4 апреля 2024 года пройдут выборы членов Совета Республики, затем – делегатов Всебелорусского народного собрания от субъектов гражданского общества и местных Советов депутатов. Выборы Президента Республики Беларусь Выборы Президента Республики Беларусь. Парламентские выборы в Беларуси: выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, законодательство, избирательный процесс. Проверка голоса: как в Белоруссии пройдут парламентские выборы.
Поделиться
- Выборы – 2024: что нам предстоит?
- Топ-4 главных выборов Европы в 2024 году. Какие шансы у пророссийских и проевропейских сил?
- Путин о едином дне голосования в Белоруссии: «Курс на гармоничное развитие»
- Топ-4 главных выборов Европы в 2024 году. Какие шансы у пророссийских и проевропейских сил?
Календарь выборов и референдумов
С чем возглавляемые ими структуры гражданского общества идут на выборы-2024 и смогли ли они стать узнаваемыми в глазах белорусского избирателя — порассуждать над этим мы предложили ректору Академии управления при Президенте Вячеславу Даниловичу; председателю Белорусской партии «Белая Русь», председателю РОО «Белая Русь», члену Совета Республики Национального собрания Олегу Романову; председателю Либерально-демократической партии Беларуси, заместителю председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Олегу Гайдукевичу; первому секретарю Центрального комитета Коммунистической партии Беларуси, генеральному директору ОАО «ЦУМ Минск» Алексею Соколу и председателю Республиканской партии труда и справедливости, директору научно-проектного РУП «БелНИИПградостроительства» Александру Хижняку. Узнаваемость как фактор успеха О. Романов: «Белая Русь» — самая молодая партия, но уже довольно известная в белорусском обществе. И если говорить о тех сильных сторонах, на которые мы будем опираться в предвыборной кампании и политической жизни в целом, они следующие. Во-первых — зрелая региональная структура. Наша партия имеет 146 региональных отделений, мы опираемся на эту почву, на белорусский народ. Во-вторых, сильной стороной нашей партии является кадровый состав.
Может, не очень скромно скажу, но у нас практически нет ноунеймов — людей, которых никто не знает, которые взялись не пойми откуда. Наши люди и в регионах, и в столице — известные, доказавшие делом свое право быть и в составе депутатского корпуса, и в целом выражать настроения и волю людей. В Высшем политическом совете партии более 10 человек — люди с учеными степенями и званиями. Олег Романов: — 6 декабря создан экспертно-аналитический центр партии «Белая Русь», участие в котором будут принимать крупные ученые: политологи, экономисты, юристы. Это позволит производить экспертный продукт, который сможет использоваться и госорганами. И здесь наша партия будет подставлять свое плечо государству в его развитии.
Гайдукевич: Думаю, для каждого избирателя партия, за которую он собирается голосовать, — самая лучшая. Но и плохих партий нет: если за партию голосуют люди, значит, она имеет поддержку, голос ее должен быть услышан и с ней должны считаться. Каждая партия, пройдя перерегистрацию, подтвердила свою немалую численность и структурированность. Любая партия отличается друг от друга программой и планом действий. ЛДПБ в политической части всегда выступала за переход к пропорционально-мажоритарной избирательной системе. С этим мы идем и на нынешние выборы: говорим, что в 2024 году это еще рано, но к 2030 году, считаем, нужно перейти на такую систему.
Деловые черты партии заключаются в гибком подходе к поиску новых решений проблем, гуманные — в сопереживании людям и понимании их проблем. Мы стремимся укреплять взаимодействие с государством, повышать устойчивость, социальную мобильность и бороться с неравенством, масштабировать программы для повышения квалификации, поддерживать организации и отрасли в реорганизации рабочих мест, выступать за усиление гарантий для лиц, ищущих работу, поддержку выпускников, безопасность труда и рост доходов для низкооплачиваемых работников, за оказание социальной помощи тем, кто в ней нуждается по объективным причинам. Александр Хижняк: — Политические партии — это эффективный посредник между властью и избирателями. Политическим партиям отведена роль продвижения идей граждан и озвучивания их перед руководством страны. Для этого необходимо участвовать и побеждать на выборах, продвигать политические альтернативы. Нам предстоит набраться практического опыта, оценить реалии, которые мы имеем, через видение того, чего хотим, стать более динамичной и профессиональной, продолжить укреплять партийную структуру и, соответственно, дисциплину, с обязательной уплатой взносов, организовать работу по формированию кадрового потенциала и участию членов партии в активной работе, по привлечению единомышленников и поиску политических альтернатив.
