Роберт Гараев Cлово пацана. Роберт Гараев — журналист и писатель, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» (18+). 00:00 ИНТРО00:48 книга vs сериал «Слово пацана»/ работа на съёмочной ПЛОЩАДКЕ03:19 почему сериал «Зашёл» МНОГИМ04:50 романтизация бандитизма, критика и попыт. Читать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Книга правообладателя Individuum.
ТРАВМИРУЮЩИЙ ОПЫТ
- Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас» | Правмир
- Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 19702010-х онлайн - Роберт Наилевич Гараев
- Легенды, семья и игра
- Роберт Гараев - Слово пацана
- «Теперь ты считался пацаном»
«Слово пацана»: сколько правды в этом сериале? Почитали первоисточник
Кровь на асфальте", который снят на основе книги Роберта Гараева "Слово пацана. Роберту Гараеву 44 года. Он журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев планирует написать гид о женских бандах — «бабских конторах». Роберт Гараев выложена на , чтобы бесплатно читать онлайн без регистрации. Читать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Книга правообладателя Individuum. Роберту Гараеву 44 года. Он журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев
В 1991 году покинул ОПГ и переехал к отцу [4]. Когда с криминалом было покончено, Гараев поступил в Казанский университет , где получил образование историка [3]. Во время учёбы в университете подрабатывал диджеем [a] , за что в 2004 году получил статуэтку «Золотой Горгульи» в клубе «16 тонн» [5] [6]. В 2000 году переехал в Москву и стал редактором журнала «Ваш Досуг», для которого писал множество статей в разделе «клубы» [7].
Да и на самом деле, все это существовало не только в Казани. В Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Бугульме, а дальше все Поволжье — Йошкар-Ола, Ижевск, Чебоксары — там развитие городских криминальных группировок шло по аналогичному принципу. Причины — хрущевская амнистия, стремительная урбанизация, когда сельское население перетекало в город, шло интенсивное строительство новых районов. В Казани было много трущоб, из какой-нибудь криминальной Суконки в пятидесятые народ переезжал в район Теплоконтроль. Суконка же прославилась тем, что в конце 50-х там состоялась всесоюзная воровская сходка, а в XIX веке там татары с русскими дрались стенка на стенку. И, конечно, еще одна причина — полное общественное замалчивание проблемы. Организованной преступности в СССР якобы не было, а при этом в народе ходили зловещие легенды про банду «Тяп-ляп». Это была одна из первых, самых мощных казанских группировок, члены которой открыто ездили по городу с обрезами и стреляли в милицию. После этого 30 человек из «тяпляповцев» задержали, а двоих, совсем молодых, расстреляли. Все это поражало воображение. Первыми об этом рассказали по «Голосу Америки», и потом уже здесь, у нас, разразился скандал: «Что такое? Как проглядели? Вышло множество статей, тема стала широко обсуждаться, началась общественная дискуссия, но было поздно. Это даже стало местной достопримечательностью. Он — часть старого мира, человек, вернувшийся из мест заключения. В книге есть главы про таких вот представителей традиционного блатного мира с их уже несколько экзотичным жаргоном, выражениями типа «черный» или «красный» ход. Красными называли тех, кто сотрудничал с лагерной администрацией, а черными — тех, кто не работал, кто был против «системы». Кащей — уходящая натура, а его антагонист, Вова Адидас, он как раз человек новой эпохи. Он приходит с идеей, что нужно не асфальт делить, а заниматься бизнесом. Кем группировщики стали в новой жизни? Как ни странно, пока шли символические битвы за асфальт, насилие вообще никак не регулировалось, все были так или иначе включены в этот круг, каждый был либо участником, либо жертвой. А в 90-е войны переместились внутрь группировок, свои дрались со своими за куски экономического пирога. И тут уже люди не с арматурой бегали, а с огнестрелом. Кстати, киллеров группировщики считали беспредельщиками. Если ты убиваешь просто потому, что тебе за это платят, то ты мясник. Из тех, кто остался в группировках, кто-то стал сидельцем, кто-то спился, а сейчас в основном работают таксистами и строителями. Кто-то пошел в милицию, а единицы стали успешными предпринимателями, чиновниками. Я бы не сказал, что в группировках были люди, заранее предрасположенные к каким-то профессиям. Все как везде, процент талантливых людей здесь такой же, как в целом в обществе. Упадок в том числе и силовых институтов при поздней советской власти привел к тому, что государство утратило монополию на насилие и делегировало ее группировкам. При Андропове начались глухие молодежные протесты и поговаривали, что в КГБ даже был сформирован специальный отдел, занимавшийся всеми этими рокерами, хиппи, металлистами, брейкерами, которых официальная власть считала чужеродным элементом. Зато ребята, которые ходят в телогрейках и ботиночках-прощайках, считались социально близкими. Так почему бы не попробовать силами своей, пролетарской молодежи побороться с чужими? Говорят, что в 90-е у группировок были свои кураторы из силовых структур. Понятно, что в какой-то момент это все вышло из-под контроля. Одни считают, что с падением уровня жизни такое может начаться вновь, а другие — что это явление 80—90-х, которое уходит в прошлое и больше никогда не повторится. Но герои книги говорили, что научились отвечать за свои слова. Коммуникативные навыки — это в криминальном мире один из главных скиллов, так сказать. Ты должен не только драться, но и уметь «добазариться». Горы сворачивались именно дипломатией.
После успеха шоу издательство Individuum планирует допечатать еще 16 тысяч копий. Они появятся в магазинах в середине января. Business FM спросила у писателя Роберта Гараева об успехе сериала, о медиаволне, которую вызвал проект, и о дополнительных съемках: — Сколько бы ни звучало призывов запретить сериал, ограничить показ, мы все равно наблюдаем, что он продолжает выходить, Роскомнадзор не нашел нарушений. Вы как объясняете, что государственная машина на каком-то этапе, может быть, отступила? Это поучительное кино, оно не романтизирует, оно рассказывает правдиво о не очень далеком прошлом. Я думаю, что взрослые вспоминают себя, как они говорят, катаются на машине времени в свое время. Другое дело, что подростки смотрят, и тут, я думаю, родителям надо разговаривать, разъяснять. Вменяемые родители, я думаю, смогут объяснить подростку.
Комментарии С кого был списан Вова «Адидас»? Сериал «Слово пацана. Долгожданная, слитая, переснятая, но вышедшая в срок. Сериал рассказывает о криминальных группировках в Казани 80-х годов, к которым активно присоединялись подростки. Сериал основан на документальной книге журналиста Роберта Гараева, в которой разбирается так называемый «казанский феномен». Из-за того, что «Слово пацана» отчасти основано на реальных событиях, у сериальных героев есть прототипы. Крыжовников отмечал, что все герои, показанные в сериале, выдуманы, но за каждым стоит реальный прототип или история. Сама группировка «Универсам», в которой состоят главные герои, существовала в реальности — она была малочисленной, но жестокой. Известно, что в 90-е «универсамовские» крышевали местный рынок. При этом сериальная ОПГ — это, скорее, собирательный образ.
Роберт Гараев: кто такой автор «Слова пацана»?
Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев планирует написать гид о женских бандах — «бабских конторах». Роберт Наилевич Гараев читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на пк и телефоне. По словам писателя Роберта Гараева, одно время число группировок там доходило до 150. Автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев рассказал о том, какую жизнь вел после побега из банды группировщиков «Низы». Его цитирует
"Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х | Гараев считает, что в сериале «Слово пацана. |
«Слово пацана»: экс-участник ОПГ написал книгу о казанских бандитах // Новости НТВ | 00:00 ИНТРО00:48 книга vs сериал «Слово пацана»/ работа на съёмочной ПЛОЩАДКЕ03:19 почему сериал «Зашёл» МНОГИМ04:50 романтизация бандитизма, критика и попыт. |
«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников?
Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время | Культура «Слово пацана» интервью «Маскулинная культура в России была всегда». |
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас» | Правмир | Мы слышим слова пацанов, видим их души, читаем помыслы. |
«Конец мог бы быть любым»: автор книги «Слово пацана» о финале сериала - Экспресс газета | О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана». |
«Конец мог бы быть любым»: автор книги «Слово пацана» о финале сериала
Роберт Гараев, автор книги “Слово пацана”, по которой сняли одноименный сериал, рассказал любопытную вещь. книге "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" - Роберта Гараева. Чем закончились истории героев книги «Слово пацана» Роберта Гараева. Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд. Роберт Гараев Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. Достоинства и недостатки товара — Роберт Гараев "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" в отзывах покупателей, обзорах, видео и обсуждениях.
Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Термин «казанский феномен» появился в 1988 году в статье «Дрянные» мальчишки» журналиста Дмитрия Лиханова о беспределе, который творился в тот период в Казани. Молодежные группировки поделили между собой город, и каждое ОПГ представляла собой пародию на государство со своими законами и территориями. Правила, по которым жили пацаны, напоминали армейские, тюремные и даже пионерские. Роберт Гараев, который написал книгу про преступления казанских группировок в конце 80-х, сам два года проходил пацаном. Частично именно с него был списан герой сериала Андрей Пальто: «Я сам в 14 лет, это был 1989 год, попал в группировку, у меня был инсайдерский опыт. Хорошо, что не очень большой, около двух лет.
Книга же Роберта Гораева — чистой воды тру-крайм -документалистика, представляющая собой одновременно и исследование явления, и хронику событий, и автобиографию. Автор — журналист, использовавший для книги не только «показания» свидетелей, но и собственный опыт. В ранней юности он пару лет состоял в банде «Низы» и видел эту криминальную субкультуру воочию. К 14 годам в городе, где орудует более сотни банд, подростки либо присоединялись к одной из них, либо становились их жертвами. К счастью, по мере прочтения книги проясняется, что весь этот разгул подростковой преступности — явление скорее уникальное. И даже если какие-то современные подростки решат повторить «подвиги» из 80-х, то это станет не более чем отдельным криминальным эпизодом. Автор довольно глубоко исследует тему начиная с истории и традиций этих мест. Население Казани не моноэтничное, и ввести какие-то правила, чтобы избежать кровавых «ледовых побоищ» стенка на стенку, пыталась еще Екатерина II.
Незадолго до февраля 2022 года писатель раздумывал над выпуском документального комикса об участнице «бабской конторы», у которой он взял интервью, но потом проект «отошел на второй план». На каком жанре Гараев остановил свой выбор, он не уточнил. Книгу о женских бандах писатель подготовит для издательства Individuum, выпустившего «Слово пацана». Читали «Слово пацана.
Эта книга рассказывает о людях, для которых насилие стало образом жизни: они дрались и подвергались нападениям профессионально, ежедневно, безжалостно. Это парни, участники бесчисленных молодежных группировок, которые распространились по позднему Советскому Союзу. Первым городом, где это стало явлением массовым, была Казань.
В «Слове пацана» не будет счастливого конца: об этом намекнул сам автор книги
Они меня реально обманули. Наши интервью почикали и в конце вывели лжесоциолога. Он сказал: «Народ Татарстана против выхода этой книги. На презентациях будут приходить толпы протестовать». На тот момент книги еще не было ни в электронном, ни в бумажном виде. Естественно, никакой романтизации криминала там нет.
Книга у меня достаточно жесткая. Но протестная реклама работает — если запрещают, значит, там есть что-то прикольное. И скепсис, который мог быть у криминальных кругов, сменился на интерес: «Поддержим автора, раз тут про нас пишут и это запрещают». Это хорошо сработало. Еще до выхода сериала по меркам российского рынка книга прозвучала хорошо.
В Татарстане есть детский омбудсмен Ирина Волунец, и она как будто рекламный агент этого сериала. Она же самая первая кричала, что детям нельзя его смотреть. Не позволяйте детям его смотреть. А если посмотрели, то, дорогие родители, поговорите и объясните ребенку, что это такое. В итоге, кажется, она мою книгу прочитала, ко мне претензий не было.
У нас есть контакт в мессенджере, с Новым годом поздравляла. RU — Как ваши дети отреагировали на сериал? Ей это было интересно. Ей 16 лет, и она долго не начинала смотреть, пока весь класс у нее не стал говорить про убийство Ералаша и все такое. Она посмотрела, довольна и, конечно, радуется за папу.
Я знаю, что в классе особо не выпендривается. А вот 11-летний сын… Я ему три серии только показал. Дальше как-то жестковато для него. Он хвастается в школе — и правильно делает. Можно сказать, хипстер, длинные волосы, воспитан в правилах новой этики.
По поводу того, что сериал хотели запретить — это журналисты хайповали. Помните новость, что в Иркутске подростки якобы подошли к человеку и с вопросом «Ты откуда, чушпан? Я прочел тогда, у меня несколько часов, можно сказать, руки тряслись. Думал: «Какой кошмар мы наделали». А потом выясняется, что эти подростки сериал не смотрели и фразу не говорили.
Но журналистам было понятно — чтобы новость завирусилась, нужно приделать «Слово пацана». Подростки и криминал существуют всегда, но если приделать эту плашку, то история станет известна на всю страну. RU — В какой момент вам рассказали о съемках сериала по книге? Он сказал, что ему интересна тема, и мы начали работать. Кажется, это был 2021 год.
RU — В титрах вы указаны как консультант, рассказывали, как тогда одевались, говорили… — Нужен был очевидец. Мы с Андреем Николаевичем были самыми старшими на съемочной площадке. Он 1979 года, я — 1976-го. То есть мы были глазами людей, которые все это застали. Я сразу пошутил, что «чушпан» будет словом года.
Актерам массовых сцен кричат: «Так, чушпан-1, чушпан-2, чушпан-3». Не вкладывая отрицательной коннотации. А это в Казани обидное слово. А там в титрах, вне контекста. Но слово яркое.
Чего бы ему не побыть в лексиконе россиян? Фото: скрин 66. RU из титров — Вам за работу консультанта заплатили? Сумму можно разглашать? Не-не, я не богатый человек, совсем.
Во-первых, маскулинная культура в России была всегда, это основа нашего менталитета. Агрессивная «пацанская» субкультура с ее этикой и эстетикой — часть большой маскулинной культуры. Во-вторых, хрущевская амнистия, после которой на свободу вышло огромное количество заключенных, принесла в культуру очень много своеобразного колорита, появился особый фольклор, да и сами по себе эти освобожденные люди были весьма яркими и запоминающимися личностями. Низовая дворовая эстетика пропитывала жизнь всего Советского Союза, как рэп в наши дни. Это не могло не повлиять на становление пацанов и не войти в культурный код. Источник: иллюстрация книги «Слово пацана.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х» — Как избежать романтизации насилия при разговоре на эту сложную тему? Впрочем, сейчас никаких претензий у прокуратуры ко мне нет. Я думаю, что говорить о криминале надо честно. Когда ты открыто рассказываешь об этом явлении, о том, как трагично всё может закончиться для людей, связанных с ним, тогда не возникает никакой романтизации. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» А в искусстве нужно добиваться того, чтобы образы условных «бандитов» были выпуклыми, глубокими и убедительными, чтобы они не были просто злыми и беспредельными персонажами. Ведь бандиты — это часть жизни, это тоже люди, и чем достовернее отображаются их образы в литературе и кино, тем честнее разговор о преступности.
Без честности такой разговор был бы бессмысленным. Кто-нибудь из персонажей симпатичен вам? После нашумевшей пятой серии началась серьезная общественная дискуссия, люди стали вспоминать свое прошлое, размышлять над тем, хорошей была их жизнь или плохой. Это очень важный разговор. Я думаю, он обязательно приведет наше общество к необходимым выводам. Все они выпуклые, объемные, среди них нет однозначно хороших или плохих» Роберт Гараев, писатель Пожалуй, больше всех мне понравился Марат — это такой чертик из табакерки, харизматик, которому хочется подражать.
Благодаря ему главный герой сериала и попадает в группировку. Я «пришивался» к своей группировке по тому же сценарию — у меня был такой друг, я хотел быть на него похожим. Марат — самый сложный персонаж сериала, и все события, которые происходят с этим парнем, предельно драматичны.
Business FM спросила у писателя Роберта Гараева об успехе сериала, о медиаволне, которую вызвал проект, и о дополнительных съемках: — Сколько бы ни звучало призывов запретить сериал, ограничить показ, мы все равно наблюдаем, что он продолжает выходить, Роскомнадзор не нашел нарушений. Вы как объясняете, что государственная машина на каком-то этапе, может быть, отступила? Это поучительное кино, оно не романтизирует, оно рассказывает правдиво о не очень далеком прошлом. Я думаю, что взрослые вспоминают себя, как они говорят, катаются на машине времени в свое время. Другое дело, что подростки смотрят, и тут, я думаю, родителям надо разговаривать, разъяснять. Вменяемые родители, я думаю, смогут объяснить подростку.
Хотя я разговаривал с подростками, задавал им разные вопросы о том, как воспринимают. Они говорят, что после пятой серии точно никакой романтизации не видят.
Потому что одноименный сериал я не смотрела, но все же он добрался и до меня. Скорее сыграло любопытство, потому что живя какое-то время в Казани - я краем уха слышала, какой криминальный город это был раньше, и про леовое побоище, и про перевернутый автобус. Поэтому все же я взглянула сериал, совмещая его с прочтением данной книги.
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»
Читать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Книга правообладателя Individuum. Гараев считает, что в сериале «Слово пацана. Во-первых, Гараев репостнул видео поклонника, который прямо заявил, что читал произведение Роберта и считает его прототипом героя Леона. Роберт Гараев о своей книге и сериале «Слово пацана».
Читайте также
- В «Слове пацана» не будет счастливого конца: об этом намекнул сам автор книги
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Гараев - Google Книги
- "Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки - 16.12.2023 |
- «Конец мог бы быть любым»: автор книги «Слово пацана» о финале сериала - Экспресс газета
Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений. С другой стороны, современные группировки — уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне. Как я писал эту книгу Казанский феномен — тема достаточно изученная. О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок.
Это книга-документалка, основанная на реальных историях тех самых людей, что были причастны к тем знаменитым "асфальтовым войнам". И, честно говоря, это было действительно жутко читать. Само понимание, что герои этой книги в свое время считали нормальным проломить человеку череп просто за то, что он зашел на чужую улицу.
Первоначально было напечатано всего 2 тысячи экземпляров. После успеха шоу издательство Individuum планирует допечатать еще 16 тысяч копий. Они появятся в магазинах в середине января.
Business FM спросила у писателя Роберта Гараева об успехе сериала, о медиаволне, которую вызвал проект, и о дополнительных съемках: — Сколько бы ни звучало призывов запретить сериал, ограничить показ, мы все равно наблюдаем, что он продолжает выходить, Роскомнадзор не нашел нарушений. Вы как объясняете, что государственная машина на каком-то этапе, может быть, отступила? Это поучительное кино, оно не романтизирует, оно рассказывает правдиво о не очень далеком прошлом. Я думаю, что взрослые вспоминают себя, как они говорят, катаются на машине времени в свое время. Другое дело, что подростки смотрят, и тут, я думаю, родителям надо разговаривать, разъяснять.
Спустя 30 лет он решил разобраться, откуда взялся казанский феномен — полторы сотни подростковых группировок, которые сначала «делили асфальт» в драках район на район, а затем начали массово истреблять себе подобных — и как вспоминают те тяжелые дни сами участники событий, бывшие сотрудники полиции, адвокаты и обычные жители города, затронутого страхом и жестокостью. Это единственная книга, составленная из голосов выживших — и тех, кто желает рассказать правду. Про казанские уличные группировки слышали многие.