(по вопросу ограничения общего количества наблюдателей на избирательном участке в период прохождения голосования). Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Выборы под наблюдением: что и кому можно делать на избирательных участках, а чего нельзя?
Президент России Владимир Путин подписал указ об ограничении числа наблюдателей от партий и кандидатов на избирательных участках. Хотя количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, может составлять до трех человек на один день голосования, однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта. Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется вышестоящей территориальной избирательной комиссией в соответствующие. На избирательном участке наблюдатель может: • знакомиться со списком избирателей, сведениями об избира-телях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.
Как стать наблюдателем на выборах
- Вопросы и ответы на итоговый тест 2023
- Наблюдатели — кто они и зачем им это?
- Как стать наблюдателем и зачем это нужно? Простые ответы
- Кто такие наблюдатели
- Оклады по регионам
Путин подписал указ, ограничивающий количество наблюдателей на избирательных участках
Выборы в России 2024: как проголосовать, способы и рекомендации — 12.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Порядок наблюдения на избирательном участке описан выше, в предыдущей главе. |
Статья 30. Гласность в деятельности комиссий | Находиться на избирательном участке с открытия до завершения подсчета голосов. |
Инструкция для наблюдателей | Партия ЯБЛОКО | Только два человека смогут находиться на одном избирательном участке в качестве наблюдателей от одной зарегистрированной на выборах партии, общественного объединения или независимого кандидата при голосовании на выборах или на референдуме. |
Сколько наблюдателей может находиться на избирательном участке | Наблюдатель может находиться на избирательном участке с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования. |
Как стать наблюдателем и зачем это нужно? Простые ответы | Наблюдатель вправе дождаться подтверждения вышестоящей избирательной комиссией получения протоколов об итогах голосования на избирательном участке. |
Гласность в деятельности УИК
Принято постановление ЦИК, которое разъясняет порядок назначения наблюдателей от общественных палат. Из него следует, что такой наблюдатель имеет право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, самостоятельно определять режим и продолжительность наблюдения на основе взаимозаменяемости. Наблюдателями от субъектов общественного контроля могут быть назначены "представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, иных некоммерческих организаций, а также общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан РФ", говорится в постановлении.
Если на референдум вынесен проект нормативного акта, на информационном стенде, находящемся в помещении для голосования, должен быть размещен текст данного проекта. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о референдуме. Материалы размещаются участковой комиссией на информационном стенде таким образом, чтобы участники референдума свободно могли с ними ознакомиться. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки агитации по вопросам референдума. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
Увеличенная форма протокола вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. Увеличенная форма протокола не заменяет собой протокол участковой комиссии об итогах голосования, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. Технические средства подсчета голосов используются в порядке, установленном федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования и стационарные ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. Статья 70.
Бюллетень 1. Порядок изготовления и доставки бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования. Форма и текст бюллетеня на русском языке, а также количество бюллетеней утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 28 дней до дня голосования. Количество бюллетеней не должно превышать более чем на 0,5 процента число зарегистрированных участников референдума. В бюллетене воспроизводится текст вопроса вопросов референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум выносятся альтернативные вопросы, в бюллетене справа от каждого варианта вопроса помещается пустой квадрат. При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями либо для каждого вопроса референдума бюллетень изготавливается отдельно.
В бюллетене должно содержаться разъяснение порядка его заполнения. Бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации бюллетени печатаются также на государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации, а при необходимости - и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для участка референдума бюллетени печатаются на двух или более языках, текст на этих языках помещается в каждом бюллетене. Текст бюллетеня в этом случае утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 22 дня до дня голосования. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени выбраковываются ее работниками под наблюдением членов комиссии референдума с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, после чего передаются по акту членам данной комиссии. В этом акте указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней.
После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают выбракованные и лишние бюллетени при их выявлении , о чем составляется акт. Все члены комиссии референдума, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должны быть оповещены указанной комиссией о месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их членам данной комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии референдума, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе подписать акты, указанные в настоящей части. Территориальные комиссии получают от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации бюллетени в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В территориальные комиссии передается весь тираж бюллетеней, изготовленный для соответствующего субъекта Российской Федерации. Участковые комиссии получают от территориальных комиссий бюллетени не позднее чем в день, предшествующий дню голосования. По каждому участку референдума количество бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число зарегистрированных на данном участке референдума участников референдума.
На участке референдума, на котором ожидается значительное число участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, количество бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией референдума нижестоящей комиссии референдума вправе присутствовать члены указанных комиссий, члены инициативной группы по проведению референдума. Соответствующая комиссия референдума обязана оповестить всех членов данной комиссии о времени и месте передачи бюллетеней. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. В участковые комиссии, сформированные на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в специальные территориальные комиссии бюллетени могут передаваться непосредственно комиссией референдума, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных регистрации учета избирателей, участников референдума. В исключительных случаях на участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, в том числе бюллетеней, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении этих документов с указанием необходимого тиража и срока изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с соответствующей территориальной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в территориальной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем территориальной комиссией составляется акт. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. Эти бюллетени хранятся секретарем данной территориальной комиссии в опечатанном виде вместе с другими документами указанной комиссии. Статья 71. Открепительное удостоверение С изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2021 г.
Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн? За основу взято программное обеспечение портала mos. В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя. Анонимность избирателя гарантировал прокси-сервер, который генерировал уникальные ссылки на бюллетень, формируемые случайным образом. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Голос шифровался в анонимной зоне на компьютере избирателя и далее путешествовал по всей цепочке блокчейна в зашифрованном виде до конца голосования. Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов? Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования. Перед началом голосования генерировалась уникальная пара ключей: ключ-шифратор и ключ-дешифратор.
С помощью первого ключа для каждого избирателя на его устройстве или на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса. Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем. Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом.
Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов. Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования. Как подводятся итоги голосования?
При этом количество наблюдателей на избирательном участке не регламентируется, наблюдатели могут работать на нескольких участках. Они показывают, что интерес не ослабевает, а увеличивается.
Это говорит о том, что поправки в Конституцию предусматривают самый широкий спектр вопросов жизни", - заметил А. Брод, добавив, что эти темы сегодня волнуют россиян, а особенно социальный блок вопросов, который показал свою значимость в период пандемии. Он выразил уверенность в том, что Общественные палаты регионов смогут подготовить грамотных и неравнодушных наблюдателей, которые будут обеспечивать чистоту голосования. По словам А. Брода, обновленная Конституция РФ сможет стать точкой опоры для отстаивания своих прав.
Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы
Постановление ЦИК России от 18.04.2023 N 114/896-8 | 2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования. |
Права и обязанности общественного наблюдателя - Демократия.Ру | Присутствие наблюдателей на избирательных участках, их активная работа могут предотвратить попытки искажения итогов голосования, различные нарушения процедуры проведения выборов. |
Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы | 2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования. |
Защита документов | Наблюдатель вправе: находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования. |
Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы | Наблюдатель вправе дождаться подтверждения вышестоящей избирательной комиссией получения протоколов об итогах голосования на избирательном участке. |
Сколько получают наблюдатели на выборах 2024?
— Наблюдатели получат возможность пройти этот тест, так же как и члены избирательных комиссий, сообщили в Центризбиркоме. Наблюдатель — это представитель партии или зарегистрированного кандидата, который в течение дня выборов находится на избирательном участке и следит за законностью процесса голосования и подсчета голосов. Хотя количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, может составлять до трех человек на один день голосования, однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта. На самом избирательном участке и на расстоянии 50 метров от него не должны размещаться агитационные материалы. *Общественная палата Самарской области назначает наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории Самарской области. подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на.
Коротко о выборах
Выборы под наблюдением. 7 сентября 2022 г. Кубанские новости | Присутствие наблюдателей на избирательных участках, их активная работа могут предотвратить попытки искажения итогов голосования, различные нарушения процедуры проведения выборов. |
Сколько платят наблюдателям на выборах 2024 в России | (по вопросу ограничения общего количества наблюдателей на избирательном участке в период прохождения голосования). |
До конца регистрации – два дня: как стать наблюдателем на выборах президента | Участие наблюдателей в избирательном процессе является одним из основных условий проведения открытых, гласных и легитимных выборов. |
Центризбирком утвердил правила работы наблюдателей и СМИ на участках - Российская газета | В дни выборов наблюдатели от Общественной палаты будут работать на всех избирательных участках. |
Гласность в деятельности УИК
Наблюдатели вправе находиться в помещении для голосования, наблюдать за процессом голосования и подсчетом голосов избирателей, а также вправе ознакомиться: -со списком избирателей; -со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения; -с реестром избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей; -с реестром заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования; -с актами, составленными в отношении каждого использованного сейф-пакета; - с актами проведения голосования вне помещения для голосования; -с данными протоколов УИК об итогах голосования. Наблюдатели на избирательном участке не имеют права: -выдавать избирательные бюллетени; -расписываться за избирателя в получении избирательного бюллетеня; -заполнять за избирателя избирательный бюллетень; -совершать действия, нарушающие тайну голосования; -принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней; -препятствовать работе избирательной комиссии; -участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. Представители СМИ При осуществлении своей деятельности на избирательном участке представители СМИ имеют определенные права и обязанности, а также должны придерживаться определенных правил проведения фото- и видеосъемки. Аккредитованные представители СМИ вправе: -находиться в помещениях для голосования в день дни голосования, в дни досрочного голосования; -присутствовать при подсчете голосов избирателей, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках; -присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов; -производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.
При проведении подсчета голосов избирателей вправе присутствовать: наблюдатели, иностранные международные наблюдатели члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов избиратели 17. Какой геометрической формы используется печать для проставления на лицевой стороне бюллетеня в случае использования КОИБ: прямоугольная 18. В день, предшествующий дню первому дню голосования, список избирателей: подписывается председателем и секретарем УИК, заверяется печатью комиссии подписывается секретарем УИК и двумя членами УИК подписывается только секретарем УИК и заверяется печатью комиссии только заверяется печатью комиссии 19. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции: нет верного ответа могут быть учтены нижестоящими комиссиями не обязательны для нижестоящих комиссий 20. Наблюдатель не вправе: визуально знакомиться с любыми бюллетенями при подсчете голосов наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней присутствовать при голосовании вне помещения для голосования участвовать в принятии решений избирательной комиссией 21. По общему правилу решения по жалобам, поступившим в УИК до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются: в трехдневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования нет правильного варианта ответа 22.
Подсчет голосов начинается с подсчета членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса неиспользованных избирательных бюллетеней, которые после подсчета погашаются отрезается левый нижний угол. К ним добавляются погашенные в ходе голосования бюллетени, испорченные избирателями, общее число погашенных бюллетеней оглашается и должно быть зафиксировано наблюдателями. Могут ли все вышеперечисленные действия осуществляться одновременно разными членами комиссии? Нет, указанные действия должны осуществляться в строгом соответствии с избирательным законодательством последовательно погашение бюллетеней, подсчет открепительных и талонов, работа со списками, работа с бюллетенями, рассмотрение жалоб, подписание итогового протокола, выдача его заверенных копий. На что необходимо обратить внимание наблюдателю при работе со списками избирателей? Как уже отмечалось выше, со списками избирателей вправе работать только члены комиссии с правом решающего голоса. Наблюдателю необходимо фиксировать суммарные числа по всем спискам, оглашаемые комиссией: количество избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; количество избирателей, проголосовавших в помещении для голосования; количество избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования; количество избирателей, проголосовавших досрочно при проведении досрочного голосования ; количество открепительных удостоверений, выданных ТИК при голосовании с использованием открепительных удостоверений ; количество открепительных удостоверений, выданных УИК при голосовании с использованием открепительных удостоверений ; количество избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям должно совпадать с ранее оглашенным числом талонов. После этого списки откладываются или убираются в сейф и работа с ними одновременно с подсчетом бюллетеней запрещается. Как осуществляется подсчет голосов избирателей? Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя заместителя председателя и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. Наблюдателям должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии. В первую очередь подсчитываются бюллетени, находящиеся в переносных ящиках для голосования. Затем вскрываются стационарные ящики и начинается подсчет содержащихся в них бюллетеней установленной формы. Как сортируются бюллетени? Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов каждый список кандидатов , одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. Наблюдателям необходимо фиксировать все оглашаемые цифры, в том числе посредством фото- и видеосъемки на увеличенной форме итогового протокола. После окончания подсчета голосов составляется протокол общего голосования участковой избирательной комиссии, установленной формы. Когда подписывается итоговый протокол? Итоговый протокол об итогах голосования подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии сразу после окончания подсчета голосов и после заполнения всех его граф. Перед подписанием итогового протокола участковая избирательная комиссия проверяет контрольные соотношения наблюдатель также может проверить указанные соотношения в соответствии с рабочим блокнотом , рассматривает все поступившие жалобы. Как осуществляется выдача копий итогового протокола?
В восемь часов председатель участковой ИК УИК объявляет избирательный участок открытым и предъявляет присутствующим пустые стационарный и переносные ИЯ, которые вслед за этим опечатываются; председатель предъявляет также опечатанные переносные ящики для досрочного голосования [65, 4П]. После этого председатель УИК приглашает избирателей приступить к голосованию. Основной объект наблюдения - процесс голосования в помещении для голосования. При получении бюллетеней избиратель или член УИК с его согласия проставляет серию и номер паспорта или заменяющего его документа и избиратель или лицо, оказывающее ему помощь расписывается в списке избирателей СИ. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других не допускается. Избиратель, не способный самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов УИК, наблюдателей, уполномоченных представителей, доверенных лиц кандидатов и кандидатов. В соответствующую графу СИ вносится фамилия имя, отчество и паспортные данные лица, оказавшего помощь, и его подпись, если избиратель сам не в состоянии расписаться за получение бюллетеней [65, 8П]. Открепительное удостоверение ОУ считается действительным, если на нем имеются две печати территориальной или участковой ИК и две подписи члена ИК, выдавшей ОУ, при этом одна подпись и одна печать должны стоять на отрывном талоне ОТ [64, 6П]. Желательно вести учет количества проголосовавших на заранее подготовленном бланке протокола. Используй метод записи и счета «конверт». Демонстративный подсчет значительно умеряет желание манипулировать численностью проголосовавших. Голосование вне помещения УИК производится по заявлению избирателей, имеющих на это уважительные причины, например состояние здоровья. Если заявление было устным, оно должно быть подтверждено избирателем письменно по прибытии к нему членов УИК с переносным ИЯ. Оно должно содержать те же данные об избирателе, которые внесены в СИ, уважительную причину, отметку о получении бюллетеней и подпись избирателя. За 30 минут до выезда объявляют о голосовании вне помещения УИК [67, 5П]. Члены УИК, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число избирателей в реестре голосовавших вне помещения УИК должно соответствовать числу письменных заявлений избирателей. Эти данные, число использованных и возвращенных бюллетеней, данные о лицах, присутствовавших при голосовании вне помещения УИК, отмечаются в отдельном акте, составляемом после окончания голосования вне помещения УИК. Переносной ИЯ не вскрывается до общего подсчета бюллетеней [69, 14П]. Наблюдатель вправе участвовать при проведении голосования вне помещения УИК. Однако, если ты на участке один, то достаточно проверить соответствие количества переносных ИЯ решению окружной ИК, числа полученных и возвращенных комплектов бюллетеней числу предварительных заявок, письменных заявлений избирателей и их соответствию упомянутым отдельным актам, а также соответствие содержания заявлений требованию закона. Добросовестное выполнение требований закона членами УИК технически не позволит в сколько-нибудь значительной степени исказить результаты выборов. Если на территории участка есть больница или другое учреждение с большим количеством граждан, которые не могут прийти в общее помещение для голосования самостоятельно, то необходим отдельный наблюдатель, который будет сопровождать переносной ИЯ. Наиболее частые нарушения избирательного законодательства: - «вбрасывание» бюллетеней в избирательный ящик на участке; - выдача бюллетеней без предъявления документа; - выдача одному гражданину нескольких комплектов бюллетеней; - неоднократная выдача бюллетеней одному и тому же лицу; - оказание помощи избирателю лицами, которым это закон запрещает; - агитация на участке в день голосования; - невнесение в списки избирателей граждан, находящихся на территории избирательного участка в больницах, вузах и т. Подсчет голосов. По истечении времени голосования в 20. По окончании голосования члены УИК подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени отрезая левый нижний угол. Число погашенных избирательных бюллетеней ИБ оглашают и заносят в протоколы об итогах голосования, а также в их увеличенные демонстрационные формы УФ. После этого оглашают и заносят в указанные протоколы число неиспользованных открепительных удостоверений. Открепительные талоны ОТ или открепительные удостоверения ОУ во втором туре , погашенные при получении избирателями ИБ, подсчитываются, их число оглашают и заносят в протоколы и их увеличенные формы. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей на каждую страницу СИ вносят суммарные данные по этой странице: а число избирателей, включенных в СИ без учета избирателей, которым выданы ОУ ; б число выданных ИБ в день голосования; в число ИБ, выданных вне помещения для голосования; г число избирателей, проголосовавших досрочно; д число ОУ, выданных УИК; е число избирателей, проголосовавших на участке по ОУ. После этого с СИ вправе ознакомиться наблюдатель [69, 4, 5П]. Далее оглашают и заносят в протоколы и УФ следующие данные в указанном ниже порядке вносят в поименованные строки : 1. Число избирателей, включенных в СИ на момент окончания. Число избирателей, проголосовавших по ОУ. Число ИБ, выданных на избирательном участке. Число ИБ, выданных вне помещения для голосования. Число ИБ, выданных проголосовавшим досрочно. После чего председателем или секретарем ИК обеспечивается хранение СИ, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов до проверки контрольных соотношений [69,6-9П]. При непосредственном подсчете голосов наблюдатель находится на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания ИБ [21, 11дП]. Порядок подсчета голосов: сначала - из переносных ИЯ - число проголосовавших досрочно, затем - из переносных ИЯ - проголосовавших вне помещения для голосования. Вскрытию каждого переносного ИЯ предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного ИЯ, проверка неповрежденности печатей пломб [69,14П]. Этот факт с указанием фамилий членов УИК, обеспечивающих голосование с помощью переносного ИЯ, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования [69,14П]. Стационарные ИЯ вскрывают после проверки печатей пломб.
Наблюдателям за голосованием по поправкам в Конституцию не придётся сдавать тест на COVID-19
находиться в помещении избирательного участка с момента его открытия и до завершения подсчета голосов. Порядок наблюдения на избирательном участке описан выше, в предыдущей главе. Сколько избирательных участков может посетить наблюдатель в день голосования?