Николай Цискаридзе рассказал в интервью в рамках проекта «ОтЛичная жизнь», что эпохи великих артистов больше не будет, потому что отношение современных звезд сцены к профессии сильно изменилось. Вечерняя Москва. Главная»«Познер» в тексте»Николай Цискаридзе: «Скромность украшает того человека, у которого нет других украшений». все все последние события с участием Nikolaj Ciskaridze и их обсуждение на сайте "Интервью": Николай Цискаридзе – о балете и русской культуре.
Николай Цискаридзе: «У меня был ужасный выпускной. У моих учеников такого не будет никогда!»
Петербург наконец принял Николая Цискаридзе как родного: двойной юбилей — 50-летие и 10-летие на посту ректора Академии Вагановой — отмечает весь город. идзе рассмотрит предложение ГАБТ о перемирии Танцовщик Большого театра Николай Цискаридзе готов рассмотреть предложение ГАБТ о перемирии в споре по поводу дисциплинарного взыскания, которое было наложено на артиста. Последние новости о персоне Николай Цискаридзе новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. Критический для деторождения возраст матери Николай Цискаридзе назвал главной причиной своего появления на свет вне брака[10].
Н Цискаридзе Интервью (декабрь 2023)
читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Цискаридзе прокомментировал награждение орденом "За заслуги перед Отечеством" Путин наградил Цискаридзе орденом "За заслуги перед Отечеством". О любви и Большом театре, о дружбе и предательстве, о детстве и пока еще далекой старости, о жестокости и гибкости, друзьях и недругах, о собственном нравственном кодексе и многом другом — в самом необычном интервью с Николаем Цискаридзе. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Цискаридзе прокомментировал награждение орденом "За заслуги перед Отечеством" Путин наградил Цискаридзе орденом "За заслуги перед Отечеством". Николай Цискаридзе в своих интервью всегда с удовольствием говорит о балете, о своих учениках и творческих планах. Николай Цискаридзе считает, что невозможно учиться балету по интернету. Справиться с трудным жизненным моментом Николаю Цискаридзе помогли друзья.
Комментарии
- Николай Цискаридзе о Циничных Сволочах и Поколении «Спс»
- Главное сегодня
- Звезды в тренде
- Николай Цискаридзе: «Успех не приходит, если идёшь на сделку с совестью»
Главное сегодня
- Священник в больнице и самые вкусные багеты. Отрывок из новой книги Николая Цискаридзе
- Николай Цискаридзе: «У меня был ужасный выпускной. У моих учеников такого не будет никогда!»
- Комментарии
- Интервью с Николаем Цискаридзе: взгляд на искусство и ответы на вопросы молодежи
- Николай Цискаридзе выступил с откровенным заявлением: как только сил хватило выдержать
Николай Цискаридзе: те, кого он любил
Будучи артистом, он избегал судить о политике, но в то же время никогда не боялся высказывать свою позицию, спокойно и взвешенно. Народный артист России имеет множество наград. Его уважают и ценят его мнение, к нему прислушиваются. Читайте также: 26. Молитва и вера — лучший путь в спасению, как говорит Цискаридзе. Взаимоподдержка важна как никогда. Лучший способ ободрить себя — это помочь другому, приводит он слова Марка Твена. Оптимизм и надежда — вот лучшие друзья. А страх и тревога обязательно пройдут.
Цискаридзе убеждён в благополучном исходе Спецоперации и в примирении народов. Его советы очень важны, тем кто отчаялся, или у кого сейчас недостаточно веры. Стараясь дистанцироваться от конкретных политических событий, Николай тем не менее остаётся в курсе происходящего и правильно на всё реагирует. Он верит в то что жизнь Донбасса наладится, а люди снова будут счастливы.
А у меня было в тот момент такое непростое состояние, была потеря душевного равновесия, и прекрасно понимаю, что я был очень неудобный в тот момент для общения, тем более для отдыха. И когда прошло время и я осознал, как моя компания, с которой мы дружим много лет, себя повела, я понял, что это настоящие друзья. Я тоже себя так вел в разные периоды жизни. Но то, как они все поступили… Они у меня вызывают не просто любовь и уважение, а я знаю, что вот это и есть настоящая дружба, потому что избавиться от человека, который тебе неудобен, в этот момент было очень легко. Они не сделали этого. Вот это, наверное, самое ценное. Когда душа узнает искусство, когда душа узнает жизнь, когда душа узнает любовь? Мне кажется, это первый взгляд ребенка на любое произведение искусства. Потому что только самое прекрасное притянет его взгляд. Жизнь… Два варианта: когда у тебя появляются первые деньги, немаленькие, и если ты вырос в достаточно обеспеченной семье и теряешь родителей… Тогда ты узнаешь, что такое жизнь. Любовь… Мне кажется, что при разводе любой человек узнает, что такое любовь. Последний спектакль в рамках учебного заведения. Логинов «Мамаши, они все считают, что родили уникального персонажа. К сожалению, нет. В любую сторону. Мне так все говорили, а я побежал наоборот. И им зачастую запрещено высказывать свое мнение по поводу системы образования в балете. И высказываться глупо. Во-вторых, и это я уже вам говорю не как директор школы, а как артист балета и как человек, который учился рядом с детьми и наблюдал очень много историй: все родители в своих детях видят гениев. Все обязательно будут обвинять того ребенка, у которого есть способности, что он блатной, что это все несправедливо. Моя мама была физиком, она ничего не понимала в балете и не хотела понимать. Но так получалось, что я был самый-самый-самый… самый способный из всех, из миллиона детей. И способности эти — не только красивые ноги, великолепные мышцы. Первое, самое ценное, что дается очень редко, я могу сказать как профессионал, — координация и музыкальность. Это функция мозга, это находится где-то там, глубоко в голове… Координация — мозжечок, музыкальность — никто не знает где… Меня этому не учил никто и никогда. И каждый раз, когда я смотрю на любое свое исполнение — почему я говорю, что мне очень нравится, как двигается мальчик, — это идеально музыкально и идеально скоординировано. Этому не научить. И понятно, почему на меня реагировали все великие педагоги. Представьте себе, великую Галину Уланову в 86 лет заставить приезжать к мальчику без году неделя репетировать. Но она тратила время, потому что видела: есть уникальный материал, с которым ей интересно. Потому что она понимала, что то зерно, которое она может в эту почву положить, оно взрастет. А рядом все время стояли мамаши, которые кричали, что у меня успехи, потому что моя мама все купила. Честно вам скажу, я не занимался частно никогда в своей жизни, ни одной секунды. У меня в балете всегда было «пять». По-другому быть не могло. Мне кто-то сказал: «Желаю вам успеха». Я повернулся и сказал: «А я другого не знаю». Я вообще не понимаю, как это: я вышел на сцену — и нет успеха. Такого никогда не было и быть не могло. Потому что лично я больше бы сюда не вышел, значит, это не мое дело и нафига оно мне нужно. И вот эти мамаши, они все считают, что родили уникального персонажа. За все время, что я преподаю, а это уже больше 25 лет, я встретил, наверное, пять или шесть очень одаренных детей. Но я всегда говорил, что к этому нужны еще здоровье, гениальные педагоги и удача. И все это вместе не сошлось. Это очень грустно. Все родители могут высказываться, сейчас у нас время слишком широкой гласности. У каждого министерства есть сайт, и можно там прочитать высказывания этих сумасшедших мамаш. Один раз мне кто-то открыл, показал, я посмотрел и ответил: «Ну что, психически нездоровые люди, их надо лечить». Вот что я могу про них сказать. Какую партию вы бы хотели станцевать в дуэте со своими педагогами Семеновой и Улановой, ну если предположить, что такое возможно? И есть очень много воспоминаний ее партнеров, когда за неправильное действие на сцене они получали такую оплеуху за кулисами, что им мало не показывалось. Они же с Галиной Сергеевной репетировали очень много того репертуара, который сами не исполняли. Все великие балеты Григоровича пришли в тот момент, когда и Уланова, и Семенова не танцевали. Я как-то спросил Марину Тимофеевну: «А что бы вы хотели из репертуара Григоровича станцевать? Думаю, я бы просто хотел на это посмотреть. Это было бы интересно. Она была безумно страстная женщина, мне кажется, ей бы это очень пошло. А что с Улановой? Да ту же «Жизель», просто рядом побыть, я даже не могу себе представить, чтобы танцевать — я представитель другой эстетики. Галина Сергеевна выбирала себе партнеров очень скрупулезно. Допустим, мой педагог-репетитор основной в Большом театре Николай Фадеечев, он с ней танцевал в последнее время, у них двадцать лет была разница, он очень интересно рассказывал. Она с ним выходила в «Жизели» всегда, но в «Ромео и Джульетте» никогда. Потому что она понимала: по-другому поставлен спектакль, и в «Ромео и Джульетте» будет видна разница в возрасте. И она предпочитала партнеров, которые были постарше. Поэтому не знаю — в данной ситуации все-таки выбирали бы они. Но раз они меня выбрали в ученики… Про Уланову такую вещь вам скажу, интересную: в 1997-м я участвовал в конкурсе. Были очень большие споры, я читал потом протокол, кому давать какие премии. И некоторые высказывались очень сильно против меня. И Галина Сергеевна задала вопрос кому-то из членов жюри: «Скажи, кого бы ты выбрала себе в партнеры: этого или Цискаридзе? Она говорит: «А почему ты его топишь? И Уланова сказала: «Вы поймите, через двадцать лет ни одного человека из этого списка вы не вспомните, а Цискаридзе уже номер один». И прошло действительно больше двадцати лет, и если посмотреть, кто из нас где находится… Спасибо Галине Сергеевне. Главный вопрос в читательском интервью задала Буянова Елена. Николай Цискаридзе отметил ее вопрос про самую жизненную сказку и пригласил победительницу на концерт выпускников академии. Логинов «Мама мне не аплодировала» — Опять философский вопрос. Когда Шопена попросили описать настроение всех своих произведений, он подумал и ответил: «Жаль». И эту окраску приписывает всему своему творчеству. Каким одним словом вы бы описали свое творчество? Знаете, в «Спящей красавице» есть один момент, когда фея Сирени с Дезире прибывают к замку спящей красавицы, очень музыкальный момент, сначала играет весь оркестр, как бы нагнетание такое: добро сейчас войдет. И это нагнетание происходит и в момент, когда принц уже должен взлететь, там играет труба, прорезая весь оркестр. Там так поставлено у Григоровича, что надо было пролететь, сделать три прыжка. И я славился тем, что мог за три прыжка перелететь всю сцену туда, потом за два вернуться и улететь обратно туда. И вот это мои самые любимые кадры, когда я вижу что-то с собой. Так что — полет против ветра. А если бы няня оказалась на выпускном спектакле академии этого года, как вы думаете, что бы она сказала вам? Простая в каком плане… институтов она не оканчивала. Но она была очень самообразованным, очень начитанным человеком. Бесподобно готовила, вязала, в общем, она была домохозяйка… Не знаю, наверное, это самый большой талант, когда домохозяйка вот такая. Она умела делать всё, сразу, быстро. Она всегда стирала только руками. Я сейчас анализирую и думаю, как можно было перестирать такое количество белья, помыть такое количество посуды, приготовить огромное количество еды. В этот день еще что-то связать, вышить, еще прочитать мне дикое количество литературы параллельно с этим. Говорила она очень часто только матерными словами, особенно когда злилась. Расскажу ситуацию, чтобы было все понятно про мою няню. Меня на последние полгода перед школой отдали в детский садик, чтобы я с детьми просто познакомился.
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Сейчас опыт и образование помогают Цискаридзе руководить Академией русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге. Он благодарен судьбе за то , как складывается его путь. Николай Цискаридзе десять лет руководит Академией русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге Соцсети Николая Цискаридзе В преддверии 50-летия, которое будет 31 декабря, Цискаридзе отметил, что не строит глобальных планов. Он надеется продолжать достойно трудиться , сохраняя себя и свои ценности. Я хочу остаться в разуме», — заверил артист в передаче «Однажды...
Николай Цискаридзе – последние новости
«Меня не существовало»: Цискаридзе рассказал об «установке» Большого театра | Последние десять ее возглавляет народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе. |
Последние новости о персоне Николай Цискаридзе новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. | |
Николай Цискаридзе: «Успех не приходит, если идёшь на сделку с совестью» | Николай Цискаридзе в своих интервью всегда с удовольствием говорит о балете, о своих учениках и творческих планах. |
Николай Цискаридзе: «У театра поехала крыша. Эпохи великих больше не будет»
Цискаридзе рассказал об «истериках» Филина | Последний месяц только и пишут, что «несмотря на занятость, Николай Цискаридзе согласился стать ведущим программы «Сегодня вечером» на Первом канале. |
Николай Цискаридзе перенес операцию, едва не стоившую ему жизни из-за осложнений | Концертная сюита из балета «НАЯДА И РЫБАК» Музыка Ц. Пуни Хореография Жюля Перро Мариуса Петипа, Александра Ширяева Редакция Николая Цискаридзе. |
Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»
Вот и всё. Посмотри на всех тех, кто занимает должности в эти годы, посмотри их декларации, посмотри их доход, их родственников… и посмотри, как живу я. Это большая разница», —— обратился Цискаридзе к ведущей шоу. Николай Цискаридзе готов стать художественным руководителем Большого театра В интервью с Софико Шеварднадзе артист неоднократно упоминал о том, что нынешнее руководство Большого театра, и, в целом, деятели российской театральной сферы пренебрегают мерами предосторожности, необходимыми в условиях пандемии, а именно — устраивают оффлайн-концерты, в которых задействованы сотни артистов, и уже планируют премьеры в новом театральном сезоне. Он же к этой проблеме относится очень серьезно. Это глупость все», — считает Николай.
Многие очень хотят танцевать, но не имеют способностей. В этом случае ректор балетной академии старается всеми силами донести до молодого человека, что это не его путь. Но бывают и более трагичные ситуации, когда ребенок становится залогом амбиций своих родителей. Николай Цискардизе рассказал историю мальчика, который перед вступительными испытаниями плакал в коридоре и говорил, что хочет заниматься футболом, а не балетом, но мама настаивала на балетной школе.
Но в нем важно не столько то, кто его поставил, сколько то, кто его репетировал. Сложность «Дочери фараона» в обилии пантомимных сцен, которые артисты не умеют изображать. В классическом балете урок актерского мастерства до 1960-х так и назывался — «пантомима». Это как немое кино — все утрировано. Если не вложить в движение чувство, интеллект, глубину, оно выглядит настолько глупо! Кто должен объяснить артисту, какое чувство стоит за каждым движением: педагог или худрук? Конечно, педагог. Мне невероятно повезло. Я недавно смотрел «Спартака» в Большом — на сцене все было не так: диагонали неправильные, разводки неправильные. Я даже подумал: «Ну не может такого быть, я что-то путаю», — взял пленку и посмотрел премьеру 1972 года. И оказался прав: не совпадает ничего, музыкальные акценты смещены, рисунок смещен. Спектакль неузнаваем. Это вина худрука. Такое ощущение, что на сцене не патриции, гетеры и римские матроны, а приезжие с площади трех вокзалов. Печальная история. Архив героя Николай Цискаридзе стал не только ректором, но и педагогом Академии Вагановой Архив героя Агриппина Ваганова на уроке в Ленинградском хореографическом училище Почему так произошло? Последние тридцать лет в России в балете нет художественного руководства. Объясню, как это работало раньше. Была в Большом театре замечательная народная артистка. Когда Григорович распределял роли, можно было убиться, но не твое амплуа тебе не достанется, будь ты хоть трижды премьер. Вы — Фригия», — и тихо ушел. Пока я взрослел, долго думал: почему же Григорович ответил отказом? Я же не выходил в «Дон Кихоте» и «Спартаке»! Потому что не мог! И я это прекрасно понимал. Получается, важна адекватная оценка себя? Меня отключило. Музыка Прокофьева! А я-то знаю, что там даже «Муму» не прочитано. На посту ректора Николай Цискаридзе перезапустил издательство академии русского балета имени А. Вагановой и стал выпускать уникальные книги по истории танца. Дробышевой «Военные хроники ленинградского балета» Л. Абызовой «Джон Ноймайер. Рождение хореографа» Н. Нужен автор. Когда уходит автор — труппа не развивается. Все как в моде: вот был Юбер де Живанши. И он создал для вас костюмы к балету «Жизель»! Да, я отдал их в дар Театральному музею Петербурга. Юбер, он ушел, но его дом остался. И теперь, покупая Givenchy, мы понимаем, что хотя с Юбером эта вещь ничего общего не имеет, существует наследие бренда. А вот Пьер Карден, уходя, сказал, что без него дома не должно быть. Так и со спектаклями. Что вас вообще может удивить? Если что-то может. Я зритель со стажем, я не хочу видеть плохое.
И на пост ректора я пришел с двумя высшими образованиями. Я по первому образованию балетный педагог, а по второму — юрист. Я окончил Московскую государственную юридическую академию, кафедру трудового права — я магистр трудового права. И это было большое испытание в моей жизни. Потому что в 38 лет мне пришлось сесть за парту и начать учиться. Как вы понимаете, Николай Цискаридзе — не человек с улицы. Когда я начинал отвечать, люди доставали мобильники, начинали снимать и потом выкладывали в Сеть. Когда я защищал магистерскую диссертацию, то огромное количество журналистов это снимало. И все ждали, когда же я допущу ошибку. И очень смешно сказал один мальчик, который пришел ко мне в третий раз на пересдачу. Он сам выбирал по литературе произведение, какое хочет, и я задавал ему вопросы. Чтение — это же включенное воображение! Юбилей на юбилее Егор Дружинин и Николай Цискаридзе — не просто друзья, а родственники: Николай — двоюродный брат супруги Егора Дружинина Вероники и крестный папа их дочери Александры — Этот год для вас — абсолютно юбилейный… — Да! Это школа имеется в виду Академия русского балета им. Мы существуем дольше всех и культуре всего мира принесли колоссальную пользу — и потому нам есть чем гордиться. И в такое достаточно сложное время напоминать о наших достижениях в любой сфере — это очень важно. А еще я выпускник Московского хореографического училища, которому в этом году исполнилось 250 лет. И я очень этим горжусь, потому что это моя школа, и я один не из самых последних ее выпускников. У нас постоянно шли спектакли. И у нас главные роли танцевали те, кто сразу выходил на международную арену. Я выпустился в 18 лет, в труппу Большого театра пришел в сентябре, а в январе уже танцевал в Лондоне перед королевской семьей.
Цискаридзе высмеял менталитет американцев. Видео
Телефон: 4012 538444. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на vesti-kaliningrad. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на vesti-kaliningrad.
За пандемию мы никого не потеряли. А теперь родителей вызывают и предупреждают, что они потеряют работу, если ребенок не вернется на родину.
Я получал слезные письма от родителей, которые были вынуждены забрать детей. Может ли сейчас ребенок, вынужденный уехать, сохранить место и обучаться дистанционно? Но я тогда сразу заявил, что преподавать онлайн хореографические предметы — это фикция. Меня поддержали абсолютно все ректоры музыкальных учреждений, все директора музыкальных школ, кроме Московского училища. Вы можете представить, что вам лечат зуб онлайн?
Можно так вылечить? Ну и научить балету тоже нельзя. Сейчас очень много больных детей. Второй тур в нашей школе — это полная диспансеризация. В училище принимаются дети исключительно здоровые, потому что балет — это тяжелый физический труд.
Количество детей, которые срезаются на втором туре из-за таких диагнозов, как порок сердца, нераскрытые легкие, грыжи, вывихи, смещения, меня пугает. С такими диагнозами нельзя заниматься балетом: это очень опасно, потому что ребенок может умереть в любую секунду. Однако есть сумасшедшие мамаши, которые все равно отводят таких детей в какие-то учебные заведения, и все заканчивается печально. Способности у них тоже разные: в один год может быть много способных детей, а на следующий год вообще никого. И как правило, мы всегда берем кота в мешке.
Кто-то в переходном возрасте полнеет, кто-то очень сильно вырастает, кто-то вообще не вырастает. Этого не предугадать. Вагановой — самое уникальное учебное заведение в мире. В Японии, в Токио, есть национальная школа балета, там в год принимают только пять детей. А мы только в Санкт-Петербурге принимаем 60.
Плюс есть еще Академия танца Бориса Эйфмана, которая принимает больше 40 детей. В России гигантское количество учебных заведений только в области культуры. Такого в мире нет нигде. Но ни одна балетная школа в мире не покажет полноценный спектакль, как это могут вагановцы. На следующий год балету в России исполняется 290 лет, а Академии им.
Вагановой — 285 лет. Мы существуем дольше, чем университеты. В царское время на балет тратилось огромное количество денег. Балет, опера — это дворцовые виды искусства, они могли существовать только благодаря королевским домам и царским фамилиям. Но, например, в Англии, где до сих пор монархия, балету всего лишь 100 лет.
Если бы не случилась русская революция 1917 г. Примут участие все или только лучшие ученики? Действительно, будет исполнен третий акт «Раймонды» в редакции Юрия Григоровича 1984 г. Далеко не в каждом театре состав танцовщиков позволяет поставить данный спектакль, однако вагановцам это оказалось по силам. Зрители увидят новых артистов.
Также в зале будут находиться представители российских театров, которые смогут сразу решить, хотят ли они пригласить наших выпускников к себе. Это выступление мы повезем и в Калининград в рамках гранта, который академия выиграла по программе «Приоритет-2030». На программу выделяется 100 млн руб. Цель этой поездки — не только показать таланты, но и провести смотр детей, которые могут поступить к нам.
Реклама «В Большом театре постоянно предлагают девочкам стать любовницами, чтобы получить роль. И мальчикам тоже, к сожалению, да», — отметил он.
По словам Цискаридзе, артисты боятся предавать ситуацию огласке. Он вспомнил, что одна девочка пыталась честно рассказать о происходящем в театре — после этого ее чуть не убили. Балерина Анастасия Волочкова подтвердила слова Цискаридзе. В беседе с «Газетой. По словам балерины, репертуарную политику театра определяли деньги — роли получали те, кто соглашался на интим с «толстосумами». По его словам, балерине пришлось уйти из Большого театра из-за постоянного давления со стороны бывшего художественного руководителя труппы Сергея Филина.
Вместо поддержки балерина столкнулась с травлей. Он подчеркнул, что единственный поддержал Воронцову, когда она рассказала о происходящем, несмотря на то, что считал Филина своим кумиром и тесно с ним общался. Встал и ушел.
Академия русского балета — место, куда мечтают попасть многие. Николай в качестве ректора этого учебного заведения видит огромное количество детей и родителей, которые хотят, чтобы их ребенок занимался балетом. Он считает, быть балеруном — одна из немногих профессий, где природные данные важнее тренировок: Часто, когда родители, очень многие родители, хотят видеть своего ребёнка в балете, они считают, что, если они заплатят деньги и наймут педагогов ребенку, у него всё получится.
К сожалению, нет. Это не та профессия. Как добиться успеха? На вопрос, как добиться успеха , Николай отвечает, что нужно быть интересным, чтобы завоевывать внимание людей. Важно находить правильные слова, действовать и постоянно работать над собой. Если говорить конкретно о балете, по мнению Николая Цискаридзе, будущему артисту требуются в первую очередь хорошие природные данные.
Николай Цискаридзе о Циничных Сволочах и Поколении «Спс»
«Меня не существовало»: Цискаридзе рассказал об «установке» Большого театра // Новости НТВ | Похожего мнения о ситуации придерживается ректор Академии Русского балета имени Вагановой, мировая звезда балета Николай Цискаридзе, который более 20 лет был артистом Большого театра и исполнял различные партии в этом балете. |
Николай Цискаридзе расскзаал, что закулисье Большого театра – это ад | идзе рассмотрит предложение ГАБТ о перемирии Танцовщик Большого театра Николай Цискаридзе готов рассмотреть предложение ГАБТ о перемирии в споре по поводу дисциплинарного взыскания, которое было наложено на артиста. |
Николай Цискаридзе: «Скромность украшает того человека, у которого нет других украшений» | Критический для деторождения возраст матери Николай Цискаридзе назвал главной причиной своего появления на свет вне брака[10]. |
Николай Цискаридзе: «Грязь к золоту не пристает, она по нему скатывается — это про меня» | Петербург наконец принял Николая Цискаридзе как родного: двойной юбилей — 50-летие и 10-летие на посту ректора Академии Вагановой — отмечает весь город. |
Николай Цискаридзе. Самое время. Фрагмент информационного канала от 01.12.2023 | свежие новости дня в Москве, России и мире. |
николай цискаридзе
Она даже на смертном одре не призналась. И не надо. Познер: Вы носите ее фамилию? Цискаридзе: Да, я ношу мамину фамилию. Вернее, она жила под этой фамилией. С фамилией тоже куча «но». Много таинственного. Потому что она была из хорошей семьи, но под этой фамилией в Советском Союзе лучше было не жить. Потому что, судя по всему, ее папа тоже работал в таких структурах, где не надо было носить хорошую фамилию.
И так далее. Потому я всегда не говорю. Есть, конечно, то, что писали в анкетах в Советском Союзе, и это многих приводит в замешательство, потому что это не совпадает с реальной версией. Вот и все. Но мы тогда должны были что-то писать, и мама должна была заполнять эти бумаги. Познер: Вы уже рассказали о том, что ваша мама совершенно не желала, чтобы вы пошли в балет, и что вы грозно ей сказали «так-то и так-то», и вы до чего-то договорились. Где-то я читал, что она сыграла очень важную роль в том, что вы потом переехали в Москву. И даже сказано, что она сделала все для этого.
Это что значит, что она сделала все? Цискаридзе: Я вам сейчас объясню, Владимир Владимирович. Вы как человек, живший в Советском Союзе, знаете, что было такое положение о национальных кадрах. Вот, я был не национальный кадр. И почему мама еще была против этой профессии? Мы были слишком далеки от элиты, театрально-балетной, где можно было это получить. На этих местах — там несколько мест было от Грузии — учились, естественно, блатные дети, как это всегда с Кавказа, вы знаете, зам товаровед позвонил этому, тому и так далее. Я шел в общем списке.
