Новости рубинштейн с л биография

Слайд 4: Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Тегижизнь и творчество а г рубинштейна, произведения рубинштейна список, рубинштейн с л рассматривал психику как тест, рубинштейн с л проблемы общей психологии 2015, рубинштейн клиническая психология.

Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна

Психология, понятая с позиций С. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс, участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром. Школа С. Рубинштейна - далеко не единственная крупная школа в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетная. Выготским культурно - исторической концепции , принцип единства сознания и деятельности С. Рубинштейна и его принцип развития.

Понятия сознания и деятельности - узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30е годы С. Рубинштейном, А. Леонтьевым, Б. Ананьевым, Б.

Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что именно методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому С. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Он писал, что "деятельность и сознание - это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое целое - не тождество, но единство". Хотя в то время этот принцип ещё не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение.

В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, её продуктов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии. Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика - это внутреннее, а деятельность - это внешнее.

В действительности психика, сознание не является чем -то внутренним. Точно также как деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка и результат её поведения. По определению С. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего.

Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности - протекать в форме извне наблюдаемого поведения - может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика. В "Основах психологии" Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, то есть открывать объективные закономерности психики. Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно - научных исследований. Таким образом мы можем сделать несколько выводов. Во - первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразно строить на принципах деятельного подхода.

Во - вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека. Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, это не значит, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии. Деятельность человека - это сложное явление и различные её стороны изучаются разными науками. Рубинштейн отличал деятельность от поведения, причем для Рубинштейна поведение - это особая форма деятельности.

Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно - общественных отношений. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. Рубинштейну Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии.

Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия "развитие" в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. Вот что писал С. Рубинштейн об этом: "Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания". В трудах С.

Рубинштейна, созданных на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути. Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде "Принципы развития в психологии" 1978. В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность. Таким образом, для психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются "исключительно высокой динамичностью".

Рубинштейна Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии изучением природы психических явлений. Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских проблем на материале конкретной науки - психологии. Рубинштейну принадлежит заслуга распространения диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических явлений вообще и явлений мышления в частности. Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию отражения и рефлекторную теорию психического - основные философские положения, без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в особенности.

Теория отражения дает понимание мышления как активного процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип экспериментального психологического исследования мышления. Анализ проблем, перед которыми остановилась мысль зарубежных ученых, не вооруженных соответствующей методологией, дал С. Л, Рубинштейну возможность выдвинуть новую постановку этих проблем, а также наметить новые, которые могли возникнуть только в результате применения этой методологии к решению проблем мышления. Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления.

Анализ этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна "Бытие и сознание". На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу которого посвящена книга С. Рубинштейна " О мышлении и путях его исследования". Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был использован не только теоретического анализа, но и для построения экспериментальных исследований. Глава 3: Основные достижения С.

Рубинштейна С. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должностей. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием "Основы общей психологии".

Его интересовали: теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Рубинштейн положил начало крупной научной философско-психологической школы. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии.

В 1930-е гг. Суть его состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической. Рубинштейн сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную его учениками в исследовании процессов мышления. Разрабатывал концепцию человека. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой в то время для С. Рубинштейна стал вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор.

Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах. Рубинштейн — первый советский психолог, ставший лауреатом Сталинской премии в категории «Философские науки» за работу «Основы общей психологии» 1942.

После окончания гимназии Рубинштейн поступил в Московский университет на физико-математический факультет, где изучал математику, физику и химию.

Однако во время обучения он начал интересоваться психологией и решил сменить направление своей научной деятельности. В 1911 году Сергей Львович закончил университет с отличием и получил степень кандидата физико-математических наук. Он был принят в аспирантуру Московского университета, где продолжил исследования в области психологии и философии.

Под руководством выдающегося психолога Александра Михайловича Залкина Рубинштейн начал изучать актуальные проблемы психологии и разработал собственную теорию развития личности. Карьера и научные работы С. Рубинштейн был одним из ведущих российских психологов-экспериментаторов и он сыграл важную роль в развитии психологии в СССР.

Рубинштейн начал свою карьеру в 1914 году, когда он был назначен преподавателем в Казанском университете. Позже он работал в Московском государственном университете, где основал отделение психологии второго психологического института в России. В своих исследованиях Рубинштейн сфокусировался на понимании человеческого поведения и психических процессов в контексте социальной среды.

Он разработал концепцию «живого организма», которая описывает сложные взаимодействия между человеком и его окружением. Кроме того, Рубинштейн провел много исследований по проблемам обучения и развития ребенка. Он предложил теорию зон ближайшего развития, которая считается одной из основных концепций современной психологии.

Работы Рубинштейна в области психологии оказали значительное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной психологии. Его идеи активно внедряются в практику педагогики и лечебной психологии. Рубинштейн считается одним из основателей советской психологической школы.

Его научные работы останутся важными источниками для будущих поколений психологов, специалистов в области образования и психотерапии. Развитие психологической науки С. Рубинштейн внес значительный вклад в развитие психологической науки.

Он разработал теорию функциональных систем, которая стала важным фундаментом для понимания человеческого поведения и психических процессов. Рубинштейн активно исследовал такие важные темы, как восприятие, память, мышление и эмоции. Он выделил три основных компонента функциональных систем: деятельность, сознание и личность.

Он утверждал, что эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Рубинштейн также придал большое значение активной роли личности в ее взаимодействии с окружающей средой и осознанию ее собственных потребностей и целей. Рубинштейн разработал концепцию психологических систем, которая стала основой для изучения различных аспектов поведения и психических процессов.

Вопреки этому универсально верному тезису в самой действительности существует тип атомистических отношений, при которых люди присваивают себе право быть до известной степени самозамкнутыми. Но в концепции человека нельзя возводить эту превратную форму в норму, важно понять, что безразличие атомизированности разрушительно, нигилистично для человеческой сущности, чревато обращением человека в активное «ничто». Более того, взаимоотношение есть не только условие, необходимо дополняющее собой некую «необщительную» сущность, но гораздо больше — конституирующее собою, наполняющее собою саму сущность человека как субъекта. Когда мы выполняем последовательно и до конца требование «снять как неоправданную прерогативу первичность какого-нибудь одного, моего имя рек "я"», тогда же мы тем самым утверждаем первичность уз взаимности сравнительно с любым последующим обособлением. Но и не только исторически-генетически «существование моего "я" является производным от существования других», а еще и актуально, по содержанию жизни каждого оно включает в себя других и таким образом реально раскрывает родовое свойство человека». Более того, взаимность по бытию, или, по Рубинштейну, «реципрокность» между каждым личностным «я» и его другим, — включает в себя также и ценностные измерения. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии». А через них, как ближайших адресатов, субъект со-причастен и вообще всему бытию Универсума. Отсюда еще и обратимость этических и этически окрашенных человеческих отношений: «Человек существует как человек только через свое отношение к другому... Само универсальное его призвание первоначально адресовано ближнему другому как представителю всего остального Универсума.

Было бы неверно истолковывать обратимость меж-субъектных отношений в духе условно расчетливой сделки или корыстного, своемерного «договора» об использовании субъектами друг друга, подобно обратимости эквивалентных вещей. На самом деле речь должна идти совсем об ином — о креативно-свободном поступке, через который каждый ставит себя на место другого и даже более того — имеет в себе достаточно большой потенциал такой поставленности себя на место других и других на свое место, достаточный опыт взаимобытия и взаимопроникновения на ценностных уровнях, что не имеет ничего общего с вещной эквивалентностью, сделкой и т. Поэтому он имел все основания и право сказать достаточно категорично: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Агапическое всеприятие было для него вершиной между-субъектности. Приходится, однако, лишь сожалеть при этом, что у него воспроизводится дезориентирующее отождествление сострадания с позицией квиетизма. Именно по логике между-субъектности служение абсолютным ценностям приносит отнюдь не «обесценение жизни в этом мире», но напротив, единственно только и может в конечном счете оправдывать всякую «здешнюю» жизнь и всякое человеческое преуспеяние уже не как ограниченное и якобы самоцельное, но через его включенность в более высокий проблемный контекст. Только служение безусловным ценностям придает всему «здешнему» безусловный, свободный от своецентризма, духовный смысл. При сделанных оговорках концепция между-субъектности личностного мира человека, предложенная Рубинштейном, выступает как важное подспорье в современных теоретических и практико-педагогических поисках.

Рубинштейн сергей леонидович

Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. Первая статья, которую выпустил С. Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности. В 1922 г. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики.

В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности.

Автор затрагивает очень много тем, но язык, как говорилось, сух и мудрен. Мне часто казалось, что автор выражается то ли очень путанно, то ли слишком научно, но понять с наскока прочитанное не получается. И даже не с наскока тоже...

Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г.

Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» [3] Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии.

Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии».

Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны.

С л рубинштейн биография кратко Обновлено: 28.

В 1908 году он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. В 1922 году Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С.

Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 года должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 года — в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве. Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности.

На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание.

Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым. До 19 марта 1942 года Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов , во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. В 1945 году С. Сергей Леонидович Рубинштейн умер 11 января 1960 года.

С Л Рубинштейн и его вклад в психологию

5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче - Психологическая Газета "Золотая Лестница" Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ фото биография.
Биография С.Л. Рубинштейна Введение С. Л. Рубинштейн родился в Одессе, в высокообразованной, ассимилированной, но не отрекшейся от своего еврействав семье успешного адвоката.

Вы точно человек?

Следовательно, возлагая все надежды на то, что субъект всю свою креативность полностью и до конца «излил» и явил нам в свое детище и что это последнее изображает собою как на экране выявленную креативную жизнь своего автора, мы обречены подставлять на место не понятого нами первичного творчества автора вторичное со-творчество его адресатов, т. В действительности же ни объекты-вещи, ни произведения не в состоянии обладать достаточной многомерностью, чтобы в них выразилась вся полнота диалектики креативности. Установка на то, чтобы все уловить, все зафиксировать и все креативно-субъектное обрести во внешне-предметных формах, ошибочна. Исследовательское внимание к отделимым результатам творчества необходимо, но и само оно верно ориентировано только тогда, когда исходит из принципиальной недостаточности отделимых результатов. Со своей стороны, С. Рубинштейн гораздо последовательнее подчеркивал неотъемлемое и ни к чему внешнему нередуцируемое присутствие в креативном процессе того, что запечатлевается в структуре самого объекта-творца и что входит в его личностную историю, как достояние его пути.

Человек в творчестве прежде всего сотворяет этот свой судьбический путь и самого себя как путника. Поэтому и постольку оказывается в состоянии отделить от своего жизненного самодвижения и самосовершенствования некие результаты, относительно новые плоды своей внутренней креативной жизни. Главное — не заслонить внимание к наиболее конкретному и многомерному процессу и отношению, которые остаются присущими субъекту в его взаимосвязях, в его со-причастности всем другим и которые образуют собою первичный, определяющий «домен» креативности в человеке — «строительство» самого человека. Насколько это «строительство» опосредствует себя предметными формами и насколько нуждается в этом — другой вопрос. Заметим: речь идет не о преобразовании социальных объектов-вещей посредством изменения людей, где изменение и формирование людей — средство, но, напротив, о сугубо субъектном формировании и само-формировании — посредством также и предметных изменений.

Только при таком подходе открывается возможность постигнуть человеческое творчество таким, каково оно в себе и для себя, а не в его частичной и ущербной проекции. Именно в проблематике креативности острее всего сказывается ложность интериоризаторской установки на первичные прототипы, ибо из-за нее исчезает из поля зрения самая суть креативности: «строительство» самого субъекта. Но откуда же берется и почему складывается такая установка? Присмотримся к тому, как выглядит творчество в глазах тех, кто оказался на позициях, далеких и вполне чуждых атмосфере и духу креативности, — на позициях не-творчества, основанных на приобретении готового результата, в том числе из чужой деятельности. С таких позиций творчество видится исключительно сквозь его отчужденную полезность.

И судить о творческой деятельности тогда начинают «только по тому "прагматическому" эффекту, который она дает», — дает другим, не-творчеству. Тогда-то и утрачивается значимость всего того в креативности, что остается неотделимым от его процесса и отношения и что претворяется в «строительство» человеком самого себя, — утрачивается и целиком заслоняется внешним продуктом.

Профессор МГУ с 1942 г. В 1947 г. Ин-та философии. Обвинения были сняты в 1953 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд. Научная деятельность Сергея Леонидовича Рубинштейна Науч. Здесь он положил начало крупной науч.

Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским, К. Абульхановой-Славской и др. В 1942 за работу «Основы общей психологии» удостоен Сталинской премии. Основные публикации Сергея Леонидовича Рубинштейна 1.

Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1925 г.

Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 В 1930 г. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г.

В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года.

Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др.

Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии.

В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др. Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался.

Рубинштейн поддерживал творческие контакты с известными историками Е. Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В. Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С.

Эйзенштейном, физиком А.

Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна

Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 году, тогда же вышла его первая крупная статья «К проблеме метода», первая часть которой стала его докторской диссертацией. Начавшаяся Первая мировая война вынудила С. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 года он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете. В апреле 1919 года историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во многом благодаря отзыву, сделанному Н. В университете С.

Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 года — еще и курс «Введение в философию». После смерти Ланге С. Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 году он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил С. Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности».

В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности. В 1922 году Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.

Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков.

Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины.

Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г. Начавшаяся Первая мировая война вынудила С. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете. В апреле 1919 г.

В университете С. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. После смерти Ланге С. Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. Первая статья, которую выпустил С. Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности».

В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности. В 1922 г. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется.

Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики.

Этот период был успешным для его научной деятельности, став «периодом его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годы[ править править код ] В 1930 году переехал в Ленинград и, по приглашению Басова М. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики.

До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года. Второй «психологический» период: Москва, 1940—1950-е годы[ править править код ] Директор Института психологии с 1 октября 1942 по 1945 год [8] , профессор кафедры психологии МГУ с 13 октября 1942 года [8]. Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете.

Брат учёного, историк Н. Рубинштейн, в это время также подвергался «проработкам». С конца 1953 года участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране, журнала « Вопросы психологии » [11].

В 1954 году ученого восстановили в должностях. Однако гонения не прошли даром для Сергея Леонидовича. В январе 1960 года мужчина скоропостижно скончался. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Ученый похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Могила Сергея Рубинштейна Интересный факт: Рубинштейн относился к смерти без страха, свидетельство этому — цитата из книги философа «Человек и мир»: «Две есть в жизни прекрасные поры — годы юности и завершения жизни. Еще раз смятение чувств.

Великий перелом…» Косвенным подтверждением не сложившейся личной жизни Сергея Леонидовича, отсутствия у мужчины жены и детей является то, что в его могилу через 3 года похоронили прах брата Николая. Имена и годы жизни одесситов, ставших москвичами, высечены на могильном памятнике. Цитаты «Не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» 1935 и «Основы общей психологии» 1940, 1946. Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии 1942. В конце 1940-х годов в ходе антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных постов. Вошёл в первый состав редакционной коллегии журнала «Вопросы психологии». Досоветский период Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна 1894—1963. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода».

Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г.

Рубинштейн, Сергей Леонидович

Психология» Биография С.Л. Рубинштейна» Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна. Страница 1. Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 (18) июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. В период доминирования вульгарного социологизаторства Рубинштейн выступил с концепцией внутриличиостной детерминации поведения. Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. Введение. Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". 5) Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ.. 100 великих психологов
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Рубинштейн С.Л.. Книги онлайн
  • РУБИНШТЕЙН С.Л.

С. Л. Рубинштейн и его вклад в психологию. (1889 – 1960 г.г.) — презентация

Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Классический труд С. Рубинштейна «Основы обшей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. выдающегося теоретика, методолога, создателя философско-психологической субъектно-деятельностной концепции, талантливого организатора психологической науки.

С Л Рубинштейн и его вклад в психологию

Чем сложнее внутреннее, тем большей становится его роль в детерминации поведения. Внутренние отношения являются основой внешних отношений. На самых высших уровнях поведение определяется практически целиком внутренней позицией — мировоззрением человека. Так качественно усложняется соотношение внешнего и внутреннего: внутренние условия выступают как причины, а внешние причины как условия, как внешние обстоятельства. В новом понимании принцип детерминизма, распространенный на уровень человека, наполняется у Рубинштейна огромным этическим смыслом. В поступках человека главными являются моменты внутреннего самоопределения, верности себе при любых условиях, недопустимости одностороннего подчинения внешнему. Чем выше организм, тем больше роль внутреннего. Самый высокий план бытия — бытие человека. Важную роль в отношении к внешним воздействиям приобретают у человека ирония и Юмор. С помощью категорий юмора и иронии, как показывает Рубинштейн , устанавливается расхождение между объективной ситуацией и возможным отношением к ней. Юмор в отношении превратностей своей собственной судьбы позволяет увидеть что-то как не заслуживающее того, чтобы взять его всерьез, дает возможность отнестись к каким-то недостаткам с доброй улыбкой как, по выражению Рубинштейна, к проказам жизни.

В своих воспоминаниях он писал, что с какого-то времени Юмор распространяется на всю его судьбу. Отсюда юмористический аспект моего отношения к моей специальности «в психологии я случайный человек» Сергей Леонидович Рубинштейн , 1989, с. Рубинштейн выработал юмористическое отношение к драматическим эпизодам, которыми, к сожалению, была богата его жизнь. Рост собственной творческой силы — вот основа, на которой изживалась горечь и крепло добродушие, снисходительность юмора…» Там же. В книге «Человек и мир» он припомнил эпизод из своей биографии, который имел место в один из революционных дней его жизни в Одессе. В дом ворвалась вооруженная толпа. В доме перевернули все вверх дном, что-то искали и взяли из вещей. Трое молоденьких солдат пытались вынести из квартиры старинные напольные часы, которые стояли в вестибюле, что им никак не удавалось сделать. С улыбкой наблюдая за ситуацией, Сергей Леонидович призывает представить за комизмом происходящего всю сложность такого социального явления, как революция. Революцию нельзя рассматривать абстрактно, говорить о ней на языке громких лозунгов.

Простой человек воспринял революцию как время, когда рухнули все барьеры, пришла вседозволенность, выступившая, в частности, как в данном случае, в своей комической форме. Все, кому довелось общаться с Рубинштейном, отмечали, какое значение имели для них эти встречи. Так, философ В. Библер вспоминал о двух кратких беседах с ним. Важно отметить, что эти беседы состоялись по инициативе Сергея Леонидовича, хотя Библер и не был знаком с Рубинштейном. У Библера в Душанбе вышла небольшим тиражом книга «О системе категорий диалектической логики». Как он писал, для него это было время «дикого духовного одиночества». И вдруг — большое письмо от Сергея Леонидовича Рубинштейна В этом письме Сергей Леонидович внимательно и серьезно выразил свое отношение к содержанию книги и пригласил автора зайти к нему домой и поговорить. Примерно через месяц Библер оказался в Москве, и беседа состоялась. Библера поразила внимательность Сергея Леонидовича.

Мы почти не знали друг друга. Но это была одна из самых тяжелых потерь в моей жизни. Но те беседы, которые успели сбыться, продолжаются, разветвляются, работают где-то в глубине моего современного сознания и мысли» Библер, 1989, с. Так вспоминали о значении своих встреч с Рубинштейном все, кому посчастливилось их иметь. За всеми фактами из жизни С. Рубинштейна выступает масштабная личность этого выдающегося ученого и человека. Через всю жизнь он пронес нежную любовь к матери и почтительное отношение к отцу. С ранних лет его душа была открыта всему светлому и прекрасному. Он называл самым основным в ситуации своего развития болезнь отца и сознание , что другие взрослые нуждаются в его помощи.

Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется.

Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики... Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Басова, который по некоторым суждениям, в том числе и под влиянием статьи Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» с середины 20-х годов также начал разрабатывать проблему деятельности. Другими психологами эта проблема в то время не рассматривалась. Тогдашний директор Московского института психологии К. Корнилов — создатель реактологии учения о реакциях, а не о действиях и поступках — не пожелал сотрудничать с Рубинштейном и отказался принять его в свой институт. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций.

Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день.

Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли. В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов.

По свидетельству М. Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский.

Во-вторых, это обнаруживается не только там, где Рубинштейну удалось фундаментально и подробно, развернуто обосновать свои идеи, сколько там, где его идеи остались в состоянии предварительного, эскизно-тезисного изложения. Этим вовсе не умаляется роль Рубинштейна внутри психологической науки. Но самое ценное в его наследии все же заключено в его философских и общегуманитарных замыслах и тезисах. Эта идея внутренней глубинной со-причастности человека другим явно и неявно, идея сущностной взаимности в самой онтологии, т. Прежде всего эта концепция обладает острием, критически направленным против атомизации человека, именно против безразличной, самозамкнутой атомизации. Выключенный из первичной общности и взаимности индивидуум, «человек как абсолют, как нечто обособленное и замкнутое в себе — это не человек, не человеческое существо и, более того, это вообще не существо, это нечто не существующее — ничто».

Вопреки этому универсально верному тезису в самой действительности существует тип атомистических отношений, при которых люди присваивают себе право быть до известной степени самозамкнутыми. Но в концепции человека нельзя возводить эту превратную форму в норму, важно понять, что безразличие атомизированности разрушительно, нигилистично для человеческой сущности, чревато обращением человека в активное «ничто». Более того, взаимоотношение есть не только условие, необходимо дополняющее собой некую «необщительную» сущность, но гораздо больше — конституирующее собою, наполняющее собою саму сущность человека как субъекта. Когда мы выполняем последовательно и до конца требование «снять как неоправданную прерогативу первичность какого-нибудь одного, моего имя рек "я"», тогда же мы тем самым утверждаем первичность уз взаимности сравнительно с любым последующим обособлением. Но и не только исторически-генетически «существование моего "я" является производным от существования других», а еще и актуально, по содержанию жизни каждого оно включает в себя других и таким образом реально раскрывает родовое свойство человека». Более того, взаимность по бытию, или, по Рубинштейну, «реципрокность» между каждым личностным «я» и его другим, — включает в себя также и ценностные измерения. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии». А через них, как ближайших адресатов, субъект со-причастен и вообще всему бытию Универсума.

Отсюда еще и обратимость этических и этически окрашенных человеческих отношений: «Человек существует как человек только через свое отношение к другому... Само универсальное его призвание первоначально адресовано ближнему другому как представителю всего остального Универсума. Было бы неверно истолковывать обратимость меж-субъектных отношений в духе условно расчетливой сделки или корыстного, своемерного «договора» об использовании субъектами друг друга, подобно обратимости эквивалентных вещей. На самом деле речь должна идти совсем об ином — о креативно-свободном поступке, через который каждый ставит себя на место другого и даже более того — имеет в себе достаточно большой потенциал такой поставленности себя на место других и других на свое место, достаточный опыт взаимобытия и взаимопроникновения на ценностных уровнях, что не имеет ничего общего с вещной эквивалентностью, сделкой и т.

Самый высокий план бытия — бытие человека. Важную роль в отношении к внешним воздействиям приобретают у человека ирония и Юмор.

С помощью категорий юмора и иронии, как показывает Рубинштейн , устанавливается расхождение между объективной ситуацией и возможным отношением к ней. Юмор в отношении превратностей своей собственной судьбы позволяет увидеть что-то как не заслуживающее того, чтобы взять его всерьез, дает возможность отнестись к каким-то недостаткам с доброй улыбкой как, по выражению Рубинштейна, к проказам жизни. В своих воспоминаниях он писал, что с какого-то времени Юмор распространяется на всю его судьбу. Отсюда юмористический аспект моего отношения к моей специальности «в психологии я случайный человек» Сергей Леонидович Рубинштейн , 1989, с. Рубинштейн выработал юмористическое отношение к драматическим эпизодам, которыми, к сожалению, была богата его жизнь. Рост собственной творческой силы — вот основа, на которой изживалась горечь и крепло добродушие, снисходительность юмора…» Там же.

В книге «Человек и мир» он припомнил эпизод из своей биографии, который имел место в один из революционных дней его жизни в Одессе. В дом ворвалась вооруженная толпа. В доме перевернули все вверх дном, что-то искали и взяли из вещей. Трое молоденьких солдат пытались вынести из квартиры старинные напольные часы, которые стояли в вестибюле, что им никак не удавалось сделать. С улыбкой наблюдая за ситуацией, Сергей Леонидович призывает представить за комизмом происходящего всю сложность такого социального явления, как революция. Революцию нельзя рассматривать абстрактно, говорить о ней на языке громких лозунгов.

Простой человек воспринял революцию как время, когда рухнули все барьеры, пришла вседозволенность, выступившая, в частности, как в данном случае, в своей комической форме. Все, кому довелось общаться с Рубинштейном, отмечали, какое значение имели для них эти встречи. Так, философ В. Библер вспоминал о двух кратких беседах с ним. Важно отметить, что эти беседы состоялись по инициативе Сергея Леонидовича, хотя Библер и не был знаком с Рубинштейном. У Библера в Душанбе вышла небольшим тиражом книга «О системе категорий диалектической логики».

Как он писал, для него это было время «дикого духовного одиночества». И вдруг — большое письмо от Сергея Леонидовича Рубинштейна В этом письме Сергей Леонидович внимательно и серьезно выразил свое отношение к содержанию книги и пригласил автора зайти к нему домой и поговорить. Примерно через месяц Библер оказался в Москве, и беседа состоялась. Библера поразила внимательность Сергея Леонидовича. Мы почти не знали друг друга. Но это была одна из самых тяжелых потерь в моей жизни.

Но те беседы, которые успели сбыться, продолжаются, разветвляются, работают где-то в глубине моего современного сознания и мысли» Библер, 1989, с. Так вспоминали о значении своих встреч с Рубинштейном все, кому посчастливилось их иметь. За всеми фактами из жизни С. Рубинштейна выступает масштабная личность этого выдающегося ученого и человека. Через всю жизнь он пронес нежную любовь к матери и почтительное отношение к отцу. С ранних лет его душа была открыта всему светлому и прекрасному.

Он называл самым основным в ситуации своего развития болезнь отца и сознание , что другие взрослые нуждаются в его помощи. В своих воспоминаниях о годах учения в Марбургском университете он трогательно и с безграничным уважением отзывается о своих учителях — неокантианцах Поле Наторпе и Германе Когене. В его воспоминаниях о них отчетливо выступают различия в отношении к их учению и к ним лично. Он пишет об очаровании от лекций Когена и вместе с тем выражает неудовлетворенность и критическое отношение к философской системе этого мыслителя. Сергей Леонидович самостоятельно освоил философские воззрения Маркса и дал их блестящий анализ в статье 1934 г. В своих занятиях философией Рубинштейн размышляет над наследием выдающихся мыслителей прошлого — Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Канта.

Он не фиксируется на том, чего они не дали, но выделяет поставленные ими проблемы, раскрывает их этический смысл. В идеологических боях по поводу «Основ общей психологии», развязанных в конце 1940-х гг.

Рубинштейн С.Л.. Книги онлайн

Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. Введение. Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Тегижизнь и творчество а г рубинштейна, произведения рубинштейна список, рубинштейн с л рассматривал психику как тест, рубинштейн с л проблемы общей психологии 2015, рубинштейн клиническая психология. С. Л. Рубинштейн известный и неизвестный Исследуется жизненный путь Сергея Леонидовича Рубинштейна, проводится. Сергей Леонидович Рубинштейн — обществовед и психолог[1]. Карьера[править]. Сын юриста, один из 4-х детей в семье, брат видного историка. В 1908 году окончил Ришельевскую гимназию, в 1913 году — Новороссийский, и/или, в 1914 году — Марбургский университет.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • С.Л. Рубинштейн — Студопедия
  • Слайд 3: Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна
  • С.Л. Рубинштейн
  • Главное меню

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий