5 февраля 2017 г. в поселке Янтарный Еврейская община г. Калининграда организовала поминальную церемонию, посвящённую 72-й годовщине Марша смерти. Последние новости» Архив» Марш смерти и кровавый янтарь. b_150_100_16777215_00_images_zagruzki_press-reliz_ 31 января 2016 года состоится траурное мероприятие, посвященное 71 годовщине Марша Смерти.
Памятник жертвам Марша смерти
и их убивали на месте. Если у Вас будет возможность посетить поселок Янтарный калининградской области, в котором промышленным способом добывают янтарь, поклонитесь памятнику " марша смерти". Главная Наша деятельность Новости Единороссы приняли участие в традиционном «Марше жизни», который состоялся накануне в Янтарном. – Что Мартин Бергау рассказал вам о «Марше смерти» в Янтарном?
Под Калининградом прошел "марш жизни" по маршруту "марша смерти" жертв холокоста
Мы шли сегодня «Маршем жизни» от поселка Русское, где как раз захоронены советские солдаты пытавшиеся пробиться и помешать этому «маршу смерти». "Марш жизни" в память о жертвах холокоста прошел в воскресенье под Калининградом, сообщили ТАСС в администрации Янтарного городского округа, выступающего организатором ежегодной акции. Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был торжественно открыт в Янтарном 30 января 2011 года. Спасением узников польского лагеря смерти занималась 107-я дивизия под командованием генерал-лейтенанта Василия Петренко. Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был торжественно открыт в Янтарном 30 января 2011 года.
Под Калининградом почтили память жертв нацистов – «Марш смерти»
Участники “марша жизни” вспоминали узников нескольких филиалов лагеря Штуттгоф – участников “марша смерти” 1945 года, когда нацисты на берегу Балтийского моря убили около семи тысяч евреев. Мы шли сегодня «Маршем жизни» от поселка Русское, где как раз захоронены советские солдаты пытавшиеся пробиться и помешать этому «маршу смерти». Главная Наша деятельность Новости Единороссы приняли участие в традиционном «Марше жизни», который состоялся накануне в Янтарном. Командующим маршем смерти был назначен обершарфюрер Фриц Вебер, начальником конвоя был унтершарфюрер Отто Кнотт.
Под Калининградом в память о жертвах Холокоста прошел «Марш жизни»
В пресс-службе муниципалитета уточнили, что организаторы акции не представили согласование на проведение мероприятия от полиции, МЧС, Роспотребнадзора. В воскресенье, 30 января, состоится другое траурное мероприятие - традиционный «Марш жизни».
В начале 1960 годов на пустыре вблизи Янтарного были найдены останки большого количества людей. Тогда решили, что это павшие в боях советские солдаты. На месте захоронения был установлен памятный знак с надписью «Вечная слава героям». В 1994 году была опубликована книга Мартина Бергау «Мальчик с янтарного берега». Автор, бывший житель поселка и свидетель тех событий, детально описал происшествия января 1945 года. Труд произвел сенсацию в Германии. Памятник жертвам холокоста представляет собой установленные на двухъярусной основе, высеченные из гранита семиметровые возведенные к небу три руки, на которых находятся номера узников концлагеря.
Скульптура, общей высотой около 10 метров, была сооружена на средства калининградского бизнесмена Владимира Кацмана.
Это был «Марш смерти», во время которого многие падали без сил или пытались бежать, и их убивали на месте. Тех, кто дошел до берега моря, разместили в заводской слесарной цеха янтарной мануфактуры. Затем их по двое расстреливали за сараями, а в ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года оставшихся узников вывели на берег Балтийского моря, неподалеку от шахты «Анна» точное место неизвестно , и расстреляли.
Университетская карьера Даха была в целом блестящей. Он пять раз избирался деканом, а зимой 1656 года без соблюдения формальностей единодушно был избран ректором университета. Следует отметить, что в глазах общественного мнения Дах, начиная примерно с 1638 года, скорее всего, представал именно как поэт правящего дома курфюршества Бранденбург-Пруссия, поскольку после визита в Кёнигсберг осенью 1638 года Георга Вильгельма его жизнь значительно изменилась к лучшему благодаря протекции со стороны курфюрста. И сам Дах стал активным поэтическим летописцем судьбы правящей семьи: он сочинял многочисленные стихи по разным многочисленным поводам в истории жизни и смерти правящей династии.
Вместе с заслуженной славой к Даху пришло и материальное благополучие: кроме профессорского жалования постоянным и надежным источником дополнительных доходов было возрастающее число заказов. Дах возводит поэтическое творчество в ремесло, в ранг равноправного источника доходов. Дах сочинял за деньги, чем заслужил упреки многих потомков — историков литературы и поэтов, игнорирующих исторические обстоятельства художественного поэсиса XVII века в Германии. Однако сам факт, что поэзия охотно оплачивалась заказчиками, говорит, во-первых, о ее социальной востребованности, а, во-вторых, о безусловной значимости поэтического ремесла в жизни общества. Однако остановимся на этом и предложим прочитать более внимательно текст легендарной песни «Анхен фон Тарау», окутанной в тайны смысловых анаграмм. Язык эпохи барокко представлял собой не менее вычурный стиль в литературе, такой же, как и известный своим множеством деталей стиль в архитектуре. Каждый элемент поэзии барокко нёс в себе символы, знаки, тайные послания, понятные тем, кто был гоним и не мог открыто изъясняться с единоверцами — в разгар 30-летней войны религий в Европе чревато было протестантам вслух рассуждать в католическом европейском обществе. Пруссию обошла война, и те, кто в те времена искал духовную свободу, кто хотел избежать нужды, бедствий и притеснений, связанных с войной, тот отправлялся в толерантное герцогство Прусское — «пристанище Германское», прежнее государство Тевтонского ордена, которое не подчинялось императору из рода Габсбургов.
Таким образом, протестантам удавалось в какой-то мере избежать жестокого преследования и ужасов войны. Студенты стремились попасть в «Альма матер Альбертина», в Кёнигсбергский университет. В XVII веке Кёнигсбергский университет являлся центром продвижения Реформации, здесь создавались поэтические кружки любителями стихотворных посланий и посвящений, в основе которых анаграммы. Процесс творческой интеграции поэтов и музыкантов в Кёнигсберге XVII века, объединившихся в дружеское сообщество, оставил заметный след в истории европейской литературы. Кёнигсбергский поэтический кружок XVII века — это круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. Таким образом Кёнигсберг становится колыбелью языка анаграмм — иронично-барочного отражения новой поэзии «скрытой теологии», парадигма тайн барокко. С октября 1640 года курфюрст Георг Вильгельм постоянно находился в постели. Помимо своей хронической болезни ног он также страдал водянкой.
Георг Вильгельм умер после продолжительной болезни в возрасте 45 лет 1 декабря 1640 года. Причиной смерти была указана водянка и удар. Георг Вильгельм Бранденбургский является единственным представителем Гогенцоллернов, похороненным в Кёнигсберге, в местном Кафедральном соборе. Первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский был представителем династии Ансбах, его отец Фридрих I, будучи маркграфом Бранденбург-Ансбаха являлся представителем Гогенцоллернов. Король Фридрих I, внук курфюрста Георга Вильгельма и сын Великого курфюрста, расширил замок в Пальмникене в качестве также одной их своих охотничьих резиденций, побывав здесь в 1703 году и выделив на его перестройку из казны 1023 талера, — привёз шведский кафель, особый отделочный камень в количестве 66 тысяч штук по цене 5 талеров за тысячу. Примерно в 1690 году сюда из Гермау пос. Русское Зеленоградского района перенесли управление береговой службы das Strandamt и янтарную палату die Bernsteinkammer , а в подземельях дома содержали расхитителей янтаря в темнице под названием «Кустоди» дьячок или побережье или «Клауссе» келья или ущелье. Возвращаясь к машинам, обратим внимание, что имя Беккера в Янтарном сохранили, благодаря внучатому племяннику янтарного фабриканта, в честь которого назван отель «HotelBecker» через дорогу от церкви в бывшем здании государственных служащих, открывшегося в 2008 году.
Держим путь в сторону озера Синявино, бывшего карьера, красивейшего водоёма на территории Калининградской области. Мысль о том, что янтарь можно добывать и открытым способом, давно бродила в головах немецких специалистов. Попыткам создания карьеров мешало отсутствие техники нужного уровня, но добыча в шахте становилась всё более проблематичной. Во-первых, штольни стали многокилометровыми, квалифицированных горняков становилось всё меньше. А второй причиной для перехода к карьерному способу можно считать значительное подорожание древесины, которая в огромном количестве шла на крепёж в шахте. Требовалась именно лиственница, которая во влажной среде не поддавалась гниению, наоборот, приобретала крепость. Ежегодно перерабатывалась почти тысяча вагонов досок и брёвен. Суточная потребность в лесоматериалах до Первой мировой войны обуславливала расходы до одной тысячи марок.
Немецкие специалисты подсчитали, что кубометр горной массы, добытой в шахте подземным способом, стоит 15 марок, а при открытой разработке оценивается в 60 пфеннигов. Всё говорило в пользу нового способа и шли поиски территории с большим содержанием янтаря. Такое место было найдено на расстоянии 500 метров от моря на том же Пальмникенском месторождении, вблизи посёлка Гросс-Хубникен. В 1912 году был заложен крупный карьер глубиной 50 м — карьер «Вальтер», эксплуатировавшийся около 60 лет. В 1913 году приступили к вскрышным работам — «вскрышей» специалисты называют снятие верхнего слоя горных пород, покрывающих «голубую землю». Чтобы добраться до глины, содержащей солнечный камень, надо снять 30-40 метров породы, не имеющей ничего полезного для добытчиков. Началась большая выборка янтаря из «голубой земли» открытых карьеров. Эту работу производили многоковшовые экскаваторы, которые работали в двух уровнях — первые производили разработку пустой породы, вторые загружали вагонетки обнажившуюся глауконитовую «голубую землю» и загружали ее в открытые вагоны электропоезда, который следовал к обогатительной фабрике.
