Игровая деятельность в детском саду Средняя группа 4-5 лет От рождения до школы Пособие Губанова НФ 0+. Account Options. Рисование в старшей группе на тему игрушки. Особое значение в старшей группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.
Рисование осенними цветами вдохновляет старшую группу детского сада «Комарова»
Сказать детям, что они будут рисовать кто что захочет. Предложить выбрать нужные материалы. Вопросами и советами помогать детям лить, что, как и где будет на рисовано. Тем, кто будет затрудняться в выборе темы, напомнить, что окружает детей, что интересногo они видели. В процессе рисования поощрять интересный замысел, использование характерных деталей.
Бумага различная по размеру и цвету, акварель, цветные карандаши, цветные восковые мелки. Прогулки и экскурсии. Чтение книг, разучивание стихотворений, пение песен, игры детей. Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции.
Использовать усвоенные приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления. Рассмотреть фигуpy девочки игрушки в зимней одежде. Уточнить форму частей, последовательность и приемы лепки. В процессе работы напоминать о правильном соединении частей.
Направлять внимание детей на более точную передачу формы частей, их расположения, пропорций. Наблюдения на прогулках, рассматривание детей в зимней одежде. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой.
Придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение.
Показать 2—3 образца снежинок, рассмотреть их, уточнить построение узора. Сказать, что основу лучики нужно передать всем, а затем украсить по своему желанию. Уточнить прием рисования тонких линий концом кисти, спросив об этом детей. Образцы убрать, предложить рисовать.
В конце занятия все работы рассмотреть, вместе с детьми выбрать наиболее симметричные и тонкие узоры. Гуашь белая, бумага темная в форме розеты. На прогулке рассматривать снежинки, узоры на окнах. Учить детей делать поздравительную открытку, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение.
Продолжать учить одинаковые части вырезывать из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать воображение, эстетическое восприятие. Предложить детям подумать, как можно украсить поздравительную открытку к Новому году.
Похвалить детей за интересные ответы. Показать 3—4 новогодние открытки с простыми изображениями. Предложить детям самим сделать поздравительную открытку. В конце занятия все открытки рассмотреть, предложить каждому выбрать ту, которую ему хотелось бы получить; объяснить свой выбор.
Половина листа бумаги, со гнутая пополам открытка , белого или любого мягкого тона на выбор , наборы цветной бумаги. Подготовка к новогоднему празднику. Украшение елки вместе с детьми. Рассматривание елочных украшений.
Организация выставки новогодних открыток с сюжетами, доступными для изображения детьми. Лепка по замыслу Программное содержание. Учить детей задумывать содержание лепки. Доводить замысел до конца, добиваться более полной и точной передачи формы предмета, его строения, частей.
Meтодика проведения занятия. Предложить детям подумать, что они хотят вылепить. Обсудить последовательность и способы выполнения 2—3 названных изображений. Поощрять самостоятельность замысла.
Учить передавать впечатления от новогоднего праздника. Создавать в рисунке образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства чувство ритма, чувство цвета Методика проведения занятия.
Уточнить строение елки, способы передачи пушистых веток, возможные украшения. В конце занятия все рисунки рассмотреть, предложить выбрать самые нарядные елки: отметить разнообразное расположение игрушек и красивое сочетание цветов. Гуашь Лист бумаги белого, цвета или любого мягкого тона. Подготовка к новогоднему празднику в детском саду и участие в утреннике.
Январь Лепка. Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры.
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения. Вспомнить с детьми, кто приходил к ним в гости на елку. Рассмотреть игрушку Снегурочку.
Уточнить, спрашивая детей, форму ее одежды, частей тела, их величину и расположение. Подчеркнуть, что на Снегурочке красивая шубка, шапочка, сапожки. Уточнить последовательность лепки. В процессе работы направлять внимание детей на более точную передачу пропорций.
Тем, кто вылепит Снегурочку, предложить украсить ее одежду. Все вылепленные фигурки поставить на стол, рассмотреть, вместе с детьми выбрать наиболее выразительные. Игрушка Снегурочка. Глина, доски.
Подготовка к новогоднему празднику в детском саду, участие в утреннике, лепка Снегурочки и Деда Мороза из снега во время прогулки. Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника. Рисовать 1, 2 и более предметов, объединенных общим содержанием. Передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности.
Учить красиво располагать изображения на листе бумаги. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Поговорить с детьми о празднике. Уточнить, что было интересного, спросить, кому что понравилось, кто что хотел бы нарисовать.
В процессе разговора направлять детей на обдумывание того, как лучше нарисовать задуманное. В ходе работы помогать детям советом, напоминанием полнее выразить тему. В конце занятия все рисунки рассмотреть, выбрать наиболее интересные. Бумага любого бледного тона разного формата, акварельные краски, белила, палитры.
Разговоры с детьми о празднике в детском саду. Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое рукава, штаны Петрушки.
Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали шапку, пуговицы и др. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета. Вспомнить с деть ми нарядных, веселых Петрушек на празднике.
Предложить вы резать и наклеить разных веселых Петрушек у елки. Уточнить части тела Петрушки по игрушке или образцу. Вызвать кого либо для показа приема вырезывания одинаковых частей из бумаги, сложенной вдвое. Напомнить, что показывать надо медленно, сопровождая действия объяснением.
При наклеивании изображений на общий лист советоваться с детьми о том, красиво ли сочетаются костюмы Петрушек по цвету. Бумага разного цвета для костюмов Петрушек. Большой лист бумаги с вырезанной елкой, на который будут наклеивать изображения. Листочки обычной цветной бумаги для украшения.
Подготовка к празднику, проведение утренника в детском саду, разговоры о елке. Учить детей изображать несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами цветными мелками.
Поговорить с детьми о том, как они гуляют на участке детского сада. Уточнить на примере детей возможные простые движения во время прогулки: везет санки, поднял снежок, протянул руку за лопаткой и т. Предложить на белой бумаге снег нарисовать фигуры гуляющих детей. На втором занятии дети дорисовывают фигурки людей, кусты, деревья.
В ходе работы поощрять интересные дополнения рисунка. Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций. Закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки.
Учить передавать простые движения фигуры. Вспомнить с детьми песенку, стихотворение про зайчика. Уточнить приемы лепки. Предложить вылепить зайчишек и придумать, что чей зайка делает.
Направлять внимание детей на использование правильных приемов лепки. Поощрять интересный замысел. Чтение сказок, стихотворений, пение песенок, рассматривание иллюстраций. Развивать цветовое восприятие.
Учить подбирать оттенки одного и того же цвета, составлять красивую композицию, располагая цветке учетом oттенков. Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Уточнить с детьми цвета бумаги, определить их оттенки. Предложить вырезать и наклеить цветы из бумаги одного цвета, но разных оттенков.
Предоставить детям свободу расположения цветов венок, букет, гирлянда , но обязательно по степени усиления или ослабления тона в венке от середины или к середине. Цветы дети могут вырезать каждый по-своему. В конце занятия все работы рассмотреть, определить красоту цветового решения мягкие переходы от одного к другому оттенку. Цветная бумага 3—4 цветов по 3—4 оттенка каждого.
Организация дидактических игр на определение цвета и оттенков. Рассматривание предметов и игрушек. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи Программное содержание. Знакомить с городецкой росписью.
Развивать художественный вкус, учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками. Рассмотреть с детьми изделия, расписанные городецкими мастерами. Определить, спрашивая детей, элементы, составляющие узор, его колорит. Затем показать детям образец того узора, который они должны рисовать очень простой, состоящий из двух бутонов и листьев.
Уточнить порядок работы. В процессе ее обращать внимание на использование правильных приемов рисования кистью и красками. Гуашь соответствующих городецкой росписи оттенков, полоски бледно-желтой бумаги. Рассматривание предметов декоративного искусства.
Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умение лепить человека и разнообразных животных. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Учить передавать образы гостей на новогоднем празднике.
Развивать память, воображение. Напомнить о празднике. Поговорить с детьми о внешнем виде участников праздника — Деда Мороза, Снегурочки, зверушек их строение, велина, форма. Уточнить, как их можно вылепить.
Следить за работой детей, направлять На выразительное решение передать позу, характерные детали. По окончании все изображения рассмотреть. Выбрать наиболее интересные. Глина, стеки, доски.
Разговоры с детьми о празднике елки. Учить детей создавать в рисунке образы литературных произведений. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, точнее передавать пропорции и характерные детали.
Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами. Вспомнить, о чем рассказывается в книге «Машины на нашей улице». Уточнить внешний вид форму, величину, расположение частей разных машин. Предложить детям подумать, кто какую машину хочет нарисовать.
В конце занятия все рисунки выставить на доске, Всем вместе выбрать лучшие, предложить авторам рассказать о Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Чтение книг М. Ильина и Е. Сегал, наблюдения за работой разных машин на улице, игры в игровом уголке.
Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Уточнить с детьми названия цветов и оттенков.
Предложить вырезать стайку красивых рыбок разных оттенков одного цвета кто какого хочет и красиво их наклеить, расположив в определенной системе по цвету. Бумагу подготовить так же, как для занятия «Красивые цветы». Знакомство с оттенками цветов в одежде, игрушках, в окружающей обстановке. Учить детей передавать в рисунке образ котенка.
Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками или цветными восковыми мелками. Развивать образное восприятие и воображение. Рассмотреть с детьми игрушку котенка. Вспомнить стихотворение «Усатый-полосатый».
Привлечь внимание к отдельным эпизодам доступным детям для изображения. Уточнить последовательность рисования. В конце занятия все работы рассмотреть, предложить детям выбрать те, где изображены интересные эпизоды сказки. Гуашь или цветные восковые мелки, бумага размером в альбомный лист.
Чтение стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый». Воспитывать стремление задумывать интересное содержание своей лепки, доводить начатое дело до конца. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки.
Воспитывать инициативу, самостоятельность, творчество. Поговорить с деть ми о том, что они многое могут лепить: посуду, людей, животных, игрушки. Предложить подумать и слепить кто что захочет, по советовать придумать что-нибудь интересное, что раньше не лепили. Игры детей, чтение и рассказывание сказок, наблюдения в живом уголке и т.
Продолжать развивать представление детей о городецкой росписи, умение создавать узор по ее мотивам, используя составляющие ее элементы и колорит. Закреплять приемы рисования кистью и краской. Развивать эстетическое восприятие. Рассмотреть с детьми предметы, расписанные городецкими мастерами 1-2 , уточнить колорит, элементы, составляющие узор, способы его создания.
Предложить детям нарисовать узор на полоске с большим цветком в середине, с бутонами и листьями по краям. Определить последовательность работы. В процессе рисования направлять внимание детей на передачу особенностей композиционного, цветового и поэлементного строя городецкого узора. Те же, что и для предыдущего занятия декоративным рисованием.
Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных. Учить выбирать для рисования материал по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала.
Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей. Предложить детям нарисовать животных, которые им больше всего нравятся. С отдельными детьми, которым трудно осуществить свой замысел, вспомнить форму, строение, пропорции животного если понадобится, показать игрушки или картинки, изображающие животных.
В конце занятия все рисунки рассмотреть, обсудить с детьми, предложить им выбрать те, где хорошо похоже, с передачей характерных особенностей изображены животные, объяснить свой выбор. Карандаши, мелки, акварель, чтобы дети могли выбрать по своему желанию; листы бумаги разной величины для работы карандашом — поменьше, для рисования красками, цветными мелками — побольше. Работа в уголке природы, рисование и лепка животных, рассматривание иллюстраций. Февраль Рисование.
Учить детей создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение одно дерево на всем листе. Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш мелок для передачи более светлых и более темных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности как средство выразительности. Уточнить впечатления детей, полученные во время наблюдений на прогулках, при рассматривании иллюстраций.
Сказать детям, что надо рисовать развесистое дерево. Предложить выбрать цветной карандаш. Спросить детей, все ли ветки дерева одинакового цвета, какие веточки кажутся светлее. Уточнить, как это передать в рисунке.
Карандаши цветные восковые мелки , бумага белая или любого бледного тона размером в альбомный лист. На прогулках обращать внимание на то, какие развесистые большие деревья, какими кажутся толстые и тонкие ветви по цвету, рассматривать иллюстрации, peпродукции с изображением деревьев. Учить изображать животных, передавая их характерные особенности тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост. Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приемом прижимания и cглаживания мест скрепления.
Обследовать игрушку щенка, спросить детей о форме и положении частей; их величине. Вместе с детьми определить последовательность лепки. Предложить всем подумать, в какой позе каждый будет лепить щенка. В процессе работы обращать внимание на использование разнообразных приемов, поощрять стремление детей добиваться большей точности изображения всех частей.
Наблюдения на прогулках, чтение книг, разучивание стихотворений о собаках, щенках, рассматривание иллюстраций в книгах. Продолжать знакомить детей с характером городецкой росписи — ее колоритом, составными элементами, закреплять умение расписывать, располагать узор на квадрате, развивать чувство ритма, чувство композиции. Рассмотреть не сложные узоры городецкой росписи, предложить детям выделить основные элементы, определить их цвет и назвать приемы создания дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя. Вспомнить с детьми, как размещается узор на квадрате.
Бумага бледно-охристого цвета размером 15x15 см, гуашь. Изделия городецких мастеров. Рассматривание предметов городецкой росписи. Упражнять детей в изображении человека, в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы.
Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека руки внизу, вверху одна рука вверху, другая внизу и т. Закреплять умение симметричные части вырезывать из бумаги, сложенной вдвое брюки. Рассмотреть с детьми картинку или игрушку, изображающую человека в матросской форме. Уточнить форму и расположение частей.
Уточнить приемы вырезывания, последовательность создания изображения по частям. В процессе занятия помогать затрудняющимся детям, напоминать последовательность работы, приемы вырезывания. Беседы о Советской Армии, рассматривание иллюстраций. Учить детей рисовать человека, передавая характерные особенности костюма, позы.
Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать интерес и уважение к Советской Армии. Уточнить одежду и позу пограничника, солдата, стоящего на посту.
Используя иллюстрации, определить композицию рисунка, приемы рисования простым и цветными карандашами. Обратить внимание детей на аккуратное закрашивание. Разучивание стихов, песен о Советской Армии; беседы с детьми о Советской Армии. Учить детей лепить животных, передавая характерные особенности: форму тела, головы, лап, их расположение.
Закреплять умение лепить предметы из целого куска и отдельных частей, умение создавать изображения разной величины, в разном положении. Поставить перед детьми игрушку собаку, предложить рассмотреть ее.
Развивать декоративное творчество детей в том числе коллективное. Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы рисунки, лепку, аппликации , радоваться достигнутому результату.
Рисование «деревья в инее» т. Комарова, стр. Деревья в инее рисование в старшей группе Комарова. Рисование в подготовительной группе элементы хохломской росписи. Рисование «по мотивам хохломской росписи» т. Рисование Золотая Хохлома в старшей группе Комарова.
Золотая Хохлома старшая группа. Наша любимая подвижная игра рисование в подготовительной группе. Рисование в подготовительной группе Комарова. Рисование в подготовительной группе наша любимая игра. Рисование в старшей группе Комарова. Рисование яйца в средней группе. Яички простые и золотые рисование в средней группе.
Рисование яйцо простое и золотое в средней группе. Рисование яичек в средней группе. Рисование Снегурочка в средней группе. Рисование Снегурочка старшая группа. Занятие рисование Снегурочка в средней группе. Рисование Снегурочки в старшей группе. Рисование в подготовительойтнруппе.
Писовеие в подготовительной группе. Рисование в подготовительной группе. Рисование в подготовительной груп. Рисование птицы в средней группе. Аппликация в средней группе птичка на веточке. Птица с элементами аппликация рисования. Рисование птичка на ветке средняя группа.
Рисование в среднеймгруппе. Рисование в средней группе на тему Весна. Рисование Весна средняя группа. Рисование в ср гр. Комарова, с. Рисование в средней группе елка зимой. Рисование в средней группе зима.
Рисование в старшей группе елочка зимой. Нетрадиционное рисование в младшей группе осень. Нетрадиционное рисование в младшей группе детского сада. Нетрадиционное рисование в младшей группе детского сада осень. Нетрадиционные техники рисования в 2 младшая группе осень. Деревья в нашем парке рисование старшая группа Лыкова. Рисование деревья в нашем парке.
Рисование деревьев в старшей группе. Рисование деревья в нашем парке средняя группа.
Сказать, что собаку нужно лепить со щенком. Предложить подумать, как собака со щенком будут расположены стоят, лежат и т. Глина или пластилин, игрушка собачка. Рассматривание картин, наблюдения на прогулках. Закреплять умение пере давать в рисунке картины природы. Познакомить с приемами рисования сангиной. Закреплять приемы рисования гуашью всей кистью и концом. Вспомнить с деть ми, какие красивые стояли деревья в лесу, в парке, на участке детского сада в инее.
Показать детям палочки сангины и приемы рисования ими. Обратить внимание на то, что caнгина хрупкая, ее нельзя сильно сжимать в пальцах и сильно нажимать ею на бумагу. При показе приемов-рисования подчеркнуть, что сангина красиво передает шершавую кору деревьев. Бумага любого бледного тона размером в альбомный лист или чуть больше, сангина, гуашь белила если нет сангины дать гуашь. Наблюдения на прогулках, экскурсия. Рассматривание иллюстраций, репродукций и картин художников. Учить вырезывать и наклеивать предмет, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы круглой, прямоугольной и др. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе бумаги. Предложить по думать, в какую погоду и в какое время плавают корабли, кто как будет изображать. Выбрать в соответствии с этим фон для работы.
Предложить подумать, как можно вырезать корабль. Вызвать кого-нибудь к столу и попросить показать приемы вырезывания всем детям. Дать название формы трапеция , объяснить, что это за форма две стороны прямые, две косые. Спросить детей, что еще бывает такой формы, В конце занятия попросить детей выбрать наиболее выразительные работы. Цветная бумага для вырезывания кораблей. Бумага разного цвета для моря на выбор. Подобрать картинки с изображением пароходов, рассмотреть их с детьми, прочитать детям стихотворения, рассказы о кораблях. Рисование фриза. Учить детей создавать часть общей композиции по мотивам украинской расписной керамики. Учить сочетанию цветов светлых и темных, используя для рисования ограниченную гамму в коричневато-желто-зеленых тонax.
Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью всем ворсом, концом. Рассмотреть цветы на керамике. Обратить внимание на цветовой строй орнаментов. Подчеркнуть красоту узора при ограниченных сочетаниях цвета. Уточнить приемы создания цветов в орнаменте. Вместе с детьми находить место их изображения в общей композиции. Получившийся фриз использовать для оформления группы. Небольшие квадраты желтого и светло-коричневого цвета, гуашь, палитры. Керамические изделия если не удастся найти украинскую расписную керамику, можно использовать любую роспись цветами, но и в этом случае соблюдать цветовую гамму рассматриваемого узора.
Рассматривать имеющиеся в группе керамические вазы. Учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания, оттягивания; добиваться сходства по форме и пропорциям; тщательно сглаживать поверхность. Рассмотреть с детьми керамический горшочек круглый с небольшим горлышком , определить его форму и характерные особенности внизу небольшое донышко, вверху — горлышко. Уточнить приемы лепки опрашивая детей. Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей одежда, поза , относительной величины фигуры и частей. Учить хорошо располагать изображение на листе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами цветными восковыми мелками. Уточнить с детьми, в какой, позе можно изобразить пограничника с собакой: стоит на посту, идет по следу, учит собаку и т. Предложить подумать о содержании своего рисунка и начать рисовать. Сказать детям, чтобы рисовали крупно, во весь лист.
Следить за тем, чтобы они использовали правильные приемы работы простым и цветными карандашами. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши, простой графитный карандаш или цветные восковые мелки. Подготовка ко Дню Советской Армии. Чтение книг, разучивание песен. Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу, соблюдая условие использовать разные оттенки одного цвета. Развивать чувство композиции, цвета, творчество, эстетическое восприятие, воображение. Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения. Предложить детям вырезать и наклеить красивые коврики. Уточнить возможное рас положение узора на квадрате, знание оттенков цвета. Сказать о создании узора в одной цветовой гамме, прибавляя зеленый травка, листья.
Предложить детям подумать, кто в какой гамме будет создавать узор, в соответствии с этим подобрать бумагу для вырезывания и наклеивания. Проверить выбор и дать возможность заменить в случае необходимости. Набор цветной бумаги по 3-4 оттенка каждого цвета, квадраты бумаги размером 18x18 светлых тонов. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства. Учить детей рисовать картинку по сказке передавать характерные особенности предмета, используя разные технические средства цветные карандаши, сангину , разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Закреплять умение хорошо располагать изображения на листе. Учить рисовать сангиной. Вспомнить с детьми, какие домики построили три поросенка. Поговорить о характерных особенностях каждого из соломы, прутьев, камней. Уточнить с детьми, как рисовать домики, чтобы было видно, что они из разных материалов.
Показать способы работы сангиной. Уточнить, что все домики имеют стены, крышу, окошки. По мере выполнения изображения предложить нарисовать лес, траву, цветы. Напоминать, как использовать разные материалы и характер штрихов для создания выразительного образа. Цветные карандаши, сангина, бумага мягкого тона размером в альбомный лист. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Развивать умение самостоятельно задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Предложить вылепить любимые персонажи сказок. В процессе занятия напомнить детям о выразительном изображении передать позу, движение фигуры. Рисование по желанию.
Учить детей задумывать содержание своего рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения. Развивать фантазию, творческую активность. Закреплять технические умения и навыки рисования разными материалами. Предложить подумать, кто что хотел бы нарисовать, какой для этого нужен материал бумага, карандаши, цветные мелки, краски , помочь детям в выборе материала. Все рисунки вывесить в вестибюле, вечером рассмотреть их вместе с детьми и родителями. Бумага разных мягких тонов, цветные карандаши, восковые мелки, краски. Игры, занятия, чтение книг, просмотр диафильмов, вечера досуга в детском саду. Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять ранее усвоенные приемы вырезывания. Учить выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор.
Воспитывать активность, самостоятельность. Поговорить с деть ми о том, какую картинку они могли бы вырезать и наклеить. Если дети будут затрудняться, назвать 2—3 несложных сюжета например, домик, около него растет дерево, цветок; цветы красивые расцвели в траве, светит солнышко, самолеты летят по небу и др. Темы называются лишь как примерные, поэтому обязательно нужно сказать детям, что картинки могут быть и другие; каждый ребенок сам выбирает и придумывает картинку. В процессе работы поощрять самостоятельность и активность, правильное вырезывание, аккуратное наклеивание, красивое рас положение на листе. По окончании занятия все работы выставить на доске и рассмотреть, выбрать наиболее интересные, красивые. Лист цветной мягкого тона бумаги, набор цветной бумаги. Игры и занятия в детском саду, наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций. Март Лепка. Учить детей лепить кувшин из комка глины в форме шара с высоким горлышком, используя приемы оттягивания, вдавливания.
Учить сглаживать поверхность при помощи смоченных в воде пальцев. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме. Сказать детям, что они будут лепить кувшинчик в подарок маме. Рассмотреть с детьми разные кувшинчики, уточнить их форму, предложить вы лепить любой на выбор. Вспомнить с детьми приемы лепки, сглаживания поверхности. Сказать, что потом будут расписывать кувшинчик, который подарят маме. Связь занятия с другими сторонам воспитательной работы. Подготовка к празднованию 8 марта. Беседы о маме, чтение книг. Выставка керамических изделий.
Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения "рук во время упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Уточнить, какие движения делают дети на зарядке. Вызвать одного ребенка к столу, определить вместе с детьми относительную величину головы, туловища до пояса, нижней части, ног, рук. Обратить внимание на разное положение прямых рук и согнутых в локтях. Обговорить последовательность изображения. Все рисунки рассмотреть, предложить детям выбрать те, в которых хорошо передано движение фигуры. Белая бумага, графитный и цветные карандаши. Наблюдать детей на занятиях физкультурой другой группы. Побеседовать, зачем надо делать зарядку, заниматься физкультурой.
Учить детей расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. Вспомнить с детьми, как расписывается глиняная посуда: какие используются цвета красок и элементы узора. Предложить детям подумать, какой узор они выберут, как украсят свой кувшинчик. Направлять на использование разнообразных приемов работы всей кистью и ее концом. Вылепленные детьми кувшины. Готовые керамические изделия, украшенные узором. Продолжать учить детей вырезывать изображения симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительно-двигательную координацию. Закреплять навыки аккуратного наклеивания. На этом занятии используется та же методика, что и при вырезывании бокальчика.
Когда дети наклеят кувшинчик, тем, кто успеет, можно предложить вырезать и наклеить цветы, ветки или украсить кувшинчик. Половина альбомного листа бумаги — фон, набор цветной бумаги. Учить детей рисовать фигуры людей, правильно пере давая их пропорции и различия по величине взрослый человек и ребенок. Закреплять умение изображать простейшие движения фигуры, хорошо располагать фигуры на листе бумаги. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное. Поговорить с деть ми о празднике 8 Марта. Предложить нарисовать картинку о том, как они вручают маме цветы. Уточнить относительную величину на ребенке и воспитателе взрослого и ребенка, положение фигуры ребенка, протягивающего цветы. Поговорить о рас положении фигур на листе. Напомнить о том, чтобы рисовали крупно.
Посоветовать детям, которые не могут нарисовать фигуры сразу краской, прорисовать их карандашом. Альбомный лист бумаги, гуашь или акварель, простой карандаш. Поговорить о том, как поздравили маму. Спросить, кто дарил цветы. Заранее побеседовать об этом с папами. Учить детей передавать в лепке несложные сценки. Объединять фигуры общим содержанием. Учить устанавливать фигуры на подставке. Закреплять умение передавать несложные движения фигур. Предложить детям вылепить двух играющих мишек.
Поговорить о том, как могут играть мишки, как это изобразить. Напомнить, что фигуры нужно установить на подставке. Все вылепленные детьми фигуры рас смотреть. Спросить, какие движения передали дети. Отметить наиболее интересные. Игры детей с игрушками. Наблюдение фигур людей, детей в движении. Рассматривание иллюстраций про животных. Упражнять детей в вырезывании симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительно-двигательные координации.
Воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности. Закреплять композиционные умения. Сказать детям, что они будут вырезывать и наклеивать вазу с ветками. Спросить, как нужно вырезывать вазу из бумаги, сложенной вдвое. Вызвать кого-нибудь из детей для показа способа изображения. Предложить каждому вырезать какую он захочет вазу и красиво наклеить на листе, затем вырезать ветки. Листы бумаги мягкого тона для фона, набор цветной бумаги. Вырезывание и лепка различных кувшинчиков. Рассматривание веток. Учить передавать в рисунке впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, в беседах.
Учить передавать картину строительства: строящийся дом, люди в разных позах, машины. Развивать композиционные умения. Вспомнить, что видели на экскурсии к строящемуся дому работающих людей, их позы, разные машины. Поговорить о расположении изображений на листе бумаги. Предложить сначала нарисовать главное простым карандашом, а затем раскрасить цветными. Цветные карандаши, простой карандаш. Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы, Проведение экскурсий, бесед, строительных игр, рассматривание иллюстраций. Учить лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста. Определить относительную величину птиц, форму, величину частей туловища, головы, хвоста. Вспомнить способы и последовательность лепки, задавая вопросы детям.
В конце занятия всех вылепленных птиц поставить на столе воспитателя, вместе с детьми рассмотреть их, поговорить о том, какие они получились. Наблюдать птиц на прогулках и из окна, рассматривать их на картинках. Уточнить представление детей о том, что дома бывают разные. Учить определять, что общего у всех домов, чем они отличаются. Закреплять знание о форме крыш трапеция, треугольник. Учить располагать изображения по всему листу, определять место отдельных предметов. Закреплять технические навыки и умения. Развивать самостоятельность, активность этой теме отводится два занятия. Поговорить с деть ми о том, какие бывают дома, что общего у всех домов и чем они отличаются. Уточнить способы их изображения.
Сказать детям, что сначала надо нарисовать общую форму нескольких домов, а потом обвести цветным карандашом по линии контура, затем рисовать части, детали. Все рисунки по окончании рас смотреть, направить детей на выбор наиболее интересных, подчеркнуть разнообразие. Картинки с изображением разных домов, простые и цветные карандаши, гуашь-белила, цветные восковые мелки. Провести экскурсию по улице, обратить внимание детей на разные дома, рассмотреть соответствующие иллюстрации в книгах. Закреплять умение вы резать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое хвосты разной конфигурации. Развивать воображение, активность, умение выделять красивые работы. Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные птицы. Отметить, что общего у всех птиц у настоящих и у сказочных.
Уточнить, какие части птицы надо вырезывать. Показать разные варианты вырезывания красивого хвоста из бумаги, сложенной вдвое. Поощрять украшение птицы. В конце занятия все работы выставить на доске, рассмотреть. Предложить детям выбрать самых красивых сказочных птиц, объяснить свой выбор, Материалы к занятию. Бумага для фона бледного тона, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, конверты с обрезками. Наблюдения за птицами на прогулке, лепка больших и маленьких птиц, рассматривание иллюстраций, дымковских глиняных птиц. Учить детей рисовать сказочную птицу. Учить выбирать для этого бумагу нужного оттенка и изобразительные материалы. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.
Поговорить с детьми о том, какими могут быть сказочные птицы. Уточнить общие для всех птиц части тела. Предложить нарисовать красивых сказочных птиц. В процессе работы обращать внимание на украшение птиц. Поощрять изображения птиц с птенцами. По окончании занятия все работы рассмотреть. Предложить объяснить, почему они получились красивые, волшебные, Материалы к занятию. Бумага разных цветов, на выбор: цветные карандаши, цветные восковые мелки, акварель, гуашь. Чтение и рассказывание сказок, рассматривание народных росписей с птицами украинская, городецкая. Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы исполнения и последовательностъ создания изображения.
Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество. Предложить подумать, что бы каждый хотел слепить. Спросить тех детей, которые умеют придумывать интересное содержание работы. Уточнить, как и в какой последовательности надо делать то, что они хотят. В процессе лепки направлять внимание детей на более полную передачу содержания, на продумывание вырази тельной позы, движений. Учить детей рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности: строение, расположение почек, листочков, их цвет. Учить детей готовить на палитре оттенки цвета. Закреплять технические навыки рисования кистью и красками. Обследовать веточку, выбранную для изображения.
Уточнить характерные детали. Предложить детям подумать о расположении рисунка на листе. В процессе работы обращать внимание детей на передачу строения, характерных деталей. Две простые ветки или одна с ответвлением, акварель или гуашь для вербы, тополя без вазы. Рассматривание веток деревьев, кустов. Заранее поставить разные ветки в группе, чтобы на них рас пустились листья. Закреплять умение создавать изображение в аппликации, используя разнообразные приемы вырезывания. Продолжать учить задумывать содержание работы и доводить замысел до конца. Развивать воображение, творчество. Предложить детям подумать, что они хотели бы вырезать и наклеить.
Уточнить приемы вырезывания. Вспомнить приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, и одинаковых предметов и частей из бумаги, сложенной гармошкой. Haправлять детей на дополнение изображения. В конце занятия все работы рассмотреть, выбрать наиболее интересные, предложить детям объяснить выбор. Подчеркнуть элементы выразительного решения. Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи украинской, дымковской, городецкой , передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги. Развивать творчество, эстетические чувства. Предложить детям подумать, каким узором и что они хотели бы украсить. Вспомнить, какие предметы народного декоративно-прикладного искусства они знают.
Уточнить колорит, композицию дымковской, городецкой росписи, узоров украинской керамики. По окончании занятия все работы выставить на доске. Предложить детям найти и объяснить, по мотивам какого народного декоративного искусства выполнен тот или иной рисунок.
Перспективное планирование в старшей (рисование)
Закреплять навыки вырезывания деталей различными способами, вызывать потребность дополнять основное изображение деталями. Совершенствовать умение работать различными материалами: мелками, фломастерами, красками, карандашами. Предложить детям создать аппликацию на тему сказки «Царевна-лягушка». В процессе работы напомнить приемы вырезывания, следить за соблюдением техники безопасности при работе ножницами.
Ребятам, которые быстро справятся с работой, предложить подумать, как можно украсить, дополнить работу, используя карандаши, краски, фломастеры, мелки. В конце занятия педагог рассматривает с детьми созданные работы. Обращает внимание на интересные творческие находки; поощряет ребят, проявивших творчество, придумавших особенно интересные решения.
Можно предложить детям создать коллективную композицию, выбрав для изображения наиболее интересный эпизод сказки. Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, карандаши, фломастеры, краски, мелки. Занятие 40.
Рисование «Зимний пейзаж» Программное содержание. Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе.
Вспомнить с детьми содержание 2—3 песен о зиме, вместе определить сюжеты песен, которые можно изобразить. Предложить подумать, как лучше разместить задуманное на листе это можно сделать заранее, накануне занятия или утром до занятия. Напомнить детям о подготовке оттенков путем смешивания основного цвета с белилами.
Рассмотреть с детьми созданные работы, отметить наиболее выразительные решения. Альбомные листы, краски гуашь, простой графитный карандаш, палитры, кисти. Чтение рассказов и сказок о зиме, рассматривание иллюстраций, разучивание песен и стихов о зиме.
Занятие 41. Рисование героев сказки «Царевна-лягушка» Программное содержание. Развивать творчество, воображение.
Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки. Формировать эстетическое отношение к окружающему. Закреплять навыки работы с карандашом умение делать эскиз , оформления изображений в цвете красками, способы получения новых цветов и оттенков.
Учить передавать в рисунке сказочных героев в движении. Вспомнить с детьми кратко содержание сказки «Царевна-лягушка». Рассмотреть иллюстрации художников к сказке «Царевна-лягушка», обращая внимание на особенности изображения того или иного сказочного героя.
Предложить нарисовать героев этой сказки. В конце занятия рассмотреть с детьми все рисунки, отметить их разнообразие. Книги со сказкой «Царевна-лягушка», иллюстрированные разными художниками.
Краски гуашь, простые карандаши, кисти, палитры, альбомные листы. Январь Занятие 42. Рисование «Новогодний праздник в детском саду» [14] Программное содержание.
Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Продолжать учить удачно располагать изображения на листе.
Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор. Вспомнить с ребятами новогодний праздник: нарядную елку, выступления детей.
Вызвать положительный эмоциональный отклик на прошедший праздник. Стимулировать положительное отношение к возможности передать свои впечатления, напомнив веселые моменты праздника, которые можно отразить в рисунках. Предложить детям обдумать композицию: где будет расположена елка в центре, сбоку , где — дети.
Сказать, что на первом занятии надо нарисовать елку и, пока она подсыхает, простым карандашом изобразить танцующих детей. На втором занятии — украсить елку и раскрасить костюмы детей. Напомнить о смешении красок с белилами для получения оттенков.
Все рисунки вывесить на доске, вместе с детьми отобрать наиболее интересные работы и украсить ими групповую комнату. Бумага цветная мягкого тона, размером больше формата А4, краски акварель, гуашь белила, простой графитный карандаш, кисти. Подготовка к новогоднему празднику, разучивание песен, стихов, танцев.
Занятие 43. Коллективная лепка «Звери в зоопарке» по рассказам Е. Чарушина Программное содержание.
Закреплять умение лепить из целого куска глины, правильно передавая пропорции тела; придавать линиям плавность, изящность. Воспитывать умение оценивать свои работы и работы товарищей. До занятия знакомить детей с творчеством Е.
Чарушина в процессе ежедневного чтения, включенного в режим дня. Обследовать с детьми керамические фигурки животных, выбранные в качестве натуры. Уточнить приемы лепки, задавая детям вопросы.
В процессе работы направлять внимание на передачу характера животного. Книги Е. Чарушина «Большие и маленькие», «Птичье озеро», «Про Томку», «Моя первая зоология» и его книжная графика.
Керамические фигурки животных. Глина, стеки, вода или смоченная в воде губка для сглаживания поверхности изделия, доски для лепки. Знакомство с искусством керамики.
Занятие 44. Декоративное рисование «Букет цветов» [15] Программное содержание. Учить детей создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме по изделиям народного декоративно-прикладного творчества павловские шали, жостовские подносы, гжельская посуда и др.
Закреплять знание теплых и холодных тонов. Развивать композиционные умения в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям — цветы помельче. Закреплять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом.
Напомнить детям о том, что они уже рассматривали разные нарисованные красивые букеты. Показать несколько иллюстраций с изображением букетов, выполненных в теплых тонах. Уточнить знание теплых тонов.
Предложить детям создать букет в такой гамме, напомнить, что в середине букета помещают крупные цветы. Готовые рисунки рассмотреть с детьми и составить из них фризы для украшения детского сада. Бумага белая или светло-желтого, бледно-оранжевого оттенка формата А4, акварельные краски, кисти.
Рассматривание альбомов с народными росписями, художественных открыток с изображением букетов желательно использовать региональное декоративно-прикладное искусство. Занятие 45. Лепка «Лыжник» Программное содержание.
Учить детей лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, форму частей, пропорции. Закреплять навыки и приемы лепки. Рассмотреть с детьми фигурку лыжника скульптура или ребенка в лыжном костюме.
Обратить внимание на положение тела и его частей при ходьбе на лыжах. В процессе работы напоминать о точности передачи движения. Наблюдение на прогулках, рассматривание иллюстраций, скульптур.
Занятие 46. Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся» «Лани гуляют» Программное содержание. Учить детей составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе.
Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура, зрительный контроль за движением. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения. Рассмотреть с детьми не очень сложные изделия народного творчества, изображающие лошадей.
Обратить внимание на композицию. Предложить каждому ребенку составить свою декоративную композицию. Напомнить способы рисования керамических фигур слитно, плавно, не проводя линий дважды.
Сказать, что сначала надо легко простым карандашом чтобы можно было исправить нарисовать фигурки животных, проверить, все ли удачно получились, а затем закрашивать. Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми. Бумага светлого тона, простые карандаши, краски акварельные, кисти.
Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Рисование с натуры керамической фигурки животного лань, конь, олешек и др. Программное содержание.
Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитно рисовать линии контура, аккуратно закрашивать в одном направлении, накладывать штрихи, не выходя за линии контура.
Рассмотреть и обследовать с детьми керамическую фигурку животного лань, конь, олешек и др. Показать на доске прием рисования, подчеркнуть слитность, неотрывность, легкость движения при рисовании контура фигуры, необходимость зрительного контроля за движением руки «Смотри внимательно, как рисуешь». Уточнить, задавая детям вопросы, правила закрашивания рисунка.
В процессе работы подходить к каждому ребенку, вместе с ним анализировать неудачи, включать повторное обведение фигурки по контуру, сопровождая его словами, объясняющими направление движения. Керамическая фигурка животного лань, конь, олешек и др. Простой графитный карандаш, цветные карандаши или краски, половинки альбомных листов.
Рассматривание изделий из керамики. Занятие 47. Декоративное рисование «Букет в холодных тонах» [16] Программное содержание.
Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности.
Совершенствовать плавные, слитные движения. Напомнить ребятам, что недавно они создавали декоративную композицию в теплых тонах см. Уточнить знание детьми холодных тонов.
Предложить приступить к рисоваию. Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми, отметить разнообразие цветовых решений. Бумага белая или тонированная светло-голубого и светло-сиреневого цвета формата А4, акварель, палитры, кисти.
Рассматривание альбома «Украинские росписи». Занятие 48. Лепка «Как мы играем зимой» Программное содержание.
Закреплять умение детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.
Поговорить с ребятами о том, как они играют зимой на прогулке. Предложить вспомнить вызывая для этого детей позы и движения, а затем приступить к лепке. Поощрять интересно задуманные изображения.
По окончании работы предложить детям выбрать наиболее выразительные фигурки, объяснить выбор, рассказать об изображенном движении. Подставка для общей композиции, глина, стеки, доски для лепки. Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей, рассматривание иллюстраций.
Занятие 49. Рисование «Иней покрыл деревья» Программное содержание. Учить детей изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев.
Развивать эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой зимнего пейзажа. Учить рисовать угольным карандашом, гуашью-белилами изображая иней, снег на ветвях. Вспомнить с детьми деревья в инее.
Показать репродукции картин, иллюстрации в книгах, изображающие это явление. Предложить нарисовать их. Посоветовать начать картину с изображения снежного покрова, затем нарисовать деревья угольным карандашом, а потом иней на ветках.
Сказать, что деревья надо рисовать разные: молодые, стройные и старые, развесистые. Угольный карандаш, гуашь белая, кисти, бумага бледно-серого тона. Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, репродукций картин.
Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза». Занятие 50.
Аппликация по замыслу Программное содержание. Учить детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе. Предложить детям вырезать и наклеить кто что захочет.
Поощрять разнообразие замыслов. Напоминать о подборе цветов в соответствии с замыслом, красивом расположении изображений на листе. Все готовые работы рассмотреть с детьми, предложить выбрать наиболее выразительные аппликации и рассказать о них.
Бумага разных цветов для фона и для вырезывания, ножницы, клей. Занятие 51. Аппликация «Корабли на рейде» Программное содержание.
Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета корабля , передавая основную форму и детали. Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваться хорошего качества изображения.
Напомнить детям о том, что они рассматривали картинки, на которых нарисованы разные корабли. Иллюстрации можно выставить на доске или мольберте, чтобы дети могли еще раз рассмотреть их перед началом работы. Сообщить, что сегодня они будут вырезывать и наклеивать общую картину «Корабли на рейде».
Каждый ребенок должен вырезать и склеить корабль, а затем поместить его на общий лист. В процессе работы направлять внимание детей на правильную передачу основной формы. Оказать помощь в составлении общей композиции, не лишая детей самостоятельности.
Цветная бумага, ножницы, клей, большой лист голубой или серой бумаги для коллективной композиции. Иллюстрации, изображающие разные корабли. Рассказы о том, что в нашей стране много портовых городов, большой флот.
Рассматривание иллюстраций, фотографий. Объяснение слова «рейд». Занятие 52.
Рисование «Сказочный дворец» [17] Программное содержание. Учить детей создавать в рисунках сказочные образы. Закреплять умение рисовать контур здания и придумывать украшающие детали.
Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Развивать умение оценивать рисунки в соответствии с задачами изображения. Совершенствовать приемы работы красками, способы получения новых цветов и оттенков.
Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные дворцы, как они украшены разными решетками, балконами, колоннами. Подчеркнуть необычную форму окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш. Предложить каждому ребенку продумать, какой дворец он хочет нарисовать.
Сказать, что сначала надо сделать набросок простым карандашом. После того как наброски будут готовы если второе занятие проводится в тот же день , нужно сделать перерыв, а на втором занятии предложить детям раскрасить дворец. Детям, быстро справившимся с заданием, разрешить нарисовать около дворца все, что они захотят: деревья, цветы, птиц или другие сказочные образы.
Бумага белая чуть больше формата А4, краски гуашь, акварель можно вместо красок дать цветные карандаши; в ходе занятия следует обращать внимание на технику рисования карандашами. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, красивых зданий вблизи детского сада. Занятие 53.
Лепка «Петух» «Индюк» [18] Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха индюка : овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями и т. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки.
Рассмотреть и обследовать с детьми игрушку — дымковского петуха. Уточнить характер формы и особенности деталей, привлекая детей к образному описанию деталей: «волнистые края хвоста», «веерообразный гребешок». Уточнить пропорции фигурки, приемы лепки.
Предложить вылепить только петуха. В конце занятия рассмотреть все готовые работы, предложить детям выбрать наиболее похожие на игрушку-образец. Дымковский петух индюк или другая красивая птица.
Рассматривание дымковских изделий, иллюстраций. Февраль Занятие 54. Лепка «Пограничник с собакой» Программное содержание.
Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т. Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.
Вспомнить с детьми о службе пограничников, об использовании в ней собак. Предложить вылепить пограничника с собакой. Напомнить приемы лепки, задавая вопросы.
В процессе работы следить за правильным изображением фигур человека и животного, за соблюдением пропорций. Глина, стеки, доски-подставки, доски для лепки. Чтение рассказов, стихотворений о пограничниках.
Рассматривание иллюстраций, скульптур. Лепка «Я с моим любимым животным» Программное содержание. Учить задумывать содержание лепки в определенном воспитателем направлении.
Развивать самостоятельность, творчество. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки из целого куска, по частям и др. Предложить детям слепить сценку — человек и животное.
Каждый ребенок должен придумать свою сценку: это может быть охотник с собакой, дети со зверями или птицами, дрессировщик со своими питомцами и т. Все готовые работы рассмотреть с детьми, отметить их разнообразие. Чтение рассказов и сказок о людях и животных, их дружбе; о том, как животны е помогают людям.
Занятие 55. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Программное содержание. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением.
Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы.
Рассмотреть с детьми узоры — бордюры на изделиях с хохломской росписью. Проанализировать строение бордюров — ритмичное расположение одинаковых элементов. Показать прием проведения волнистой линии и завитка концом кисти.
Предложить детям сначала поупражняться в рисовании волнистых линий на отдельном листе, а затем выполнить бордюр на бумажной полосе. Сказать, что цвета красок надо подбирать в соответствии с хохломской росписью. Уточнить последовательность работы.
Все готовые работы вывесить на доску, рассмотреть с детьми, обратить внимание на их яркость, красоту. Полоса желтой бумаги, лист белой бумаги для упражнений, краски гуашь зеленая, желтая, красная и черная , кисти. Изделия с хохломскими узорами.
Знакомство с народным прикладным искусством. Беседы о хохломской росписи, рассматривание предметов, украшенных этой росписью. Занятие 56.
Рисование «Сказочное царство» Программное содержание. Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы. Закреплять умение выполнять рисунок в определенной цветовой гамме в теплой — дворец Солнца, в холодной — дворцы Луны, Снежной королевы.
Развивать эстетические чувства, творчество, воображение. Вспомнить с детьми дворцы, описанные в сказках А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…», Г.
Андерсена «Снежная королева». Уточнить, чем отличались эти сказочные царства. Предложить каждому ребенку подумать, какое царство он хочет нарисовать, и взять бумагу подходящего цвета.
В процессе работы помогать детям советами в выборе композиционного решения, подборе и подготовке нужных цветов. Все готовые работы вывесить на доску и рассмотреть с детьми, отметить их разнообразие. Бумага бледно-желтого, бледно-оранжевого или бледно-голубого цвета на выбор , чуть больше формата А4, краски гуашь, кисти.
Чтение сказок, беседы. Рассматривание иллюстраций, открыток. Конструирование разнообразных дворцов.
Занятие 57.
Занятие 8. Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду» Программное содержание. Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске. Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.
Занятие 9. Рисование «Чебурашка» Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом сильно не нажимать, не обводить линии дважды. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или по косой неотрывным движением руки. Занятие 10. Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» Программное содержание.
Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук.
Для занятий с детьми 2-7 лет» — читать онлайн на сайте. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся. Возрастное ограничение:.
Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, изображать легко контур простым графитным карандашом и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, доводить замысел до конца, оценивать свою работу. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов темно-коричневый, темно-серый, черный, зеленовато-серый и приемы работы кистью всем ворсом и концом.
Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью всем ворсом и концом. Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства цвета, композиции. Учить использовать для украшения ветки различи знакомые элементы цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки.
Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе украшение ветки элементами слева и справа. Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки. Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш. Формировать представление о нейтральных цветах черный, белый, темно-серый, светло-серый , учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства. Формировать умение видеть тоновые отношения светлые и темные места и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкую моторику при изображении мелких частей растения.
Комарова старшая группа изобразительная группа
В старшей группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц. Home» Для старшей группы» Изобразительная деятельность в старшей группе комарова – Книга по рисованию (старшая группа) на тему: Комарова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа | скачать бесплатно. Старшая группа. (от пяти до шести лет). ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА В РИСОВАНИИ В СТАРШЕЙ (12.96 КБ). В старшей группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц.
Комарова старшая группа изобразительная группа
Игровые действия: Дети называют предметы, объединенные общей темой, указывают их композиционное расположение. Педагог размещает предметы на полотне фланелеграфе. Игровой материал : фланелеграф, предметные картинки. Ход игры: Дети называют главный предмет, педагог размещает его в центре полотна фланелеграфа. Дети объясняют, почему этот предмет выступает в роли главного, указывают на его большой размер. Затем дети выбирают и называют остальные предметы, которые можно объединить общей темой, и указывают их композиционное положение, закрепляют ориентационно-пространственные понятия слева, справа, вверху, внизу, посередине и др. Педагог «составляет картину» на фланелеграфе. Игра — экспериментирование «Смешивание красок». Задача: Продолжать закреплять и обогащать представление детей о цветах и оттенках, окружающих предметов и объектов природы. Игровое правило: В баночках с водой смешиваются краски разных цветов для получения их оттенков. Игровые действия : Дети называют краски для смешивания, педагог смешивает их в баночках с водой.
Игровой материал : краска разных цветов, баночки с водой, палочка для размешивания краски в воде. Ход игры: Детям предлагается получить разные оттенки цветов. Дети называют по две краски, которые нужно смешать, чтобы получить новый цвет или оттенок. Педагог смешивает краски, показывает детям результат. Дети называют получившийся цвет или оттенок. Можно использовать другой вариант игры, когда педагог спрашивает какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот или иной цвет или оттенок. Название: Конспект занятия по изобразительной деятельности для старших дошкольников «Кто такой художник?! Ачинск, Красноярский край. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. Васильевой, В.
Гербовой, Т. Комаровой Комарова Тамара Семеновна— заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук , профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста ; создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т. Комаровой защищено более 80 кандидатских и докторских диссертаций. Предисловие Пособие «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. В книгу включены программа изобразительной деятельности для старшей группы и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок. Иногда жизнь требует изменения последовательности, например, воспитатель вносит изменения в тематику занятий, продиктованные региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию, или необходимостью формирования формообразующего умения и т.
Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 5—6 лет и основаны на следующих положениях. Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром , социальными явлениями , природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей. Особенно важное значение имеет для воспитания и развития ребенка связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игр «красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др. Необходимо предоставлять детям возможность изображать, как они играли в разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры. Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения, успешного овладения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Об этом подробней можно узнать из книги «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе ». В книге представлены также конспекты занятий по созданию с детьми дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами при работе с детьми в старшей и подготовительной группе. Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации.
Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, формат бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующий величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий , картин, игрушек, предметов и т. Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности , использовании их в оформление групповой и других помещений детского учреждения, воспитании у ребят положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. В основе развития любых способностей дошкольников, в том числе и детей 5—6 лет, лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей поочередные движения кистей обеих рук или пальцев , чтобы образ движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся, и на основе его ребенок впоследствии самостоятельно мог создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах. Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности в рисовании, в лепке и в аппликации. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе , тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического двигательно-осязательного восприятия.
Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке — массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру по силе нажима, размаху, длительности , поэтому мы будем рассматривать каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс , отдельно. Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др. На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет. Особое значение в старшей группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка. Приобретенный детьми к этому возрасту опыт изобразительной деятельности, рассматривания созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также позволяет им осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки «нравится», «красиво», следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые и составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит созданное изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали.
При рассматривании с детьми созданного сюжетного изображения следует обратить их внимание на то, как передан сюжет в рисунке, лепке, аппликации , какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как они расположены на листе бумаги, подставке в лепке , как передано соотношение предметов по величине в композиции и т. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изображения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. Если на оценку времени не осталось, можно оценить работы во вторую половину дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, подчеркнуть что-то, выделить, подвести итог занятия. Предложенные в пособии занятия продуманы так, чтобы они не вызывали перегрузки детей, время их проведения соответствовало требованиям СаНПина. В старшей группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю — 12 занятий в месяц. В тех месяцах, в которых 31 день, число занятий может увеличиваться на 1—2. В этом случае воспитатели самостоятельно определяют, какие занятия лучше провести в качестве дополнительных. Конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.
В начале года сентябрь, первая половина октября и в конце май можно провести диагностическое занятие с целью определения уровня развития творчества детей описание методики проведения такого занятия и обработки его результатов дано на стр. Надеемся, что книга будет полезна педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования , руководителям кружков и студий. Автор с благодарностью примет замечания и предложения. Программа по изобразительной деятельности Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции : анализ, сравнение, уподобление на что похоже ; установление сходства и различия предметов и их частей. Учить передавать в изображении основные свойства предметов форма, величина, цвет , характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Это позволяет им изображать самые разные предметы, что способствует свободе выбора темы рисунка, лепки, аппликации; свободе творческого решения. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др. На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя их опыт, что похожее они уже рисовали, лепили, как это делали; вызывать ребенка для показа, как можно изобразить тот или иной предмет.
Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание и оценка созданных детьми изображений. Опыт детей 6—7 лет в изобразительной деятельности, рассматривании созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки «нравится», «красиво» следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. При рассматривании сюжетного изображения следует обратить внимание детей на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как расположены на листе бумаги, подставке в лепке , как передано соотношение предметов по величине в композиции и т.
Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изображения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие.
Если в предыдущих группах обучение изобразительной деятельности осуществлялось систематически и последовательно, то в подготовительной к школе группе дети овладевают обобщенными способами изображения. Это позволяет им изображать самые разные предметы, что способствует свободе выбора темы рисунка, лепки, аппликации; свободе творческого решения. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др. На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя их опыт, что похожее они уже рисовали, лепили, как это делали; вызывать ребенка для показа, как можно изобразить тот или иной предмет.
Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание и оценка созданных детьми изображений. Опыт детей 6—7 лет в изобразительной деятельности, рассматривании созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки «нравится», «красиво» следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. При рассматривании сюжетного изображения следует обратить внимание детей на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как расположены на листе бумаги, подставке в лепке , как передано соотношение предметов по величине в композиции и т. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изображения, его выразительность.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством Городец, Полхов-Майдан, Гжель , расширять представления о народных игрушках матрешки — городецкая, богородская; бирюльки. Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством на основе региональных особенностей ; с другими видами декоративно-прикладного искусства фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм.
Комарова старшая группа изобразительная группа
Главная» Новости» Старшая группа рисование январь комарова. Account Options. Старшая группа. 2-е Издательство Мозаика-Синтез. Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Старшая группа.
Старшая группа рисование январь комарова
Старшая группа рисование календарно-тематическое планирование по рисованию старшая группа Перспективное планирование составлено по программе Тамары Комаровой — Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Home» Для старшей группы» Изобразительная деятельность в старшей группе комарова – Книга по рисованию (старшая группа) на тему: Комарова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа | скачать бесплатно. Документы. Электронная библиотека. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Перспективный план занятий по рисованию в подготовительной группе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.