История Обрезания Господня, значение праздника в православии, иконография. Праздник Обрезания Господня в православии: в чем суть обряда, его история, предмет торжества и богослужения, иконография.
Почему в наше время празднуется Обрезание Господне?
Поэтому день Обрезания Господня становится еще и напоминанием о борьбе со страстями для всех нас. Событие Обрезания Господня – это событие евангельской истории о том, что в восьмой день, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус (см.: Лк. 14 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня. Христиане придают ему особое значение, и видят в этом празднике сразу несколько важных для себя смыслов. Почему праздник Обрезания Господня не имеет статус двунадесятого. На смену ветхозаветному обрезанию в христианстве пришло таинство Крещения. Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: будущего непрестанную осьмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезался плотию.
История праздника
- Приметы праздника Обрезания Господня
- Обрезание Господне – история и значение | Православиум
- Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского
- Обрезание Господне в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
Обрезание Господне. Что можно и категорически запрещено делать 14 января
Сегодня православные отмечают Обрезание Господне. Событие, о котором идет речь, описано в Евангелии от Луки. И теперь празднование этого события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова. Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу.
Достойно удивления и то, о чем говорит настоящее слово, то есть обрезание Христа по плоти, по прошествии восьми дней после Его безсеменнoго рождения. И это событие исполнено чудес и должно быть прославлено. Ибо как возможно не считать воличайшим и важнейшим чудом того, что Христос исполнил закон и притом для нашего спасения? Бог принимает имя. Безвестный, во всем подобный человеку, Он посредством имени ясно познается. По нареченному Ему имени Он не только называется Сыном, подобно тому как Отец именуется Отцем вследствие того, что родил Сына, а Дух именуется Духом вследствие своего исхождения от Отца поелику оные Три суть един Бог и в них едино Божество , но вместе с тем неложно назван и действительно есть Сын Девы; в сем отношении Он и может быть постижим для нас и является пред нами кротким.
И я, как беглец, нашедши дверь спасения открытою, дерзновенно приступаю к Господу и Создателю. Святый Лука так говорит о сем событии в своем евангелии: «Егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве» Лк. Поистине, его евангелие достойно Павла, который и сам похваляясь говорит о сем: «по благовествованию моему» 1Кор. Что же желает сказать евангелист словами: «нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве? Сей будет велий и Сын Вышняго наречется» Лк. А на языке ангельском Он наречен Иисусом, поелику все по Своему милосердию соделал для домостроительства нашего спасения. Но, приступая к Рожденному, я боюсь и ужасаюсь по человеческому способу обхождения приблизиться к Тому, Кто явился в мир непостижимым образом. Я нахожусь в нерешительности и, как беглый раб, страшащийся своего господина, скрываюсь. Но как мне освободиться от сего страха?
Это укажет мне настоящий день, свидетельствующий о Том, Который принял человеческую природу и с нею имя. Имя это есть Иисус, что значит «спасение», как Эммануил означает «с нами Бог», то есть оно указывает на примирение и союз Бога с людьми, с того мгновения, как только Иисус назван Спасителем. Об этом получили благовестие прежде всего пастыри. И они не поклонились бы Младенцу, еслибы не были ободрены к сему Его именем, после чего спокойно и отправились к Нему для поклонения. Что же сказал им ангел? Какой же страх объял их? Посему ободряя их, ангел убеждает их не бояться и наименованием Родившагося разрешает их страх. Что говоришь ты, ангеле? Разве имя Иисус обладает столь великой силой?
Посему я и возвестил пастырям не бояться и, повелев Иосифу наименовать Младенца в восьмой день, тем самым соделал Его доступным для всех людей. Самым естеством Рожденнoго я побуждался именовать Его соответствующими наименованиями. Подобно тому как Иосиф добровольно и без страха не последовал бы за Материю Младенца, если бы я не повелел ему сего, так я убедил и пастырей прибегнуть к Господу, как благодетелю и владыке, и возвестил дать Иисусу имя по обрезании, в восьмой день по рождении, дабы вы без страха решались притекать к Тому, Кто принял и человеческое естество. Сознавая столь великое к вам снисхождение Родившагося, прославляйте благодать настоящeго дня». Теперь изъясним, что означает, обрезание в восьмой день. Восьмой день есть исполнение недели и начало будущей. Неделя восполняет жизнь новорожденнoго дитяти, а восьмой день возводит его к совершенству и посредством имени присоединяет его к сонму совершенных. Осмерица же есть начало перехода из одного возраста в другой, и дитя, достигшее семилетнeго возраста, посредством обучения наукам причисляется к сонму отроков. Осмерица изменяет все особенности детскoго возраста и укрепляет отрока и телом, и духом.
