это будущее, которое ее ожидает, если она останется одна, без Мастера. Покой в "Мастере и Маргарите" характеризуется отсутствием единого взгляда на него. Таким образом, финальные сцены романа "Мастер и Маргарита" имеют множество разносторонних толкований и открывают для читателя глубокие философские и символические аспекты, позволяя каждому самостоятельно интерпретировать смысл происходящего.
МАСТЕР И МАРГАРИТА СМЫСЛ КОНЦОВКИ ФИЛЬМА I МАСТЕР И МАРГАРИТА 2024
О чём меня заставил задуматься роман "Мастер и Маргарита" (Примеры сочинений) | Таким образом, концовка «Мастера и Маргариты» продолжает волновать исследователей и читателей, которые продолжают находить новые интерпретации и попытки расшифровать этот загадочный финал. |
Краткий анализ, смысл и суть романа Булгакова «Мастер и Маргарита» | Покой в "Мастере и Маргарите" характеризуется отсутствием единого взгляда на него. |
Чем закончился роман "Мастер и Маргарита" - интерпретация финала и разбор событий | В данном выпуске мы разберем экранизацию романа Михаила Булгакова Мастер и Маргарита, которая вышла в январе 2024 года и расскажем, в чем же смысл финальной сц. |
Финал "Мастера и Маргариты" | Таким образом, в финале романа «Мастер и Маргарита» подтверждается мысль, что справедливость всегда восторжествует. |
Что получили Мастер и Маргарита в финале | Слова мастера и Маргариты имеют двоякий смысл и адресованы не только профессору Поныреву. |
Краткий анализ, смысл и суть романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Таким образом, финальные сцены романа "Мастер и Маргарита" имеют множество разносторонних толкований и открывают для читателя глубокие философские и символические аспекты, позволяя каждому самостоятельно интерпретировать смысл происходящего. Впрочем, суть финала понятна и так — Мастер и Маргарита обрели заслуженную любовь и покой. Финал "Мастера и Маргариты". Автор: Сергей Тамбовский. Оффтопик. Возлюбленная мастера, Маргарита Николаевна вовсе не забыла Мастера, и обеспеченная жизнь в особняке мужа ей не мила. Смысл финала романа «Мастер и Маргарита». Свет и покой в романе. Мастер говорит Бездомному, что вспыхнувшие между ним и Маргаритой чувства похожи на убийцу в переулке.
Чем закончился роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
Он летит к ним в подвал, отравляет обоих: в психиатрической клинике умирает безымянный больной, а в особняке близ Арбата — женщина. После поджигает их квартирку, и все поднимаются в небо на чёрных конях. Мастер прощается со своим соседом в психиатрической больнице, Иваном Бездомным, а уже после воссоединение с оставшейся компании — с городом. Воланд говорит мастеру, что его роман прочитан и что он ещё не окончен.
Перед ними возникает одинокий человек, в полнолуние его мучает бессонница. В остальные ночи он спит и видит лунную дорогу, по которой он хочет идти и разговаривать с философом Иешуа, но тот никто не приходит. Этот человек, сидящий две тысячи лет в каменном кресле — Понтий Пилат.
Мастер наконец заканчивает свой роман и освобождает его одной фразой: «Свободен! Влюблённых ждёт покой в их вечном доме. А Воланд с остальными всадниками исчезает.
Журнал «Правого Полушария Интроверта» В чём смысл романа «Мастер и Маргарита» Необязательно быть знатоком творчества Булгакова, чтобы помнить — рукописи не горят, а Достоевский бессмертен. Сомнений нет — роман «Мастер и Маргарита» точно вошел бы в список самых цитируемых произведений русской литературы. Но вы уверены, что знаете, о чём книга, которую многие полюбили? В чем всё-таки её смысл? Время чтения: 3 минуты Как корабль назовёшь, так он и поплывет Начинать проще с начала. А у читателя начало одно — название. В нём мы знакомимся с Мастером и Маргаритой задолго до появления персонажей на страницах. Описание героев встретим только в 11 и 13 главах, но уже будем понимать: смысл всех событий как-то связан с ними.
Мастера Булгаков никак иначе не называет. Тот жил обычной жизнью — историк по образованию, работал в московском музее. Выиграв в лотерею, он посвящает жизнь написанию романа. И уже не может быть обычным человеком, потому как становится творцом. Его незаметное и несчастное прошлое вообще перестаёт иметь значение. Он словно и родился только для создания рукописи. Маргарита как никто другой понимает это, поддерживая возлюбленного в творчестве. Она признаётся, что в романе вся её жизнь.
А после того, как Азазелло цитирует ей знакомые строки, соглашается пойти на сделку с Сатаной.
Обществу чужды размышления об истине, о правде — о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей но ведь «не хлебом единым…» , они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока, но находит понимания, отзыва. В романе есть герой, путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа Иисус , который так же, как и Мастер, пыл отвергнут людьми. Была отвергнута и правда, которую он проповедовал им. Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: «Я один в мире». Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою жизнь. А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает рукопись, тем самым отрекаясь от истины.
Если бы Мастер обратился к Богу, он не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от людей, став выше их в своем понимании жизни, в то же время не пошел по действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его одиночества. С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, все для счастливой жизни: деньги, власть, славу… Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы замечаем какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не случайно Иешуа говорит ему: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…» Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям ведь выражение «болит голова» имеет и переносный смысл. Встреча Пилата Бог… Не случайно именно в годы «строительства» атеистического что так порадовало Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов государства Булгаков обращается к Евангелию. Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа пробудил в Пилате мысль и душу, пробудил жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким прошлым.
В поиске истины Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто задумывается о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно встает выше толпы и становится одинок. Одиночество Пилата — это не только доказательство того, что он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию истины. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Совестью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон высший. Разве не напоминают его муки совести, его одиночество состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше толпы, но в то же время сам преградил себе путь к Богу. Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И она находит ее, она «заполняет собой» душу Мастера и готова ради него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа приносит себя в жертву. Любовь - это тоже безграничная доброта, готовность на самопожертвованию.
Отдав душу дьяволу, Маргарита также совершила величайшую жертву во имя спасения своей любви. Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И для того чтобы «возлюбить ближнего своего», полюбить все человечество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргариты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую любовь, тем скорее мы приблизимся к «царству истины и справедливости». Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких людей встречал Булгаков. Говоря об одиночестве, нельзя не упомянуть Ивана Бездомного. В начале романа мы видим поэта на потребу атеистическому обществу. В конце же романа он отказывается от «сочинительства»; мы видим одинокого человека, который, поняв несправедливость и фальшь окружающего его мира, находится на пути к познанию истины. На примере судьбы этого поэта Булгаков показал неспособность неверующего человека противостоять злу.
Прочитав роман «Мастер и Маргарита», человек может пофилософствовать над моральными проблемами и проблемой духовной сущности мира. Роман также заставляет нас задуматься о цели своего существования, учит нас нести ответственность за сделанное, учит любить на примере взаимной любви Мастера и Маргариты, а главное — опираться на опыт прошлого, не изменять своим идеалам и принципам, и стараться не нарушать законы бытия. Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так волновавшими писателя: добро и зло, истина, справедливость, любовь, свобода. Бог… Не случайно именно в годы «строительства» атеистического что так порадовало Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов государства Булгаков обращается к Евангелию. В нем писатель находит для себя ответы на вечные вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом «го попытка донести истину людям? Не останется ли он одинок в своем стремлении? В романе писатель глубоко осмысливает проблему одиночества. Не случайно так, очевидно одиночество главных героев Мастера, Маргариты, Понтия Пилата. Чем же это вызвано? Главный герой. Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Мастера и Маргариты! Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она как и он сам отвергнута. Обществу чужды размышления об истине, о правде — о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей но ведь «не хлебом единым…» , они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока, но находит понимания, отзыва. В романе есть герой, путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа Иисус , который так же, как и Мастер, пыл отвергнут людьми. Была отвергнута и правда, которую он проповедовал им. Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: «Я один в мире». Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою жизнь. А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает рукопись, тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обратился к Богу, он не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от людей, став выше их в своем понимании жизни, в то же время не пошел по действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его одиночества. С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, все для счастливой жизни: деньги, власть, славу… Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы замечаем какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не случайно Иешуа говорит ему: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…» Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям ведь выражение «болит голова» имеет и переносный смысл. Встреча Пилата Бог… Не случайно именно в годы «строительства» атеистического что так порадовало Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов государства Булгаков обращается к Евангелию. Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели поговорить об истине, Иешуа пробудил в Пилате мысль и душу, пробудил жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель между сегодняшним днем и далеким прошлым.
Значение финала в романе "Мастер и Маргарита"
С русской поэзией связан образ покоя, получаемого Мастером и Маргаритой в финале романа. Финалом романа является уход мастера и Маргариты «по направлению к вечному их дому». Сочинение по произведению Мастер и Маргарита Булгаков: Значение финала в романе Мастер и Маргарита Булгакова М.А. Эпилог в романе "Мастер и Маргарита" имеет особый смысл. Маргарита и Мастер, пытаясь побыстрее уладить дела ещё на этом свете, но уже в образе вампиров, явились к Бездомному и также не образовывали теней. Сочинение по произведению Мастер и Маргарита Булгаков: Значение финала в романе Мастер и Маргарита Булгакова М.А.
Концовкой шутит Сатана
Для кого писать? Булгаков не доводит изображение судьбы Мастера до ясного конца. Недосказанность Булгаков сохраняет и в отношении Ивана Бездомного. В финале пролетарский поэт живёт в реальном мире, прекращает свои поэтические упражнения и становится сотрудником Института истории и философии. Он не написал продолжение романа об Иешуа, как завещал ему Мастер. Он вылечился от порчи, напущенной на него «преступными гипнотизёрами». Только раз в год — в праздничное полнолуние — ему чудесным образом открывается часть истины Мастера, которую ученик вновь забывает при пробуждении-выздоровлении. Раз в год профессор Понырёв видит один и тот же странный сон: непомерной красоты женщина выводит за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека, а потом они вместе уходят к луне данный эпизод очень напоминает шествие героя Данте и Беатриче к Эмпирею и одновременно заставляет вспомнить лунную дорожку, о которой писал Г. С одной стороны, этот навязчивый сон можно расценить как бред больного, с другой — как прозрение, когда душа единственного ученика Мастера открывается навстречу вечному, без чего жизнь пуста и бессмысленна. Через этот сон-видение Иван навсегда связан с Мастером. А может быть, этот сон — наваждение от Воланда: ведь лунный луч — колдовской свет ночи, странно всё преображающий; чрезмерно красивая женщина — ведьма, которая стала красивой благодаря волшебному крему Азазелло.
Так каков же финал романа Булгакова — счастливый или трагический? Кажется, что писатель сознательно не даёт прямого ответа на этот вопрос, потому что в данном случае любой определённый ответ был бы неубедителен. Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что толкования финала «Мастера и Маргариты» могут быть различными. Однако сближение романа Булгакова и поэмы Данте позволяет обнаружить интересные особенности булгаковского текста. В «Мастере и Маргарите» легко увидеть влияние образов и идей «Божественной комедии», но это влияние сводится не к простому подражанию, а к спору эстетической игре со знаменитой поэмой эпохи Возрождения. В романе Булгакова финал является как бы зеркальным отражением финала поэмы Данте: лунный луч — лучезарный свет Эмпирея, Маргарита возможно, ведьма — Беатриче ангел неземной чистоты , Мастер обросший бородой, пугливо озирающийся —Данте целеустремлённый, вдохновлённый идеей абсолютного познания. Эти различия-сходства объясняются разными идеями двух произведений. Данте рисует путь нравственного прозрения человека, а Булгаков — путь творческого подвига художника. Булгаков, может быть, сознательно сделал финал своего романа двусмысленным и скептическим, в противовес торжественному финалу «Божественной комедии». Писатель XX века отказывается утверждать что-либо наверное, рассказывая о трансцендентальном мире, призрачном, неизвестном.
