Новости за что достоевский попал на каторгу

За что Достоевский был арестован и оказался на каторге? Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» (эпилепсия). Долгие минуты ожидания на эшафоте и каторга были очень страшными испытаниями, но сам Достоевский был уверен, что именно они привели его к вере в Бога. За что Достоевский был арестован и оказался на каторге?

Омск — гадкий городишко, или Как в нашем городе жил Фёдор Достоевский

Соня и Раскольников на каторге. Раскольников на каторге. Острог Раскольникова. Соня Мармеладова и Родион Раскольников на каторге. Ссылка Декабристов в Сибирь. Каторга Декабристов в Сибири. Ссыльные декабристы в Сибири. Декабристы отправляются в ссылку. Каторжные работы Достоевского. Федор Михайлович Достоевский ссылка в Сибирь.

Памятник Достоевскому на каторге в Омске. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849. Арест Достоевского в 1849. Причина ареста Достоевского. Военная служба Достоевского. Достоевский на службе. Достоевский прапорщик. Достоевский в 1860 годах. Достоевский Тобольск ссылка.

Достоевский и жены Декабристов. С кем встретился Достоевский в Тобольске. Ареста ф. Достоевского в 1849 году?. Арест Достоевского. Революционная деятельность. Омская каторга Достоевского. Произведения Достоевского после каторги. Выход с каторги Достоевского.

Выход из каторги представлялся как светлое. Я все приму ссылку каторгу тюрьму. Достоевский в кандалах. Арест и ссылка Достоевского. Сахалин каторга Чехов. Каторга в цветах. Человека ведут на каторгу. Первые произведения Достоевского. Творчество Достоевского каторга.

Творчество Достоевского после каторги.

Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Построенная в начале XVII века для отражения степных кочевников, она вскоре превратилась в военный острог. Первая встреча с главным тюремщиком плац-майором Кривцовым подтвердила его репутацию мелкого варвара и жестокого тирана. Достоевский увидел полупьяного человека с багрово-свирепым лицом под оранжевым околышем засаленной фуражки, в армейском мундире с грязными армейскими эполетами. По своему обычаю, он жестоко обругал прибывшего арестанта и пригрозил ему поркой за малейший проступок. Достоевского отвели в кордегардию, или караульную, где ему немедленно же придали новое обличие арестанта. Ему обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой.

В таком виде он вступил в каторжный каземат. Это было ветхое деревянное здание, намеченное к слому, с прогнившим полом, протекающей крышей, угарными печами. Голые нары. Общий ушат с сумерек до рассвета, духота нестерпимая. А вокруг несмолкаемый крик, шум, ругань, бряцание цепей. Он увидел здесь в действии и на практике древний грозный устав о наказаниях: клейменые лица «для вечного свидетельства об их отвержении», истерзанные спины наказанных шпицрутенами, распухшие, багрово синего цвета, с застрявшими в них занозами. Омские каторжники были неумолимо окутаны железом. В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале.

Достоевского поразила ненависть арестантской массы к приговорённым дворянам. Бывшие крепостные выражали свою вражду к недавним помещикам, утратившим безграничную власть над ними. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего наш брат стал». Но обычно сословная вражда между заключёнными не проявлялась столь бурно. Днём, вечером вечные драки, кражи налёты и обыски со стороны начальства, постоянные побудки ночью. Всё угнетало, всё было направлено на то, чтобы человек забыл что он человек. Особой жестокостью отличался конечно же Кривцов. В его привычке было придираться попусту.

Даже если не на том боку спит арестант, и из-за этого одного уже наказание. О своей жизни в остроге он писал брату Андрею: «... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров!... На целые томы достанет». По рассказу самого Достоевского, он имел среди арестантов «много друзей приятелей», интересовался их «историями», их песнями, их нравственными запросами.

В пёстром разнообразии острожной толпы, где были представлены все виды преступлений, Достоевский мог наблюдать едва ли не все типы уголовного мира — от контрабандистов и фальшивомонетчиков до истязателей малолетних и грабителей на большой дороге. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим». Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу разрешенную в остроге.

И тем не менее наказали их с неслыханной строгостью. Арестовали более 40 человек, более 20 приговорили к расстрелу. За что? За «мыслепреступление» — за намерение «возбуждать во всех классах народа негодование против правительства». Казнь заменили на каторгу непосредственно в день приведения приговора в действие. Эти «десять безмерно страшных минут ожидания смерти» оказались тем еще испытанием для психики Достоевского!

Свободолюбивая молодежь встречала каторжанина как героя, прошедшего все круги ада. Некоторые видели в нем будущего вождя революционной бури, защитника обездоленных. Но именно на каторге Достоевский переосмыслил себя и превратился в убежденного консерватора с христианской подкладкой. Он уже проклинал своего недавнего учителя — покойного Виссариона Белинского. В своих книгах и статьях он яростно наносил удары по врагам престола и церкви, проповедовал крайний патриотизм и верность православию. А в романе «Бесы» так «раскрыл» замыслы революционеров устами одного их своих героев, Петра Верховенского: «Мы сделаем такую смуту, что все поедет с основ. Раскачка пойдет такая, какой еще мир не видал. Все рабы и в рабстве равны… Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Не нужно высших способностей — их изгонят или казнят… Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности.

Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, доносы; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство… Все эти реформы нынешнего царства произвели то, что им нужно было произвести, — волнения, а главное — беспорядок. Беспорядок — чем хуже, тем лучше.

