Новости патриарх кирилл когда вступил в должность

Главная» Новости» Новости патриарх кирилл сегодня. Патриарх Кирилл отслужил Божественную литургию в Смоленске.

1 февраля Русская Православная Церковь празднует 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл. Что было. Что стало. Что будет Патриа́рх Кири́лл — епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси с 1 февраля 2009 года и митрополит Калининградский с 24 августа 2023 года.
Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ Родился патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) в культурной столице России 20 ноября 1946 года в семье священника.
Святейший Патриарх Кирилл принял митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла 1 февраля 2009 года прошла интронизация на патриарший престол патриарха Кирилла.
Патриарх Кирилл появился в храме Христа Спасителя - МК Родился патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) в культурной столице России 20 ноября 1946 года в семье священника.

Кирилл, шестнадцатый патриарх Московский и Всея Руси

28 апреля, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. 28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. 1 февраля того же года состоялась интронизация Кирилла, который стал 16-м патриархом. 17 мая 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

Please wait while your request is being verified...

В нём приняли участие 198 архипастырей. Члены Архиерейского Собора утвердили повестку дня, программу и регламент, предложенные Священным Синодом. В этот же день состоялось тайное голосование; бюллетени для голосования содержали полный список возможных кандидатов. Поместный Собор Русской Православной Церкви 27—29 января 2009 г. По совершении Божественной литургии в день открытия Поместного собора Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился с приветственным словом к участникам Собора. Перед началом первого заседания Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил молебен перед чтимым списком Феодоровской иконы Божией Матери. Второе заседание Поместного собора открылось кратким выступлением Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Ее главные храмы — Успенский собор и Трапезная церковь — изъяты у Украинской Православной Церкви, в них действуют раскольники. Один за другим изымаются корпуса монастыря. Наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел после трехмесячного пребывания под домашним арестом под надуманными предлогами и с опорой на лживые обвинения заключен в следственный изолятор. Владыка, которому 62 года, страдает тяжелыми заболеваниями, включая сахарный диабет. Его жизнь под угрозой. Прошу всех вас, дорогие братья, особо молиться о нем. Он сегодня является исповедником, остающимся верным своей архиерейской присяге и единству наших Церквей. Несколько дней тому назад я направил Предстоятелям Поместных Православных Церквей, главам ряда иных христианских церквей, руководителям международных и правозащитных организаций1 письма, в которых призвал адресатов обратить внимание на происходящие гонения на Украинскую Православную Церковь и принять все возможные меры для защиты митрополита Павла от беззаконного преследования. Совершенно очевидно, что украинские власти приступили к ликвидации канонической Украинской Православной Церкви, не обращая никакого внимания на так называемые европейские ценности, которые предполагают, в том числе, свободу вероисповедания и уважение прав человека. Возникает вопрос: как отнесутся к случившемуся европейские правители и правозащитные организации? С нетерпением, хотя и не без сомнения, ожидаем реакции с их стороны. Еще раз хочу сказать, что в настоящий момент речь идет о войне против Православия, потому что все это не может не ослаблять Вселенское Православие. Фанар является в данном случае средством в руках умелых манипуляторов, и таким средством он является уже не один год. Мы можем вспомнить поддержку Константинопольским Патриархатом обновленческого раскола в двадцатых годах прошлого столетия, раскольнические действия в Эстонии в 2000 году, когда мы ради церковного мира пошли на определенные компромиссы. Мы видим, как в этом году та же модель, что в Эстонии, выстраивается в Литве. Светские власти Латвии, вдохновившись ситуацией у соседей, решили пойти даже дальше и сами провозгласили лже-автокефалию Латвийской Церкви. Пожалуй, до такого бы не додумался и Фанар, хотя именно его примеру попрания канонической правды и подражают новые гонители Православия. Нельзя не упомянуть и о том, что в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины принимают деятельное участие так называемые греко-католики — униаты. Они, по-видимому, являются одними из конечных выгодоприобретателей многочисленных беззаконных захватов православных храмов на территории Украины. А ведь сама идея унии — подчинения церковной жизни Риму при видимом сохранении восточного обряда — за несколько столетий, начиная с конца XVI века, уже принесла неисчислимые страдания православным христианам на территории Речи Посполитой, включавшей некогда земли, населенные русскими православными людьми! Достаточно вспомнить насильственную полонизацию и окатоличивание русского православного населения в западнорусских землях. Мы помним и о фактическом разгроме униатами православных епархий на западе Украины в начале 1990-х годов. Наконец, известно, что именно греко-католики активно участвовали в событиях переворота в Киеве в 2013-2014 годах. Сегодня же униаты полностью отождествили себя с пестуемой на Украине откровенно националистической повесткой, стали пособниками украинских властей в осуществлении их дискриминационной политики в отношении канонической Православной Церкви. Будем же, братья, молиться о всех верных чадах, о единстве Русския Церкви ревнующих, да укрепит Господь их в духе братолюбия и от бед избавит. И да запретит Он раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Его, яже есть Церковь Живаго Бога, и замыслы их ниспровергнет, как мы молимся сегодня во всех храмах в особой молитве о Святой Руси. Помолимся о тех иерархах, священнослужителях и мирянах, кто, будучи гонимы украинским государством, претерпевая поношения, подвергаясь арестам, мужественно хранят верность единству нашей Церкви, отстаивают переданный нам Отцами Церкви канонический строй. Сугубо же, повторюсь, помолимся о находящемся в заключении Преосвященном митрополите Павле. Возгласим ему «Многая лета! Одним из последствий действий, предпринятых против Православия и церковного единства, стал ряд канонических нестроений. В частности, мы видим, что в ряде епархий и приходов на тех территориях, где государства оказывают давление на Церковь, прекратилось поминовение имени Патриарха, предусмотренное канонами. На недопустимость подобных действий указал Священный Синод в своих определениях от 29 мая и 7 июня прошлого года. Безусловно, мне очень дорога укрепляющая мои силы молитва обо мне всей церковной полноты: епископата, клира и паствы. Но сейчас речь не идет о каких-либо личных переживаниях или о личной преданности нынешнему носителю Патриаршего сана. Речь идет о заповеданном нам Господом сохранении церковного единства, одним из внешних выражений которого в соответствии с канонами и с многовековой традицией является поминовение за богослужением Предстоятеля Поместной Православной Церкви. Прекращение такого поминовения является открытой дверью к сползанию в раскол. Священнослужители вправе не исполнять беззаконных требований отказаться от поминовения Патриарха, а миряне правомерно ожидают от своего духовенства, что оно будет совершать такое поминовение и хранить единство Церкви. В нынешних обстоятельствах у некоторых верных чад Православной Церкви возникает болезненный вопрос: можно ли причащаться, молиться в храмах, где Патриарха не поминают, действенны ли тут таинства? В Московскую Патриархию поступает много писем по этому поводу. Скажу так: если есть возможность ходить на службы в храм, где духовенство сохраняет верность каноническому порядку поминовения Предстоятеля Церкви, следует ходить именно в такой храм. Если же такой возможности совсем нет, то, пока Церковь не вынесла соборное суждение об отпадении тех или иных архиереев и священнослужителей в раскол, таинства, совершаемые теми, кто стал жертвой шантажа или кому не хватило мужества или совести хранить этот канонический порядок, остаются действенными. При этом справедливо — и в этом нет никакого непослушания — не принимать слов, отвергающих церковное единство и направленных против него, которые, к сожалению, можно слышать от некоторых священнослужителей. Еще один важный практический вопрос, связанный с церковными нестроениями, касается урегулирования положения клириков, покидающих епархии, нередко одновременно с паствой. Например, когда их семьям грозит реальная опасность для жизни, в частности при изменении линии фронта. Каждый случай требует отдельного изучения, в связи с чем надлежит применять разные подходы в зависимости от ситуации. И при возникновении недоумений следует обращаться за консультацией в Управление делами Московской Патриархии. Отдельно упомяну о случаях, когда прибывающие клирики были запрещены в служении своими епархиальными архиереям и, при этом, утверждают, что поводом к запрещению стал их отказ нарушить каноническую норму богослужебного поминовения Патриарха. Таковые священнослужители вправе подать апелляцию в Высший Общецерковный Суд. При этом должен отметить, что может случиться и такая ситуация, когда клирик, представляя себя жертвой произвола, в действительности является нарушителем церковного порядка. В связи с этим не следует предвосхищать решения Высшего Общецерковного Суда по подобным делам, которые особенно требуют обстоятельного рассмотрения. Завершая эту тему, обращу ваше внимание на важность того, чтобы священнослужители, прибывающие в Россию как беженцы, могли рассчитывать на нашу помощь и поддержку, в том числе материальную. Наши епархии и приходы много помогают беженцам, и уж кому как не нам следует помочь нашим собратьям и сослужителям у Престола Божия. Пользуясь случаем, приведу информацию о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям Новороссии и Украины, оказываемой нашей Церковью. Уже в феврале 2022 года для организации помощи был создан общецерковный штаб при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. За истекшее время только на счетах упомянутого Синодального отдела и Московской Патриархии собраны средства объемом в 568 миллионов рублей. Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму свыше 331 миллиона рублей. В епархиях на территории России было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям более 2920 тонн гуманитарной помощи. Центральная клиническая больница Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, оказывает помощь беженцам в Москве, а также направляет добровольные бригады врачей для работы в больницах Новороссии, а также для эвакуации раненых, требующих стационарного лечения в Москве. Кроме того, больница неоднократно передавала сложное медицинское оборудование и организовала краткосрочные курсы по уходу за ранеными. За время работы этих курсов более 400 добровольцев из Москвы съездили в зону конфликта еженедельными вахтами. Выездные курсы также организованы больницей святителя Алексия в Новороссии и прифронтовых регионах. С начала марта 2023 года Синодальный отдел по церковной благотворительности еженедельно направляет в Мариуполь из Москвы волонтеров для ремонта жилых частных домов нуждающихся жителей города. К 1 июля съездили 18 смен добровольцев, 220 человек, отремонтирован 71 дом. Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии собирает и самостоятельно доставляет помощь в населенные пункты у линии боевого соприкосновения. К 1 июля сотрудники специального гуманитарного центра совершили 85 поездок и доставили более 600 тонн гуманитарных грузов. Подчеркну, что представленная информация охватывает далеко не всю совокупность предпринимаемых трудов, поскольку многие епархии, монастыри и приходы собирают средства и оказывают помощь самостоятельно. Я хотел бы всех трудящихся на этом поприще сердечно поблагодарить. Особые слова благодарности хотел бы также адресовать тем священнослужителям, которые с риском для жизни несут служение по окормлению военнослужащих, участвующих в настоящее время в боевых действиях. Воин, находящийся на фронте, особенно нуждается в таинствах церковных, наипаче же в причащении Святых Христовых Таин. Воины ждут и с благодарностью принимают от священников укрепляющие слова о Боге, о жертвенности, о христианской стороне их ратного труда. Воины нуждаются и в пастырском наставлении о борьбе со страстями, которые могут проявлять себя с особенной силой в постоянной стрессовой ситуации. Нуждаются в утешении и заботе и те воины, которые получили ранения и находятся в больницах или проходят реабилитацию.

