оператора информационной системы, осуществляющего их выпуск, а обращение цифровых финансовых активов возможно только на платформе оператора обмена цифровых финансовых активов.
«Инвестпалата» опубликовала начальные цены активов, подлежащих обмену
Установлены требования к оператору информационной системы, осуществляющей выпуск цифровых финансовых активов, к его деятельности, в частности, Банк России будет вести реестр таких операторов. В свою очередь, операторы обязаны вести реестр пользователей информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Все сделки с цифровыми финансовыми активами должны совершаться только через операторов обмена цифровых финансовых активов. Ими могут быть банки и биржи, а также иные юрлица, если они соответствуют определенным критериям. Такой оператор обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.
ЦФА — это инструмент на основе блокчейна, позволяющий осуществлять цифровые права по денежным требованиям, эмиссионным ценным бумагам и участию в капитале непубличного акционерного общества. Все сделки с ЦФА должны совершаться только через операторов обмена цифровых финансовых активов. Ими могут быть банки и биржи, а также иные юридические лица, если они соответствуют определенным критериям.
Как известно, в обращении ценных бумаг участвуют депозитарии, клиринговый центр, фондовая биржа и брокеры. Обращение ЦФА vs ценные бумаги Оператор обмена подключается к оператору информационной системы, разворачивая в своей инфраструктуре узел распределенного реестра, и получает все преимущества технологии для торговли цифровыми финансовыми активами. Голубой океан эмитентов [«Стратегия голубого океана» Blue Ocean Strategy — книга по стратегии бизнеса 2005 г.
Таким образом, срок выпуска цифрового актива сокращается до нескольких часов, а сбор достаточного количества заявок инвесторов на полную сумму выпускаемых ЦФА занимает в зависимости от объема выпуска от нескольких часов до нескольких дней. Роль ЦФА усиливается и с ростом потребности частных инвесторов во вложении денежных средств в российские активы, после того как многие отечественные брокерские площадки были вынуждены отказаться от работы с иностранными инвестиционными инструментами. За первые пару недель физические лица разместили более 4 трлн руб. Объем выручки операторов обмена можно оценить, исходя из следующих данных. В целом наш прогноз по общему объему рынка ЦФА по итогам первого года активной работы составляет 1,1 трлн руб.
Закон о ЦФА приняли летом 2020 года. Он вступил в силу с января 2021 года. Согласно ему, компании, которые ЦБ включил в реестр, могут создавать свои платформы по выпуску и обмену ЦФА.
Банк России ведет два реестра — операторов информационных систем, которые осуществляют выпуск ЦФА, и операторов их обмена. В реестр операторов информационных систем входят Сбербанк, «Атомайз» и «Лайтхаус».
Банком России открыт реестр операторов обмена ЦФА
Банк России включил "Московскую биржу" в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), говорится в сообщении регулятора. Банк России 21 марта включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспечивающих заключение сделок с ЦФА, сообщила торговая площадка на своем сайте. Обмен цифровых финансовых активов организации вправе осуществлять, только если они состоят в реестре. МТС сообщила о том, что Банк России включил в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, «Блокчейн хаб» – дочернюю компанию МТС и разработчика собственной платформы «ЦФА хаб». Дата внесения Банком России в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Решение об исключении оператора из реестра по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах.
Распределенный реестр
- Какое специфическое регулирование ввел закон о цифровых финансовых активах
- Трудности быть первым
- ЦФА — что это такое
- В России появился первый оператор реестра цифровых финансовых активов
- Запрет на использование ЦФА в качестве платежного средства
Мишустин призвал внедрять цифровые активы для торговых расчетов
Утилитарные токены, как правило, используются в процессе первичного предложения токенов ICO и предоставляются группе людей в рамках определенного проекта. Предположим, компания планирует создать новый продукт и запустить его на рынок, но на его разработку и производство необходимы внушительные инвестиции. Для финансирования своего проекта компания привлекает инвестиции: выпуская утилитарные цифровые права, которые в будущем позволят приобрести продукт компании, предположим за один или два токена. Именно это и представляет собой утилитарные цифровые права.
Возможно, возникнет вопрос: чем отличаются security токены от утилитарных цифровых прав? Дело в том, что, купив токен приобретатель не получит доли в компании, а сможет только потребовать оказания ему услуги или предоставления товара. Федеральный закон от 02.
То есть, утилитарные цифровые права могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться на специализированной инвестиционной платформе, предусмотренной ч. К нему также предъявляются требования соответствия закону: Оператором инвестиционной платформы должно быть юридическое лицо; Оператор инвестиционной платформы не имеет права совмещать свою деятельность с какой-либо другой деятельностью в финансовой организации, за исключением тех, которые прямо предусмотрены законом ч. Таким образом, выпуск утилитарных цифровых прав происходит на инвестиционной платформе под контролем ее оператора, а выпуск ЦФА на цифровой платформе.
К оператору платформы, на которой выпускаются утилитарные цифровые права требования предъявляются в меньшем размере в частности требования к размеру капитала , по сравнению с требованиями, предъявляемыми оператору ЦФА и оператору обмена ЦФА. Как мы уже отмечали инфраструктура цифровых финансовых активов только начинает формироваться и зарегистрированных, назовем их общим термином — операторов пока нет.
И снова — проблема обязательной идентификации пользователей Никак не получается отойти от этой проблемы, она вылезает в самых разных местах. Сейчас разнообразные сервисы, занимающиеся верификацией личности, не имеют права верифицировать пользователей для торговли ЦФА. Даже по какой-то неведомой причине Госуслуги не имеют такого права. Вдумайтесь, 2023 год на носу, а у нас — создают офисы а-ля вебмани, чтобы работать с блокчейном и технологиями будущего. Парадоксально и было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Где справку открывали, туда и идите. Еще раз: ОИС и ООЦА должны либо работать под каким-то банком, либо самим быть каким-то банком, либо формировать свой отдел верификации пользователей. Помните, бизнес из "мы — фандрайзинговая платформа для ЦФА" превратился внезпно в еще и разработчиков блокчейна?
Так вот теперь ОИС еще должны быть и верификаторами, иметь сеть офисов по всей России и заменить Ростелеком с их системой единой биометрической верификации и идентификации. По-моему и вовсе агонь. Что касается иностранных граждан, то в текущих реалиях прямой путь им в ЦФА заказан. Прощайте, иностранные инвестиции в экономику России! Прецедентов не было, но в теории это возможно при правильной юридической обвязке. Получится ли такое на практике — большой вопрос, ответ на который нам ещё только предстоит получить. Получается, что к сожалению, пока все МФЦ, Госуслуги, система биометрической верификации пользователей, службы единого окна и так далее, которые развернуты на федеральном уровне, абсолютно не работают для ЦФА. Получается, что для ОИС и ООЦА единственным вариантом функционирования становится обязательная интеграция с каким-то банком, причем крупным, у которого уже есть отделения по всей России, который и будет верифицировать пользователей. Кто этот пункт в законе пролоббировал? Вопрос риторический, отвечать не надо, но присмотреться, кому это было выгодно, однозначно стоит.
Немного теорий. Зачем Сберу конкуренты? А Лайтхаус и Атомайз — это теперь Тинькофф банк и Росбанк. Будут ли они допускать конкурентов на свою территорию? А им это зачем надо? В итоге, оказывается что ЦФА в текущем их виде и реализации созданы только для крупных игроков, а именно — исключительно для банков России. Частные небольшие компании, даже имеющие релевантный опыт, которые могут развернуть ЦФА-экосистему хоть завтра, в текущих реалиях работать попросту не могут. Получается, что вся концепция цифровой экономики, цифровизации России, развития инноваций и стартапов, в данном случае никоим образом не поддерживается. Однако, есть надежда основанная на слухах , что в 2023 году Госуслуги получат право верифицировать пользователей для торговли ЦФА, и будут включены в соответствующий реестр. Остается открытым вопрос иностранных пользователей — несмотря на то, что они прошли верификацию на других биржах или в крупнейших мировых валидаторах, они все равно рано должны что, прилететь в Россию ради верификации личности?
Даже если бы не было санкционной блокады России, вряд ли хоть кто-то станет это делать. Повторюсь: из-за этого требования, сейчас ЦФА не могут нормально развивать экономику России. Давайте посмотрим что происходит наверху: 30 августа 2022 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин заявил в своём выступлении: «Совместные усилия правительства и Банка России должны быть направлены на разработку эффективных инструментов, отвечающих на вызовы нового времени» и «Нам необходимо интенсивно развивать инновационные направления, в том числе заниматься внедрением цифровых активов. Это безопасная для всех сторон альтернатива, которая способна гарантировать бесперебойную оплату за поставки товаров из-за рубежа и на экспорт». Уважаемый Михаил Владимировач, чтобы этот план мог бы работать, в первую очередь следует смягчить и привести к вменяемому виду требования о верификации пользователей, во вторую — решить вопрос об использовании сервисов верификации иностранных граждан. Использовать современные инструменты, которыми пользуются во всем серьезные брокеры, крупные международные банки и так далее, а не возвращаться в прошлое, в эпоху вебмани-паспортов, как это сделано сейчас. Это не только упростит вхождение в индустрию ЦФА новым пользователям, но и откроет рынок российских стартапов и МСП иностранным инвесторам. UPD: Через день после написания этой статьи, на сайте правительства появилось распоряжение Михаила Мишустина , доказывающее тезис о развитии и эволюции законов и механизмов. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации. Срок — до 19 декабря 2022 года.
Самый Главный Риск Мы уже говорили о требовании иметь возможность восстановить доступ к кошельку пользователя в случае его утраты этим… пользователем. Теперь поговорим о том, какое влияние оказывает это требование на самого эмитента ЦФА, когда в руках ОИС — в буквальном смысле этого слова — активы и деньги его клиентов, за которые ОИС не несет никакой ответственности, а эмитент — несет. Еще один парадокс текущего законодательства. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем волну банкротств огромных, много лет бывших надежными блокчейн компаний и фондов, и многомиллиардные потери их клиентов. Застрахованы ли ОИС от подобных форс-мажоров? Безусловно, нет. Один удачный взлом, и был ОИС, и нет его. Одно неудачное обновление блокчейна, и результат тот же самый. Один недобросовестный работник — и снова тот же итог. Поддерживать блокчейн, держать ноды и так далее, после ликвидации ОИС никто не будет.
По буквам: когда исчезнет первый ОИС, использующий свой блокчейн а это произойдет неизбежно все их клиенты, выпустившие там ЦФА, или купившие такие ЦФА, останутся с бесполезными частями кода на руках. И даже если ноды будут работать, даже если сам блокчейн будет каким-то чудом продолжать жить за счет сообщества что маловероятно при банкротстве или скамэкзите его создателя , при текущих требованиях к ЦФА и ОИС, обязательном внесении каждого изменения о владельце в блокчейн, сами цифровые активы создают такие риски, которых нет ни в одном другом коине, токене и даже мем-коин. Этот риск легко можно снять всего лишь одним улучшение требования об обязательной записи изменений о владельце в реестр, заменив его на привязку к адресу кошелька, о чем я писал ранее, и возможно даже не один раз. Да, ЦФА могут перемещаться по разным кошелькам, но рано или поздно конечный владелец все равно будет известен в момент продажи ЦФА. Может ли появиться при этом серый рынок? Технически может. Есть ли в этом для кого-то выгода, если ЦФА нельзя ничего оплачивать, и все равно конечный владелец будет известен? Ну кто-то может продать ЦФА вне оператора обмена. Покупатель все равно будет в конечном итоге виден, и что ЦФА поменяли владельца. И это можно обрабатывать десятком разных способов, в том числе и обязательным налогом на прибыль, которая известна, так как блокчейн — волшебная, прозрачная технология и идеально для этого подходит.
А можно ли написать смарт-контракт, даже на публичном блокчейне, чтобы ЦФА могли отправляться только на верифицированные ОИС или ООЦА кошельки, чтобы регулятор не переживал по поводу потенциально упущенных налогов? Конечно можно. И главное — для этого не нужен какой-то особый блокчейн, не нужно плодить риски, не нужно придумывать велосипеды. Что нас ждет в скором времени Через какое-то время возникнет интересная и не очень приятная ситуация: чтобы не допустить блокчейн-винегрета, после первых взломов и первых прекращений работы ОИС, после первых тысяч потерпевших, которые придут жаловаться в ЦБ РФ, требования к регистрации ОИС и ООЦА будут ужесточаться.
К настоящему времени выпущено более 120 ЦФА общим объемом около 40 млрд рублей. Активизацию инвесторов на рынке ЦФА эксперты и эмитенты связывают с развитием вторичного рынка. Материалы Boomin по теме ЦФА:.
Финансовые маркетплейсы смогут выпускать и перепродавать цифровые финактивы ЦФА.
Они смогут стать площадкой для выпуска и вторичного обращения цифровых активов. В реестре операторов обмена нет компаний. В него могут включить «Атомайз», Сбербанк, «Лайтхаус», которые подавали заявки еще год назад с просьбой разрешить им перепродавать ЦФА.
Мишустин призвал внедрять цифровые активы для торговых расчетов
Операторы обмена могут совершать операции с цифровыми финансовыми активами, выпущенными и в собственной, и в других информационных системах. Закон обязывает Банк России вести реестр операторов электронных платформ, которые занимаются оборотом ЦФА и проводят законные цифровые финансовые операции. Оператор обмена, в соответствии с ч.3 ст. 10 ФЗ о ЦФА 2021г. включается в специальный реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, который ведется Банком России.
Цифровые финансовые активы: главное за 2023 год
Банк России включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), следует из информации на сайте регулятора. По словам гендиректора «Лайтхауса» Дениса Иорданиди, в рамках действующего законодательства в сфере цифровых финансовых активов деятельность оператора обмена может быть приравнена к деятельности организатора торгов при сопоставлении заявок на. Цифровые финансовые активы – это, по сути, новый способ инвестирования, использующий современные технологии, такие как блокчейн и смарт-контракты.
Свежие записи
- ЦБ расширил реестр операторов ЦФА до пяти
- Банк России включил первую организацию в реестр операторов обмена ЦФА
- Новости Респекта
- В России операторами обмена цифровых финансовых активов смогут быть банки и биржи
- Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов
- Банк России включил первую организацию в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов
Количество операторов систем цифровых финансовых активов выросло до пяти
Статья Цифровые финансовые активы в России, Законодательство о цифровых финансовых активах в России, Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, Хроника, На площадке АФТ пилотируется выпуск ЦФА субъектами МСП под залог. дату внесения Банком России в реестр и исключения из реестра сведений об осуществлении оператором отдельных расчетов. ПАО Московская Биржа 3 августа 2023 г. включена в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Хорошая новость — один и тот же уставной капитал может быть использован для одной компании, для включения в оба реестра, и операторов информационных систем, и операторов обмена цифровых активов. Статья Цифровые финансовые активы в России, Законодательство о цифровых финансовых активах в России, Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, Хроника, На площадке АФТ пилотируется выпуск ЦФА субъектами МСП под залог. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внёс в парламент законопроект, который устанавливает административную ответственность за выпуск и обмен цифровых финансовых активов (ЦФА) компаниями, не включёнными в реестр ЦБ.
Банк России рассматривает девять заявок на включение в реестр операторов обмена ЦФА
Ко мне обращается большое количество участников рынка и организаций, которые хотели бы также выйти на рынок ЦФА, то есть рынок явно растет», — заявила Скоробогатова. Сейчас в реестре операторов информационных систем и обмена ЦФА находятся три организации: платформа токенизации активов «Атомайз» принадлежит структурам российского миллиардера Владимира Потанина , Сбербанк и цифровая платформа «Лайтхаус» партнер АО «Трансмашхолдинг».
Законопроект был внесен в Госдуму еще в марте 2018 года во исполнение поручения Президента РФ от 21. Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в РФ. Текст закона претерпел существенные изменения в процессе его подготовки ко второму чтению, например, исчезли такие понятия как «майнинг» и «токен», а также исключены нормы об уголовной и административной ответственности. Цифровые финансовые активы Закон вводит понятия, ранее не фигурировавшие в российском законодательстве, в частности, понятие цифровых финансовых активов далее — ЦФА — цифровые права, предусмотренные решением о выпуске ЦФА в установленном законом порядке, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения изменения записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. Такие цифровые права могут включать: денежные требования; возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам; права участия в капитале непубличного акционерного общества; право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов. Решение о выпуске ЦФА должно содержать в том числе информацию о лице, осуществляющем выпуск ЦФА, об операторе информационной системы, видах и объеме прав, удостоверяемых ЦФА, их количестве и цене. Обязательным условием выпуска ЦФА является публикация решения об их выпуске на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, в рамках которой будет осуществляться выпуск.
Приобретать ЦФА могут любые лица, которые одновременно являются пользователями информационной системы, в которой учитываются эти активы, и имеют доступ к такой системе. При этом Закон содержит положения, в соответствии с которыми Банк России вправе определить признаки ЦФА, которые смогут приобретать только квалифицированные инвесторы, а также определять признаки ЦФА, приобретение которых неквалифицированными инвесторами будет ограничено определенной суммой вложений. Предоставление доступа к информационной системе, в которой осуществляется выпуск ЦФА, ведение реестра пользователей такой информационной системы, а также ее функционирование обеспечивает оператор. Оператором может быть юридическое лицо, личным законом которого является российское право.
Регулятор признал правила информационной системы компании и техническую реализацию платформы соответствующими законодательству. Согласование правил и внесение в реестр позволяют компании обеспечивать клиентам возможность выпуска ЦФА на своей платформе и получения новых видов продуктов «в токенизированной форме». Организация также сможет самостоятельно осуществлять операции обмена внутри своей платформы, поскольку в правила информационной системы заложены положения правил обмена ЦФА, говорится в сообщении. Напомним , федеральный закон о цифровых финансовых активах вступил в силу с 1 января 2021 года.
Операторы обмена, обеспечивая заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок, могут взаимодействовать с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. Это повышает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового продукта.
Все о цифровых финансовых активах
Оператор обмена, в соответствии с ч.3 ст. 10 ФЗ о ЦФА 2021г. включается в специальный реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, который ведется Банком России. Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена. Интерфакс: Банк России включил "Московскую биржу" в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), говорится в сообщении регулятора. Согласно проекту операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации и организаторы торговли, которые включены Банком России в установленном им порядке в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.
Материалы по теме
- Курсы валют 28 апр
- В России появился первый оператор обмена цифровых финансовых активов
- ЦБ включил первую компанию в реестр операторов цифровых финансовых активов - Парламентская газета
- Операции с цифровыми финансовыми активами