Орфографический минимум составляют: написания значащих частей слова приставки, корня, суффикса, окончания с учётом различных принципов написания см. Орфография. Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie.
Рецензия недели
- орфографический минимум | Тренажёр по русскому языку (10 класс): | Образовательная социальная сеть
- Орфоэпический минимум ЕГЭ в 2024 году | ФИПИ, по русскому языку
- Расписание ОГЭ в 2024 году: даты экзаменов по всем предметам
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Проверка на грамотность: тест по русскому языку онлайн
Теория ЕГЭ по русскому языку 2023 – 2024. Все правила, теория и практика к заданиям ЕГЭ.
В документе, к слову, уточняется правило, которым злоупотребляют многие СМИ — название должностей, титулов, званий, учреждений. Во всех текстах, кроме официальных, слова «президент», «управляющий делами», «правительство» пишутся с маленькой буквы. Написание имен собственных, ставших нарицательными, теперь тоже допускается со строчной буквы. Это касается единиц измерения, названных в честь ученых вольт, ампер, рентген , наименований изделий и предметов макинтош, кольт, адидасы, джакузи.
По словам главного редактора портала «Грамота. При том, что лингвисты продолжают и будут продолжать вести работу над полным академическим описанием правил русской орфографии и пунктуации, которое предполагается в электронном виде. Это дело не совсем отдаленного, но будущего», — подчеркнул эксперт в беседе с «Газетой.
Пахомов добавил, что лингвисты не предлагают какие-либо орфографические реформы, отмены существующих правил, устранения действующих языковых исключений. Речь идет о более подробных правилах, более точных формулировках и о том, что эти правила описывают, в том числе, новые слова и типы слов, которые появились в последние годы и десятилетия», — пояснил эксперт.
Для школьников в наше время вопрос о знании орфографического минимума также актуален, как и для крестьян в начале двадцатого века. Всех школьников обязуют проходить государственную аттестацию - единые экзамены в девятом и одиннадцатом классах. Орфографический минимум ЕГЭ - это то, что должен знать каждый ученик для успешной сдачи экзаменов, которая, в свою очередь, позволяет молодым людям поступать в колледжи, профессиональные технические училища, университеты и прочие учебные заведения. Минимальные орфографические правила содержат в себе учебники, специальные сборники, которые предлагают школьникам выучить сложные слова. Примечательно, что к знанию орфографического минимума детей приучают с первого класса. В конце каждого учебника по русскому языку всегда есть ряд словарных слов, которые предлагаются для заучивания ученикам с первого по пятый класс. Для того чтобы основные правила русской орфографии запоминались быстрее и эффективнее, учителя регулярно проводят словарные и иные виды диктантов, проверяя, как ученики владеют накопленными знаниями.
Обычно к таким диктантам прилагаются дополнительные задания.
Кто-то поддерживает эту позицию, а кто-то твердо настаивает на том, что каждый человек вправе самостоятельно выбирать, что ему изучать. Так или иначе существует орфографический минимум - то, что полезно знать каждому русскоговорящему человеку.
Что такое орфографический минимум, хорошо знали граждане СССР. Партия обязала всех взрослых безграмотных людей обучаться письму и чтению, ведь ознакомление с агитацией, публикующейся в прессе, было необходимостью для совершения революции. Таким образом повышался хоть и не в полной мере уровень образованности населения.
Орфографический минимум изучали в каждом населенном пункте, где безграмотных жителей было более 15 человек. Если неграмотных было больше, то в селе открывалась школа ликпункт , в которой дети и взрослые обучались в течение нескольких месяцев. С окончанием обучения получившие документ ученики могли считать себя грамотными людьми.
Если предлагаемый свод правил русской орфографии и будет утверждён до конца 2021 года в чём я очень сомневаюсь , мы, скорее всего, получим дополненный и упорядоченный вариант действующих правил. Реформа языка — это сложный и продолжительный процесс, потому что язык должен сохраняться в состоянии коммуникативной пригодности: одно поколение носителей языка не должно перестать понимать другое. Мы же понимаем произведения А. Пушкина без обращения к дополнительным источникам. Так и здесь: речь — это двусторонний процесс, при котором важно, чтобы тебя понимали. Альфия Сагидуллаевна Каримова, преподаватель колледжа НФ БашГУ кандидат педагогических наук: - Я вполне допускаю мысль, что реформа русской орфографии давно назрела. Как говорил античный мыслитель, всё течёт, всё меняется. И не замечать изменения, происходящие в языке, считать святотатством посягательства, в частности, на русскую орфографию — смешно. Однако весь вопрос в том, кто именно окажется в числе реформаторов. Достаточно посмотреть, что предлагают некоторые буйные головушки, чтобы усомниться в целесообразности подобных нововведений.
Так, например, Ованес Авагинян, старший филолог Института русского языка им. Виноградова РАН, допускает возможность изъятия?!
В РАН раскритиковали проект новых правил русского языка
Конструкцию с глаголом мочь и двойным отрицанием следует отличать от конструкции с глаголом мочь с предшествующим не и повторяющимся усилительным ни. В первом предложении каждой пары утверждается, что соответствующее действие производится; в каждом втором констатируется невозможность производить эти действия. И частица не, и частица ни могут входить в конструкции с местоименными словами кто, что в разных падежах , как, где, куда, откуда и т. Что только не восхитило его на этой необычной выставке! Кому не известен этот дом? Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? Как не любить родной Москвы!
Где только не приходилось ему бывать! Куда он только не обращался! Такие предложения - по форме отрицательные - по содержанию всегда содержат утверждение. Кто не знал этого человека! Как ни жаль, а придётся от этого отказаться. Что бы ни случилось, надо сохранять спокойствие.
Кого ни спрашивали, никто не знает. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало посл. Каким бы ни был ответ, это лучше полной неизвестности. Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить Пушкин. Где бы он ни работал, его всюду ценили. Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая!
Когда бы к нему ни пришли, он всегда занят. Сколько ни ищи в этом деле виновника, всё равно не найдёшь. Конструкции не кто иной, как и не что иное, как, в которых кто и что могут стоять в косвенных падежах без предлогов и с предлогами не кого иного, как; не чему иному, как; не у кого иного, как; не с чем иным, как и т. В каждой паре первое предложение утвердительное, второе - отрицательное. И частица не, и частица ни входят в состав ряда устойчивых сочетаний. Примеры: Подожди, пока не кончится передача.
Прекрати, не то я закричу! Погода неприятная: идет не то дождь, не то снег. Он не только поэт, но и композитор. Отношения между ними не то что не дружеские, а враждебные. Он не то что на десять минут, а и на час опоздает. Он не то чтобы груб, а несколько вспыльчив.
Она не так чтобы злая, а равнодушная. Частица не входит в состав сочетаний, близких по значению к частицам: вовсе не, вряд ли не, далеко не, едва не, едва ли не, нисколько не, ничуть не, отнюдь не, разве не, чуть не, чуть ли не; не более чем, не более как, не более и не менее как. Частицей не начинаются многие устойчивые сочетания, в том числе включающие предложные конструкции существительных: не ахти как, какой , не бог весть кто, что, какой и т. Сочетания, представляющие собой по форме придаточные предложения: во что бы то ни стало, как ни верти, как ни кинь, как ни крути, куда ни кинь, куда ни шло, откуда ни возьмись, что ни говори. Сочетания с начальным одиночным ни: ни аза, ни бельмеса, ни боже мой, ни бум-бум, ни в жизнь, ни в жисть, ни в зуб ногой , ни в какую, ни в коем разе, ни в коем случае, ни в одном глазу, ни вот столько, ни во что ставить , ни гроша, ни гугу, ни за грош погибнуть, пропасть , ни за понюх табаку погибнуть, пропасть , ни за что, ни зги, ни капельки, ни копейки, ни копья, ни крошки, ни к чему, ни к чёрту не годится , ни на волос, ни на грош, кто, что, какой ни на есть, ни на йоту, ни на минуту, ни на шаг, ни ногой, ни под каким видом, ни при чём, ни слова, ни пяди, ни с места, ни с чем остаться , ни фига, ни черта, ни шагу восклицание , ни шиша. Передача на письме согласных звуков 2.
Глухие и звонкие согласные Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с и соответствующие мягкие , к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з и соответствующие мягкие , г, ж перед парными же звонкими согласными кроме в. Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова том же корне, приставке, суффиксе проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в и соответствующими мягкими , а также перед j на письме - перед разделительными ъ и ь. Например, согласные в корнях и суффиксах: - на конце слова: дуб ср. Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с, хотя имеются глаголы отверзать ся , отверзнуть ся и разверзать ся , разверзнуть ся.
В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к хотя абстрагировать, реагировать, корригировать , в слове транскрипция пишется п хотя транскрибировать ; в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке-источнике латинском. Согласные в приставках перед глухим или парным звонким согласным, кроме в : входить, вбивать ср. Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр. Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях. Буква к пишется в приставках экс- и экстра-: экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс. Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс; ср.
Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий -вш ий , -вши, -в: отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав; буква ж - в суффиксе наречий -жды: дважды, единожды, четырежды; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на -дцать, -надцать: двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать. Буква в пишется на конце форм род. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв: - в русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд, а есть только основы на зг, зд ь ; пишутся: мозг мозга , лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. В начале корней пишутся зг, зд: ни зги не видно , здесь, здоровье, здание; исключение: сдоба, сдобный; - на конце основ преобладают буквосочетания ск, ст ь ; пишутся: пуск пуска , поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск, прилагательные с суффиксом -ск- царский, приморский, заводской ; хвост, лист, крест, куст, место, покамест, простой, чистый, месть, зависть, ненависть, слова с суффиксами -ист гитарист, футболист , -ость смелость, жадность , -ист ый холмистый, прерывистый , -аст ый глазастый, зубастый.