Интронизацией называется торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение новоизбранного епископа на его кафедру. Совершается она во время Литургии с облачением новоизбранного иерарха в богослужебные одежды, соответствующие сану. В современной Православной Церкви интронизация совершается в отношении, как патриархов, так и Предстоятелей Поместных или Автономных Церквей, имеющих сан митрополита или архиепископа.

Кроме того, в середине марта СБУ возбудила дело в отношении 14 сотрудников «Союза православных журналистов». Их обвинили в госизмене, коллаборационизме и других преступлениях. Патриарх Кирилл считает, что основанием стала журналистская деятельность — публикации о нарушениях прав верующих РПЦ.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Митрополит КИРИЛЛ, избранный Патриарх Московский и всея Руси (в миру Владимир Михайлович Гундяев), родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Всенощное бдение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) был самым публичным священником России ещё до того, как возглавил РПЦ: он много лет вёл еженедельную программу на Первом к. Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха.

Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 года В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие Краснодарского края попрощались с митрополитом Григорием, который, по решению Священного Синода, был назначен Первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и переведен в Москву.
Патриарху Кириллу 74 года: как живет епископ и что имеет в своем владении на 2021 год 20 ноября — день рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Примечания | Многоликий служитель Господа: к 73-летию патриарха Кирилла В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие Краснодарского края попрощались с митрополитом Григорием, который, по решению Священного Синода, был назначен Первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и переведен в Москву.
Примечания | Многоликий служитель Господа: к 73-летию патриарха Кирилла 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Всенощное бдение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Кирилл, шестнадцатый патриарх Московский и Всея Руси

КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ) ↑ Митрополит Кирилл избран патриархом Московским и всея Руси.
КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ) По церковному уставу епископ не может вступать в брак, поэтому жены у Патриарха Кирилла нет.
Патриарх Кирилл официально возглавил Русскую православную церковь Патриа́рх Кири́лл — епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси с 1 февраля 2009 года и митрополит Калининградский с 24 августа 2023 года.
Кирилл, шестнадцатый патриарх Московский и Всея Руси ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СОВЕРШИЛ БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН ПО СЛУЧАЮ ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА / Москва, 7 мая 2018 г.

КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ)

Священнослужители вправе не исполнять беззаконных требований отказаться от поминовения Патриарха, а миряне правомерно ожидают от своего духовенства, что оно будет совершать такое поминовение и хранить единство Церкви. В нынешних обстоятельствах у некоторых верных чад Православной Церкви возникает болезненный вопрос: можно ли причащаться, молиться в храмах, где Патриарха не поминают, действенны ли тут таинства? В Московскую Патриархию поступает много писем по этому поводу. Скажу так: если есть возможность ходить на службы в храм, где духовенство сохраняет верность каноническому порядку поминовения Предстоятеля Церкви, следует ходить именно в такой храм.

Если же такой возможности совсем нет, то, пока Церковь не вынесла соборное суждение об отпадении тех или иных архиереев и священнослужителей в раскол, таинства, совершаемые теми, кто стал жертвой шантажа или кому не хватило мужества или совести хранить этот канонический порядок, остаются действенными. При этом справедливо — и в этом нет никакого непослушания — не принимать слов, отвергающих церковное единство и направленных против него, которые, к сожалению, можно слышать от некоторых священнослужителей. Еще один важный практический вопрос, связанный с церковными нестроениями, касается урегулирования положения клириков, покидающих епархии, нередко одновременно с паствой.

Например, когда их семьям грозит реальная опасность для жизни, в частности при изменении линии фронта. Каждый случай требует отдельного изучения, в связи с чем надлежит применять разные подходы в зависимости от ситуации. И при возникновении недоумений следует обращаться за консультацией в Управление делами Московской Патриархии.

Отдельно упомяну о случаях, когда прибывающие клирики были запрещены в служении своими епархиальными архиереям и, при этом, утверждают, что поводом к запрещению стал их отказ нарушить каноническую норму богослужебного поминовения Патриарха. Таковые священнослужители вправе подать апелляцию в Высший Общецерковный Суд. При этом должен отметить, что может случиться и такая ситуация, когда клирик, представляя себя жертвой произвола, в действительности является нарушителем церковного порядка.

В связи с этим не следует предвосхищать решения Высшего Общецерковного Суда по подобным делам, которые особенно требуют обстоятельного рассмотрения. Завершая эту тему, обращу ваше внимание на важность того, чтобы священнослужители, прибывающие в Россию как беженцы, могли рассчитывать на нашу помощь и поддержку, в том числе материальную. Наши епархии и приходы много помогают беженцам, и уж кому как не нам следует помочь нашим собратьям и сослужителям у Престола Божия.

Пользуясь случаем, приведу информацию о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям Новороссии и Украины, оказываемой нашей Церковью. Уже в феврале 2022 года для организации помощи был создан общецерковный штаб при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. За истекшее время только на счетах упомянутого Синодального отдела и Московской Патриархии собраны средства объемом в 568 миллионов рублей.

Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму свыше 331 миллиона рублей. В епархиях на территории России было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям более 2920 тонн гуманитарной помощи. Центральная клиническая больница Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, оказывает помощь беженцам в Москве, а также направляет добровольные бригады врачей для работы в больницах Новороссии, а также для эвакуации раненых, требующих стационарного лечения в Москве.

Кроме того, больница неоднократно передавала сложное медицинское оборудование и организовала краткосрочные курсы по уходу за ранеными. За время работы этих курсов более 400 добровольцев из Москвы съездили в зону конфликта еженедельными вахтами. Выездные курсы также организованы больницей святителя Алексия в Новороссии и прифронтовых регионах.

С начала марта 2023 года Синодальный отдел по церковной благотворительности еженедельно направляет в Мариуполь из Москвы волонтеров для ремонта жилых частных домов нуждающихся жителей города. К 1 июля съездили 18 смен добровольцев, 220 человек, отремонтирован 71 дом. Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии собирает и самостоятельно доставляет помощь в населенные пункты у линии боевого соприкосновения.

К 1 июля сотрудники специального гуманитарного центра совершили 85 поездок и доставили более 600 тонн гуманитарных грузов. Подчеркну, что представленная информация охватывает далеко не всю совокупность предпринимаемых трудов, поскольку многие епархии, монастыри и приходы собирают средства и оказывают помощь самостоятельно. Я хотел бы всех трудящихся на этом поприще сердечно поблагодарить.

Особые слова благодарности хотел бы также адресовать тем священнослужителям, которые с риском для жизни несут служение по окормлению военнослужащих, участвующих в настоящее время в боевых действиях. Воин, находящийся на фронте, особенно нуждается в таинствах церковных, наипаче же в причащении Святых Христовых Таин. Воины ждут и с благодарностью принимают от священников укрепляющие слова о Боге, о жертвенности, о христианской стороне их ратного труда.

Воины нуждаются и в пастырском наставлении о борьбе со страстями, которые могут проявлять себя с особенной силой в постоянной стрессовой ситуации. Нуждаются в утешении и заботе и те воины, которые получили ранения и находятся в больницах или проходят реабилитацию. В медицинских учреждениях, где они находятся, трудятся духовенство и церковные волонтеры.

Уверен, что могу выразить им нашу общую благодарность. Знаю также, что многие священнослужители и прихожане живо откликнулись на многоразличные нужды воинов, находящихся на фронте, что приходы собирали и собирают материальную помощь и средства для приобретения необходимого воинам: вещей, средств защиты, лекарств. Поддерживаю эти дела.

Да будут они благословлены Богом! Как я уже ранее отметил, нынешний вооруженный конфликт является отражением более глобального столкновения цивилизаций: той, которая все больше уходит от Богом заповеданных устоев жизни, и той, которая стремится сохранять их, несмотря на многолетние усилия, предпринимаемые против этого идеологами апостасии. К сожалению, последним удалось вовлечь в это противостояние государственное руководство Украины и тех населяющих ее людей, которые были им обмануты.

Таким образом была спровоцирована междоусобная брань между единокровными и единоверными людьми России и Украины. Показательно, что, когда костер войны разгорелся, в военных действиях на стороне Украины стало принимать участие большое число иностранных наемников, зачастую поддерживаемых своими государствами, которые явно и недвусмысленно заинтересованы в этой войне и потому поставляют оружие на Украину и разными другими способами поддерживают конфликт. Другими словами, междоусобная брань, которая была спровоцирована и до сих пор поддерживается из заграничных центров, переросла в международный, фактически мировой вооруженный конфликт.

Этот конфликт уже повлек многочисленные жертвы. Разрушены, подчас до основания, города, храмы, монашеские обители. Целые территории становятся непригодными для жизни!

С глубокой болью воспринимаю происходящее, наипаче страдания и скорби мирных людей, тем более что по обе стороны линии боевых действий находятся, в том числе, и чада единой Русской Православной Церкви! Помолимся о всех убиенных и от ран и болезней скончавшихся в эти дни. Помолимся обо всех страждущих и лишившихся крова, об утешении скорбящих и ободрении унывающих.

Помолимся и о воинах наших, дабы Господь сохранил их от смерти, ран, пленения и всякого зла. Помолимся о том, чтобы Господь даровал нам всем глубокий и неотъемлемый мир. Помолимся и о победном торжестве над ополчающимися на Святую Русь и желающими разделить и погубить ее единый народ из молитвы о Святой Руси.

Грозные обстоятельства времени закономерно вызывают у многих страх, который усиливается при сообщениях о терактах и диверсиях, затрагивающих людей как у самой линии боевого соприкосновения, так и вдалеке от нее. Этот страх — орудие дьявола, направленный в том числе на то, чтобы попытаться заставить нас отступиться от хранения богозаповеданных идеалов, отступиться от защиты нашей веры и Отечества. Наш ответ на этот страх — в молитве Богу, в мужественном доверии Ему даже при тяжелых испытаниях, в поддержке друг друга и в сохранении нашего единства.

Это единство нам следует всеми силами оберегать. В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России. В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь.

Тогда для этого внешними и внутренними врагами Отечества использовались как частные интересы, так и претензии к действиям тех или иных государственных лиц, подчас, к сожалению, и справедливые. Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции. Мы помним, как некоторые люди, желавшие блага Отечеству, поддержали в 1917 году революцию, представлявшуюся им неизбежной и нужной, а потом в этом горько и запоздало раскаивались.

Да, справедливое устроение жизни народа и государства является несомненным благом. Да, допускаемая порой несправедливость требует исправления, в том числе и через церковное ходатайство за пострадавших от нее людей. Однако исторический опыт свидетельствует, что смута и междоусобная брань, даже под лозунгами справедливого устроения общества, никогда не приносили блага народам нашего Отечества, и наш пастырский долг — предостерегать народ Божий от участия в этих бесплодных делах тьмы срав.

Какой бы ни была меняющаяся повестка дня, в центре нашей проповеди должно находиться то, что всегда остается неизменным. Мы, христиане, призваны свидетельствовать, что мы — самые счастливые и свободные люди, поскольку нам во Христе открыта истина о том, каким должен быть и может стать человек. Нам открыты и последние судьбы мира, сегодня мятущегося и терзающегося в греховном ослеплении, но чающего встречи со своим Творцом и Искупителем во Втором пришествии.

Поэтому наши слова должны открывать людям спасительную истину о снисхождении Бога в мир людей до самой крестной смерти и победы над смертью в Воскресении. Мы призваны говорить об открывающейся в служении основанной Христом Церкви возможности богообщения и освобождения от греховного рабства.

Практика избрания Патриарха жребием имела место и в Московской Руси. Правда, порядок избрания был несколько иной: чаще всего кандидатуры называл царь, а архиереи тянули жребии.

В подтверждение «легитимности» такого вида избрания, как правило, приводят следующий отрывок из Священного Писания, когда ученикам Христа нужно было выбрать еще одного апостола вместо удавившегося Иуды. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». Тем не менее большинство современных богословов считают, что не существует однозначного подтверждения того, что только через жребий действует воля Божия. История патриаршества показывает, что Патриарх может оказаться достойным и недостойным независимо от способа его избрания.

Царской рукой был избран на патриаршество Казанский митрополит Гермоген, который в Смутное время правления Лжедмитрия и польско-литовской интервенции отстаивал интересы русской государственности и православия. Несмотря на требования бояр остановить народное ополчение, направлявшееся к Москве, Патриарх Гермоген благословил воинов и проклял изменников Отечества. За свой «патриотизм» Патриарх был заточен в тюрьму, где принял мученическую кончину. Также царем был избран на патриаршество и печально знаменитый реформатор Церкви Никон.

При нем церковная власть достигла небывалого влияния, но итог правления плачевен: в народе произошел раскол, а сам Никон был лишен церковного сана. Люди пытались разобраться, нужно ли его восстанавливать или нет, кого в этом случае избрать Патриархом и т. Стараясь ответить на этот вопрос, участники Собора обратились к жребию в неком смятении при сильной поляризации мнений. Сегодня у нас нет смятения — мы, наоборот, говорим о том, что Святейший Патриарх Алексий оставил Церковь сильной, выросшей за постатеистические времена, имеющей свободу молиться, выбирать, рассуждать.

Сегодня мы уже должны нести ответственность за свой выбор, мы должны пройти путь согласования человеческой воли с волей Бога. И решение Собора — не отвержение воли Господа, а как раз наоборот — выявление воли Божией через единодушие голосов соборян». Священников представляли в основном епископы, монашествующих — игуме- ны наиболее крупных монастырей. Всего в Соборе участвовали около 700 делегатов.

Пожалуй, наиболее любопытную категорию соборян представляли миряне. Если в предыдущие годы среди представителей от мирян было немало людей, приближенных к клиру регенты, келейники, епархиальные бухгалтеры и т. Среди последних — представители деловой элиты и крупного бизнеса: владелец компании «Донецксталь» Виктор Нусенкис, супруга губернатора Приморского края Лариса Белоброва, депутат Госдумы, бывший гендиректор ОАО «Донской табак» Иван Саввиди и др. Священнослужители в большинстве своем отнеслись к этой ситуации философски, отмечая, что подобный выбор делегатов отражает уровень духовного развития как всего нашего общества, так и отдельных епархий.

Владимир Вигилянский.

Йошкар-Олы; клирики Йошкар-Олинской епархии и московское духовенство. Слуцкий; первый заместитель министра культуры РФ С. Обрывалин; ректор Московского государственного университета имени М. Ломоносова академик РАН В. Садовничий; ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель главы Всемирного русского народного собора А. Ворохобова г.

Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам. По окончании 8 класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году. С 1970 года — кандидат богословия Ленинградской духовной академии. В 1970-1971 годах — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1 класса семинарии.

Please wait while your request is being verified...

Стараясь ответить на этот вопрос, участники Собора обратились к жребию в неком смятении при сильной поляризации мнений. Сегодня у нас нет смятения — мы, наоборот, говорим о том, что Святейший Патриарх Алексий оставил Церковь сильной, выросшей за постатеистические времена, имеющей свободу молиться, выбирать, рассуждать. Сегодня мы уже должны нести ответственность за свой выбор, мы должны пройти путь согласования человеческой воли с волей Бога. И решение Собора — не отвержение воли Господа, а как раз наоборот — выявление воли Божией через единодушие голосов соборян». Священников представляли в основном епископы, монашествующих — игуме- ны наиболее крупных монастырей. Всего в Соборе участвовали около 700 делегатов. Пожалуй, наиболее любопытную категорию соборян представляли миряне. Если в предыдущие годы среди представителей от мирян было немало людей, приближенных к клиру регенты, келейники, епархиальные бухгалтеры и т. Среди последних — представители деловой элиты и крупного бизнеса: владелец компании «Донецксталь» Виктор Нусенкис, супруга губернатора Приморского края Лариса Белоброва, депутат Госдумы, бывший гендиректор ОАО «Донской табак» Иван Саввиди и др. Священнослужители в большинстве своем отнеслись к этой ситуации философски, отмечая, что подобный выбор делегатов отражает уровень духовного развития как всего нашего общества, так и отдельных епархий.

Владимир Вигилянский. Справедливости ради стоит отметить, что среди мирян было и немало делегатов, независимых ни от Церкви, ни от государства: это руководители образовательных учреждений, представители общественных организаций, православных СМИ. Многие считали, что участие независимых делегатов от мирян может существенным образом повлиять на ход Собора. Вечером в первый день Собора стало известно, что «победил» владыка Кирилл. За него проголосовали 508 кандидатов. Перед началом Собора многие священнослужители просили у мирян их молитв. Много молитвенных прошений вознесли во время Собора и сами его участники. И возможно, тот дух согласия и взаимопонимания, который царил на Соборе, привел всех к общему решению. Обращаясь к Собору после своего избрания, владыка Кирилл отмечал: «Сегодня, думаю, для каждого из нас очевидно, что Собором руководил Дух Святой.

Мы единомысленно исповедали православную веру в Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Мф. Мы по воле Божией избрали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, и я вновь благодарю всечестной Собор за оказанное мне недостойному великое доверие, которое означает и великую ответственность». После того как было объявлено об избрании нового Патриарха, в храме Христа Спасителя замироточила икона «Умягчение злых сердец» — а это, как правило, знак того, что на все свершившееся есть Божья воля. В переводе с греческого это означает «достоин».

С 28 по 31 января 1980 года присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ. Патмос и Родос. С 31 мая по 7 июня от Русской Православной Церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквами, проходившей на о. В составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей с 19 по 23 ноября в Италии. Сочинения Речь при наречении во епископа Выборгского.

Бог и человек. История спасения» М. Les valeurs de la Tradition dans la societe laique" Paris, 2006 г.

Изданы циклы телепередач «Слово пастыря» - Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» - История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» - Основы социальной концепции - Устав Русской Православной Церкви - Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» - Церковь, государство, политика часть 1 , Церковь, личность, общество часть 2 , О вере и спасении часть 3. На аудионосителях издан цикл великопостных проповедей. Митрополит Кирилл приглашался для чтения лекций в Рим 1972 г.

Митрополит Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» - Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг.

Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания Шамбези, 1976 г. Митрополит Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат он участвовал в IV Упсала, Швеция, 1968 г.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества октябрь 1989 и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 года, а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г. Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 года и октября 1993 года. Был одним из инициаторов создания Всемирного Русского Народного Собора в 1993 году.

Помимо этого первосвятитель поблагодарил президента за поддержку, которую тот оказывает гражданам страны и церкви как институции. Что такое интронизация Интронизация — это торжественное богослужение, во время которого происходит избрание нового патриарха. В православной церкви она также проводится при возведении предстоятелей поместных и автономных церквей в сане митрополита или архиепископа. Во время церемонии новоизбранного патриарха облачают в одежды, подобающие его сану, и возводят на горнее место — возвышение у восточной стены алтаря, предназначенное для правящего епископа. При этом читается молитвословие, в ходе которого митрополиты трижды восклицают «аксиос», что в переводе с греческого означает «достоин».

Согласно сложившейся традиции, интронизация патриарха Московского и всея Руси отмечается как общецерковный праздник. Как выбирают патриарха В 2013 году Архиерейский собор Русской православной церкви утвердил документ, регламентирующий процесс избрания патриарха Московского и всея Руси. Подобное решение было принято впервые в истории РПЦ. До этого единого алгоритма этой процедуры не существовало. Согласно новым правилам, выборы проходят в два этапа.

На первом составляется избирательный бюллетень, в который входят все епископы, соответствующие критериям кандидата на патриарший престол. Список формирует Священный синод.

Русская православная церковь отмечает годовщину интронизации Патриарха Кирилла

Этот мешок - говорил патриарх Кирилл - спас и моего отца, и мне дал возможность явиться на свет. Отец Володи имя Кирилла в миру работал главным механиком оборонного предприятия, до войны он был репрессирован, сидел на Колыме, потом строил укрепления во время обороны Ленинграда. В годы войны был военпредом на Горьковском заводе и принимал танки Т-34 перед их отправкой на фронт. Потом стал священником, что во многом определило судьбу сына. Еще в детстве он ходил по храму, зашёл в Царские врата, прошелся по алтарю. Напуганная мать отвела сына к настоятелю храма.

Тот не стал наказывать. Только сказал с улыбкой: "Ничего, архиереем будет". Такая оценка была вызвана не тем, что Володя не любил учиться. Напротив - всегда тянулся к знаниям, много читал благо, позволяла домашняя библиотека отца священника. Ощущение подвига у мальчика было из-за его духовного нонкоформизма, который в советское время сильно бросался в глава.

Он не вступил ни в пионерию, ни в комсомол. Про Володю даже написали в городской газете. С таким посылом, что "куда смотрит школа, когда есть в Ленинграде такой мальчик, который учится на пятерки, а верит в Бога". Причем лыжи не беговые, а горные и водные. Что важно, так как в этих дисциплинах отсутствует лыжня.

Когда журналисты, падкие до сенсаций, спрашивали патриарха Кирилла о его увлечении, он отвечал: "Духовная тренировка, которую дает нам аскеза, пост, молитва и физическая тренировка, которая невозможна без волевых усилий, - вместе обеспечивают очень важный результат - воспитание человеческой личности".

Если бы он был только политиком, было бы проще. Но он прежде всего священнослужитель, духовное лицо, и у него обязательства не только перед своей паствой и перед Россией - а патриарх безусловный патриот, в этом нет никаких сомнений, он молится за Россию и желает ей блага - но на нем лежит колоссальная ответственность и миссия или послушание сказать свое слово в истории. Дмитрий Володихин: "В России существует идеал "симфонии", то есть соработничества Церкви и государства.

И, с одной стороны, Святейшего патриарха критикуют за избыточность этой "симфонии" вроде бы Церковь срослась с государством , а с другой стороны, за ее недостаточность Церковь не комплиментарна государству. А я считаю, что сейчас найден оптимальный вариант. У нас как раз та "симфония", которая в нынешних условиях и должна быть" Протоиерей Петр Гриценко: Дикий капитализм зашел в русское общество, и оно сегодня становится все более потребительским. А Святейший патриарх всячески старается противостоять информационной политике СМИ и интернета, задавливающей человека потребительскими идеалами.

Во времена пандемии ковида ему приходилось держать баланс между верующими, невоцерковленным обществом и государством. А держаться "золотой середины" - это всегда самое тяжелое. И так же с ситуацией во время СВО. Патриарх попал в самый тяжелый период нашей истории - терпения, здоровья и милости Божией ему".

Иерей Федор Лукьянов: "Трудность позиции патриарха в том, что он обязан говорить обществу о тех вопросах, которые вызывают серьезные нравственные борения. Он обязан озвучивать позицию, основанную на нравственном законе и заложенную Богом в основание бытия человека. Естественно, не всегда эта позиция встречает радушные приветствия со стороны аудитории, потому что в обществе много эгоистического и греховного и т. Человек ведь часто спорит со своей собственной совестью.

В этом основная трудность - идти против течений современной и часто отошедшей от Божественных истин человеческой мысли. Но голос Церкви тут очень важен. Много людей и во властных коридорах говорят: нам очень важна позиция Святейшего патриарха, мы на нее опираемся, когда нам становится тяжело отстаивать нравственные ценности". В чем патриарху можно "позавидовать"?

Дмитрий Володихин: Чудовищной работоспособности.

Я бывал в разных комиссиях, видел много всяких баталий, несколько этапов отсеивания, и никогда патриарх лично не выбирал лауреатов, но всегда жюри - тайным голосованием и прямо на глазах у публики. Знаю только одну негласную вещь, предупреждение патриарха, что хорошо бы давать премии все-таки не священникам, а писателям. Так что когда меня выдвинул на нее миссионерский отдел, я был уверен, что ничего не получу. Но когда я стал лауреатом, оказалось, что патриарх очень доволен этим. Конечно, лауреаты премии очень разные по качеству и значению писатели, но очень важен сам факт что церковь озабочена судьбой словесной культуры. Сказать свое слово и заявить свое воззрение на столь важный участок гуманитарного творчества, это много значит. Достижения патриарха глазами политика Миссия милосердия и забота о семье Анна Кузнецова, вице-спикер Госдумы: - Меня в печатляет вся работа патриар ха, свя занная с темой семьи и защитой семейных ценностей. Для него она всегда была главной и "чистой", то есть свободной от каких-либо политических задач, даже во времена, когда ее пытались маргинализировать или что-то передернуть. Когда было немодным ругать нетрадиционную ориентацию, а ее критиков тут же объявляли нарушителем прав человека, церковь смело заявляла свою позицию.

Когда никто не смел в полный голос говорить о защите жизни ребенка до рождения, церковь не боялась говорить об этом. Как и о суррогатном материнстве. Или о защите и поддержке многодетных семей... А сегодня многие давние предложения патриарха стали государственными законами. И все это обеспечено неотступной позицией - его и Русской православной церкви - в деле защиты фунда ментальных традиционных цен ностей. Кроме конкретных законов у нас появились стратегические документы, превращающие духовно-нравственные понятия, сформулированные в рамках веры и религии, в понятия правовые. Я имею в виду прежде всего 809 указ - об основах государственной политики в сфере духовно-нравственных ценностей, в котором многие понятия нравственного и воспитательного значения приобрели правовую нагрузку и стали основой для формирования законодательных мер и решений в политической сфере. Объявление 2024 года Годом семьи потребует от нас еще большей работы по укреплению семьи. И вся она нанизана на те ценности, которые являются основой мировых религий и безусловно Русской православной церкви, о чем патриарх Кирилл говорил все последние годы. Сегодня при поддержке Святейшего церковь ведет самый понятный для людей разговор с об ществом - на языке милосердия.

Это развернулось буквально по всей стране. Я почувствовала помощь церкви, еще работая в регионе. Епархия активно подде рживал а наши еще робкие волонтерские благотворительные проекты. Мы видим сегодня священников на передовой, видим их поддержку патриархом, его максимальное беспокойство о духовном окормлении воинов. И эта миссия крайне важна. Церковь не осталась в стороне, она на передовой, рядом с теми, кто воюет на фронтах. А есть еще и госпитали, окормление раненых. Я была с патриархом в больницах, и видела, насколько велико его внимание к каждому человеку. И за словами утешения идет огромное доброделание. В епархиях плетутся сети, делаются окопные свечи, оказывается огромная благотворительная помощь, приходы собирают пожертвования и отправляют их на фронт.

Вместе с больницей святителя Алексия церковь готовит сестер милосердия, и это тоже огромная работа. Мы работаем также с зарубежными приходами, вместе с Союзом православных женщин разворачиваем программу "Семья и мир", стараемся сделать там традиционные семейные ценности главной темой и видим, насколько люди изголодались по этому. Всем хорошо видно и внимание патриарха Кирилла к молодежи, тут уже выстраивается большая и системная работа на приходах. Молодые люди находят ответ на вопрос, что может дать им вера и православное сообщество. Среди достижений патриарха хочу отметить и работу в защиту жизни. На некоторые вопросы еще не нашлись ответы на федеральном уровне, но слово Святейшего патриарха уже слышат в регионах и исключают, например, аборты из услуг коммерческих клиник, где женщинам практически не дают шанса сохранить жизнь ребенка. Но такую помощь можно найти в государственных организациях. Поэтому более 13 регионов России уже приняли соответствующие решения. У этой многими поддерживаемой работы бесценный результат - сохраненная человеческая жизнь. Мы видим, что сегодня происходит на международном поле.

Когда даже про-православные организации - я имею в виду межпарламентскую ассамблею православия - не решились на четко сформулированную позицию. К сожалению, когда мировому православию на самом деле стала нужна поддержка, руководство этой структуры, обязавшееся стоять выше политических интересов, опираясь на формальные отговорки, совершенно устранилось от формулирования позиции по украинскому вопросу.

Тогда же архиепископу было поручено управлять патриаршими приходами в Финляндии [2] [1]. Он также стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений [1]. В ноябре того же года в составе делегации РПЦ по приглашению Французской епископской конференции посетил Францию. В том же месяце был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства [2]. В январе 1980 года архиепископ Кирилл присутствовал в Будапеште на встрече представителей церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей Всемирного совета церквей, в мае — участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии встреча проходила на островах Патмос и Родос ; в августе принимал участие в заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей и в конференции представителей церквей в СССР и в США оба мероприятия проводились в Женеве ; в ноябре и декабре возглавлял паломническую группу представителей и студентов Ленинградской духовной академии при поездке на Святую Землю [2]. В августе 1981 года участвовал в очередном заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей в Дрездене, затем совместно с Патриархом Пименом посетил Финляндию. А в ноябре отбыл в Амстердам на слушания по ядерному разоружению — в качестве представителя от христиан СССР [2]. В январе 1982 года архиепископ Кирилл ездил в Лиму Перу , где участвовал в заседании Комиссии Всемирного совета церквей «Вера и церковное устройство».

В июле того же года вновь принял участие в заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей в Женеве, а в июле и августе 1983 года участвовал в VI Ассамблеи Всемирного совета церквей в Ванкувере Канада и был избран в новый состав Центрального комитета Всемирного совета церквей [2]. В 1983 году архиепископ Кирилл также начал преподавать в аспирантуре при Московской духовной академии [1]. В феврале 1984 года иерарх принял участие в заседании Исполнительного комитета Всемирного совета церквей в Женеве, в мае и июне в качестве представителя Русской православной церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между римско-католической церковью и поместными православными церквами, проходившей на острове Крит; в июле того же года присутствовал на заседания Центрального комитета Всемирного совета церквей в Женеве, а в конце ноября в составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей в Италии [2]. Тогда же он сделался управляющий приходами Калининградской области [6] 4 июля 1988 года архиепископ Кирилл был награжден именной панагией — за активное участие в подготовке и проведении празднования тысячелетия Крещения Руси. В соответствии с определением Священного Синода от 10-11 апреля 1989 года по другим данным, в 1988 году [6] стал зваться архиепископом Смоленским и Калининградским [1] [3]. Определением Священного Синода от 14 ноября 1989 года архиепископ Кирилл был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений сменил на этой должности митрополита Филарета Вахромеева [1] и постоянным членом Синода по должности [2] [6] [5] [4]. Как председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священнослужитель участвовал в работе по подготовке законов «О свободе вероисповеданий» 1990 , «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 [3]. В 1990 году он также возглавил комиссию Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности и стал членом Синодальной библейской комиссии [1]. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 февраля 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита [6] [1] [4] [5]. К началу марта 2007 года оставался архиереем Смоленской и Калининградской епархии [2].

Во время политических потрясений в России в 1991-1993 годах митрополит Кирилл занимал активную миротворческую позицию. Он стал инициатором создания Всемирного русского народного собора в 1993 году. Его доклады были основными на соборе 1993 года и восьми последовавших соборах. Доклады эти были посвящены таким вопросам, как «Ядерные вооружения и национальная безопасность России»; «Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий»; «Проблема взаимодействия Русской православной церкви и ведущих научных центров России» [3]. В августе 1993 года митрополиту была вручена международная Ловийская премия мира [4] , присужденная Общественным комитетом «Мирный форум Ловииса», возглавляемый Теллерво Койвисто, супругой президента Финляндии. Этой премией раз в три года награждается общественный или церковный деятель, внесший особо значимый вклад в дело укрепления мира [2]. Будучи митрополитом, в 1993 году Кирилл стал сопредседателем, а с 1995 года — заместителем главы Всемирного русского народного собора, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1994 году он был избран почетным президентом Всемирной конференции «Религия и мир» и членом Синодальной богословской комиссии [1]. В период с 1995-го по 2000 год митрополит Кирилл председательствовал в Синодальной рабочей группе по выработке концепции РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества. Результатом работы группы стал документ, названный «Основы социальной концепции Русской православной церкви».

Он был принят в 2000 году юбилейным Архиерейским собором РПЦ. СМИ утверждали, что именно по настоянию митрополита в «Основы» было внесено положение о возможности гражданского неповиновения православных власти, и на протяжении нескольких лет после принятия концепции иерарх активно выступал в разных городах России и за рубежом, в научных и университетских аудиториях, с пропагандой основных идей этого документа [1]. Кроме того, митрополит Кирилл представлял Русскую православную церковь в Шамбези в Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого собора восточной православной церкви в 1993 и в 1999 годах. В 1995 году он также выступил с основным докладом «Общая оценка Всемирного совета церквей» на православной конференции «Общее понимание и видение Всемирного Совета Церквей» в Шамбези. Был активным участником Всеправославного совещания 1998 года в Салониках по оценке деятельности Всемирного совета церквей [3]. В 1998 году митрополит также был включен в состав делегации Русской православной церкви на Соборе предстоятелей и иерархов поместных православных церквей в Софии, а в 2000 году был также участником всеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова на Святой земле в 2000 году [3]. Возглавляя Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Кирилл одновременно являлся также правящим архиереем Смоленской и Калининградской епархии. За время его пребывания на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 195 приходов, восстановлено 49 и вновь построено 57 православных храмов [6]. Кроме того, в 1995 году в Смоленске были открыты Духовная семинария [4] и Межъепархиальное духовное училище с регентским, катехизаторским, иконописным отделениями и отделением сестер милосердия. В епархии работают две православные гимназии в Смоленске и Рославле , три православных детских сада [4] , а с 1992 года в средних общеобразовательных школах Смоленской области проводятся уроки по предмету «основы православия» формально этот предмет не был включен в обязательную школьную программу [3].

Труды митрополита Кирилла по возрождению епархии были отмечены в приветственном слове Патриархом Алексием II при посещении Смоленской епархии 1-3 мая 1993 года [4]. Решением Смоленского городского совета от 23 мая 2003 года за номером 646 за большой вклад в работу по возрождению духовности и патриотизма, сохранению нравственных традиций российского общества, подвижническую деятельность в сферах образования и культуры, многолетний пасторский труд на благо смолян митрополиту было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Смоленска» [4]. Начиная с 1995-1997 годов, в связи с ростом политической активности Московской патриархии Отдел внешних церковных связей Московского патриархата обретал все большую известность и влияние, а его руководителя в СМИ стали именовать «министром иностранных дел», а иногда даже и «премьер-министром» русской церкви. В 2003 году, когда Патриарх тяжело болел, в высшем руководстве РПЦ произошла «кадровая революция», которая значительно усилила позиции митрополита. Были удалены со своих постов влиятельные митрополиты Сергий и Мефодий, рассматривавшиеся в качестве серьезных конкурентов для митрополита Кирилла в борьбе за патриарший престол. Управляющим делами РПЦ МП стал бывший первый заместитель митрополита Кирилла митрополит Климент Капалин , который, впрочем, занял на новой должности относительно самостоятельную позицию.

Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович)

Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий. Разве Патриарх законы нарушал, кого-то обижал? Разве Патриарх законы нарушал, кого-то обижал?

Экуменическая и общественная деятельность

  • Патриарх Кирилл появился в храме Христа Спасителя
  • 1 февраля - день интронизации патриарха Кирилла. Чем он запомнился современникам за 14 лет служения
  • 15 лет назад состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла - Православный журнал «Фома»
  • Патриарх Кирилл – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив

Кирилл (патриарх)

С 1970 по 1971 гг. Двенадцатого сентября 1971 г. В 1971-1974 гг. С 1974 по 1984 гг. С 26 декабря 1984 г. С 1986 г. С 1988 г.

С 13 ноября 1989 г. Кирилл являлся председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата, а 25 февраля 1991 г. Более десяти лет ведет на центральном телевидении программу "Слово пастыря". Субботу и воскресенье обычно проводит в своей епархии, совершая богослужения, общаясь с православной паствой. Шестого декабря 2008 г.

В дни работы соборов возносились особые молитвы, совершались заупокойные литии по Патриарху Алексию II. И в этом присном поминовении почившего предстоятеля чувствовалась не просто дань особого уважения к его трудам, но и просьба о его молитвенной помощи, о заступничестве, стремление церковных иерархов сохранить преемственность в новом патриаршем служении. Затем, при Петре I, патриаршество и вовсе было упразднено и замещено подконтрольным императору Синодом. А восстановлено оно было только в 1917 году, под революционную пальбу. Таким образом, Алексий II являлся всего лишь пятнадцатым русским предстоятелем за всю историю патриаршества. Большинство его предшественников на этом посту избирались царями — «помазанниками Божьими». В советское же время избрание Патриарха проводилось, как на партсобрании, открытым голосованием. Вот почему говорить о какой-либо одной сложившейся традиции избрания патриархов на сегодняшний день было сложно. Точнее, традиций можно выделить две: более древняя — по жребию и сложившаяся в советское время — голосование. Священноначалие предложило избирать Патриарха по тому же сценарию, что и в 1990 году. Поместный же собор тайным голосованием выбирал из них Патриарха. В то же время в 1917 году на Поместном соборе выборы Патриарха проходили иначе. Собор состоялся в старом храме Христа Спасителя. Архиереи предложили три кандидатуры: митрополита Московского Тихона, митрополита Новгородского и Старорузского Арсения и митрополита Харьковского и Ахтырского Антония. Были сделаны три жребия с именами кандидатов и положены в ковчежец. Затем, после литургии и усердного моления, старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Патриархом, сумевшим сохранить Церковь в сложные годы гонений на православную веру. Практика избрания Патриарха жребием имела место и в Московской Руси. Правда, порядок избрания был несколько иной: чаще всего кандидатуры называл царь, а архиереи тянули жребии. В подтверждение «легитимности» такого вида избрания, как правило, приводят следующий отрывок из Священного Писания, когда ученикам Христа нужно было выбрать еще одного апостола вместо удавившегося Иуды. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». Тем не менее большинство современных богословов считают, что не существует однозначного подтверждения того, что только через жребий действует воля Божия. История патриаршества показывает, что Патриарх может оказаться достойным и недостойным независимо от способа его избрания. Царской рукой был избран на патриаршество Казанский митрополит Гермоген, который в Смутное время правления Лжедмитрия и польско-литовской интервенции отстаивал интересы русской государственности и православия.

Поэтому не стоит, наблюдая отдельные миссионерские успехи, пребывать в эйфории от них или находиться в безмятежной уверенности, что наши труды если не уже завершены, то хотя бы их результат таков, что можно снизить их интенсивность. Это не так. Трудиться на ниве Христовой надо и сегодня, и впредь, и до самого последнего дня жизни нашей. Важно помнить, что каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа. А потому каждый архиерей призван быть примером духовенству и мирянам — примером молитвы, деятельной любви, сострадания и ревности о славе Божией. В связи с этим скажу несколько слов о некоторых требующих особого внимания сторонах внутренней церковной жизни. Мы должны давать себе отчет в том, что с точки зрения современного молодого человека все менее привлекательным становится служение священника, — служение благодатное, но в то же время многотрудное, не открывающее возможностей для достижения высокого уровня материального благополучия, предполагающее серьезную ответственность не только самого клирика, но и членов его семьи, и связанные с этой ответственностью ограничения. Сдержанное отношение части молодых людей к священническому служению — объективная данность, и к сожалению, нет причин рассчитывать на то, что ситуация будет быстро улучшаться. В связи с этим считаю, что церковным средствам массовой коммуникации следует продумать, как в доступной для современного человека форме популяризировать опыт пастырского служения в обществе, явить образ активной и, говоря нынешним языком, «адекватной» священнической семьи — городской, сельской, из разных стран и епархий нашей большой Русской Православной Церкви. Нам необходимо особенно ценить тех, кто выражает сегодня готовность принять на себя труд священнослужения. При этом, конечно, клир не должен становиться прибежищем для людей, не нашедших себе иного места в обществе по малообразованности или по иным причинам. Недостаточно даже, чтобы человек был «просто хорошим» или «просто благочестивым» в бытовом значении этих слов. Прошло время, когда рост Церкви осуществлялся «вширь» — лишь бы заполнить приходские вакансии. Сейчас необходим рост «вглубь», и даже отмеченное во многих епархиях «оскудение призваний» не должно служить оправданием для принятия на церковное служение людей, не имеющих достаточного образовательного и культурного уровня и тем более необходимых нравственных качеств. Богословский дилетантизм части духовенства уже не раз становился в истории Церкви, в том числе в недавнее время, почвой для нарушения мира в церковном сообществе, и эта угроза делается особенно актуальной в то время, когда общество переживает потрясения. Показательным является и то, что среди священнослужителей, извергаемых из священного сана, подавляющее большинство не имели духовного образования при хиротонии. Прошу вас, владыки, не забывать о том, что служение архиерея предполагает неустанную заботу как о повышении образовательного уровня священников, так и о повышении уровня собственных знаний. Ведь архипастыри и пастыри призваны уметь — по слову апостола Петра — дать ответ вопрошающим о нашем уповании, дать этот ответ с кротостью и благоговением см. При этом да сохранит Господь священнослужителей от того, чтобы путать истины веры с суевериями или бабьими баснями см. В связи с вопросом об уровне подготовки священнослужителей предлагаю сегодня обсудить возможную реорганизацию духовных семинарий, их укрупнение в межрегиональные семинарии, объединение усилий существующих духовных учебных заведений. Это весьма важная тема, которая нуждается в нашем совместном размышлении. Наблюдая за общецерковной статистикой, можно констатировать, как я уже отметил, что многие епархии продолжают испытывать кадровый дефицит, хоть он и не сравним с тем, что было еще 30 лет назад. С тем большей бережностью следует относиться к каждому священнослужителю. К сожалению, по разным причинам клирики порой сталкиваются с соблазном оставить служение и, увы, некоторые не выдерживают искушения. Убежден, что во многих случаях таких священнослужителей можно остановить на пути от алтаря Господня, если епархиальный архиерей обратит на них доброе, благожелательное отеческое внимание при первых признаках наступающего кризиса. Мы знаем случаи, когда клирики оставляют сан, следуя своей гордыне и иным страстям — и таких особенно трудно бывает остановить на пути к этому решению. Однако бывает, что такой шаг клирик предпринимает вследствие семейных неурядиц. Эта тема в минувшие годы подробно обсуждалась в комиссии Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. В частности, в комиссии было отмечено, что многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье. Тема эта непростая, но она по-прежнему требует нашего внимания. В Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года подчеркивалось, что «при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи»2. Прошу каждого из вас, владыки, помнить об этом соборном указании, которое предполагает, что к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью. В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объема служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьей. Мы часто говорим о необходимости усиления поддержки государством многодетных семей в России. И это действительно важно! Тем более нам следует со вниманием и заботой относится к семьям священнослужителей. Сложности в семьях духовенства порой обусловлены неполной готовностью будущих клириков, а также их жен и детей к служению Церкви. Епархиальным архиереям полезно знакомиться с настроением семьи кандидата в клир, дабы заблаговременно предупреждать ситуации, когда супруга и домочадцы не готовы понести подвиг священнослужения мужа и отца. Важно, чтобы подготовка к семейной жизни будущего священнослужителя начиналась с семинарской скамьи, к примеру, через внеурочные и неформальные беседы с опытными семейными пастырями, разъясняющими, какие сложности могут ждать семейных клириков, как их избежать или, если они возникнут, — как их преодолевать. Подобные братские беседы следует проводить и с молодыми, недавно рукоположенными священнослужителями. Знаю, что во многих епархиях ведется активная работа по оказанию материальной и социальной поддержки священно- и церковнослужителям, вдовам священников и сиротам, престарелым клирикам, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий. Выражаю благодарность тем архипастырям, кто проявляет внимание к нуждам своего клира. Каждый епархиальный архиерей должен быть твердо уверен, что проживающие во вверенной ему епархии многодетные клирики, а также пожилые заштатные священнослужители, вдовицы и сироты духовенства не испытывают какой-либо постоянной, долговременной нужды. Если архипастырь по небрежному отношению к этой своей обязанности не знает о сложном материальном положении тех, о ком ему надлежит заботиться, или тем паче, зная о подобной ситуации и имея возможность облегчить бремя нуждающихся, пренебрегает такой возможностью, то ему придется отвечать за это перед Самим Богом, не говоря уже о прямой ответственности перед Священноначалием. Упомянув о священнослужителях, оставляющих сан самовольно, должен также сказать и о тех, которые извергаются из священного чина по причине совершения ими безнравственных поступков, несовместимых со служением у престола Господня. К сожалению, клирики порой становятся даже фигурантами публичных скандалов, а иногда и уголовных дел. То, что это происходит хоть и достаточно редко, но чаще, чем ранее, вполне объяснимо. Во-первых, священнослужителей стало намного больше и, следовательно, даже если доля безответственных клириков не изменилась, их количество в абсолютном исчислении могло вырасти. Во-вторых, резонанс от скандальных дел стал сильнее — такова специфика современного информационного пространства. Более того, общество очень болезненно и остро — порой даже избыточно болезненно и остро — реагирует на малейшие действительные или мнимые несоответствия поведения и жизни служителей алтаря Господня проповедуемым ими евангельским идеалам. В-третьих, мы не можем игнорировать тот факт, что дух обмирщения действует в том числе на священнослужителей. Речь сейчас идет вовсе не о том, что священники должны жить в какой-то изоляции от общества. К примеру, нет необходимости понуждать духовенство везде ходить в подряснике, а жен клириков — в платьях «до пят». В наше время священнику в некоторых обстоятельствах бывает уместнее носить аккуратную партикулярную одежду. Не следует осуждать священника, если он, к примеру, пойдет в бассейн со своими детьми или в театр с друзьями и будет там находиться в соответствующей одежде. Но в любой ситуации поведение и речь священнослужителя ни в коем случае не должны компрометировать клирика. На иерейском кресте выгравированы слова апостола Павла: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» см. Это напоминание о том, что священник всегда и везде призван являть чистое и доброе житие, которое не менее важно для проповеди Евангелия, чем умудренное слово. Священнослужитель вполне вправе обустраивать свой быт достойным образом, однако это не должно превращаться в образ жизни, по материальному уровню демонстративно контрастирующий с образом жизни паствы. Не должно быть вычурной и раздражающей роскоши. Тем более в нынешнее время, когда вся страна предпринимает усилия и ограничивает себя, жертвуя ради ближних. Неприемлемо и надменное поведение клирика. Тем более священнослужитель должен блюсти себя от поступков, явно несовместимых со священным саном. Дорогие владыки, прошу всех вас прислушаться к следующим моим словам: все сказанное мною в полной мере касается каждого архиерея. Ошибки, бытовые грехи, недостатки есть у каждого. Каждый имеет возможность каяться в них и трудиться ради своего исправления. Это путь любого христианина. Но если кому-то показалось, что Патриарх и Священный Синод будут терпеть публичные поступки, наносящие урон Церкви, или поведение, причиняющее ущерб пастве, то это не так. И вы видели, что полтора года тому назад Священному Синоду и Высшему Общецерковному Суду пришлось принять довольно строгие решения в отношении нескольких заблудившихся собратьев в архиерейском сане. Все мы надеемся на Божие снисхождение к нам грешным. Поэтому следует помнить и о милости и снисхождении к подчиненным. Клирики должны видеть в правящем архиерее в первую очередь любящего и мудрого отца, а не судию и карателя.

Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий