Валерий Духанин священник, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии.
Нужна помощь в лечении отца Валерия Духанина. ВАЖНО!!!
Беседы с батюшкой. Священник Валерий Духанин 29 ноября 2022. Известный православный духовный писатель – иерей Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, и просто хороший человек с большим и любящим сердцем, в настоящее время проходит комплексное лечение за границей. Иерей Валерий Духанин о традициях Пасхи: Я приходил в храм и понимал, что соприкасаюсь с тайной.
Главное меню
Один из духовных чад архимандрита Илии, священник Валерий Духанин, делится воспоминаниями о своем духовном отце. Иерей Валерий Духанин — клирик Николо-Угрешской духовной семинарии. В этом выпуске отец Валерий расскажет о своих первых шагах в Церкви, о том, как пришло осознанное желание посвятить свою жизнь Богу, а также о том, насколько важен труд для спасения души. Публикации автора: священник Валерий Духанин. Константинополь, Константинополь зачем же ты так поступил? Лучшие и новые книги 2024 автора: Священник Валерий Духанин в интернет-магазине Лабиринт. Священник Валерий нам показал какие зигзаги приходилось делать руководителям церкви, чтобы сохранить Веру.
Также рекомендуем
- Священник Духанин Валерий Николаевич: биография, в каком храме служит, уроки православия
- Валерий Духанин | Радонеж.Ру
- ДУХАНИН ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - Древо
- Новости приходов
- Использованные материалы
- Еще об отце Кирилле
В РПЦ не стали комментировать отстранение иерея от служения после панихиды по Навальному
- Использованные материалы
- Детство Валерия
- Священник-Валерий Духанин
- Медиатека | Экзегет.
- Другие истории
В РПЦ отказались называть причины запрета в служении иерея Сафронова после панихиды по Навальному
А в 90-е годы, если вспомнить? За 20 лет, как 2000-е годы пошли, подзабыли уже, что было в начале 90-х годов. При этом мы же это уже не рассказываем, мы это сами помним, да? А наивно думать, что это не повторится. И ресурсы заканчиваются, нефть, газ, не надо думать, что они бесконечные. И всякие вот экологические проблемы. То есть если ты сейчас привык к комфорту, то в определенный момент ты окажешься не готов к экстренной ситуации, просто не готов. И это так и получается, что где-то что-то там происходит, или кто-то в кого-то стрелять начинает, и все просто не знают, как себя вести, просто в панике разбегаются. Ну да, мы недавно все обсуждали эту ужасную ситуацию в школе… То есть люди оказываются не готовы к ситуации, потому что привыкли просто вот к таком комфортному течению. Ну, я скажу, на самом деле есть много положительного и сейчас, когда… Ну вот сын мой, когда … да и сейчас он ездит, вот эти военно-патриотические сборы, где они постоянно там выезжают в леса, и какие-то у них там соревнования, и они по этой грязи ползают там, и осенью в том числе, решают какие-то задачи. То есть в принципе находятся такие люди, которые работают с молодежью и приучают их к более жестким условиям жизни.
Отче, у меня есть любимый вопрос в этой теме, и на него все время по-разному отвечают. Терпение и смирение как соотносятся друг с другом? На мой взгляд, это напрямую взаимосвязано. Если нет терпения — какое же тут смирение? Хотя кто-то, вот, он не стерпел — ну вот и смирись, признай свою нетерпеливость. То есть тут по-всякому можно. Но все-таки это напрямую взаимосвязано. Если приходится что-то терпеть, то это тебя ведет к смирению. А если ты не научился терпеть… Вот, семья, я вам скажу, это просто вот что-то. Это школа терпения.
Поначалу даже никто и не догадывается. Ну вот мое глубокое убеждение, что, если ты не являешься вот именно христианином, который старается жить по духовной жизни, даже по каким-то строго аскетическим правилам, уж простите за такие… что пугаю, этих слов, строгой аскезы, вот если ты так не живешь, ты просто семью не сможешь сохранить. Потому что, как только рождается ребенок, вот я помню этот момент — всё, всё другое. Уже забыли про самих себя, уже забыли там уделять друг другу внимание. Ну, а семьи-то молодые, им хочется там вместе провести время, порадоваться как-то, поласкать друг друга. А тут вдруг всё, ребенок — и… И привет, и времени нет. И он все время кричит, его надо все время там успокаивать, носить на руках, менять пеленки, кормить. И это такая школа терпения! А из этого и родится смирение. Вот если не произойдет так, если вот только я, вот только для себя, если вот семья для того, чтобы себе угодить, — то нет, всё порушится.
Мне еще один поворот здесь кажется очень важным. Николай Николаевич Лисовой, Царствие ему Небесное, он мне как-то сказал, ну, собственно, в программе, что смирение ведь через «ять» писалось до революции, и это было однокоренное слово со словом «мера». То есть смирение — это знание своей меры. Ну, я понимаю, что это такой вопрос, может быть, лобовой, на который сложно ответить положительно, но все-таки вот насколько вы свою меру знаете? Ее приходится узнавать. Приходится узнавать. Потому что, конечно, когда вот человек еще юный, он учится, то у него такой максимализм и, соответственно, планы, максимальные планы. Вот то там сделать, это сделать. А потом ты проходишь… Но как правило, после 40 лет уже происходит это. И ты… Смиряешься поневоле, или что?
Уже поневоле должен понять, что ты уже не сможешь стать, ну, допустим, ученым. Ну вот, скажем, защитил я кандидатскую диссертацию, а когда взялся за докторскую, то уже сил не хватило просто-напросто. А тяжело вы расставались с этой идеей, допустим, защиты докторской? Вы как-то переживали по этому поводу? Ну как… Нет, для меня это не было основной целью. То есть я писал очень много на другие темы, и больше вырисовалось как бы направление такое вот литературное, ну, духовной направленности, конечно, то есть не сугубо научное, где вот ты сидишь с такими чрезвычайно учеными книгами, изыскания всякие делаешь. Но и здесь ты прекрасно понимаешь уже, что… вот, ты видишь, допустим, Достоевского, ты видишь даже современных каких-то авторов, которые пишут лучше… Вот так смотришь, да? И начинаешь понимать, что вот Господь тебе дал свою меру, и не нужно здесь перепрыгивать через себя. Ну, раньше-то, конечно, из-за этого и гробил свое здоровье, что сидел там и в ночь, специально. Ну, допустим, если знал, что завтра у меня там ряд каких-то дел, которые — туда поехать, туда поехать… То есть специально перед этим работаешь в ночь, чтобы максимально как бы за два дня литературно поработать, что-то написать, что-то там проштудировать, а потом уже с мутной головой следующий день ездишь, решаешь какие-то вот там хозяйственные дела, то сейчас уже начинаешь понимать, что, вот, какую-то Господь дал тебе меру — и не нужно перепрыгивать, иначе просто всё переломаешь.
То есть, эта мера — она познается, и приходится ее познавать. ПРОЩЕНИЕ Ваше отношение к исповеди — не как человека, который исповедуется, а как человека, который исповедует, — оно сильно поменялось после опыта болезни? Я скажу так, что, конечно, болезнь — она приоткрывает… Но вы, наверное, ждете от меня, что я скажу, что стал я там мягче… Нет, у меня нет ожиданий. Понимаете, как раз, может быть, в чем-то даже наоборот. Неожиданный ответ. Очень интересно, да. Почему так? Потому что я-то как бы и раньше особо там старался людей не… как-то жестко не относиться. А потом вот, когда болезнь, то, вот… Понимаете, болезнь — это такой целый период, в котором ты многое переосмысливаешь, и внутри вот всё как-то перерождается, перегорает прежнее, что-то новое появляется. И потом вдруг видишь, что вот здесь я, конечно, был неправ, то, что люди, допустим, приходили, спрашивали на что-то позволение.
То есть как раз вот болезнь — она привела к тому, что я понял, что кое-где нужна строгость. Болезнь — она как бы обнажает голос совести. И совесть — она вот своей болью говорит, что вот здесь надо было так, чтобы люди не впадали потом в грехи из-за твоего попустительства. А получается, ты, как священник, попустил, они впали в грехи — и ты тоже к этому причастен. С такими вещами нельзя, конечно, играть. И ты вот в этой каше заварен и понимаешь, что где-то надо было просто больше строгости проявлять. Отче, а вот, вы говорили в интервью, что, когда вы оказались в Израиле, когда вам один священник сказал, что вот, вы человек хороший, но у вас есть грехи. И вот, если я правильно это услышал, там вот есть такая связка «грех — болезнь», да? Если мы принимаем логику, что болезни посылаются за грехи, вот, кармически, во-первых, мне кажется, мы, действительно, движемся в сторону кармы и судьбы, а не христианского отношения. А во-вторых, мы в этой логике никогда не объясним, почему негодяи не болеют.
То есть понятно, можно это списать на то, что Мои пути не ваши пути, говорит Господь. Но если Его пути не наши пути — мы не имеем права сделать этот вывод. Вот мне, скорее, опять же, что я у вас прочитал, тоже у вас, кажется намного более здесь мне близким и важным: болезнь как возможность увидеть грехи конкретному человеку. Но вот принять позицию «любая болезнь есть следствие грехов» — мне кажется, мы от Евангелия куда-то здесь уходим, нет? Ну, конечно, да, конечно. Ведь помните же, сказано, что не он согрешил и не родители его, что он таким родился, даже родители его не согрешили. Но чтобы дела Божии явились на нем, то есть, особый Божий промысел. Но скажу так, что… и вообще жизнь вся — она, понимаете, не подчиняется логически формальным законам, во многом. Потому что Господь Бог — это вот не электрический ток, который, когда там к оголенным проводам прикоснулся — и он тебя бьет. Неважно, хороший или плохой ты человек.
Прикоснулся — он тебя бьет, потому что такой закон. А Господь — Он есть Бог живой. И поэтому здесь все-таки совсем другие отношения. Бывает, что человек согрешит, а не заболеет, потому что Господь, вот, Он по-другому ведет такого человека. А бывает, он и не грешит, а наоборот, заболеет. Может быть, или уберегает его, или еще чего. То есть ни в коем случае нельзя бросаться фразами, тем более ставить по медицинским диагнозам такой духовный диагноз, что… ну, как, знаете, некоторые говорят, что вот, если кто обижается, значит, заболеет раком, если кто гневается, то у него или с печенью, желчь, значит, с желчными протоками что-то не то, и так далее. Ну, там с блудными страстями — я уж там не знаю. Что-то ужасное должно наступить, да. То есть нельзя — почему?
Потому что ты выступаешь тогда как такой судья, и очень примитивный судья. Очень примитивный судья, который вообще даже не соображает, что на самом деле и как. Но есть вот, действительно, что Господь, путем каких-то болезней кому-то дает некие вот подсказки. А я даже вопрос-то не задавал, а просто во мне жила такая вот мысль, именно вот внутри, что я умру. До этого позвонил вдруг один наш выпускник, священник, отец Александр, фамилию не буду говорить. И он вдруг говорит: «Отец Валерий, а с вами ничего не случилось? Вот, мне неожиданно сон был такой. Я вообще, — говорит, — в сны не верю, как вы понимаете, что мы, священники…» Обычное начало в таких случаях, да. Ну, священники, все-таки, к снам очень критично. Но, говорит, очень необычный, что я приезжаю в нашу семинарию, захожу в аудиторию — и вижу вас, подхожу поздороваться, и вдруг чувствую, что рука мертвенно холодная, и как вот такой запах смерти пошел, вот этого тления, когда уже почивший.
Ну, вот, я говорю, я заболел, то и то, диагноз. И… ну, он говорит: мы, конечно, молиться будем. И я вот с этой мыслью, что как бы смерть, приезжаю туда и там попадаю в один из монастырей. Он не священник, он монах, хотя игумен. То есть там такое бывает. Понимаю, да. И он неожиданно вдруг говорит… И я его не спрашиваю, вообще, в принципе не спрашиваю, просто вот ему там сказали, что я вот болею. А он говорит, что нет, не умрешь. Сейчас вот не умрешь. Ну, еще кое-чего говорил, не буду передавать.
Но говорит, так скажу, что вы, конечно, человек добрый, по-доброму к людям относитесь, но у вас есть грехи. И вот болезнь дана за грехи. И он так сказал, что эта болезнь — она поможет увидеть грехи и освобождаться от них. То есть вот здесь как бы ключевое. Ну, да, «потому что у вас есть грехи» — не ахти себе какой вывод, как будто бы вы не знали, что у вас есть грехи, да? Я знал, что они есть, но я не все их видел. А как раз в период всего вот этого испытания жизненного они стали проявляться как бы вот в картинах, в новом таком осмыслении, и пошло вот отторжение от них, вот в чем дело. Вот это было ключевым в данный период жизни. То есть пошло полное внутреннее отторжение и исповедь уже в новом таком ключе, чтобы освободиться от них, уже вообще не прикасаться к этому. Вопрос такой: а значит, есть и мнимая любовь?
Ох, да. А вот, мнимая любовь, это что такое? Да мнимая любовь — это вот то, во что мы все время вляпываемся по нашей жизни, когда мы думаем, что это вот любовь. Или кто-то вот там влюбился, и вот у него эмоции вспыхивают, и думает, что это любовь. И вроде бы он… мы же говорим: любовь — это жертвенность, собой там пожертвовать. А влюбленный тоже готов пожертвовать собой там ради любимого, пойти на смерть. Но дело все в том, что эта влюбленность — она не испытывается вот именно буднями. А любовь подлинная… Вот все-таки не буду давать определение словесное, пусть каждый вот сам нащупывает в своей жизни. Потому что наша жизнь — это есть путь к постижению любви, какая же она, чтобы изнутри ты понял, что же такое любовь. И вот с годами, если ты стараешься, то, может быть, и поймешь.
А может, и нет. То есть да, вот дети, допустим, они там где-то вот и ссорятся, и что-то там и против… А ты вот уже… не обида, ничего, а уже по-другому. Все равно они мои родные. Все равно люблю. Все равно вот для них, понимаете. То есть они, даже если что-то они и вспыльчиво ответят — нет, все равно. То есть любовь — это когда все-таки о себе забываешь — и о другом. И до конца. И уже молишься не столько о себе, сколько о другом. Но получается, жертвенность все равно?
В итоге все равно жертвенность. А вот один мой гость, священник, он сказал: «Жертвенность, радость, благодарность». Вот это ближе к вашему пониманию? Все-таки не только… вы же сами говорите: не только жертвенность. И благодарность, и радость. Но я добавлю, что жертвенность — не в смысле какого-то одномоментного поступка. Вот как бывает часто, героизм. Героизм — это поступок одного момента. А любовь — это все-таки подвиг будней, поднимаете. Подлинная любовь.
Когда немытые тарелки, неубранные пеленки, когда жена, допустим, не справляется. И вот в это время, вот — любишь или нет. И вот тут и определяется, есть ли у тебя любовь. То есть жертвенность — она в буднях определяется, буднями, а не каким-то одним моментом, что ты пошел, за кого-то там жизнь отдал. Да, это героизм, но подвиг любви, ежедневный, — он выше. И тут же и будет и радость, кстати. И на самом деле, я так вам скажу, что когда вот любовь, то всё взаимосвязано, чему посвящена передача, то есть, и терпение, и прощение, и вера, и надежда — всё здесь совмещается, в любви. Потому что такой человек — он всегда надеется, что любимый… любимый всегда с тобой будет или исправится. И в любом случае ты надеешься, что Господь ему подаст, подаст всё лучшее. Ты веришь в него.
Ты прощаешь. Ты не будешь обижаться. Ты терпишь. То есть любовь — это вот не что-то как бы одно, а это одно совмещает в тебе. Всё вместе. Как калейдоскоп таких добродетелей, сияющих. Рассуждая о тайне любви, вы говорите, что есть еще тайна утраты любви. И вот как раз когда ты не отодвигаешь себя, а себя ставишь на первое место. Но вот, смотрите, а ведь есть еще такая точка зрения, что… ну, когда вот нам говорят: вот милостыню творите — для себя, вы для себя это делаете.
Отец Валерий: Да, Вам спасибо огромное. Наталья Смирнова: Болезнь помогла осознать по-новому привычные вещи. Отец Валерий: После вот этого пережитого, конечно, ты видишь, что в жизни самое главное — это нужно всегда поступать по совести, то есть всегда хранить совесть чистой. Потому что, если кого-то или обманываешь, или что-то где-то пытаешься слукавить, это тут же, как такое пятно налагается, которое тебе мешает уже внутри. То есть после этой болезни появляется такое обостренное восприятие совести, так скажем. Отец Валерий: Вот я был, ну, настоящий атеист. Я помню свой подростковый возраст, когда кто-то говорил, что «я верю в Бога», а я говорил: «А я не верю в Бога. Ну, где он — Бог? Я Его не вижу, не чувствую, Его нигде нет. Как я могу в Него верить, да, если я с Ним никак не соприкасаюсь? То есть Его нет, и все тут». Семья была вся атеистическая, родители в Бога не верили, я в Бога не верил, сестра старшая не верила, и особо нигде я этого не встречал, потому что город Оренбург — простой такой советский город. Наталья Смирнова: Правда, несмотря на подростковый атеизм, храм тогда уже, в детстве, притягивал. Отец Валерий: Когда в деревню приезжали к бабушке, то там у нее иконы были. И как-то вот видел, что она молилась, и иногда по вечерам, помню, мы ходили по деревенской улице, подходили к храму. Вот что-то такое влекло туда, внутрь, и, когда заходили мы, понятно, что ни службы, ничего там не было, но все равно было такое ощущение, как будто соприкасаешься с какой-то тайной. Ты на пороге чего-то такого неизвестного, необычного, как бы сейчас сказали, сверхъестественного. Ну, бабушка предлагала нам креститься, а мы все отказались, все внуки, кто были. А потом наступил 1989 год, это же уже после Тысячелетия Крещения Руси, и каким-то, я не знаю, чудом что-то начало меняться в сознании. Наталья Смирнова: На всю жизнь в памяти сохранилось одно событие. Отец Валерий был тогда еще 5-летним ребенком. Отец Валерий: Вокруг никого верующих. У нас дома в комнате, там, на стене повесили календарик отрывной, где каждый день нужно отрывать по страничке, и мне очень нравилось это делать, но, чтобы отрывать листочки, нужно было подниматься на стол. Как сейчас помню, стол по уровню груди, то есть вначале надо на стул, потом на стол, подходишь, отрываешь. И вот я как-то… Вот мне 5 лет, поднимаюсь на стул, потом на стол. И я вот, знаете, ну, как-то посмотрел назад, а я стою на краю стола, и у меня сразу голова как закружилась, и я чувствую — сейчас падаю. И вдруг вот это… это было единственный раз в жизни, один раз, что как будто кто-то берет на руки и очень мягко сажает на пол. Но не ощущение рук, а какое-то необыкновенное тепло, и внутри тоже состояние какой-то радости особой. Вот это чувство потом как раз при крещении было, то есть как вот такое действие благодати. То ли Ангел Хранитель, не знаю, но один раз такое было, и оно запомнилось на всю жизнь. Наталья Смирнова: Он сам уже не вспомнит, почему решил креститься, и было ли это самостоятельным решением. Крещение решили принять его родные: старшая родная сестра, двоюродная и ее муж, Валерию Духанину было тогда 13. Отец Валерий: И вот батюшка начинает чинопоследование. Что вот интересно: произносит очень невнятно, слова молитв непонятны, ни одного обряда понять не могу, но при этом вдруг возникает внутри четкое ощущение присутствия Божия. Это очень трудно передать словами, но это, как некая очевидность, когда Господь тебе является. И было такое ощущение, как будто изнутри тебя всю грязь взяли, выкинули, и внутри засиял свет, и радостно стало. Вот просто какая-то удивительная радость такая, так, что я даже стоял, улыбался, но именно по-хорошему улыбался, радовался, что такая неожиданная произошла встреча. И во время крещения я уже почувствовал себя точно верующим человеком. И для меня, если до этого было неочевидно, да, то в момент крещения стало очевидно, что Бог действительно есть, что Бог — это Любовь, и Он тебя принимает в Свои объятия. Наталья Смирнова: Вскоре после крещения он заявил родителям, что хочет быть священником. Папа с мамой были категорически против. В храме на его предложение о помощи смотрели косо. Отец Валерий: Родители были против. И они говорят: «Да зачем тебе это надо? Что ты, там, вообще хочешь, да? Для чего ты ходишь в храм? Ты лучше, там, поспи, отдохни. Лучше поехали, там, на дачу». Мои родители так рассуждали, что, ну, ладно, пусть он пойдет в алтарь, там посмотрит, как что происходит, и быстро это все… Наталья Смирнова: Вернется. Отец Валерий: Да, быстро вернется, все это ему не понравится, расхочет. А у меня уже внутри было такое стремление. Потом я захотел как-то, ну, поближе быть к алтарю. Там, везде отправляли меня, что «нам не надо». Где-то заходишь — там бабушки на тебя подозрительно смотрят. Там одни бабушки собираются, а тут какой-то подросток пришел. Чего он тут хочет? Наталья Смирнова: Но эти серьезные испытания юного подростка не испугали. Он уже вступил на этот новый духовный путь, уже тогда подростком понял — ему нужно менять свою жизнь не только внешне, но и внутренне, а это значит — о много придется забыть, от много отказаться. Наталья Смирнова: Да? Наталья Смирнова: Интересно. Отец Валерий: Попробуйте. Некоторые прямо на руку садятся. Наталья Смирнова: Фактически стать священником отец Валерий Духанин решил в 14 лет, но до принятия священного сана оставались еще долгие годы. Отец Валерий: Дело в том, что я долго избегал принятия священного сана. Вот как-то сторонился, ну, по разным причинам, и посвящал себя в основном написанию книг духовных, духовно-просветительской деятельности.
Почему все сложилось именно так? Было ли это искушение, присущее живой деятельности, или же сама их деятельность стала для них искушением? Я не знаю. Писательская деятельность С 2004 года активно публикуется в православных изданиях. Большинство его статей посвящены жизни людей в сложном современном мире. Кроме того, Валерий Духанин является автором многих популярных книг о православии: «Скрытый мир православия»; «Защити нас, Господи, от суеверий, оккультизма и коррупции». Книга Валерия Дуканина «Сокровенный мир православия». Произведения Валерия Душанина помогают многим современным людям обрести веру, найти себя и свое место в этом мире. Научить православных христиан, как встать на правильный путь и победить в борьбе со страстями. Но это звучит несколько богословски, отец Валерий. Как вы можете радоваться, если вы испытываете физическую боль, если вы подавлены, если вы внутренне опустошены? Когда вы не можете поднять себя, радоваться нечему. Я терял способность читать, писать, хотя я был очень привязан к книгам. Внезапно я обнаружил, что не могу читать больше полутора страниц в день. Все, что оставалось, — это молитва. Когда вы наполняете ею свои страдания, они тоже обретают смысл, и тогда Господь вдруг дарует вам свет. Затем приходит радость, но в новом качестве: радость внутреннего освобождения. Но впереди еще долгий путь. После операции мне было практически невозможно общаться. Но я была морально истощена. Вы поговорили немного, и у вас закончились силы. Раньше я исповедовался кому-то, давал какие-то советы. После операции вся моя прежняя жизнь оборвалась. Возможно, эта операция даже стала днем нового рождения. Человек также приходит в этот мир с болью: он плачет и только потом учится улыбаться и быть счастливым. После операции все изменилось. Мне пришлось уйти из семинарии, а я был проректором по учебной работе, от меня многое зависело. У меня также было много пасторской работы….. Но у меня больше не было сил. По какой-то причине люди, когда видят человека с онкологическим заболеванием, показывают на него пальцем. Возможно, именно так раньше смотрели на прокаженных. Они испытывают сострадание и не думают о том, что каждый человек умрет. Трагедия не в том, что человек неизлечим, а в том, что «иногда они умирают внезапно». Из врачей, которые меня лечили, некоторые уже умерли, хотя не страдали никаким раком. Все они заканчиваются одинаково. И болезнь — это как раз возможность понять, что мы живем не ради разрушенного мира. Но что делать, если человек лишает себя жизни, как это сделал отец Андрей Немыкин? Или, скажем, в Бердисеке мать убивает своего сына с церебральным параличом и сама кончает жизнь самоубийством. Означает ли это, что тест не соответствовал поставленной задаче? Но если вы не вырвете свою руку из Божьей руки, Господь пронесет вас через все. Да, иногда люди получают такие испытания, когда кажется, что все безнадежно. Но этот момент — самый драгоценный. В конце концов, даже Спаситель прошел через это. Таким образом Христос показывает, что наша безнадежность также понятна Ему. И это дано нам не просто так. Даже в такой безнадежности человек все еще хочет принять Бога? Или нам нужен только Его комфорт? Именно здесь и проявляется самоопределение человека. И после этого Господь являет Свои чудеса. Почему молитвы и праведной жизни недостаточно для Бога? Это просто для каждого свое. Самые тяжелые испытания — нравственные. Например, вы не больны, но кто-то вас предал. Внешние болезни более заметны для окружающих, поэтому вы говорите о них. Но перед Богом важно то, что человек чувствует внутри. Но что же нам тогда делать? Но мы отдали его судьбу в руки Бога. Если он пережил нервный срыв, то поступок может быть мотивирован так, как мы не можем понять своим грешным умом. У каждого человека есть свой внутренний мир, и все находится только в масштабах Бога. Мы не имеем права требовать от другого, чтобы он был идеалом христианской жизни, потому что мы сами постоянно грешим. Разве это не осуждение? Возможно, они хотели показать, что не оправдывают этот поступок среди духовенства….. Чисто по-дружески не было бы ничего плохого в том, чтобы почтить память. Но у священников нет никаких обязательств. Если епархиальное руководство вдруг решило сделать это, то оно должно было подчиниться приказу. И очень важно видеть, как ваш любимый человек отправляется в свой последний путь. Например, человек занимался бизнесом, вел различные проекты, а потом вдруг выяснилось, что он не рассчитал свои возможности, и все начало рушиться. Оказалось, что он подверг опасности своих близких, и если дело дойдет до суда, их также заставят выплатить некоторую сумму денег. Тогда человек впал в отчаяние и решил раскинуть руки: «Ну, просто откажитесь от жизни, если все так плохо». Однако эта ситуация обманчива. В действительности проблема существует в сознании. Еще ничего не произошло, никто не подал на него в суд, но он уже заболел просто потому, что не выполнил свой контракт. В таких ситуациях человек увязает, как в раковине. И это нужно сломать, показать, что мир гораздо шире, что Господь через эти падения дает путь к чему-то лучшему. И тогда человек либо совершает необдуманный поступок, либо уповает на Бога. Он делает первый шаг, казалось бы, в пустоту, но Господь держит его за руку. Как бы вы ответили? В Евангелии от Марка есть притча о сеянии и всходах. Сначала появляется зелень, затем колос, затем семена. И как только наступает время жатвы, серп немедленно пускается в ход. Бог ожидает, что в какой-то момент своей жизни человек максимально реализует свой потенциал. И если это происходит, Бог забирает его. И после этого душа будет открыта в вечности. Я понимаю, что это трудно объяснить в человеческих терминах…. Мне будет 45, ей 75, и она сказала: «Как будто она еще не жива!
Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Валерий Духанин
священник валерий духанин - Самое интересное в блогах | Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин. |
Беседы с батюшкой. Священник Валерий Духанин 29 ноября 2022 - YouTube | Один из духовных чад архимандрита Илии, священник Валерий Духанин, делится воспоминаниями о своем духовном отце. |
Довериться Богу. Священник Валерий Духанин
Беседы с батюшкой. Священник Валерий Духанин 29 ноября 2022 | Публикации автора: священник Валерий Духанин. Константинополь, Константинополь зачем же ты так поступил? |
«Путь к священству». Священник Валерий Духанин | Беседуем со священником Валерием Духаниным, автором книги «Оккультизм, суеверия, порча. Низложенный священник Беляев записал видеообращение к патриарху Кириллу. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. |
Оренбургская епархия РПЦ | Ряженым раскольникам отдает ряженая киевская власть", – так автор телеграм-канала Священник Валерий Духанин прокомментировал религиозный конфликт на Украине. |
Валерий Духанин: «Истинного старца узнают по любви»
Большинство его статей посвящены жизни людей в сложном современном мире. Кроме того, Валерий Духанин является автором многих популярных книг о православии: «Скрытый мир православия»; «Защити нас, Господи, от суеверий, оккультизма и коррупции». Книга Валерия Дуканина «Сокровенный мир православия». Произведения Валерия Душанина помогают многим современным людям обрести веру, найти себя и свое место в этом мире. Научить православных христиан, как встать на правильный путь и победить в борьбе со страстями. Но это звучит несколько богословски, отец Валерий. Как вы можете радоваться, если вы испытываете физическую боль, если вы подавлены, если вы внутренне опустошены?
Когда вы не можете поднять себя, радоваться нечему. Я терял способность читать, писать, хотя я был очень привязан к книгам. Внезапно я обнаружил, что не могу читать больше полутора страниц в день. Все, что оставалось, — это молитва. Когда вы наполняете ею свои страдания, они тоже обретают смысл, и тогда Господь вдруг дарует вам свет. Затем приходит радость, но в новом качестве: радость внутреннего освобождения.
Но впереди еще долгий путь. После операции мне было практически невозможно общаться. Но я была морально истощена. Вы поговорили немного, и у вас закончились силы. Раньше я исповедовался кому-то, давал какие-то советы. После операции вся моя прежняя жизнь оборвалась.
Возможно, эта операция даже стала днем нового рождения. Человек также приходит в этот мир с болью: он плачет и только потом учится улыбаться и быть счастливым. После операции все изменилось. Мне пришлось уйти из семинарии, а я был проректором по учебной работе, от меня многое зависело. У меня также было много пасторской работы….. Но у меня больше не было сил.
По какой-то причине люди, когда видят человека с онкологическим заболеванием, показывают на него пальцем. Возможно, именно так раньше смотрели на прокаженных. Они испытывают сострадание и не думают о том, что каждый человек умрет. Трагедия не в том, что человек неизлечим, а в том, что «иногда они умирают внезапно». Из врачей, которые меня лечили, некоторые уже умерли, хотя не страдали никаким раком. Все они заканчиваются одинаково.
И болезнь — это как раз возможность понять, что мы живем не ради разрушенного мира. Но что делать, если человек лишает себя жизни, как это сделал отец Андрей Немыкин? Или, скажем, в Бердисеке мать убивает своего сына с церебральным параличом и сама кончает жизнь самоубийством. Означает ли это, что тест не соответствовал поставленной задаче? Но если вы не вырвете свою руку из Божьей руки, Господь пронесет вас через все. Да, иногда люди получают такие испытания, когда кажется, что все безнадежно.
Но этот момент — самый драгоценный. В конце концов, даже Спаситель прошел через это. Таким образом Христос показывает, что наша безнадежность также понятна Ему. И это дано нам не просто так. Даже в такой безнадежности человек все еще хочет принять Бога? Или нам нужен только Его комфорт?
Именно здесь и проявляется самоопределение человека. И после этого Господь являет Свои чудеса. Почему молитвы и праведной жизни недостаточно для Бога? Это просто для каждого свое. Самые тяжелые испытания — нравственные. Например, вы не больны, но кто-то вас предал.
Внешние болезни более заметны для окружающих, поэтому вы говорите о них. Но перед Богом важно то, что человек чувствует внутри. Но что же нам тогда делать? Но мы отдали его судьбу в руки Бога. Если он пережил нервный срыв, то поступок может быть мотивирован так, как мы не можем понять своим грешным умом. У каждого человека есть свой внутренний мир, и все находится только в масштабах Бога.
Мы не имеем права требовать от другого, чтобы он был идеалом христианской жизни, потому что мы сами постоянно грешим. Разве это не осуждение? Возможно, они хотели показать, что не оправдывают этот поступок среди духовенства….. Чисто по-дружески не было бы ничего плохого в том, чтобы почтить память. Но у священников нет никаких обязательств. Если епархиальное руководство вдруг решило сделать это, то оно должно было подчиниться приказу.
И очень важно видеть, как ваш любимый человек отправляется в свой последний путь. Например, человек занимался бизнесом, вел различные проекты, а потом вдруг выяснилось, что он не рассчитал свои возможности, и все начало рушиться. Оказалось, что он подверг опасности своих близких, и если дело дойдет до суда, их также заставят выплатить некоторую сумму денег. Тогда человек впал в отчаяние и решил раскинуть руки: «Ну, просто откажитесь от жизни, если все так плохо». Однако эта ситуация обманчива. В действительности проблема существует в сознании.
Еще ничего не произошло, никто не подал на него в суд, но он уже заболел просто потому, что не выполнил свой контракт. В таких ситуациях человек увязает, как в раковине. И это нужно сломать, показать, что мир гораздо шире, что Господь через эти падения дает путь к чему-то лучшему. И тогда человек либо совершает необдуманный поступок, либо уповает на Бога. Он делает первый шаг, казалось бы, в пустоту, но Господь держит его за руку. Как бы вы ответили?
В Евангелии от Марка есть притча о сеянии и всходах. Сначала появляется зелень, затем колос, затем семена. И как только наступает время жатвы, серп немедленно пускается в ход. Бог ожидает, что в какой-то момент своей жизни человек максимально реализует свой потенциал. И если это происходит, Бог забирает его. И после этого душа будет открыта в вечности.
Я понимаю, что это трудно объяснить в человеческих терминах…. Мне будет 45, ей 75, и она сказала: «Как будто она еще не жива! Сколько бы времени вы ни дали человеку, он не в состоянии его заработать. Четыреста лет или тысяча, как у прародителей в Бытие. Человек не предназначен для определенного количества лет, он предназначен для бессмертия. Любой срок не удовлетворит нас.
Она ответила: «Да, это так. Но сейчас это меня не радует, и я очень жалею, что в свое время одному молодому человеку сказала, что Бога нет, и что я могу обойтись без Него. Я очень хотела бы успеть покаяться». Так переосмыслила она ту вроде бы совершенно несостоятельную встречу отца Вадима она не узнала. Господь устроил так, что ей был дан последний шанс, и отец Вадим, сам того не ожидая и поначалу тоже не узнав ее, оказался в ее палате. Священник принял исповедь сразу же. Он, конечно же, не пересказывал ее покаянных слов, но, как вспоминал, она исповедовалась от самых глубин своего прозревшего сердца, слезы текли из глаз бывшей коммунистки, а сердце очищалось от застарелых грехов. Валентину Кронидовну причастили Святых Христовых Таин. И вот здесь произошло то, на что можно и не обратить внимания, вроде бы и ничего особого. Погода была пасмурная, собиралась гроза, всё померкло.
В палате хотели зашторить окно, но Валентина Кронидовна неожиданно сказала: «Откройте окно. Я вижу свет». Глаза ее были умиротворенно-радостные, она как будто что-то прозрела, а все мучившие ее до этого страхи исчезли, словно их никогда и не было. Человек, которому открылся Свет, и сам становится светлым.
Это как рождение на свет, воскрешение, после чего радость дня и свет солнца, счастье общения с близкими и драгоценная возможность служить Богу переживаются наиболее ярко. Здесь не царили ни ропот, ни ругань, ни жалобы или угрозы. Каков бы ни был больной, врачи и медсестры представляли собой пример исключительной жертвенности.
Каждый заботливо, мирно, спокойно вершил свое дело, словно это были не люди, а ангелы, поставленные Богом на то, чтобы заниматься одним единственным делом — спасать людей. Наблюдая происходящее, я так и пришел к этому удивительному выводу: вся реанимация наполнена ангелами. Смысл духовных прозрений не обязательно в том, чтобы ты непременно увидел ангелов, но в том, чтобы нечто ангельское ты увидел в людях, в тех, кто окружает тебя. Если кругом ты недовольно видишь одни грехи, недостатки, пороки, то кто же ты сам по своей внутренней сути? Каждый замечает то, что для него самого естественно. Если же в окружающих тебя людях ты прозреваешь доброе, чистое, ангельское, то, значит, Господь посетил тебя и не лишил Своей благодати. Впрочем, сам я на тот момент прозревал лишь собственную немощь и удивительную доброту, заботливость, сердечность сотрудников реанимации.
Одна пожилая врач, подойдя ко мне, с соучастием и состраданием произнесла: «Ты молись про себя. А когда сможешь, так и вслух молись. Молитв, слава Богу, много у нас. Молитва часто лучше всего помогает». И я молился.
Тезоименитство — 20 ноября Образование — Московская духовная семинария 1996 г. Профессиональная и общественная деятельность — Проректор Николо-Угрешской семинарии по учебной работе, редактор радио «Радонеж». В Николо-Угрешской семинарии — с 2003 г.
Сокровенный мир Православия Сегодня мы обрели относительный комфорт в нашей повседневной жизни, никто не запрещает ходить в храм и молиться. Но почему же для нас, современных христианин, задача духовного делания и воздержания стала такой сложной? Почему мы позволяем пространству интернета с его искушениями стать частью нашего внутреннего пространства?
По зову сердца. Иерей Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин. Мы поговорили об этом с клириком храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидатом богословия, писателем и публицистом иереем Валерием Духаниным. вы делаете те новости, которые происходят. Духанин Валерий Николаевич. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Священник-Валерий Духанин | ВКонтакте. В предсмертной записке он написал, что не может больше терпеть боль. В студии кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры иерей Валерий Духанин. Священник Валерий Духанин. В издательстве Сретенского монастыря вышла книга священника Валерия Духанина «Во что мы веруем».
Медсестра и битва за детей: история из жизни
Главное меню | Священник Валерий Духанин Воскресение. Похожие. Товары для взрослых. |
В Оренбургской духовной семинарии прошла встреча со священником Валерием Духаниным | Новости приходов. |
«Путь к священству». Священник Валерий Духанин
А он спокойно пояснил: «Кто с батюшкой вместе прошел, тот и прошел». Так, оторвавшись на каких-то несколько метров, я не смог попасть к самому любимому мной старцу. Но теперь решалась моя судьба. К старцу надо было попасть непременно. Уже и не помню, как это получилось где-то в моих старых дневниках это всё же записано. Помню, что преподобного Сергия я умолял позволить мне попасть к батюшке.
И преподобный Сергий позволил. У мощей прп. Сергия Радонежского Тихий лаврский вечер. Мы, семинаристы и несостоявшиеся вроде меня учащиеся, пришли к батюшке на исповедь. Он выглядывает из кельи, смотрит ласково и как-то не по-земному смиренно.
Такого смирения, как у отца Кирилла, я впоследствии ни у кого не встречал. По-доброму и немного удивленно он спрашивает: «Вы все ко мне? Мы заходим внутрь. Начинается общая исповедь. Голос батюшки поражает какой-то неземной тишиной.
В этом голосе — и скромность, и безмолвие сердца, и отсутствие земных страстей, и наполненность какой-то удивительной, еще непонятной мне жизнью. На отпусте батюшка смотрит на каждого из нас и произносит имена наших небесных покровителей. Но вот мы выходим в коридор и заходим к батюшке по одному. Это переживание рождалось всякий раз, когда я оказывался в келье отца Кирилла. Ты как будто окунаешься в море тепла и любви, непередаваемой доброты, но при этом и священного страха, благоговения, словно райская гармония из Небесных обителей пролилась светлым лучиком туда, где наш батюшка.
В тебе замирают страсти, а сердце открывается, не боясь рассказать самые сокровенные тайны. Каюсь от самого сердца. Каюсь, в частности, в том, что страдаю гордостью. Затем рассказываю про свою беду, про слова проректора. Отец Кирилл тихо, но как-то очень ласково и в то же время твердо говорит: «Всё будет хорошо.
Всё решится». Он произносит это так, как будто ничего вовсе и не случилось, как будто вопрос о моем поступлении в семинарию уже решен. Меня он благословляет учиться в семинарии. А после исповеди он подводит к столику и, посмотрев на меня еще раз, словно прозревая мою будущую жизнь, со словами «Эх, Валера, Валера…», вручает мне маленькую металлическую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Эту икону я пронес через всю свою жизнь.
Еще он сказал: «Надо было решительнее подходить. Надо проявлять решительность». Так он объясняет мою несостоявшуюся первую встречу. Признаюсь, во всей последующей жизни я так и страдал этим недостатком, вплоть до сего дня. Вскоре после исповеди у отца Кирилла совершилось первое чудо: меня зачислили в семинарию.
Как это совершилось? Что подвигло руководство принять такое решение? Для меня было очевидно одно — всё решила молитва и благословение батюшки. Еще об отце Кирилле У нас не было ни мобильных телефонов, ни интернет-связи. Но едва отец Кирилл появлялся в Лавре, как тут же все по цепочке сообщали друг другу эту радостную весть.
Тут же собирался народ — в алтаре, где батюшка появлялся, в его келье на молитвенное правило днем или на общую исповедь вечером или в особом отведенном помещении за проходной. И не было в Лавре и Московских духовных школах ни одного человека, который не прислушался бы к слову отца Кирилла. Помню, накануне праздника преподобного Сергия я попал к батюшке, как оказалось, вместе с приехавшими на праздник архиереями. Митрополиты, весьма почтенные владыки, тут же и я, ничего не значащий семинарист. Владыки настолько ценили его, что сами, словно низшие по сану, складывали ладони крестообразно и, склонив головы, просили у него благословения.
Но более всего меня удивило, что батюшка и мне радовался такой же искренней радостью, как и пришедшим архиереям. И таким любящим чистой, искренней любовью он был абсолютно ко всем. Мы не жалели его. Нам казалось, что раз он — старец, значит, всё снесет, вытерпит, вытянет. Шли и грузили его бесконечными бедами, переживаниями, заботами и печалями.
И он, действительно, сносил и терпел. Мы уходили с облегчением, со свободной душой и какой-то непередаваемой радостью. Не раз батюшка выручал в критической ситуации. А его здоровье стало сдавать. Монастырское руководство ограничивало доступ к нему всё строже и строже.
Это была естественная забота о жизни и здоровье старца, а мы осуждали руководство за «гонения на старца». Троице-Сергиева Лавра Наш мир весьма ограничен. И пространство и время имеют границы, которые весьма неудобны для нашей души, созданной ради вечного Неба. И вот эти границы неприятно заявляют о себе, когда мы только-только обрели старца, благодатного духовного отца. Не втиснутся в келью к батюшке 150 человек, и за сутки батюшка не выслушает всех жаждущих при всем своем желании.
Пространство и время не позволяют нам этого. Но когда отец Кирилл был в Лавре, все знали, что с нами духовный отец, старец и, значит, ради самого его присутствия Господь не оставит нас. Пока батюшка в Лавре, никто из нас не сирота, не беспризорник. В чем гений старчества отца Кирилла? Он всех нас объединял.
Потому что любил каждого так, как будто только этого человека и ждал. Ни разу я не слышал, чтобы он кого-либо осудил. О каждом он говорил что-то доброе, так что все обиды друг на друга прекращались. Для каждого находилось что-то свое, сердечно-теплое. И потому в присутствии отца Кирилла все разделения прекращались.
Много священников добрых, но эта наша доброта — человеческая. Много здравомыслящих, способных дать трезвый и взвешенный совет, но и это — во многом жизненный опыт. У отца Кирилла доброта, любовь, рассудительность были какими-то неземными, Божиими. Еще старцы и духовники И все же отец Кирилл не одинок. Дар любви, просиявший в нем изобильно, сиял и в других лаврских отцах.
Его никто не видел унывающим. О нем духовные чада с радостью говорили: «Где отец Виталий, там Пасха». К нему тянулись и студенты духовных школ, и прихожане Лавры. На протяжении многих лет он ежедневно произносил в лаврских храмах проповеди, ездил в Малинники за святой водой, которую привозил в больших емкостях, и эта вода предлагалась в братском Варваринском корпусе всем желающим. Был случай, когда отца Виталия назначили помощником эконома, и ввиду огромных нагрузок отец Кирилл благословил ему ходить на братский молебен только по понедельникам, средам и пятницам.
В первое же утро, когда батюшка готов был с благословения пропустить молебен, ему явился преподобный Сергий и укорил. С тех пор отец Виталий на протяжении десятилетий не пропустил ни одного братского молебна. Кстати, отошел он ко Господу как раз перед братским молебном. Двенадцать мерных ударов колокола оповестили лаврскую братию о почившем собрате, когда все собирались на молебен преподобному Сергию. Он отличался таким смирением, что, придя в монастырь, отказался от первой части своей фамилии, ее восстановили лишь после его кончины.
Его жизнь могла бы стать сюжетом художественного произведения, а в обители он старался держаться незаметно, словно последний монах. Жертвенность ему была присуща с юности. Так, в свои ранние годы, во время немецкой оккупации, он узнал, что сестру его хотят увести вместе со многими другими в Германию, и убедил немцев забрать его вместо сестры. Так и получилось. А когда в конце войны наших пленников освободили, то, как трудившийся на немецкой территории, встречен он был советской властью прохладно, отрабатывал год вместе с другими — восстанавливал порушенный Сталинград.
После этого ушел в обитель преподобного Сергия. Дважды под давлением властей был изгнан из монастыря, но и тогда неуклонно появлялся на лаврских службах. Тихим, смиренным словом утешал он тысячи людей. И еще писал удивительные духовные стихи. Архимандрит Илия Рейзмир Вот архимандрит Илия Рейзмир , верой и правдой служивший в патриарших покоях четырем патриархам.
Он совсем молодым приехал в Лавру, чтобы поступать в семинарию.
Я даже не ожидал, что смогу это вспомнить и пересказать. Я узнал об этом сам, прожив неделю в скиту и каждый день ходя на исповедь к священнику.
Я думала, что все закончилось, что я исписала всю тетрадь, но когда я пошла на исповедь, новые грехи снова всплыли на поверхность. Вы читаете ему все, а он так ласково улыбается и спрашивает с любовью и доверием: «Ты ничего не забыл? Он хочет освободиться от внутренней грязи, чтобы не потерять душевный покой, обретенный после стольких страданий.
Отец Борис знал, как заставить кающегося заглянуть глубоко в свое сердце. И радость после этого, после разрешительной молитвы, была такой, как будто человек родился заново. В моей жизни были контакты с хорошими психотерапевтами.
Но утешение, которое я получил от отца, было не человеческим, а божественным. По молитвам отца Бориса Сам Господь даровал человеку Свою всемогущую помощь. Действительно, в то время с отцом Борисом я почувствовал, что исповедь — это таинство.
Я часто направляю к отцу В. Фактически, отец В. Зачем направлять меня к отцу В.?
Потому что он один из тех редких священников, у которых есть время и энергия для каждого, кто приходит. В основном все заняты, все спешат. Он, как и любой другой пожилой человек, обладает той же детской радостью, теплотой, естественностью и необыкновенной внутренней активностью.
Он о себе, для себя — ничего, он весь в вас. Он смотрел на вас своим нежным, пронизывающим взглядом и тут же тихо говорил вам на ухо все, как есть, что вы допустили и чего не должны допускать. Он скажет вам так, что вместо обиды ваша душа вдруг почувствует свободу, и вы примете важное для жизни решение.
Он радуется вашим успехам, как своим собственным. Радостный тон его голоса придает вам сил. Для нас в духовном руководстве важны, конечно, не ясновидение или чудеса.
Хотя Господь обеспечивает и это, благодаря нашей слабости. Самое главное — это трезвый, здравый совет. Много раз слово отца В.
И даже когда я думал, что он не прав, потому что сила моего рассудка убеждала меня в том, что он не прав, время показало мне обратное. Ошибки стали результатом непослушания. Внешне можно сказать, что отец В.
Несколько операций, рак и т. Много раз я наблюдал поразительную истину: он вроде бы болен, но в то же время более радостен, чем здоровые люди, которые к нему приходят. Они, здоровые, приходят к нему с разбитым сердцем, а он, больной, но более радостный, чем они, внушает им ту же духовную радость, которой обладает сам.
Однажды к нему пришел мой друг Андрей со своей дочерью. Он приехал на своей дорогой машине. Как всегда, к о.
Он лечит всех. Он обращал внимание на всех. Разговор состоялся, но внутренне Андрей чувствовал легкое разочарование от того, что ничего особенного, просто какая-то встреча.
Он приготовился ехать обратно. Машина стояла на ручном тормозе, а из-за высокой цены автомобиля этот тормоз является электронной кнопкой. Он нажимает на кнопку, а ручной тормоз не отпускается — я не могу вести машину.
Проделал это в обоих случаях — не сработало. Я позвонил в дилерский центр. Опытные специалисты сказали: «Откройте там дверь и потяните за провода».
Я открыл его, потянул изо всех сил — ничего не вышло. Мне пришлось вызывать эвакуатор из Москвы, а до аббатства было далеко. Шел дождь, разразилась непогода.
Прождав долгое время, Андрей и его дочь снова пошли к священнику. Увидев их, отец В. Подождите немного, я сейчас вернусь».
Он надел епитрахиль, рясу, и пошел в свою маленькую комнату, где была только его кровать, стол и кругом иконы со святынями. Какие обряды он там совершил? Как он молился?
Но как только Эндрю и его дочь подошли к машине, машина завелась, кнопка сработала как ни в чем не бывало. Оставалось только отменить эвакуатор и отправиться домой. Православие — это не теория, это не философские рассуждения.
Православие — это опыт реальной связи с живым Богом. И это ответ на искреннюю молитву. Что привлекает нас к таким пасторам?
Почему наше сердце готово открыться и принять их слово, как сухая земля принимает росу, которую она ждала? Я задаю себе этот вопрос, и ответ очевиден. Не гламур ежедневных фотосессий, не американские улыбки на камеру с модно распахнутой дорогой рясой или бязью или даже галантным светским нарядом, не самодовольные споры в социальных сетях обо всем на свете, не психологические приемы и снисходительный взгляд высшего ученого.
Нет, не это. Что это такое? Жизнь простая, сердечная, внешне безыскусная, без излишних манер — но вся она прожита во Христе, вся она как живое Евангелие.
А сам пастырь — это живой образ живого Христа. И тихий ветер благодати Святого Духа. Эти пастухи были и остаются удивительными в своем образе жизни, и о каждом из них можно было бы написать книгу.
Они были решительны в своем служении, в своей работе, в своей преданности Богу и своим ближним. В их жизни присутствует полное самозабвение, простота и подлинность. И никакого нарциссизма или самолюбования.
Они подобны детям и поэтому находятся в Царстве Небесном больше, чем мы. И разве наша душа не стремится к тому, что является настоящим, подлинным? Именно это она находит в тех, о ком мы говорим.
Юношеские годы и молодость В возрасте 13 лет Валерий и его сестра были крещены. Он не мог объяснить себе, почему было принято такое решение. Во время таинства крещения молодой человек почувствовал перемену в своей душе.
Радость и легкость переполняли его. Больше не было никаких сомнений в существовании Бога. Духовное образование Всю свою молодость отец Валерий посвятил совершенствованию своего духовного образования.
Этапы: В 1992 году молодой человек становится пономарем и лектором в церкви Покровской Богоматери в своем родном городе. Позже он переехал в столицу. В 1996 году он окончил Московскую духовную семинарию.
К нему прилагалось послушание в церкви. В 2000 году он получил диплом Московской духовной академии МДА.
Видимо, сама эта безутешная боль, вот именно безутешная боль, она является важнейшим жизненным опытом человека. И душа его приобретает что-то такое, вот этого именно человека, его безутешная боль об утрате, что вот ну нам это трудно понять.
И он становится вот на какую-то ступеньку выше, чем те, которые вот не понесли этого, понимаете. То есть вот безутешная боль о невосполнимой утрате какой-то. То есть, видимо, это что-то такое для души просто вот... Ананьев — Говорят, у моряков есть поговорка: кто не тонул — тот не молился.
Митрофанова — Вы знаете, отец Валерий, я все-таки, поскольку у нас не так много времени остается, хочу вернуться к нашему вот основному стрежню разговора. Как в череде тех неожиданных испытаний, к которым мы не привыкли, мы забыли уже там про 90-е, кто-то их и вообще не застал, или благополучно прошел через это время — 90-е у всех были разные, да, там. Ну мы, например, едва выживали, я помню это время, в школе не было отопления. У кого-то, слава Богу, подобных испытаний ни было, да, у всех по-разному.
Но, смотрите, вот сейчас, когда для нас непривычные обстоятельства опять же. Есть в Евангелии заповедь, Господь Сам об этом говорит: не заботьтесь о завтрашнем дне, довольно для каждого дня совей заботы. Посмотрите на птиц небесных, посмотрите на лилии и так далее. Вот как совместить эту заповедь Христа, этот призыв не заботиться о завтрашнем дне...
Ананьев — И закрытые границы с Италией. Митрофанова — Да это ладно. Господи помилуй, есть люди, которые оказались действительно ну на грани выживания. У нас же огромное количество семей сейчас вынуждено обращаться за помощью в благотворительные фонды, например.
И там за продуктовой помощью, не только за там ребенку там новые ботиночки, а буквально вот, чтобы нам было что поесть завтра, да. Вот как совместить вот эту незаботу о завтрашнем дне с ответственностью за свою семью? Протоиерей Валерий — Трудно совместить. Потому что либо мы скатываемся вот в это переживание постоянное, в тревогу, даже так...
Митрофанова — Да, в тревогу. Протоиерей Валерий — В тревогу, которая изнутри тебя изъедает, как ржавчина изъедает металл, да, и все может в труху обратиться. Либо человек беспечно сидит и ни о чем не переживает. Ой, ну что тут сказать...
И прежде всего, вот слава Богу, что все-таки эти ну как бы скорби или что там, потрясения, они не настолько велики, как то, что было раньше. Просто все мы привыкли к комфорту в последние года. Привыкли, что храмы все открыты. Знаете, даже вот статистка, знаете, у нас вот после какого, 92-го года, по статистике каждый день по три храма открывается и освящается новых.
Ну есть какие-то восстановленные храмы. Просто, когда вот прошло около тридцати лет, да, то подсчитали, оказалось, что каждый день по три храма новых. И мы привыкли, что очень широким таким шагом идем вперед, и благосостояние государства тоже возросло. Притом все время мы были недовольны.
Если брать такой вот общегражданский настрой — мы все время недовольны, все время нам все не так. И вот Господь немножко так говорит: вот посмотрите, бывает и похуже, чем то, чем вы были недовольны. То есть иногда нужно нести какую-то утрату, чтобы ценить то, что есть и не осуждать никого. Не осуждать там ни правителей, ни начальников, а просто заметить свои собственные какие-то вот грехи, за которые это и подается все.
Вспомнить даже просто своих дедушек и бабушек. Вот мы вспоминаем же, стараемся сохранить в памяти Великую Отечественную войну, да, и как они жили. И просто понять, что они, да исторически всегда наши прадеды проходили намного более трудные условия жизни. Вот мои родители, мама, она говорит, когда в свое село вот они приехали, там все крыши домов были соломой покрыты.
Даже твердых крыш не было, понимаете. Летом ходили без обуви. Когда появляясь какая-то обувь, то по улице шли без обуви, а когда вот к школе подходили, то там уже одевали. Почему, потому что ну чтобы сберечь обувь, понимаете.
В колхозах не было зарплат, там какими-то трудоднями — галочки ставили, рассчитывались трудоднями, и потом, соответственно этому, выдавали там ну зерно там или еще чего-то. То есть совсем все другое. Но при этом люди вот действительно жили, вот как Бог даст, но и почему-то имели больше какой-то радости. То есть они не посадили себя вот в эти квартиры, окруженные там разными техническими средствами.
И когда тебе постоянно приток каких-то вот финансов, и ты можешь тратить на какие-то развлечения.
Отчего так легко отдаем ему в огромном количестве наш самый дорогой, наш единственный невосполнимый ресурс - время нашей жизни? Размышляет священник Валерий Духанин. Ведёт программу Николай Бульчук. Сокровенный мир Православия Человек на пути к Богу. О Боге, о Церкви, об обретении веры современным человеком продолжает размышлять отец Валерий Духанин.
Сокровенный мир Православия Как найти свой путь к Богу?
ИЕРЕЙ ВАЛЕРИЙ ДУХАНИН. ЛИЦА ЦЕРКВИ
Иерей Валерий Духанин — выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор книг о смысле и значении православной веры. Левая колонка. Фотография от Иерей Валерий Духанин. Мы поговорили об этом с клириком храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидатом богословия, писателем и публицистом иереем Валерием Духаниным. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. ЛАВРСКИЕ СТАРЦЫ. Новые чудеса преподобного Сергия. Священник Валерий Духанин. Духанин Валерий Николаевич. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Священник-Валерий Духанин | ВКонтакте. В предсмертной записке он написал, что не может больше терпеть боль. священником Валерием Духаниным.
Довериться Богу. Священник Валерий Духанин
Справка: Иерей Валерий Духанин род. Родился 28 мая 1976 года в Оренбурге в семье служащих. Окончил Московские духовные семинарию и академию. С 2003 года — проректор по учебной работе Николо-Угрешской семинарии, преподавал патрологию, апологетику и византологию. Автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры.
Беда лишь в том, что зачастую дотянуться до святой воды никакой возможности не было. Когда жизнь и смерть сходились в отчаянной схватке за младенца, медсестра вместе с врачом билась за жизнь малыша, предпринимая реанимационные действия, и ни одной лишней секунды не было. Однажды поступил крошечный мальчик в тяжелом состоянии. Сердцебиение прерывалась, внутри него все хлюпало. Тут же кинулись реанимировать его. Но мальчик был настолько плох, что все полагали — не выживет. Сотрудники отделения не скрыли своих опасений от родителей. Наша медсестра понимала, что мальчика надо срочно крестить. Но как это сделать? Действовать приходилось быстро. Она не могла отвлечься и выполняла одно за другим распоряжения врача. Врач говорит: «Поставь иглу в вену на голове». Она ставит, но игла не держится, прокалывает вену. Ищет другую, ставит, прокалывает. Сосуды оказались хрупкими. Отчаянно бились за жизнь ребенка дальше. Выполняя врачебные действия над малышом, она не могла пройти за святой водой всего несколько шагов. Улучив пару секунд, быстро схватила ампулу с разведенной глюкозой, расколола и крестила малыша жидкостью из этой ампулы. Произнесла, как учил духовник, крещальную формулу. И удивительно: ребенку тут же стало легче. Ребенок выжил. Еще сколько-то времени выживший человечек находился под присмотром. За ним наблюдали, подлечивали. Скоро он совсем окреп, и можно было передать его родителям. Так вышло, что выписывали его как раз в день дежурства нашей медсестры. Отдавая малыша родителям, она сказала: — Вы знаете, я крестила его с именем Сережа. Вам надо пойти с ним к батюшке, чтобы он дополнил чин Крещения, довершил, что я сама не могла исполнить. Папа сразу возмутился: — Мы хотели другое имя, я сам Сергей. Зато мама сияла от радости, она ведь знала, что ребенок едва был спасен: — Мы вам бесконечно благодарны, и мы согласны, конечно. Имя Сережа — прекрасное имя. Мы обязательно пойдем к батюшке. Их дальнейшую судьбу мы, к сожалению, не знаем. Это было время, когда Церковь еще не пользовалась особой свободой.
Валерий — Для меня всегда было внутренней задачей найти язык к людям, которые не воцерковлены. Потому что я сам уже рассказал, что крестился и такой непосредственный опыт встречи с Богом. Но как это донести до других? И постоянный поиск языка... Наша программа «СО-ВЫ», общение с молодежью, с теми, кто других мнений придерживается, оно внутренне оживляло и я непосредственно искал способы как-то донести это слово о Боге. Это была такая исключительная программа. Они еще есть в разных местах, конечно, но там ощущалось, что душа раскрывается, у всех, кто там собирался какая-то была общность, все становились очень искренними, открытыми, отзывчивыми друг к другу, даже те, кто не соглашался. Это атмосфера, которой не хватает в целом, когда ты с кем-то общаешься К. Мацан — Мне, тем не менее, хочется спросить вот о чем: то, что вы сейчас рассказываете, рисует картину такой, грубо говоря, отрицательной мотивации: вы внутренне не хотели двигаться в сторону священства, были какие-то подпорки, потом подпорки убрали и вроде делать нечего, придется рукополагаться. Я думаю, что это не так. Все-таки должна быть положительная мотивация: то есть, вы почувствовали, что что-то, какую-то цель в жизни, какое-то предназначение не достигаешь. Конкретно вы, может быть, не могли бы достигнуть, не будучи в сане. Может быть, какая-то лакуна оставалась, которую предстояло заполнить именно рукоположением, тем, чтобы стать священником о. Валерий — На самом деле именно так. Это сейчас уже сравнивая два периода жизни можно сказать, что в тот период жизни, даже когда ты максимально выкладываешься, проповедуешь, выступаешь, все равно внутри остается какой-то огромный сектор жизни, часть твоего сердца, которая не заполнена, чего-то не хватает. Вроде бы исповедуешься, причащаешься, при этом все равно до конца не реализуешь то, к чему ты от Бога предназначен. Тут же сталкивается страх с этим: что сейчас займешься не тем, если примешь священный сан. А почему так? Потому что ты еще сам и не знаешь на самом деле, что это такое будет. Был еще один предрассудок, наверное, потому что мне казалось, что священником должен становиться человек, который прошел хорошее духовное руководство, он был в послушании у какого-то хорошего духовника и поэтому, имея непосредственный опыт духовничества, он может сам быть хорошим духовником для других, а у меня то так, то сяк было, всякие ошибки, преткновения. На начальном этапе доверие совсем не тем лицам, которые были тоже мистически увлеченные где-то. А по сути, это были люди в прелести, в обольщении. И когда ты путаешься поначалу — потом все это оставляет определенный отпечаток и думаешь, что он будет тебе мешать, хотя на самом деле получилось наоборот: когда ты становишься священником и, имея тот отрицательный опыт, ты видишь, что начинаешь понимать людей, они все идут с ошибками и ни у кого нет гладкого пути. И ты видишь, что нет идеального христианина, но каждый, кто приходит, слава Богу, он идет, хоть претыкаясь, но идет и в очах Божиих он драгоценен. Вспоминаешь свой собственный путь и начинаешь уже ценить этого человека, потому что у него тоже свой путь, по которому его ведет Господь. То есть, говорю, что были разные страхи и предрассудки, но при этом все равно внутренний зов оставался, а где-то было даже и огорчение, что этого может быть, нет, но я старался не рассуждать особо на эти темы. Какая-то часть сердца оставалась не заполненной. Когда не диакон, а именно рукоположен во священники — вот здесь уже ощутилась эта полнота и цельность: полнота, как наполненность твоей души тем, чем и должен был наполнить. И цельность в том смысле, что ты уже не разделяешься, то есть — да, я перестал на радио «Радонеж» бегать с микрофоном за всеми и записывать. Дали возможность вообще проповедовать на радио, то есть, ты не исчез из медиа пространства, но остался и появился там уже в новом качестве. То есть, Господь тебя ведет, дает тебе то, что именно для тебя более естественно. Потому что есть прекрасные журналисты, которые именно на своем месте, они исполняют дело Божие, вот как вы сегодня и всегда исполняете К. Мацан Отец Валерий, у нас с вами была, по-моему, такая частная беседа, и вы сказали, что после рукоположения, когда вы уже стали священником, стали исповедовать людей и люди к вам стали обращаться с вопросами именно как к пастырю, вас в каком-то смысле удивило, что иногда внутренние ответы приходят как бы не от вас, как будто Бог дает вам ответ, который можно человеку сейчас дать. Возникает такое чувство, как я это тогда услышал, что священник, он не один, Господь не поручил ему служение и оставил при этом на произвол судьбы, Господь рядом все время с этим священником, его ведет. Я эту мысль вашу, как я ее воспринял, нередко в беседах со священниками пересказываю, возвращаюсь, что такой опыт. И нередко получаю реакцию, видимо, на мой пересказ, что это очень опасно. Очень опасно считать сейчас себя здесь священнику неким проводником слова Божьего, что мне пришла мысль: это от Бога, я сейчас человеку ее скажу. Вы с этой опасностью сталкиваетесь? Валерий — Священник, он всегда проводник Божьей благодати, но не за счет своих личных качеств, своего достоинства, а за счет самого священного сана. И даже я знаю некоторых близких священников, которые тоже давали совет людям, а потом те неожиданно приходили и говорили: батюшка, мы вас благодарим. А эти священники уже и не помнят, что они там им говорили. То есть, это тоже помимо нас как-то совершается. Другое дело, что если мы специально на себе внимание сосредотачиваем и говорим: я — это проводник Божиих откровений, то понятно, что здесь уже самообольщение полностью процвело. Мы же говорим в простоте, в искренней беседе, мы не выстраиваем ее в какое-то мировоззрение, в схему. Даже более того: поначалу Господь специально показывает тебе твою недостаточность. Допустим, я, когда только-только рукоположился и исповедь, а тут идет человек, который говорит: я жену свою оставил, живу уже с другой, это точно мое, я уверен в этом. А ты не знаешь, что ему сказать, это первая исповедь. Или представьте, кто-то приходит к тебе и признается в уголовном преступлении К. Лаврентьева — Это очень сложно о. Валерий — Причем в таком уголовном преступлении, где другой человек лишился жизни, понимаете? А ты только рукоположился, это вторая или третья исповедь. И тут твоя личная недостаточность очень быстро проявляется, ты не знаешь, что сказать. Чтобы тут шло какое-то откровение свыше... Ты понимаешь, что ничего себе — свыше К. Лаврентьева — А правда, что делать в такой ситуации, порекомендовать человеку обратиться в соответствующие инстанции с чистосердечным признанием? Валерий — Видимо, ситуации разные: если он сейчас это совершил и совесть у него болит, то, конечно надо, видимо, рекомендовать, чтобы он пошел и открыто признался, потому что это у него будет настоящим исповеданием. Как в древней церкви: в страшных грехах исповедовались открыто, каялись. И через это они становились опять чадами церкви, так и в этом случае, наверное, нужно бы. Но бывают ситуации разные, где человек отчасти невольно стал причиной. И он настолько кается, сколько времени уже прошло, что гнать его куда-то в полицию, и те скажут ему: что ты к нам пришел, через двадцать лет, нам не до тебя уже. Тут уже сама сила покаяния, человек становится выше каких-то внешних рамок. Рекомендуешь молитвенные правила, чтобы понес отчасти, но он и сам раскаивается во всем, тут уже очевидно. Но повторю, что особенно поначалу такое есть. Мы говорим о том, что мы не одни, потому что действительно Господь в каждом таинстве присутствует. Но так, чтобы ты был раздатчиком каких-то верных советов на все случаи жизни — это, наверное, все-таки не так, что к тебе приходят, что ни спросят, ты на все ответишь К. Лаврентьева -Отец Валерий, мне очень хочется задать вам вопрос, который обычно задает Костя на наших эфирах: вы образованный человек, закончили семинарию, академию, тут вы рукополагаетесь, и, наверное, может быть, в каких-то своих представлениях или тайных мечтах ждете, что люди будут спрашивать у вас какие-то содержательные умные вопросы. А люди, мы же слабы и немощны, приходят в основном с какими-то бытовыми вопросами и хорошо, если бытовыми — приходят очень часто с суеверными. Костя любит цитировать про то, как одна бабушка пришла к священнику и говорит: слушайте, у меня голова болит, можно мне ладан пожевать?
Большинство его статей посвящены жизни людей в сложном современном мире. Кроме того, Валерий Духанин является автором многих популярных книг о православии: «Скрытый мир православия»; «Защити нас, Господи, от суеверий, оккультизма и коррупции». Книга Валерия Дуканина «Сокровенный мир православия». Произведения Валерия Душанина помогают многим современным людям обрести веру, найти себя и свое место в этом мире. Научить православных христиан, как встать на правильный путь и победить в борьбе со страстями. Но это звучит несколько богословски, отец Валерий. Как вы можете радоваться, если вы испытываете физическую боль, если вы подавлены, если вы внутренне опустошены? Когда вы не можете поднять себя, радоваться нечему. Я терял способность читать, писать, хотя я был очень привязан к книгам. Внезапно я обнаружил, что не могу читать больше полутора страниц в день. Все, что оставалось, — это молитва. Когда вы наполняете ею свои страдания, они тоже обретают смысл, и тогда Господь вдруг дарует вам свет. Затем приходит радость, но в новом качестве: радость внутреннего освобождения. Но впереди еще долгий путь. После операции мне было практически невозможно общаться. Но я была морально истощена. Вы поговорили немного, и у вас закончились силы. Раньше я исповедовался кому-то, давал какие-то советы. После операции вся моя прежняя жизнь оборвалась. Возможно, эта операция даже стала днем нового рождения. Человек также приходит в этот мир с болью: он плачет и только потом учится улыбаться и быть счастливым. После операции все изменилось. Мне пришлось уйти из семинарии, а я был проректором по учебной работе, от меня многое зависело. У меня также было много пасторской работы….. Но у меня больше не было сил. По какой-то причине люди, когда видят человека с онкологическим заболеванием, показывают на него пальцем. Возможно, именно так раньше смотрели на прокаженных. Они испытывают сострадание и не думают о том, что каждый человек умрет. Трагедия не в том, что человек неизлечим, а в том, что «иногда они умирают внезапно». Из врачей, которые меня лечили, некоторые уже умерли, хотя не страдали никаким раком. Все они заканчиваются одинаково. И болезнь — это как раз возможность понять, что мы живем не ради разрушенного мира. Но что делать, если человек лишает себя жизни, как это сделал отец Андрей Немыкин? Или, скажем, в Бердисеке мать убивает своего сына с церебральным параличом и сама кончает жизнь самоубийством. Означает ли это, что тест не соответствовал поставленной задаче? Но если вы не вырвете свою руку из Божьей руки, Господь пронесет вас через все. Да, иногда люди получают такие испытания, когда кажется, что все безнадежно. Но этот момент — самый драгоценный. В конце концов, даже Спаситель прошел через это. Таким образом Христос показывает, что наша безнадежность также понятна Ему. И это дано нам не просто так. Даже в такой безнадежности человек все еще хочет принять Бога? Или нам нужен только Его комфорт? Именно здесь и проявляется самоопределение человека. И после этого Господь являет Свои чудеса. Почему молитвы и праведной жизни недостаточно для Бога? Это просто для каждого свое. Самые тяжелые испытания — нравственные. Например, вы не больны, но кто-то вас предал. Внешние болезни более заметны для окружающих, поэтому вы говорите о них. Но перед Богом важно то, что человек чувствует внутри. Но что же нам тогда делать? Но мы отдали его судьбу в руки Бога. Если он пережил нервный срыв, то поступок может быть мотивирован так, как мы не можем понять своим грешным умом. У каждого человека есть свой внутренний мир, и все находится только в масштабах Бога. Мы не имеем права требовать от другого, чтобы он был идеалом христианской жизни, потому что мы сами постоянно грешим. Разве это не осуждение? Возможно, они хотели показать, что не оправдывают этот поступок среди духовенства….. Чисто по-дружески не было бы ничего плохого в том, чтобы почтить память. Но у священников нет никаких обязательств. Если епархиальное руководство вдруг решило сделать это, то оно должно было подчиниться приказу. И очень важно видеть, как ваш любимый человек отправляется в свой последний путь. Например, человек занимался бизнесом, вел различные проекты, а потом вдруг выяснилось, что он не рассчитал свои возможности, и все начало рушиться. Оказалось, что он подверг опасности своих близких, и если дело дойдет до суда, их также заставят выплатить некоторую сумму денег. Тогда человек впал в отчаяние и решил раскинуть руки: «Ну, просто откажитесь от жизни, если все так плохо». Однако эта ситуация обманчива. В действительности проблема существует в сознании. Еще ничего не произошло, никто не подал на него в суд, но он уже заболел просто потому, что не выполнил свой контракт. В таких ситуациях человек увязает, как в раковине. И это нужно сломать, показать, что мир гораздо шире, что Господь через эти падения дает путь к чему-то лучшему. И тогда человек либо совершает необдуманный поступок, либо уповает на Бога. Он делает первый шаг, казалось бы, в пустоту, но Господь держит его за руку. Как бы вы ответили? В Евангелии от Марка есть притча о сеянии и всходах. Сначала появляется зелень, затем колос, затем семена. И как только наступает время жатвы, серп немедленно пускается в ход. Бог ожидает, что в какой-то момент своей жизни человек максимально реализует свой потенциал. И если это происходит, Бог забирает его. И после этого душа будет открыта в вечности. Я понимаю, что это трудно объяснить в человеческих терминах…. Мне будет 45, ей 75, и она сказала: «Как будто она еще не жива! Сколько бы времени вы ни дали человеку, он не в состоянии его заработать. Четыреста лет или тысяча, как у прародителей в Бытие. Человек не предназначен для определенного количества лет, он предназначен для бессмертия. Любой срок не удовлетворит нас.