В загадочном окончании «Мастера и Маргариты» проявился художественный вкус автора. На первый взгляд финал романа трагичен. Мастер, совершенно отчаявшись найти понимание в современном обществе, умирает.
Мастер и Маргарита находят свое счастье и ощущение освобождения от нош, которые гнетли их души в течение всего романа. Они освобождаются от предрассудков, злобы и страха, а также находят любовь и понимание друг в друге. Финал романа можно интерпретировать как триумф добра над злом. Главный злодей романа Воланд, возможно, является представителем самого зла, а его ближайшие помощники — Азазелло, Коровьев и Бегемот — олицетворяют разные его проявления. Однако, в конце романа, Воланд признает силу любви и сострадания, позволяя Мастеру и Маргарите найти свое счастье и спокойствие. Интересные вопросы философского и религиозного характера, возникающие в конце романа, также могут быть проанализированы.
Размышления о вере, преодолении сомнений и поиске истинной сущности человека становятся одной из ключевых тем финала «Мастера и Маргариты». Финал романа не оставляет читателя равнодушным. Он подталкивает к размышлениям, интерпретациям и переосмыслению сюжета, перенося его на уровень символов и аллегорий. Это прекрасный пример того, как литература может заставить нас задуматься о глубоких вопросах жизни и духовности. Открытие истинной сущности Воланда Воланд, изображая себя чародеем и злым духом, на протяжении всей книги вызывает удивление, интерес и даже страх. Однако самый удивительный в нем момент происходит в заключительной главе, когда Мастер и Маргарита попадают на Вешние воды. В этом месте события наблюдается переменная реальность, и Воланд, обретая свою истинную сущность, становится архангелом и готовится отправиться на встречу Государю. Это неожиданное открытие приводит нас к размышлениям о двойственной природе сущности Воланда и о его роли в сюжете. До этого момента читатель был убежден, что Воланд — темный и зловещий персонаж, связанный с силами тьмы и зла.
Однако его превращение в ангела заставляет нас пересмотреть наше восприятие. Оказывается, Воланд изображал злодея лишь для того, чтобы испытать героев и преподнести им важные уроки истины. Воланд является ключевым каталитическим персонажем романа, он помогает преодолеть сомнения и научиться отличать добро от зла. И его истинная роль заключается в доведении до читателя важных этических и нравственных принципов, которые Антихрист охотно презентует на протяжении всего произведения. Таким образом, финал романа «Мастер и Маргарита» показывает нам истинную сущность Воланда, его преображение в архангела, что в свою очередь заставляет нас переосмыслить его роль в произведении.
Боится возвращаться к людям? Почему обросший бородой? Равнодушен к внешнему виду? Итоги урока. Вывод: Нельзя однозначно сказать, награду или вечное мучение получил мастер, неоднозначен его образ. Неоднозначно толкуется и его жизнь после смерти. А вот как мог воспринимать такую награду мастер, мы можем узнать из первых строк главы «Прощение и вечный приют»: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе неносильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна... Барков А. Кто они - Мастер и Маргарита?
Сатана не перестает смеяться над грешниками и устраивать им различные покаяния. В произведении также описано большое количество проблем: политических, социальных, нравственных. Булгаков поднимает следующую проблематику: Вера. Она ярко описана в образе Воланда, а именно в его фразе: «Каждому воздастся по его вере». Булгаков наталкивает читателя на раздумья, во что он верит и почему? Из этого вытекает друга извечная проблема добра и зла. Это отражение она нашла в описании московских жителей, таких эгоистичных, жадных и лицемерных, за их пороки людей карает сам Дьявол. У прокуратора недостаточно было храбрости, чтобы спасти Га-Ноцри, Мастеру не хватило смелости бороться за собственные убеждения, и лишь у Маргариты было мужество спасти своего возлюбленного из беды. Трусость, как считал автор, изменила ход истории. Именно она обрекла граждан Советского Союза на прозябание под гнетом власти. Многие не хотели жить, ожидая черный воронок, однако страх смог победить здравый смысл, и люди смирились. Добро и зло Эти два понятия неразрывны между собой, если человек перестает делать добро, то вместо этого тут же появляется зло. Это — отсутствие света, тень, которая приходит ему на смену. В произведении две противоборствующие стороны, описанные в образах Воланда и Га-Ноцри. Булгаков, чтобы показать, что участие этих сил в жизни занимает немаловажное значение, поместил Иешуа в своей книге в отдаленную для читателя эпоху, а Воланда, наоборот, в современный мир. Га-Ноцри проповедует людям свои идеи и понимание мира. Через время за открытые высказывания его осудит Пилат. Но казнь — это не победа зла над добром, а больше предательство добра, поскольку прокуратор не мог поступить правильно, а, соответственно, открыл дверь злу. Иешуа погиб непобежденным и несломленным, его сердце сохранило в себе свет, который противопоставляется тьме трусливого поступка Понтия. Сатана, который призван совершать зло, приезжает в столицу и видит, что души москвичей и без него переполнены тьмой. Ему осталось лишь обличать и смеяться над ними, поскольку из-за своей сущности Воланд не может судить по-другому. Но не он подстрекает совершить грех, не Дьявол заставляет зло в людях победить добро. По Булгакову, Сатана не абсолютная тьма, он вершит справедливость, это трудно назвать плохим поступком. В этом состоит основная мысль — ничто, помимо самих людей, не сможет заставить их поступить определенным образом, выбор светлой или темной стороны лежит на них. В обоих пластах произведения Булгаков затронул одинаковые проблемы: осознание зла и добра, совесть и преданность собственным убеждениям, свобода и ответственность.
В чём смысл романа «Мастер и Маргарита»
Для кого писать? Булгаков не доводит изображение судьбы Мастера до ясного конца. Недосказанность Булгаков сохраняет и в отношении Ивана Бездомного. В финале пролетарский поэт живёт в реальном мире, прекращает свои поэтические упражнения и становится сотрудником Института истории и философии. Он не написал продолжение романа об Иешуа, как завещал ему мастер. Он вылечился от порчи, напущенной на него «преступными гипнотизёрами».