Наша ниша: труд, недопустимость социального иждивенчества, развитие территорий, справедливое отношение к людям и государству в том числе на международной арене. Сокол: Коммунистическая партия имеет более чем вековую историю и на постоянной основе выражает интересы трудового народа. Мы взаимодействуем со всеми слоями населения, нас интересуют рабочий класс, интеллигенция, работники сельского хозяйства, медицины, образования, культуры. Немало у нас ученых, заслуженных работников всех сфер нашего общества, нам есть чем гордиться.
Манипуляции с календарем выборов для белорусских властей за последние 5 лет стали привычным делом. Впервые эту технологию опробовали за год до президентских выборов 2020 года. Для того чтобы не допустить «большой политизации общества» , парламентские выборы, которые должны были пройти не позднее 10 сентября 2020 года, перенесли на 2019 год. Попутно нарушив статью 94 Конституции Беларуси, т.
После их подавления власти с ужасом для себя обнаружили, что новые выборы не за горами и стали откладывать и их, как поход к стоматологу. Еще во время протестов белорусская оппозиция попробовала инициировать голосования за отзыв депутатов и тем самым спровоцировать досрочные парламентские и местные выборы во множестве округов. Власти отказали в регистрации инициативным группам по отзыву депутатов и применили к участникам репрессивные меры. Чат «Отзыв депутата. Подлужная», где граждане координировались для отзыва депутата Палаты Представителей по 76 округу Людмилы Подлужной, был признан экстремистским. Отказались власти проводить и выборы депутатов вместо выбывших, нарушив тем самым нормы избирательного кодекса. Маячили перспективы новых выборов: в местные советы в феврале 2022 года и парламентские осенью 2023 года. От них уже нельзя было отмахнуться сославшись на нарушения при подаче документов инициативными группами или отпиской.
Поэтому в 2021 году парламент принял поправки в Конституцию , которые вводили единый день голосования и переносили местные выборы с 2022 на 2023 год. После референдума 2022 года выборы отодвинули еще дальше — на февраль 2024 года. Таким образом, правящие элиты в Беларуси смогли отодвинуть выборы на 3 года. Подготовка к экзаменам Но зачем? Неужели им было чего бояться? Скажем так: опасения просто должны были поселиться в головах у белорусской номенклатуры. В белорусских государственных СМИ чиновники различного уровня и пропагандисты регулярно говорят о выборах, как об «экзамене». Вскрылась полнейшая импотенция государства в электоральной политике, были допущены крупнейшие в истории страны протесты, вся система не смогла обеспечить на местах необходимый результат и объявленные ЦИК цифры были просто выдуманы и совершенно не соотносились с данными с избирательных участков.
Для переноса выборов с 2023 на 2024 год была еще одна причина: после изменений в Конституцию, планируемых властями на 2022 год, необходимо было принять огромное количество законов. Полностью подконтрольный парламент, показавший, что готов голосовать за какие угодно законы и оставшийся верным даже во время протестов, для этого подходил как нельзя лучше. Своеобразным «зачетом» перед «экзаменом» для властей стал конституционный референдум, прошедший 27 февраля 2022 года. Его официальные итоги для режима были, разумеется, приятны: за предложенный вариант конституции «проголосовало» 82. Опрос после референдума также показал, что кампания прошла по плану властей: около половины сказали, что пришли на референдум, большинство респондентов ответило, что голосовало «За» поправки. Протесты же в день референдума были связаны с началом войны России против Украины, а не с результатами референдума. Тем не менее выборы все равно беспокоили белорусскую номенклатуру. После референдума Лукашенко публично сожалел , что не решился внести в конституцию норму, согласно которой президент избирается Всебелорусским народным собранием невыборный корпоративный орган, наделенный широкими полномочиями, который предусматривается новой редакцией конституции.
Кроме того, в рамках приведения законов в соответствие с новой конституцией власти еще сильнее ужесточили избирательное законодательство. Кандидатами в депутаты запретили быть гражданам, имеющими второе гражданство, а также «документы от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества». Власти убрали порог явки на выборах в нижнюю палату парламента, а также значительно ограничили возможности для наблюдения и альтернативного подсчета голосов запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня, вынос бюллетеня за пределы участка, изменение сроков аккредитации наблюдателей. Также власти отказались от создания участков для голосования за рубежом. В итоге, узкие места, проявившиеся на выборах 2020 года, были закрыты. На прошлых выборах оппозицией был организован сбор протоколов с избирательных участков и альтернативный подсчет голосов. Собранные ими данные показали: даже небывалый размах фальсификаций не смог обеспечить Лукашенко нужный результат на местах. Запрет на фото и видеосъемку бюллетеней закрывает возможности для альтернативного подсчета голосов.
Нивелировали власти и угрозу со стороны независимых наблюдателей: за прошедшие два года к большинству из них наведывались сотрудники белорусской политической полиции — ГУБОПиК — с разговором.
Опрос после референдума также показал, что кампания прошла по плану властей: около половины сказали, что пришли на референдум, большинство респондентов ответило, что голосовало «За» поправки. Протесты же в день референдума были связаны с началом войны России против Украины, а не с результатами референдума. Тем не менее выборы все равно беспокоили белорусскую номенклатуру. После референдума Лукашенко публично сожалел , что не решился внести в конституцию норму, согласно которой президент избирается Всебелорусским народным собранием невыборный корпоративный орган, наделенный широкими полномочиями, который предусматривается новой редакцией конституции. Кроме того, в рамках приведения законов в соответствие с новой конституцией власти еще сильнее ужесточили избирательное законодательство. Кандидатами в депутаты запретили быть гражданам, имеющими второе гражданство, а также «документы от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества». Власти убрали порог явки на выборах в нижнюю палату парламента, а также значительно ограничили возможности для наблюдения и альтернативного подсчета голосов запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня, вынос бюллетеня за пределы участка, изменение сроков аккредитации наблюдателей. Также власти отказались от создания участков для голосования за рубежом.
В итоге, узкие места, проявившиеся на выборах 2020 года, были закрыты. На прошлых выборах оппозицией был организован сбор протоколов с избирательных участков и альтернативный подсчет голосов. Собранные ими данные показали: даже небывалый размах фальсификаций не смог обеспечить Лукашенко нужный результат на местах. Запрет на фото и видеосъемку бюллетеней закрывает возможности для альтернативного подсчета голосов. Нивелировали власти и угрозу со стороны независимых наблюдателей: за прошедшие два года к большинству из них наведывались сотрудники белорусской политической полиции — ГУБОПиК — с разговором. Внешнее влияние, как им кажется, они устранили, запретив выдвигаться гражданам со вторыми паспортами, ВНЖ и картами поляка, а также дополнительно запретив финансирование кандидатов из-за рубежа. С такими «шпаргалками» белорусские топ-чиновники рассчитывают пройти «экзамен» без проблем. Успех властей на референдуме 2022 года был достигнут из-за демобилизующей стратегии оппозиции, которая стремилась представить референдум как голосование за старую или новую конституцию. Кроме того, выборы 2020 года показали властям, насколько много у них противников среди граждан и, главное, среди работников государственного аппарата.
На выборах 2020 года в поддержку Виктора Бабарико, главного соперника Лукашенко, собрали 435 тысяч подписей 6. В его избирательной кампании работали бывшие чиновники, отставные сотрудники спецслужб, множество действующих чиновников подписывалось за него на выборах. На протестах был замечен даже бывший премьер-министр Беларуси. Наконец, в сам день выборов на множестве участков инициатива Голос, признанная в Беларуси экстремистской, насчитала таких 197 члены комиссии не фальсифицировали результаты. Но зачистке подвергли не только партии, они даже не были первыми в списке на запрет. Силовикам был дан карт-бланш на очищение всех сфер от нелояльных. Подписные листы за кандидатов, в отличие от бюллетеней, не уничтожались, а обрабатывались ; личности подписавшихся за альтернативных кандидатов устанавливали, а затем соответствующие списки нелояльных спускались в организации с требованием либо провести беседу, либо уволить нелояльных сотрудников. Тысячи человек лишились работы, а оставшиеся были запуганы. Нарратив про «пятую колонну» или «подплинтусных» активно распространяла пропаганда.
Государственные СМИ публиковали призывы доносить на нелояльных: «Сдай змагара. Сдай продажного бчб-шника. Избавь Родину-матушку от того, кто предал ее и продал, кто плюнул ей в лицо и оскорбил его». Для того, чтобы снизить риски со стороны выборов вообще и избираемых лиц в частности, новому неизбираемому органу — Всебелорусскому народному собранию — разрешили вводить чрезвычайное или военное положение и рассматривать «вопрос о легитимности выборов». Были внесены изменения в Уголовный Кодекс, которые предполагают смертную казнь для государственных служащих за измену государству. Для приема на работу в государственные органы стали требовать характеристику, в которой, среди прочего, необходимо было указывать информацию об «отношении кандидата к конституционному строю», «наличии у него антигосударственных проявлений на рабочем месте» и «действиях против порядка управления и общественной безопасности». Были приняты поправки в трудовой кодекс, позволяющие увольнять работников, которые подвергались административному аресту как за прогул. Сразу после протестов власти взялись и за «третий сектор». Многие руководители организаций были арестованы, государственная регистрация их организаций была отозвана.
Власти закрывали НКО, занимающиеся защитой птиц, защитой белорусского языка, вопросами экологии и обустройства внутридворовых территорий, молодежные организации, образовательные организации и многие другие. В 2022 году была объявлена перерегистрация всех общественных объединений, что должно было положить конец независимому третьему сектору.
Утверждено, что избирательные участки не будут организовываться для голосования за рубежом. Также отменяется порог явки на выборах депутатов нижней палаты. В Избирательном кодексе утвержден пункт о едином дне голосования на парламентских и местных выборах, которые состоятся 25 февраля 2024 года. Сообщается, что выборы главы государства должны пройти не позднее 20 июля 2025 года. Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что выборы в 2024 году станут самой масштабной кампанией за последние годы.
Календарь выборов и референдумов
Селиверстов отметил, что у наблюдателей от ПС есть полное понимание избирательного процесса в республике. И мы видим, что, во всяком случае то, что мы видим в Минске, конечно организовано все на высоком уровне", - подчеркнул он. Слушайте, ну глупости это все. Мы видим настроение людей в Минске.
И проводили все избирательные процедуры в соответствии с нашим законодательством", — подчеркнул Карпенко. Он поздравил своего коллегу с "уверенной победой белорусских патриотических сил". При наблюдении за голосованием миссия руководствовалась исключительно национальным законодательством Беларуси, а не "какими-то другими международными диктуемыми нам нормами и критериями".
Эти обвинения уже шаблонными стали", — заявил глава миссии наблюдателей, генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Миссия СНГ посетила 1819 участков. По словам Лебедева, атмосферу страха наблюдатели нигде не увидели, их впечатлила "атмосфера праздника и хорошего настроения". Нарушений никаких не обнаружили. Миссия наблюдателей от ШОС признала прошедшие выборы в Беларуси легитимными и прозрачными. Выборы в штатном режиме Центр общественного наблюдения также отметил, что выборы в стране прошли "в спокойной атмосфере".
Об этом шла речь на конференции Федерации профсоюзов.
Игорь Карпенко ответил: белорусскому ЦИК стоит оперативней работать и "точно также реагировать на их выборы, не дожидаясь результатов". Мы руководствовались исключительно белорусским законодательством, нашей Конституцией. И проводили все избирательные процедуры в соответствии с нашим законодательством", — подчеркнул Карпенко. Он поздравил своего коллегу с "уверенной победой белорусских патриотических сил". При наблюдении за голосованием миссия руководствовалась исключительно национальным законодательством Беларуси, а не "какими-то другими международными диктуемыми нам нормами и критериями".
Эти обвинения уже шаблонными стали", — заявил глава миссии наблюдателей, генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Миссия СНГ посетила 1819 участков. По словам Лебедева, атмосферу страха наблюдатели нигде не увидели, их впечатлила "атмосфера праздника и хорошего настроения". Нарушений никаких не обнаружили. Миссия наблюдателей от ШОС признала прошедшие выборы в Беларуси легитимными и прозрачными.
Как будут проходить выборы Впервые в истории Беларуси пройдет единый день голосования на парламентских и местных выборах — 25 февраля 2024 года. В течение 60 дней после этого — Всебелорусское народное собрание. Не позднее 20 июля 2025 года в стране должны состояться президентские выборы. Напомним, что согласно обновленному варианту Избирательного кодекса Беларуси, за границей не будут создаваться участки для голосования.
ЦИК зарегистрировала избранных членов Совета Республики 8-го созыва
- Парламентские выборы в Белоруссии (2024) — Википедия
- Словакия. Президентские выборы 23 марта, 6 апреля — второй тур
- Стало известно, что изменится на выборах 2024 года в Беларуси | Евразия эксперт
- Последние новости
С чем белорусские партии идут на выборы-2024: круглый стол в «СБ. Беларусь сегодня»
Белорусское агентство напоминает, что единый день голосования на парламентских и местных выборах в Беларуси назначен на 25 февраля будущего года. В Белоруссии сегодня подвели первые итоги парламентских и муниципальных выборов, они состоялись в рамках первого в истории страны Единого дня голосования. Главная» Новости» Выборы президента белоруссии 2024. Дата выборов президента Беларуси 2024 Выборы президента Беларуси 2024 года ожидается важным событием для страны и ее граждан. Явка избирателей на выборах депутатов нижней палаты парламента и местных советов в Белоруссии по состоянию на 17:00 мск составила 65,4%, сообщил Центризбирком (ЦИК) республики в воскресенье, 25 февраля, в своем Telegram-канале. В Белоруссии на днях прошли парламентские выборы. В ходе голосования были избраны все 110 депутатов Палаты представителей Нацсобрания восьмого созыва.
Главное о предстоящих в Беларуси выборах-2024
Стало известно, когда в Беларуси пройдут парламентские выборы | белоруссия, лукашенко, парламентские выборы, кампания, правозащитники за свободные выборы, международные стандарты Александр Лукашенко назначил дату выборов в Белоруссии. |
ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ 2024 | В чем особенность нынешних выборов в Белоруссии и почему их считают судьбоносными — в материале |
Союзные наблюдатели констатировали полную открытость избирательного процесса в Белоруссии | Результаты парламентских выборов в Республике Беларусь, прошедших 25 февраля 2024 года. |
Выборы в Белоруссии — перемены, которые многих пугают
Выборы в Беларуси 25 февраля 2024: последние новости и аналитика. Выборы 2024 года в Беларуси, которые должны пройти по новым правилам, будут отнюдь не самыми лёгкими. Выборы в Беларуси в 2024 году привлекают большое внимание как внутри страны, так и за ее пределами, поскольку они могут стать поворотным моментом в истории белорусского народа и определить будущее развитие республики. Мы движемся навстречу крупным электоральным кампаниям. 25 февраля 2024 года в Беларуси впервые пройдёт Единый день голосования. Выборы 2024 года покажут, готовы ли власти формировать партийный парламент и местные советы, готовы ли они усилить «Белую Русь» и создать альтернативную вертикаль власти, параллельную административному аппарату.
Миссия наблюдателей от СНГ признала парламентские выборы в Беларуси свободными и конкурентными
Парламентские выборы ничего не изменят в Беларуси», — сказала она на Всемирном экономическом форуме в январе 2024 года. Выборы президента Беларуси 2024: дата, кандидаты, последние новости. ИнтернетДата проведения выборов президента Белоруссии в 2024 году пока не установлена. Явка избирателей на выборах депутатов нижней палаты парламента и местных советов в Белоруссии по состоянию на 17:00 мск составила 65,4%, сообщил Центризбирком (ЦИК) республики в воскресенье, 25 февраля, в своем Telegram-канале. Положительно выборы оценили и в Китае, МИД которого отметил, что власти страны «успешно провели выборы в нижнюю палату парламента и местные советы депутатов в стране», а Пекин «с уважением относится к выбору белорусского народа». ТАСС подготовил материал о выборах в нижнюю палату парламента Белоруссии. Главная» Новости» Парламентские выборы в белоруссии 2024 кандидаты.
Путин о едином дне голосования в Белоруссии: «Курс на гармоничное развитие»
Избирательная кампания 2024 года В выборах депутатов Палаты представителей смогут принять участие 6 913 382 гражданина страны, достигшие 18-летнего возраста. Общая численность населения республики на 1 января 2023 года - 9 200 617 человек данные Национального статистического комитета Белоруссии; более поздние сведения не публиковались. Агитационная кампания стартовала 31 января 2024 года, на следующий день после завершения регистрации кандидатов. Участники выборов получили бесплатное время для выступления на телевидении и радио, а также возможность опубликовать свои предвыборные программы в газетах. Согласно избирательному законодательству, в Белоруссии не существует так называемого дня тишины, когда агитация запрещена, поэтому кандидаты могут проводить свои предвыборные кампании вплоть до дня голосования. В день выборов агитация не разрешается. Досрочное голосование проводится с 20 по 24 февраля включительно. В соответствии с белорусским законодательством, возможность проголосовать досрочно предоставляется избирателям, которые не могут в день выборов находиться по месту жительства по тем или иным причинам официально подтверждать их не требуется. В день выборов, 25 февраля, с 08:00 до 20:00 по местному времени совпадает с московским в 110 избирательных округах откроют 5 411 избирательных участков. За рубежом голосования не будет, проживающие вне страны белорусы смогут отдать свой голос только в Минске на специальном участке, открытом в одной из гимназий. За ходом голосования в Белоруссии будут следить около 300 международных наблюдателей, в том числе от Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, а также индивидуальные наблюдатели из стран Евросоюза.
Выборы в Палату представителей в 2019 году Предыдущие выборы в нижнюю палату парламента состоялись 17 ноября 2019 года.
Поэтому, моя позиция - Беларусь, в сложившимся мире, с исторической и географической точек зрения, идет правильным путем, но конкуренцию на выборах всех уровней необходимо разрешить, пускай и на минимальном уровне, иначе, делать иллюзию, что они проводятся на конкурентной основе, вообще не стоит, хотя, я ни в коем случае не исключаю мнения тех людей, которые искренне идут на избирательные участки и голосуют за Александра Лукашенко и партию, поддерживающую его курс. А, тот факт, что на парламентских выборах выиграла новая про-президентская партия "Белая Русь", лишь подчеркивает попытки действующего президента заручиться поддержкой у жителей страны, через созданную его ближайшим окружением политическую партию. Теперь, парламент Республики Беларусь чуть более разнообразен, но остался верен своему курсу - сохранить независимость страны и вести Беларусь к процветанию. Таким образом, результаты парламентских выборов следующие: 1. Партия "Белая Русь" - 51 место в Палате представителей Национального собрания 8-ва созыва. Про-президентская политическая партия, представленная в парламенте впервые; Логотип про-президентской политической партии "Белая Русь", официально созданной в 2023 г.
Логотип про-президентской политической партии "Белая Русь", официально созданной в 2023 г. Независимые кандидаты - 40 мест, что на 49 мест меньше, чем в предыдущем созыве. Это, как раз потому, что была образована про-президентская партия "Белая Русь", куда половина независимых кандидатов впоследствии и перешли; Серый цвет, олицетворяющий независимых кандидатов Серый цвет, олицетворяющий независимых кандидатов 3. Логотип левой "Коммунистической партии Беларуси", основанной в 1996 г. Подписывайтесь на мой канал " Международный обзор ", пишите ваши комментарии и оставляйте лайки под статьей! До скорой встречи и удачи!
Коммунистическая партия Беларуси выдвинула 609 человек в местные Советы депутатов и 50 — в Парламент. Республиканская партия труда и справедливости — 420 человек в местные Советы депутатов и 21 — в Парламент. Либерально-демократическая партия Беларуси — 209 человек в местные Советы депутатов и 63 — в Парламент. Полноценная и честная конкуренция на партийном поле становится ответом на бесчинства и беспредел, которые предлагают наши оппоненты. Не бывает обществ, где бы отсутствовали альтернативные проекты развития. Не исключение и Беларусь. Но спорить и дискутировать о путях развития страны мы будем цивилизованно и демократично на парламентской площадке. Вместе с тем, при всей значимости партийного строительства, большая часть выдвинутых кандидатов в депутаты являются беспартийными. Справочно: В соответствии с Конституцией Республики Беларусь правом выдвижения кандидатов в депутаты наделены не только политические партии, но и трудовые коллективы, граждане путем сбора подписей. В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В этом проявляется демократизм нашего строя. В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов. Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов. В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре—декабре 2023 г. Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними. Далее располагаются — работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания. На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты. В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов. Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает. Представительские функции и личные интересы получили крайнее неодобрение.
Представитель «Вясны» Павел Сапелко на сайте этой организации отмечает: «Мы считаем важным, чтобы оценки тех или иных действий властей не были голословными. Неверно говорить о том, были ли выборы честными и справедливыми, соответствовали ли они международным стандартам в области демократических выборов, не делая глубокий анализ того, как они проходили». Правозащитник сообщает, что решено отказаться от использования наблюдателей по причинам безопасности. Планируется обратиться с призывом к обычным избирателям о помощи в сборе информации о нарушениях во время выборов. Впрочем, лидеры оппозиции вынесли свой вердикт уже сейчас. В своем обращении на YouTube-канале ОПК он выразил уверенность: «Убежден, что большинство белорусов добровольно в этой имитации также не будет принимать участия. Да, кого-то вы, возможно, заставите, кого-то сгоните на участки, но ни ваш так называемый парламент, ни так называемые местные советы от этого не станут законно избранными и легитимными». Тем не менее в парламентских выборах планируют принять участие даже некоторые оппозиционные политики. Так, Дмитрий Кучук, бывший председатель ликвидированной в июле 2023 года партии «Зеленые», заявил о таком намерении. На своем сайте он подчеркивает: «Когда в стране нет честных свободных выборов, наши голоса никто не считает, из 15 политических партий ликвидировано 11, а за политическую деятельность можно попасть в тюрьму, я принял решение участвовать в избирательной кампании».
Топ-4 главных выборов Европы в 2024 году. Какие шансы у пророссийских и проевропейских сил?
Избираться будут депутаты Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва и местных Советов депутатов двадцать девятого созыва. Избирательная кампания набирает обороты, в стране образовано 12 514 избирательных округов. Напомним коротко о главном.
Избирательная система Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, которые избираются по одномандатным избирательным округам , то есть только по мажоритарной избирательной системе в один тур, чтобы считаться избранным, кандидату достаточно получить простое большинство голосов избирателей. В законодательстве установлены определённые требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты Палаты представителей [7] : 1 гражданство Республики Беларусь; 2 достижение возраста 21 года; 3 постоянное проживание на территории Республики Беларусь; 4 отсутствие судимости.
Следует понимать, что депутаты всех уровней не воспринимаются властями как «представители» пусть даже формальные населения. Нет, в рамках корпоративной и отчасти фашистской логики, которая реализуется в Беларуси, выразителем воли народа является Всебелорусское народное собрание в конституции так и записано, что это «высший представительный орган народовластия» и президент согласно конституции он «олицетворяет единство народа». Депутаты, работая в округах, должны снимать «возможные точки социального напряжения» и « разъяснять приоритеты и достоинства белорусской социально-экономической модели». Сам Лукашенко сказал об этом в своем послании: «А депутаты, сенаторы… Я вас прошу: не прогибайтесь под население. Там, где нужно помочь, помогайте, требуйте.
Но там, где надо этого избирателя заставить сделать, заставьте! Чем менее они будут политизированы — тем лучше. На встрече с руководителями Администрации Президента и Совета Республики Лукашенко указал , что «нужно приложить усилия, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было в предыдущую избирательную кампанию». Институционально ничего беды не предвещает: порог явки отсутствует как на местном уровне, так и на национальном, выборы проводятся в один тур и победитель определяется простым большинством голосов, оппозиционные партии ликвидированы и для независимых кандидатов будет невероятно сложно получить место в бюллетене. Но необходимо также добиться и максимального успокоения населения по экономическим и социальным вопросам. Поэтому сейчас этим темам власти уделяют наиболее пристальное внимание, то и дело указывая на то, что «где-то дорога не заасфальтирована, где-то мусор не вывезен». Широкомасштабные репрессии и закручивание всех гаек привели к резкому росту толерантности протестно настроенных граждан к насильственным действиям. С 2020 года в Беларуси произошел ряд силовых акций, таких как сброс с дрона канистры с горючим на базу минского ОМОНа в 2020 году, поджог дома лидера Либерально-демократической партии ЛДПБ Гайдукевича, поджог дома милиционера в Волковыске, поджоги релейных шкафов в начале войны России с Украиной, подрыв российского военного самолета на авиабазе в Мачулищах. В 2021 году во время облавы на «лиц, причастных к террористической деятельности» был убит сотрудник КГБ Дмитрий Федосюк, что вызвало волну поддержки среди протестно-настроенных граждан, из-за чего белорусская милиция начала массово задерживать оставлявших комментарии в интернете.
Задержали и журналиста «Комсомольской правды», написавшего статью об Андрее Зельцере, убившем Федосюка. Формирование за пределами Беларуси военных таких как «Полк Кастуся» Калиновского в составе Интернационального легиона ВСУ и парамилитарных таких как «Посполитое рушенне» в Польше структур также беспокоит белорусские власти; и сейчас чуть ли не основной причиной для беспокойства называются возможные теракты со стороны оппозиции. Однако за пределами этой установки на «спокойные выборы» сложно разглядеть какую-либо внятную стратегию или план действий на выборы. В отсутствие оппозиции, каких-либо электоральных задач перед властями не стоит. Тем не менее выборы 2024 года являются своего рода перепутьем, где власти могут выбрать из ряда опций и решить задачи, которые встали перед ними после 2020 года. Вместе с зачисткой политического поля власти сделали некоторые шаги в сторону новой публичной политики, чего очень долго добивалась часть белорусской бюрократии, нуждавшаяся в социальных лифтах. В 2022 году Лукашенко дал добро на создание новой провластной партии «Белая Русь», чего часть белорусской бюрократии добивалась с 2007 года. Эта партия имеет амбиции правящей, в нее вступили и заняли места в руководстве видные чиновники второго эшелона в т. В политсовет партии вошли также пропагандист Григорий Азаренок ведущий программ «Потаенное», «Тайные пружины политики», «Паноптикум» и Александр Шпаковский бывший неонацист, член «Правого Альянса», участвовавший в оппозиции, а затем перешедший на сторону Лукашенко, который возил в Беларусь членов итальянской «Новой Силы» и Британской национальной партии.
Помимо «Белой Руси», после зачистки политических партий в стране осталось еще три легальных провластных партии: Коммунистическая, Либерально-демократическая, партия Труда и справедливости. В отличие от первой, у них нет таких представительных фигур в руководстве, неизвестно также и об интересе бизнеса к ним. Выборы 2024 года покажут, готовы ли власти формировать партийный парламент и местные советы, готовы ли они усилить «Белую Русь» и создать альтернативную вертикаль власти, параллельную административному аппарату. Вряд ли правящая группа в Беларуси решиться на создание партии власти: в «Белую Русь» пока не вступили самые влиятельные белорусские чиновники и бизнесмены. Однако, такая возможность есть и если они все же решаться на создание правящей или даже лидирующей партии контролирующей большинство в парламенте и местных советах , то это может привести к дополнительным конфликтам внутри системы. Если же парламент и местные советы оставят преимущественно беспартийными, то у властей под боком образуется значимая организованная сила, которая будет лоббировать усиление роли партий. После выборов 2020 года перед вторым и третьим эшелоном белорусской бюрократии встал вопрос «патриотической общественности», которая начала «огонь по штабам» и ищет крамолу в государственных организациях и учреждениях, коммерческих структурах, культурных учреждениях. Они развязали кампанию за замену белорусского языка в латинской графике на остановках и указателях на русский язык, добились отмены присвоения имени Адама Мальдиса региональной библиотеке, регулярно совершают рейды на музеи и выставки и строчат доносы в силовые структуры. Придерживаясь преимущественно крайне правых взглядов, они постепенно вливаются в политические партии и, возможно, захотят принять участие в выборах.
Деятельность таких «активистов» у многих чиновников вызывает раздражение, возник даже специальный уничижительный термин для их обозначения: «вомбаты». Будут ли они допущены к выборам и займут ли места в советах депутатов — еще одно перепутье выборов 2024 года. Если представители «патриотической общественности» будут интегрированы в систему — это станет следующим шагом к фашизации государственного аппарата и окончательно развяжет руки «активистам». Планы оппозиции 6 августа 2023 года в Варшаве прошла конференция «Новая Беларусь», перед которой был принят ряд резолюций, описывающих позицию белорусской мейнстримной оппозиции. Один из таких документов — это заявление демократических сил Беларуси «Выборы 2024 — это обман и провокация».
В массе своей сегодня они находятся за пределами республики и окончательно потеряли связь как с белорусским обществом, так и с реальностью. Поэтому единственное, что смогли сделать «змагары» под руководством экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской, — это призвать белорусов бойкотировать выборы, а также включиться в кампанию по дискредитации властей республики. Причем в последнем случае белорусской оппозиции охотно помогали различные западные СМИ, хотя особого интереса в Европе и США нынешние выборы действительно не вызвали. Главным посылом всех материалов было то, что выборы в Белоруссии «полностью стерильные», так как в них не будет не только оппозиционных кандидатов, но и «лояльных персон, решивших без согласования с чиновниками поучаствовать в процессе». С аналогичными заявлениями выступали и французские СМИ. Показательным в данном случае является позиция издания Le Мonde, которое вспомнило уже надоевшие всем тезисы о том, что в Белоруссии царит диктатура, которая не позволила «свободным» кандидатам участвовать в выборах. Британские СМИ, как и их политики, также не отличились фантазией. Например, издания Financial Times и The Economist в своих оценках происходящего были практически едины, подчеркивая, что Александр Лукашенко «укрепит свою власть после проведения жестко контролируемых местных и парламентских выборов». Британцы связали происходящее в Белоруссии с отношениями Минска и Москвы, увидев в нем «руку Кремля». Отмечалось, что дешевые кредиты и энергоносители из России удерживают экономику республики на плаву, даже несмотря на ужесточение западных санкций, а Союзное государство стало «сейчас ближе, чем когда-либо». В целом же, как считают британцы, ситуация сложилась таким образом, что «Лукашенко больше некуда идти, кроме Москвы». Проще говоря, выборы в Белоруссии были использованы в Великобритании для того, чтобы в очередной раз устроить волну нападок на Россию. Не могли пройти мимо выборов и в США, хотя здесь, как и в странах Европы, само по себе избрание депутатов парламента и местных советов Белоруссии интересовало мало. Главный упор был сделан на «отсутствии демократии в республике» и необходимости поддержки беглой оппозиции. Например, The Washington Post, The New York Times и ряд иных изданий, а также телеканалов рассказывали о предстоящих в Белоруссии выборах практически под копирку. Для американского обывателя была нарисована картина тотального контроля и отсутствия выбора, а также стремления Лукашенко закрепить свою власть и обеспечить безопасность в будущем. При этом главным посылом всех материалов о Белоруссии было то, что нынешний избирательный процесс является лишь подготовкой к президентским выборам 2025 года. По сути, именно это и можно назвать главным определением странами Запада всего нынешнего избирательного процесса в Белоруссии. Сами выборы в республике прошли абсолютно спокойно и по плану властей.