Потому, когда встал вопрос о приеме… Несмотря на то, что я, действительно вот это я вам говорю уже как неплохой артист балета, проживший немаленькую жизнь в этом искусстве , я с точки зрения мальчика, который пришел в первый класс, был вундеркиндом. Потому что там не надо уметь танцевать — там надо было иметь какие-то способности, поднять ногу, вытянуть, строение ноги, пропорции, да? У меня был на тот момент полный пакет. Но меня не брали в Москву. Все время что-то мешало. То то, что я из Грузии, то то, что я с грузинской фамилией и так далее. И был смешной момент, когда сказали, что надо фамилию поменять. Мамина родная сестра замужем за Романовым.
Она — Зинаида Романова. И надо было, чтобы мама отказалась от меня, родная ее сестра меня усыновила и сделала меня… И я помню, мне было тогда 11 лет, и мы сидим на кухне все, обсуждаем. Я маме говорю: «Николай Романов уже, по-моему, был в истории и, по-моему, это не очень хорошо закончилось». Все рассмеялись и на этом поставили крест. Познер: Но, все-таки, каким образом вы попали? Цискаридзе: Очень был интересный момент. Московским хореографическим училищем руководил, одним из замдиректоров Головкиной был такой дяденька по имени Дмитрий Яхнин. Он был, так скажем, человек с погонами.
Замдиректора по воспитательной работе, что-то такое. И нам очень повезло, потому что мама работала в школе очень много лет, у нее было много родителей, с кем она дружила после даже того, как дети выпустились. Он после войны очень долго работал в Тбилисском артиллерийском училище. И, вот, кто-то нашелся, кто с ним дружил много лет, и он просто позвонил. Он одну вещь сказал, что «если у него есть данные, я вам обещаю, что он попадет». И, действительно, он пришел на просмотр и меня взяли в московское училище. Но после этого начинался новый этап. Значит, теперь надо где-то жить, и мама была против интерната.
Надо было менять квартиру. Просто совпало: мне было 13 лет, маме исполнилось 55, она оформила пенсию и со мной сюда переехала. Но это было счастливое советское время: там она сдавала квартиру, здесь мы снимали комнату, у нее была пенсия достаточно большая… В. Познер: А в счастливое советское время можно было сдавать квартиру? Цискаридзе: Да, можно было, и нам хватало денег. Но в один прекрасный день, Владимир Владимирович, рухнул Советский Союз, рухнули все деньги, пенсии обесценились, и жить стало не на что. И вот это, конечно, маму привело совершенно в страшную вещь. Я считаю, что я танцую на ее костях всю свою жизнь, потому что она делала все, чтобы нам было, на что жить, что есть.
А еще что было смешно? Несмотря на то, что она была педагогом с 35-летним стажем, когда рухнул Советский Союз, очень много педагогов ушло из школ. Школа, находящаяся рядом с нашим домом, там не было физики в течение полугода. И директор мечтала ее взять на работу, потому что она была — очень крупный специалист. Но не имела права — у нее не было московской прописки. А это был бы хотя бы заработок хоть какой-то. И так далее, и так далее. Тогда я ничего этого не понимал.
Но когда я стал взрослым, когда я стал понимать, что сколько стоит, что такое прописка, что такое квартира… Я тут недавно документы какие-то оформлял и я увидел, в какой момент я прописан в Москву. В марте эта страна рухнула. В марте бы меня уже не прописали, понимаете? А она положила жизнь на то, чтобы меня прописать, потому что без прописки меня бы в Большой театр не взяли. Познер: Насчет того, как вас взяли в Большой театр. Я не знаю, помните ли вы это или нет вы не могли этого видеть , но когда был первый конкурс имени Чайковского и победил Ван Клайберн, то Рихтер, который был среди членов жюри, поставил Ван Клайберну 20 баллов, а всем остальным поставил 0. И Клайберн победил. И я иногда думаю: «А если бы не было Рихтера, если бы Клайберн не победил?
Все равно это был настолько яркий, талантливый человек, что он пробился бы». Теперь ваш случай. Вас в списках, чтобы попасть в Большой театр, нет. Смотрят списки, видит вас Григорович и говорит: «Грузину — пять и взять в театр». Говорят: «Как это? Он пишет вас под первым номером, несмотря на алфавитный список, и таким образом, в какой-то степени решает вашу судьбу. Цискаридзе: Все, моя судьба решена Григоровичем. Познер: Если бы не было Григоровича я продолжаю параллель с Ван Клайберном , как вам кажется, вы бы выбились в первачи?
Я маме сказал такую вещь: «Если меня не возьмут в Большой, я никуда не пойду». Вообще не пойду. Для меня балет был, с какого-то момента, когда я… Сначала я хотел попасть в сказку, потом понял, что моя сказка — это восемь колонн, квадрига и потому что самое лучшее в этой стране. Просто мы тогда не знали, что есть что-то другое, немножко страна была закрытая. И моя мечта была только о Большом театре. Я много раз говорил… В. Познер: А что было бы? Вот, вы бы не пошли в Большой, и что?
Цискаридзе: Наверное, пришлось бы идти учиться на кого-нибудь. Но я, наверное бы, пошел поступать в театральные вузы. Потому что я очень… Я знаю одно, Владимир Владимирович. Не знаю как, но в театр бы я попал по любому поводу, не артистом, может быть, художником, может быть, оформителем, может быть, рабочим, со светом работал и так далее, и так далее, и так далее. Но театр был для меня… Мне понравилось это производство, мне нравилось там все. Да, я понимаю, что это сложная профессия, она имеет лимит, она имеет определенные условия — тут есть интриги, там есть клановость и так далее. Но это все прекрасно. Познер: Прекрасно-прекрасно.
Вот вы говорите о Большом — я много читал и мало комплиментарного. Вы говорите о невероятной зависти, о том, что… Н. Цискаридзе: Я говорю о людях, а не о Большом. Познер: А что такое здание без людей? Это же люди. Когда вы попали туда, вы постепенно должны, тем более с вашим талантом… Вы сразу стали выделяться. Вы говорили о том, что они думают, как друг друга сожрать вообще, что все время надо вертеть головой, да? Это как?
Как с этим жить? И вообще, что это? Характерно в особенности для балета? Цискаридзе: Для балета это очень сильно характерно по одной причине. Срок сжат. У вас очень мало времени. Если в драматическом театре это счастливое время… Правда, не сыграл ты Чацкого, не смог ты стать Молчалиным, но зато ты сыграешь Фамусова и ты прозвучишь. Есть много артистов, вот, знаменитая актриса я не помню ее фамилию , которая мисс Марпл играет в английском сериале.
Она во сколько лет стала суперзвездой? И так далее, и тому подобное. В балете — нет, только до 23 лет. Ты в 23 года уже должен быть мировой звездой, для большой карьеры. И все. Ничего у тебя не получится. Потому здесь сконцентрировано. Что касательно всяких сложностей, понимаете, я знаю одно.
Что любой театральный коллектив или, коллектив на заводе, или где угодно — это модель нашего мира. В принципе, это Дарвин, это естественный отбор. Не съешь ты — тебя съедят. Если ты не умеешь защищаться… Возвращаясь к первому вопросу, за что мне не стыдно… Я вел только оборонительные войны в своей жизни. Я не позволил себе вести наступательные. Оборонялся я, действительно, очень жестко и очень серьезно. Познер: Как, например? Цискаридзе: По-всякому.
Доказывал, ругался и так далее. Мне повезло. Первое время мне повезло — у меня был иммунитет фантастический: с одной стороны стояла Уланова, с другой — Семенова. Крепче брони не существовало. Но они воспитали мой характер так… Пример вам приведу — будете очень смеяться. Тот же Нарцисс, Галина Сергеевна решила, что не надо танцевать под фонограмму, не надо танцевать под оркестр — под рояль, так, как это решил Голейзовский. Она заходит в кабинет со мной вместе к тогдашнему художественному руководителю и говорит: «Так-то, так-то и так-то, я решила, что на сцене должен стоять рояль, и Коля будет танцевать под рояль». Так как это Уланова, ей надо было подробно объяснить, почему рояль невозможно вынести на сцену.
Она его выслушала, потом встала и сказала: «Я поняла: рояль будет стоять на сцене» и вышла. И такой жесткости они меня научили очень сильно. Есть вещи, которые я не позволю сделать. Познер: Драться приходилось? Но, вы понимаете, это все такие мелочи по сравнению с той радостью, которая у тебя иногда бывает творческая. Я часто думал: «А стоила игра свеч? А стоило туда идти? И они вместе, когда встал вопрос, чтобы мне дать ставку солиста, они вместе — эти женщины очень мало в жизни общались, это было два противоположных лагеря — они вместе пошли к Васильеву, он тогда был худруком и гендиректором Большого театра, и мне выбили премьерскую ставку.
И меня с самой низшей ступеньки перевели на самую высшую, где были народные артисты. Значит, за что-то я должен благодарить судьбу, что это произошло? Я, к сожалению, не имею права… В. Познер: После этого вас, наверное, так полюбили. Это отдельно, ну что вы. Слушайте, вы по ходу пьесы вспомнили Молчалина и Чацкого, а я из-за этого вспомнил ваши слова. Вы как-то сказали, что «время у нас сейчас Молчалиных, а я — Чацкий. К сожалению».
Во-первых, я хочу спросить вас, почему вы жалеете о том, что вы Чацкий? Чацкий, все-таки, на мой взгляд, замечательный человек. А время Молчалиных было всегда. Когда-нибудь было время Чацких? Цискаридзе: Я не жалею. Я, к сожалению, говорю с грустью, что это сложное амплуа. Познер: Да, а время Чацких? Цискаридзе: Да, было.
Познер: Два годика — время Чацких. А потом — все, опять Молчалиных. Наверное, 1917 год, 1918 — тоже Чацкие. Когда нужны люди, которые, действительно, что-то хотят сделать. Я, знаете, я у Бисмарка прочитал гениальную фразу, что революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются плодами подлецы.
Я сказал: «Нет ничего страшнее того поезда, под который она попала», — признался артист балета. Николай Цискаридзе Фото Legion Media Много слухов ходит о народном артисте РФ, вплоть до того, что в одно из своих занятий он бежал за учеником с топором в руках. Я один раз слышал, что я с топором бежал за учеником. Даже такое рассказывают люди. Я иногда слушаю и говорю: «М-м-м, как интересно. И как, догнал? Бывший артист Большого театра признался, что в балетной среде существует харассмент, о котором боятся говорить даже великие артисты. У каждого из них «рыльце в пушку», остается либо соглашаться на это, либо уходить.
А дальше? Я, конечно, очень счастлив получить такое количество откликов. Он охватывает период с 2003 года до моего назначения ректором академии. Николай, поздравляю вас с неудачно исполненным спектаклем! Как это произошло? Я выступил, и все вдруг обнаружили, что мальчик может разговаривать. Меня стали приглашать. Но у Юрия Николаевича что-то случилось, и я оказался единственным спикером. После этого выпуска Любимов пригласил меня стать его соведущим. С тех пор в телевизоре я постоянно. А соцсети на вас каким-то образом повлияли? Я вышел в соцсети благодаря пандемии. Оказалось, «крокодил на крокодиле крокодилом погоняет». Это такая обманка! Я все отключил, решил, что хватит. Захожу, только когда мне не хочется в театр, но хочется составить мнение об артисте — теперь же все выкладывают выступления. Еще в соцсетях появились рассуждающие о балете. Я иногда читаю их заметки и комментарии и прихожу в ужас от степени непонимания того, что происходит на сцене. А теперь: выходит коротконогая, короткорукая, выступает в партии, где по линиям нужны длинные руки и ноги. Это было незабываемо! Архив героя Николай Цискаридзе на репетиции с Галиной Улановой в Большом театре Архив героя Николай Максимович ведет в академии класс девочек Почему так сильно упал уровень подготовки публики? У каждого артиста были свои поклонники, которые друг друга знали, общались и дружили. Они видели нас вчера, позавчера, во время дебюта и знают нас сегодня. Круг тех, кто ходил в театр как на работу, сильно сузился. Думаю, дружила с капельдинером, которая ее и проводила. Мне было так стыдно, я просто описать не могу. Так еще он это хитро сформулировал, что наконец-то я достиг того уровня, что могу себе такое позволить. До того, за что мне было стыдно, не могут даже дотянуться. Вот это обидно. Как вам живется на Олимпе? Я не считаю, что нахожусь на Олимпе. Друзья смеются: Ника не любит двигаться, встречаться, общаться, может не выходить неделями из дома, и ему не становится скучно. Когда появились смски, было такое счастье! Можно не разговаривать по телефону! Это совсем не похоже на картинку, которую видят все. Хотите — отработаю так, как мало кто сможет. Но я умею это выключать — и мне становится очень хорошо. Помню, поздним летним вечером я бежал по коридору академии. Как вы ее ощущаете? И все, нет права на ошибку. Кому-то вы все равно не понравитесь. Как-то я совсем еще молодым человеком ехал в метро и услышал разговор о себе: компания обсуждала новичка-грузина в Большом театре, были хорошие слова, были не очень. Тогда я и понял слова мамы: «Когда артист уходит из театра, он должен снимать костюм». Я давно живу, не обращая внимания ни на что. Злость, крики, обвинения — все это на меня льется и льется. Это раздражает многих моих коллег.
Цискаридзе подчеркнул, что история школы танца, которой исполняется 285 лет, тесно связана с историей Мариинского театра, который являлся главным придворным театром в Петербурге. Цискаридзе также поделился своими взглядами на Большой театр. Он сравнил закулисье театра с адом, особенно для тех, кто является участником спектакля.
«Мне не стыдно ни за один день»: Николай Цискаридзе — об уходе со сцены, сомнениях и студентах
Какие нововведения сделал Цискаридзе в качестве ректора академии? Николай Цискаридзе — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Николай Цискаридзе Фото: РИА «Новости». Николай Цискаридзе Большой эфир Сегодня на ТВ Триколор Новости.
Николай Цискаридзе: те, кого он любил
В этом году мы отмечаем 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Многие считают, что в этой связи не надо, например, говорить о трагедии блокады Ленинграда. А я считаю, что мы обязаны помнить о тех людях, которые ушли. Не чтить их память — это кощунственно. Во всех социальных сетях есть аккаунты с вашим именем. Вы ведете их лично? Николай Цискаридзе: Их ведут другие люди. Но я очень всегда радуюсь, потому что это делается с большой любовью, и готов им помогать.
Я не хочу переходить на виртуальное общение. Но большую часть того, что в интернете, я просто не хочу знать. Как вы относитесь к идеям ограничения интернета проект Совета Федерации о штрафах для соцсетей и интернет-компаний за противоправный контент? Николай Цискаридзе: Я считаю, что любое ограничение порождает интерес. Помню это из своего детства. И теперь уже как педагог я могу сказать, что запрет — это реклама. И еще: все идет из семьи.
Как бы мы с вами не запрещали, все, что будет разрешено дома, прорастет. Поэтому здесь надо смотреть за тем, что вообще мы показываем, что транслируем как общество. Если по телевизору с утра до вечера транслируют скандал — мы его провоцируем. Мы навязываем такую манеру поведения. И запрещать интернет при том, что у нас на телевидении разрешено бог знает что, я считаю абсолютно бессмысленным. Читайте также:.
И потом, никогда не надо забывать, что для того чтобы прыгнуть, надо всегда отойти и разбежаться. Я очень люблю фразу, сказанную Наполеоном, что проигранное сражение это еще не проигранная война. Если ты человек с интеллектом, то войну ты выиграешь. А я войну всегда выигрываю. Не желаю никому связываться. И очень часто я, общаясь с какими-то людьми, думаю: вот им точно осколки этого зеркала попали и в сердце, и в глаза, и в разум, везде. И затуманили. Вообще, любая сказка Андерсена, она философская. Есть замечательная сказка «Парочка» про Мячик и Кубарь, про две игрушки, которые долго служили людям. Там как бы подразумевается, что одна игрушка — мальчик, другая — девочка. И Кубарю нравился Мячик, но тот не отвечал взаимностью. В общем, в какой-то момент обе игрушки оказались на помойке… Мячик сдулся, Кубарь его даже не узнал сначала… В итоге заканчивается сказка тем, что Кубаря достали, потому что его можно было подремонтировать. А Мячик так и остался на мусорной куче. Это очень поучительная история. Я всем все время говорю: мы никогда не знаем кто, когда, как, куда. У меня была одноклассница, она была влюблена в одного артиста. Мы были маленькие, нам было лет по 13, и мы все над ней издевались. Потому что мы знали к тому же, что этот артист не очень предпочитает женщин. Дети же злые, мы над ней потешались все время. Этот человек тогда работал в театре Станиславского. Прошло много лет, этот человек оказался в Большом театре, выбился в руководство. И вот я однажды бегу по коридору и вижу: сидит в коридоре Васильев. Я подхожу, мы обнялись, побеседовали. Я говорю: «Почему вы здесь? Бегу дальше, там комната была, где у нас канцелярия балета, захожу, а там сидит Григорович. И мы опять обнялись. Я открываю кабинет, а я типа звездень-звездень, а тот сидит с каким-то, так скажем, мелким чином в балете, анекдоты травят. Не то что они обсуждают важное, они анекдоты травят! Я говорю: «Слушай, ты знаешь, там, в коридоре тебя ждут Васильев и Григорович? Я закрыл дверь… И знаете, когда шок, просто по стене съехал, сижу и вспоминаю тот кадр, когда мы маленькими издевались над одноклассницей, что она в него влюблена. Если бы мне тогда кто-то сказал, что к этому ничтожному персонажу Васильев и Григорович будут сидеть в очереди в кабинет, я бы хохотал. Для этого человека потом все закончилось очень плохо. Я думаю, что его беды не до конца все произошли. Такой энергетический поворот… Противостояние большому искусству не должно существовать… Почему я вам сказал про уважение к Васильеву и Григоровичу, здесь не может быть такого «ничего подождут» — этого не может быть! Т ы показываешь только свою ничтожность, ты сел в это кресло и тешишь свои комплексы тем, что ты так к ним относишься?! Понимаете, после того мне жизнь очень сильно показала, что мы не знаем, что будет завтра. Почему говорят «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». Вот эта сказка, мне кажется, очень точная: встретившись на мусорной куче, не всегда можно узнать бывший объект преклонения… «Большой театр, как крупный океанский лайнер. Он не останавливается в одну секунду» — Вы часто говорите о том, что ваши выпускники, поступая в театры, попадают в руки непрофессиональных безответственных педагогов и репетиторов. Есть ли выход из данной ситуации? Понимаете, в чем проблема… Сейчас балетными труппами зачастую руководят люди, ничтожные с точки зрения искусства. Может быть, они прекрасные в жизни, я не хочу этого знать. Но с точки зрения искусства они ничтожные. Они никем не были. Если они получили какие-то звания, регалии, они получили их, потому что сели в кресло. И они уничтожили педагогический состав театров. Потому что они хотят, чтобы все, кто работает под их началом, были точно ниже и в званиях, и в регалиях, а главное — в профессионализме. На днях вышел документальный фильм о Большом театре. И там есть кадры, как балет «Дочь фараона» готовят два человека, которые никогда этот балет не танцевали. И мало того, балетмейстер целенаправленно их не ставил. Потому что они ему просто не подходили. Этот балет поставлен на меня и на балерину Надежду Грачеву. И Надя работает в театре, но ее не привлекают для репетиций. И когда этот балетмейстер, Пьер Лакотт, уезжал, я был назначен им главным репетитором по этому спектаклю в Большом театре. У меня даже есть фотография этого приказа. И когда я увидел, как молодых, способных артистов готовили вот эти педагоги, это преступление. Это все равно, что вы пойдете учиться быть пилотом к дантисту. Этого не может быть. Тот человек, который понимает, что такое полет, должен и учить этому. К сожалению, пока будет происходить обратное, прогресс в русском балете не будет присутствовать. Да, у нас есть очень хороший материал и очень хороша возможность делать больших артистов. Но у нас нет больше специалистов. В театрах специалисты уничтожены. Понимаете, когда народная артистка Семеняка репетирует какую-то маленькую вариацию, а человек без году неделя репетирует главные роли... Это преступление. Какие будут ваши первые действия, когда вы возглавите Большой театр? Именно когда, а не если… — Я терпеть не могу сослагательное наклонение, это раз. Во-вторых, мне жизнь показала, и мы начали с того, что говорили про руководство. Вот я шел быть руководителем. Я думал, что сейчас я сделаю то-то и то-то, а пришел на производство — и там оказалось такое количество проблем и такое количество ужасов... Мне пришлось, для того чтобы сделать то, что я хотел, пропахать большое количество ситуаций… Большой театр, если проводить аналогию, это как крупный океанский лайнер. Он не останавливается в одну секунду. Даже если вы нажали на тормоз. Как «Титаник» они остановили, но он еще очень долго плыл по инерции и потерпел крушение. Очевидно то, что надо будет элементарно делать ревизию всего: и хозяйства, и работников, которые не соответствуют своим занимаемым должностям. Главное — администрация. Я как юрист вам скажу, иногда просто смотрю, что происходит в родном коллективе, и вижу, что такого понятия «профсоюз» просто уже не существует. Уважение к труду, безопасности… эти вещи забыты. Она была права. Когда я подошел к пенсии, у меня было два высших образования. Я уже много лет работал педагогом, и я очень плавно пошел дальше. Конечно, я обо всем этом думаю. Почему я сказал: когда я пойму, что не хочу больше вернее, что мое внимание не может больше принести пользы работать педагогом, я первый встану и уйду. Мне никто не верил, что я так просто прекращу балетную карьеру. А я единственный, кто день в день сказал «до свидания». Потому что я, прежде всего, себя уважаю. Потому у меня все продумано. Время непредсказуемо, сейчас я не могу вам сказать, когда почувствую старость. Потому что мои педагоги даже в девяносто с лишним чувствовали себя молодыми. Как-то я сказал Марине Тимофеевне Семеновой, которой уже было хорошо за девяносто лет: «Ой, я до такого не доживу». Она говорит: «Доживешь, я тебя заразила». Это какое-то новое явление в балете? Это фатально, прежде всего, для мужского коллектива, потому что переносить артисток такого роста, такого объема — просто сознательно толкать здоровье танцовщиков, чтобы у них были большие проблемы со спиной, потом и с сердцем и т. Мы много раз говорили, что это, как правило, чья-то дочь, чья-то жена или возлюбленная. Да, раньше, когда была коммунистическая власть, были очень жесткие правила, все очень четко отслеживалось.
Он уже испорчен самодеятельностью до такого состояния, что его не переучить. Мало того, у него не было хороших навыков. У нас с восьми до десяти примерно есть подготовительные группы при московской академии, при петербургской. Это было всегда. А уже на обучение мы принимаем после начальной школы, когда ребёнок переходит из четвёртого в пятый класс. Так было всегда, с царских времён и по сей день. Раньше учить балету нельзя. Я говорю об этом много лет. Родители не слышат, ведут к этим шарлатанам. Они им врут, берут у них деньги и портят детей, портят их здоровье. Вчера я очень долго дискутировал с одним парнем, который преподаёт в одной из таких шарлатанских групп. Он рассказывал, как они разовьют то и то... Нельзя развить. Скелет сломать нельзя. Если скелет от природы вот такой — его не заменить. Точно так же, как голос развить нельзя. Для попсы можно, для оперы — нет. С этим надо родиться. Может, как-нибудь участвуете профессионально в их судьбе? У него программа, у него такой девиз: «Этот номер можно провезти по стране». И он их возит. Я серьёзно занимаюсь образованием. Было несколько детей, которых мы находили на «Синей птице», и они здесь, в академии, учились. Есть дети, которые мне сами пишут. Вот, допустим, парень, грузин, Гиорги Джишкариани, один из лауреатов «Синей птицы», потрясающе играл на саксофоне. Он мне летом написал в Instagram: «Так и так, получил такую-то стипендию, уезжаю в такую-то школу школа саксофонистов находится за границей ». Мне очень приятно, я за ними всеми слежу. Если вижу — очень радуюсь. Потому что, действительно, значит, человек нашёл свой путь. Мало того, ещё надо отдать должное Даше. С самого начала был мой посыл ей, что мы должны поддерживать педагогов, которые их довели до этого уровня. Есть очень хорошие педагоги. У нас есть одна дама, ученики которой несколько раз выигрывали. А есть ли черта, которую вы самому себе не позволите никогда перейти? Когда мы находимся в классе, когда мы работаем, конечно, есть очень серьёзная грань. Я всем объясняю: это мой класс, и здесь только одни правила — мои. Здесь не будет правил никаких других. Я им всегда говорю: «Я вас не просто люблю, я вас обожаю. Вы для меня — самое дорогое. Но балет я люблю больше». И так было всегда, и по отношению к Николаю Цискаридзе тоже. Когда мы выходим из зала, когда заканчивается вот эта секунда педагога и ученика, для меня это мои самые любимые люди, самые дорогие. И моё сердце, кошелёк, здоровье — всё для них открыто, 24 часа в сутки. И даже те, кто не был моим личным учеником, а выпустился в период моего ректорства, знают, что кабинет всегда открыт, по любому поводу они могут прийти. Если я в состоянии им помочь, то всегда это сделаю. Талант — это то, что появляется на сцене. Балет — это точно так же, как большая музыка, большая опера, большой цирк...
Это все настолько бесценно, и именно об этом песня «Минутами», что время пролетит словно миг, и очень важно, особенно нам, родителям, несмотря на работу, дела, обязанности, как можно больше времени уделять своим детям. Пусть иногда нам хочется просто включить им мультик или чем-то еще занять, но именно в этот момент особенно важно сказать себе «нет», подойти и обнять, поцеловать, сказать, что мы их любим. На «Детского радио» также состоялась предпремьера еще одной новинки. В эфире прозвучал отрывок из песни «Колыбельная», которая еще не выпущена. Ее релиз впереди, а главным источником вдохновения вновь послужила младшая дочка, она же стала первой, на ком он тестировал новинку. Певец рассказал, как ходил и укачивал Эльзу, потихонечку придумывая мотив и изменяя его в соответствии с ее реакцией. А потом подумал, что должна появиться колыбельная отца, потому что у нас чуть ниже голос и не такой широкий диапазон, как у мам.