Местные власти, за исключением майора Кривцова, благожелательно относились к Достоевскому. Однажды по причине слабого здоровья, а также, без сомнения, благодаря хлопотам друзей в Петербурге и Тобольске, Федора Михайловича направили в канцелярию инженерного управления переписывать бумаги. Целых три месяца он там отдыхал, испытывая чисто животное удовольствие. Но полковник Мартенс решил, что политическому преступнику не место в канцелярии, и вскоре Достоевский снова влился в толпу кандальников. Унтер-офицерами на каторге были бывшие моряки Балтийского флота, разжалованные в рядовые и сосланные в Сибирь за участие в бунте в Морском кадетском корпусе. Через год ссылки их произвели в унтер-офицеры и определили нести караульную службу в самом остроге, так что в их подчинении оказались арестанты, назначавшиеся для работ внутри острога. Нередко эти «морячки», как их ласково называли, сами выбирали арестантов для легких работ в остроге. В их число они как можно чаще включали Достоевского, начальство закрывало глаза на эти невинные поблажки. Но однажды, когда Достоевский под предлогом «работы в кордегардии» остался в казарме, туда неожиданно вошел майор. Увидев лежавшего на нарах Федора Михайловича, он закричал: — Это что такое? Почему он не на работе? Я знаю, что вы потакаете им!.. Караульные бросились выполнять приказание, а «морячок» побежал предупредить коменданта крепости. Генерал де Граве тотчас приехал, сделал Кривцову публичный выговор и запретил подвергать больных телесным наказаниям. Кривцов выслушал выговор, стоя навытяжку, побагровев и задыхаясь от злобы. Старший доктор тюремного госпиталя Троицкий также всячески старался облегчить участь Достоевского. Нередко под каким-нибудь предлогом он давал ему на несколько дней приют в госпитальной палате, где можно было отлежаться и передохнуть. Достоевский облачался в грязный колпак, в пропахший запахом гноя и засохшей мокроты больничный халат. Повсюду на стенах виднелись подозрительные пятна: следы раздавленных клопов, рвоты, припарок. В палате стоял удушливый, зловонный запах. По ночам параша вносилась в палату, хотя сортир находился в двух шагах от двери. Лампа слабо освещала изувеченные тела каторжников, тщетно искавших забвения в сне. Избитые хныкали как малые дети. Иногда унтер-офицер посылал за кузнецом: расковать мертвого. Жена Троицкого передавала Федору Михайловичу чай, даже вино, а также французский журнал «Le Nord»[32]. Эти нарушения были раскрыты заботами ординатора госпиталя, помощника Троицкого, пославшего на него донос в Петербург. Для расследования дела из Тобольска в Омск прибыл советник уголовной палаты, который не нашел формальных доказательств вины Троицкого, и дело было прекращено. На вопрос советника: не писал ли он чего-нибудь в остроге или в госпитале, Достоевский ответил: — Ничего не писал и не пишу, но материалы для будущих писаний собираю. На самом деле они хранились под подушкой у старшего госпитального фельдшера. Как-то группа каторжников работала на берегу Иртыша на разборке старой баржи, и каторжник поляк Рожновский уронил в реку топор. Конвойный приказал ему спуститься к реке и топор достать. Каторжник с ворчанием разделся, связал кандалы и нырнул в воду. Достоевский и еще один арестант удерживали его за веревку. Плац-майор, по обыкновению пьяный, объезжал работы. Он крикнул: — Не задерживать работ, пусть сам знает, бросьте веревку. Ни Достоевский, ни его товарищ не послушались. Кривцов побелел от злости, лицо его задергалось. Вечером Достоевский вернулся в казарму бледный, с блуждающим взглядом, перекошенным ртом. Позже посреди ночи каторжников разбудил животный визг. Достоевский катался по полу, сотрясаемый припадком падучей, и бился головой об стену. Его пришлось связать. Был ли Федор Михайлович действительно подвергнут телесному наказанию по приказу Кривцова или же описанный эпизод всего лишь легенда? Мнения об этом расходятся. Наказание розгами дворянина было серьезным событием в каторжном доме. Когда ссыльный поляк Жадовский был, действительно, высечен, весь город Омск узнал об этой экзекуции и осудил бессмысленную жестокость майора. Однако среди жителей города не было собрано никаких сведений о наказании Федора Михайловича. И добавляет: «Недавно в Женеве я долго говорил с нашим протоиереем А. Он лично знал Достоевского и знал его вдову. Не менее категоричен и барон Врангель: «Могу засвидетельствовать со слов самого Ф. И Любовь Достоевская, дочь Федора Михайловича, опровергает в таких выражениях публикацию, появившуюся в «Новом времени»: «Не знаю, откуда могла появиться в литературе нелепая, ни на чем не основанная легенда о телесном наказании, которому якобы подвергся мой отец на каторге». Как бы там ни было, не подлежит сомнению, что предрасположенность Достоевского к эпилепсии развилась на каторге. Если первый приступ произошел после смерти отца, если более или менее сильные припадки происходили у юного писателя в Петербурге, то острую форму «королевская болезнь» приняла в Мертвом доме. Прошение, преодолев все административные инстанции, попало к императору — он его не подписал. И потекла прежняя жизнь, изнуряющая, однообразная, когда один день похож на другой «как две капли воды». Перед праздниками арестантов водили в баню. Баня была тесная, жарко натопленная, заполненная клубами белого горячего пара. Сотня каторжников набивалась в нее. Они шлепали по грязи, проталкивались к лавкам, обрызгивали друг друга горячей водой, хлестались березовыми вениками, их голые тела выглядели еще уродливее, чем в арестантской одежде. На распаренных спинах выступали лиловые вспухшие рубцы от полученных когда-то ударов плетей или палок. Они гоготали, гремели цепями, требовали поддать еще пару. Дни Великого поста на каторге пробуждали в душе Федора Михайловича впечатления детства, наполняя сердце пронзительной печалью. Он вновь видел себя ребенком, с трепетом входящим в ярко освещенную церковь, до самого свода заполненную пением хора, подобным рокоту моря, и воздухом, пропитанным запахом ладана; под звуки торжественных песнопений и молитв его тело и охваченная восторгом душа как будто бы рождались заново. Когда-то он с жалостью посматривал на простых людей, толпившихся у входа в церковь. Теперь и мне пришлось стоять на этих же местах, даже и не этих: мы были закованные и ошельмованные; от нас все сторонились, нас даже как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней, и, помню, мне это было как-то приятно, какое-то утонченное, особенное ощущение сказывалось в этом странном удовольствии». В дни больших церковных праздников арестанты облачались в чистые рубахи и считали делом чести проявлять предельную вежливость по отношению к тюремному начальству. Еда была сытная и подавалась на покрытых белой скатертью столах. Но уже к вечеру все каторжники бывали пьяны как свиньи, гнусны, в кровь избиты. Черкесы, пившие только воду, усаживались на крылечке и с брезгливым любопытством наблюдали за выходками пропойц. Те горланили. Затягивали песни. Играли на балалайке. Заводили нескончаемые ссоры. Конечно, было много и смешного, но мне было как-то грустно и жалко их всех, тяжело и душно между ними». На третий день праздников каторжники ставили спектакль. Театр устраивался в помещении военной казармы. Скамьи предназначались для унтер-офицеров, стулья — для лиц высшего офицерского звания, на приход которых надеялись.

Почему Достоевский попал на каторгу? [111]

Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения. 27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск. Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге за участие в 1847–1849 гг. в кружке М.В. Петрашевского, являвшегося сторонником взглядов революционного характера.

За что писатель попал на каторгу? Какой духовный переворот произошёл с ним во вр

В начале 1848 года в кружке появился некто Антонелли, сослуживец Петрашевского. Он-то и донёс, что 7 апреля 1849 года молодые люди устроили обед в честь Фурье, а 15-го Достоевский публично прочитал крамольное письмо Белинского к Гоголю. Затем состоялся суд. Достоевский обвинялся в том, что он бывал на их собраниях, принимал участие в обсуждении разных социально-политических вопросов, в частности - вопроса о крепостном праве, восставал вместе с другими против строгости цензуры, слушал чтение "Солдатской беседы", знал о предложении завести тайную литографию и читал несколько раз на собраниях знаменитое письмо Белинского к Гоголю именно чтение письма было главным обвинением. Достоевский в письме к брату говорил о том, что он уже и не хотел читать.. Но дал слово.

Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е. В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ.

После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал. В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы. Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории. Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге.

Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции. Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей. Более того, не только богатых, но и праздных. Поскольку требовала массы свободного времени и наличия больших капиталов, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном. Почти все писатели прежних лет — выходцы из богатых аристократических семей или наследники огромных состояний. Достоевский одним из первых превращает ремесло писателя в средство к существованию.

Поначалу дела у братьев идут хорошо. Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его, как трясина, затягивает страсть к игре. Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает. Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил. В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде.

Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман. Так появляется "Игрок" — один из самых знаменитых романов Достоевского, отчасти биографический. Вероятно, это одна из самых необычных предысторий написания великого романа в истории литературы. Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы. Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией. Игроманские запои продолжались и при новой жене. В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой.

А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые. Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа. Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления.

Они были важной темой и для самого Достоевского. Он играл в рулетку не потому, что ему нравился процесс, а потому, что был одержим навязчивой идеей выиграть крупную сумму.

Лидером кружка был Михаил Петрашевский. На собраниях кружка спорили о социализме, читали запрещённую литературу. Вот его и сослали в Сибирь.

Обычное для того времени дело. Достоевский через Плещеева познакомился с Петрашевским и начал посещать его пятницы.

В его душе в течение этих лет разгоралось чувство уязвленного самолюбия, что отразило в дальнейшем творчество Достоевского. Но, несмотря на эти трудности, Федору Михайловичу удалось добиться признания и товарищей, и учителей. Все убедились со временем, что это человек незаурядного ума и выдающихся способностей. Смерть отца В 1839 году, от апоплексического удара скоропостижно скончался отец Федора Михайловича.

Ходили слухи, что это не была естественная смерть - его убили за крутой нрав мужики. Известие это потрясло Достоевского, и с ним впервые случился припадок, предвестник будущей эпилепсии, от которой Федор Михайлович страдал всю жизнь. Служба в должности инженера, первые произведения Достоевский в 1843 году, окончив курс, был зачислен в инженерный корпус на службу при инженерной команде Санкт-Петербурга, однако недолго там прослужил. Через год он принял решение заняться литературным творчеством, страсть к которому испытывал давно. Сначала он стал переводить классиков, например Бальзака. Через некоторое время возник замысел романа в письмах под названием "Бедные люди".

