно ямщики доставляли почту, а также государственных служащих, путешествующих из одного города в другой. Пользовались ямской службой и частные лица, щедро оплачивая эту непростую работу.
Плата была установлена по определенным тарифам. Лучшая почта — в России Иностранные путешественники одобрительно отзывались о ямщиках и их работе. Особенно их восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, ведь их передавали на станциях от одного ямщика другому и везли дальше практически без задержек. Производил впечатление и сам факт существования государственной почтово-пассажирской службы, поскольку в это время в Европе доставкой почты занимались частные лица, и качество этих услуг было невысоким. Верстовой отмечающий версты столб на почтовой дороге между станциями Воевали против Наполеона Служили ямщики и в русской армии, причем в составе особых воинских подразделений. Так, Тверской ямской казачий полк был сформирован из ямщиков Тверской и Московской губерний перед Отечественной войной 1812 г.
Обычно сильно утомленный многодневной экипажной тряской путник несколько приходил в себя лишь к концу своего странствования…» Дмитрий Смирнов. Нижегородская старина. Ямы были их отличительной чертой. Поэтому ямщиков и обзывали этим словом, и называли одновременно. Отсюда старинные фразеологизмы «Шибче едешь — меньше ям», «Не дорога, а яма-на яме» и другие, сохранившиеся в течение многих столетий. Возьмем цитату из той же «Нижегородской старины»: «Каждое очередное взятие старинного русского города сопровождалось ликованием. Вспоминали их старинные названия. И далее, если вам не надоело мое исследование относительно дорог на Руси: «Сообщение города с внешним миром до начала сороковых годов девятнадцатого века — замечание мое — А. Дмитрий Смирнов.
Даже местная церковь была посвящена святым Флору и Лавру — небесным покровителям лошадей. По сей день о «ямском стане» в Ярославле напоминает Ямская улица и целых 4 Ямских проезда. А вот от ярославской почтовой конторы — одной из первых не только в городе, но и в России — сохранилось лишь воспоминание. Стояла она близ церкви Дмитрия Солунского. Неподалеку, у стен Спасского монастыря, находился въезд в город со стороны Москвы и Углича. Неудивительно, что вся площадь перед монастырем ныне Богоявленская была наводнена харчевнями и постоялыми дворами. Возле древней Угличской башни, служившей городскими воротами, располагался «обжорный ряд», или, попросту говоря, «обжорка», где путники могли недорого перекусить и отведать дешевой водки, именовавшейся в Ярославле «сивухой». В ярославском трактире При Петре I вдоль почтовых трактов появились многочисленные трактиры, выполнявшие функции придорожных гостиниц и помещений «общепита». Здесь путешественники могли откушать, а то и остановиться на ночлег, а ямщики согревались после долгих перегонов. В Ярославле, стоявшем на пересечении важнейших торговых путей, подобные заведения были очень популярны. В XIX веке здесь на 51 тысячу жителей приходилось 57 трактиров. В трактирах нередко гуляли подвыпившие купчики, однако в целом обстановка была довольно чинной, чему немало содействовал авторитет трактирщика. В этом ремесле нашим ловким, смекалистым землякам не было равных. Ушинский, — где бы изза прилавка не выглядывала веселая физиономия ярославца». Попадались среди ярославских «рестораторов» и вовсе незаурядные личности. К примеру, потомственный трактирщик Егор Трехлетов коллекционировал старинные рукописи, имел лучшую в городе частную библиотеку и являлся членомкорреспондентом Русского археологического общества. Провинциальный трактир не предлагал гостю кулинарных изысков, зато порции здесь отличались щедростью, цены — доступностью, а ассортимент — постоянством.
Когда я на почте служил ямщиком…
За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). ЯМЩИК, а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. Ямщик ударил по 783 чахлым клячам, которые, по необъяснимому вдохновению, свойственному только русским почтовым лошадям, вдруг вздернули морды и понеслись как вихрь.