Седмерица дает рост, а осмерица — совершенство. Обрезание, в свою очередь, совершалось в восьмой день по рождении младенца и вместе с первым его наименованием. И не без основания. Когда человеческий род во времена Фары, отца Авраама, стал прилепляться к идолам, то Творцу угодно было от времен Авраама особым знамением выделить свой народ до дней своего явления в мире, которое было необходимо для обновления человека. Обрезание отсекает излишек плоти и дает знамение будущей восмерицы совершенства. Но после явления в мир Христа и Его обрезания оно потеряло значение, и теперь возрождение совершается чрез Духа Святаго. Обрезание было установлено по причине идолопоклонства и для выделения народа Божия, и прекратилось также вследствие крайнeго развития идолослужения. Древнее служит символом для новoго. Христос есть восьмой от Адама законоположник.
Восьмой же — Иисус Христос. Об этом великом законодателе Моисей так говорит: «Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте. И человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет пророк оный во имя мое, аз отмщу от него» Втор. Пребывая во плоти и исполнив закон, Он, как Бог, соделается законодателем всего мира и не только иудеев, но и всех народов, помазывая и усовершая всех в Духе Святом и Своим именем призывая помазанников. И Он обрежет плотские и греховные помыслы и воспламенит стремление к делам благим и подвигам Царства Небеснoго, как поистине «велика совета Ангел, Бог крепкий, Властелин, Князь Мира, Отец будущаго века» Ис. А если все сие прекрасно, станем радоваться празднеству и еще более раскрывать его торжественность, присоединяя к радости радость и прославляя одного из рабов Божиих, хотя «души праведних» и находятся, как говорит Премудрый, «в руце Божией» Прем. Однако одни из них ближе других, вследствие того, что безпорочно уподобились образу Божию, насколько это возможно для человека. Итак, кто сей прославляемый? Это — Василий, основание добродетелей, опора Каппадокийцев, преславная похвала всей вселенной, устроитель порядка и благоприличия церковнoго, благодаря коему утверждаются и ныне существующиe церкви поместныe верующих.
Хотя Церковь руководствуется и многими другими законоположениями, прежде и после установленными, однакоже она в равной степени пользуется и правилами святoго Василия, который достойно за сие и прославлялся еще современными ему богомудрыми мужами. Человече Божий, служителю верный, строителю Таин Божиих и муж желаний духовных! А я назову тебя и богом Фараона и всей египетской и противной силы, столпом и утверждением Церкви, волею Господнею, светильником разумной жизни в мире, опорой веры и убежищем Духа. Но зачем мне перечислять все наименования, которыe утвердила за тобою добродетель? Скажу только: «наляцы, успевай и царствуй» Пс. Назову тебя также девственником, нестяжательным, почти безплотным и безкровным, в своих писаниях стоящим после Слова Божественнoго, мудрым среди философов, вышемирным среди мирского. Молчит далее древность, которую некоторые богословствующие мужи заключили в своих божественных писаниях. Возглашает новое время: сей — Василий — самый лучший писатель для нас и для тех, кто может в совершенстве изучить его творения, отличается языком и просвещает слух; он один больше всех писателей нравится серьезно занимающимся наукой, почему ему дают второе после апостолов место. Если же великий Василий в нашем слове изображен таковым, что недалеко отстоит от святых по своей высокой жизни, то как еще мы станем ублажать тебя, отче Василие, — тебя, который остротою своего слова изобличает и изгоняет всякую ошибку, который, как пчела, пребывает благоразумно на пажити Боговдохновенных Писаний, с лугов коего собирает цветы пророческие и росу апостольскую?
Ты непрерывно привитаешь в мире добродетелей, из коих приготовляешь божественный сот. Ты мудро созидаешь в Духе Святом мед непорочной веры, поучаешь пренебрегать деятельностью вредных ос и совершать полет на самое небо. Ибо в день Обрезания ты окончил жизнь, все время прослужив Богу и в течение восьми лет занимая престол своей святительской кафедры. О сем говорит нам в вожделенном слове о тебе великий Григорий, напоенное коим богословие ярко сияет нам и свидетельствует и о тебе, как богослове, поелику вы оба одним вдохновлялись и одно созерцали. Казалось, что в обоих вас живет одна душа, но в двух телах. Вместе с ним свидетельствует о тебе и Григорий Нисский, истолкователь божественнoго, почти равный тебе по славе, при родственной близости к тебе по естеству. С ними и Ефрем, раскрывший сердцам верующих, при содействии божественнoго Духа, тайны божественнoго суда, открыто возвещает о тебе не знающим тебя и убежденно говорит, что ты был назначен для мудрствования о божественном и явился для блага Церкви Божией. Отче Василие! Блаженствуя вместе с сими божественными провозвестниками в обителях патриархов, в таинственных святилищах апостолов и пророков, наслаждаясь блаженною жизнию вместе с венценосными мучениками, сонмами иноков, божественными иерархами и всеми праведниками, вспомни и о нас и возбуди к молитве всех твоих сообитателей, дабы умолить общeго нашего Владыку о спасении всех христиан.
Помолись вместе с ними, чтобы Господь управил царя в правде и страхе Божии, дабы он в своих помышлениях имел сообщником Бога, вечнoго Царя, Коим он управляется с высоты, и дабы в благочестии руководил своими подданными, начальниками и военными правителями; помолись, чтобы Господь был союзником войска и остальной народ сохранил в единомыслии божественной веры и во взаимном мире, чтобы Он поставлял епископов мудрых в богопознании и способных добре управлять благоустроенною тобою и вверенною им Церковию. Помолись, чтобы Господь соблюл иереев в благочестии, дабы они богоугодно жили и достойно воспевали хвалу Тому, Кто ныне тебя восхитил к Себе, увенчал и всему верному народу явил пастырем преславным. Это Тот, Кто, будучи богатым, обнищал ради нас и явился во плоти, Кто, пребывая вместе с Отцем, родился в пещере и был повит в яслях, Кто был воспет ангелами и вызвал удивление в пастырях, Кто в настоящий восьмой день был обрезан и получил имя Иисус, Кто принес очистительную жертву, был исповедан Симеоном и Анною, получил дары от волхвов, бежал в Египет и «поколебал рукотворенная Египта», Кто, достигнув возраста совершенна, был крещен от раба и в воде скрыл грех мира, Кто явился в мир, был ненавидим иудеями, хотя и творил пред ними чудеса, был, наконец, предан, распят и потом погребен, дабы, пленивши ад, возвестить пребывающим во аде о своем воскресении. Через три дня Он и воскрес и указал нам, для достижения истиннoго покоя, иную осмерицу, ведущую к будущей осмерице совершеннoго освобождения от мира. Потом Он открыто являлся ученикам, в их присутствии был взят на небо, и вместе с Собою вознес туда и смиренную человеческую плоть. Но Он познается Единым Господом в двух естествах, спокланяем с Отцем и божественным Духом и имеет две воли и два действования. Посему Он постижим для нас и непостижим, описуем и неописуем, изображается у нас образами и подобиями и в них Ему, чрез посредство плоти и духа, воздается нами поклонение. Он изображается одинаково с богословствовавшими о Нем мужами и всеми святыми и равно со всеми святыми имеет этим путем общение с нами, поелику таким поклонением прославление возводится к первообразу, об этом поучаешь нас и ты, отче Василие, говоря: «почитание образа восходит к первообразу». Имея такое правомыслие, станем избегать страха человеческoго, и тогда «острови» Церкви, понесшие лишения икон вследствие безчинства пагубных людей, достигнут оcвобождения от сего зла, как говорит пророк Исаия: «обновляйтеся...
Аминь священномученик Фаддей Успенский : слово в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 1915 «Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует», — вот смысл нынешнего церковного праздника.
Считается, что все дурные слова и поступки, совершенные в этот день, вернутся сторицей. На Обрезание Господне не разрешается выбрасывать из дома мусор, надевать старую или невыстиранную одежду, проводить любые светские мероприятия, объедаться и злоупотреблять спиртными напитками. В праздничный день также не рекомендуется брать или давать деньги в долг, чтобы весь год не считать копейки и огородить себя от финансовых проблем. Обрезание Господне — 2024: народные приметы По народным приметам в праздник можно сделать прогноз погоды на текущий год. Так, оттепель в этот день предвещает холодное лето, а снегопад — теплое. Если с утра выпал снег, то вся оставшаяся зима будет снежной, а весна — поздней.
Если же на дворе туман — год будет теплым и щедрым на урожай.
Говорят, что у крайней плоти Спасителя есть чудодейственная сила. Какая из препуций является Священной, точно сказать нельзя.
До 1919 года праздник Обрезание Господне в Российской империи совпадал с Новым годом. Жители страны отмечали «гражданскоеноволетие». Теперь этот праздник называют «Старым Новым годом», намекая на изменения в календаре. Так религиозный христианский праздник обрел в России светский контекст.
Какого числа Обрезание Господне в 2024, 2025, 2026 году Какого числа Обрезание Господне в 2024 году - 14 января. Какого числа Обрезание Господне в 2025 году - 14 января. Какого числа Обрезание Господне в 2026 году - 14 января.
Какого числа Обрезание Господне в 2024 году
Ежегодно в один и тот же день — 14 января нового стиля — православные христиане отмечают праздник Обрезания Господня, а также чтят память святителя Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, отца и учителя Церкви. Въ воспоминаніе обрѣзанія Господня въ осьмой день по рожденіи Его отъ Пресвятой Дѣвы Маріи, православная Церковь, изъ года въ годъ, 1 числа января совершаетъ издревле великій праздникъ. Православная церковь отмечает Обрезание Господне 14 января.
Священник раскрыл смысл праздника Обрезание Господне
14 января – Обрезание Господне – что за странный праздник отмечают христиане | Однако уместен вопрос: почему, если для христиан обрезание заменилось крещением, православные всё же празднуют Обрезание Господне? |
Почему в Церкви до сих пор празднуется Обрезание Господне? | Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание (а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение – как крещение у христиан) и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. |
Ответы : Обрезание Господне...что за праздник такой? | Праздник Обрезания Господня свидетельствует о том, что Спаситель имеет человеческую природу, рассказал РИА Новости председатель учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов, отметив. |
Обрезание Господне. Доказательство того, что Иисус Христос был человеком | Праздник Обрезания Господня установлен в память одного из событий евангельской истории. |
Обрезание Господне – история и значение
Обрезание Господне напоминает об одном из важнейших событий в земной жизни Иисуса Христа, которое стало доказательством того, что он был живым человеком из плоти и крови. Обрезание Господне Обрезание Господне – великий (недвунадесятый) праздник Православной Церкви, празднуется 14 января. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Обрезание Господне Обрезание Господне – великий (недвунадесятый) праздник Православной Церкви, празднуется 14 января.
Православные празднуют Обрезание Господне
- Православный календарь
- Священник раскрыл смысл праздника Обрезание Господне
- Смысл праздника, связанного с традицией иудаизма для христианских верующих
- 14 января 2024 года – Обрезание Господне: история, значение праздника
- Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского
Почему в Церкви до сих пор празднуется Обрезание Господне?
Сам Спаситель сказал: «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» Мк. Поэтому в день праздника в Церкви поётся: «Придите, Владыки преславная Христова наименования во святыни торжествуем: Иисус бо боголепно наречеся днесь» Припев на 9-й песни канона в день Обрезания. Установление праздника Обрезания Господня имело также значение для борьбы с древней ересью докетов, которые отрицали Боговоплощение, ложно утверждая, что тело Иисуса было не реальным, а призрачным. Читайте также.
Ему даже времени нет: 31 декабря отдается Рождество здесь и далее — по юлианскому календарю ; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника. А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий — торжество ему тоже ослабляет Обрезание». С какого времени эти праздники отмечаются одновременно? Память святителя Василия Великого, почившего 1 января а по новому стилю 14 января 379 года в Кесарии Каппадокийской, довольно рано стала праздноваться в один день с Обрезанием Господнем, что зафиксировано уже в Иерусалимском Лекционарии шестого века.
В этом документе после указания богослужебных чтений на праздник Обрезания Господня написано: «Прочее все Василию». В современном Типиконе Русской православной церкви под 1 января старого стиля стоит знак креста в полном круге как обозначение службы на великие праздники в том числе двунадесятые. В этот день полагается всенощное бдение с малой вечерней и литией. Вообще богослужение в этот день особое, редкое — Литургия Василия Великого, составленная святым и совершаемая в православных храмах только десять раз в году. Сейчас в день Обрезания Господня нередко отмечают и «Старый Новый год», поскольку это 1 января по старому стилю. Чем прославился святитель Василий Великий? Прежде всего, святостью, верностью Христу до конца. Святителя повсюду преследовали обличаемые им еретики.
Они угрожали святому разорением его и без того скудного имущества, изгнанием из родных земель, пытками и мучительной смертью. Однако врагам не удалось запугать епископа Церкви Божией, он сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь». Также святитель прославился глубоким знанием Священного Писания и вообще редкой ученостью, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому.
В Малороссии накануне 1 января было принято "щедровать": ходить по деревне под окнами, петь "щедривки" — "Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье! В Центральной России и на Русском Севере канун праздника называли Васильевым вечером — в честь приближающегося дня памяти святого Василия Великого, подвижника, богослова, философа, написавшего текст одной из главных христианских молитв — Символа веры.
Этот святой, прославившийся при жизни заботой о неимущих и обездоленных, стал в этой стране прообразом Деда Мороза: именно от святого Василия дети получают подарки в Новый Год. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» Пс. Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом — в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех». Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий , земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы. Священник Михаил Немнонов В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы. Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота Ефес.
Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку, в это же время православные начали отмечать Рождество Христово. Обрезание Господне Обрезание Господне – великий (недвунадесятый) праздник Православной Церкви, празднуется 14 января. Православная церковь отмечает Обрезание Господне 14 января. Чтобы доказать сторонникам докетизма их заблуждение, в православный календарь был внесён праздник Обрезания Господня как напоминание о том, что Христос не зря называл себя Сыном Человеческим. Праздник Обрезание Господне, по отношению к некоторым другим Господским праздникам, получил свое начало, или, по крайней мере, сделался известным в истории уже в позднейшее время. У нас праздник завтра будет — Васильев день в честь Василия Великого и обрезание Господне.