Сегодня восстановление былых размеров Аральского моря не представляется возможным, однако учёные предполагают, что увеличение уровня воды в Малом Арале повлечёт поднятие уровня вод и в Большом, способствуя улучшению ситуации.
Прогноз погоды в с. Малый Арал сегодня и на ближайшие 12 часов.
Самым ярким впечатлением от этого участка пути стал понтонный мост через реку Бузан, что в 40 км от границы с Казахстаном. Один проезд машины через переправу стоит 140 рублей. Оплата принимается в том числе и по карте. Кстати, на обратном пути навигатор повел машину в Астрахань таким образом, что платной переправы удалось избежать. На следующий день предстояло доехать до города Атырау. Это оказалось самой сложной частью пути — дороги здесь просто не было.
Какие-то участки асфальта существовали, но в целом приходилось ехать по степи или по гравийке. Ситуация осложнялась палящим солнцем и клубами пыли, поднимаемыми другими машинами. Без малого 300 км пришлось ехать почти 8 часов. По дороге в одной из ям оторвался передний бампер, в лобовое стекло прилетело два камня. Дорога проходила по степи.
Населенные пункты встречались редко. Иногда на обочине попадались казахские кладбища — могилы здесь представляют собой небольшие закрытые домики или огораживаются так, что внутрь не залезть. Кое-где встречаются мавзолеи. На первой же заправке в Казахстане обнаружилось, что карточки платежной системы «Мир» здесь не работают. Это значительно осложнило путешествие.
Пришлось рассчитывать лишь на наличные, которых было не так много. В Атырау стало ясно, что планы путешествия следует откорректировать. С учетом качества дорог пришлось выбирать самый ближайший путь до моря. В таком случае предпочтительнее было отправиться на юг страны до приграничного села Бейнеу, пересечь границу с Узбекистаном, доехать до поселка Жаслык, откуда можно уже прямиком по пустыне добраться до Арала — по крайней мере, спутниковые карты показывали там следы к морю. Асфальтное полотно по одной полосе в каждую сторону практически не имело ям и изъянов, что позволило быстро доехать до границы.
Двигаться пришлось по степи, постепенно переходящей в пустыню. Особенно нелепо на фоне такого пейзажа смотрелся дорожный знак «Место отдыха» — наклоненная над скамейкой ель: здесь и лиственные-то деревья редко встретишь, чего уж говорить о хвойных. Пройти казахстанский пункт пропуска Тажен получилось достаточно быстро и без проблем, а вот пункт узбекской границы занял около 3 часов. От людей, пересекающих границу, и пограничников стало известно об особенностях путешествия по Узбекистану: деньги лучше менять на черном рынке, курс рубля к местному суму в официальных обменных пунктах намного ниже 109 сум за рубль против 150-170-ти , бензин в стране только АИ-80 и АИ-91. Купить его непросто, особенно 91-й.
Искать можно не только на заправках, но и у обычных граждан. В Узбекистане добывается в основном газ, поэтому почти все используют метан. Последнее откровение — то, что в стране плохие дороги. Узбекская часть Аральского моря находится на территории суверенной республики Каракалпакстан. Это отдельный, особенный регион.
Каракалпаки — кочевники. У них свой язык, который отличается от узбекского, а больше схож с казахским. Многие здесь плохо знают узбекский. Русским тоже владеют не все. Кто-то не говорит вообще, а кто-то изъясняется без акцента.
Причем возраст не имеет значения. В Узбекистане сразу началась настоящая пустыня. Трасса то и дело была засыпана песком — таким способом здесь пытаются ремонтировать дорогу. В пустыне довелось увидеть тушканчика и лису. По дороге встречалось множество гуляющих лошадей и верблюдов.
Небольшой населенный пункт, число жителей не превышает 4000 человек, имеет одноименную железнодорожную станцию, военный аэродром. Уже после обретения независимости Узбекистана на месте военного городка была организована колония строгого режима, куда отправляли членов экстремистских религиозных группировок. Днем в Жалсыке — а именно в это время суток довелось сюда приехать — немноголюдно. Магазины закрыты. Все прячутся от жары.
Кстати, она в пустыне переносится намного легче, нежели на той же Кубани. И дело тут во влажности, которая в Средней Азии ниже. Стоит найти в этих краях тень — и под ней ощущаешь настоящую прохладу. Поэтому все стараются спрятаться в тени, даже небольшой. Еще здесь практически не потеешь, но воду пьешь всегда с какой-то особенной жадностью.
Многовековое пребывание в пустыне наложило особенности на поведение каракалпаков. Они, что-то объясняя, неизменно прибегают к начертанию на земле. Во время разговора могут спокойно достать из кармана насвай жевательный табак и насыпать себе в рот.
При этом ближе к концу века уровень стал снова понижаться, что способствовало образованию бывших островов Барсакельмес, Каскакулан, Возрождения и др. Появление этих островов и обусловило возникновение топонима «Арал»: с тюркского языка это слово переводится как «остров, архипелаг».
Впервые исследование Аральского моря провели только в середине XIX века, при этом известно, что в 20-х годах того же века в водоём перестали впадать рукава длиннейшей и второй по водности реки Средней Азии Сырдарьи. Изучением Арала в XIX веке занималась экспедиция, которой руководил известный русский военно-морской деятель, контр-адмирал Алексей Иванович Бутаков 3-й. Научная экспедиция провела первичное исследование местности, промерные работы для получения материалов, характеризующих подводный рельеф дна водоёма, и для нанесения на карту местоположения глубоких и мелких мест в водоёме. Кроме того, учёные изучили остров Барсакельмес, а также обнаружили и исследовали остров Возрождения. Эти и другие полученные ими данные были использованы для издания в 1850 году карты Аральского моря.
Изучение Аральского моря продолжилось, однако происходило параллельно с военными действиями, направленными на закрепление России в Средней Азии. Для этих целей в 1853 году на Арале была организована озёрная флотилия флота Российской империи, которая существовала на протяжении 30 лет. Аральская флотилия отвечала за охрану судоходства, обеспечение воинских перевозок, а также проведение инженерно-гидрографических изысканий. Больше подробностей о климатических особенностях, о природном и животном мире водоёма и его окрестностях было получено в результате экспедиций, организованных в конце 1880-х годов. Экспедиции, позволившие детальнее изучить южные и северные участки Аральского моря, возглавляли учёный и путешественник Александр Михайлович Никольский и выдающийся географ Лев Семёнович Берг.
Рыболовство в промышленных масштабах началось в Аральском море в XX веке: несколькими купцами из Российской империи тут были организованы большие рыбацкие союзы. Всё это время, начиная с организации первых научных экспедиций, осуществлялось систематическое наблюдение за водоёмом. До 1950-х гг. Ситуация начала меняться в 1930-х годах, когда было решено использовать воду из рек, питавших озеро, для орошения хлопковых полей. В результате этого баланс испарявшейся и поступавшей в водоём воды перестал соблюдаться, и озеро начало мелеть.
Начиная с 1960-х годов уровень воды в озере уменьшался на 20—90 см в год, водоём спустя 30 лет превратился в два небольших изолированных озера: Малое Северное Аральское море, которое осталось за Казахстаном, и Большое Южное , расположенное в Узбекистане. Новообразованные озёра разделила Кокаральская плотина, призванная сохранить северную часть Арала. На сегодняшний день разрабатываются проекты, направленные на восстановление полноводности Арала. В качестве одного из способов сохранить его предлагается отказаться от забора воды из впадающих в водоём рек, однако учёные отрицают возможность спасти Арал таким образом. Географические особенности и климат Аральского моря Аральское море располагается на территории Актюбинской и Кызылординской областей Казахстана, а также занимает небольшую часть Республики Каракалпакстан в Узбекистане.
На данный момент озеро представляет собой два отделённых друг от друга Кокаральской плотиной водоёма: Малое и Большое Аральское море. Малый, или Северный Арал расположен в Казахстане и представляет собой северную часть Аральского моря, питающуюся водой реки Сырдарьи. Водоём размещается на высоте 42 метров над уровнем моря. По состоянию на начало века средняя зафиксированная глубина — меньше 9 метров при максимальной глубине всего в 18 метров. Большой, или Южный Арал в свою очередь также разделился на две части: восточную и западную, соединённые протокой Узун-Арал.
В Большой Арал впадает река Амударья. Глубина уцелевшего озера в среднем составляет около 15 метров при максимальном значении в 40 метров.
В результате Малый Арал вновь наполнился водой, и на берегу появилась жизнь. Помимо Сырдарьи и Малого Арала влагой наполнились более 200 малых озёр. С приходом большой воды жизнь в Кызылорде вновь закипела. Житель аула Каратерен Нурбек Жолаев всю жизнь занимается рыболовством. Его отец и дед тоже были рыбаками. Мужчина радуется обновлению Арала, ведь море - единственный источник дохода семьи. Самое главное, в этом году воды много.
Появилась щука, судак, сазан и другие виды рыб. В команде работает четыре рыбака. Улов сдаём в завод, заработанные деньги тратим на семью", - говорит рыбак. Фото акимата Аральского района.
Вся информация, размещенная на веб-сайте meteo-tv. При использовании материалов ссылка обязательна в интернете - гипертекстовая. Политика конфиденциальности О прогнозе На нашем сайте всегда самая точная погода в различных уголках нашей планеты более 13 000 населенных пунктов.
Погода в Арале
С начала 2023 года Аральское море в Кызылординской области вновь наполнилось водой. В Малом Арале сегодня ожидается +2.+3 °C, без осадков, слабый ветер. Карта погоды: облачности и осадков Малый Арал.
Восстановление Аральского моря
Хорошие новости о состоянии Аральского моря экологи сообщали 4 марта, уровень воды в северном Арале впервые после долгого периода снижения поднялся на 48 см. Аральское море и проблема его усыхания, ставшая широко известной во времена перестройки в конце 1980-х. Дамба разделила Аральское море на 2 части – Большой и Малый Арал. новости по теме Аральское море |. Поступление воды в Аральское море за весь прошлый год составило 816 миллионов кубометров, а только в течение первых двух месяцев 2023 года — уже 803 миллиона кубометров. Сегодня в селе Малый Арал на протяжении всего дня ожидается прохладная погода и возможен гололед. Погода в Малом Арале: подробный погоды на сегодня, завтра, 7 дней. Прогноз осадков Штормовые предупреждения Малый Арал, Россия Власти тщательно наблюдают за состоянием Малого Арала, опасаясь возникновения ещё одной экологической катастрофы.
Прогноз погоды в с. Малый Арал на неделю
Погода в Арале | Малое Аральское море (Малый Арал, Северный Арал, каз. Солтүстік Арал теңізі) — солоноватое озеро на территории Кызылординской области Казахстана, северная часть разделившегося Аральского моря, получающая воду из Сырдарьи. |
Аральское море и причины его гибели | Примерно полвека назад Аральское море считалось 4 по величине озером на нашей планете. |
Погода в Малом Арале сегодня, прогноз погоды на 5-7 дней
Погода в с. Малый Арал. Красноярский р-н, Астраханская область. | При сохранении нынешних темпов расхода воды на важном притоке Малого Арала – реке Сырдарья – северная част моря может стать сушей уже через 5-7 лет», — говорит Мурат Бахтиярулы депутат Сената Парламента РК. |
Прогноз погоды в городе Арал | Точный Прогноз погоды в Малом Арале, Астраханская область, Россия. |
Погода в Мынарале на сегодня
В нынешнем году впервые за последние 11 лет в восточную часть Большого Арала поступление воды из Малого Арала полностью отсутствует. в Сельском поселении Село Малый Арал. +15 ˚C. Сейчас облачно с прояснениями, ветер 5 м/с. Foreca предоставляет самые точные местные и региональные прогнозы погоды, радиолокационные карты, оповещения и новости о неблагоприятных метеоусловиях для всех регионов мира.
Восстановление Аральского моря
Аральское море | Сегодня погода в Малом Арале днем будет облачная, кратковременный дождь. |
Погода Малый Арал на 14 дней | температура замерзания чуть ниже нуля Западный Арал – до 150 промилле (данные за 2014-15 гг.) - температура ниже -7°С. |
АРА́ЛЬСКОЕ МО́РЕ | Все новости по теме Аральское море собрали для вас сегодня. |
Уровень воды в Аральском море повысился на 95 сантиметров | Метеопрогноз, погода, прогноз погодных условий, новости погоды, климат. |
Погода Малый Арал на 14 дней
Обновление прогностических данных на сайте происходит 4 раза в сутки. Новости о погоде и погодная аналитика обновляются по мере поступления информации. Также на нашем сайте представлена телевизионная продукция компании «ТМК-Система», информация о наших ведущих, контактная информация.
Так как в первый вода из Сырдарьи попадала, он более-менее сохранился. А с постройкой Кокаральской дамбы эта часть моря, находящаяся в Казахстане, смогла даже худо-бедно наполняться.
Сток Сырдарьи накапливается, а дамба не позволяет ей полностью уходить на юг. В Большой Арал, питавшийся в основном из Амударьи, вода не поступает: ее для орошения забирают Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Из-за чего эта часть моря особенно сильно пересохла. В связи с этим значительно повысилась соленость воды, в ней вымерла вся рыба.
А ведь до высыхания Арала на море находилось два портовых города — Аральск в Казахстане и Муйнак — в Узбекистане. Так как Большой Арал сейчас в особо бедственном положении, он кажется более интересным. Западную часть его бассейна питают только подземные воды, что не останавливает высыхания. Изначально планировалось подобраться к Большому Аралу с севера через казахский поселок Бозой.
Чтобы доехать до него, пришлось бы сделать приличный крюк через север Казахстана. Бампер оторвался на второй день пути Дорога от Краснодара до границы заняла на машине целый день. По пути лежали Кропоткин, Элиста, Астрахань. Везде дорога прекрасная — чуть лучше в Краснодарском крае и Калмыкии, чуть хуже — на Ставрополье и в Астраханской области.
Самым ярким впечатлением от этого участка пути стал понтонный мост через реку Бузан, что в 40 км от границы с Казахстаном. Один проезд машины через переправу стоит 140 рублей. Оплата принимается в том числе и по карте. Кстати, на обратном пути навигатор повел машину в Астрахань таким образом, что платной переправы удалось избежать.
На следующий день предстояло доехать до города Атырау. Это оказалось самой сложной частью пути — дороги здесь просто не было. Какие-то участки асфальта существовали, но в целом приходилось ехать по степи или по гравийке. Ситуация осложнялась палящим солнцем и клубами пыли, поднимаемыми другими машинами.
Без малого 300 км пришлось ехать почти 8 часов. По дороге в одной из ям оторвался передний бампер, в лобовое стекло прилетело два камня. Дорога проходила по степи. Населенные пункты встречались редко.
Иногда на обочине попадались казахские кладбища — могилы здесь представляют собой небольшие закрытые домики или огораживаются так, что внутрь не залезть. Кое-где встречаются мавзолеи. На первой же заправке в Казахстане обнаружилось, что карточки платежной системы «Мир» здесь не работают. Это значительно осложнило путешествие.
Пришлось рассчитывать лишь на наличные, которых было не так много. В Атырау стало ясно, что планы путешествия следует откорректировать. С учетом качества дорог пришлось выбирать самый ближайший путь до моря. В таком случае предпочтительнее было отправиться на юг страны до приграничного села Бейнеу, пересечь границу с Узбекистаном, доехать до поселка Жаслык, откуда можно уже прямиком по пустыне добраться до Арала — по крайней мере, спутниковые карты показывали там следы к морю.
Асфальтное полотно по одной полосе в каждую сторону практически не имело ям и изъянов, что позволило быстро доехать до границы. Двигаться пришлось по степи, постепенно переходящей в пустыню. Особенно нелепо на фоне такого пейзажа смотрелся дорожный знак «Место отдыха» — наклоненная над скамейкой ель: здесь и лиственные-то деревья редко встретишь, чего уж говорить о хвойных. Пройти казахстанский пункт пропуска Тажен получилось достаточно быстро и без проблем, а вот пункт узбекской границы занял около 3 часов.
От людей, пересекающих границу, и пограничников стало известно об особенностях путешествия по Узбекистану: деньги лучше менять на черном рынке, курс рубля к местному суму в официальных обменных пунктах намного ниже 109 сум за рубль против 150-170-ти , бензин в стране только АИ-80 и АИ-91. Купить его непросто, особенно 91-й. Искать можно не только на заправках, но и у обычных граждан. В Узбекистане добывается в основном газ, поэтому почти все используют метан.
Последнее откровение — то, что в стране плохие дороги. Узбекская часть Аральского моря находится на территории суверенной республики Каракалпакстан. Это отдельный, особенный регион. Каракалпаки — кочевники.
У них свой язык, который отличается от узбекского, а больше схож с казахским. Многие здесь плохо знают узбекский. Русским тоже владеют не все. Кто-то не говорит вообще, а кто-то изъясняется без акцента.
Причем возраст не имеет значения. В Узбекистане сразу началась настоящая пустыня. Трасса то и дело была засыпана песком — таким способом здесь пытаются ремонтировать дорогу. В пустыне довелось увидеть тушканчика и лису.
От крупного порта Аральск береговая линия ушла примерно на 100 км. В русло Амударьи и Сырдарьи поступают сточно-дренажные воды с полей. А эти поля еще в советское время были изрядно покрыты ядохимикатами и прочими удобрениями. Сейчас они размещаются в виде отложений на бывшем дне Аральского моря.
Общая площадь заражения составляет примерно 54 тыс км2. Причем мощные ветра, дующие над Аралкумом, переносят вредные соединения на большие расстояния. У местного населения резко выросло количество респираторных заболеваний, онкологических и других заболеваний. Высыхание Аральского моря имело катастрофические последствия для его обитателей, а также жителей прибрежной территории.
Поскольку резко уменьшился сток рек, то прекратились весенние паводки, которые раньше снабжали низовья Амударьи и Сырдарьи полезными отложениями и пресной водой. В итоге практически полностью прекратилась сельскохозяйственная деятельность в низовьях этих рек. Раньше в дельтах рек водилось 32 вида рыб, теперь их осталось только 6. До начала катастрофического падения уровня Аральского моря на его берегах имелось 2 крупных порта — Муйнак и Аральск, сейчас море ушло, оставив после себя ржавые остовы кораблей.
В начале 60-х годов в Арале вылавливалось около 40 тыс.
Только за первые два месяца 2023 года поступило 803 миллиона кубических метров. Читайте также: В Таджикистане обсудят спасение Арала.