То же сочетание ст - в суффиксах -ств о богатство, колдовство, казачество , -ственн ый женственный , -ствова ть злобствовать, бодрствовать , в приставке пост- постмодернизм, постсоветский , в окончании -ст даст, надоест. В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст, напр. Приставки без-, вз-, воз-, из-, низ-, раз- роз- , через- чрез- пишутся по особому правилу: перед буквами, передающими глухие согласные к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ , в них пишется буква с, а в остальных случаях - буква з, напр. Буква й Буква й пишется для передачи звука [j] "йот" после гласных в середине и на конце слова или перед согласными, напр. Перед гласной буква й пишется только в следующих случаях: - если буквой й кончается первая часть сложносокращенного слова, а вторая начинается с гласной, напр. Непроизносимые согласные В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств - начальный согласный.
Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр. В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, напр. Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр. В прилагательных с тем же суффиксом, образованных от слов с основой на ст, эта основа целиком сохраняется, т. В глаголах с суффиксом -ствова ть , образованных от основ на ст, пишется только одно ст: фашиствовать от фашист , фашиствующий, анархиствующий. Буквенные сочетания тс также тьс , дс, тц, дц пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на с или ц, напр.
От прилагательных на -тский и -дский следует отличать прилагательные на цкий. Слова на -цкий образуются от основ на ц, к и ч, причем согласные к и ч чередуются с ц, а первый согласный суффикса -ск- фонетически поглощается предшествующим ц, и это передается на письме сочетанием цк, напр. Буквенные сочетания тч, дч в том числе стч, здч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на ч, напр. При этом следует иметь в виду, что в существительных после согласных т и д не пишутся суффиксы -щик, -щин а , а пишутся в соответствии с произношением -чик, -чин а : ср. Это не относится, однако, к словам, где согласной т или д предшествуют н, ль, р, й; в них пишутся в соответствии с произношением -щик, -щин а , напр. Буквосочетания дщ, тщ встречаются также на стыке приставки и корня, напр.
Не допускается на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов двойная согласная ч. Долгий согласный звук ч передается здесь сочетанием букв тч, напр. Так же пишутся слова с сочетанием тч в корне: ветчина, потчевать, притча но поручик. Двойная согласная ч встречается на письме только в заимствованных словах, в том числе в собственных именах, напр. Буквенные сочетания сч, зч, жч, шч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на с, з или ж, ш, а последующая начинается на ч, напр. При этом следует иметь в виду, что в существительных после согласных с, з, ж не пишутся суффиксы -щик, -щин а , а пишутся -чик, -чин а : ср.
Буквосочетание сщ встречается только на стыке приставки и корня, напр. Буквенные сочетания сш, сж, зш, зж пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть оканчивается на согласную с или з, а последующая начинается на ш или ж, напр. Сочетание зс пишется на стыке корня с суффиксом -ск- в таких словах, как, напр. Буквенные сочетания жс, шс, чс, щс пишутся в соответствии с произношением на стыке корня с суффиксом -ск- в прилагательных, образованных от собственных имен личных и географических , а также от этнических наименований, напр. Однако в других суффиксальных прилагательных на -ский, образованных от нарицательных существительных, после шипящих согласных пишется в соответствии с произношением -еск-, напр. Буквы ч и ш перед н и т В словах, образованных от основ на ч, к, ц, перед суффиксами, начинающимися с согласной н суффиксами -н-, -ник, -ниц- , пишется буква ч, которой в большинстве случаев соответствует и в произношении звук ч, напр.
Однако в некоторых таких словах букве ч обычно соответствует в произношении звук ш. К ним относятся: булочный, булочная сущ. То же в слове конечно, по происхождению связанном со словом конец, и в слове нарочно. Пишется ч, а произносится обычно ш также: перед н - в женских отчествах типа Саввична, Никитична, Ильинична, Кузьминична; перед т - в слове что, в производных ничто и почто но в нечто и ничтожный произносится ч. В нескольких словах, производных от основ на к, перед суффиксальным н не только произносится ш, но и пишется буква ш: городошный, городошник от городки , дурашный дурак , раёшный, раёшник раёк. То же в словах рушник, двурушник, дотошный, где суффикс в современном языке уже не выделяется, и в понарошку хотя нарочно.
Буква г в окончании -ого -его В род. Двойные согласные Двойные согласные на стыке значимых частей слова Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр. Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, напр. Двойное н и двойное с пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н или с: - в словах с суффиксами -н ый, ой , напр. Двойное н пишется также в числительном одиннадцать от один ; двойное с - в формах муж. Двойное л пишется в слове гулливый от гулять, суффикс -лив-.
В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, напр. Но ср. Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных С двойным н пишутся суффиксы -енн ый , -ственн ый , -енн ий и -онн ый имен прилагательных, образованных от существительных, напр. От прилагательных с суффиксом -енн ый следует отличать прилагательные с суффиксом -ян ый , -ан ый ; они пишутся с одним н, напр. В трех прилагательных - деревянный, оловянный и стеклянный - выделяется суффикс -янн-, который пишется с двойным н. С одним н пишется суффикс прилагательных -ин ый , напр.
В существительных с суффиксом -енник пишется двойное н, напр. Однако одно н пишется в словах ученик от учить ся , труженик трудиться , мученик, бессребреник, сребреник название монеты , вареник. Двойное н и одно н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных Полные формы Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: -нн- и -ённ- -енн-. Соотносительные с ними по форме прилагательные пишутся в одних случаях тоже с нн в суффиксе, в других - с одним н. Пишутся с нн причастия и прилагательные на -ованный, -ёванный, -еванный образованные от глаголов на -овать, -евать , напр. Пишутся также с нн причастия не на -ованный -ёванный, -еванный глаголов совершенного вида и соотносительные с ними прилагательные; подавляющее большинство таких глаголов содержит приставку.
По этому правилу пишутся и формы двувидовых имеющих значение и совершенного, и несовершенного вида глаголов венчать, завещать, обещать, казнить, родить: венчанный, завещанный, обещанный, казнённый, рождённый. Пишутся с одним н соотносительные с причастными формами прилагательные в составе следующих устойчивых сочетаний: конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье. Причастия не на -ованный -ёванный, -еванный глаголов несовершенного вида они образуются только от бесприставочных глаголов и соотносительные с ними прилагательные пишутся по-разному: причастия с нн, прилагательные - с одним н, напр. По этому правилу пишутся формы двувидовых глаголов контузить, крестить и ранить. В словах с приставкой не-, в сложных словах и в некоторых сочетаниях-повторах формы причастий и прилагательных пишутся так же, как в отдельном без приставки и не в составе сложного слова или сочетания-повтора употреблении. Примеры: - слова с приставкой не-: пишутся с нн: необразованный, нелинованный, непроверенный, незаконченный, некупленный, непрощённый; пишутся с н: небелёный, неглаженый, незваный, некованый, некормленый, некрашеный, немереный, немощёный, непаханый, непрошеный, несчитаный; - сложные слова: пишутся с нн: высококвалифицированный, цельноштампованный, благоприобретённый, свежеокрашенный, целенаправленный, слепорождённый, умалишённый; пишутся с н: гладкокрашеный, домотканый, мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный.
В них вторая часть пишется так же, как первая с нн или н , напр. Пишутся с нн вместо н: а прилагательные желанный, жданный и в составе устойчивых сочетаний виданное ли дело? Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать. Особые случаи: прилагательные надёванный и в составе устойчивого сочетания разливанное море; они образованы от приставочных глаголов несовершенного вида надевать, разливать, т. Вторые части этих приставочных и сложных прилагательных также соотносятся с глаголами несовершенного вида. Краткие формы Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, напр.
Так же пишутся формы среднего рода в безличном употреблении, напр. Краткие формы кроме формы мужского рода прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени глаголов совершенного вида, пишутся с нн, напр. Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени: воспитаннее, избалованнее, возвышеннее. Она избалована хорошими условиями. Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н, если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени. Некоторые прилагательные имеют в разных значениях по-разному пишущиеся краткие формы.
В первом примере преданный - такое же прилагательное, как воспитанный, избалованный, возвышенный, у него есть сравнительная степень преданнее; во втором - такое же, как привязанный, исполненный, послышанный требует зависимых слов: кому-, чему-либо. Краткие формы прилагательных, выражающих различные эмоциональные состояния, могут быть написаны с н или с нн в зависимости от передаваемых оттенков значения. В трудных случаях различения подобных кратких форм следует обращаться к академическому "Русскому орфографическому словарю". Краткие формы сложных прилагательных, вторые части которых совпадают с причастиями на -нный, пишутся с н или нн в зависимости от значения. Прилагательные, выражающие признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени, т. Краткие формы прилагательных с качественным значением, полные формы которых передаются на письме с одним н, пишутся так же, как полные.
Так же пишутся формы сравнительной степени деланее, путанее, учёнее и наречия на -о делано, путано, учёно. Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий Наречия на -о, существительные с суффиксами -ость, -ик, -иц а , образованные от прилагательных и страдательных причастий, пишутся с двойным н или одним н - в зависимости от того, как пишется соответствующее прилагательное или причастие. Примеры: - пишутся с нн: нечаянно, неслыханно от нечаянный, неслыханный , взволнованно, взволнованность взволнованный , уверенно, уверенность уверенный , воспитанность, воспитанник, воспитанница воспитанный , направленность направленный , пленник пленный , коренник коренной , утренник утренний ; - пишутся с н: путано путано рассуждает , путаник, путаница от путаный , учёно весьма учёно выражается , учёность от учёный , делано делано усмехнулся , деланость от деланый , конопляник конопляный , мшаник мшаный , серебряник серебряных дел мастер , ветреник, ветреница, ветреность, ветрено сегодня на дворе ветрено. Однако перед суффиксами -ец, -к а , -ств о , -ист ый , -е ть , -и ть двойное н не пишется, а пишется одно н, напр. Двойные согласные в русских корнях Двойные согласные пишутся в корнях русских не заимствованных слов в следующих случаях. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр.
Однако в словах, где есть чередование зг-зж, зд-зж, пишется на месте долгого согласного ж не двойное ж, а зж, напр. Двойное с пишется в слове ссора и его производных: поссориться, перессориться и др. Двойные согласные в заимствованных иноязычных корнях и суффиксах Написание двойных согласных в корнях заимствованных иноязычных слов определяется в словарном порядке, напр. Двойные согласные пишутся также в некоторых собственных именах, напр. Двойное с пишется в заимствованном суффиксе -есс а , напр. Двойное т пишется в заимствованном суффиксе -етт а , -етто в музыкальных терминах : симфониетта от симфония , оперетта, ариетта, канцонетта, аллегретто, ларгетто, группетто; но в словах сигарета, дискета - одно т.
В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр. Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях: - в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом -к а , напр. Филипкам и Филипчик ; - одиночная буква н - в любых словах с суффиксом -к а , напр. При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр. Разделительные ъ и ь Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е, передающими сочетания [j] с гласными, в следующих случаях. После приставок, оканчивающихся на согласный.
Примеры: - в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник; буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой; - в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский. Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб-, которые в языке-источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный. В сложных словах: - после начальных частей двух-, трёх-, четырёх-, напр. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов после букв, передающих парные твердые согласные , напр: Кизилъюрт город в Дагестане , Торъял поселок в республике Марий Эл , Го Хэнъюй китайское личное имя , Хэнъян город в Китае , тазабагъябская культура археологическая , Ювясъярви озеро в Финляндии , Манъёсю антология древнеяпонской поэзии. В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и, напр.
Во всех случаях, кроме указанных выше, после согласных перед буквами я, ю, ё, е, и, передающими сочетания [j] с гласными, пишется разделительный ь. Примеры: ья: дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью: вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють междометие ; ьё: соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье: премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи: воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи. Буква ь как знак мягкости согласного Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр. Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях: - после буквы л перед любым согласным, кроме л, напр. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр. Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности перед суффиксами -чик, -щик, -щин а , напр.
Буква ь в некоторых грамматических формах Не после шипящих Буква ь пишется независимо от произношения в следующих грамматических формах: - в сложных числительных перед -десят и -сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот; - в неопределенной форме глагола инфинитиве перед -ся так же, как в инфинитиве глаголов без -ся , напр. После шипящих После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах: - на конце форм им. Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц, напр. Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж, в частице аж, а также в предлоге меж. Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм: - им.
Задание 12 Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов. Задание 14 Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Задание 16 Запятые в простом предложении с однородными членами или в ССП. Задание 17 Запятые при обособленных членах предложения определение, дополнение, обстоятельство, приложение Задание 18 Знаки препинания при обращении и вводных словах.
Агитационно-массовая деятельность, официально-деловой стиль речи, средства субъективной оценки, драматические произведения, прототип героя, написать автобиографию, конференция в институте, цифровая фотокамера, приобрести компакт-диск, сатирическое изображение, объединение сил, окончить университет, внимание присутствующих, реставрация здания, трасса нового канала, гармония в природе, священная реликвия, участники соревнования, брезентовая палатка, группа в комбинезонах, территориальные воды, инстинктивная реакция, полицейский патруль, аналитическая статья, автобиографический очерк, градация. Репетиция оркестра, смышленый мальчонка, впечатление от спектакля, освоение целины, восхищение симфонической музыкой, эмоциональный источник, мобилизовать энергию, навстречу урагану, идти на встречу с молодёжью, колонна автомашин, нравственный подвиг, работать на новостройке, грохотала артиллерийская батарея, располагаться на галерее, моральная победа, экспериментальная лаборатория, аляповатая роспись, чемпионат Европы по хоккею. Живописец с мольбертом, искусно выполненный портрет, библиографическая картотека, аристократический профиль, дирижёр симфонического оркестра, режиссёр в театре, монтажный лист, орошение засушливых земель, шлифовать драгоценные камни, защищать интересы тружеников, кругосветное путешествие, владельцы частных предприятий, располагаться в офисе, подавить сопротивление, великолепная архитектура, карман жилета, желейная конфета, жалеющий о совершённом поступке, провозгласить независимость.
То, что уже представлено Министерством просвещения РФ, является лишь частью этого материала. Сейчас идёт оживлённое обсуждение планируемых изменений. Читая новости, встречаем и такое: «Минпросвещения создаст новые правила русского языка», «Минпросвещения подготовило проект новых правил русской орфографии». Любой человек придёт в ужас от подобных заголовков. И дело не в проекте правил, а больше в том, как подать новость. Если предлагаемый свод правил русской орфографии и будет утверждён до конца 2021 года в чём я очень сомневаюсь , мы, скорее всего, получим дополненный и упорядоченный вариант действующих правил. Реформа языка — это сложный и продолжительный процесс, потому что язык должен сохраняться в состоянии коммуникативной пригодности: одно поколение носителей языка не должно перестать понимать другое. Мы же понимаем произведения А. Пушкина без обращения к дополнительным источникам. Так и здесь: речь — это двусторонний процесс, при котором важно, чтобы тебя понимали. Альфия Сагидуллаевна Каримова, преподаватель колледжа НФ БашГУ кандидат педагогических наук: - Я вполне допускаю мысль, что реформа русской орфографии давно назрела. Как говорил античный мыслитель, всё течёт, всё меняется.
О проекте новых правил орфографии
Настороженный, недоверчивый: опасливый человек, взгляд, жест. Сопряженный с риском: опасное задание; опасная дорога, низина; а также: способный причинить вред: опасный враг, преступник, зверь, разговор, жест. Сделать свойственным, привычным для себя: усвоить новый обычай, взгляды, привычку, тон; а также: поняв, запомнить как следует: усвоить книгу, лекцию, теорию; а также: поглотив, переработать в себе: усвоить пищу, витамины, удобрение. Отобранный, лучший по качеству: отборный товар, лен, уголь; а также: неприличный: отборная брань, ругань. Обладающий хорошей памятью: памятливый человек, ученик. Сохранившийся в памяти, незабываемый: памятная дата, встреча, поездка; памятный год; а также: служащий для запоминания; напоминания, памятная книжка, памятный значок. Место, где был пожар. Положить сверху: покрыть дом крышей: покрыть ребенка одеялом: покрыть голову платком. Закрыть со всех сторон, закутать: укрыть одеялом. Составляющий половину: половинная доля, цена.
Лишенный цельности, последовательности, не решающий полностью: половинчатый человек; половинчатое решение; половинчатая мера. Отдать в распоряжение, пользование: предоставить квартиру, заем, кредит, свободу, слово, возможность; а также: дать право, возможность сделать: предоставить решить дело, вести спор, определить цену. Доставить, предъявить, сообщить: представить отчет, проект, характеристику, свидетеля, соучастника; а также: познакомить: представить гостя, лектора; выдвинуть, предложить: представить к награде, к ордену, к званию, на соискание премии; а также: причинить, создать: это не представляет затруднений. Работа представляет значительный интереса; также: изобразить, показать: представить чудаком, героем; а также: воспроизвести, изобразить: представить пение птиц, походку, манеру говорить. Устройство для приема сигналов, речи, изображения и т. Наблюдательный, всё замечающий: приметливый человек, ум. То же, что заметный: приметная внешность, вещь, манера: приметный человек, ученый. Смелость, готовность принять и осуществить решение: проявить решимость; решимость во взгляде; решимость бойца; решимость помочь: твердая решимость. Твердость, непреклонность: решительность взгляда, поступка, характера; с решительностью сказать.
Избегающий откровенности, не рассказывающий о себе: скрытный человек, характер: а также: не обнаруживающий себя, тайный: скрытный образ жизни, враг, доброжелатель. Не обнаруживаемый явно, скрываемый: скрытый смысл, намек, гнев; скрытая любовь, вражда; а также: внешне незаметный: скрытый недуг, темперамент; скрытые возможности, резервы. Имеющий своим исходом смерть: смертельная болезнь, рана; а также: крайне ожесточенный, ведущий к полному поражению: нанести смертельный удар врагу; смертельная борьба; а также: крайний, предельный: смертельный ужас, холод, враг; смертельная обида, усталость: а также: сопутствующий смерти: смертельная агония. Относящийся к смерти устар. Соответствие, единство, взаимное согласие, слаженность: согласованность вопроса, проекта, движений, усилий; согласованность в работе, в танце. Предмет, основное содержание: тема романа, доклада, фильма, беседы, спора. Совокупность тем: тематика современных песен; научная тематика; литературная тематика; тематика романа, симпозиума. Являющийся типом, образцом: типовой бланк, проект; а также: соответствующий определенному типу, образцу; стандартный: типовая школа, мебель, электростанция. Свойственный хищнику, грабительский: хищнический инстинкт; хищнический образ жизни; хищническая торговля; хищнический капитал; а также: бесхозяйственный, преследующий цели ближайшей выгоды: хищническая вырубка леса; хищнический лов рыбы.
Поедающий других животных: хищный зверь; хищные рыбы; а также: жадный, кровожадный, агрессивный: хищный вид, оскал; хищные глаза; хищная натура, походка. Относящийся к искусству: художественное творчество, произведение; художественная литература; а также: относящийся к деятельности в области искусства: художественная интеллигенция, школа; а также: эстетического вкуса: художественные достоинства романа; художественный вкус, образ. Относящийся к художнику; к занятию художника: художнический гений, труд, клуб, реквизит; а также: свойственный, присущий художнику: художническая требовательность, небрежность, обработка. Весь без изъятия, полный: целый кусок, стакан; а также: значительный, большой: целый ворох бумаг; целый ряд вопросов; вышла целая история; а также: невредимый: все вещи целы. Из одного вещества, куска, сплошной: цельная плита; цельный гранит; а также: обладающий внутренним единством, целостный: цельный человек, образ, характер; цельное мировоззрение, чувство. Совершающийся циклами, законченными периодами: циклическое развитие, движение; а также: составляющий цикл, законченный круг, систему: циклическая система летосчисления; циклические музыкальные формы.
С окончанием обучения получившие документ ученики могли считать себя грамотными людьми. Для школьников в наше время вопрос о знании орфографического минимума также актуален, как и для крестьян в начале двадцатого века. Всех школьников обязуют проходить государственную аттестацию - единые экзамены в девятом и одиннадцатом классах. Орфографический минимум ЕГЭ - это то, что должен знать каждый ученик для успешной сдачи экзаменов, которая, в свою очередь, позволяет молодым людям поступать в колледжи, профессиональные технические училища, университеты и прочие учебные заведения. Минимальные орфографические правила содержат в себе учебники, специальные сборники, которые предлагают школьникам выучить сложные слова. Примечательно, что к знанию орфографического минимума детей приучают с первого класса. В конце каждого учебника по русскому языку всегда есть ряд словарных слов, которые предлагаются для заучивания ученикам с первого по пятый класс. Для того чтобы основные правила русской орфографии запоминались быстрее и эффективнее, учителя регулярно проводят словарные и иные виды диктантов, проверяя, как ученики владеют накопленными знаниями.
Школьник должен сразу указать дату, когда собирается проходить тестирование. Примерная форма заявления о записи на ОГЭ. Напротив предмета участник экзамена выбирает период сдачи ОГЭ проходит в три этапа: досрочный, основной и дополнительный. После каждого оставляют резервные дни для тех, кто пропустил тестирование по болезни или у кого совпали даты двух экзаменов.
Довольно часто часть "под" в этом слове принимают за приставку. А когда в слове приставка заканчивается на согласный, а корень начинается с йотированных Е, Ё, Ю или Я, нужен разделительный твердый знак. Но в слове подьячий буква "д" является частью корня. Поэтому здесь ставится разделительный мягкий знак между согласной и Е, Ё, Ю, Я.
Учебник Грамоты
Орфографический минимум. Нажмите, чтобы узнать подробности. «Говорите правильно, запомните ударение в следующих словах». Орфографический минимум включает в себя основные правила правописания и пунктуации, необходимые для грамотного написания текстов на русском языке. А исание морфем. / Орфографический минимум. Новости и события Статьи Монологи Интервью Лекции и подкасты Рекомендуем. задание №5 — «Орфографический анализ», то есть знание правил — найти два или более варианта, где приведено верное объяснение, почему то или иное слово пишется именно так, а. Читая новости, встречаем и такое: «Минпросвещения создаст новые правила русского языка», «Минпросвещения подготовило проект новых правил русской орфографии».
Рособрнадзор сообщил об изменениях в ОГЭ и ЕГЭ-2024: берем на карандаш
Институт русского языка РАН добавил три новых слова в орфографический словарь Фото: Shutterstock Орфографический словарь Института русского языка имени Виноградова РАН включил три новые слова в 2023 году, которыми стали «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация». Данные были внесены в научно-информационный академический ресурс института «Академос». Напомним, в 2022 году словарь зафиксировал первые изменения в сентябре, увеличив запас сразу на 151 слово.
Также не стоит надеяться на интуитивно правильную постановку ударения, ведь в русском языке есть достаточно много сложных слов, правильность звучания которых можно узнать, только заглянув в орфоэпический словарик. Чтобы 11-классникам не пришлось прорабатывать огромное количество имеющихся исключений, Федеральный институт педагогических измерений выпустил короткий список слов, которые будут вынесены на ЕГЭ в 2024 году — называют этот мини-словарик «орфоэпический минимум ФИПИ». Настоятельно рекомендуем скачать документ на сайте fipi. Эксперты акцентируют внимание на том, что выпускники должны знать и применять нормы орфоэпии на уроках и в повседневной жизни, а не просто «зубрить» словарик ФИПИ, готовясь к экзамену. Этапы подготовки Чтобы успешно дать ответ на тест, нужно знать: основные правила определения ударного слога; исключения, которые придется просто запомнить. Повторяем основные правила В учебниках за 5-11 класс бывает сложно найти необходимый материал, поэтому для подготовки можно воспользоваться специальными сборниками правил или работать, сохранив себе на устройство теоретический материал с нашего сайта, представленный в формате картинок. Определяя, как правильно поставить ударение в существительном, руководствуйтесь такими нормами: Какой слог должен быть ударным в имени прилагательном регламентирует такое правило: При работе с глаголами возникают самые большие трудности, ведь в этой группе представлено достаточно много исключений из основных правил: Для причастий существует 5 правил, но исключений из них не много: С деепричастиями все намного проще, но парочку исключений все-таки стоит просто запомнить. Для наречия нет специальных правил, поэтому эти слова нужно просто выучить.
Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму: Прочитайте слова определенного блока.
Данные были внесены в научно-информационный академический ресурс института «Академос». Напомним, в 2022 году словарь зафиксировал первые изменения в сентябре, увеличив запас сразу на 151 слово. Среди прочего в прошлом году в прошлом году в орфографический словарь Института русского языка вошли такие слова, как шаверма, ЧВК, антиваксер, кейс-технология, Новая Москва, коронаскептик, Крымский мост, медстартап, ОГЭ, погранцы, росгражданин, стобалльник, и другие.
Во 2-м, исправленном и дополненном, издании добавлены методические рекомендации, внесены исправления и уточнения в словарно-орфографический минимум. Обо всём этом и не только в книге Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе.
Что такое орфографический минимум?
Оппоненты использования орфографического словаря утверждают, что он искажает результаты оценки знаний учеников по русскому языку. Появление этой тенденции в орфографических ошибках можно объяснить несколькими факторами. Оппоненты использования орфографического словаря утверждают, что он искажает результаты оценки знаний учеников по русскому языку. 73 объявления по запросу «Орфографический словарь егэ» доступны на Авито в Москве. В русском языке – 66 приставок, и это, не считая латинских и греческих, – обратила внимание ведущих и слушателей Дарья Ильичёва, преподаватель русского языка, автор.
Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. Пособие
Глава комиссии Алексей Шмелев стал редактором проекта новых правил: орфографические нормы в нем оставлены неизменными, в том числе и факультативное использование буквы «ё». Согласимся, “страшней”, но только не в словарно-существительной части “орфографического минимума”, а в глагольно-семантической части синтаксического максимума. суббота, 10 ноября 2012 г. Орфографический минимум. Члены орфографической комиссии РАН увидели в проекте «необдуманные нововведения» и «полное отсутствие научного аппарата». Так или иначе существует орфографический минимум — то, что полезно знать каждому русскоговорящему человеку.
Орфоэпический минимум ЕГЭ в 2024 году
Держать просодией леса, поля и реки. Печёнка звякает в народном человеке. Чревата Родина акустикой такой. Что ж, пора приниматься за дело… До боли вкалывать машине языка! Но понадеемся, кто это произнёс, что речь сработает, а сколько раз — не важно. Молчать отважимся мажорно и протяжно до ранних прописей, до азбуки всерьёз.
Предложение может быть истинным или ложным лишь в силу того, что оно — картина действительности, — писал Л. Поляков сейчас пишет на некоем предварительном постязыке: Да, по-немецки звать листает тьма пустая на смертном западе, в местах святых машин: незанятой рукой камену оплетая, от роботов куда зарой талант большим? Помимо обреченности культуры как таковой, этот путь чреват повторением кафкианской притчи о том, как изобретатель машины, казнящей жертву написанием приговора на ее теле, укладывается в нее сам. Как тело ты?
Люди старше сорока лет не в состоянии различить глаголы «одеть» и «надеть» и не знают, где писать «ться» и «тся», хотя это можно объяснить дошкольнику. Не время сейчас что-то менять», - заявил он. До сих пор орфографические революции в России сопровождались акциями протеста и настоящим бунтом не только среди интеллигенции, но и в народе. Когда Временное правительство ввело новый алфавит, его стали презрительно называть «мануйлицей» в честь министра народного просвещения Мануйлова. Через год после революции появился декрет Наркомпроса «О введении новой орфографии». Из употребления исключались буквы «ять», «фита» и «i». Вводились новые буквы «е», «ф», «и». Чтобы заставить народ писать и читать по-новому, был назначен штраф в 10 тысяч рублей за печать любых книг, газет или журналов без соблюдения большевистских правил орфографии. Следующая языковая реформа в СССР была проведена в 1956 году.
В целом если брать среднюю температуру по больнице, то качество редактуры и корректуры упало, к сожалению", — констатировала она. Лингвист связала это с тем, что некоторые издательства стали жертвовать корректурой текста и редакторами ради быстрых продаж. Кроме того, она отметила, что интерес к бумажным книгам был всегда.
Зайцев Александр Анатольевич, Зайцева Тамара Николаевна Пособие "Орфографический минимум лицеиста" Данное пособие предназначено для учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы 5-11 классов. Авторы попытались собрать слова, правописание которых обучающиеся должны знать. Учителя 5 классов могут легко увидеть необходимый минимум слов, изучаемых детьми в 1-4 классах и в адаптационный период проводить разные виды диктантов, словарную работу по коррекции знаний.
Эксперт заявил об отсутствии необходимости в обновлении правил русской орфографии
Главная» Новости» Разрешен ли орфографический словарь в 2024 на егэ по русскому. К настоящему времени готов краткий свод основных правил русской орфографии, который рассматривают в Орфографической комиссии РАН. Орфографический минимум (для 10 и 11 классов).