В Мариинский театр вернулась японская балерина Мей Нагахиса Мей Нагахиса, солистка балетной труппы Мариинского театра, вернулась в наш город после полугодового перерыва.
опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
В каждом публикуемом материале указывается ссылка на источник правообладателя. FiNE NEWS не несет ответственности за информацию, содержание других сайтов и мнения, высказанные в комментариях читателей, а также за товары и услуги рекламных блоков на сайте. Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта.
Первое исполнение оперы состоялось в 1895 году на сцене Мариинского театра. В спектакле используется декорационное оформление постановки Мариинского театра 2008 года. Художником по костюмам выступила Ирина Чередникова. Премьера оперы с успехом прошла в 1907 году в Мариинском театре. Алексей Степанюк: «Наш спектакль близок к литургии, как и написано у Римского-Корсакова. Это спектакль о духовной мощи русского народа. О том, что русский язык, русский дух, русскую культуру нужно оберегать.
В сценическом действии мы отталкивались от традиций иконописи.
В ней он по-юношески необдуманно раскритиковал дебютную оперу Направника «Нижегородцы». Но, поскольку разрешение на постановку было дано «сверху», труппа и оркестр приступили к репетициям. Царя Ивана пел О. Петров, Ольгу — Ю.
Платонова, Токмакова — И. В первом сезоне опера прошла 10 раз с аншлагами. Однако в прессе ее не хвалили. Автор и сам замечал партитурные огрехи, явившиеся следствием недостатка мастерства. Уже через три года композитор взялся за переработку оперы.
К 1878 году были написаны новые эпизоды: пролог, сцена у Печерского монастыря; переписаны многие дуэты и арии. Николай Андреевич и его окружение признавали, что музыка стала более профессиональной, но сама опера — тяжеловесной и сухой. Эта редакция не была поставлена в Мариинском театре. Композитор особенно и не настаивал на сценической версии, осознавая все недочеты, отправив лишь единожды в дирекцию запрос и более ничего не предпринимая. В 1891 году, имея за плечами уже гораздо больший опыт, Римский-Корсаков вновь берется за свою первую оперу.
В 1895 году 3 редакция увидела свет в любительском Панаевском театре, где состоялись четыре спектакля. Год спустя в партии Царя Ивана выступил Ф.
Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера — «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Подробнее Премьера постановки: 18 марта 2019 года.
Билеты на Псковитянка
- Все новости рубрики
- Билеты на Псковитянка
- Опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
- В печатном номере
Мариинский театр возобновляет версию 1952 года оперы «Псковитянка»
Мариинский театр. «Псковитянка» с прологом «Боярыня Вера Шелога».«Псковитянка» Римского-Корсакова — народная музыкальная драма с ожившими событиями далекого прошлого. Российский Центр Новостей. Ведущий центр СМИ. Мариинский театр порадовал зрителей очередной премьерой, представив оперу Римского-Корсакого "Псковитянка".
Псковитянка Мариинского театра
Фото Дамира Юсупова для Большого театра России Показы оперы «Царская невеста» пройдут 27 , 28 и 29 февраля в рамках масштабного совместного фестиваля Большого и Мариинского театров, приуроченного к 180-летнему юбилею со дня рождения Николая Римского-Корсакова. В его рамках Мариинский покажет на сцене Большого «Псковитянку» с прологом «Боярыня Вера Шелога» 23 февраля , «Ночь перед Рождеством» 24 февраля и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 25 февраля. За дирижерским пультом всех опер — Валерий Гергиев.
Слышны звуки трубы — на пороге показывается Иван Шелога вместе с князем Токмаковым. Вера в смятении, она просит не трогать дитя. Удивлённый супруг спрашивает, чей ребенок. Надежда, падая на колени, восклицает: «Мой! Псков, 1570 год. Сад царского наместника в Пскове князя Юрия Ивановича Токмакова. Веселятся девушки, за ними приглядывают мамки. Княжну Ольгу, однако, не увлекают игры и песни подруг.
Она мечтает о встрече с любимым, ждёт от него весточки. Любопытная Перфильевна пытается выведать у мамки Ольги, правду ли люди говорят, что Ольга не княжеская дочь. Власьевна же заводит речь о Новгороде: прогневался на вольный город царь Иван, пришёл со своей опричниной, казнит всех без разбору и без жалости… Подруга украдкой сообщает Ольге, что повидаться с ней придет вечером Михайло Туча. Мамки уводят боярышень в терем. Ольга выходит в сад, но радость свидания с любимым омрачена. Княжна просватана за знатного боярина Матуту, и не Михайле Туче, бедному посадничьему сыну, с ним соперничать. Михайло говорит Ольге про своё решение уехать в Сибирь и, вернувшись богатым, с мехами и серебром, просить у князя Токмакова руки его дочери. Однако Ольга уговаривает возлюбленного остаться и обещает Михайле, что она умолит отца не отдавать её Матуте.
Из терема выходят Токмаков и Матута. Михайло Туча скрывается, а Ольга прячется в саду и невольно слышит разговор отца и Матуты. Токмаков рассказывает, что не является родным отцом Ольги. Мать её — боярыня Вера Шелога, сестра покойной жены князя, а имя отца неведомо. Раздаются удары колокола — набат сзывает псковичей на вече. Князь и Матута поспешно уходят. Потрясенной Ольге звуки колокола кажутся погребальным звоном, хоронящим её счастье. Картина вторая.
Не умолкает вечевой колокол. Собирается народ на площадь. Смятение и тревога охватывает псковичей. Князь Токмаков пытается успокоить народ: Пскову нечего бояться — верой и правдой служат псковичи отечеству. И потому надо встретить государя смиренно, хлебом-солью. Молодые псковичи во главе с Михайлом Тучей не хотят подчиниться царю.
Телеканал «Известия» доступен в пакетах кабельных операторов, в Москве он находится на 26-й кнопке. Также прямой эфир канала транслируется на сайте iz.
Эта редакция не была поставлена в Мариинском театре. Композитор особенно и не настаивал на сценической версии, осознавая все недочеты, отправив лишь единожды в дирекцию запрос и более ничего не предпринимая. В 1891 году, имея за плечами уже гораздо больший опыт, Римский-Корсаков вновь берется за свою первую оперу. В 1895 году 3 редакция увидела свет в любительском Панаевском театре, где состоялись четыре спектакля. Год спустя в партии Царя Ивана выступил Ф. В 1898 композитор написал пролог к событиям «Псковитянки» - «Боярыня Вера Шелога», две оперы в один вечер были представлены на обеих императорских сценах — в Большом театре 1901 год и в Мариинском 1903 год. В этих постановках в партии Ивана Грозного выходил Шаляпин. Певец снискал огромную любовь публики, но успех оперы в целом был несравним с тем, который она получила на премьере. В 20 веке «Псковитянка» перешагнула российскую границу и прозвучала в Италии, Великобритании, Бельгии, Испании. Одним из первых зарубежных исполнений стало парижское, 1909 года, в рамках «Русских сезонов» Дягилева. На афишах красовалось название «Иван Грозный» - более кассовое и понятное иностранному зрителю, в заглавной партии выступал популярнейший Шаляпин. На советской сцене опера шла в ведущих театрах страны. С 2008 года «Псковитянка» неизменно присутствует в афише Мариинского театра, эта постановка стала капитальным возобновлением спектакля 1952 года. В 2010 опера исполнялась в исторических декорациях — под стенами Псковского кремля. Римский-Корсаков на закате жизни едва ли не раскаялся в том, что так много раз пытался переписать «Псковитянку»: самая первая редакция осталась самой эмоциональной, самой яркой и — самой успешной. Ведь она создавалась не под гнетом рациональных установок или профессиональных канонов, а под властью главного творческого инструмента — вдохновения.
Мариинский и Большой театры обменялись операми Римского-Корсакова
Опера «Псковитянка» в Мариинском театре | 18 февраля на новой сцене Мариинского театра будет исполнена «Псковитянка» Римского-Корсакова. |
"Псковитянка", oпера в трех действиях (постановка 1952 года). Мариинский театр. 06.10.2017 | > На Новой сцене прославленного Мариинского театра состоялось празднование 300-летия Санкт-Петербургского университета. |
Опера Псковитянка 2024 в Мариинском театре (Вторая сцена), Санкт-Петербург | На сайте вы можете купить билеты на мероприятие Псковитянка, которое будет проходить 1 мая 2024 в Мариинский театр, Санкт-Петербург. |
Меню в шапке
- "Псковитянка": на родную сцену - сохраняя традиции
- Мариинский, старая сцена, "Псковитянка"
- Большой и Мариинский театры устроят обменные гастроли
- Музыка спасает театр
- МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ОЖИВИЛ ФРЕСКИ "ПСКОВИТЯНКИ"
- Мариинский театр к 180-летию Римского-Корсакова покажет «Псковитянку» и «Царскую невесту»
18.03.2019 Псковитянка в Мариинский-2 (с прологом Боярыня Вера Шелога)
Помимо "Псковитянки" Мариинский театр представит "Ночь перед Рождеством" и "Сказание о невидимом граде Китеже". Премьера «Псковитянки» в третьей редакции состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Заказ билетов на оперный спектакль Псковитянка Мариинского театра в Большой театр в Москве, наш сервис поможет сделать покупку по лучшим ценам онлайн или по телефону 7(495)789-41-85.
«Псковитянка» в Мариинском: Как убили дочь Ивана Грозного
Всемирно известный дирижер Валерий Гергиев сообщил, что возможно уже этим летом, в июле, на территории Псковского кремля будет поставлена опера «Псковитянка» в исполнении Мариинского театра. сюжет в передаче "Царская ложа" от 26 июня 2008 года о премьере оперы го-Корсакова "Псковитянка": Павловская, Тановицкий, Беззубенков, Гассиев, дир. В 1932 году премьера оперы прошла в Большом, а двадцать лет спустя «Псковитянка» в том же оформлении появилась и в Кировском театре. В Мариинском театре стартовал музыкальный марафон, посвященный 175-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова. На сайте вы можете купить билеты на мероприятие Псковитянка, которое будет проходить 1 мая 2024 в Мариинский театр, Санкт-Петербург. Оперу «Псковитянка» в Мариинском театре показывают в классической постановке 50-х годов прошлого века.
"Псковитянка" в Мариинском театре
Смятение и тревога охватывает псковичей. Князь Токмаков пытается успокоить народ: Пскову нечего бояться: верой и правдой служат псковичи отечеству. И потому надо встретить Государя смиренно, хлебом-солью. Молодые псковичи во главе с Михайло Тучей не хотят подчиниться царю. Они призывают народ отстаивать независимость. Вольница подхватывает удалую песню своего предводителя и покидает город. Перепуганный Матута предлагает Токмакову позвать стрельцов, чтобы расправиться с непокорными. Токмаков с негодованием отказывается. Тревожно продолжает гудеть колокол.
Действие второе Картина третья Псковичи ждут встречи с царем Иваном и накрывают столы. Появляется Ольга с мамкой. Княжна признается, что подслушала разговор приемного отца с Матутой, и жалуется на свою сиротскую долю. Ольга грустна, но вместе с тем странное чувство овладевает ею. С нетерпеливым волнением Ольга ждет появление царя. Колокола гудят все громче, на площади появляется сам царь Иван Васильевич. Народ падает ниц с мольбой о пощаде. Картина четвертая Иван Грозный у входа в палаты князя Токмакова.
Токмаков отвечает ему глубоким поклоном. Царя ведут на почетное место к столу. Узнав, что у князя есть дочь, царь желает, чтобы она поднесла ему чашу. Входит Ольга, за ней — Стеша и сенные девушки с угощением. Когда Ольга поднимает голову, поднося чашу царю, Иван Грозный узнает в ней черты когда-то горячо любимой им женщины — Веры Шелоги. Царь поражен, с трудом ему удается скрыть волнение и растерянность. Оставшись наедине с Токмаковым, выспросив, кто мать Ольги, Грозный понимает, что встретил родную дочь. Это кажется ему знамением, и он милует мятежный Псков: «Да престанут все убийства!..
Много крови... Притупим мечи о камни. Псков хранит Господь!..
Кроме того, с 23 по 25 февраля Мариинский театр выступит в Большом на Исторической сцене. С 27 по 29 февраля на Мариинской сцене выступит труппа Большого театра с легендарным спектаклем "Царская невеста" в декорациях Федора Федоровского, восстановленный в 2014 году режиссером Юлией Певзнер.
Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1951 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008-м. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского. По словам режиссера возобновления Юрия Лаптева, эстетика, опирающаяся на принцип исторической достоверности, «требует максимальной концентрации, максимального умения владеть психофизическим состоянием, воплощать свой образ и нести его на протяжении каждой минуты».
Нынешнюю постановку в Москву привезли впервые. Исполнитель одной из главных ролей, заслуженный артист России Олег Видеман распевается перед выходом на сцену. Говорит, партия народного бунтаря Михайло Тучи в «Псковитянке» — как раз для его характера и широкой русской души. Он словно зовет на подвиг», — отметил Олег Видеман. Оперу «Псковитянка» в Мариинском театре показывают в классической постановке 50-х годов прошлого века. Это знаковый спектакль для театра и первая опера Римского- Корсакова.
18.03.2019 Псковитянка в Мариинский-2 (с прологом Боярыня Вера Шелога)
Эту оперу Мариинский театр показывает в постановке Алексея Степанюка с костюмами Ирины Чередниковой. Эту оперу Мариинский театр показывает в постановке Алексея Степанюка с костюмами Ирины Чередниковой. Речь в опере идет о временах объединения Руси в эпоху правления царя Иоанна Васильевича, который наводил порядок тяжелой, карающей рукой опричнины. Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1952 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008 году. > На Новой сцене прославленного Мариинского театра состоялось празднование 300-летия Санкт-Петербургского университета. Псковитянка Мариинский театр возобновляет одну из сценических версий оперы Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка».
Мариинский театр возобновляет версию 1952 года оперы «Псковитянка»
Либретто было написано самим композитором на сюжет одноименной драмы Льва Мея. Тексты двух женских хоров из третьего действия написал М. В 2008-м году в Мариинском театре было осуществлено капитальное возобновление постановки 1952 года в декорациях и костюмах Федора Федоровского. Спектакль рассказывает о любви и верности, о горячности молодости и мятежности.
Важно также установить ответственность не только за ложное сообщение о наличии права, но и за ложное сообщение о его нарушении. Директор ВНИИ интеллектуальной собственности Владимир Лопатин обратил внимание собравшихся на то, что законопроект в недостаточной мере учитывает сложившуюся законодательную практику, и его применение будет затруднено из-за этих противоречий.
Елена Войниканис ОАО "Ростелеком" высказала замечания ведомства, касающиеся недостаточной проработки работы операторов связи, а Генеральный директор Национальной Федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов высказал твердую уверенность в том, что даже несмотря на возможные недочеты, Закон должен быть принят как можно скорее, так как в соответствии с ним защита будет распространена на музыкальные произведения. Генеральный директор InterMedia Евгений Сафронов обратил внимание разработчиков законопроекта на то, что его жесткие положения распространяются лишь на российские ресурсы, и не могут воздействовать на сервисы, зарегистрированные вне пределов российской юрисдикции, на что директор нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Наталья Ромашова, отвечавшая за подготовку законопроекта, признала, что эту проблему предлагаемый законопроект, разумеется, решить не в силах. Впрочем, помощник первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Карен Маркарян указал на то, что подобного рода коллизия может быть легко решена иными способами. Ниже мы приводим полный текст Законопроекта. Порядок внесудебного ограничения доступа к информации, содержащей объект авторского права и смежных прав 1.
Владелец информационного ресурса, включая сайт в сети Интернет далее — владелец ресурса , провайдер хостинга в случае получения письменного заявления правообладателя или его уполномоченного лица о нарушении авторских и смежных прав в сети Интернет далее — заявление, заявитель , обязаны принять меры по ограничению доступа к информации, содержащей объект авторского права или смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием сети Интернет, в порядке, установленном настоящей статьей. Заявление представляется владельцу ресурса или провайдеру хостинга непосредственно либо в форме электронного сообщения или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заявлении, влекущих за собой невозможность принятия мер по ограничению доступа к информации, содержащей объект авторского права или смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием сети Интернет, владелец сайта или провайдер хостинга в пределах сроков, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи вправе направить заявителю уведомление об уточнении представленных сведений. Заявитель незамедлительно принимает меры, направленные на устранение допущенных в заявлении неточностей и направляет владельцу сайта или провайдеру хостинга уточненную им информацию. Обработка персональных данных и информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.
В случае предоставления заявителем заведомо ложной информации владельцу ресурса или провайдеру хостинга о наличии у него прав на объект авторского права и смежных прав, в отношении которого допущено нарушение, заявитель несет административную ответственность.
Это можно объяснить тем, что в период интенсивной работы над обеими операми композиторы не только близко общались, но и жили вместе. Не только создание и переработка музыки оперы заняла несколько десятилетий — либретто «Псковитянки» также писалось Л. Меем в течение 9 лет.
Сюжет оперы вымышленный, но в его основе историческое событие — приезд Ивана Грозного в Псков в 1570 году после Новгородского погрома, во время которого было убито до трети населения Новгорода. В Пскове царские репрессии не имели столь массового характера, в том числе, из-за местного юродивого, который предрек многие беды, если Грозный посягнет на жизни псковичей. Единственный отечественный фильм, в котором снялся Ф. Певец был и сооснователем «Товарищества Шарез», снявшего этот фильм.
Шаляпин остался неудовлетворен своим первым съемочным опытом, так как команда «Мотор! Однако картина навсегда осталась в истории кинематографа еще и потому, что свою первую роль в ней сыграл М. Несомненно, о большом, серьезном и основательном, полном правды и размаха. Этим критериям соответствовала историческая драма Л.
Мея «Псковитянка», где одним из центральных персонажей являлся царь Иван Грозный. Однако это была не политическая, а человеческая история. Мелодии оперы творческому воображению композитора навеяли русские просторы и впечатления от поездки в Тверскую губернию — в предвкушении путешествия и после него были написаны несколько сцен. Но затем работа двигалась медленно — нуждался в оркестровке «Каменный гость» Даргомыжского , наметилось и интересное сочинение «Млада», в котором приняли участие сразу несколько членов « Могучей кучки », в том числе Римский-Корсаков.
В 1871 году сочинение оперы перешло в активную стадию.
Подруга украдкой сообщает Ольге, что повидаться с ней придет вечером Михайло Туча. Мамки уводят боярышень в терем. Ольга выходит в сад, но радость свидания с любимым омрачена. Княжна просватана за знатного боярина Матуту, и не Михайле Туче, бедному посадничьему сыну, с ним соперничать. Михайло говорит Ольге про свое решение уехать в Сибирь и, вернувшись богатым, с мехами и серебром, просить у князя Токмакова руки его дочери.
Однако Ольга уговаривает своего возлюбленного остаться и обещает Михайле, что она умолит отца не отдавать ее Матуте. Из терема выходят Токмаков и Матута. Михайло Туча скрывается, а Ольга прячется в саду и невольно слышит разговор отца и Матуты. Токмаков рассказывает, что не является родным отцом Ольги. Мать ее — боярыня Вера Шелога, сестра покойной жены князя, а имя отца неведомо. Раздаются удары колокола — набат сзывает псковичей на вече.
Князь и Матута поспешно уходят. Потрясенной Ольге звуки колокола кажутся погребальным звоном, хоронящим ее счастье. Картина вторая Не умолкает вечевой колокол. Собирается народ на площадь. Смятение и тревога охватывает псковичей. Князь Токмаков пытается успокоить народ: Пскову нечего бояться: верой и правдой служат псковичи отечеству.
И потому надо встретить Государя смиренно, хлебом-солью. Молодые псковичи во главе с Михайло Тучей не хотят подчиниться царю. Они призывают народ отстаивать независимость. Вольница подхватывает удалую песню своего предводителя и покидает город. Перепуганный Матута предлагает Токмакову позвать стрельцов, чтобы расправиться с непокорными. Токмаков с негодованием отказывается.
Тревожно продолжает гудеть колокол. Действие второе Картина третья Псковичи ждут встречи с царем Иваном и накрывают столы. Появляется Ольга с мамкой. Княжна признается, что подслушала разговор приемного отца с Матутой, и жалуется на свою сиротскую долю. Ольга грустна, но вместе с тем странное чувство овладевает ею.
В Большом и Мариинском театрах прозвучит опера «Псковитянка»
Речь в опере идет о временах объединения Руси в эпоху правления царя Иоанна Васильевича, который наводил порядок тяжелой, карающей рукой опричнины. Оперу «Псковитянка» в Мариинском театре показывают в классической постановке 50-х годов прошлого века. Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1951 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008-м. Оперная труппа Мариинского театра представит на Исторической сцене Большого шедевры Римского-Корсакова, в том числе спектакли «Ночь перед Рождеством» и «Псковитянка».
Пролог «Боярыня Вера Шелога»
- Мариинский театр - Официальный сайт
- Билеты на Псковитянка
- МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ОЖИВИЛ ФРЕСКИ "ПСКОВИТЯНКИ"
- Большой и Мариинский театры поменяются сценами.
- «Псковитянка» в Мариинском: Как убили дочь Ивана Грозного - Журнал Интересант -
Мариинский театр к 180-летию Римского-Корсакова покажет «Псковитянку» и «Царскую невесту»
Оставляйте Ваш комментарий на нашем сайте, заполните поля и напишите свое мнение. Добавить отзыв Текст сообщения: Бесплатная доставка Бесплатно доставим Вам заказ за 2 часа курьером по Москве! Либо электронные места на почту моментально. Электронный билет На нашем сайте Вы можете сделать заказ электронных мест, оплата онлайн, получение мест на Ваш e-mail! Официальные места Безопасность платежей, гарантия возврата в случае отмены или переноса, мы продаем только официальные места в Москве.
Вторая редакция не увидела свет, а третья вышла спустя 20 лет после премьеры.
В роли Ивана Грозного выступил Федор Шаляпин. Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1952 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008 году. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского.
Пока младенец спит, женщина открывает сестре страшную тайну: ее ребенок — не от мужа. Она готова вручить супругу топор, чтобы снять с себя грех. Вера рассказывает, как пошла в Печерский монастырь поклониться святым угодникам и заплутала; как не смогла потом отказать своему избавителю, "из бояр боярину", которого полюбила; как он оставил ее, женившись на Настасье Романовой. Слышны звуки трубы — на пороге показывается Иван Шелога вместе с князем Токмаковым.
Мнения же критиков разделились. Оппоненты «Могучей кучки» оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», в основном критиковали. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты «Псковитянку» в целом похвалили.
В репертуаре театра опера продержалась почти два года, после чего была снята и в дальнейшем в первой редакции нигде не ставилась. Премьера «Псковитянки» в третьей редакции состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Он и выступил в роли Ивана Грозного.
Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. В течение многих лет Шаляпин углублял и совершенствовал свою трактовку образа Грозного, достигнув в итоге выдающегося художественного результата. Для самого артиста эта роль стала в некотором роде эмблематической: благодаря тиражированию в тысячах фотопортретов и почтовых карточек, образ Шаляпина—Грозного получил у современников большую популярность.
Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1952 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008 году. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского. По словам режиссера возобновления Юрия Лаптева, эстетика, опирающаяся на принцип исторической достоверности, «требует максимальной концентрации, максимального умения владеть психофизическим состоянием, воплощать свой образ и нести его на протяжении каждой минуты».
Его жена Вера в отсутствие супруга родила дочь Ольгу. Сестра Веры, Надежда, обсуждает со своей нянькой Власьевной, почему её красавица-сестра тоскует. Говорят они и о скором возвращении жениха Надежды, князя Юрия Токмакова.
Доносится колыбельная, которую Вера поёт дочери. Пока младенец спит, женщина открывает сестре страшную тайну: её ребёнок — не от мужа. Она готова вручить супругу топор, чтобы снять с себя грех.
Вера рассказывает, как пошла в Печёрский монастырь поклониться святым угодникам и заплутала; как не смогла потом отказать своему избавителю, «из бояр боярину», которого полюбила; как он оставил её, женившись на Настасье Романовой. Слышны звуки трубы — на пороге показывается Иван Шелога вместе с князем Токмаковым. Вера в смятении, она просит не трогать дитя.
Удивлённый супруг спрашивает, чей ребенок. Надежда, падая на колени, восклицает: «Мой! Псков, 1570 год.
Сад царского наместника в Пскове князя Юрия Ивановича Токмакова. Веселятся девушки, за ними приглядывают мамки. Княжну Ольгу, однако, не увлекают игры и песни подруг.
Она мечтает о встрече с любимым, ждёт от него весточки. Любопытная Перфильевна пытается выведать у мамки Ольги, правду ли люди говорят, что Ольга не княжеская дочь. Власьевна же заводит речь о Новгороде: прогневался на вольный город царь Иван, пришёл со своей опричниной, казнит всех без разбору и без жалости… Подруга украдкой сообщает Ольге, что повидаться с ней придет вечером Михайло Туча.