Ядерная программа Ирана вызывала и вызывает острую реакцию у ряда стран, в первую очередь у Израиля и США.
Россия в глобальной политике
В ответ Тегеран получил ослабление санкций — были частично сняты ограничения на экспорт иранской нефти. План должен был стать первым шагом к заключению всеобъемлющего соглашения по ядерной программе, но сроки его подписания неоднократно откладывались. Переговоры завершились в июле 2015 года. Организация получит доступ ко всем ядерным объектам в стране сроком на 20 лет, что позволит МАГАТЭ следить за тем, чтобы иранская ядерная программа носила исключительно мирный характер.
В обмен "шестерка" согласилась отменить все санкции как Совета Безопасности ООН, так и национальные , связанные с иранской ядерной программой, включая меры по доступу в сферы торговли, технологий, финансов и энергетики. В случае нарушения Ираном условий сделки предусматривалось возобновление санкций в течение 65 дней. На следующий день министерство финансов США объявило о введении новых санкций против 11 физических и юридических лиц Ирана, участвовавших в программе по созданию баллистических ракет.
Иран вскоре уведомляет Агентство о готовности вывезти запасы тяжелой воды за пределы страны. В своей предвыборной кампании он называл СВПД "худшей сделкой" в истории и обещал выйти из нее или пересмотреть ее условия. В апреле премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заявил об обнаружении около 100 тысяч бумажных и цифровых документов о "секретной военной составляющей" ядерной программы Ирана.
Россия, Китай и "евротройка" осудили действия Соединенных Штатов. Саудовская Аравия и Израиль поддержали решение Трампа. Израиль также заявил, что в Тегеране обнаружен секретный склад с тоннами ядерного оборудования и материалов, которые имеют отношение к атомному проекту Ирана.
По «ядерной сделке» 2015 года Иран должен был получить отмену санкций ООН и западных стран в ответ на сокращение своей ядерной программы, но в 2018 году президент США Дональд Трамп заявил о выходе своей страны из соглашения. Переговоры по возобновлению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе возобновились в Вене в апреле 2021 года, но завершились без какого-либо результата. В феврале 2024 года в Госдепартаменте США заявили, что американская администрация настроена на политико-дипломатическое решение этого вопроса. Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online».
Переговоры завершились в июле 2015 года. Организация получит доступ ко всем ядерным объектам в стране сроком на 20 лет, что позволит МАГАТЭ следить за тем, чтобы иранская ядерная программа носила исключительно мирный характер. В обмен "шестерка" согласилась отменить все санкции как Совета Безопасности ООН, так и национальные , связанные с иранской ядерной программой, включая меры по доступу в сферы торговли, технологий, финансов и энергетики. В случае нарушения Ираном условий сделки предусматривалось возобновление санкций в течение 65 дней. На следующий день министерство финансов США объявило о введении новых санкций против 11 физических и юридических лиц Ирана, участвовавших в программе по созданию баллистических ракет. Иран вскоре уведомляет Агентство о готовности вывезти запасы тяжелой воды за пределы страны. В своей предвыборной кампании он называл СВПД "худшей сделкой" в истории и обещал выйти из нее или пересмотреть ее условия. В апреле премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заявил об обнаружении около 100 тысяч бумажных и цифровых документов о "секретной военной составляющей" ядерной программы Ирана. Россия, Китай и "евротройка" осудили действия Соединенных Штатов. Саудовская Аравия и Израиль поддержали решение Трампа. Израиль также заявил, что в Тегеране обнаружен секретный склад с тоннами ядерного оборудования и материалов, которые имеют отношение к атомному проекту Ирана. Внутри этого склада хранится минимум 15 морских контейнеров, чей общий вес может составлять 300 тонн, сказал Нетаньяху. В ноябре произошло восстановление всех санкций США против Ирана.
В прошлые выходные Тегеран нанес удар возмездия по Израилю в ответ на обстрел своего консульства в Дамаске и позже заявил, что дальнейших действий не планирует и не хочет эскалации.
«Несколько недель». Иран оказался в шаге от создания ядерного оружия
Общество - 22 апреля 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Об этом заявил верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Глава иранской атомной программы в должности вице-президента, обладатель докторской степени по ядерной физике Массачусетского технологического института, в прошлом постпред Ирана в МАГАТЭ и министр иностранных дел.
Эксперт: Иран продолжит ядерную программу, но оружие создавать не будет
Соглашение по ядерной программе Ирана вступило в силу. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) – это политическое соглашение между Ираном и группой государств, известной как "5+1", относительно ядерной программы Ирана. В ночь на 14 апреля Иран запустил более 300 беспилотников и ракет по Израилю, что стало первым прямым ударом одного государства по другому. При этом атака Тегерана была ответом на удар Тель-Авива по иранскому посольству в Сирии. это результат политики и просчетов США, но шанс решить последние вопросы есть, заявил постоянный представитель Ирана при ООН и Международном агентстве.
Госдеп не стал комментировать выводы главы МАГАТЭ по ядерной программе Ирана
Воздушные носители предполагаемого ядерного оружия Ирана развиты достаточно слабо. Иран не располагает стратегической авиацией дальнего действия, как Россия, США или Китай, однако имеет широкую номенклатуру обычных истребителей производства разных стран, на которых возможно размещение авиационных бомб или крылатых ракет с ядерным зарядом. В этом случае речь может идти только о тактическом ядерном вооружении малой мощности. Эта ракета является иранской модификацией советско-российской стратегической крылатой ракеты Х-55 и имеет дальность до 2 тысяч километров. Морские носители ядерной триады Ирана могут быть как многочисленными фрегатами, так и и подводными лодками. Вероятно, что ВМС Ирана используют свою разработку баллистической ракеты морского базирования, наименование которой пока неизвестно.
О том, примет ли Израиль решение об ответном ударе, рассуждает местный журналист Марк Котлярский: Марк Котлярский журналист «Израиль испытывает определенное давление со стороны американцев, которые сказали, что мы вас, условно говоря, защитили от иранской угрозы, британцы вам помогли, но на большее вы не рассчитывайте, то есть Байден четко дал понять в беседе с Нетаньяху, что если Израиль решится нанести ответный удар по территории Ирана, то Вашингтон умывает руки, и Америка не будет поддерживать Израиль в этом вопросе. Если Израиль не ответит, то на этом мы будем считать инцидент исчерпанным.
Это не первая подобная проба пера у иранцев, достаточно вспомнить, что после ликвидации командующего КСИР Кассада Сулеймани то же самое было с американцами, то есть Иран ударил по какой-то американской незначащей базе в Ираке без особых жертв, и на этом все закончилось, инцидент был исчерпан. Но, с другой стороны, Израиль тоже не может не ответить, потому что иначе это будет воспринято как слабость, потому что мы защитились, но что дальше? И в этом заключается самый главный вопрос. Я читал мнение иранских провластных обозревателей, они говорят, что ситуация с ночным обстрелом показала, что есть определенные прорехи в системе обороны Ирана. И тот факт, что Израиль заявил, что он может нанести удар непосредственно с территории самого Ирана, тоже об очень многом говорит. Мы можем вспомнить знаменитые диверсии легендарной спецслужбы «Моссад» с выкрадыванием ядерных документов, уничтожением тех или иных высококвалифицированных специалистов, задействованных в ядерной программе Ирана. То есть Израиль может каким-то образом ответить Ирану, не вступая с ним в прямую конфронтацию, потому что, в данном случае я соглашусь с американцами, ответный удар Израиля может быть намного более мощным, но это спровоцирует колоссальную волну насилия в регионе, учитывая тот факт, что в этом конфликте задействованы многие суннитские режимы, которые пошли на контакт и на союз с Израилем, предоставив свое небо, открыв свое небо для американских, британских и израильских самолетов, в частности даже та же Иордания.
Поэтому, как говорят эксперты, вполне возможно, даже куда более сильным шагом было бы, например, заключение некоего оборонного альянса с умеренными суннитскими режимами — Саудовской Аравией, Кувейтом, Катаром, Оманом, Бахрейном, ОАЭ, которые традиционно настроены против Ирана. Это был бы шаг куда сильнее». Иран впервые нанес прямой удар по Израилю со своей территории, а не при помощи йеменских хуситов и ливанской шиитской группировки «Хезболла», которые поддержали атаку. О последствиях очередной эскалации — политолог Георгий Бовт: Георгий Бовт политолог, журналист «США крайне не хотели бы, чтобы сейчас пошла эскалация, потому что в ответ на ответ Израиля Иран бы еще что-нибудь предпринял, может быть, гораздо более массированную атаку. В конце концов эскалация могла бы привести к тому, что США вынуждены были бы вмешаться.
Такие предположения появились среди американских и европейских дипломатов, которые считают, что у Тегерана выросли аппетиты не только в связи с отчетливо проступившими противоречиями в американо-израильских отношениях, но и в связи с результатами недавних выборов в парламент Исламской Республики, продемонстрировавшими доминирование сторонников жесткой линии внутри истеблишмента. О настроениях среди западных дипломатов со ссылкой на источники сообщила британская газета The Guardian. По словам собеседников издания, региональная дестабилизация, спровоцированная вооруженным конфликтом в секторе Газа, скорее всего усилила доводы тех групп влияния в Иране, которые выступают за то, чтобы их страна обладала полноценной военной ядерной программой, чтобы сдерживать действия Израиля на Ближнем Востоке. Отчасти масла в огонь могли подлить и эмоциональные высказывания членов правительства Биньямина Нетаньяху, которые во время активной фазы сухопутной операции в палестинском анклаве допустили использование против группировки ХАМАС ядерной бомбы. Опасения среди официальных лиц США и ЕС усилились после того, как в этом месяце сторонники жесткой линии закрепили свои позиции по итогам парламентских выборов в Иране. Оппозиционные организации, действующие за рубежом, утверждают, что реальная явка скорее всего гораздо ниже. Дело в том, что электорат испытывает апатию не только на фоне объективных экономических трудностей, с которыми сталкивается Исламская Республика, но и репрессивной политики высшего руководства. Несмотря на то что влияние Меджлиса на механизм принятия государственных решений в Иране крайне ограничено и сосредоточено преимущественно на социальных и экономических вопросах, парламентские выборы по-прежнему остаются красноречивым индикатором общественных настроений.
Именно поэтому даже сама возможность приобретения С-400 вызывает серьезные опасения, пишет издание. Стоимость сделки составила 2,5 миллиарда долларов США. Вместе с тем, некоторые военные эксперты скептически отнеслись к перспективе развертывания Ираном систем С-400. В интервью журналу Eurasian Times эксперт по Ближнему Востоку Сет Францман заявил следующее: "Любые поставки С-400 займут очень много времени, потому что иранцев придется обучать, а доставка самих систем в Иран - довольно длительное мероприятие". Россия действует осторожно и скорее всего нуждается в ресурсах внутри страны". В декабре прошлого года в СМИ появилась информация о том, что на фоне укрепления военных отношений между двумя государствами Москва может заключить соглашение на поставку Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-400. Примерно через пару недель после этого Иран анонсировал получение российских Су-35 уже весной 2023 года. Читайте также: На фоне СВО на Украине: В РФ увеличены объемы производства Су-57М - первая полноценная эскадрилья ВВС будет сформирована до конца 2023-го реклама Израиль считает, что такие поставки значительно сузят "окно" для нанесения ударов по быстро развивающейся ядерной программе Ирана. Если ЗРК С-400 будут поставлены Тегерану в этом году, то их полное развертывание завершится уже через два года в 2025, заявили в Тель-Авиве. Израиль продолжает угрожать ударами по Ирану Израильские лидеры и военные эксперты считают ядерную программу Ирана и возможность создания Тегераном ядерного оружия самой большой угрозой безопасности своей страны. По словам высокопоставленного чиновника из Израиля и экс-разведчика ЦРУ, к концу 2023 года у Ирана будет достаточно обогащенного урана, чтобы построить десять ядерных бомб, сообщают журналисты Bloomberg. Следовательно, в обозримом будущем призывы для нанесения удара по Ирану будут звучать все громче.
Необъявленная война между Израилем и Ираном вступила в новую опасную фазу
Такие разговоры шли уже давно, и вот настал черёд реальных действий. Означает это, как минимум, смягчение позиции США по отношению к Ирану в принципе. По крайней мере в тактическом плане. Последствия такого шага могут быть самыми разнообразными. Как минимум, это существенно сдвинет баланс в регионе не в пользу Израиля и Саудовской Аравии. Теоретически это может быть даже на пользу России, так как Иран — это её фактический союзник в Сирии. Впрочем, это только теоретически. Но прежде чем говорить об этом, недурно напомнить саму суть вопроса. Так что же это за сделка? И какова её предыстория?
Кто принимает решения и влияет на выработку политики в этой сфере? В контексте американо-иранских контактов о возврате к Совместному всеобъемлющему плану действий СВПД и консультаций по новому соглашению автор изучает участников иранского внешнеполитического процесса и их мотивацию развивать ядерную программу или вести переговоры по её ограничению. Иранская власть на бумаге и в реальности Внешняя политика Ирана — результат гибкого сочетания формального межведомственного взаимодействия и неформальных процедур. Последние часто опережали юридическую реальность и позже фиксировались документально: так, после смерти основателя Исламской республики Рухоллы Хомейни состоялся единственный после революции транзит власти, а затем появилась обновлённая конституция [1]. Конституционные органы власти и их полномочия неизменны до сих пор рисунок 1. Формально система власти в Исламской Республике децентрализована: она повторяет принцип разделения властей, но за счёт специфических органов и политико-правовой доктрины велайат-е факих , проработанной ещё до революции аятоллой Хомейни, прямо или косвенно закрепляет главное полномочие верховного лидера — влиять на кадровые назначения и тем самым поддерживать баланс между различными органами власти и представленными в них политическими силами. Верховный лидер принимает решения по ключевым вопросам, командует армией, объявляет войну и мир, задаёт ориентиры во внутренней и внешней политике и продвигает их как самостоятельно, так и через представителей а их примерно 2 тысячи в федеральных и региональных органах власти. Он назначается на неопределённый срок и может сместить избираемый населением Совет экспертов из 88 шиитских правоведов-богословов, который в составе шести комиссий собирается дважды в год и в закрытом режиме обсуждает ситуацию в стране. Когда на внеочередном заседании Совета экспертов в 1989 г. Однако сравнительно слабый с точки зрения личного авторитета Хаменеи был удобен управленческим кругам, поскольку вместо продвижения собственной повестки он был сосредоточен на поддержании статус-кво, от которого зависело и его положение. Несоответствие формальных полномочий и реального веса Хаменеи определило стиль его руководства — главной задачей стал поиск консенсуса и равновесие политической системы. Находясь у власти три десятилетия, аятолла Хаменеи укрепил влияние, но сохранил осторожность, которая не была присуща Хомейни: верховный лидер не высказывается первым даже по главным политическим вопросам, предпочитает излагать консенсусную позицию, не допускает чрезмерного усиления каких-либо политических сил, попеременно поддерживая позиции разных сторон. Именно поэтому в его выступлениях можно найти противоположные по смыслу высказывания, к которым он апеллирует при необходимости — с позиции «а я вас предупреждал». Один из двух органов, который позволил укрепиться Али Хаменеи — Наблюдательный совет, известный также как Совет стражей конституции. Шесть его членов — исламских правоведов назначает верховный лидер и ещё шесть гражданских юристов со знанием исламского права — избранный народом парламент по представлению главы судебной власти, назначенного верховным лидером. Круг замыкается, поскольку члены Наблюдательного совета ветируют — часто произвольно — кандидатов на выборах, включая выборы в Совет экспертов, который назначает и смещает верховного лидера. Более того, без одобрения Наблюдательного совета законы, принятые однопалатным меджлисом, не имеют силы. Если между парламентом и Наблюдательным советом или между другими органами власти возникает спор, его решает Ассамблея по определению государственной целесообразности, в которую верховный лидер назначает в силу занимаемой должности или личных заслуг 36 государственных деятелей — их задача в том, чтобы занять позицию «над схваткой» в межведомственных разногласиях и межэлитных противоречиях и предложить верховному лидеру и истеблишменту консенсусное решение, соответствующее национальным интересам Ирана, конституции и нормам ислама. Консенсусные решения по вопросам национальной стратегии и безопасности в штатном режиме вырабатываются в Высшем совете национальной безопасности ВСНБ [2]. Формально им руководит президент, и большинство членов совета входят в него в силу занимаемой ими руководящей должности в других структурах, но председателя совета «уравновешивает» секретарь, которого вместе с ещё одним членом совета назначает по своему усмотрению верховный лидер. С 2013 г. В формальной иерархии власти вслед за верховным лидером и координационными органами, которые помогают ему калибровать политическую систему, расположена исполнительная власть во главе с президентом. Однако в реальности за более чем тридцать лет правления Хаменеи бесконтрольно укрепила своё влияние главная силовая структура страны — Корпус стражей исламской революции КСИР.
Однако МИД Ирана опроверг намерения менять курс ядерной программы, заявив: «Ядерное оружие не имеет места в нашей доктрине». TRT Russian.
Такое развитие событий неминуемо приведёт к поражению иранских прагматиков на предстоящих в 2021 году президентских выборах, маргинализации их роли во внутренней и внешней политике Ирана, захвату консерваторами и радикалами всех рычагов власти в стране. В этом случае, как и в случае переизбрания Трампа на второй президентский срок и продолжения им жёсткого антииранского курса, новое радикальное правительство ИРИ при поддержке консервативного парламента, скорее всего, инициирует выход Ирана из СВПД и, возможно, из ДНЯО. Иран также активизирует различные направления своей ядерной деятельности, ускорит развитие ракетной программы и усилит поддержку проиранских группировок в регионе, чтобы укрепить свои позиции и козыри для новых переговоров с США и международным сообществом как по своей ядерной деятельности, так и по другим актуальным проблемам. Таким образом, может повториться ситуация двухтысячных годов, когда после спровоцированного Вашингтоном провала переговоров по ядерной проблематике между евротройкой Англия, Франция и Германия и Ираном реформатора Мохаммада Хатами сменил президент-ультраконсерватор Махмуд Ахмадинежад, при котором иранская ядерная программа получила серьёзное развитие, а военное строительство и региональная активность Тегерана заметно активизировались. Тогда Ирану и ведущим мировым державам удалось найти компромиссные решения по развязке иранской ядерной проблемы. Удастся ли это сделать в новых исторических условиях — большой вопрос. Как представляется, этот шаг может привести к негативным последствиям, дальнейшей эскалации ситуации вокруг Ирана, в регионе в целом. Конечно, с эмоциональной точки зрения иранцев можно понять, пишет Андрей Бакланов, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, помощник заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Мнения Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Клуб «Валдай»
США надеются, что напряжённость на Ближнем Востоке спадёт после того, как Иран и Израиль нанесли удары по объектам друг друга. Мощный взрыв обесточил комплекс центрифуг на иранском ядерном объекте в Натанзе. Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия. Об этом сообщает ТАСС. Ядерная программа Ирана вызывала и вызывает острую реакцию у ряда стран, в первую очередь у Израиля и США.
Госнефтефонд Азербайджана инвестировал в акции компаний Tesla и Intel
- Новости по теме
- СМИ: Байден уговорил Нетаньяху отложить ответный удар Израиля по Ирану
- Иранская ядерная программа | ИА Красная Весна
- Читайте также:
- Иран.Ру - Новости Ирана - Российское Информационное Агентство
Ядерная программа Ирана
Бушир и французской фирмой Framatom мощностью 950 МВт неподалёку от г. После Исламской революции в Иране 1979 г. В 1980-х гг. В 1990-х гг. В этой связи Иран был вынужден развивать атомную отрасль, опираясь в основном на собственные силы. В период правления президента Ирана Мохаммада Хатами 1997—2005 страна взяла курс на улучшение отношений с западными странами: между правительством Хатами и «европейской тройкой» Франция, Германия и Великобритания были заключены Саадабадский договор 2003 и Парижское соглашение 2004 о временном приостановлении Ираном работы по обогащению и переработке урана. Махмуд Ахмадинежад, сменивший в 2005 г. Хатами, отменил прежние договорённости с «европейской тройкой», заявив о праве Ирана на создание полного ядерного цикла: в январе 2006 г.
Нетензе, в августе 2006 г. Эрак, в 2009 г. В 2006—2010 гг. Ахмадинежада и добиться выполнения ранее взятых обязательств Совет Безопасности ООН принял 6 резолюций с требованиями к Ирану прекратить деятельность по обогащению и переработке урана, из них 4 предусматривали введение и ужесточение санкций в отношении этой страны.
Также тревожит заявление бывшего главы организации по атомной энергии Ирана Али Акбара Салехи, который сказал, что у Тегерана есть все необходимое для создания ядерного оружия «в наших руках». Помимо этого были замечены попытки возобновления ядерных переговоров между Соединенными Штатами и Ираном.
А все, чего хотят американцы, — это ослабить Иран через Израиль. Потом будет переход к тяжелым ракетам, дальнего полета, ракет воздушного базирования и земного базирования и, если понадобится, космического тоже. Собеседник «ВМ» напомнил, что Иран практически является ядерной державой, поэтому его опасаются на Ближнем Востоке: — Тактическое ядерное оружие они с большой долей вероятности могут быстро пустить в ход. То есть Иран совершенно серьезно имеет полный арсенал для ведения современной, с глобальными последствиями войны. Американцы это тоже осознают. Между тем Израиль после ночной атаки на страну уже нанес ответные удары по объектам группировки «Хезболла» на юге Ливана, сообщает ЦАХАЛ группировка поддержала Иран и вместе с ним обстреливала Израиль — прим. Но, по мнению военного эксперта Дандыкина, это вряд ли поможет решить конфликт между государствами. Однако эскалация на Ближнем Востоке сегодня не нужна никому, поэтому дальнейшего развития эта история может и не получить. Ответных ударов по Ирану быть не должно, потому что если они начнутся, все это перерастет в другой конфликт, крайне нежелательный для тех же американцев, которые должны поддерживать своего главного союзника на Ближнем Востоке Израиль. Поэтому, я думаю, договорятся, и каждый сохранит свое лицо, — предположил эксперт. В свою очередь Маркелов предположил, что в далекой перспективе возможно два сценария развития событий: полная остановка атак; переговорный процесс. А вот возникновение мировой войны на фоне эскалации конфликта между Ираном и Израилем политолог исключил.
Ударом со своей территории Тегеран дал понять, что больше не будет себя ничем ограничивать. Все остальные снялись с тормозов? В отличие от Москвы, Тегеран не занимается больше теориями по поводу мирного процесса и каких-то переговоров. Турецкая пресса смеется над Тегераном и обзывает Иран желтым земляным червяком, который только обещает уничтожить Израиль, а ничего не делает. А это болезненно, потому что в Иране очень много тюркского населения, которое по всем расчетам Эрдогана должно стать частью тюркского мира. Кстати, и Якутия с Алтаем, по мнению нашего «друга» тоже часть тюркского мира. Анкара мысль о создании своей империи с повестки не снимает. И куда в этой ситуации деваться персам? Только — становиться сильнее. Бить Израиль, чтобы Турция мотала на ус, а не смеялась. Не уклоняться от большой драки и не бояться того, что война может перейти в ядерную фазу. Эффект сдерживания может не сработать? Он координировал действия всех антиизраильских сил, он был организатором событий 7 октября 2023 года. Поэтому Израиль понимал, что делает, каков будет ответ, и уже фактом ликвидации дипмисси в Сирии дал понять, что к большой войне готов.