В пять утра 26 октября 2002-го начался штурм Театрального центра на Дубровке. Из Театрального центра на Дубровке взрывотехники изъяли в общей сложности 30 взрывных устройств, 16 гранат Ф-1 и 89 самодельных ручных гранат. 23 октября 2002 года стал черным днем для России — вооруженные килограммами взрывчатки террористы захватили Театральный центр на Дубровке. Интерфакс: Руководитель думской фракции "Единая Россия" Владимир Васильев считает, что теракт в Crocus City Hall имеет некоторое сходство с тем, что произошло в театре на Дубровке в 2002 году, но российское общество сейчас другое.
Сергей и Галина Будницкие
- Что требовали террористы?
- «Мы идем умирать»: что произошло на Дубровке в «три черных дня» ровно 19 лет назад
- Сергей и Галина Будницкие
- Кто виноват в гибели людей в театральном центре на Дубровке -
- «Норд-Ост» задул в марте. Кто стоит за самым масштабным терактом последнего двадцатилетия
- Герои «Норд-Оста». Как переговорщики выводили людей из захваченного террористами театра на Дубровке
Театральный центр на Дубровке
Не стоит организовывать «увеселительные заведения на кладбище», сказала зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Теракт в «Крокус Сити Холле» произошёл вечером 22 марта. По последним данным, погибли 139 человек, 121 посетитель пострадал. Были задержаны 11 террористов, в том числе четверо непосредственных исполнителей.
У нас выбора не было. Нам нужно было кормить семьи, детей, нас запихнули в тот же зал, на ту же сцену и сказали играть. На годовщине я не был только один раз из-за гастролей, тогда, кажется, было 10 лет со дня трагедии. Сейчас туда уже мало кто ходит — только те, кто потерял детей, родных, близких. Но я чувствую, что мне это нужно. Все мы уже стали близкими друг другу людьми, встречаемся, обнимаемся. После мероприятия идем на Ваганьковское кладбище, навещаем погибших коллег.
Официально отмечать годовщину трагедии уже перестали. В прошлом году на месте трагедии не было ни траурных мероприятий, ни толп людей — только несколько человек подошли к мемориальной доске, оставив у нее цветы и игрушки. Естественно, вечно оплакивать одно и то же горе нельзя, да и вряд ли погибшим помогут наши слезы, признается артист.
Описание: Здание Театрального цента на Дубровке ранее именовалось как Дворец культуры Шарикоподшипникового завода.
Оно было построено предприятием "Главмосстрой" в 60-70-х годах прошлого века. Впоследствии, в 2001 г. Билеты на Дубровку дают приятную возможность попасть на интереснейшие спектакли и музыкальные постановки как отечественных, так и иностранных гастролирующих театральных коллективов. Вместе с тем, Театральный Центр на Дубровке готов предложить своим посетителям не только спектакли, но и концерты артистов эстрады мировой величины, причем востребованные зрителем и хорошо организованные.
Театральный центр на Дубровке до 2002-го года был вполне обычным концертным залом, здесь проходили эстрадные концерты, театральные представления и т.
Это была площадка первого российского мюзикла "Норд-Ост". Рядом построили храм Кирилла и Мефодия.
И локация понятна, и отрицательных эмоций не вызывает. О случившемся напоминает лишь мемориальная доска на углу здания. По официальным данным погибли 130 заложников, по неофициальным - 174 человека.
Традиционно в ДК располагались студии и кружки.
Театральный центр на Дубровке, что там сейчас
21 год прошел со дня трагической развязки потрясшего всю Россию захвата заложников в театральном центре на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост». Группа из 40 боевиков захватила заложников в здании Театрального центра на Дубровке (бывший Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода). Подпишитесь на канал 360: В Москве у Театрального центра на Дубровке прошёл митинг, посвящённый борьбе с терроризмом. Ирина Фадеева, заложница театрального центра на Дубровке: «Мы с ним были вместе в зале.
20 лет спустя. Бывшие заложники «Норд-Оста» о погибших близких и жизни после теракта
Свою лепту в спасение людей внесли и российские знаменитости. В отчаянии некоторые зрители «Норд-Оста» попытались притвориться гостями из-за рубежа, но план с треском провалился. В следующие два дня террористы позволили забрать часть заложников, в основном — женщин и детей. В переговорах тогда участвовали не только представители оборонных структур, но и артисты. Об их роли мы и решили вспомнить в 21-ю годовщину трагедии на Дубровке. Иосиф Кобзон Иосиф Давыдович несколько раз заходил в здание и вел переговоры с террористами Артист на долгие годы запомнил события тех дней. Экстренное сообщение о теракте передали по телевидению ночью, и Кобзон пришел в ужас: в центре Москвы вооруженные боевики удерживали в Театральном центре женщин и детей, зрителей спектакля «Норд-Ост». Я моментально вскочил.
Я не спрашивал разрешения и совета у своей любимой жены. Как сейчас помню, почему-то побрился, как обычно, оделся. И бросился туда... Иосиф Давыдович подчеркивал, что никакого героизма в его поступке не было, лишь сопричастность к беде соотечественников. Кроме того, Кобзон отмечал, что особого опыта общения с террористами, кроме переговоров Виктора Черномырдина с Шамилем Басаевым в Буденновске, не имелось, поэтому во многом приходилось импровизировать. Певец вошел в здание и увидел бандитов в масках, наставивших на него автоматы. Артист не растерялся и спросил, почему же они так испугались, что направили на него оружие.
В качестве доказательства, что сам Кобзон не был угрозой, вокалист распахнул пальто. Террорист, назвавшийся Абу-Бакаром, скомандовал смертникам опустить стволы. Певец еле уговорил заплаканную женщину оставить беременную соседку и спасти себя и детей Сперва Иосиф Давыдович напомнил преступникам, что он заслуженный артист Чечено-Ингушской ССР, а затем подметил, что вайнахи должны встать, когда к ним входит аксакал в Средней Азии и на Кавказе: старейшина, почтенный человек — прим. Потом певец заявил, что даже если террористы выполняют некое предназначение, воевать с женщинами и детьми они не должны, и попросил выдать хотя бы малышей. Боевики вывели трех девочек, а одна из них уткнулась в пальто Кобзона и прошептала, что там осталась ее мама. Артисту удалось уговорить Абу-Бакара выдать и женщину, мол, куда ребенок без родительницы. Исполнитель полагал, что Любовь Корнилова бросится к детям с рыданиями, но она начала требовать у террористов отпустить беременную подругу.
Еще одно СВУ — на балконе. Бомбы террористы изготовили из фугасных артиллерийских снарядов. Обложили тротилом и пластитом, а затем упаковали в металлические баллоны.
При подрыве осколки и ударная волна превратили бы зрительный зал в кровавое месиво. Привести в действие заряды должны были женщины-смертницы. Мы с ней глаза в глаза диалог вели.
Я спрашивала: "зачем вы пришли? У них были свои цели", — рассказала одна из заложниц "Норд-Оста" Виктория Кругликова. Виктория оказалась в заложниках вместе с дочерью, сестрой и племянником.
Сначала было просто страшно. А к концу третьих суток боялась уже только за детей. Стало совсем плохо, когда пятерых заложников расстреляли.
Начались истерики. Его потом расстреляли. Было несколько очередей в зал.
Человеку, который сидел на кресле прямо передо мной, пуля попала в глаз", — сказал Субботин. Ситуация казалась безвыходной. Здание было блокировано тремя сотнями бойцов спецназа, но штурм выглядел малореальным.
В случае подрыва бомб на месте театрального центра осталась бы груда обломков, рассказал в интервью "Известиям" ветеран Центра спецназначения ФСБ Станислав Станкевич. Сотрудники ФСБ прислали кальку, на которой было отображен подземный коллектор. Этот коллектор после разведки, как выяснилось, был расширен и подготовлен для выхода боевиков", — рассказал Станкевич.
Это были отлично подготовленные боевики. В том числе — из запрещенной в России террористической группировки "Аль-Каиды". Безжалостное отребье, головорезы.
Внимание журналистов после штурма привлекла бутылка коньяка рядом с телом Бараева, ее крупным планом показали в одном из сюжетов российских телеканалов. Вскоре появилось множество версий о том, откуда взялась эта бутылка: то ли главарь втайне от подручных употреблял алкоголь, чтобы снять стресс, то ли коньяк пили участники штурма, отмечая конец операции, то ли Бараеву подбросил спиртное журналист — прим. Когда мы только расселись и началось представление, я заметил позади нас не совсем трезвую женщину. Она сидела с бутылкой, явно была нацелена выпивать дальше и комментировать происходящее на сцене. Я еще подумал, что неприятно сидеть рядом с подвыпившей гражданкой. Уже потом, после захвата, одна из шахидок начала на нее орать: «Мы сейчас к Аллаху пойдем, а ты к нему пьяная придешь! Бутылку у женщины отняли, поставили у прохода.
Вскоре у одного из чеченцев оказалась окровавлена рука — то ли он о стекло порезался, то ли еще что. И они ему рану промывали этим коньяком. Почему-то бутылка всегда находились около них. Позже ее показали возле убитого Бараева, сказали, что ее поставил спецназ. Но, по-моему, она изначально где-то там и была. Вся движуха была внизу, а мы сидели на балконе. Мне тогда показалось, что он очень медленно двигается — словно в замедленной съемке поворачивает голову, поднимает руку.
Возможно, такое ощущение возникло потому, что мы все были на взводе. А может, на нем были какие-то датчики, позволявшие следить [за ситуацией в зале]. Еще удивило, что Рошаль очень уверенно и спокойно разговаривал с террористами. Если сначала они на него наезжали — дескать, ты кто вообще такой, — то после его слов «я в Чечне спас детей больше, чем вы за всю жизнь видели» отношение к нему изменилось на глазах. Рошаль тогда очень понравился своим поведением. А больше никого [из известных людей] я там не видел. Начало штурма я не запомнил, на третий день люди уже мало что соображали.
Спать ведь толком не получалось, все сидели на нервах, и немножко расслабились только когда нам сообщили, что скоро начнутся переговоры и все будет хорошо. Наконец-то дали достаточно воды, да и чеченцы как-то расслабились. Так что, не думая ни о каком штурме, я заснул. Проснулся от того, что было тяжело дышать, будто на лицо что-то надето. Это была кислородная маска. Считаю, штурм был правильным решением. Стоило ли его начать раньше?
Не знаю, я же не планирую такие операции. Наверное, им надо было хорошо подготовиться. Смысла договариваться не было: к тому времени в Чечне уже почти восстановился порядок или было близко к этому. А если бы вывели войска, началось бы все снова. Поэтому я думал, что проще пожертвовать нами и пойти на штурм. Единственное — считал, что шансов выжить не будет. Хотя если бы у меня кто-то погиб, наверное, я по-другому бы смотрел на это Сложно сказать, сколько я пробыл без сознания.
В первый раз проснулся, когда с меня снимали [кислородную] маску и как-то приводили в порядок. Я спросил: «Был штурм? Когда уже окончательно очнулся в реанимации, у меня спросили возраст. В ответ я уточнил у них дату: «Смотря сколько я у вас здесь пролежал». Помню, медперсонал еще сильно удивился. Я же пытался выяснить, мне 21 год или уже 22. В общем, проснулся я 27-го.
Наверное, сутки пролежал без сознания. Общаться непросто. Например, в большой компании я слышу только того, кто сидит рядом. Сложно распознать текст на фоне музыки. В интимной обстановке, когда говорят тихо, тоже не особо слышу. Плюс очень тяжело общаться на английском, хотя мне это нужно по работе, — проблемы с распознаванием речи на иностранном языке. Ничего, как-то живу.
Прошу собеседника говорить погромче или перейти на письменное общение. После «Норд-Оста» всем выдали компенсацию. Еще мне дали инвалидность третьей группы. Это копеечная надбавка, но важнее бесплатный проезд в общественном транспорте. Еще и в музеи можно ходить без денег. Реабилитация прошла у меня нормально. Был на последнем курсе института.
На сессии, помнится, мне автоматом поставили одни пятерки, хотя я и так неплохо учился. Потом защитил диплом. Единственное — не окончил военную кафедру, понял, что с таким слухом никакую комиссию я не пройду. Так что в военном билете у меня — ограниченно годен, рядовой и не служивший. После вуза работал программистом в нескольких конторах. Да и сейчас тружусь по этой специальности в западной компании, пишу код. Был женат, потом развелся, сейчас вновь живу с девушкой.
Вот такая моя жизнь. В декабре 2002 года я написал воспоминания [о событиях в Театральном центре на Дубровке]. Долго лежал в больнице, делать было особо нечего, а люди часто спрашивали одно и то же. Чтобы не отвечать постоянно на одинаковые вопросы, я решил собрать все свои мысли в одном месте. Компьютера в больнице не было, писал от руки. Отзывов было очень много, я такого даже не ожидал. Воспоминаниями заинтересовались иностранные журналисты, японцы сняли фильм.
Писатель Эдуард Тополь в своей книжке «Роман о любви и терроре, или Двое в "Норд-Осте"» описывал пары людей, которые туда пошли. Там фигурирую и я. Правда, он чуть романтизировал всю историю, добавил любовную линию, которой не было. Спрашивали, нормально ли я себя чувствую, не снится ли мне что-либо этакое. Думаю, никаких психотравм у меня не было. Слух плохой — это да, напрягает. А «Норд-Ост» уже особо и не вспоминается.
Обращались ко мне и те, кто побывал в заложниках. Однажды мы, несколько бывших заложников и их знакомые, собрались в баре, общались. Одно время ходил на разные мероприятия, потом перестал. Памятные организации были сильно политизированы. Например, с той самой девушкой, с которой мы были в «Норд-Осте», отправились на концерт памяти. И тут по рядам пустили подписать какую-то бумажку. Все подписывали, не глядя.
Считаем его заложником режима... Я подписывать не стал, а девушка написала на листке: «Стыдно использовать заложников для своих политических целей». Затем и другие начали возмущаться, в итоге дело как-то замяли. После этого общаться [с организациями] я перестал. Фото: Getty Images С тех пор я был на «Норд-Осте» раза три: как-то пригласили журналисты, один билет подарили власти Москвы , потом и родители попросили с ними сходить. В общем, выучил мюзикл наизусть. Как-то проходил мимо здания на Дубровке.
Все было нормально, ничего не дрогнуло. Было время, когда по ночам люди дежурили в своих подъездах и, войдя в вагон метро, искали глазами женщину в черном. В общественных местах постоянно присутствовало чувство опасности. Сейчас возвращается что-то похожее. На выходных я предложил знакомому погулять в торговом центре. Он ответил: «Да ну на фиг». На сцене танцевали актеры, которые тоже были в форме, но только времен Великой Отечественной войны.
Вышедшие на сцену люди в камуфляже стали пинками сгонять с нее актера, который играл Валерия Чкалова : он такой крупный был, в белом костюме.
RU для «чёрных» и «белых» промо-компаний, исключения грубости и некорректности, повышения информативности потока отзывов. Мы стараемся предоставить посетителям максимально качественную и достоверную информацию. Я ознакомлен а с Политикой конфиденциальности OSD. RU и добровольно предоставляю свои персональные данные, а также подтверждаю свое согласие на их хранение, обработку, использование и удаление.
18 лет назад чеченские боевики захватили «Норд-Ост». История жестокой трагедии России — в 20 фото
В настоящее время в помещении Театрального центра на Дубровке открыт Театр на Мельникова. более 800 человек. Театральный Центр на Дубровке (бывший ДК ГПЗ) – одна из лучших постановочных площадок Москвы.
К Театральному центру на Дубровке несут цветы и свечи
Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке. Что сейчас происходит у «Крокус Сити Холла». К зданию Театрального центра на Дубровке подъехали три микроавтобуса. Ирина Фадеева, заложница театрального центра на Дубровке: «Мы с ним были вместе в зале. Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор.