Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери Эгейское море волновалось весь день и всю долгую беззвёздную ночь. Правоохранители задержали похитителей иконы Иверской Богоматери из монастыря на Валдае. Описание иконы, история, значение Иверской иконы Божией Матери, о чем молиться, в чем помогает. 20 января 2024 года в нашу обитель прибыла чудотворная икона Божией Матери "Иверская" с мощами святых апостолов. Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил.
Монреальская Иверская икона Пресвятой Богородицы
Один из воинов ударил мечом прямо в Лик изображенной на иконе Божией Матери, и из этого места потекла кровь, как из живого лица. Увидев такое чудо, воины в страхе бежали, а женщина, дождавшись ночи, взяла икону и опустила её в море, молясь Божией Матери спасти Свой образ и не допустить поругания. Икона же вертикально, поддерживаемая силою свыше, поплыла по морю. Так Богородица показала, что почитание икон угодно Богу. Икона приплыла много лет спустя к Иверской обители на Святой горе Афон. Когда насельники монастыря увидели в море огненный столп, исходящий от образа Богородицы, то стали молиться о том, чтобы Богородица позволила им обрести эту чудную святыню.
Образ Иверской Божией матери торжественно поприветствовали в Христорождественском женском монастыре. Молебен с акафистом знаменитой иконе совершил митрополит Вятский и Слободской Марк. Христорождественский женский монастырь, основанный в первой четверти 17-ого столетия, когда-то являлся духовным центром города Слободского. До недавнего времени Иверская часовня, построенная в 18 веке, была фактически разрушена. В восстановленном виде она существует не более 7 лет.
И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни широтою, ни ликом, — токмо слово в слово новая, аки старая». На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Иамвлих Романов, в келиях Иверских живущий. Лета 7156 1648 ». Икона эта была торжественно встречена жителями столицы. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской, а по кончине Марии Ильиничны образ перешел к её дочери Софье Алексеевне. Из архивов Дворцовых Разрядов известно, что в 1654 г. После закрытия монастыря в 1922 г. Около 1655 г. Икона была изготовлена по размерам афонской и тем же образом, что и список 1648 г. Патриарх благословил украсить её сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней иконы. Встреча иконы в Валдайском монастыре состоялась 12 февраля 1656 г. Для Иверской часовни у Воскресенских ворот, построенной в 1669 г. Этот образ, сделанный русскими иконописцами, получил наименование Московского у Воскресенских ворот. В 1929 г. Иверскую часовню закрыли, а в 1934 г. Ныне Московская Иверская икона, прославленная от Господа многими чудесами, находится в московском храме в Сокольниках в честь Воскресения Христова. В 1995 г. После торжественной встречи в аэропорту икону привезли в Богоявленский кафедральный собор, где уже началось праздничное всенощное бдение. Всю ночь перед ней непрерывно совершались молебны и читался Акафист, а утром её крестным ходом перенесли в воссозданную к этому времени Иверскую часовню у Воскресенских ворот.
Она сказала ему: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Так и случилось, и икона с тех пор находится в их монастыре. Правда, она не согласилась висеть в алтаре и трижды таинственным образом появлялась над входными воротами. Тогда насельники монастыря, благодарно приняв слова «Не вы будете Меня охранять, а Я вас», оставили ее над входом и назвали «Вратарницей». Чудо о нестяжательстве И монахам свойственно ошибаться, и одну такую ошибку помогла осознать и исповедать афонским монахам Иверская икона Божьей Матери. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Но по дороге встретилась ему удивительная Женщина, протянувшая ему золотую монету для оплаты ночлега. Тогда бедняк вернулся, чтобы дать эту монету привратнику и переночевать в монастыре. Монета оказалась очень древней, и бедного странника заподозрили в воровстве. В ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. После его рассказа о Женщине собравшиеся пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета — одна из многих пожертвованных Божией Матери.
Икона Иверская фото, значение, история, от чего помогает, молитва.
Она подошла к иконе Божией Матери Иверской (это список, представляет собой воспроизведение почитаемой иконы), и просила об исцелении. «Иверская» икона представляет собой особый вариант Одигитрии, получивший в византийском искусстве название «Милостивая». Описание иконы, история, значение Иверской иконы Божией Матери, о чем молиться, в чем помогает. Главная страница Новости монастыря Икона Божией Матери Иверская отправилась на реставрацию в Москву.
День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля
Иверская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых чудотворных святынь Первопрестольной столицы нашей, да не только столицы — всей Святой Руси — восходит к тем первоначальным изображениям Пресвятой Девы, которые, по преданию. Согласно преданию, явление Иверской иконы Божией Матери на Афоне произошло во вторник Светлой седмицы, поэтому Церковь прославляет этот образ каждый год в этот день. Также Иверская икона Божией матери считается способной помочь во всех начинаниях и стремлениях.
Полицейские вернули похищенную Иверскую икону Богородицы в Валдайский монастырь
Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором что вероятнее. Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках. На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом.
Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица — престол грозного Бога, окруженного у ног радугой Откр.
Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…» Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе». Афонские списки Иверской иконы в России Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы.
В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач.
XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери.
Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве. Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг..
По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону.
Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века. Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия — Её уделом.
Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х. Оклад, по мнению Н. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь Ин 14:16. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам.
Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Петербургский искусствовед О. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ: «Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором что вероятнее. Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках. На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна.
Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии.
Они пришли к берегу и нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю святыни преподобный Гавриил Святогорец по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители.
Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу свою волю: она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется еще Портаитиссой, то есть Вратарницей. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. Правда, сейчас образ не поставлен над вратами, как было раньше, — для него построили специальный храм недалеко от ворот.
Вот только поклониться Иверской иконе могут далеко не все: известно, что сюда не всегда пускают даже паломников. Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать. Иконописец работал над иконой год, а все это время он держал строгий пост, согласно которому ему разрешалось прикасаться к пище только по выходным. Зато ему удалось воссоздать точную копию, причем такую же чудотворную. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре.
В советские годы обитель была преобразована в музей, а святой образ стал частью его фонда. В том же веке был создан еще один список, который был поставлен на Воскресенских воротах Кремля, но в 30-е годы прошлого столетия они были демонтированы, а образ передан в храм в Сокольниках. Однако в 90-х годах Воскресенские ворота вернули на место, а из Афона прибыл новый список Иверской иконы Божией Матери. Еще одну чудотворную копию можно встретить в Иверском Богородицком Святоозерском монастыре, который находится на Валдае. Известно, что в смутное время икону украли, а монастырь практически разрушили.
Сейчас здание восстановлено, и его главным достоянием все считают новый список иконы. Еще один образ находится в Моздоке. Считается, что эта копия так же, как и оригинал, самостоятельно может выбирать себе место пребывания.
И только накануне Пасхи 2019 года икона вернулась на прежнее место. Руководитель мастерской «Венец» Наталья Николаевна Изаак рассказала, что изначально икону хотели украсить серебром. Но когда образ начали исследовать, то оказалось, что со временем на нем появились существенные изъяны, которых не было видно, когда он находился под стеклом. Кроме того, икону подновляли, или, как говорят реставраторы, поновляли. Икона покрыта окислившейся поталью, которую использовали для имитации сусального золота, и лаком, со временем кристаллизировавшимся. Местами на иконе образовались трещины», — перечисляла Наталья Николаевна.
Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа
С этой иконой связаны многочисленные легенды. Одна из них гласит, что в IX веке, во времена иконоборчества, недалеко от города Никеи жила благочестивая вдова. Она спрятала в домовой церкви икону Богоматери. Однажды к женщине пришли воины и, по одной из версий сказания, образ ударили копьем. И тогда из лика Девы потекла кровь. Женщина попросила воинов не трогать святыню и пообещала, что за это соберет для них деньги к следующему утру. В ту же ночь она пошла к морю и опустила образ в воду.
Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.
Когда они ушли [5] , женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море. Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери. Грузинская икона Прошло более полутора веков. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь.
Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде.
После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин память 12 июля , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.
Икона, стоя на воде, приплыла через некоторое время к Афону.
Там же иноки увидели столб огня, спустились к морю и увидели икону. Ее забрали в храм, но Святая Дева во сне пришла к иноку Гавриилу Грузину и сказала, что не желает быть хранимой, а хочет быть их Хранительницей. После этого икону поставили над монастырскими воротами, где она находится и сейчас. В этот день верующие проводят время за чтением духовной литературы.
18 апреля – день Иверской иконы Божией Матери
Иверской иконе Божьей Матери молятся. День Иверской иконы Божией Матери отмечается 26 октября. История Иверской иконы Божией Матери.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ
Впрочем, Варвар давно догадался об этом. Икона стояла на влажном песке, поддерживаемая с одной стороны вдовой, а с другой — её сыном. Женщина встала на колени и долго прикладывалась к образу губами и лбом, нежно и почтительно гладила одеяния Пресвятой подушечками пальцев, как будто собирая, впитывая благодать и испрашивая прощение. За ней то же самое проделал и её юный сын. Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа. При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс.
Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни. Но тогда для чего они вошли в солёные зеленоватые водные холмы, которые один за другим набегают на две хрупкие фигуры, упруго толкают их в живот, пытаясь заставить сделать шаг назад. Иногда это удаётся, но вслед за тем люди опять медленно продвигаются на несколько осторожных шагов вперёд. Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла: — Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго! Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной. Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки — женские и юношеские. И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились.
Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни. Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее. Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг. Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы.
Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни А Варвар? Он последовал за сыном вдовы и стал как бы его названым братом. И самозваным сыном Анастасии. Копьё с пятнышком крови он метнул в волны. Варвар долго смотрел на место падения привычного оружия, словно надеялся, что оно не утонет, а поплывёт в неведомые края вслед за иконой, которую оно ранило. Но тяжёлое копьё почти без брызг кануло на дно, и солёная вода растворила в себе святую кровь на его острие. Надо ли уточнять, что это была прославленная чудотворная Иверская икона Божией Матери, которая позже с раной на щеке приплыла на Афон и осталась там, получив имя Портаитиссы, Вратарницы знаменитого монастыря?..
Сподвижники и сопостники сына вдовы не раз, затаив дыхание, слушали его рассказ о том, как икона поднялась над морской гладью и унеслась в дальнюю даль, в сторону захода солнца. Много таинственных событий связано с чудотворными иконами. Вот и история Иверского образа Богородицы покрыта тайной. Унеслась святая икона и исчезла. Два века ничего не слыхал о ней православный народ. Где она скрывалась? У кого? Но вот однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море напротив монастыря огненный столп, достигавший неба.
Такой столп, наверное, видел избранный народ в своих скитаниях по пустыне. Чудесное явление повторялось несколько дней и ночей. И боялись приблизиться к удивительному столпу. Сошлись к тому месту монахи из соседних монастырей и калив, стояли на берегу, поражённые чудом, крестились с благоговением, не решаясь сесть в лодку и приблизиться к огненному чуду. Однажды ослабел свет, исходящий от столпа, и все увидели, что огненный столп уходит в небо от иконы Божией Матери. Тогда решились они взять лодку. Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней. Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы.
Однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море огненный столп, достигавший неба Глубокой ночью старцу-грузину Гавриилу явилась во сне Пресвятая Богородица, осиянная небесным светом, и промолвила: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу даровать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил был истым монахом: строгой жизни и вместе с тем по-детски кроткого, простого нрава. Вершины неприступных скал были его прибежищем летом, а зимой он сходил в обитель. Из одежды на нём оставалась только власяница, питался он лишь овощами и водой. В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком. Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен. Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху».
Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения. Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег. На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны. Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма.
Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата.
Где она сейчас — неизвестно. А находящаяся в монастыре реликвия ранее хранилась в валдайской церкви апостолов Петра и Павла. В открытых источниках упоминается, что с 1950 по 1980-е годы хранилась в Петровской церкви — единственном в советское время действовавшем храме района. Драгоценный оклад для нее в 2006 году изготовили мастера из Златоуста. Стоимость реликвии Если бы икона не была краденой, а хранилась в частной экспозиции, владелец мог бы получить за нее немалую сумму. Назвать приблизительную стоимость искусствовед затруднился. Но близкие по времени историко-художественные ценности продаются на антикварном рынке за солидные деньги. Другая, написанная позднее, в 1837 году — за 1,98 миллиона рублей. Деисусная икона Богоматери в серебряном окладе — за 560 тысяч рублей.
И тогда из лика Девы потекла кровь. Женщина попросила воинов не трогать святыню и пообещала, что за это соберет для них деньги к следующему утру. В ту же ночь она пошла к морю и опустила образ в воду. Но он не лег на волны, а остался стоять вертикально и двинулся по воде. Много позже икона с раной на лике приплыла к горе Афон. Братья Иверского монастыря увидели ее и сохранили. Монахи разместили образ в монастырском соборе, но он дважды исчезал с алтаря и появлялся над вратами.
Иосиф был из интеллигентной католической семьи, но увлекся православием. Увидев икону в скиту, он очень захотел иметь ее и горячо о том молился. Получив ее, он читал перед нею акафист — и икона замироточила! Затем мироточили фотографические снимки с нее. Иосиф путешествовал с нею по городам, став ее хранителем. Для перевозки иконы он шил специальные сумки, которые носил на шее. За время поездки они полностью пропитывались миром. Сейчас Иосифа нет в живых. Всю свою жизнь он отдал служению иконе. Военный транспортный самолет доставил ее в аэропорт Шереметьево -1 в сопровождении греческих монахов. Когда открылся люк самолета и в проеме появился лик Богородицы, встречающие москвичи, прихожане храмов, расположенных на севере столицы, попадали на колени с возгласами и мольбой. Они пережили ощущение встречи не иконы, а Самой Царицы Небесной. Русские батюшки приняли образ и понесли его к выходу с летного поля вдоль падающих волной молящихся людей, находящихся в трепете от близости Той, Кто превыше всех Небесных Сил, к Которой мы привыкли обращаться как к Матушке-Заступнице. Оттуда икона прибыла в Елоховский собор во время всенощного бдения. Храм был переполнен. Многие не уходили домой после литургии. С волнением ждали прибытия иконы. Вот и вечерня уже отошла. И вдруг как волна прокатилась по храму. Ни слова не говоря, все поняли: приближается. Неужели сейчас мы встретим Ее? Иные пытались упасть на колени — их поднимали — нужно место для прохода посреди храма. И вот Она появилась. Ее несли на руках священники с видимым усилием и волнением. И сразу мысль: как же Гавриил почти тысячу лет назад один принял икону и донес до берега по воде, не касаясь воды? Медленно, величаво проплывала икона посреди молящихся, всей душой взывающих, всем сердцем надеющихся. Обычно в храмах больше женщин, чем мужчин. Но в этот раз явно преобладали мужчины. У многих из-под распахнутых от жары пальто были видны наперсные кресты. Когда начали подходить прикладываться к иконе, вдруг весь народ сильно подался вперед и резко потеснил стоящих впереди. Раздались крики: «Двери! Откройте двери! Тут же появился омон, толпа быстро была разделена на части, все вздохнули свободно, и стало понятно: что не только южные двери имелись ввиду, а те Двери Небесные, которые открывает Вратарница: «Двери райские верным Отверзающая» - поется в молитве к Ней. Именно о тех Дверях мы умоляем Царицу Небесную, прося Ее снисхождения к нашим слабостям и заблуждениям. На следующий день икона крестным ходом была перенесена в Иверскую часовню, восстановленную у Воскресенских ворот, также возведенных в очень сжатые сроки. Теперь каждый, как и раньше, может навестить Иверскую икону в ее собственной часовне на Красной площади. Афонская Вратарница стала вновь Московской Вратарницей. Чудеса от иконы не иссякают. В селе Нижняя Байгора Верхнехавского района Воронежской области в течение нескольких дней совершалось благоуханное истечение мира от Иверской иконы, о чем свидетельствует настоятель храма протоиерей Кирилл Мелешко. Когда в половине четвертого я подошел к храму, меня встретили люди со словами: «Батюшка, наша икона Божией Матери «Иверская» вся залита миром». Я вошел в алтарь, облачился и подошел к святой иконе. Весь образ размер 76 см на 1 метр 10 см источал благовонное миро, в храме и по сей день стоит этот неизреченный аромат. Миро истекало потоком и заполнило на святой иконе все углубления. Была полна даже выемка от выпавшей скрепы. Я отслужил молебен, взял стручец и помазал себя, и все люди просили, и я и их мазал от иконы. Всенощная шла своим чередом. Под святую икону мы положили белое полотенце, и оно впитывало святое миро. Так продолжалось до конца службы. Утром 25 февраля чудо продолжалось. В понедельник 26 февраля мира стало меньше. Оно истекало из-под венца, и много было крупных росинок на челе Божией Матери. Во вторник 27 февраля миро истекало точками по всей иконе. А в среду — еще поразительнее: вся икона высохла, а из глаз потекли источники святого мира. Весь народ дивился! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечные веки веков.
Полицейские вернули похищенную Иверскую икону Богородицы в Валдайский монастырь
Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м. Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр. Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери.
После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много.
Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке». А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу.
По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы. В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать. Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа.
После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители.
Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому икона называется также Портаитиссой Вратарницей.
Икона и по сей день хранится на Афоне. Современная греческая икона.
Нам, новому «Израилю Божию» Гал. Напоминается еще, что «неопалимая купина» есть Сама Божия Матерь, Бога спасающего вместившая во утробе Своей, «огнь Божества приимшая во чреве неопально», а потому и называемая «купиною неопалимою», когда, например, поем в песнях церковных: «Радуйся, купино неопалимая! Ибо ведь пламя страстей часто более опасно, чем пламя огня вещественного. Особенно похоть плотская возжигает пламя в душе и теле человека, и угасить это пламя, сильнейшее огня вещественного, может только огонь любви к Богу, орошающий и помогающий угасить пламя огня похоти, как любовию к Богу более, чем огнем вещественным, опалялись отроки в пещи Вавилонской, как преподобный Мартиниан впоследствии стал обнаженными ногами на огонь, чтобы угасить пламя похоти, возжженное в его сердце блудницей, пришедшей к нему под видом странницы, потом сделавшейся великой подвижницей, под именем Зои. Вот почему именно в девственных телах три отрока Вавилонские, победившие пламя страстей постом, остались неопалимыми в пещи Вавилонской, их спасло то, чему пребывание их в пещи в девственных телах было прообразом: вселение Бога спасающего в девственную утробу Божией Матери, не опалившуюся огнем Божества. Вот о каком хранении Божией Матерью всей жизни нашей напоминает явление иконы Ее Иверской. Она охраняет как бы все входы и исходы нашей жизни и потому называется «благой Вратарницею, райские двери всем отверзающею».
Как бы в знамение того Она и избрала себе место над вратами обители Иверской, что хочет Она охранять жизненные входы и исходы человека. Так и в Москве Она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду «в сердце России», столичный город ее Москву. Так и здесь, во Владикавказе, самый храм, устроенный вблизи базара, напоминает о том, как необходимо все свои входы и исходы движущемуся здесь непрестанно народу осенять небесным благословением благой Вратарницы, Божией Матери. Пусть люди, преданные суете житейской, хотя по дороге воспринимают это осенение Покрова Божией Матери, если не могут они, обремененные житейскими заботами или немощами, постоянно и часто приходить на молитву и воспринимать освящение всей жизни чрез эту непрестанную молитву. Но какая польза, подумают, быть может, некоторые, от такого мимолетного осенения? Не то же ли это, что движение ветра, коснувшееся человека и пропадающее затем бесследно?
Сын же ее благополучно добрался до Святой горы Афон и принял иночество. Прошло два столетия, но афонские монахи помнили историю о необыкновенной женщине и пронзенной копьем иконе. А потому, когда однажды, прогуливаясь по берегу близ Иверского монастыря, они увидели огненный столп, поднимавшийся из моря от рассеченного лика Богородицы, сразу узнали ту икону. Кто-то спустил лодки, кто-то бросился к ней вплавь, но святыня отступила к горизонту. Тогда монахи облачились в траур и беспрестанно творили молитву, проливая слезы покаяния. Наконец Божия Матерь явилась преподобному Иоанну, настоятелю Иверской обители, и сказала, что лишь старец Гавриил может взять из моря образ. Настоятель разослал братию по дебрям и ущельям, чтобы те отыскали скитающегося отшельника: ведь Гавриил ночевал там, где заставали его сумерки. Жизни строгой и нрава простого, он всегда носил власяницу и питался быльем, пил одну воду. Помолившись Пресвятой Богородице, преподобный Гавриил вступил в волны моря и пошел, подобно апостолу Петру, по воде. Трепеща и ужасаясь, старец принял в свои руки чудотворный образ, и благодать держала его над водной бездной. На берегу монахи уже ликовали, и три дня и три ночи продолжалось молебствие. Затем обретенный образ отнесли на приготовленное почетное место в главном соборе. Но наутро икона оказалась над вратами обители. Снова отнесли ее в храм, и снова вернулась она к вратам. И опять недоумевающая братия узнала от преподобного Гавриила волю Царицы Небесной: «Не хочу быть охраняемою вами, но хочу Сама быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни. Я испросила у Бога милость Мою вам, и доколе вы будете видеть Мою икону в этой обители, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». Икону оставили над вратами, выстроив для нее часовню, и назвали «Вратарницей», или «Портаитиссой». С тех пор не раз являла Владычица Свою помощь насельникам Ивирона: восполняла запасы пшеницы, вина и елея, исцеляла болящих, избавляла от врагов.