В Союзной Республике Югославия на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию прошли досрочные президентские выборы. Легендарный полковник Зенитно-ракетных войск ПВО Союзной Республики Югославии (СРЮ) Янко Алексич готовился выступить 30 августа в Доме Российского исторического общества (РИО) на круглом столе, приуроченном к годовщине военной агрессии альянса против Республики. Решением о проведении операции против Союзной Республики Югославия Североатлантический Альянс создал опасный прецедент, открыто проигнорировав позицию России и Совета безопасности ООН. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает крайнюю озабоченность кризисной ситуацией, сложившейся в Косово (Союзная Республика Югославия).
События в истории 27 апреля
Нападение НАТО на Союзную Республику Югославию 24 марта 1999 года – безусловно, одно из них. Жевадин Йованович, министр иностранных дел Союзной Республики Югославия в 1998–2000 годах: «Это была самая настоящая агрессия, ответственность за которую до сих пор никто не понес. Жевадин Йованович, министр иностранных дел Союзной Республики Югославия в 1998–2000 годах: «Это была самая настоящая агрессия, ответственность за которую до сих пор никто не понес. «Бульдозерная революция» в Союзной Республике Югославия стала цепью событий, которые завершились 5 октября 2000 года низложением Слободана Милошевича с поста президента страны.
Россия этого никогда не забудет. И действительно не простит. Никогда
Я отлично помню страх, который я ощутил в ночь, когда "Томагавк" угодил в теплостанцию в районе Новый Белград неподалеку от нашего дома. Взрыв меня разбудил, а свет от пожара был настолько сильным, что мне казалось, будто горит комната, в которой находились мы с братом. Стеван Гайич, житель Белграда По воспоминаниям бывшего военного Союзной Республики Деяна, натовские бомбардировщики били не только по военным объектам. Они бомбили здание Радио и Телевидения Сербии, там погибло несколько человек, они обстреляли пассажирский поезд, в котором находились люди, там тоже много погибло. Были постоянные попадания по мирному населению. Они убивали наших детей в домах. Никто за это никогда не отвечал", — говорит очевидец. Бомбили снова и снова, бомбили центр города.
Погибло много детей, свыше 90, но все мы запомнили маленькую Саню из Варварина, которая была лучшей по математике, и особенно маленькую Милицу Ракич — двухлетнего ребенка из Батайницы, который погиб в результате бомбардировок. Невинное дитя, ни в чем не виноватое. И это стало символом того страшного преступления, совершенного над Сербией и над нашим народом". Я перевозил детей к родителям жены, потом в район Мириево. Моему младшему сыну тогда было меньше одного года, он был совсем малыш. В первую ночь, когда начались бомбардировки, мать спрятала его в подвале и держала его там на морозильной камере. Но ребенок и в этом несознательном возрасте было настолько напуган, что следующие несколько лет, когда слышал звук самолета, убегал, прятался под стол или еще куда-то.
Он родился 28 июня 1998 года, ему было меньше года, когда все началось. Я каждую вторую или третью ночь, когда не был дежурным в правительстве, ночевал в своем доме в Батайнице один, а детей прятал по Белграду". Жертвы натовских бомбардировок Жертвами бомбардировок стали от 3,5 до 4 тысяч человек, около 10 тысяч человек получили ранения, две трети из них были гражданские лица. Материальный ущерб от бомбардировок оценивается от 30 до 100 миллиардов долларов. По данным Всемирной организации здравоохранения, из-за обедненного урана, который сбрасывали вместе с бомбами, в регионе выросло число онкологических заболеваний. Среди заболевших оказались также военные НАТО, принимавшие участие в операции. Заражение радиоактивными материалами в Косове было подтверждено ООН в марте 2002 года.
Именно агрессию, иначе бомбардировки территории Югославии назвать нельзя. Она унесла жизни свыше 2000 мирных граждан, более 7000 было ранено. Около 1 000 000 человек были вынуждены бежать в соседние страны. Весь цивилизованный мир содрогнулся от безумства действий натовской коалиции во главе с США. Прикрываясь необходимостью предотвращения гуманитарной катастрофы на Балканах, натовцы направили в регион около 1000 самолетов, которые совершили более 35 000 боевых вылетов. На Югославию было сброшено свыше 23 000 бомб и ракет, в том числе на крупные города: Белград, Приштина и другие», - сказал парламентарий. По словам Заварзина, в результате проведенной НАТО военно-воздушной операции Сербии был нанесен огромный материальный ущерб. Парламентарий особо отметил, что варварскому уничтожению в первую очередь подверглись объекты гражданской инфраструктуры - безжалостно уничтожались промышленные предприятия, школы, больницы, детские сады, мосты. В результате люди умирали от онкологии», - добавил он.
В каких-то республиках исповедовали православие, в других ислам, а в-третьих католичество, это порождало немало конфликтов. В 1970-ых был проведен ряд реформ. Их задачей было реконструировать нацию, и создать систему сдержек и противовесов. Дабы избежать распада страны. Однако реформы не дали результата. И уже в 1991-1992 из состава страны вышло 4 республики.
Бомбометание осуществлялось с больших высот до 12 тыс. На В-2А подвешивалось 16 управляемых авиабомб калибра 904 кг. Принуждение к капитуляции Заключительный период операции «Союзная сила» в связи с отсутствием значительного противодействия со стороны югославской ПВО боевое применение группировок СВН НАТО приняло форму нанесения систематических сосредоточенных групповых и одиночных ударов. Так Брюссель и Вашингтон продолжали принуждать руководство Югославии к выполнению требований НАТО и одновременно создавали благоприятные условия для вторжения сухопутных войск государств альянса в Косово, если Белград проявит неуступчивость. Атакам с воздуха подвергались и военные командные пункты, аэродромы, склады вооружения и ГСМ, группировки войск , и промышленным электростанции, заводы, предприятия, телевизионные станции объекты, а также по элементы инфраструктуры автомобильные и железнодорожные мосты, станции. В течение двух неполных месяцев боевых действий авиационная группировка альянса в районе конфликта была увеличена более чем в два раза с 289 боевых самолетов по состоянию на 24 марта 1999 года до 618 к концу мая , а количество стратегических бомбардировщиков на передовой авиабазе Фэрфорд Великобритания за тот же период возросло с 8 до 26. Каждые сутки осуществлялось от 100 до 500 самолето-вылетов боевой авиации НАТО, применялось 5—10 крылатых ракет. Интенсивность действий ОВВС альянса определялась не только поставленными задачами по уничтожению конкретных объектов, но и в значительной степени сложившимися метеорологическими условиями в районе боевых действий. Чтобы исключить возможность поражения самолетов ПЗРК и зенитных пулеметных установок ЗПУ , удары, как и на первом этапе операции, наносились в основном со средних и больших высот управляемыми авиабомбами с лазерной GBU-10,-12,-23,-24 и телевизионной УР «Мейверик» системами наведения. Крылатые ракеты применялись мелкими группами и одиночно по наиболее важным и заранее выявленным объектам, что объяснялось стремлением командования НАТО к сохранению необходимого боезапаса КР для длительного ведения боевых действий. И вновь проходили апробацию фактически находящиеся на этапе испытаний новые виды вооружения: СВЧ-боеприпасы для поражения электромагнитным импульсом радиоэлектронных средств РЭС пунктов управления войсками, узлов связи и РЛС ПВО, графитовые управляемые авиабомбы УАБ нового типа BLU-114B для вывода из строя систем электроснабжения и УАБ JDAM для поражения высокозащищенных целей, акустические и световые бомб для вывода из строя живой силы противника. Ударам подверглись 398 югославских объектов — 194 военных и 204 гражданских. Это объясняется, прежде всего, сложными метеорологическими условиями и рельефом местности, из-за чего часть самолетов с поставленными боевыми задачами не справлялась и возвращалась на авиабазы с неизрасходованным боекомплектом. Что касается потерь, то по официальным данным НАТО в ходе «Союзной силы» альянс потерял погибшими двух военнослужащих экипаж ударного вертолета АН-64, разбившегося в ходе учебно-тренировочного полета над территорией Албании. В целом военно-политические задачи операции «Решительная сила» образца 1999 года оказались выполнены — в скором будущем Югославия как государственное образование прекратила свое существование крупное многонациональное и многоконфессиональное образование было разрушено , а лидер страны Слободан Милошевич оказался в тюрьме и там же умер. Нынешняя Сербия , несмотря на временами дружескую риторику по отношению к Российской Федерации , осуществляет плавный дрейф в сторону ЕС. Поделиться: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Югославия – последние новости
Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности». Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10—15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры». Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям. Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5—5 тыс. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии. Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения.
При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс. Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом по югославским оценкам — приблизительно на 100 млрд. Например, воздушных боев было немного что объяснялось стремлением сербов сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса , и потери СРЮ в авиации были минимальными — 6 самолетов в воздушных боях и 22 — на аэродромах. Кроме того, Белград сообщил, что его армия лишилась только 13 танков. Впрочем, и натовские отчеты содержали гораздо более крупные, но отнюдь не впечатляющие цифры: 93 «успешных удара» по танкам, 153 — по БТР, 339 — по военному транспорту, 389 — по орудийным и минометным позициям. Однако эти данные были раскритикованы аналитиками из разведывательных и руководящих военных органов самого же альянса. А в неопубликованном докладе ВВС США вообще сообщалось, что подтвержденное число уничтоженных югославских подвижных целей составляло 14 танков, 18 БТР и 20 единиц артиллерии.
Кстати, в свою очередь, сербы, подводя итоги 78-дневного сопротивления, настаивали на следующих потерях НАТО: 61 самолет, семь вертолетов, 30 БЛА и 238 крылатых ракет. Союзники, естественно, опровергли эти цифры. Хотя, по мнению независимых экспертов, они весьма близки к истинным. БОМБИТЬ, А НЕ СРАЖАТЬСЯ Не ставя под сомнение порой действительно «экспериментальный» характер военных действий со стороны союзников, ведомых американцами, все же нельзя не согласиться с теми независимыми специалистами, которые констатируют допущенные НАТО серьезные ошибки, заключавшиеся в целом в недооценке уровня оперативно-стратегического и тактического мышления командиров и офицеров югославских вооруженных сил, глубоко проанализировавших манеру действий американцев в локальных конфликтах, прежде всего в войне 1990—1991 годах в зоне Персидского залива. Ведь не случайно командование альянса было вынуждено пересмотреть общий замысел ведения операции, сначала втянувшись в затяжной и чрезвычайно дорогостоящий военный конфликт, а затем вынеся на обсуждение вопрос о целесообразности проведения наземной фазы операции, что было изначально не запланировано. Действительно, в подготовительный период агрессии не отмечалось никаких масштабных перегруппировок наземных сил НАТО в прилегающих к Югославии государствах. К примеру, в Албании и Македонии были сосредоточены сухопутные силы общей численностью всего лишь 26 тыс.
Состоявшийся в мае в НАТО пересмотр общего замысла ведения операции и выдвижение идеи о срочной подготовке к наземной фазе боевых действий в очередной раз вызвали резкую критику со стороны влиятельных европейских членов альянса. Так, канцлер Германии Герхард Шредер решительно отверг предложение об отправке наземных войск союзников в Косово как ведущее в тупик. Франция также отвергла эту идею, но под тем предлогом, что у нее в тот период не было достаточного количества «свободных» формирований сухопутных войск. Да и американские законодатели выразили сомнение в эффективности данной затеи. По подсчетам бюджетного управления Конгресса США, к уже имеющей место ежемесячной сумме расходов на операцию в 1 млрд. Больше всего союзников, в первую очередь американцев, беспокоил вопрос о возможных потерях в случае наземных сражений с югославскими частями и соединениями. По оценкам американских специалистов, урон в военных действиях только в Косово мог бы составить от 400 до 1500 военнослужащих, которые скрыть от общественности уже не удалось бы.
Как, например, тщательно укрываемые данные о потерях, по оценкам, нескольких десятков натовских летчиков и спецназовцев, «консультировавших» югославских албанцев и участвовавших в спасении сбитых пилотов ОВВС НАТО. В результате Конгресс США проголосовал против рассмотрения резолюции, разрешающей американскому президенту как верховному главнокомандующему вооруженными силами применять сухопутные войска в ходе военной операции против Югославии. Так или иначе, но до наземных военных действий между союзниками и югославскими войсками дело не дошло. Однако командование НАТО с самого начала агрессии всячески стимулировало активность «Освободительной армии Косово», состоявшей из косовских албанцев и представителей албанских диаспор США и ряда стран Европы. Но формирования ОАК, оснащенные и подготовленные натовцами, в боях с сербскими пограничниками и регулярными частями ВС показали себя далеко не лучшим образом. По сообщениям ряда СМИ, наиболее крупная операция албанских боевиков против сербских войск в Косово, в которой принимали участие до 4 тыс. В этих условиях перед руководством НАТО оставался единственный путь разрешения самим им созданной проблемы: ударить по Югославии всей мощью своего потенциала.
Что оно и сделало, резко нарастив в последней декаде мая группировку своих ВВС до 1120 самолетов в том числе — 625 боевых и добавив к четырем несущим боевое дежурство в прилегающих к Югославии морях авианосцам еще два, а также пять носителей крылатых ракет и ряд других кораблей. Естественно, это сопровождалось беспрецедентной интенсивностью налетов на военные и гражданские объекты на югославской территории.
Действительно, армада в почти 1200 боевых самолетов впечатляет. Не упустили возможности «врезать этим славянам» даже Турция и Португалия: первая предоставила 4 самолета, а Лиссабон выделил три. СРЮ противопоставить было особо нечего — из-за экономических санкций и эмбарго на поставки вооружений не хватало запчастей и горючего, у большинства самолётов истекли ресурсы. ПВО располагали комплексами «Куб» и С-125 советского производства 1970-х годов, которые также были не в состоянии отразить массированный воздушный удар. Бомбардировки продолжались 78 суток, в течение которых авиация НАТО совершила 35 219 вылетов, было применено более 23 000 авиабомб и свыше 300 крылатых ракет. Удары наносились не только по военным объектам, но транспортной инфраструктуре, промышленным предприятиям, даже жилым кварталам, в том числе с применением кассетных боеприпасов. Были уничтожены или повреждены 89 фабрик и заводов, 120 объектов энергетики, 14 аэродромов, 82 моста, 48 больниц и госпиталей, 118 радио- и ТВ-ретрансляторов, 70 школ и 18 детских садов, 35 церквей и 29 монастырей. По информации властей СРЮ, с 24 марта по 10 июня 1999 г.
Спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир признал, что операция НАТО привела к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята. Несмотря на понесенный ущерб, страна не была сломлена. Народ демонстрировал сплоченность и самоотверженность достаточно вспомнить «живые щиты» для защиты мостов в Белграде , а армия сохранила боеспособность за исключением ВВС. Планировщики НАТО были уверены, что ударов с воздуха будет достаточно, а потому даже не рассматривали сухопутные действия. Лишь в ходе боевых действий они приступили к разработке плана наземного вторжения — операция получила название B-minus с вводом войск в сентябре 1999 года. В штабах понимали, что, помимо проблем тылового обеспечения наземных сил, ведение боевых действий в условиях неблагоприятной местности означало неизбежность больших потерь, что сделало бы операцию непопулярной в Конгрессе США и среди других членов НАТО и в конечном счёте могло привести к расколу среди членов альянса. Пентагон приступил к срочному наращиванию войск в регионе: в бывших социалистических республиках СФРЮ Босния и Герцеговина численность войск блока была значительно увеличена и достигла 8000 и почти 50000 соответственно. В Албании были сконцентрированы 12500 военнослужащих, у которых имелось тяжелое вооружение. К марту 1999 года армия Югославии насчитывала около 140 000 солдат и офицеров, на вооружении сухопутных войск находились 1275 танков, 825 БТР и БМП и 1400 артиллерийских систем. Непосредственно на территории Косова и Метохии - около 22 000 человек Приштинского корпуса 3-й армии, а также 18 000 сотрудников югославского МВД и некоторое количество местных сербских ополченцев и даже добровольцы из РФ.
В крае действовали четыре моторизованные, по три танковых и пехотных бригад, две механизированные и две бригады центрального подчинения: 63-я парашютно-десантная и 72-я специального назначения. Эти силы вполне могли обеспечить агрессору «неприемлемые потери». В начале марта югославские силы начали наступление и к началу апреля смогли захватить большинство позиций АОК в Косове. Они вынудили боевиков уйти в горные и лесные районы края, откуда те перешли к партизанской войне при поддержке авиации НАТО.
Формальным поводом для агрессии явилось неисполнение требования НАТО «вывести сербские войска из автономной области Косово и Метохия». Действительно, армада в почти 1200 боевых самолетов впечатляет. Не упустили возможности «врезать этим славянам» даже Турция и Португалия: первая предоставила 4 самолета, а Лиссабон выделил три. СРЮ противопоставить было особо нечего — из-за экономических санкций и эмбарго на поставки вооружений не хватало запчастей и горючего, у большинства самолётов истекли ресурсы.
ПВО располагали комплексами «Куб» и С-125 советского производства 1970-х годов, которые также были не в состоянии отразить массированный воздушный удар. Бомбардировки продолжались 78 суток, в течение которых авиация НАТО совершила 35 219 вылетов, было применено более 23 000 авиабомб и свыше 300 крылатых ракет. Удары наносились не только по военным объектам, но транспортной инфраструктуре, промышленным предприятиям, даже жилым кварталам, в том числе с применением кассетных боеприпасов. Были уничтожены или повреждены 89 фабрик и заводов, 120 объектов энергетики, 14 аэродромов, 82 моста, 48 больниц и госпиталей, 118 радио- и ТВ-ретрансляторов, 70 школ и 18 детских садов, 35 церквей и 29 монастырей. По информации властей СРЮ, с 24 марта по 10 июня 1999 г. Спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир признал, что операция НАТО привела к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята. Несмотря на понесенный ущерб, страна не была сломлена. Народ демонстрировал сплоченность и самоотверженность достаточно вспомнить «живые щиты» для защиты мостов в Белграде , а армия сохранила боеспособность за исключением ВВС.
Планировщики НАТО были уверены, что ударов с воздуха будет достаточно, а потому даже не рассматривали сухопутные действия. Лишь в ходе боевых действий они приступили к разработке плана наземного вторжения — операция получила название B-minus с вводом войск в сентябре 1999 года. В штабах понимали, что, помимо проблем тылового обеспечения наземных сил, ведение боевых действий в условиях неблагоприятной местности означало неизбежность больших потерь, что сделало бы операцию непопулярной в Конгрессе США и среди других членов НАТО и в конечном счёте могло привести к расколу среди членов альянса. Пентагон приступил к срочному наращиванию войск в регионе: в бывших социалистических республиках СФРЮ Босния и Герцеговина численность войск блока была значительно увеличена и достигла 8000 и почти 50000 соответственно. В Албании были сконцентрированы 12500 военнослужащих, у которых имелось тяжелое вооружение. К марту 1999 года армия Югославии насчитывала около 140 000 солдат и офицеров, на вооружении сухопутных войск находились 1275 танков, 825 БТР и БМП и 1400 артиллерийских систем. Непосредственно на территории Косова и Метохии - около 22 000 человек Приштинского корпуса 3-й армии, а также 18 000 сотрудников югославского МВД и некоторое количество местных сербских ополченцев и даже добровольцы из РФ. В крае действовали четыре моторизованные, по три танковых и пехотных бригад, две механизированные и две бригады центрального подчинения: 63-я парашютно-десантная и 72-я специального назначения.
Эти силы вполне могли обеспечить агрессору «неприемлемые потери». В начале марта югославские силы начали наступление и к началу апреля смогли захватить большинство позиций АОК в Косове.
Окончательно контроль над регионом был восстановлен в марте 1999-ого года после того как под контроль югославских силовиков перешел район Дрениц. В то же время, своего участия в операции требовали представители НАТО, которые, во многом справедливо указывали на поддержку Россией и Украиной югославских войск, начиная с января 1999-ого года руководство Альянса регулярно требовало право на ввод своего миротворческого контингента, под давлением Москвы это предложение было принято, представителя НАТО сформировали силы - KFOR, которые были введены в регион в апреле 1999-ого года. Главным образом, они расположились на юге Косово, на границе с Албанией. Правда, к моменту ввода KFOR в Косово, они уже не могли принципиально изменить ситуацию в регионе, часть косовских полевых командиров избежало ареста со стороны югославского руководства, но инфраструктуре сепаратистов был нанесен тяжелейший ущерб. Несмотря на то, что война фактически была прекращена весной 1999-ого года ситуация в регионе продолжала оставаться чрезвычайно трудной, регионом управляла югославская военная администрация, соседняя Албания и Македония страдала от огромного количества беженцев, городам Косово был нанесен огромный урон. В этих условиях, было ясно, что для решения ситуации вновь требуется участие третьих стран, главным образом Соединенных Штатов и России. План "Олбрайт-Лукина" [ ] Сразу после ввода сил НАТО в Югославию между МИДом России и США началась выработка плана по будущему установлению "мира и согласия" в Косово, которые включали в себя не только пункты относительно судьбы автономного края, но и всей Югославии, в этих условиях, Соединенные Штаты часто могли диктовать свои условия российской и югославской стороне.
Официально документ, получивший название План "Олбрайт-Лукина", названный так в честь двух руководителей внешнеполитических ведомств, обсуждавших его, был представлен публике 10 августа и содержал ряд важнейших для судьбы всей Югославии пунктов. Важнейшим условием для осуществления мирного плана было расширение автономии Косово в рамках Югославии, которое бы одинаково уважало право как сербов, так и косоваров, в первую очередь, по аналогии со многими пост-колониальными странами места как в сербском, так и в югославском парламенте часть мест должна была оказаться "зарезервирована" за косовскими албанцами, то есть они получали бы их, вне зависимости от результатов выборов. В то же время власти Косово должны были обеспечить подобный резерв и для косовских сербов в местной скупщине. Чтобы все эти изменения были подтверждены, руководство России и США настаивали на проведении до 2000-ого года новых выборов в Югославии, выборам должны были предшествовать Конституционной реформой, которая в свою очередь сделала бы пост Президента Югославии - избираемым на всенародном голосовании. Остальные пункты плана, фактически касались безопасности в Косово, две группы миротворцев - Российско-украинский контингент и НАТОвский сохранялся в Косово вплоть до 2009-ого года, в то же время Югославия была обязана значительно сократить свой военный контингент в автономии, разоружить все пара-милитаристские формирования на территории Косово, обеспечить возвращение в Косово большей части беженцев и способствовать восстановлению инфраструктуры региона. Особенно тяжелым для Югославии стал вопрос выдачи, сербов обвиняемых Гаагским трибуналом в военных преступлениях, при том, что многие сербы считали участников войны в Боснии и Хорватии - национальными героями. Сразу после объявления о пунктах документа, он вызвал противоречивую реакцию в Югославском обществе и руководство страны не спешило его принимать. Тем не менее, по воспоминаниям, Владимира Лукина, одного из разработчиков данного документа, изначальная американская версия плана, была куда более радикальней и, например, требовала амнистии для всех албанских полевых командиров. Югославское общество, отчасти восприняло данные соглашение как унижение, особенно это коснулось косовских сербов и югославской армии, Вице-премьер Сербского правительства - радикал Воислав Шешель и вовсе заявил, что: "Скорее покончит с собой, чем позволит плану быть реализованным".
Тем не менее, с частью решений Милошевич был готов согласиться, в частности, через несколько дней после объявления плана, Слободан Милошевич призвал к проведению в ноябре досрочных Парламентских и Президентских выборов, пользуясь своей широкой популярностью благодаря победе над Косовскими сепаратистами. В то же время Милошевич не слишком торопился реализовывать другие пункты плана, в частности о выводе большей части военного контингента из Косово и разоружении пара-милитаристских формирований. В то же время к скорейшему исполнению плана призвала демократическая оппозиция и руководство Черногории, в лице Президента Черногории - Мило Джукановича. В следующие месяцы, ситуация в Югославии вновь становилась напряженной, Россия и США давали на Белград, призывая в ближайшее время реализовать план. Слухи о том, что Слободан Милошевич склоняется к его реализации, особенно эти слухи усилились после встречи Милошевича с американским послом - Ричардом Майалзом 3 октября 1999-ого года. Оказались перекрыты также улицы в Белграде и других крупных сербских городах, где оказались заблокированы центральные площади и улицы, блокированы мэрии городов. Произошла неудачная попытка окружить здание Правительства Югославии, которая окончилась перестрелкой и отступлением путчистов. Ничем также закончилась попытка занять Белградский телецентр, охрана здания, при поддержке югославских войск, лояльных Президентов защитило его. Через несколько часов после начала путча по югославским каналам было показано обращении Президента СРЮ - Слободана Милошевича, который призвал население страны противостоять попыткам антиконституционного переворота, обвинив в происходящем: "фашистов и радикалов".
После призыва Милошевича на улице вышло большое количество жителей Белграда, которые принялись противостоять путчистам, в это же время после непродолжительных переговоров Александр Лебедь, руководитель российского миротворческого контингента добился деблокирования российских миротворцев, после чего путчисты были разоружены. Фактически, военные не выдвигали каких-либо определенных требований, тем не менее, центром восстания являлся центр штаб Приштинского корпуса, который вскоре оказался окружен российскими миротворцами и верными правительству Югославии силами окружили здание штаба, путчисты после непродолжительной перестрелки сложили оружие. Среди арестованных оказались высокопоставленные югославские военные и лидеры военных формирований - Желько Ражнатович, Милорад Улемек, Звездан Йованович и другие. Военным лидером мятежа являлся - Владимир Лазаревич, командующий штабом, а политическим руководителем - Вице-премьер сербского правительства - Воислав Шешель, самому Шешелю на руки наручники надели российские десантники. После этого Милошевич, поздним вечером 18-ого октября выступил по телевидению, объявив о победе законной власти. Сразу после провала военного переворота, действия официального Белграда, стали заметно более быстрыми, уже через три дня после провала военного переворота Милошевич объявил о поддержке исполнения всех пунктов совместного плана США и России , вывод большей части войск из Косово начался уже в конце октября, права региона были значительно расширены. Большинство пара-военных формирований было распущено и началось массовое изъятие оружие, вскоре Югославская милиция, принялась также арестовывать многих обвиняемых в военных преступлениях, что было отрицательно воспринято в югославском обществе, в то же время отправки в Гаагу обвиняемых, начались уже после выборов. В это же время изменения коснулись и во внутри Сербии, сразу после попытки военного переворота, в котором оказались замешаны многие руководители СРБ, правящая коалиция распалась и до грядущих выборов так и не образовалась. Изменения постигли и саму Радикальную Партию, после ареста многих членов СРБ, Радикалы находились в сложном положении и не стали участвовать в Парламентских выборах.
Выборы 1999 года [ ] На выборах 1999-ого года, югославское население впервые голосовало не только за партию, но и за главу государства, тем самым, они представляли особую важность для всего общества, демократические силы, по большей части объединились в "Демократическую Оппозицию Сербии", тем не менее, от вступления в ДОС отказалась Движение Обновление, которое приняло в свой состав многих бывших представителей СРБ. В это же время, реально над контроль, как над исполнительной, так и над законодательной властью могли претендовать лишь представители СПС и представители ДОС, в Президенты Югославии от социалистов выдвинулся, сам Слободан Милошевич, а от оппозиции - Воислав Коштуница. Обе главные сербские политические силы объявили о своей поддержке плана мирного урегулирования в Косово и исполнения всех требований России и США, тем не менее, значительно различались пункты программы двух главных блоков на экономическое и политическое развитие Югославии. В Черногории ситуация была куда более ясная, Мило Джуканович руководитель Демократической партии социалистов Черногории, в годы Косовского конфликта серьезно поднял свой авторитет и за пределами Югославии, в родной же Черногории значительно усилив личную власть, в результате ослабленные силы сербских националистов, либералов и социалистов, оппозиционного настроенных к правлению Джукановича, не могли ничего противопоставить черногорской "партии власти", которая контролировала данный регион Югославии. Куда более напряженно проходили выборы в Сербии, на Президентских выборов, если на президентских выборах вопрос, в основном состоял в наличии или отсутствии второго тура, то на парламентских, важнейшим вопросом было формирование грядущей правительственной коалиции. С самого начала Социалисты приняли решение вступить в переговоры именно с Движением Обновления, но это вызвало недовольство бывших Радикалов в составе Обновления, после начала переговоров с правящими социалистами, они массово покинули движение, "не желая иметь ничего общего с предателем Милошевичем", они же через несколько дней образовали в югославском парламенте - фракцию Радикалов. В результате альянс для получения большинства между Социалистами и "Обновленцами" оказался невозможен, в этих условиях, Милошевич был вынужден начать переговоры с представителями Демократической Оппозиции, чему способствовало давление со стороны Москвы и Вашингтона. Переговоры между Милошевичем и Коштуницей были чрезвычайно напряженными и окончились формированием коалиции лишь к 7 января 2000-ого года, тем самым оказалась сформирована, так называемая, "Рождественская коалиция", в которую вошла СПС, большая часть Демократической Оппозиции и Движение Обновление, именно эта коалиция и будут править Югославией следующие пять лет. В то же время раскол коснулся и объединенных демократов, ряд пацифистских, анти-военных и радикально анти-Милошевских движений вышли из коалиции и сформировали в парламенте "Альянс за свободную Сербию", тем не менее, это не могло помешать действующей коалиции.
Конфликт в Македонии [ ] За время военного конфликта в Косово территорию югославской автономии покинуло от 900 тысяч до 1 одного миллиона 300 тысяч человек, как правило это были косовские албанцы, которые бежали от войны либо в Албанию или на территорию Македонии. Северо-восточные районы Македонии также были заселены албанцами, что после огромного потока беженцев привело к большому пласту проблем. Косовары оседали в горных селах Македонии, где начиная с конца весны 1999-ого года по примеру Армии Освобождения Косово начали создаваться албанские сепаратистские структуры, главной из которых стала - Армия Национального Освобождения. Начиная с лета 1999-ого года албанские сепаратисты стали серьезной проблемой, совершая нападения на пункты македонской полиции и беря под свой контроль целы села, изначальные попытки македонских войск и полиции самостоятельно справиться с натренированными в партизанских боях солдатами АНО, по большей части провалились. В этих условиях, сложно было недооценивать огромный опыт, которым обладала югославская милиция и армия в борьбе с албанскими сепаратистами. Желая, как можно быстрее решить конфликт осенью 1999-ого года, ещё действующий Президент Македонии - Киро Глигоров, обратился к странам, которые ранее сыграли значительную роль в урегулировании конфликта в Косово с просьбой о помощи. Слободан Милошевич, желавший ослабить санкционное на Югославию и заручиться поддержкой националистически настроенного электората перед грядущими выборами согласился, югославские войска, совместно с российскими , украинскими и силами KFOR, приняли значительное участие в разгроме албанских сепаратистов. Тем не менее, по оценкам международных наблюдателей югославские войска, которые хоть и были из всех наиболее эффективными, в итоге действовали очень жестко, в том числе против албанского гражданского населения, тем не менее, югославские силы сыграли значительную роль в боях за Арачиво, македонские войска атаковали город с юга, а югославские с севера, против мятежников активно применялась артиллерия, что привело к тяжелой гуманитарной ситуации вокруг города, Международные наблюдатели также раскритиковали деятельность югославского спецназа в пригородах Арачиво, особую пикантность ситуации придавало то что в городе скрывалось большое количество бывших членов АОК, разыскиваемых на территории Югославии, блокада и обстрелы города продолжалась около полутора недель. Чтобы недопустить, повторения судьбы Сараево НАТО потребовало немедленно прекратить блокаду города и пропустить в него силы Альянса, под этим давлением Скопье и Белград сняли блокаду мятежного города к 24 января, тогда же под давлением международного соглашения начались переговоры между македонскими и албанскими силами.
В самой Югославии события в Арачиво восприняли двусмысленно, зашедшие войска НАТО в ходе операции "Богатый урожай" разоружили боевиков АНО, но многие бывшие лидеры косовских сепаратистов, пользуясь "прикрытием" войск Альянса покинули город и скрылись. Позднее, по результатам Охридских соглашений, подписанными местными политическими силами, как македонцев так и албанцев, войска ЮНА выводились с территории Республики, чему в Белграде не слишком сопротивлялись. В результате военных действий в Македонии Югославские войска потеряли убитыми 72 солдат и офицеров. Реинтеграция Косово[ ] Самым тяжелым для новообразованной "Рождественской коалиции" вопросом была реинтеграция Косово в состав Югославии, в результате военных действий региону был нанесен чрезвычайно большой урон, кроме того, югославскому правительству согласно принятому плану надо было способствовать возвращению в регион многочисленных беженцев, кроме того Белграду требовалось преодолеть многолетнюю вражду с косовским населением для спокойной интеграции региона обратно в состав Югославии. Выборы в Косово были назначены на начало 2001-ого года, за это время югославским властям требовалось сформировать политическую партию из косоваров, которые бы поддерживали статус Косово как автономии в составе Югославии. В конечном итоге летом 2000-ого года в Югославию был приглашен - Бехджет Пацолли, известный строительный бизнесмен родом из Косово, после ряда переговоров Пацолли принял предложение сформировать в Югославии свою партию и вложиться в восстановление автономии, но выдвинул ряд требований, среди которых была амнистия для ряда руководителей косовских сепаратистов, в частности для Ибрагима Руговы, многолетнего президента Косово, "балканского Ганди" и крупной части его соратников не обвиняемой югославской стороной в военных преступлениях и не поддержавших в годы войны деятельности АОК.
Экс-глава МИД Югославии: Сербии пора требовать от НАТО возмещение ущерба
В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Участие Союзной Республики Югославии в югославских войнах закончилось Дейтонским соглашением, которое признало независимость республик Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины, а также установило дипломатические отношения между государствами. Новости по теме Югославия. Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. Союзная Республика Югославия (сокращённо СРЮ, также называемая неофициально Малая или Третья Югославия) была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ и включала в себя две республики: Сербию и Черногорию. Союзная Республика Югославия (СРЮ) образовалась после выхода Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины и Македонии в 1991-1992 годах из состава Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ).
Союзная Республика Югославия
Все же, чувствуя шаткость доводов инициаторов данной военной кампании, некоторые страны — участницы НАТО, прежде всего Греция, начали было сопротивляться нажиму военно-политического руководства альянса, ставя тем самым под сомнение возможность осуществления силовой акции вообще, поскольку, в соответствии с Уставом НАТО, для этого требуется согласие всех членов блока. Однако в конечном счете Вашингтону удалось «додавить» своих союзников. Относительно активно привлекалась также авиация Великобритании, Франции и Италии. Участие же в ударах авиации девяти других стран НАТО было минимальным и преследовало скорее политическую цель — продемонстрировать единство и сплоченность союзников. По существу, именно по сценарию Вашингтона и, как подтвердил последующий анализ военных действий, в соответствии с указаниями, исходившими непосредственно из Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз всей кампании. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство со стороны некоторых, наиболее влиятельных европейских союзников США. Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов». Под завесой мнимого «единства» позиций государств — членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах. При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция.
Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет». Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии. Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции. Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента — преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона — бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока. Вновь принятые в НАТО государства — Чехия и Польша не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях — в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии. Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства кто полностью, кто частично в распоряжение ОВВС блока.
Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании. Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности». Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10—15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры». Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям. Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5—5 тыс. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии.
Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения. При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс. Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом по югославским оценкам — приблизительно на 100 млрд. Например, воздушных боев было немного что объяснялось стремлением сербов сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса , и потери СРЮ в авиации были минимальными — 6 самолетов в воздушных боях и 22 — на аэродромах. Кроме того, Белград сообщил, что его армия лишилась только 13 танков. Впрочем, и натовские отчеты содержали гораздо более крупные, но отнюдь не впечатляющие цифры: 93 «успешных удара» по танкам, 153 — по БТР, 339 — по военному транспорту, 389 — по орудийным и минометным позициям. Однако эти данные были раскритикованы аналитиками из разведывательных и руководящих военных органов самого же альянса. А в неопубликованном докладе ВВС США вообще сообщалось, что подтвержденное число уничтоженных югославских подвижных целей составляло 14 танков, 18 БТР и 20 единиц артиллерии.
Кстати, в свою очередь, сербы, подводя итоги 78-дневного сопротивления, настаивали на следующих потерях НАТО: 61 самолет, семь вертолетов, 30 БЛА и 238 крылатых ракет. Союзники, естественно, опровергли эти цифры. Хотя, по мнению независимых экспертов, они весьма близки к истинным. БОМБИТЬ, А НЕ СРАЖАТЬСЯ Не ставя под сомнение порой действительно «экспериментальный» характер военных действий со стороны союзников, ведомых американцами, все же нельзя не согласиться с теми независимыми специалистами, которые констатируют допущенные НАТО серьезные ошибки, заключавшиеся в целом в недооценке уровня оперативно-стратегического и тактического мышления командиров и офицеров югославских вооруженных сил, глубоко проанализировавших манеру действий американцев в локальных конфликтах, прежде всего в войне 1990—1991 годах в зоне Персидского залива. Ведь не случайно командование альянса было вынуждено пересмотреть общий замысел ведения операции, сначала втянувшись в затяжной и чрезвычайно дорогостоящий военный конфликт, а затем вынеся на обсуждение вопрос о целесообразности проведения наземной фазы операции, что было изначально не запланировано.
Десятки тысяч вылетов, не менее одной тысячи уничтоженных объектов.
Смерть и беженцы Разминирование Сербии продолжается спустя 20 лет после начала атак, а точное число жертв не подсчитано до сих пор. По разным данным, прямыми жертвами ударов НАТО стали от 300 до 2000 человек. Своих не бросили Несмотря на то что официально Российская Федерация не смогла вмешаться в конфликт на стороне попавшей под удар страны, в ночь с 11 на 12 июня сводный батальон ВДВ, входивший в состав миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, совершил марш-бросок к аэродрому Слатина, расположенному недалеко от Приштины. Всего за ночь колонна с военной техникой преодолела более 600 километров ВДВ сработали на опережение.
Общий же человеческий состав сил НАТО, задействованных в операции, превысил 60 тыс. В ходе операции за 78 дней авиация НАТО совершила 35 219 вылетов, было сброшено и выпущено более 23 000 бомб и ракет, общий тоннаж сброшенных бомб оценивается от 22 000 до 80 000 тонн [74] [75] [76].
В том числе, американцами 218 крылатых ракет морского базирования по 66 целям и 60 крылатых ракет воздушного базирования, Британия с подводной лодки — 20 [73]. Как правило, НАТО заранее предупреждала о местах бомбардировок, дабы СР Югославия могла провести эвакуацию персонала или иных людских ресурсов с мест ударов, чем косвенно и объясняется незначительное, для двухмесячных бомбардировок, число жертв по данным Human Rights Watch [20] [25] [27]. Периодизация боевых действий[ править править код ] По мнению российских исследователей из Центра анализа стратегий и технологий, бомбардировки НАТО были разбиты на три этапа [70] : с 24 по 27 марта. Данный этап представлял собой классическую операцию по подавлению ПВО и установлению господства в воздухе с 27 марта по 24 апреля — атаки по югославским войскам в Косове и Метохии и бомбардировки объектов по всей Югославии с 24 апреля по 10 июня. В этот период силы НАТО активизировали масштабные бомбардировки Югославии, так как не ожидали отказа югославского руководства от быстрой капитуляции. Вылет F-15 с авиабазы Авиано.
Президент России Борис Ельцин выступил с обращением к миру, в котором попросил Клинтона не делать этого трагического, драматического шага. Это война в Европе, а может быть, и больше [78]. С борта американского крейсера «Гонсалес» в Адриатическом море было выпущено 18 ракет « Томагавк ».
В последнюю майскую ночь натовская авиация в городе Сурдулица подвергла бомбардировке геронтологический центр, санаторий по заболеванию легких, и павильон в котором размещались беженцы из Республики Сербской Краины. Было убито 20 человек, а 88 получили ранения. Особое преступление и скандал беспрецедентных масштабов - бомбардировка здания китайского посольства в Белграде 7 мая, когда три китайских дипломата были убиты, и несколько сотрудников миссии получили ранения. Кроме классических боеприпасов силы НАТО в агрессии на Югославию использовали снаряды с обедненным ураном, которые постоянно загрязняли окружающую среду и будут угрожать здоровью людей на протяжении веков. За 78 дней бомбардировок было убито 1. Около 12. Во время агрессии, территория Косово и Метохии чаще всего подвергалась бомбардировками натовских самолетов. Эта территория храбро защищалась Приштинским корпусом вместе с остальными частями югославской 3-ей армии. Хотя югославская армия несколько уступала НАТО, она оказала решительное сопротивление воздушной агрессии, среди прочего, разместив ложные цели в виде макетов танков и подразделений ПВО, которые оказались весьма успешным средством защиты, поскольку удары наносились именно по этим муляжам. Армия в Косово и Метохии, помимо того, что скрывала свои позиции от самолетов противника, дополнительно была вынуждена вести бои против террористов из местных албанцев, которые с началом агрессии и первыми снарядами НАТО, начали общую атаку на армию, полицию и другие государственные органы. Особая проблема состояла в сохранении в секрете мест расположения военных и полицейских частей, поскольку албанцы были оснащены новейшими средствами связи, спутниковыми телефонами, а также обычными мобильными телефонами, которые работали почти все время агрессии. Большое количество спутниковых телефонов оставили албанцами члены наблюдательной миссии ОБСЕ, когда они, за несколько дней до начала агрессии, уехали в Македонию. В те дни почти все западные телеканалы просто наперебой показывали душераздирающие сюжеты о толпах албанских беженцев, которых из Косово якобы выгоняли сербские силы. Но правда была совсем другой. Местные албанцы действительно бежали, но не от сербов, а от натовских бомб, которые не делали различий по этническому принципу. Так, 14 апреля натовские самолеты дважды обстреляли колонну албанских беженцев на дороге Призрен-Джяковица, убив более 75 гражданских лиц албанской национальности. Нападение произошло в середине дня на глазах свидетелей, и впоследствии представители НАТО и западные СМИ не смогли обвинить за это сербскую сторону. А сыновья этих албанских беженцев уже были завербованы в ряды террористов, чтобы служить живым щитом для прокладывания дороги для натовских сухопутных сил. В то время, когда агрессор пытался «ослепить» противовоздушную оборону Сербии с помощью электронных средств, югославской армии оказали ценную помощь более чем 30 тысяч радиолюбителей, которые через свои радиостанции организовали радиосеть, которая сообщала о налетах самолетов и крылатых ракет противника. Это было особенно эффективно в тех случаях, когда вражеские самолеты и вертолеты летели чрезвычайно низко, вне диапазона радаров, и поэтому редко кокой агрессорский спад на сербскую территорию остался незамеченным. Американцы, со своей стороны, не признавали, что развязали войну с СРЮ, и называли свою преступную агрессию гуманитарной операцией. Однако вскоре после начала бомбардировок, когда три американских солдата были захвачены сербскими силами на территории Косово, официальный Вашингтон немедленно потребовал у югославских властей отношения к ними по Женевской конвенции о военнопленных, и таким образом косвенно признал существование войны с Югославией.
Недовольство действиями властей Косово скрывает хитрый план Запада
Социалистическая Федеративная Республика Югославия – европейское государство, находившееся на балканском полуострове. Орудовала на территории села небезызвестная Армия освобождения Косово (АОК – албанская военизированная организация, боровшаяся за отделение Косово от Союзной Республики Югославия (СРЮ)). Королевство Югославия по понятным причинам не дружило с «первой в мире страной социализма» – Советским Союзом. В Белграде "закатилась" звезда Слободана Милошевича Сегодня, когда прошло более двух лет после свержения неокоммунистического режима Слободана Милошевича, со здания резиденции президента бывшей Социалистической Республики Югославия (СРЮ) была снята бронзовая. 27 апреля 1992 года Сербия и Черногория создали Союзную Республику Югославию (СРЮ).
Союзная Республика Югославия: история создания и экономическое развитие государства
Из них на территории Косова и Метохии находились около 40. В крае действовали 15-я, 211-я и 252-я бронетанковые бригады, 58-я и 243-я механизированная бригада, 37-я, 78-я, 125-я и 549-я моторизованные бригады , 7-я, 175-я и 354-я пехотные бригады. В крае также были задействованы силы двух бригад центрального подчинения: 63-й парашютно-десантной и 72-й специального назначения. Помимо них в боях с албанскими сепаратистами участвовали около 18 000 сотрудников югославского МВД и некоторое количество ополченцев из местных сербов и черногорцев [4]. На вооружении армии находились 1275 танков, 825 БТР и БМП и 1400 артиллерийских систем [ источник не указан 378 дней ]. Они состояли из Сухопутных войск серб. Ратна морнарица. Помимо этого силами ПВО обладали корпуса и бригады сухопутных войск.
Практически все вооружение югославская армия унаследовала от армии СФРЮ. Авиация была устаревшей, из-за экономических санкций и эмбарго на поставки вооружений не хватало запчастей и горючего. У многих самолётов полностью истекли ресурсы.
Черномырдина своим специальным представителем по Югославии. По свидетельству тех, кто знаком с деталями его встречи с президентом С. Его разговор изобиловал недипломатическими выражениями и сводился к требованию немедленно капитулировать». Белград получил сильнейший удар оттуда, на чью помощь и поддержку сербы рассчитывали и надеялись. Мне могут возразить: а как же знаменитый «разворот над Атлантикой»? Если коротко, то Е. Примакову не оставили выбора.
Конечно, будь главой делегации, к примеру, сопредседатель комиссии Гор-Черномырдин, полёт был бы продолжен — ведь целью визита было получение кредита МВФ на сумму пять млрд. Сообщение, что войска НАТО ударили по Югославии, означало одно — России прямо указали, что мнение Москвы никого не интересует и ее позиции в мире отошли на второй план. Примаков с этим не согласился и вскоре лишился поста премьер-министра, на котором проработал всего полгода. Конечно, сам факт разворота не явился главной причиной отставки, но то, что он сыграл в этом роль, — несомненно. Ликованию бандитов не было предела — они получили карт-бланш на продолжение своей криминальной активности и террористической деятельности при покровительстве Запада. Только в период с 20 июня 1999 по 27 февраля 2000 г. Пострадали также цыгане, турки и даже албанцы, настроенные по отношению к сербам «недостаточно жестко». Это была блестяще спланированная и проведенная операция: совершив 600-километровый марш, наши десантники опередили войска НАТО буквально на час-полтора и не допустили высадки британского вертолетного десанта. Показательно, что Б. Ельцин узнал об операции постфактум, и такая скрытность была оправданна — прозападное окружение президента России оказалось в полном неведении, не успев представить ему ситуацию в нужном для себя свете и сорвать бросок десантного батальона.
На самом деле российская миротворческая бригада лишь формально вошла в силы КФОР. Без права захода на территорию края. Не уверен, что история этой бригады известна всем, а это очень поучительная и показательная история. Было принято решение, и на участие российского воинского контингента в том же году была сформирована отдельная миротворческая бригада из числа военнослужащих ВДВ. Россия претендовала на отдельный сектор, но ей в этом было отказано.
Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы. В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион. Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК. В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился. В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента. Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича. Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента. Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России. Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях. Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз. Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос. По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры. Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте. Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко. Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции. В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения. В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД. Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель. После продолжавших больше недели переговоров, когда страна все глубже погружалась в гражданское противостояние Томислав Николич, лидер Радикалов объявил о прекращении переговоров с Социалистами и призвал своих сторонников поддержать оппозицию, при этом Радикалы даже не собирались вступать в переговоры о правительстве с Демократическими силами, они ощутили возможность получить в стране уже всю власть. В этих условиях, 29-ого марта Слободан Милошевич впервые сначала кризиса пригласил представителей оппозиции: Коштуницу, Николича и Михаиловича, точно неизвестно о чем проходил разговор между ними, однако, вернувшись после переговоров с Президентом, Коштуница призвал протестующих: "Не расходиться и ждать действия властей". Ждать долго не пришлось, уже следующим вечером, 30-ого марта Слободан Милошевич обратился к гражданам Югославии по телевидению, заявив, что кризис, который сложился в стране отчасти является и его виной, Милошевич заявил, что через несколько часов 31-ого марта покинет пост Президента и объявляет досрочные Парламентские выборы, также Милошевич заявил о том что им совместно с оппозицией был разработан план Конституционной реформы, которая превратит Югославию из Президентско-Парламентской в Парламентскую Республику, вопрос о Конституции в свою очередь будет решён на Референдуме, который последует вслед за избранием нового состава Югославской Скупщины. Милошевич выполнил свое обещание, ровно в 1:45 по Москве объявив о своей отставке, перед этим распустив Югославский Парламент, Исполняющим Обязанности Президента страны стал Светозар Марович, представитель ДСПЧ, который также до этого исполнял обязанности Председателя Правительства СРЮ, ему и предстояло обеспечить восстановление гражданского согласия в стране и провести Парламентские выборы, а затем и Конституционный референдум. После выступления Милошевича оппозиция принялась праздновать свою победу, 2-ого мая перед зданием Скупщины прошел "Концерт победителей" с участием множество Югославских музыкантов, которые поддержали действия оппозиции, сам центр города от протестующих был освобожден уже на следующий день. Сам же Милошевич уже вечером 31-ого марта на частном самолете вместе с семьей покинул Белград и приземлился в Аэропорту Нови-Сада, власти именно этого региона были наиболее благосклонны настроены к теперь уже бывшему Президенту. Правление Маровича[ Парламентские выборы 2006-ого года [ ] Исполняющий обязанности Президента - Светозар Марович назначил проведение Парламентских выборов на 28-ое мая, на них по большей части сохранился прежний состав коалиций Демократический Альянс, пополнился новыми силами, Радикалы также впитали в себя часть небольших националистических группировок, наиболее заметно ощущалось ослабление Социалистов, из которых во многом под влиянием действий Мило Джукановича появилась Движение Демократических Социалистов, оно было не слишком сильно представлено на федеральном уровне, но имело большую силу внутри Черногории. Ключевым вопросом относительно выборов была судьба Соглашений с Европейским Союзом, "Демократический Альянс" выступал за скорейшую подготовку страны к подписанию соглашений, обещая полноценно их ратифицировать уже к весне 2007-ого года, сохранить федеративное устройство Югославии, а также продолжить проведение экономических реформ, активно сотрудничать с Европой и Россией. В целом схожей программой обладало и ДДС, кроме этого Движение обещала более скорую Евроинтеграцию и демократизацию регионального управления, трансформировав СРЮ из Федерации в Конфедеративное государство, в котором все регионы обладали бы даже самостоятельной внешней политикой. Радикалы как и ранее выступили с позиций сербского национализма, они отвергали идеи об Евроинтеграции, заявляя о необходимости развития Югославией обосболенного пути, при этом не отвергая сотрудничество с Брюсселем на своих условиях, как и ранее националисты выдвинули требования восстановления прежних границ СРЮ и интеграции в неё Сербской Краины. Социалистический Блок же подошел к выборам в наиболее тяжелом состоянии, желая повысить популярность Марович возглавив государство и пользуясь большой властью в условиях распущенного парламента провел ряд популистских мер, проведя индексацию пенсий и зарплат, провел широкую амнистию, которая коснулась в первую очередь экономических преступников и политических заключенных, памятуя о фактическом свержении Милошевича, Марович мало обращался к риторике о Европейском Союзе не обозначая позицию СБ, лишь заявив, что столь чувствительный для всей Югославии вопрос должен быть решен на всенародном референдуме. Что особенно характерно, все четыре блока, претендовавших на победу на выборах поддержали идею разработки новой Конституции, которая привела бы к превращению СРЮ в Парламентскую Республику. Несмотря на общую популярность Демократических сил, после начала политического кризиса в стране, в Югославии произошла активизация исламских радикалов, главным образом во главе с Новой Армией Освобождения Косово НАОК и Армией Великой Албании АВА , те активно проводили акции против Югославской полиции, местных чиновников и произвели целый ряд терактов, новые организации уже не пытались создать каких-либо политических институтов, проводя лишь различные акции устрашения. Самой крупной террористической акцией стало нападение на сербскую школу расположенную в Грачанице, сербском населенном пункте на территорию Косово. Слабость Югославских властей в борьбе с террористами и постепенное возвращение ситуации в регионе к пред-военному состоянию, увеличивал рейтинг Радикалов, обещавших быстро решить вопрос террористической деятельности на Юге Югославии. Как и предполагалось, Парламентские выборы состоялись 28-ого мая, заранее было известно, что Демократический Альянс является фаворитом выборов, ключевым вопросом было сможет ли ранее оппозиционный блок прийти к власти и сформировать правительство без оглядки на другие силы. Конституционный референдум[ ] Новая Конституция, которая разрабатывалась единой комиссией с весны представляла собой переход Югославии от Смешанной модели, к Парламентской, фактическое восстановление многих основ Конституции, какой он была до 1999-ого года, однако, при передаче федеральному, а не местному правительству большинства полномочий и функций, таким образом Федеральная Скупщина лишь сильнее утверждалась как верховный орган, в то время как Парламенты четырех Республик, значительно задвигались на второй план. Относительно самого устройства Союзного Парламента, в Конституции закреплялись все особенности плана "Лукина-Олбрайт", которые закрепляли бы присутствие в Югославском парламенте всех национальностей четырех Республик. Ключевым же изменением стало значительное расширение полномочий Правительства и сокращение Президентских, глава исполнительном теперь именовался Премьер-министром Югославии, Президент же превращался бы во многом в церемониальную фигуру, который избирался бы не всенародным голосованием, но внутри Союзной Скупщины, сроком на 5 лет без права занимать этот пост более одного раза. Кроме того, чтобы добиться национального мира в Югославии и недопустить "узурпации власти" в руках какой-то одной национальности, фактически восстанавливался баланс, установленный в СФРЮ после смерти Иосипа Тито, когда Президиум страны возглавляли представители разных национальностей.
Экономическое развитие союзной республики Югославия Государство значительно пострадало в экономическом отношении из-за распада и неэффективного управления экономикой, а также продолжительного периода экономических санкций. В начале 1990-х годов СРЮ страдала от гиперинфляции югославского динара. К середине 1990-х годов СРЮ преодолела инфляцию. Дальнейший ущерб инфраструктуре и промышленности Югославии, вызванный войной в Косово, оставил экономику лишь вдвое меньше, чем в 1990 году. После свержения бывшего президента Федеративной Югославии Слободана Милошевича в октябре 2000 года, коалиционное правительство Демократической оппозиции Сербии ДОС осуществило меры стабилизации и приступили к агрессивной программе рыночных реформ. После возобновления членства в Международном валютном фонде в декабре 2000 года Югославия продолжила реинтеграцию с другими странами мира, присоединившись к Всемирному банку и Европейскому банку реконструкции и развития. Меньшая республика Черногория отделила свою экономику от федерального контроля и от Сербии в течение эры Милошевича. Впоследствии в двух республиках были отдельные центральные банки, в то время как Черногория начала использовать разные валюты: она сначала приняла марку Deutsch и продолжала использовать ее до тех пор, пока она не пришла в негодность, и была заменена на евро. Сербия продолжала использовать югославский динар, переименовав его в сербский динар. Сложность политических отношений в СРЮ, медленный прогресс в приватизации и стагнация в европейской экономике нанесли ущерб экономике. Договоренности с МВФ, особенно требования к финансовой дисциплине, были важными элементами формирования политики. Серьезная безработица была ключевой политической и экономической проблемой. Коррупция также представляет собой серьезную проблему с большим черным рынком и высокой степенью криминальной вовлеченности в формальную экономику.
Операция НАТО против Союзной Республики Югославии 1999 года
Сербия не желает вступать в НАТО и забывать, кто бомбил Союзную республику Югославия в 1999 году и отнимал Косово и Метохию. Глава МИД Союзной республики Югославия в 1998-2000 годах Живадин Йованович заявил, что приходит время, когда Сербия потребует возместить ущерб от бомбардировок НАТО 1999 года. Союзная Республика Югославия (сокращенно СРЮ), также называемая неофициально Малая или Третья Югославия, была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ, и включала две республики: Сербию и Черногорию. Союзная Республика Югославия (сокращённо СРЮ, также называемая неофициально Малая или Третья Югославия) была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ и включала в себя две республики: Сербию и Черногорию. В Белграде "закатилась" звезда Слободана Милошевича Сегодня, когда прошло более двух лет после свержения неокоммунистического режима Слободана Милошевича, со здания резиденции президента бывшей Социалистической Республики Югославия (СРЮ) была снята бронзовая. История вооруженной агрессии НАТО против суверенной СРЮ (Союзная Республика Югославия), досконально описана в многочисленных беллетристских статьях и научных исследованиях.
Югославия-что она представляет сейчас.
«Бульдозерная революция» в Союзной Республике Югославия стала цепью событий, которые завершились 5 октября 2000 года низложением Слободана Милошевича с поста президента страны. В течение первых двух суток операции «Решительная сила» по объектам на территории Союзной Республики Югославии (СРЮ) было нанесено два ночных массированных ракетно-авиационных удара продолжительностью около трех часов каждый. Видео от Союзная Федеративная Республика Югославия. 0:14. Королевство Югославия по понятным причинам не дружило с «первой в мире страной социализма» – Советским Союзом. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации выражают глубокую тревогу в связи с непрекращающимися попытками коллективного Запада преподнести международному сообществу акт агрессии против Союзной Республики Югославии как миротворческую. Союзной Республики Югославия по предложению Союзного Правительства, награждает государственными наградами и присваивает звания.