Санкт‑Петербургский государственный университет был основан 28 января (8 февраля) 1724 г. В 2024 г. СПбГУ отметит свой 300‑летний юбилей.
Санкт-Петербургский государственный университет
- НОВОСТИ СПбГУ
- 195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет
- Основные сведения
- СПбГУ запретил газете «Студень» использовать название вуза
Вестник санкт петербургского государственного университета
Компания САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ СПБГУ зарегистрирована 11.10.1993 по адресу Санкт-Петербург, наб Университетская, 7/9. — Университет ведёт систематическую работу по выявлению лиц, использующих наименование и средства индивидуализации СПбГУ, не имея на то разрешения. Ближайших конкурентов для САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ СПБГУ в результате анализа баланса и участия в ах не выявлено. Полное название: Короткое название: СПбГУ. ИНН (либо его аналог): 7801002274. Полное название.
В СПбГУ объяснили запрет студенческой газете упоминать название вуза
По словам Пенова, это могло ввести в заблуждение как студентов университета, так и других пользователей. Ранее студенческая газета «Студень» активно освещала вопрос об отчислении студентов СПбГУ за участие в пацифистских акциях и ситуацию с профессором Межевичем, на странице соцсети «ВКонтакте» которого были опубликованы посты о покупке «печени либерала».
Бенуа, И. Билибин, В. Поленов, Н. Ге, И. Грабарь, Г. Верейский, театральные деятели С. Дягелев, А.
Сумбатов-Южин, В. Качалов, А. Брянцев и ряд других выдающихся представителей отечественной и мировой культуры. В 1916 г. Ученые Университета приветствовали Февральскую революцию, видя в ней залог прогресса науки и культуры, улучшения условий своей деятельности. Однако этим надеждам на перемены не суждено было сбыться: в условиях войны и надвигавшейся хозяйственной катастрофы Временному правительству было уже не до высшего образования. И к осени 1917 г. Неудивительно поэтому, что Октябрьскую революцию большинство научной интеллигенции, в том числе и ученые Университета, не поддержало. Конфронтация с Советской властью имела своим следствием многочисленные необоснованные аресты университетских ученых по подозрению в антисоветской деятельности.
Но самые большие потери Университет понес от голода и тяжелых условий жизни в Петрограде в годы гражданской войны. Значительная часть его сотрудников была вынуждена покинуть страну и оказалась в эмиграции. И все же Университет сумел благодаря своим замечательным ученым выстоять и сохранить высокое положение в научно-педагогической жизни общества. В условиях радикальной ломки старой высшей школы университетская профессура выступила против насаждения революционных методов обучения, смогла отстоять и традиционные методы обучения, подготовить себе достойную научную смену. Жизнестойкость университетского коллектива в эти нелегкие годы проявилась не только в его способности преодолевать многочисленные трудности, выходить с наименьшими потерями из навязанных сверху структурных и идеологических преобразований, но и в активном научном творчестве, в организации новых научных институтов, кафедр, лабораторий, появлении новых научных направлений и школ. При этом университетские ученые занимались не только фундаментальными проблемами науки, но и охотно откликались на запросы и нужды практики. Начавшееся с конца 20-х годов наступление против старой интеллигенции не обошло стороной и Ленинградский университет, многие ученые которого были арестованы в связи с "академическим делом". Одна за другой в Университете проходили кампании по выявлению "чуждых элементов" и "врагов народа". Многие видные ученые ЛГУ были в эти страшные годы репрессированы.
Тем не менее, профессора и преподаватели прилагали все усилия, чтобы поддержать присущий Университету высокий уровень подготовки специалистов. Удивительной психологической особенностью тех лет было то, что ученые, несмотря на весь ужас положения, работали много, упорно, даже с увлечением, получали важные научные результаты. Великая Отечественная война явилась для Университета, как и для всей страны, суровым испытанием его физических, интеллектуальных и нравственных сил. В первые же дни войны на фронт ушли сотни универсантов, а с конца июня началась запись добровольцев в народное ополчение. Более 2 500 универсантов - студентов, аспирантов, преподавателей и служащих - сражались на фронтах, многие из них не вернулись с этой самой кровопролитной войны в истории человечества. Одновременно на всех факультетах, кафедрах и лабораториях развернулась научно-исследовательская работа по выполнению оборонных заказов. Сотрудники и студенты ЛГУ помогали укреплять обороноспособность города, несли дежурство в командах местной противовоздушной обороны, возводили оборонительные укрепления на подступах к Ленинграду. Не прекращались и учебные занятия, хотя число студентов сократилось в несколько раз. Голодная смерть и болезни вырвали из университетского коллектива более 30 профессоров и 60 доцентов.
В марте 1942 г. ЛГУ был эвакуирован в Саратов, где в сложнейших условиях наладил свою научную и учебную деятельность. Оставшийся в осажденном Ленинграде небольшой коллектив сотрудников сумел сохранить огромные научные и культурные ценности Университета. В июне 1944 г. ЛГУ вернулся из эвакуации в родной город. В короткий срок были восстановлены сильно пострадавшие от бомбежек и обстрелов университетские здания и помещения, и 2 октября 1944 г. Первые послевоенные годы в жизни Университета характеризовались взлетом научно-исследовательской мысли, появлением новых ярких имен, выдающимися научными открытиями. Особенно бурно развивались в это время астрофизика, математика, механика, физика, химия, биология, геология. Однако поступательное развитие науки в ЛГУ, как и в стране в целом, было заторможено целым рядом идеологических кампаний.
Под флагом развернувшейся в сране кампании по борьбе с "буржуазным космополитизмом" шельмовались и изгонялись из Университета многие известные ученые. Избиение университетских кадров достигло своего апогея в период "ленинградского дела". Принятый в середине 50-х годов политическим руководством страны курс на десталинизацию и демократизацию советского общества самым положительным образом отразился на характере научно-педагогической деятельности ЛГУ. В университетской науке шло в это время интенсивное слияние смежных дисциплин, внедрение математических методов в области естественных и гуманитарных наук. На основе целого ряда правительственных постановлений были организованы новые проблемные лаборатории и институты.
Петербургский Вестник логотип. Прикладная математика СПБ. Вопросы по экономике России. Вопросы креативной экономики. Экономические и социальные проблемы России журнал. Вопросы развития креативной экономики в России. Федеральная служба государственной статистики Краснодарского края. ФССП Ростов управление. Петербургское востоковедение книги. Журнал Санкт-Петербургский Меркурий. Журнал Санкт-Петербургские ученые ведомости. Вестник СПБ ун-та. Журнал «Санкт-Петербургский университет». Серия 9. Журналистика 2015. Дополнительная литература. Вспомогательная литература. Аплонов геодинамика. Журнал геотектоника. Журнал Вестник Московского университета серия 5 география. Вестник Московского университета. Серия 2: химия. Вестник МГУ география. Журнал Вестник Московского государственного университета. Вестник ИВГУ. Вестник технологического университета. Журнал "Вестник международного олимпийского университета". Картинки Вестник университета. Пермский Вестник. ПГГПУ здание. ПГГПУ рисунок. Пермский государственный университет Графика.
Помимо базовых техник обсудим метод малых вариаций, методы второго момента. Для иллюстрации различных подходов и идей будем работать в основном со случайными графами в модели Эрдёша-Реньи G n, p. Отдельное время будет посвящено изучению базовых свойств случайных графов. Маломерная динамика Преподаватели: Илья Алексеев, Василий Ионин Динамика или теория динамических систем является одним из интереснейших разделов математики. Грубо говоря, она изучает то, как объекты меняются со временем. Эти объекты могут быть представлены, например, числами, точками на плоскости или геометрическими фигурами, и мы исследуем, как они взаимодействуют и изменяются в зависимости от различных правил и условий. В современных исследованиях динамики широко используются и эффективно сочетаются методы из алгебры и геометрии, топологии, теории меры, а сама теория динамических систем затрагивает различные аспекты физики, биологии, экономики, компьютерных наук, искусственного интеллекта. Динамические системы в одномерии интересны тем, что их структура достаточно богата и в то же время относительно проста. Здесь многие вопросы о поведении траекторий движения точек на прямой или окружности геометрическими соображениями сводятся к арифметике. Динамика в двумерии более сложна, но всё ещё поддаётся разумному описанию. Здесь мы можем изучать, как точка движется по плоскости или как фигура изменяется на поверхности. Специфика малых размерностей заключается в том, что мы можем находить полные ответы на многие фундаментальные вопросы и задачи, что помогает нам понять, какие закономерности и особенности могут возникать в общем случае. Это делает такие системы особенно интересными и полезными для изучения. В рамках мини-курса мы охватим базовые и наиболее яркие сюжеты, ведущие к глубинным закономерностям теории динамических систем. Пререквизиты: от слушателей приветствуется но не является необходимым знакомство с понятиями линейного отображения и дифференцирования функций одной переменной. Зарегистрироваться на отбор Направление: информатика и программирование Представленные курсы организованы в два трека, каждый курс уникален и все посетить нельзя. Выбор курсов первыми получат те, кто успешнее справится с отборочными заданиями Список курсов по информатике и программированию будет дополняться Компьютерные сети и программирование Преподаватели: Дмитрий Шалымов На курсе вы познакомитесь с тем, как работают современные компьютерные сети и как устроен Интернет изнутри. Поговорим про уровни Интернета, протоколы, клинет-серверные и одноранговые приложения. На практике вы узнаете, как отлавливать сетевые пакеты с помощью программы Wireshark, напишете свой веб-сервис и "погоняете" его вместе с Postman, позапускаете сетевые утилиты nslookup и traceroute, а также реализуете несколько своих клиент-серверных приложений. Даже в случае, когда связи между разными событиями в игре описываются простыми правилами, ответить на этот вопрос не так-то просто. Что уж говорить о более реалистичной ситуации, когда некоторые события в игре случайны? В этом курсе мы на практике познакомимся с основными свойствами и характеристиками дискретных и непрерывных случайных величин и научимся анализировать сложные вероятностные модели, используя метод Монте-Карло и язык Python. Коммуникационные игры Преподаватели: Юрий Дементьев, Артур Игнатьев Курс будет посвящён изучению коммуникационной сложности и её применений в различных областях компьютерных наук. Основной объект изучения — это игра двух игроков, Алисы и Боба, живущих в разных городах, в которой они должны вычислить значение некоторой функции f x,y , где x известен только Алисе, y — только Бобу. Игрокам разрешено общаться между собой, посылая друг другу битовые сообщения. Их задача — вычислить f x,y , передав как можно меньше сообщений. Коммуникационная сложность естественным образом возникает в потоковых и распределенных алгоритмах, схемной сложности и сложности доказательств, и в других областях компьютерных наук. Как это часто бывает в теоретической информатике, задачи, которые будут у нас возникать, имеют очень простые формулировки, но интересные и совсем нетривиальные доказательства, поэтому в рамках курса нам предстоит освоить множество техник и трюков. Навигационный ИИ в компьютерных играх: алгоритмы и их оптимизации Преподаватель: Никита Фомин Поведение юнитов в компьютерных играх бывает крайне сложным и проработанным.
Студенческой газете «Студень» запретили использовать название СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Оригинальное название. Universitas Petropolitana. крупнейший научно-образовательный центр Европы и мира, первый университет России. Администрация СПбГУ направила редакции студенческого издания «Студень» требование о запрете на использование и упоминание названия вуза на странице ресурса во «ВКонтакте» и в телеграме. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»[2] — ведущий и старейший классический университет; один из крупнейших университетов в России и ведущих центров.
НОВОСТИ СПбГУ
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет " | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»[2] — ведущий и старейший классический университет; один из крупнейших университетов в России и ведущих центров. |
Фонтанка.ру - последние новости, свежие события сегодня - Новости | Факультет математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке VK Education и программы Родные города компании Газпром нефть в июне 2024 года проводит в Санкт-Петербурге очную летнюю практику для учеников. |
Пятый канал, СПбГУ | Он объяснил, что в ходе проверки руководство СПбГУ выявило несколько пабликов, которые распространяли недостоверную информацию о деятельности университета, используя при этом наименование вуза в названии и описании сообщества. |
В СПБГУ назвали причину запрета на упоминание названия вуза в студенческой газете
Студенческой газете «Студень» запретили использовать название СПбГУ - новости Санкт-Петербурга | Письмо о недопустимости использования наименования СПбГУ вслед за «Студнем» получило ещё одно медиа истфака — «Лупа и Пупа». |
Компания Санкт-Петербургский государственный университет. Контакты, описание и отзывы | Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Оригинальное название. Universitas Petropolitana. |
В СПбГУ объяснили запрет студенческой газете упоминать название вуза | — Университет ведёт систематическую работу по выявлению лиц, использующих наименование и средства индивидуализации СПбГУ, не имея на то разрешения. |
Фирменный стиль Ассоциации выпускников СПбГУ
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербургский Университет или СПБГУ (ИНН 7801002274) Санкт-Петербург реквизиты и официальный сайт организации. Юридический адрес, руководство, учредители, телефон и другие данные на Rusprofile. актуальная информация для абитуриентов Санкт-Петербурга. Поиск тендеров Проверка контрагентов. Сотрудники САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ СПБГУ и проверяющие должностные лица. Санкт-Петербургский государственный университет — первый университет России, основанный Петром I в 1724 году. телефон, сайт, время работы и отзывы пользователей.
195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет
Журнал Вестник Московского университета серия 5 география. Вестник Московского университета. Серия 2: химия. Вестник МГУ география.
Журнал Вестник Московского государственного университета. Вестник ИВГУ. Вестник технологического университета.
Журнал "Вестник международного олимпийского университета". Картинки Вестник университета. Пермский Вестник.
ПГГПУ здание. ПГГПУ рисунок. Пермский государственный университет Графика.
Профильный вуз. СПБГУ описание сайта. Сайты вузов.
СПБГУ открытки. Российский журнал менеджмента. Российские журналы по менеджменту.
Журнал менеджера. Журнал лидерство и менеджмент. Студенческие журналы СПБУ.
Философия и конфликтология. Шелудько ЛЭТИ. Малов ЛЭТИ.
Океанприбор ЛЭТИ. Вузы Публикация статей. СПБГУ скрин конкурса.
СПБГУ официальный лист. Ассоциация выпускников кафедры. Ассоциация выпускников менделеевцы лого герб.
СПБГУ лого.
Заместитель ректора по правовым вопросам СПбГУ Юрий Пенов в виртуальной приемной косвенно подтвердил наличие запрета и сообщил, что в ходе проверки был выявлен ряд сообществ в соцсетях, «распространяющих недостоверную информацию о жизни и деятельности Университета», и при этом использующих в своем названии или описании СПбГУ. Первый выпуск студенческого издания вышел в 2003 году.
ПГГПУ здание. ПГГПУ рисунок. Пермский государственный университет Графика. Профильный вуз. СПБГУ описание сайта. Сайты вузов. СПБГУ открытки.
Российский журнал менеджмента. Российские журналы по менеджменту. Журнал менеджера. Журнал лидерство и менеджмент. Студенческие журналы СПБУ. Философия и конфликтология. Шелудько ЛЭТИ. Малов ЛЭТИ. Океанприбор ЛЭТИ. Вузы Публикация статей.
СПБГУ скрин конкурса. СПБГУ официальный лист. Ассоциация выпускников кафедры. Ассоциация выпускников менделеевцы лого герб. СПБГУ лого. СПБГУ фон. Житникова Ирина Анатольевна Санкт-Петербург. СПБГУ переводчик. СПБГУ лого прозрачное. СПБГУ шаблон объявления.
СПБГУ отдел кадров. СПБГУ аспирантура программы. СПБГУ востоковедение. СПБГУ бакалавриат. Юридическая клиникаспбгау.
В состав университетского учебно-научного комплекса входит: 22 специальных факультета, 13 научно-исследовательских институтов, Канадский колледж, а также факультет Военного обучения и Общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. Вопрос о дате основания университета вызвал оживлённые дискуссии в 1990-е гг. Согласно одной из версий, современный СПбГУ — преемник так называемого Академического университета, который был учреждён одновременно с Академией наук указом Петра I от 28 января 1724 года в частности, в 1758—1765 гг. В настоящее время эта версия официально принята руководством университета и государства.
СПбГУ запретил студенческому изданию «Студень» использовать и упоминать название вуза
Архитектурный облик будущего кампуса рассмотрели на Градсовете. Соня Кроневальд, Gazeta.
Университет реализует более 400 образовательных программ по всем уровням подготовки и более 800 дополнительных программ. Ученые СПбГУ проводят исследования практически во всех областях знаний. В Университете действует Научный парк из 23 ресурсных центров, где реализуются научные и инновационные проекты.
Санкт-Петербург, улица Радищева, дом 39, литера Д, помещение 1-Н; 6 191123, г. Санкт-Петербург, улица Чайковского, дом 28, литера А; 7 191123, г. Санкт-Петербург, улица Чайковского, дом 62, литера А; 8 193015, г. Санкт-Петербург, ул.
Очаковская, д. Санкт-Петербург, Смольный проезд, дом 1, литера Б, пом. Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 27, литера А; 14 198005, г. Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 27, литера Б; 15 198005, г. Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 27, литера В; 16 198504, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 26, литера А; 17 198504, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 28, литера Д; 18 198504, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 28, литера А; 19 198504, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 28, литера Б; 20 198504, г.
Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 28, литера В; 21 198504, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 28, литера З; 22 198504, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 28, литера И; 23 198504, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 35, литера А; 24 198504, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 35, литера Б; 25 198504, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Университетский проспект, дом 35, литера В; 26 198510, г.
Студентам отказали в свободе собраний и поместили под надзор полиции, а публичные лекции были запрещены. Многие студенты были отчислены. После волнений 1865 года в школе осталось всего 524 студента. Указ императора Александра II от 18 февраля 1863 г. Он также сформировал новый факультет теории и истории искусства в составе факультета истории и филологии. В марте 1869 года студенческие волнения снова потрясли университет, но в меньших масштабах. К 1869 году университет окончили 2 588 студентов. В 1880 году Министерство национального просвещения запретило студентам вступать в брак и не допускать лиц, состоящих в браке. В 1882 году в университете произошли очередные студенческие волнения. В 1884 г. В результате в 1887 году министром народного просвещения Иваном Дельяновым были утверждены новые правила приема в гимназии и университеты , запрещавшие поступать в университет лицам неблагородного происхождения, если только они не обладали исключительными талантами. К 1894 году университет окончили 9212 студентов. На территории университета Александр Попов впервые в истории публично продемонстрировал передачу радиоволн. По состоянию на 1 января 1900 г. На юридический факультет обучались 2099 студентов, на физико-математический факультет - 1149 студентов, на факультет восточных языков - 212 студентов, на историко-филологический факультет - 171 студент. В 1902 году в университете открылась первая в России студенческая столовая. Примерно с 1897 года регулярные забастовки и студенческие волнения сотрясали университет и распространились на другие высшие учебные заведения по всей России. Во время Революции 1905 г. В 1905—1906 годах университет был временно закрыт из-за студенческих волнений. Его автономия была снова отменена в 1911 году.
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербургский Университет или СПБГУ
Новости юридического факультета. Конференция Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции. Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербургский Университет или СПБГУ (ИНН 7801002274) Санкт-Петербург реквизиты и официальный сайт организации. Юридический адрес, руководство, учредители, телефон и другие данные на Rusprofile. Санкт-Петербургский государственный университет является вторым лучшим многопрофильным университетом в России после МГУ. ОГРН 1037800006089 от 20 января 2003 года - ИНН 7801002274 - КПП 780101001 - Ректор - Кропачев Николай Михайлович - г. Санкт-Петербург, Университетская. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). University of St Petersburg Факультет математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке VK Education и программы Родные города компании Газпром нефть в июне 2024 года проводит в Санкт-Петербурге очную летнюю практику для учеников.
Материалы с тегом
- ORG-426: СПбГУ | РобоФинист
- Санкт-Петербургский Государственный Университет, ФГБОУ
- 2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба
- Студенческой газете СПбГУ «Студень» запретили упоминать название университета
У вас отключен JavaScript.
Следите за обновлениями, — заверили в редакции. Заместитель ректора университета по правовым вопросам Юрий Пенов прокомментировал сложившуюся ситуацию. В ходе очередной проверки выявлен ряд сообществ в соцсетях, распространяющих недостоверную информацию о жизни и деятельности университета, использующих при этом в своём наименовании и или описании наименование и средства индивидуализации СПбГУ или его отдельных подразделений, — пояснил Пенов.
По его словам, часть сообществ используют в публикациях от имени вуза непроверенную информацию, распространяя недостоверные сведения о жизни и деятельности СПбГУ. Ранее gazeta. Архитектурный облик будущего кампуса рассмотрели на Градсовете.
Характеризация методами рентгеноструктурного и рентгенофазового анализа, электронной микроскопии 4. Разработка новых методик синтеза 5. Сопоставление свойств материалов с особенностями их кристаллической структуры 6. Сфера деятельности: Наука. Исследования галогенидных перовскитных материалов с заданными оптическими свойствами, определяемыми модификацией их кристаллической структуры.
На кафедре математики до 1882 г. Здесь же начали читать свои курсы его ученики — яркие представители, созданной Чебышевым, петербургской математической школы. С 1863 г. Коркин, обе диссертации которого были посвящены теории уравнений с частными производными. В 1880 г. Марков, развивавший идеи и методы Чебышева в области теории вероятностей и теории чисел. Учеником Чебышева был и выдаюшийся математик А. На кафедре механики курс теоретической механики читал до 1876 г. Сомов, ставший в 1862 г. С 1872 г. Бобылевым, издавшим в 1881-1883 гг. Эти работы стали первыми оригинальными и обширными руководствами в данной области и были переведены на иностранные языки. Кафедру физики после смерти Ленца в 1865 г. Ему принадлежал ряд работ по электричеству, магнетизму, оптики. Но главная его заслуга была в том, что он положил начало в 1867 г. В то время это было внове не только в России, но и в мире вообще, например, в Кембридже практические занятия появились только в 70-ые гг. XIX века. Университетская лаборатория в течении долгого времени была образцом для русских лабораторий и только в XX веке появились более современные. Деятельным помошником Петрушевского в организации лабораторных занятий стал лаборант В. Лермантов родственник поэта М. Лермонтова , сконструировавший большую часть приборов и написавший руководство по лабораторным работам. Во второй половине 1870-ых гг. Боргман и О. На химических кафедрах в это время работали замечательные ученые-химики Д. Менделеев и А. По настоянию Менделеева произошло разделение преподавания химии на факультете. В особые курсы были выделены общая неорганическая , органическая и аналитическая химия. Примеру Петербургского университета, дифференцировавшего преподавание химии, вскоре последовали и другие русские университеты. Этот замечательный труд стал блестящим обобщением химических знаний XIX столетия. В процессе работы над этой книгой Д. Менделеев пришел к открытию Периодического закона и системы элементов. По инициативе Менделеева курс органической химии с 1869 г. Бутлеров, уже тогда завоевавший мировую известность своими работами по установлению теории строения органических соединений. Его деятельность в университете продолжалась до 1885 г. Исследование Бутлеровым и его ближайшими учениками процессов полимеризации, все большое проникновение в глубь законов высокомолекулярных соединений прокладывали путь новым отраслям химической промышленности и послужили фундаментом для производства синтетических материалов. Аналитическую химию начал читать в 1867 г. Его исследовательские интересы были главным образом связаны с изучением скорости химических превращений органических соединений в зависимости от состава и строения взаимодействующих веществ. С приходом в университет в 1876 г. Сеченова начала свое развитие в его стенах физиологическая школа, получившая широкую известность благодаря трудам своего основателя и его учеников. Лекции Сеченова пользовались огромной популярностью, собирая большую аудиторию из студентов разных факультетов. В области биологических наук в 1860-ые — начале 1880-ых гг. Кафедру ботаники возглавил с 1863 г. Бекетов, вошедший в историю как создатель школы ботаников-географов и активнейший пропагандист дарвинизма в России. Физиологию растений преподавал А. Фаминцын — основоположник этой дисциплины в нашей стране и создатель первого учебника по ней. По инициативе Кесслера кафедра зоологии в 1871 г. Первая осталась за ним вплоть до его кончины в 1881 г. Кроме последнего, благодаря усилиям Кесслера в университет были приглашены крупнейшие ученые биологи: академик Ф. Овсянников, возглавивший новую кафедру анатомии человека и физиологии животных; А. Ковалевский и И. Мечников, которые в качестве приват-доцентов читали лекции в 1866-1869 гг. Будущий нобелевский лауреат И. Мечников в 1867 г. Кесслер стал инициатором созыва первого съезда русских естествоиспытателей, который состоялся в конце декабря 1867 — начале января 1868 г. В дальнейшем подобные съезды стали регулярными и сыграли очень важную роль в развитии русского естествознания. В 1867 г. После заграничного путешествия, где он первым из геологов наблюдал извержение Везувия и защиты докторской диссертации в 1873 г. Благодаря его усилиям был организован и получил развитие Геологический кабинет-музей Петербургского университета. С именем выпускника и профессора Петербургского университета — В. Докучаева связано и зарождение русского почвоведения. Значительный приток новых выдающихся научных сил после устава 1863 г. Философию преподавали протоиерей Ф. Сидонский и М. А в 1880-82 гг. В области древней истории началась деятельность ученика М. Куторги — Ф. С середины 1860-ых гг. Создав своими трудами русскую эпиграфическую школу, Соколов заложил основы крупного научного направления в антиковедении. Другой ученик Куторги — В. Васильевский в 1870 г. Этот ученый стал основоположником научного византиноведения в России. На кафедру отечественной истории в 1865 г. Бестужев-Рюмин, яркий представитель источниковедческого направления в изучении русской истории. Его диссертация, посвященная древнейшим русским летописям, определяла источники, этапы формирования текстов летописей и принципы работы с ними. Новая кафедра истории искусства оказалась замещена только в 1873 г. В пореформенное время на историко-филологическом факультете появилась блестящая плеяда филологов и литературоведов. До 1880 г. Срезневского на кафедре славянской филологии. Здесь же в 1864 г. Ламанского, внесшего заметный вклад в развитие славянской истории, филологии и этнографии. Продолжателем изысканий Срезневского стал и академик И. Ягич, преподававший в 1880-85 гг. Крупными исследователями истории русской литературы и фольклора стали Л. Майков и О. По инициативе Миллера возникло Общество вспомоществования студентам Петербургского университета, оказывающее материальную поддержку нуждающимся студентам и была открыта первая в России студенческая столовая. На кафедре всеобщей истории литературы в 1870 г. С его деятельностью был связан новый этап в истории литературоведения — переход к сравнительно-историческому методу изучения памятников литературы и фольклора. Его классические труды по общей теории литературы, по истории западноевропейских и русской литературы, исторической поэтике, мировому фольклору получили мировую известность и сделали Веселовского признанным главой крупной научной школы. Юридический факультет Петербургского университета во второй половине XIX века также выдвинул немало крупных ученых. В эти годы юристы активно занимались изучением истории России с точки зрения развития права, поэтому многие их труды лежали на стыке истории и собственно правоведения. Также после реформ 1860-ых гг. Кафедру энциклопедии права в 1863 г. Редкин, пользовавшийся репутацией либерала и известностью в качестве не только ученого-юриста, но и общественного деятеля. Лекции по государственному праву с 1867 г. Градовский также приверженец либеральных взглядов и проповедник начал буржуазного конституционализма. На кафедре истории русского права с 1872 г. Сергеевич, представитель возникшей в Москве юридической школы Б. Еще в ранних его работах возникновение древнерусской государственности трактовалось как договорное начало между князем и народным представительством вече. Вопросы уголовного права и его истории в России разрабатывал с 1864 г. В 1868 г. Профессором кафедры международного права с 1873 г. Кафедру политической экономии и статистики занимали Э. Вреден и Ю. Первым в 1868 г. В своих работах Янсон широко использовал богатейшие собрания статистического кабинета университета, содержащего многочисленные издания русских и зарубежных статистических органов. На факультете восточных языков по новому уставу прибавилась кафедра истории Востока. Ее первым профессором стал В. Среди его разносторонних научных интересов первое место занимала история Средней Азии и кочевых народов. Он одним из первых ученых начал разрабатывать столь важную для отечественной истории тему как взаимоотношение Руси со степными народами. Кафедру армянской словесности занимал К. Патканов, а арабской словесности — В. Первым преподавателем санскритского языка стал К. С 1870 г. В 1872 г. Розен — в недалеком будущем признаный глава отечественной арабистики и ориенталистики в целом в стенах Петербургского университета. Широким международным признанием успехов университетских востоковедов стал созыв третьего международного съезда востоковедов в Петербурге в 1876 г. Что касается студентов, то устав 1863 г. Плата за обучение оставалась прежней 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. Так в 1868 г. В 1870-ые гг. Многим студентам приходилось зарабатывать себе на хлеб, и они не могли регулярно посещать лекции. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. В течении 1863-1869 гг. Одним из наиболее крупных пожертвований стала сумма в 200. Поляковым для строительства общежития для студентов. Оно было открыто в 1882 г. Количество учащихся в университете неуклонно возрастало: если в 1869 г. Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших Женских Курсов в Петербурге в 1878 г. Формально курсы были независимым от университета, первоначально даже частным учебным заведением, но фактически все преподавание на них осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. Первые женщины появились в университетских аудиториях в качестве вольнослушательниц еще в 1859 г. Стасова, М. Трубникова, Е. Конради, А. Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно. Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты. Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г. Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы. Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г. На средства, собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. Университетский устав 1884 г. Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой. Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов. Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению. Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром. В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета. Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством. Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными. Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения. Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. Вследствие этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой. И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А. Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет. Осенью 1889 г. Во главе курсов вставал директор, назначаемый министром; учреждался особый институт инспектрис, которые должны были наблюдать за слушательницами и во внеучебное время; упразднялись естественноисторические кафедры; число слушательниц не должно было превышать 400 человек. Но несмотря на все препоны курсы продолжали расти и развиваться, к 1903 г. За первые 25 лет существования ВЖК, Общество доставления им средств сумело построить 4 дома с прекрасно оборудованными аудиториями и лабораториями, библиотекой, астрономической обсерваторией, общежитием для студенток. Восстановить же автономное управление ВЖК смогли, также, как и сам университет, только в 1905 г. Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы. Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома. Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета, назначаемые попечителем учебного округа и министром. То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания. За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний. Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их. Например, в 1892 г. Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры. На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром. В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г. На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г. На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг. На кафедре физики до 1901 г. Петрушевский, его приемником стал И. Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов. Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О. Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики. Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки. В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел. В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала. Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А. В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И.