Это было первое самостоятельное произведение , с которого начинается творчество Достоевского. Сближение с кружком петрашевцев, трагические последствия 1847 год отмечен сближением с Буташевичем-Петрашевским, который проводил знаменитые "пятницы". Это был пропагандист и поклонник Фурье. На собраниях петрашевцев обсуждались социалистические учения, планы революционных переворотов. Достоевский был сторонником немедленной отмены в России крепостного права. Однако правительство узнало о кружке, и в 1849 году 37 участников, включая Достоевского, были заключены в Петропавловскую крепость.

Их приговорили было к смертной казни, но император смягчил приговор, и писатель был сослан на каторгу в Сибирь. В Тобольске, на каторге Он отправился в Тобольск по страшному морозу на открытых санях. Здесь Анненкова и Фонвизина, навестили петрашевцев. Подвигом этих женщин восхищалась вся страна. Они подарили каждому приговоренному по Евангелию, в которое были вложены деньги. Дело в том, что арестантам не позволяли иметь свои сбережения, поэтому это смягчило на некоторое время суровые условия жизни.

На каторге писатель осознал, как далеки рационалистические, умозрительные идеи "нового христианства" от чувства Христа, носитель которого - народ. Федор Михайлович отсюда вынес новый Основу его составляет народный тип христианства. Впоследствии это отразило дальнейшее творчество Достоевского, о котором мы вам расскажем чуть позже. Военная служба в Омске Для писателя четырехлетняя каторга сменилась через некоторое время военной службой. Его сопроводили из Омска под конвоем в город Семипалатинск. Здесь жизнь и творчество Достоевского продолжились.

Писатель служил в должности рядового, получив затем чин офицера. Он вернулся в Петербург лишь в конце 1859 года. Издание журналов В это время начался духовный поиск Федора Михайловича, который в 60-х годах завершился формированием почвеннических убеждений писателя. Биография и творчество Достоевского в это время отмечены следующими событиями. Писатель с 1861 года вместе с Михаилом, своим братом, стал издавать журнал под названием "Время", а после запрещения его - "Эпоху". Работая над новыми книгами и журналами, Федор Михайлович выработал свой взгляд на задачи общественного деятеля и писателя в нашей стране - русский, своеобразный вариант социализма христианского.

Первые произведения писателя после каторги Жизнь и творчество Достоевского после Тобольска сильно изменились. В 1861 году появился первый роман этого писателя, который он создал после каторги. В этом произведении "Униженные и оскорбленные" отразилось сочувствие Федора Михайловича к "маленьким людям", которые подвергаются со стороны сильных мира сего беспрестанным унижениям. Приобрели большое общественное значение также "Записки из мертвого дома " годы создания - 1861-1863 , которые были начаты писателем еще на каторге. В журнале "Время" в 1863 году появились " Зимние заметки о летних впечатлениях". В них Федор Михайлович критиковал системы западноевропейских политических убеждений.

В 1864 году вышли в свет "Записки из подполья". Это своеобразная исповедь Федора Михайловича. В произведении он отрекался от своих прежних своих идеалов. Дальнейшее творчество Достоевского Кратко опишем и другие произведения этого писателя. В 1866 году появился роман под названием "Преступление и наказание", который считается одним из наиболее значительных в его творчестве. В 1868 вышел "Идиот", роман, где была предпринята попытка создать положительного героя , который противостоит хищническому, жестокому миру.

В 70-е годы творчество Ф. Достоевского продолжается. Широкую известность приобрели такие романы, как "Бесы" год издания - 1871 и "Подросток", появившийся в 1879 году. Он подводил итог творчества Достоевского. Годы выпуска романа - 1879-1880. В этом произведении главный герой, Алеша Карамазов, помогая другим в бедах и облегчая страдания, убеждается в том, что самое главное в нашей жизни - чувство прощения и любви.

В 1881 году, 9 февраля, Достоевский Федор Михайлович умер в Петербурге. Жизнь и творчество Достоевского кратко были описаны в нашей статье. Нельзя не сказать о том, что писателя всегда интересовала больше всех остальных проблема человека. Напишем об этой важной особенности, которую имело творчество Достоевского, кратко. Человек в творчестве писателя Федор Михайлович на протяжении всего своего творческого пути размышлял над основной проблемой человечества - как преодолеть гордость, являющуюся главным источником разъединения людей. Конечно, существуют и другие темы творчества Достоевского, но оно во многом основано именно на данной.

Писатель полагал, что любой из нас обладает способностью творить. И он должен это делать, пока живет, выражать себя необходимо. Теме Человека писатель посвятил всю свою жизнь. Биография и творчество Достоевского это подтверждают. Сохранилось немного изображений второй омской крепости, где прошли четыре каторжных года Федора Михайловича Достоевского. Крепость располагалась на правом берегу реки Оми у ее впадения в Иртыш, была окружена земляным валом и рвом и со всех сторон отделялась от города огромным свободным пространством - эспланадой.

Вот редкая фотография крепости середины ХIХ века из журнала omchanin , вид с левого берега Оми: Но 23 января 1850 года в третьем часу пополудни Достоевский въезжал в Омск совсем с другой стороны. Из книги омского краеведа А. Палашенкова "По следам Ф. Достоевского в Омске" 1965 г. А вскоре перед ехавшими открылась большая площадь - эспланада Омской крепости. Кругом вдали виднелись городские постройки, посреди площади - старая городская роща с кривыми, редко разбросанными березами и небольшим, занесенным снегом вокзалом.

Тройки повернули к земляной второклассной крепости". Сегодня на месте рощи - центральная площадь города с восстановленным Свято-Успенским собором возведен в 1898 году, разрушен в 1935-м. Достоевского, молодыми специалистами нашего методического отдела был организован флешмоб, посвященный великому классику. Участники флешмоба прошли тем же путем, каким Достоевский въезжал в Омск - через Тарские крепостные ворота снесены в 1950-х годах, восстановлены в 1991-м. Прекрасную экскурсию для участников флешмоба провела Алина Гермизеева, специалист библиотечного центра "Дом семьи". Кибитка с Достоевским въехала в крепость и сразу повернула налево - к Омскому каторжному острогу.

Острог стоял на краю крепости и расположен был в ее Степном бастионе за нынешним драматическим театром. Тыльная часть театра виднеется в конце улицы Красина: Вид на фасад омского драматического театра с центральной улицы Ленина: Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию караульную , где им немедленно придали новое обличие арестантов. Достоевскому обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. Сегодня у места каторжного острога, рядом с драмтеатром, установлен памятник "Крест несущий" работы омского скульптора Александра Капралова. Скульптура весьма необычна, выполнена из сварного металла, и благодаря тому, что не поставлена на постамент, создает мощное впечатление присутствия Достоевского в нашем мире, его тяжкого вечного хода под грузом страданий и размышлений. А мы с вами сейчас вернемся к Тарским воротам и пройдем тем путем, каким Достоевский ходил ежедневно, отправляясь на назначенные работы.

Теперь это улица Спартаковская. Справа - здание военного суда, здесь Достоевский участвовал в штукатурных работах. Ныне это один из корпусов омской медицинской академии. Впереди перед собой мы видим фигуру идущего привычной дорогой Федора Михайловича Достоевского: в конце улицы Спартаковской, напротив бывшей площади плац-парадов ныне выставочный сквер , установлен еще один памятник писателю - работы Сергея Голованцева. У памятника завершился флешмоб омских библиотекарей и их читателей, а мы с вами продолжим прогулку по омской крепости. Слева мы видим здание бывшей гаупвахты 1781 г.

Деревянная башенка на нем восстановлена совсем недавно. Справа от памятника сегодня проводятся раскопки и предполагается восстановление Воскресенской военной церкви, первого каменного сооружения Омска, построенного в 1769-1773 годах. Закладывал церковь знаменитый сибирский летописец Иван Черепанов. В эту церковь арестантов гоняли говеть - исповедовать тяжкие грехи. Конвой, впрочем, не входил в церковь. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона, да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника...

Арестанты молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный сбор: "Тоже ведь и я человек", может быть, думал он или чувствовал, подавая: "перед богом-то все равны... Достоевский Зимний вид крепости на старой открытке напоминает эпизод, рассказанный Шимоном Токаржевским, тоже каторжанином - о том, как однажды над городом пронесся ужасающий трехдневный ураган: "Он опрокидывал деревянные дома, как карточные домики, повырывал деревья с корнями, засыпал все улицы снегом и затруднил вход в дома. Город казался вымершим. Только верхние половины домов выглядывали из-под снега". Вооруженные лопатами, ломами и колунами, мы должны были исправлять повреждения, причиненные разгулом стихии. Прежде всего мы разбивали ломами ледяные горы и расчищали дороги для свободного санного проезда.

Ледяные глыбы со снегом накладывали в сани и увозили и откапывали покрытые снегом дома. Это были кровавые труды, тяжесть которых усугублялась понудительными криками наблюдавших за работами... Повернув направо по улице Партизанской, мимо раскопок старой церкви, мы направимся к Тобольским крепостным воротам, через которые каторжан часто водили на берег Иртыша - разбирать барки или работать в алебастровом сарае. Здесь сегодня создается историко-культурный комплекс "Омская крепость". Бывшие казармы и инженерная мастерская еще ждут реставрации. А вот и денежная кладовая, и сами Тобольские ворота - единственные из 4-х ворот крепости, избежавшие полного разрушения.

Давайте пройдем через ворота на берег Иртыша. Отсюда не раз смотрел на Иртыш Федор Михайлович Достоевский. Об этом виде он написал в романе "Преступление и наказание": "Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты.

Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его". Иртыш сегодня значительно уже, чем в то время, и какая должна была стоять пронзительная тишина, что можно было услышать песню с того берега! Из крепости можно было выйти и через другие ворота - Иртышские. Если мы вернемся к памятнику Достоевскому... И пересечем бывшую площадь плац-парадов... То сможем увидеть отстроенные заново Иртышские ворота.

Они стояли у впадения Оми в Иртыш и вели к пристани. Сейчас на другой стороне Оми здание омского речного вокзала. Полюбуйтесь на наши зимние виды! Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал не один раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное, даже сердечное.

Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте. Первые его деревянные корпуса были возведены в 1823-м году. К счастью, комлекс сооружений старого госпиталя сохранился до нашего времени. Он расположен в начале улицы Гусарова, в десяти минутах от Тарских ворот. Сейчас здесь находится воинская часть, и территория ограждена двойным забором. А вот и контрольно-пропускной пункт с мемориальной доской и портретом Достоевского.

Скорее всего, арестантская палата располагалась в этом здании на углу ул. Гусарова и Больничного переулка. Вот как описывает госпиталь Достоевский: "Это было длинное одноэтажное здание, окрашенное желтой краской. Летом, когда происходили ремонтные работы, на него выходило чрезвычайно много вохры. На огромном дворе госпиталя помещались службы, дома для медицинского начальства и прочие пригодные постройки". Современный вид на улицу Гусарова в прошлом - Скорбященскую.

К сожалению, пациенты госпиталя часто оказывались свидетелями тяжелых картин - улица служила местом наказаний, по Скорбященской "гоняли сквозь строй", били шпицрутенами, а тех, кто выжил, отправляли на лечение в палаты. Единственное место на территории госпиталя, куда можно свободно пройти - это возведенная в 1905-м году церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Той стороной, где церковь, территория бывшего госпиталя примыкает к Оми, и с обрыва открывается вид на дачи в пойме реки и новые постройки. Покинув Омск после окончания каторжных работ, Достоевский побывал в нем еще раз, в 1859 году, когда возвращался из Семипалатинска в Россию: "В Омске я пробыл трое или четверо суток... Был у старых знакомых и начальников, как-то: де-Граве и проч. Дом комендантов омской крепости, построенный в 1799 году, где и жил А.

Здесь находится омский литературный музей им. Рядом с домом комендантов - еще одно старое здание, бывшая лютеранская кирха.

За что достоевский попал на каторгу

Автор описал жизнь острога, отразив все пороки своего времени: азартные игры, пьянство, воровство, ростовщичество. Здесь царит мир, в котором власть подвластна деньгам. Достоевский осветил такую важную тему, как победа " звериных свойств" над человечностью. Данная проблема нашла выражение в таких произведениях, как "Униженные и оскорблённые", "Братья Карамазовы" и "Преступление и наказание". Подводя итог, хотелось бы сказать, что каторга для Достоевского стала для него не физической, а духовной тюрьмой. Писатель не смог преодолеть страх перед тем, с чем он встретился в остроге. Многое, что он пережил в тюрьме, нашло выражение в его произведениях, которые стали культовыми и важными для развития русской литературы.

В 1885-1886 гг. Вот что мы можем узнать от него о содержании арестантов в тюменской тюрьме: «Арестанты не получают ни подушек, ни одеял, ни постельного белья и вынуждены лежать на жестких дощатых нарах, укрывшись лишь своими халатами. Когда мы вошли в камеру, они разом, зазвенев цепями, вскочили на ноги, сняли шапки и плотной толпой молча стали вокруг них. Эта камера, к примеру, имеет только 35 футов в длину и 25 футов в ширину и рассчитана на 35, максимум 40 человек. Сколько тут человек спало этой ночью? В 1890 году британский журналист Гарри де Уиндт также посетил тюменскую тюрьму. Вот что написал он: «Камеры, расположенные на верхнем этаже главного здания, отведены для политических. Это чистые и хорошо вентилируемые комнаты такого же размера, как и в томской пересылке. Во время моего визита только четыре камеры из двенадцати были заняты: в трех из них содержались политические. Из окон можно было созерцать мир, лежащий за тюремными стенами… Двое арестантов, оба — студенты Московского университета, имели в своем распоряжении книги и сигареты, а в одной камере я даже заметил бутыль одеколона, доставленную утром из города… постель состояла из мешка с соломой, подушки и серого шерстяного одеяла…» Условия, описанные западными журналистами, как видно из данных заключения историко-культурной экспертизы, могли не совпадать с условиями пребывания в тюменской тюрьме Достоевского, потому что почти наверняка он находился еще в старых деревянных бараках. Каторга В Тобольске Достоевский находился менее двух недель. Однако одна короткая встреча, состоявшаяся во время ожидания отправления на омскую каторгу, полностью изменила судьбу великого писателя, предопределила все его дальнейшее отношение к жизни, людям и творчеству. Во время пребывания петрашевцев в тобольской пересыльной тюрьме, холодной зимой 1850 года, их незримо сопровождали друзья — жены декабристов Наталья Фонвизина, Жозефина Муравьева и Полина Анненкова. Они передавали арестантам продукты, всячески поддерживали их, а однажды подкупили смотрителя и устроили у него на квартире короткую, но очень важную встречу с каторжанами. С этого момента Евангелие — книга, единственная, которую было разрешено иметь каторжанам, была с Достоевским всю его жизнь, до смертного одра.

Как и колоссальным было распространение венерических заболеваний среди проституток. Так что всё может быть. Может быть, знаменитый писатель Достоевский так и прожил остаток жизни сифилитиком. Или с гонореей. Всё может быть. Первые полгода Достоевский на омской каторге провёл в лазарете, у него открылась падучая. Работы у Достоевского на каторге были такие — разбор старых речных судов на дрова, выжигание известняка и чистка снега. Видел на каторге Достоевский и поножовщину, и пьяный разгул каторжников, и самодеятельный их театр. И как-то даже его товарищи по каторге, забубённые преступники-рецидивисты, решили его, Достоевского, отравить, чтобы похитить у него деньги, которые посредством взятки как-то переправили ему жёны декабристов, помогавшие Достоевскому. Достоевский, как известно, выжил. Письма, посылки, денежные переводы на каторге официально были полностью запрещены. Из книг разрешалась только библия. Ну иногда, как сказано, можно было, с помощью взятки, то есть совершенно неофициально, получить с воли немного денег. А насчёт библии — Достоевский так начитался её за четыре года каторги, что во всём его литературном стиле с тех пор чувствовалось сильнейшее влияние именно библейских сюжетов и библейского стиля. Это стало фирменным знаком Достоевского как писателя, одной из причин его всемирной известности, поскольку половине человечества библия так или иначе в той или иной степени известна.

Опубликовано 4 года назад по предмету Литература от khe119 1Почему достоевский попал под каторгу? Достоевский входил в кружок петрашевцев, поэтому он попал на каторгу. Он начал верить в Россию, в ее православсной вере. Ответ Ответ дан ira2654 за участие в революционной деятельности.. Фёдор Достоевский попал на каторгу потому что он посещал кружок подпольщиков-революционеров.

Омская каторга Федора Михайловича Достоевского

Поначалу в него входило 10-20 человек. Но к 1849 г. Членов общества называли петрашевцами. Участниками были представители разночинной интеллигенции, любители философской литературы, увлекавшиеся модными в те годы либеральными идеями. В начале 1847 г. Собирались участники общества по пятницам. На таких пятничных собраниях они обсуждали идеи социального переустройства России, выдвинутого ранее декабристами. Но в отличие от участников восстания на Сенатской площади, петрашевцы не желали военного переворота.

Они говорили: «В России возможно лишь крестьянское восстание, поводом для которого станет крепостное право». Константин Трутовский «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского в 26 лет», 1847 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва Петрашевцы критиковали существующий политический режим, осуждали крепостное право, выступали за ликвидацию частной собственности. Тайное общество привлекло к себе внимание Третьего отделения в 1848 г. Агитки были напечатаны на собственном типографском станке петрашевцев.

Писатель с болью воспринимал новости о поражении России. Они же свели в могилу его недавнего судью — Николая I.

Новость о смерти монарха дошла до Семипалатинска лишь месяц спустя. Вскоре был опубликован манифест нового царя, слова которого коснулись и Достоевского: «Мы признали за благо... Манифест императора Александра II о дарованных милостях и облегчении участи преступников по случаю восшествия на престол. Таким образом, возникла надежда на полную амнистию. Кроме того, в Семипалатинске Достоевский встретил и полюбил свою будущую жену - Марию Исаеву. Тогда она была замужем за местным чиновником, пьющим и опустившимся человеком.

В мае его перевели в Кузнецк Томской губернии, чему Достоевский очень огорчился и с тех пор добивался двух положений: своей амнистии и воссоединения с Марией Исаевой. В августе умирает её муж, и с того момента у Достоевского появляется надежда на женитьбу. Но этому предшествовали долгие душевные терзания и Фёдора Достоевского, и его будущей супруги. Меж тем, служба в Семипалатинске продолжалась: именно там Достоевский познакомился и завёл дружбу с Чоканом Валихановым — казахским просветителем, историком и этнографом. Фёдор Достоевский и Чокан Валиханов. В октябре его производят из рядовых в унтер-офицеры, он получает некоторое послабление по службе и в ноябре приезжает в Кузнецк.

Они вернулись в Семипалатинск, где Достоевского застиг указ Правительствующего сената о возвращении потомственного дворянства и разрешении печататься. Кроме того, он пишет и публикует повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон», которые не вызывают никакого отклика у публики. Говорят, что прочитав их, Некрасов сказал: «Достоевский — всё. Но местом жительства была определена Тверь, с воспрещением въезда в Санкт-Петербург и Москву. Весна и часть лета прошли в сборах. Наконец, 2 июля Достоевский с женой и пасынком уезжает из Семипалатинска, куда больше никогда не вернётся.

Обратный путь проходил легче и быстрее. Стоянки в городах были короткие — писатель рвался домой. Очередной рубеж он прошёл, когда спустя 9 с лишним лет вернулся на то же место, которое пересекал, отправляясь на каторгу: «В один прекрасный вечер, часов в пять пополудни, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привёл, наконец, Господь увидать обетованную землю».

После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя. Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири.

Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом». Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге. Причём довольно банально: «У меня один арестант, искренно преданный мне человек говорю это без всякой натяжки , украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге; он в тот же день мне сам сознался в этом, не от раскаяния, но жалея меня, потому что я её долго искал». Достоевский Ф. Достоевский, 1861 г. Сам же он получил от критиков своеобразное звание русского Данте, который сошёл в каторжную жизнь как в преисподнюю.

Любимая няня и прототип Настасьи Филипповны Эпизодов и деталей из собственной жизни Достоевский описал в своих произведениях достаточно много. И не все они были ужасны — к примеру, в романе «Бесы» упоминается любимая няня будущего писателя и его братьев и сестёр. Женщина по имени Алёна Фроловна была с будущим классиком и другими детьми семейства Достоевских с младенчества, она рассказывала им множество сказок, всегда была добра и весела и оставила у Фёдора Михайловича самые приятные воспоминания. Природа села Даровое, уютная роща и близлежащий лес также запечатлелись в памяти писателя самыми тёплыми и яркими картинками. Настолько, что даже в ссылке и в тюрьме он с наслаждением вспоминал покос, поля и лучи солнца, ярко описывая всё это в тех же «Бесах», своём первом романе, принёсшем ему оглушительный успех, «Бедных людях» и «Дневнике писателя». Образ невероятной, не соответствовавшей никаким нормам, прекрасной и притягательной женщины Достоевский также взял из реальной жизни. Настасья Филипповна из романа «Идиот» и Полина из романа «Игрок» частично списана с возлюбленной писателя — Аполлинарии Сусловой.

Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, по мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви».

За что писатель попал на каторгу? Какой духовный переворот произошёл с ним во вр

Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова. Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения. Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Этих преступлений оказалось довольно для вынесения смертного приговора, пусть и замененного на каторгу, в случае Достоевского — четырехлетнюю.

Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского

Федор Достоевский: каторга-любовь - Совсем Другой Город Смотря на прощанье братьев Достоевских, всякий заметил бы, что из них страдает более тот, который остается на свободе в Петербурге, а не тот, кому сейчас предстоит ехать в Сибирь на каторгу.
134 года со дня смерти Достоевского: каторга, «великое пятикнижие» и посмертный портрет Работы у Достоевского на каторге были такие – разбор старых речных судов на дрова, выжигание известняка и чистка снега.

Биография :: Арест Достоевского и каторга

О некоторых подробностях судебного дела Ф.М. Достоевского рассказывает Шараков С.Л., к.ф.н., сотрудник Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. Пройдя путь каторги, Достоевский сумел обрести страстную веру в Россию, в русский народ. Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге за участие в 1847–1849 гг. в кружке М.В. Петрашевского, являвшегося сторонником взглядов революционного характера.

Почему Достоевский попал на каторгу? [111]

Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию.

У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом.

Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович.

Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге.

Фёдор Достоевский попал на каторгу потому что он посещал кружок подпольщиков-революционеров. Лидером кружка был Михаил Петрашевский. На собраниях кружка спорили о социализме, читали запрещённую литературу. Вот его и сослали в Сибирь.

Обычное для того времени дело.

Для простого люда интеллигенция чужда и вряд ли когда-нибудь сможет сблизиться к русской культуре и народу. После освобождения Достоевский так и не сможет влиться в мир высшего света, потому что его начала преследовать мысль, что такая жизнь ему чужда. Также писатель стал проводить своё свободное время в одиночестве. Многие события и темы были освещены в дальнейшем творчестве Достоевского. Например, самое первое произведение, написанное Михаилом Фёдоровичем после освобождения, это был роман в двух частях "Записки из мертвого дома". Здесь освещается история каторжника, которого посадили за убийство жены на 10 лет.

Автор описал жизнь острога, отразив все пороки своего времени: азартные игры, пьянство, воровство, ростовщичество. Здесь царит мир, в котором власть подвластна деньгам.

Старшие дети занимались с учителями. Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66].

Ежедневно ездили на полупансион к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который учил братьев французскому языку [67] [66]. Там же сыновья Драшусова, Александр и Владимир преподавали математику и словесные науки [68]. Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева», и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью». Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив» [69].

Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца [70]. Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли» [71]. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта. Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений». По воспоминаниям Андрея Михайловича, чаще всего он замечал Фёдора за чтением исторических романов « Квентин Дорвард » и « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » [72].

Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Фёдор и Михаил Достоевские поступили в Пансион Чермака на Новой Басманной улице , считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве [67] [72]. Обучение стоило дорого, но помогали Куманины. Режим дня в учебном заведении был строгий. На полном пансионе обучающиеся приезжали домой только на выходные.

Подъём был по звонку в шесть утра, зимой — в семь; после молитвы и завтрака занимались до двенадцати; после обеда снова занимались с двух до шести; с семи до десяти повторяли уроки, после чего ужинали и ложились спать. Полный курс состоял из трёх классов продолжительностью 11 месяцев каждый. Преподавали математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Леонтий Чермак старался создать иллюзию семейной жизни: «ел за одним столом вместе со своими учениками и обращался с ними ласково, как с собственными сыновьями», входил во все нужды детей, следил за их здоровьем [73] [74]. По воспоминаниям учившихся в то время Фёдор Достоевский был «серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом.

Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками» [74]. Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [75]. Среди преподавателей пансиона Фёдор и Михаил особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича , который «просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем». Билевич учился в одно время с Гоголем , посещал литературные собрания, сочинял стихи, переводил Шиллера. По предположению биографов Достоевского, педагог мог привлекать внимание учеников к текущим литературным событиям, творчеству Гоголя, а Билевич-литератор способствовать тому, что Достоевский начал думать о литературе как о профессии [76] [77].

На семейных чтениях по выходным и летом продолжали читать Державина , Жуковского , Карамзина , Пушкина [78]. Предположительно, с 1835 года у Достоевских появляется подписка на журнал « Библиотека для чтения », в котором будущий писатель впервые читает « Пиковую даму » Пушкина, « Отца Горио » Оноре де Бальзака , произведения Виктора Гюго и Жорж Санд , драмы Эжена Скриба и другие новинки литературы [79]. В апреле 1835 года Мария Фёдоровна с младшими детьми едет в Даровое. В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания [80]. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе [81].

В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе [82]. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась [83] [82]. Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним. Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г.

Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84]. Юность Основная статья: Достоевский в Главном инженерном училище Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85]. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург вместе с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни» [86].

Старший брат в училище не был принят. Младший же учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе. В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался.

Достоевский на каторге в Сибири

С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. Приговор о казни для 20 ти, в том числе и для Достоевского, был заменён 8-ю годами каторги. Работы у Достоевского на каторге были такие – разбор старых речных судов на дрова, выжигание известняка и чистка снега.

Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь

За что писатель попал на каторгу? Какой духовный переворот произо 27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск.
Омская каторга Федора Михайловича Достоевского Фёдор Достоевский был осужден и отправлен на каторгу за участие в кружке подпольных революционеров.
За что сидел в тюрьме Достоевский - The Criminal "В "Дневнике Писателя "Достоевский сообщает, что жена декабриста Фон Визина подарила ему маленькое Евангелие, которое четыре года каторги пролежало у него под подушкой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий