Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. Турецкие власти решили сделать платным вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов, цитирует агентство «РИА Новости» слова турецкого министра туризма. Превращение Айя-Софии в мечеть настроит христиан против ислама? С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью.
Туристы возмущены ограничениями при посещении Айя-Софии в Стамбуле
Огромный купол высотой 56 метров символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение. Низко висящие люстры сохранились с османских времен. По центру под куполом можно увидеть мозаику 11 века с изображением Богоматери и Иисуса Христа. Довольно необычно рядом с православной мозаикой смотрятся огромные щиты - медальоны с арабской золотой вязью - с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов.
Они датируются 19 веком. Коронационная площадь Недалеко от михраба находится место коронации императоров - Коронационная площадь. Это небольшая площадка пола с мраморными пластинами, где когда-то располагался трон византийского императора.
Верхние галереи Если подняться на верхние галереи по пологому пандусу - во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, то можно посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены. Плачущая колонна В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление. Считается, что колонна была благословлена Георгием Чудотворцем и исцеляет от болезней.
По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори.
Трабзонская Айя-София вновь стала мечетью. Русские ушли, но легче туркам не стало. Османский Ближний Восток изъят французами и англичанами, войска Антанты заняли Стамбул, гарем султана самораспустился в связи с хроническим недофинансированием. Отечество в опасности! Турецкие патриоты во главе с Кемалем Ататюрком поднимают над Анкарой алое знамя с полумесяцем. Новые власти, отбившиеся от интервентов, аннулировали султанат с халифатом и провозгласили светскость одним из принципов Турецкой республики: религии в жизни страны теперь отводилось второстепенная роль. Оправившись от удара, зажила новой жизнью. До такой степени новой, что в 1935 году указом Ататюрка великая стамбульская Айя-София, бывшая почти полтысячелетия мечетью, была переоборудована в музей.
А в 1967 году дело дошло и до Айя-Софии в Трабзоне. Слои османской краски были смыты, и на свет божий показались забытые трапезундские фрески.
О стоимости билетов не сообщается.
В 2020 году собор Святой Софии решили превратить в мечеть и начать там мусульманские богослужения. Первый намаз был совершён 24 июля 2020 года. В сентябре 2023 года в мечети начались реставрационные работы для усиления сейсмоустойчивости, вход для верующих и туристов при этом не ограничен.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.
Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77].
На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89].
Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха.
Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке. Императорская чета представлена в одежде, сияющей драгоценными камнями. Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно [91]. Мозаика Богородицы и Комнинов[ править править код ] Мозаика Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной Мозаика с изображением Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином 1118—1143 и императрицей Ириной находится на восточной стене в верхней южной галерее собора, рядом с мозаикой Иисуса Христа с предстоящими императором Константином IX и императрицей Зоей. Мозаика датируется 1118 годом. Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния. Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Император Иоанн держит в руках мешочек с золотом для церкви, императрица Ирина — пергаментный свиток, который символизирует пожертвования для церкви.
В 1122 году, когда Иоанн объявил своего сына Алексея Комнина соправителем, на боковой грани прилегающего пилястра был добавлен портрет Алексея [92]. Лицо Богоматери выполнено с глубокой теневой проработкой и насыщенным цветом, лица Иоанна и Ирины выполнены в лёгкой графической манере. Лицо Алексея, задумчивое и строгое, имеет печать семейного сходства [91]. Мозаика датируется около 1261 годом. От первоначальной композиции сохранились лишь верхние части фигур. Ярко выраженные характеристики образов в сочетании с тончайшей разработкой цвета и приёмами свето-теневой моделировки являются признаками сложившегося палеологовского стиля [91]. Лазарев так характеризовал мозаику [92] : Лица, полные глубочайшей духовности, обработаны с редкой тщательностью: легкие зеленоватые тени обладают удивительной прозрачностью, переходы от света к тени почти неуловимы, в наиболее освещенных частях широко используются розовые и белые кубики нежнейших оттенков. Мозаики парусов[ править править код ] Мозаика серафима На парусах собора были изображены четыре неодинаковые фигуры ангелов- серафимов. Ангелы, изображённые на восточных парусах, выполнены из мозаики, тогда как ангелы на западных парусах были повреждены ещё до 1453 года и были обновлены как фрески. Ангелы-серафимы на восточных парусах были выполнены в 1347 году [93].
В период Османской империи лики ангелов, изображённые на парусах, были закрыты металлическими крышками в форме звёзд. В 2009 году во время реконструкции мозаики были открыты [94]. Исламские элементы архитектуры и убранства[ править править код ] После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-восточный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде , северо-восточный — в правление Баязида II , два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III [95] :58.
Мечеть Айя-София в Стамбуле
Это заявление было опубликовано спустя несколько часов после того, как высокий суд Турции отменил решение 1934 года, согласно которому религиозная достопримечательность была музеем. Неудивительно, что решение вызвало ярость среди христианских лидеров. Греция назвала этот шаг Турции «открытой провокацией для цивилизованного мира». Интересует ли мнение общественности и мировых организаций турецкого лидера? Мозаики Софии: что с ними будет? Софийский собор гармонично сочетает в себе две формы монументального искусства - мозаику и фрески. Около 260 квадратных метров мозаики украшают основные части интерьера, то есть центральный купол и алтарь. Стены пяти проходов и обеих башен покрыты 3000 квадратных метров фресок, относящихся к XI веку. Мозаики Софии Мозаики Софии Ряд мозаик Софийского собора считаются шедеврами и служат наследием византийского искусства. Мотивами, использованными при создании мозаики, были в основном имперские портреты и изображения Христа.
Апсида собора Одна из таких великолепных мозаик - мозаика апсиды, выполненная в IX веке, которая украшает купол за алтарем. Это изображение Девы Марии, сидящей на троне без спинки, с младенцем Иисусом на коленях. Ее сопровождает сверкающий золотой фон, который выбран намеренно для создания сильного контраста с темным цветом одеяния Марии. Иисус Пантакратор Другой шедевр - мозаика «Пантакратор». Это фигура Иисуса, расположенная на вершине Императорских ворот.
Первый намаз был совершён 24 июля 2020 года. В сентябре 2023 года в мечети начались реставрационные работы для усиления сейсмоустойчивости, вход для верующих и туристов при этом не ограничен.
Стамбул стал одним из популярных направлений для отдыха в новогодние праздники. Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Понравилась статья?
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83].
Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77].
На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В.
Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами.
На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке. Императорская чета представлена в одежде, сияющей драгоценными камнями.
Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно [91]. Мозаика Богородицы и Комнинов[ править править код ] Мозаика Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной Мозаика с изображением Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином 1118—1143 и императрицей Ириной находится на восточной стене в верхней южной галерее собора, рядом с мозаикой Иисуса Христа с предстоящими императором Константином IX и императрицей Зоей. Мозаика датируется 1118 годом. Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния. Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Император Иоанн держит в руках мешочек с золотом для церкви, императрица Ирина — пергаментный свиток, который символизирует пожертвования для церкви. В 1122 году, когда Иоанн объявил своего сына Алексея Комнина соправителем, на боковой грани прилегающего пилястра был добавлен портрет Алексея [92]. Лицо Богоматери выполнено с глубокой теневой проработкой и насыщенным цветом, лица Иоанна и Ирины выполнены в лёгкой графической манере.
Лицо Алексея, задумчивое и строгое, имеет печать семейного сходства [91]. Мозаика датируется около 1261 годом.
В разное время года здесь часто отдыхают граждане РФ.
За первые 8 месяцев текущего года турпоток из России в Турцию увеличился практически в 1,5 раза, если сравнивать со статистикой за 8 месяцев прошлого года. С начала года Турцию посетило более 4 миллиона россиян.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София | Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру – причем критики вполне официальной. |
В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе | | Вход в мечеть Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. |
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
Довольно необычно рядом с православной мозаикой смотрятся огромные щиты - медальоны с арабской золотой вязью - с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов. Они датируются 19 веком. Коронационная площадь Недалеко от михраба находится место коронации императоров - Коронационная площадь. Это небольшая площадка пола с мраморными пластинами, где когда-то располагался трон византийского императора.
Верхние галереи Если подняться на верхние галереи по пологому пандусу - во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, то можно посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены. Плачущая колонна В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление. Считается, что колонна была благословлена Георгием Чудотворцем и исцеляет от болезней.
По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори. Если палец после извлечения будет намокшим, болезнь отступит. По другой легенде, если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание.
Фонтан Справа от выхода находится фонтан для омовений в стиле рококо, датируемый 1740 г.
Кристина Бойко 31 октября 2023 Турецкие власти решили сделать платным вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов, цитирует агентство «РИА Новости» слова турецкого министра туризма. Мечеть Айя-София в Стамбуле. Фото: unsplash. О стоимости билетов не сообщается.
В Министерстве культуры и туризма страны сообщили, что в 2023 году из России в Турции отдыхали более 4 миллионов человек, россияне по-прежнему возглавляют турпоток. Источник изображения: rtraveler. Однако сумма прохода в храм не уточняется.
Безопасность обеспечивают 17 тыс.
В пятничной молитве принял участие и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Глава государства прочитал суру «Фатиха» и пять первых аятов из суры «Бакара».
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год. При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным.
Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной. Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета.
Комментирует российский религиовед, историк, журналист Алексей Юдин: Алексей Юдин российский религиовед, историк, журналист «За посещение церкви как культурного мемориала, как памятника и достояния берут деньги, которые идут на содержание, коммуналку, на реставрацию. Конечно, это не окупает все полностью, но тем не менее это необходимая мера, и какую-то часть расходов она покрывает, но при этом часы богослужений открыты для всех, для молящихся. Если заходят экскурсионные группы, есть специальные люди, которые говорят, что пройти можно до определенной черты, а дальше — только на молитву. У Айя-Софии очень серьезные проблемы с реставрацией. Это связано с сыростью, которая идет снизу.
С фресками понятно — они решили это по-своему, сняли и так далее. Видимо, они решили таким путем решить часть проблем. По моему рассуждению, это экстремальная мера. Естественно, она не покрывает всех расходов». Собор входит в число объектов Всемирного наследия этой организации.
Меры направлены на повышение качества экскурсий и комфорта тех, кто посещает мечеть для богослужения.
Русские ушли, но легче туркам не стало. Османский Ближний Восток изъят французами и англичанами, войска Антанты заняли Стамбул, гарем султана самораспустился в связи с хроническим недофинансированием. Отечество в опасности! Турецкие патриоты во главе с Кемалем Ататюрком поднимают над Анкарой алое знамя с полумесяцем.
Новые власти, отбившиеся от интервентов, аннулировали султанат с халифатом и провозгласили светскость одним из принципов Турецкой республики: религии в жизни страны теперь отводилось второстепенная роль. Оправившись от удара, зажила новой жизнью. До такой степени новой, что в 1935 году указом Ататюрка великая стамбульская Айя-София, бывшая почти полтысячелетия мечетью, была переоборудована в музей. А в 1967 году дело дошло и до Айя-Софии в Трабзоне. Слои османской краски были смыты, и на свет божий показались забытые трапезундские фрески.
Вот такими я их увидел в июне этого года: Фрагмент фресок притвора.
Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота. Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью.
В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом ниша, которая указывает направление Мекки и мраморным минбаром кафедра в мечети. В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии. Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно.
Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
КАЗИНФОРМ – Культовое сооружение в Стамбуле, мечеть Айя-София за второй год после открытия для богослужений мусульман приняла более 6,5 млн посетителей, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ». Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. Мечеть Айя-София уже долгое время реставрируется.
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
Мечеть Айя-София в Стамбуле подготовили к Рамадану | Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. |
Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО | | Новости | Мечеть Айя-София стала жертвой "крестового похода" американцев и англичан, а не решения правительства Турции. |
Собор Святой Софии переделают из музея в мечеть - Экспресс газета | Делегация во главе с заместителем председателя – руководителем Центрального аппарата партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Таиром Будаговым 15 апреля посетила мечеть Айя-София в Стамбуле. |
Собор Святой Софии (Константинополь) — Википедия | Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов с 15 января будет стоить 25 евро, сообщил Минкульт Турции. |
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
святая софия, айя софия, турция, мечеть, эрдоган, стамбул Там, где раньше толпились туристы, теперь довольно безлюдно. В данный момент вход в мечеть Айя-София свободный, но уже с середины января следующего года проход для иностранных граждан, в том числе и россиян, будет платным. Мечеть Айя-София в Стамбуле в апреле во время цветения тюльпанов. Elmar Ablayev: А вы знаете, что Ай-София не была переделана османами в мечеть на правах победителей, а была лично выкуплена Султаном Мухаммадом Фатихом у Вселенской Патриархии после падения Византийской Империи. Айя София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. мечеть. В сообщениях СМИ уже несётся, что мусульмане смогут посетить собор для совершения намаза в эту субботу.
«Оставит след в истории, как Путин»: почему Эрдоган сделал Айя-Софию мечетью
Один из символов христианского мира, который до сегодняшнего дня имел статус музея, официально стал мечетью. Это решение принял госсовет Турции, свою подпись под документом поставил и глава государства. Какая судьба теперь ждет святыню и что будет с уникальными фресками на стенах собора - в материале РЕН ТВ. Поделиться Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть От этого шага турецкого лидера предостерегали все христианские церкви мира, такого решения опасались и светские власти многих государств, но теперь это реальность. Причем указ о смене статуса построенного в 6-м веке собора Святой Софии с "музея" на "мечеть" и начале там мусульманских богослужений президент Турции словно специально сначала опубликовал в своем "Твиттере", будто желая поддразнить другого любителя этой соцсети, Дональда Трампа, который, по словам Эрдогана, "своей политикой вынудил его пойти на непопулярные меры": "Мы сменим статус с музея на мечеть. Сейчас Трамп объявляет, что Иерусалим является столицей Израиля. Не так ли? Присваивает Голанские высоты оккупанту Израилю.
Мехмед II 1500 г. Многие мозаики и фрески были замазаны штукатуркой, так как в исламе запрещено изображение лиц в храмах. Тогда же мозаики и фрески, очищенные от штукатурки, вновь увидели свет. Мустафа Кемаль Ататюрк. Фото: Legion-media. В нем участвовали сотни профессиональных мастеров и огромное количество разнорабочих. Основание представляет собой прямоугольник 68 м в ширину и 75 м в длину. Высота здания - 55,6 м с центральным куполом диаметром 31 м. У основания купола сделано 40 больших арочных окон. Благодаря этому создается ощущение, что купол парит в воздухе. Сохранилось изображение Богоматери с младенцем Иисусом, которое находится на подпружной арке храма с западной стороны.
А в 1453 году Константинополь пал под очередным натиском турок-османов, и храм Айя София был захвачен султаном Мехмедом II. В тот день все молящиеся в храме были убиты. Захватчики разрубили святые иконы и разграбили драгоценное убранство. Уже 30 мая 1453 года Султан Мехмед II вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю суру Корана, после чего собор был обращён в мечеть. За этим последовала и перестройка собора под мусульманские традиции. В частности, были пристроены четыре минарета, изменено внутреннее убранство, заштукатурены знаменитые византийские мозаики и фрески. А еще позже к зданию собора пристроены тяжелые контрфорсы укрепительные вертикальные стены, которые строили с целью укрепить стены сооружения. Они и сегодня «обнимают» здание храма-мечети. Из мечети в музей, и снова в мечеть… В 1935 году, через 12 лет после провозглашения Турции республикой, мечеть Айя София была преобразован в музей, став символом толерантности и уважения к различным культурным традициям. Фрески и мозаики, заштукатуренные ранее при османах, были очищены и выставлены на обозрение восторженных туристов. Позднее выделили небольшое помещение, где сотрудники музея могли совершать мусульманские обряды. А в 2020 году власти Турции отменили решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей, и в настоящее время Айя София — снова мечеть. Как это повлияло на туристов? Вплоть до 2024 года посещение Айя Софии оставалось доступным для всех туристов, за исключением времени мусульманских намазов. Более того, посещение было бесплатным, так как теперь это был уже не музей, а мечеть. Но с января 2024 года правила посещения Айя Софии для туристов изменились, и появился ряд ограничений. Читайте подробнее ниже в статье. Чем уникальны архитектура Айя Софии и интерьер В своё время Айя София стала революционным сооружением для христианской храмовой архитектуры. Она стала первой церковью, который увенчал столь грандиозный, гигантский купол. Его высота достигает 56 метров, а диаметр — 32 метра. Купола таких размеров появились в Европе лишь в период Возрождения. То есть Айя София почти на тысячу лет опередила в этом европейскую архитектуру!
Эрдоган заявил, что медресе в исторической части Стамбула внесет вклад в формирование новых поколений ученых-богословов. Глава турецкого государства выразил надежду на то, что священный для мусульман месяц Рамадан станет предвестником мира и роста благосостояния для всего человечества. Фото: Ramin Abdullayev АА.
Айя-София будет мечетью: власти пообещали сохранить христианские иконы
Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Elmar Ablayev: А вы знаете, что Ай-София не была переделана османами в мечеть на правах победителей, а была лично выкуплена Султаном Мухаммадом Фатихом у Вселенской Патриархии после падения Византийской Империи. В мечети Айя-София в Стамбуле в ночь на 2 апреля прошел первый за последние 88 лет таравих-намаз. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью.
Голубая мечеть
- Многие туристы задаются этими вопросами, планируя самостоятельные туры в Стамбул.
- Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть? | Аргументы и Факты
- Как христианский собор Святой Софии стал мечетью: Скандальные реформы президента Эрдогана
- «Завоевание Константинополя 2.0»: Айя-София стала мечетью | Статьи | Известия
- «Оставит след в истории, как Путин»: почему Эрдоган сделал Айя-Софию мечетью