И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. Несмотря на продолжающийся пост, в Вербное воскресенье разрешается есть рыбу и блюда из нее, а в Лазареву субботу можно позволить себе икру. В первую и страстную седмицы Великого поста предписывается «сухоядение», в другие седмицы от понедельника до пятницы — «сухоядение» и «варение без елея». 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. Светлый праздник Пасхи предваряет Великий пост — время духовного очищения. Рассказываем, когда пост начнется и закончится в 2024 году и как провести это время правильно.
Навигатор Великого поста: не пропустите главное
Восьмой Толедский Собор, проходивший около 653 года, своим 8-м правилом постановил: «Всех, кои в Четыредесятницу решились бы без крайней необходимости употреблять мясо, лишать причащения и осуждать на невкушение мяса на целый год». Первым постом, появившимся в первохристианской Церкви, был пост перед Пасхой. Кроме того, с самых ранних времен соблюдался пост в среду в память предания Спасителя в руки первосвященников и в пятницу в память Христова Распятия. Эти посты были строгими — с утра до вечера соблюдалось полное неядение. А начинавшийся в Великий Пяток пост продолжался до полуночи Воскресения Христова. В эти дни воздерживались не только от пищи, но и от воды. Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост — Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Все правила первохристианской Церкви относительно поста говорят, таким образом, о Святой Четыредесятнице.
Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Самые ранние письменные свидетельства о нем датируются IV веком, когда святой Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и Филастрий упоминают Рождественский пост в своих творениях.
А начинавшийся в Великий Пяток пост продолжался до полуночи Воскресения Христова. В эти дни воздерживались не только от пищи, но и от воды. Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост — Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Все правила первохристианской Церкви относительно поста говорят, таким образом, о Святой Четыредесятнице.
Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Самые ранние письменные свидетельства о нем датируются IV веком, когда святой Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и Филастрий упоминают Рождественский пост в своих творениях. Длился этот пост семь или немногим более дней. Сорокадневный пост пред великим праздником Рождества Христова был установлен на Константинопольском соборе 1166 года. Возглавляли Собор константинопольский патриарх Лука и император Мануил. Апостольские постановления предписали соблюдать летний пост, получивший позднее название Апостольского Петрова или Петро-Павловского : «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу[3], а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Ибо иже в Ладикии собор о великом четверге в правиле 49 глаголет: яко не достоит в четверодесятнице последней недели четверг разрешати, и всю четверодесятницу безчестить. Тоже Псалтырь В великую убо пятницу, если возможно, не подобает есть, как отцы повелевают. Обаче убо не по правилу имамы сие, иже не едим тогда совершенне, но противу силы комуждо положено бысть от отец. И сего ради если можно есть или держати два сия дни пост, рекше пятницу и суботу, добро есть и благоприятно. Если ни, поне в суботу. В пятницу же хлеб и сурово зелие есть, и воду пить, обаче же кождо хочет и может. Соловецкой устав На страстной неделе, в понедельник и в среду, на произволяющих трапезу поставляют. Едят три холодных блюда.
Во вторник капуста, и ягоды, и толокно. В четверг щи, и лапша гороховая, и каша соковая, все без масла. В великую пятницу братия и миряне не едят. В великую суботу по отпущении Литургии братия «укрухи». Структура пищевых ограничений во время Великой четверодесятницы одинакова во всех уставах. Первая неделя поста самая строгая, также серьезные ограничения накладываются в пятницу и суботу Страстной седмицы. Однако в другие дни степень воздержания варьируется. Так, в одних указаниях в суботние и воскресные дни разрешается лишь пища с маслом, в других допускается более широкий ассортимент блюд.
В этом «Обиходнике» дается подробная роспись практически каждого дня Великого поста, как, впрочем, и других дней церковного года. Первая неделя Великого поста такая же строгая, как и в вышеуказанных уставах. Посмотрим на трапезные установления этой знаменитой обители, касающиеся второй недели Великого поста. И в которые дни братии сухоядение, тогда четцу подачи и чаши с квасом нет. Во вторник: Братии ясти в столех по чети хлеба брацкого, сухари, шти борщевы с соком, квас с меньшего погреба в болших чашех, горох или каша сочена. Аще в сий вторник или в которые иные дни Великого поста прилучится Обретение главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евъфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита, тогда ясти хлебы белые, квас ячной в больших чашех, шти, в мисах губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша сочена или лапша гороховая с перцем, четцу подача. В среду: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех болших вода, капуста с хреном, толокно, репа или грибы или грузди под чесноком. В четверток: Ясти в столех по чети хлеба брацкого, шти борщевы сочены, сухари, квас брацкой, горох или каша сочена.
В пяток: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, пo ставцем квас, в чашех больших вода, в мисах капуста с хреном, толокно, репа или грибы под чесноком. В суботу: Служат собором по царе Иване, на погребение его на братию корм: хлебы белые, по чаше квасу подделного, шти с перцем, тавранчюг осетрей блюдо из томленых овощей и осетра — прим. На людей корм делают. В ужине хлеб брацкой, шти, квас в больших чашех с меньшего погреба, по ставцу квасу. Во 2-ю неделю поста: Ясти хлебы белые, шти, по чаше квасу ячного, по мисам губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша или лопша горохова с перцем. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по чаше квасу ячново в болших чашех, в ставцех квас». Интересно, что по Уставу Кириллова монастыря во все суботы Великого поста кроме Великой суботы, которая, по сути, к четыредесятнице не относится , поставлялась рыба. Также чаще, чем в предыдущих уставах, посреди недель Великого поста, в чтимые праздники, поставлялась икра.
В Уставе Кириллова монастыря такими праздниками являлись: «главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита». Также икра поставлялась в Вербное воскресенье наряду с рыбой. Рудименты этой древней традиции можно наблюдать в отдельных старообрядческих приходах, в которых на престольные праздники допускается готовить рыбу «аще настоятель благословит». На Вербное воскресение в Кирилловом монастыре также подавалась рыба: «На братию корм: хлебы белые, сковороды с ушным или шти с перцем, квас подделной, двоя рыба, оладьи с медом, чаши схожие. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по мере квасу ячного в больших чашех, двоя рыба, подсыпка».
В православном богослужении есть два годичных круга: подвижный и неподвижный. Неподвижный годичный круг месяцеслов содержит праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года, а подвижный — праздники, которые «двигаются» каждый год вместе с Пасхой, то есть меняют число и месяц год от года, но не меняют день седмицы, к которому «прикреплены» и промежуток времени, отделяющего их от Пасхи. Пример праздника подвижного круга — Вход Господень в Иерусалим, который всегда вспоминается Церковью за семь дней до Пасхи, когда бы не случилась сама Пасха. Действительно, было бы странно праздновать это событие после Пасхи, ради которой, собственно Господь и въехал в Иерусалим на «осляти». Благовещение всегда празднуется 7 апреля по новому Григорианскому календарю.
Это праздник неподвижного круга, то есть месяцеслова. Праздник входит в неподвижный годовой круг и может совпасть с любым днем недели. Так и получается, что Благовещение, то есть событие, без которого и самого Воскресения не могло бы быть, часто празднуется перед самой Пасхой, или после нее, а иногда и в самый день Пасхи, и тогда мы празднуем не просто Пасху, а Кириопасху, то есть «господственную», то есть истинную, правильную. Последний раз Кириопасха праздновалась в 1991 году, а следующая будет только в 2075 году Время в круге Астрономическое и богослужебное время отличаются, чтобы время молитвы не воспринималось наравне с обычным течением дня. Богослужебное время включает в себя астрономическое; как вневременное включает в себя временное. Если в восприятии земного времени для нас важна его протяженность и стремление к неизбежному концу — Второму пришествию Христову и Страшному Суду, то богослужебное время своим цикличным устройством символизирует вечность бытия Божьего.
Время жертвовать. Чем пост мирянина отличается от поста священнослужителя
Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Светлый праздник Пасхи предваряет Великий пост — время духовного очищения. Рассказываем, когда пост начнется и закончится в 2024 году и как провести это время правильно. Предписываемая Уставом Церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей.
Что можно есть в Великий пост: Студийский и Иерусалимский уставы
В первую неделю Великого поста уставом благословлялось сухоядение без масла раз в день. Благословение в смысле «разрешение» на Великий пост не требуется, это общецерковное дело, благословлённое самим Христом. Будничные дни Великого поста пропитаны скорбью и покаянием, поэтому обычная литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоуста служится лишь в субботние и воскресные дни Великого поста, которые являются праздничными. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский или студийский) и афонский. В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши.
Великий пост — время самоотречения, очищения и стремления к Богу
Именно в IV в. О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора , но что именно имеет Собор в виду — Великий пост или праздник Вознесения Господня празднуемый на 40-й день после Пасхи — остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. К кон. IV — нач. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье а в некоторых местностях — и в субботу с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений.
Церковные историки V в. Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. Духовное содержание Великого поста Великий Пост — это время приготовления к самому большому христианскому празднику — Воскресению Христову или Пасхе : «Кто пренебрегает Четыредесятницей... Афанасия Великого от 346 г. Феодора Студита вечером в Неделю сырную.
Поскольку Христос , как гласит Евангелие , постился в пустыне именно сорок дней Мф 4:1 , то этот Христов пост стал символически прообразовывать пост христиан. Кроме того, в Ветхом Завете рассказывается о 40-дневном Посте ниневитян Ио 3:4 , вероятно, в ознаменование которого и Иисус постился 40 дней. Иоанн Кассиан , прп. Дорофей Газский , аналогичной обязательной десятине в ВЗ Лев 27. Если продолжительность года — 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней 7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи.
Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной не постной пищи. Таин в частности, о том, что Великий пост — время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст ; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в «Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы», которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста.
И всё-таки в разных монастырях придерживаются и разных правил. Это время особого внимания к своей душе, когда можно все свои силы направить к одной цели.
Великий пост — это время молитвы», — рассказывает монах. В пример монах приводит жития святых. Он принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей. Преподобный Сергий Радонежский также сразу после рождения начал проявлять благочестие.
Нынешние староверы сохранили духовную и физическую закалку своих предков. Приведу конкретный пример. В 2014 году в Перми вышла книга известного пермского общественного деятеля и публициста Романа Юшкова «Делеция — 12».
По жанру это роман-предостережение, повествующий о полнейшей деградации, стремительном вырождении русского народа. Делеция в переводе с латыни — уничтожение. Анализ генетического материала, проделанный молодым университетским ученым Родионом Светловым, привёл его к выводу, что данной делеции подвержена не только русская и ряд других наций, но и вся белая раса. Однако, прежде всего — русские. Панорамный охват событий в романе призван подтвердить правильность открытия. Поселившийся на Кубани Александр Марчук, друг Светлова, при встрече подробно рассказывает ему о стремительно плодящихся мафиозных кланах курдов и армян, не дающим русским людям ни малейшего шанса развернуться на плодородных землях, и русские покидают эти края. В селе Караваево Пермского края, захваченном диаспорой выходцев с Северного Кавказа, местный священник-новообрядец с горечью говорит Родиону: «Нету ни стыда, ни совести, ни страха божьего у черноты этой обнаглевшей… Лес, лес-то скоро выстригут начисто, весь в аулы свои свезут.
И все под ними стелются: и начальники, и чиновники, и милиция… Они прихожане только ко мне на исповедь бредут и слёзы льют, что вот дочку поймали и снасилили, вот сыночка избили до полусмерти». Офицер российской армии Егор на вечеринке поведал Светлову, как в его роте пятеро дагестанцев подчинили себе восемьдесят человек русских, трепещущих перед ними от ужаса. Больно читать обо всём этом. Цель писателя — встряхнуть русских людей, заставить их ужаснуться и одуматься, но в рамках художественной системы, безбожной в своей сущности, цель эта оказалась нереализованной. Читая роман, я вспомнила рассказ старовера о. Валерия, протоиерея Пермского благочиния, о том, как сына его Ивана дети обижали и били в школе за его веру в Бога, за непохожесть на остальных. Никакие увещевания не помогали, Ивану пришлось научиться драться и защищать себя от обидчиков.
Вскоре он в совершенстве овладел мастерством кулачного боя, в армии сплотил вокруг себя ещё двух-трёх крепких ребят-староверов, и никакие «даги» им были не страшны.
Во вторник и четверг на братию хлебы белые, взвар с медом, ягоды морошка, или капуста соленая, да толокно мешеное. В суботу щи белые, лапша гороховая, каша соковая, все с маслом. В неделю ко щам и каша. На других же неделях в понедельник, в среду и в пятницу ко щам два холодных блюда. Во вторник же и в четверг щи борщовые с соком и сухари, и блюда холодные, другие горячие. В суботу и в воскресенье ко щам пласти или сущи вялые пласти сушеная или вяленая рыба — прим. В среду четвертой недели На трапезе братии три блюда горячих без масла.
В четверг четвертой недели На трапезе едим с маслом и вино пьем труда ради бденного. В суботу праведного Лазаря На трапезе едим вареное с маслом, и икру, если есть, и вино пьем. В неделю Цветную На трапезе братии утешение едим рыбу и вино пьем, благодаряще Бога. О страстной седмице Во страстную седмицу от понедельника даже до суботнего вечера дней шесть хлеб с водой только едим и зелие вареное, и се с воздержанием. Если есть мощно и не на всяк день приимати, но якоже речено бысть от первой недели. Во святую великую пятницу ничего не едим, также и в великую суботу повелено есть нам постити до четвертого часа ночи, и тогда по совершении Божественной Литургии вкусить мало хлеба с водой, и по одной чаше вино испити. Псалтырь Во святой великий четверг едим вареное без масла, пьем же и вино и ино сухоядение. Ибо иже в Ладикии собор о великом четверге в правиле 49 глаголет: яко не достоит в четверодесятнице последней недели четверг разрешати, и всю четверодесятницу безчестить.
Тоже Псалтырь В великую убо пятницу, если возможно, не подобает есть, как отцы повелевают. Обаче убо не по правилу имамы сие, иже не едим тогда совершенне, но противу силы комуждо положено бысть от отец. И сего ради если можно есть или держати два сия дни пост, рекше пятницу и суботу, добро есть и благоприятно. Если ни, поне в суботу. В пятницу же хлеб и сурово зелие есть, и воду пить, обаче же кождо хочет и может. Соловецкой устав На страстной неделе, в понедельник и в среду, на произволяющих трапезу поставляют. Едят три холодных блюда. Во вторник капуста, и ягоды, и толокно.
В четверг щи, и лапша гороховая, и каша соковая, все без масла. В великую пятницу братия и миряне не едят. В великую суботу по отпущении Литургии братия «укрухи». Структура пищевых ограничений во время Великой четверодесятницы одинакова во всех уставах. Первая неделя поста самая строгая, также серьезные ограничения накладываются в пятницу и суботу Страстной седмицы. Однако в другие дни степень воздержания варьируется. Так, в одних указаниях в суботние и воскресные дни разрешается лишь пища с маслом, в других допускается более широкий ассортимент блюд. В этом «Обиходнике» дается подробная роспись практически каждого дня Великого поста, как, впрочем, и других дней церковного года.
Первая неделя Великого поста такая же строгая, как и в вышеуказанных уставах. Посмотрим на трапезные установления этой знаменитой обители, касающиеся второй недели Великого поста. И в которые дни братии сухоядение, тогда четцу подачи и чаши с квасом нет. Во вторник: Братии ясти в столех по чети хлеба брацкого, сухари, шти борщевы с соком, квас с меньшего погреба в болших чашех, горох или каша сочена. Аще в сий вторник или в которые иные дни Великого поста прилучится Обретение главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евъфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита, тогда ясти хлебы белые, квас ячной в больших чашех, шти, в мисах губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша сочена или лапша гороховая с перцем, четцу подача. В среду: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех болших вода, капуста с хреном, толокно, репа или грибы или грузди под чесноком.
Устав-схема служб Великого поста
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году | – Великий пост как 40-дневный появился уже значительно позже. |
Благовещение в Крестопоклонную: есть ли послабление поста | Великим постом не читаются акафисты, как не соответствующие покаянному смыслу Великого поста молитвословия. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений. |
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя - Россия || Интерфакс Россия | Великий пост начнется уже 27 февраля. |
Церковный устав о Великом посте
Строгий монастырский устав предполагает полный отказ от пищи в первый день Великого поста, пищу без масла во вторник и четверг и сухоядение в среду и пятницу первой недели поста (то есть употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла). Если говорить о еде во время Великого поста, то многие православные питаются по монастырскому уставу – это довольно жёсткое меню со строгими ограничениями. Надо понимать, что Устав Великого поста составлен из уставов двух самых строгих православных монастырей, Синайского и Студийского, и то, что он достался нашей Церкви по «наследству». Какие правила важно соблюдать, что нельзя есть по Церковному уставу в Великий пост. В какие дни посещать храм: все 7 седмиц Великого поста с названиями, графиком богослужений и краткими пояснениями. Великий пост 2024 года для кого-то будет обычной практикой, а для кого-то — первым опытом.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Что можно есть в Великий пост: Студийский и Иерусалимский уставы | В Неделю первую Великого Поста, т. е. в воскресный день, Устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. |
Устав-схема служб Великого поста | Если говорить о еде во время Великого поста, то многие православные питаются по монастырскому уставу – это довольно жёсткое меню со строгими ограничениями. |
Устав-схема служб Великого поста
Великий пост 2024 года для кого-то будет обычной практикой, а для кого-то — первым опытом. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы. Великий Пост. 1-я неделя Великого Поста — Торжество православия. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Начавшееся время Великого поста будет полноценным лишь тогда, когда предписания ограничений в пище будут сопряжены с сугубой молитвой и участием в Церковных Таинствах.