Только раз в год — в праздничное полнолуние — ему чудесным образом открывается часть истины мастера, которую ученик вновь забывает при пробуждении-выздоровлении. Раз в год профессор Понырёв видит один и тот же странный сон: непомерной красоты женщина выводит за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека, а потом они вместе уходят к луне данный эпизод очень напоминает шествие героя Данте и Беатриче к Эмпирею и одновременно заставляет вспомнить лунную дорожку, о которой писал Г. С одной стороны, этот навязчивый сон можно расценить как бред больного, с другой — как прозрение, когда душа единственного ученика мастера открывается навстречу вечному, без чего жизнь пуста и бессмысленна. Через этот сон-видение Иван навсегда связан с мастером. А может быть, этот сон — наваждение от Воланда: ведь лунный луч — колдовской свет ночи, странно всё преображающий; чрезмерно красивая женщина — ведьма, которая стала красивой благодаря волшебному крему Азазелло.
Так каков же финал романа Булгакова — счастливый или трагический? Кажется, что писатель сознательно не даёт прямого ответа на этот вопрос, потому что в данном случае любой определённый ответ был бы неубедителен. Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что толкования финала «Мастера и Маргариты» могут быть различными. Однако сближение романа Булгакова и поэмы Данте позволяет обнаружить интересные особенности булгаковского текста. В «Мастере и Маргарите» легко увидеть влияние образов и идей «Божественной комедии», но это влияние сводится не к простому подражанию, а к спору эстетической игре со знаменитой поэмой эпохи Возрождения.
В романе Булгакова финал является как бы зеркальным отражением финала поэмы Данте: лунный луч — лучезарный свет Эмпирея, Маргарита возможно, ведьма — Беатриче ангел неземной чистоты , Мастер обросший бородой, пугливо озирающийся —Данте целеустремлённый, вдохновлённый идеей абсолютного познания. Эти различия-сходства объясняются разными идеями двух произведений. Данте рисует путь нравственного прозрения человека, а Булгаков — путь творческого подвига художника. Булгаков, может быть, сознательно сделал финал своего романа двусмысленным и скептическим, в противовес торжественному финалу «Божественной комедии». Писатель XX века отказывается утверждать что-либо наверное, рассказывая о трансцендентальном мире, призрачном, неизвестном.
В загадочном окончании «Мастера и Маргариты» проявился художественный вкус автора. На первый взгляд финал романа трагичен. Мастер, совершенно отчаявшись найти понимание в современном обществе, умирает.
Почему Мастер и Маргарита умирают?
Почему Мастер «не заслужил света», а «заслужи покой»?
Он попадает в психиатрическую больницу, где его окружают неверие и лицемерие. Но в конце романа Мастер освобождают от психиатрического лечения, и он находит истинного покровителя в лице поэта Якова Варенихова. Вместе с Варениховым они обсуждают искусство и жизнь, и Мастер находит вдохновение и ценность в своей работе.
Второй сюжетной линией является история Маргариты, которая продает свою душу Чёрному Магу, чтобы спасти Мастера и быть с ним. Однако, когда она осознает свою ошибку и жертвенность своей любви, Маргарита возвращается к своему прежнему виду и возвращается к Мастеру, чтобы жить вечно с ним. В финале романа, Мастер и Маргарита получают свое вознаграждение. Они возвращаются в Москву как неузнаваемые, но счастливые путешественники во времени. Под их властью Хевило открывается для всех желающих, и они могут дарить счастье, любовь и искусство своим подаркам.
Таким образом, финал романа «Мастер и Маргарита» проповедует величие любви, искусства и силу духа, подчеркивая вечную борьбу добра и зла, где добро наконец-то торжествует. Разбор событий и интерпретация финала В конце романа все сюжетные линии сходятся в мощном и драматическом эпилоге. Мастер и Маргарита находят свое счастье и ощущение освобождения от нош, которые гнетли их души в течение всего романа. Они освобождаются от предрассудков, злобы и страха, а также находят любовь и понимание друг в друге. Финал романа можно интерпретировать как триумф добра над злом.
Главный злодей романа Воланд, возможно, является представителем самого зла, а его ближайшие помощники — Азазелло, Коровьев и Бегемот — олицетворяют разные его проявления. Однако, в конце романа, Воланд признает силу любви и сострадания, позволяя Мастеру и Маргарите найти свое счастье и спокойствие. Интересные вопросы философского и религиозного характера, возникающие в конце романа, также могут быть проанализированы. Размышления о вере, преодолении сомнений и поиске истинной сущности человека становятся одной из ключевых тем финала «Мастера и Маргариты». Финал романа не оставляет читателя равнодушным.
Он подталкивает к размышлениям, интерпретациям и переосмыслению сюжета, перенося его на уровень символов и аллегорий. Это прекрасный пример того, как литература может заставить нас задуматься о глубоких вопросах жизни и духовности.
Интерпретация финала Одна из возможных интерпретаций финала связана с символикой идеи бессмертия и духовной трансформации. Воланд, как представитель зла и разрушения, обладает возможностью покинуть царство смертных, оставив за собой разрушение и хаос. Мастер и Маргарита же, прошедшие через испытания и осознавшие свои ошибки, обретают возможность принять свои грехи и стать лучше. Их способность преодолеть смерть и обрести некую духовную жизнь после физической смерти выражает идею бессмертия и вечной души. Другой интерпретацией финала может быть его связь с темой человеческой свободы. Мастер и Маргарита, выбравшие свой путь и пройдя через адское испытание, оказываются свободными от оков собственных грехов и сомнений. Они способны освободиться от влияния сатаны и отказаться от власти над другими людьми.
Эта свобода позволяет им найти умиротворение и настоящее счастье, даже после жизни. В целом, финал «Мастера и Маргариты» оставляет читателя с множеством вопросов и мыслей. Его открытая природа позволяет каждому читателю интерпретировать происходящее по-своему и найти свой собственный смысл в этом загадочном и удивительном произведении. Глубинный смысл романа Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова знаменит не только своей фантастической историей и яркими персонажами, но и глубинным смыслом, который пронизывает всю повествовательную нить произведения. В центре романа стоят вопросы веры, искупления и жертвы, которые затрагивают душу каждого человека. Булгаков задает вопросы о сущности веры и религиозности. Он показывает, что вера не должна быть пустой формальностью, а должна пронизывать каждую клеточку существования. В романе много персонажей, которые претендуют на роль исполнителей религиозных функций, но диавол, созданный Булгаковым, приходит, чтобы проверить глубину и искренность их веры.
Значение финала в романе "Мастер и Маргарита"
Расшифровка концовки «Мастера и Маргариты»: разбор ключевых моментов и толкование сюжета. Но если Маргарита искупила свой грех любовью, то чем же искупил его Мастер? Расшифровка концовки «Мастера и Маргариты»: разбор ключевых моментов и толкование сюжета. Финал «Мастера и Маргариты» содержит явную параллель с третьей частью «Рай» поэмы Данте.
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
В новом фильме «Мастер и Маргарита» сюжетные линии романа изменены и перетасованы – хронологически события происходили в другом порядке. Религиозно-философская проблематика романа и смысл финала «ОН НЕ ЗАСЛУЖИЛ СВЕТА, ОН ЗАСЛУЖИЛ ПОКОЙ». Что случилось в финале Мастер и Маргарита? Расшифровка концовки «Мастера и Маргариты»: разбор ключевых моментов и толкование сюжета. Узнайте несколько малоизвестных фактов о легендарном романе Михаила Булкагова "Мастер и Маргарита": скрытые смыслы произведения, прототипы главных и второстепенных героев, почему роман называли пророческим. Какой свет не заслужил Мастер? На что он был обижен, покидая Москву? Почему воскресли Иешуа и Левий Матвей? Обрадует ли вечность с Маргаритой?
Объяснение концовки книги «Мастер и Маргарита»
Размышляя над вопросом: почему Мастер не заслуживает света, только лишь покой, необходимо учитывать и еще один момент. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие». Бытие, за которое пьет Воланд, и небытие, в которое уходит Берлиоз, даны им по разной вере. По-видимому, и Мастер испытывает на себе действие этого же закона: не милосердие тут ограничено само по себе, а вера получила то, что по этой вере возможно. Вера Мастера, который не закончил свой роман воскресением бродячего философа, а похоронил его, как и других казненных, Вера Мастера, который устал от своего романа, боялся его и сжег его. Так что уготованный ему покой означает только то, что мера усталости и безверия Мастера должна исчерпаться в покое, прежде чем этот покой сменится светом. По мере того как раскрывается содержание романа, возникает самый глубокий и фундаментальный третий план. Его роль в романе Булгакова — основополагающая. Главная тема романа Мастера и всего романа Булгакова — Власть и Время. Власть в романе Булгакова представлена в своем наиболее концентрированном виде — в форме диктатуры.
Сталинский режим по своей сути был классической формой политической деспотии. Могут ли в таком обществе диктатор и художник не вступать в конфликт? Нет, не могут. Но диктатор вынужден заботиться о своем реноме в истории. Потому-то Сталин время от времени, прежде чем отправить того или иного художника в небытие, пытался выяснить степень одаренности того, кого он наметил жертвой. Интересно Булгаков не мог не знать об этом разговоре. Чудакова высказывает предположение, что и безымянность Мастера в романе, и само название романа, может быть, напрямую связаны с этой репликой Сталина, которая должна была иметь для Булгакова огромное значение сегодня — один мастер, завтра — другой. Очень может быть. Во всяком случае, реплика Маргариты: «Он мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом!
Это то, чего хотел бы сам Булгаков для себя и своей «Маргариты» — Елены Сергеевны. Кстати, «конкретные черты вечного приюта мастера — сад, вишни…, музыка, свечи, ручей — напоминают два сада над обрывом Настоящего Двадцатого Века: «Вишнёвый» и «Соловьиный» [«Вишнёвый сад» А. Чехова и «Соловьиный сад» А. Блока — Н. Прекраснодушные близорукие герои Чехова и требовательный самоотверженный путник Блока уходили из сада по необходимости или собственной воле. Булгаковские мастер и Маргарита получают его как последнюю награду…» Сухих И. Русская литература для всех. Классное чтение! От Блока до Бродского. Москва остаётся вне развязки: по мановению руки Воланда исчезает «город с монастырскими пряничными башнями, с разбитым вдребезги солнцем в стекле», все московские «постволандовские» события сосредоточены в Эпилоге.
С одной стороны, этот навязчивый сон можно расценить как бред больного, с другой - как прозрение, когда душа единственного ученика Мастера открывается навстречу вечному, без чего жизнь пуста и бессмысленна. Через этот сон-видение Иван навсегда связан с Мастером. А может быть, этот сон - наваждение от Воланда: ведь лунный луч - колдовской свет ночи, странно всё преображающий; чрезмерно красивая женщина - ведьма, которая стала красивой благодаря волшебному крему Азазелло. Кажется, что писатель сознательно не даёт прямого ответа на этот вопрос, потому что в данном случае любой определённый ответ был бы неубедителен. Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что толкования финала «Мастера и Маргариты» могут быть различными. Однако сближение романа Булгакова и поэмы Данте позволяет обнаружить интересные особенности булгаковского текста. В «Мастере и Маргарите» легко увидеть влияние образов и идей «Божественной комедии», но это влияние сводится не к простому подражанию, а к спору эстетической игре со знаменитой поэмой эпохи Возрождения. В романе Булгакова финал является как бы зеркальным отражением финала поэмы Данте: лунный луч - лучезарный свет Эмпирея, Маргарита возможно, ведьма - Беатриче ангел неземной чистоты , Мастер обросший бородой, пугливо озирающийся -Данте целеустремлённый, вдохновлённый идеей абсолютного познания. Эти различия-сходства объясняются разными идеями двух произведений. Данте рисует путь нравственного прозрения человека, а Булгаков - путь творческого подвига художника. Булгаков, может быть, сознательно сделал финал своего романа двусмысленным и скептическим, в противовес торжественному финалу «Божественной комедии». Писатель XX века отказывается утверждать что-либо наверное, рассказывая о трансцендентальном мире, призрачном, неизвестном. В загадочном окончании «Мастера и Маргариты» проявился художественный вкус автора. На первый взгляд финал романа трагичен. Мастер, совершенно отчаявшись найти понимание в современном обществе , умирает. Маргарита умирает, так как не может жить без любимого человека, которого она любит за доброе сердце , талант, ум, страдания. Иешуа умирает, так как людям не нужна его проповедь о добре и правде. Но Воланд в конце романа вдруг говорит: «Всё будет правильно, на этом построен мир» 2, 32 , - и каждый герой получает по своей вере. Мастер мечтал о покое и получает его. Маргарита мечтала о том, чтобы всегда быть с Мастером, и остаётся с ним даже в загробной жизни. Понтий Пилат подписал смертный приговор невиновному человеку и мучается за это бессмертием и бессонницей почти две тысячи лет. Но в конце концов исполняется и его самое заветное желание - встретиться и говорить с бродячим философом. Берлиоз, который не верил ни во что и жил в соответствии с этим убеждением, уходит в небытие, превратившись в золотой кубок Воланда. Так что же: мир устроен справедливо и поэтому можно со спокойной уверенностью жить дальше? Булгаков опять не даёт определённого ответа, и читатель сам может выбрать ответ для себя. Она прежде всего о людях, о тех, кто сумел выстоять и победить. В условиях войны характеры людей проявляются по-разному. На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему, но сама интонация некрасовского текста расставляет все на свои места. И читатель понимает, что за человек перед ним - честный воин или шкурник, или, самое страшное, командир-карьерист, шагающий по трупам. Близкий друг Некрасова, АН. Думается, это шло не только от характера писате «Вишневый сад» - последнее произведение А. Чехова, завершающее его творческую биографию , его идейные и художественные поиски. Главную сюжетную линию пьесы автор обозначил самим заглавием произведения. Действие комедии происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской - в имении с вишневым садом, окруженным тополями. Природа усадьбы является прекрасным фоном для развития событий, раскрывающих человеческие судьбы. На мой взгляд, в пьесе есть очень важная и притягательная деталь, которая пробуждает оптимизм и надежду. Илья Ильич являет собой оригинальный тип: его распорядок дня не наполнен различными поездками по делам, он нигде не служит; вы не встретите его на балах, танцующего с хорошенькими барышнями, или на светских вечерах, играющего за столом в вист. Мало того, Обломов крайне редко выходит на улицу, чтобы просто прогуляться, - он спит до полудня, зат Лермонтов - поэт юности, именно в юношеские годы им грезят и упиваются. Меня больше всего привлекает в нем романтика, мятежность, героизм, мечтательность, вера в высокие идеалы. Очень часто бывают такие минуты, когда чувствуешь себя одиноким в этом мире, всеми покинутым. Привлекает в поэзии Лермонтова его искренность, пламенность. Лермонтов начал писать рано, четырнадцатилетним подростком. И очень скоро освободился от прямых подражаний старшим, научился воплощать свой собственный душевный Когда мы читаем про судьбы А. Ахматовой, Б. Но это очень мужественные и сильные духом люди, которые смогли противостоять всем невзгодам. На мой взгляд, у А. На мой взгляд, каждый сам будет решать, что именно хотел сказать великий писатель. С одной стороны даются четкие и понятные ответы на судьбы второстепенных героев. Каждый из них после встречи с потусторонними и неизвестными силами получил по своим способностям, заслугам или наоборот по негативным сторонам характера. Например, администратор Варенуха, который в начале романа представляется крайне невоспитанным и невежливым человеком, теперь становиться более отзывчивым, мягким, понимающим и соблюдает нормы поведения в обществе. Финдиректор Римский из Варьете покину данный пост и поступил на работу в кукольный театр. Семплеяров возглавил заготовку ягод и грибов в лесах Брянской области. В целом можно сказать, что для второстепенных персонажей встреча с потусторонними силами пошла только на пользу и они изменились к лучшему, а также поменяли места работы, на которых им гораздо лучше. То есть для них все закончилось хорошо. Можно ли тоже самое сказать о главных героях? Здесь имеются определенные сомнения. В конце романа читателю описывается сцена, что после смерти Мастера и Маргарита и их бессмертного воссоединения, Воланд забирает их из Москвы, и они все на удивительных и мистических конях уносятся вдаль, к горам, на одной из которых встречаются с Понтием Пилатом, главным персонажем романа, который так и не смог закончить Мастер. Там происходит сцена примирения Пилата и Мастера. Прощенный римский прокуратор возвращается в сверкающий город, который напоминает Ершалаим. Мастер интересуется у Воланда, туда же ему со спутницей следует идти? Но для них уготована другая участь. Они переносятся в нелюдимое место, где стоит дом, в котором им суждено провести спокойную и тихую вечность. Это определенно не похоже на рай или что-то подобное, куда должны перенестись души умерших, по библейским канонам. Мастер и Маргарита попадают в такое место, где они будут вечно вместе без людей, которые не могли при жизни дать им быть вместе. Именно этого больше всего хотела женщина, всегда быть рядом с любимым человеком несмотря ни на что. Но память Мастера о его земных любовных переживаниях и о создании романа, который он видел смыслом своей жизни, постепенно потухает. Получается, что он забыл все, что было для него самым важным в жизни. Значит его дальнейшее творчество невозможно. Он получил покой и возможность творить, но забыл о том для чего это ему нужно. Поэтому провести вечность за созданием великих произведений ему не удастся. Можно ли такой конец считать счастливым для Мастера? Точно ответить на данный вопрос я не смогу. Михаил Булгаков не дает полного описания дальнейшей судьбы героя. Возможно, для Мастера это и будет наивысшей наградой, получить долгожданный и полный покой от собственных мыслей и творчества. А может и наоборот, существование без этого станет бесцельным вечным адом. Также неясна судьба и поэта Бездомного. Он устраивается сотрудником в институт и считает, что полностью вылечился от всякой порче, наведенной приехавшими гипнотизерами. Но раз в год, в праздничное полнолуние, он во сне встречается с Мастером, который открывает ему часть истины.
Этим обусловлено и введение в роман Воланда, как концентрации зла по своей сути, и Иешуа, который уверовал в природную доброту каждого человека. Свет и тьма тесно сплетаются, они все время взаимодействуют между собой, и уже сложно четко провести грани. Воланд наказывает всех по законам справедливости, а Га-Ноцри, наоборот, прощает людей. Таков баланс. Борьба идет не только за сами человеческие души. Необходимость людей тянуться к «светлому» проходит красной нитью через весь роман. По-настоящему свободу можно обрести лишь за счет этого. Также нужно понять, что персонажей, которые скованы житейскими мелкими страстями, Булгаков все время наказывает, или как прокуратора — на вечные мучения совести, или как московских жителей — через козни Сатаны. Также это произведение о любви. Маргарита описана идеальной девушкой, способной искренне любить, несмотря на все преграды и сложности. Мастер и его избранница являются собирательными образами, это преданный делу мужчина и верная ему девушка. Описание героев В романе Булгакова у действующих лиц есть не только человеческие качества, можно увидеть целый список героев, которые собой представляют мифические образы. Краткое описание главных персонажей: Мастер — автор, создавший роман о прокураторе Понтии и Га-Ноцри. Описан как идеальный образ писателя, он не ищет славы, денег или почета. Главный герой выиграл большую сумму в лотерею и посвятил себя творчеству — так появился всего один, но, бесспорно, гениальный роман. При этом он встретил возлюбленную — Маргариту, девушка была для него музой и опорой. Не выдержав критики литераторов, Мастер сжег произведение, его кладут в психбольницу. Затем героя оттуда освобождает Маргарита благодаря Воланду, который сильно заинтересовался рукописью. После смерти Мастер обрел покой, но не свет, как Га-Ноцри, поскольку предал свои убеждения и отрекся от написанного романа. Маргарита — любимая девушка Мастера, может пойти ради любви на все, даже посещает бал Воланда. С ней связана тематика верности. Девушка предана и Мастеру, и его роману: она расправилась с критиком Латунским, который оклеветал их, с помощью ее вернулся и непосредственно главный герой из психбольницы и его сожженная рукопись. За свою любовь и верность Воланд наградил Маргариту покоем вместе с Мастером. Понтий Пилат является реальной исторической личностью. Это прокуратор, который судил Иисуса.
Михаил Булгаков
Финалом романа является уход мастера и Маргариты «по направлению к вечному их дому». Что случилось в финале Мастер и Маргарита? «Мастер и Маргарита» — один из самых загадочных романов в истории, над его толкованием до сих пор бьются исследователи – Самые лучшие и интересные новости по теме: Булгаков, литература, мастер и маргарита на развлекательном портале Мир романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова с причудливым переплетением фантастических, необъяснимых явлений и бытовых реалий никого не оставят равнодушным. Скрытые смыслы «Мастера и Маргариты».
Что стало с мастером?
- Что получили Мастер и Маргарита в финале
- «Мастер и Маргарита». Религиозно-философская проблематика романа и смысл финала
- Чем закончился роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
- И родилось творение необыкновенное…Строят монологическое высказывание
- Скрытый смысл финала "Мастера и Маргариты": разгадка главных событий
Сочинение смысл финала романа мастер и маргарита
В финальной главе романа Мастер, столкнувшись с настоящими демонами и ада, сознается перед Маргаритой, что в его работе он стремился создать произведение, которое отражает глубинные проблемы человеческой жизни и пытался передать свою веру в человеческую доброту и справедливость. Мастер признает, что его произведение может иметь мало шансов быть услышанным и понятым, однако он не жалеет о своих усилиях. Искусство, по Булгакову, является способом пробуждения силы внутри человека и может помочь ему найти свое истинное предназначение. В финальной главе романа становится ясно, что Мастер и Маргарита олицетворяют собой двух людей, способных призывать к действию и изменению, способных ощутить истинный смысл жизни. Таким образом, философская суть последней главы романа «Мастер и Маргарита» заключается в обращении к искусству как к средству проникновения в глубину человеческого существования и в поиске истины, а также в признании, что искусство имеет свою силу и значимость в мире, даже если оно не всегда понятно и принимается окружающими. Ключ к пониманию произведения Ключ к пониманию произведения можно отыскать в его концовке. Автор, Михаил Булгаков, сделал выбор неожиданной и оригинальной концовки, которая вносит в работу новое измерение. В конце романа, Мастер и Маргарита находят счастье и освобождение от страданий в Маргаритином самоубийстве. Это своего рода путь искупления, который позволяет героям восстановить свою душевную гармонию.
Он пытался по-своему спасти Иешуа, намекал ему на слова отречения. Арестант не внял его намекам, ведь «правду говорить легко и приятно». Утверждая смертный приговор, Пилат надеялся, что Синедрион помилует Иешуа, но первосвященник Кайфа выбирает убийцу Варравана. И снова Пилат не сумел возразить, не спас Иешуа. В эту ночь срок наказания истек. За Пилата просит Тот, кого он отправил на казнь, с чьей судьбой он был навеки связан, с кем так пытался поговорить. Пилат желал услышать из уст Иешуа, что не было этой казни, что не он вынес приговор. Он хотел проснуться и увидеть перед собой живого «лекаря» человеческих душ. И бывший арестант подтверждает, что эта казнь померещилась Прокуратору. Судьба Мастера более неопределенна. Левий Матвей пришел к Воланду с просьбой дать Мастеру покой, так как «он не заслужил света, он заслужил покой». По поводу «вечного приюта» Мастера было много споров исследователей. Яновская говорит, что покой Мастера навсегда останется только обещанным ему. Герой в романе так и не увидит свой «вечный дом». Крючков заявляет, что покой Мастера -- дьявольское наваждение, покой не достижим. Доказательством этого у исследователя служат строки романа, где говорится, что у Мастера начинает затухать память. А память о романе и земной любви -- единственное, что у него осталось. Без памяти невозможно творчество. Поэтому покой Мастера не божественный, а обманный. Но большинство исследователей романа Булгакова придерживаются более оптимистичной точки зрения. Они считают, что Мастер все-таки вошел в свой «вечный дом» и был награжден покоем. Так получил ли Мастер свой покой, и почему он не заслужил света? Его подвиг не христьянский, это подвиг художника. Возможно, поэтому он и не заслужил света. Мастер не избавился от земного, не забыл свою земную любовь Маргариту. Но нужен ли был герою свет, быть может, покой -- эго единственное, чего жаждет его уставшая душа. Мне кажется, что Мастер получил свой покой, ведь последняя глава даже называется «Прощение и Вечный приют». Тем, что покой Мастеру дарит Воланд, автор хотел подчеркнуть, что художник не святой и не грешник, его высшая желанная награда -- покой, в котором он может творить рядом с любимой женщиной. А строки «и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать» можно истолковать, как вымывание из памяти всего трагического, что случилось с ним. Мастера больше не будут волновать житейские неурядицы, глупость критиков, непонимание Все это ради творчества, ведь оно дает бессмертие: «рукописи не горят». Эпилог резко отличается по стилю от последней главы. В нем опять появляется ирония. Мы узнаем о судьбах всех, оставшихся на земле героев. Ни для кого не прошла бесследно памятная встреча с дьяволом. Эпилог написан в духе нынешних лжефантастических фильмов: когда после ужасных и необъяснимых событий, герой просыпается, и все происшедшее оказывается лишь сном. В эпилоге мы узнаем, что все, что произошло, примерещилось Ивану Бездомному.
Как изменилась жизнь Маргариты когда в нее вошел мастер? Прослушать это сообщениеПриостановить-Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер? Учащиеся говорят, что она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку чего никогда не делала раньше и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Почему была запрещена книга Мастер и Маргарита? Прослушать это сообщениеПриостановитьВ 1929 году из-за острой критики революции в произведениях, Михаила Булгакова стали вызывать на допросы, перестали печатать его произведения и запретили ставить пьесы. В письме Станиславскому в марте 1931 года он писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк... Ответы пользователей Отвечает Андрей Удалец 23 мар. Отвечает Николас Ткаченко Цель: раскрыть смысл финала романа, показав его неоднозначность, опираясь на религиозные представления о добре и зле и биографические данные из жизни писателя. Отвечает Милан Волков 29 июн. Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций? Отвечает Лаурита Менщикова 7 февр. Получат покой те, кто этого... Отвечает Юрий Алишли З. Вулис основывает свой анализ финала романа "Мастер и Маргарита" на вычленении "опорных смысловых единиц" 1 произведения — ключевых слов, доминирующих в... Отвечает Максим Масыч 20 авг.
Но с этой луной он совладать не может. Раз в году он появляется на Патриарших прудах и повторяет свой путь, как и много лет назад, когда Миша Берлиоз попал под трамвай. Дома, во сне, он видит казнь Гестаса, видит лунную дорогу и двух людей, идущих по ней, видит женщину и его знакомого из комнаты 118. И в этом странном наваждении трагедия Ивана Бездомного: его память ничего не забывает, она лишь затухает до следующего весеннего полнолуния. Таким образом, в финале романа «Мастер и Маргарита» подтверждается мысль, что справедливость всегда восторжествует. Получат покой те, кто этого заслуживает, и потеряют его провинившиеся. Бессмертное произведение Михаила Булгакова роман «Мастер и Маргарита» породил огромное количество споров и различных точек зрений на финал. На мой взгляд, каждый сам будет решать, что именно хотел сказать великий писатель. С одной стороны даются четкие и понятные ответы на судьбы второстепенных героев. Каждый из них после встречи с потусторонними и неизвестными силами получил по своим способностям, заслугам или наоборот по негативным сторонам характера. Например, администратор Варенуха, который в начале романа представляется крайне невоспитанным и невежливым человеком, теперь становиться более отзывчивым, мягким, понимающим и соблюдает нормы поведения в обществе. Финдиректор Римский из Варьете покину данный пост и поступил на работу в кукольный театр. Семплеяров возглавил заготовку ягод и грибов в лесах Брянской области. В целом можно сказать, что для второстепенных персонажей встреча с потусторонними силами пошла только на пользу и они изменились к лучшему, а также поменяли места работы, на которых им гораздо лучше. То есть для них все закончилось хорошо. Можно ли тоже самое сказать о главных героях? Здесь имеются определенные сомнения. В конце романа читателю описывается сцена, что после смерти Мастера и Маргарита и их бессмертного воссоединения, Воланд забирает их из Москвы, и они все на удивительных и мистических конях уносятся вдаль, к горам, на одной из которых встречаются с Понтием Пилатом, главным персонажем романа, который так и не смог закончить Мастер. Там происходит сцена примирения Пилата и Мастера. Прощенный римский прокуратор возвращается в сверкающий город, который напоминает Ершалаим. Мастер интересуется у Воланда, туда же ему со спутницей следует идти? Но для них уготована другая участь. Они переносятся в нелюдимое место, где стоит дом, в котором им суждено провести спокойную и тихую вечность. Это определенно не похоже на рай или что-то подобное, куда должны перенестись души умерших, по библейским канонам. Мастер и Маргарита попадают в такое место, где они будут вечно вместе без людей, которые не могли при жизни дать им быть вместе. Именно этого больше всего хотела женщина, всегда быть рядом с любимым человеком несмотря ни на что. Но память Мастера о его земных любовных переживаниях и о создании романа, который он видел смыслом своей жизни, постепенно потухает. Получается, что он забыл все, что было для него самым важным в жизни. Значит его дальнейшее творчество невозможно. Он получил покой и возможность творить, но забыл о том для чего это ему нужно. Поэтому провести вечность за созданием великих произведений ему не удастся. Можно ли такой конец считать счастливым для Мастера? Точно ответить на данный вопрос я не смогу. Михаил Булгаков не дает полного описания дальнейшей судьбы героя. Возможно, для Мастера это и будет наивысшей наградой, получить долгожданный и полный покой от собственных мыслей и творчества. А может и наоборот, существование без этого станет бесцельным вечным адом.