Карьер был оборудован сложными инженерными сооружениями для подъёма вагонов с янтароносной породой на поверхность. Теперь горнодобывающее предприятие представляло из себя промышленный комплекс с теплоцентралью, 60-метровыми заводскими трубами, водоохладителями, обогатительной фабрикой, складами, слесарными, кузнечными и столярными мастерскими, цехами по переработке янтаря и т. Для вывода янтарного производства из кризиса был взят курс на техническое перевооружение: обновилось оборудование карьера в Пальмникине; внедрялась механизация на всех этапах добычи, обогащения и обработки янтаря. Оснащение карьера «Вальтер» и экскавация выемка грунта экскаватором до начала выемки янтаря были оценены почти в три миллиона марок, но позднее потребовались дополнительные расходы в 600 000 марок. Правительство вернулось к промышленной добыче янтаря, лежавшей в основе успеха компаньонов фирмы «Штатиен и Беккер» во второй половине XIX века и полностью работавшего на экспорт, лишь в 1923 году. Созданный «Данцигский коридор» отделял Восточную Пруссию от Германии, вся торговля янтарём шла через Данциг, польские купцы желали торговать по «мировым ценам», что привело к увеличению пошлин. Ситуация усложнилась, когда США представили на рынок сотни тонн прессованного синтетического материала «БАКЕЛИТ» торговая марка по имени американского химика и изобретателя Лео Бекеланда нерастворимого негорючего сверхлёгкого пластика для изготовления курительных принадлежностей. Рынок янтаря «обрушился», прусское акционерное общество терпело огромные потери и тогда руководство впервые приняло решение заняться переработкой янтаря.
В ней подробно говорится об упадке искусств: «…все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис». Среди борцов за новые цели в пластическом искусстве в этой статье был назван штутгартский скульптор Герман Брахерт. В 1919 году Герман Брахерт получил приглашение на профессорскую должность в Школу искусств и ремесел Кёнигсберга. В течение семи лет работы в школе Брахерт вел класс скульптуры, класс ювелирного искусства, руководил мастерской по архитектуре интерьера и мебели. Мануфактура требовала повысить художественный уровень изделий янтаря. С этой целью в 1930 году на должность художественного консультанта был приглашен известный скульптор Германн Брахерт. Его изделия сочетали в себе стройное благородство и конструктивную рациональность школы дизайна Баухаус. В дальнейшем, в связи с ухудшением экономической ситуации, права на добычу неоднократно перекупались, но в результате контрольным пакетом акций в 1933 году завладела компания «Пройсаг» Preussag AG.
В 1933 году впервые в Кёнигсберге в художественно-ремесленной школе был создан «янтарный класс» под руководством Яна Хольца, последователя Брахерта. Хольц много уделял внимания образовательному процессу, в том числе преподавал искусство художественной резьбы мастеров 17-го века. Став в 1933 году художественным руководителем Мануфактуры, он поставил задачу расширить программу производства и установить для изделий заранее высокую художественную планку. Под его руководством и по его эскизам наряду с массовой продукцией на Мануфактуре стали изготавливаться дорогостоящие предметы обихода высокого художественного качества. В 1930-1940-е годы продукцию Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры можно было встретить в крупнейших магазинах многих европейских столиц. Изделия Мануфактуры получали международное признание, благодаря участию во многих выставках, где они не раз были отмечены высокими наградами. Часто витрины в рекламных целях украшали портреты звёзд германского кинематографа. Бусы, броши, серьги, кулоны, браслеты и кольца выпускались Мануфактурой массовыми сериями.
Для их изготовления использовался натуральный, а также прессованный и окрашенный янтарь, который часто сочетался с металлом. Дизайном шкатулок занималась группа художников, которые после 200-летнего «молчания великого искусства обработки янтаря» проделали в этой области поистине новаторскую работу. Скульпторы Герман Брахерт и Ян Хольцу смогли творчески осмыслить и совместить практичность и дешевизну изделий — фирменные принципы Мануфактуры — с оригинальностью и современностью их внешнего вида. Большими партиями изготавливались плакетки и медальоны в честь знаменательных событий. Среди них медальон с изображением Кёнигсбергского собора, выпущенный в 1933 году к 600-летнему юбилею его основания и знак «Германской Восточной ярмарки», изготовление которого было приурочено к проведению сельскохозяйственной выставки в Кёнигсберге в 1936 году. Неизменно большое внимание уделялось сувенирной продукции, отражающей неповторимый восточно-прусский колорит. Здесь янтарь выступал уже в качестве уникального «фирменного» материала. Мотивами этих изделий служили национальные восточно-прусские символы.
Одну из самых многочисленных категорий составляли спортивные призы, среди которых кубки и тарелки, выполненные из янтаря и серебра и использовавшиеся в качестве почётных призов на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году. Использование янтаря в изготовлении спортивных призов, несомненно, подняло его статус. В результате янтарь под рекламным лозунгом «Германское золото» стал равноправным в ряду материалов, обычно использовавшихся для подобных предметов, таких как: золото, серебро или ценные породы дерева. Государственная янтарная мануфактура стала крупнейшим в мире предприятием по добыче и обработке янтаря. Высокий художественный уровень её массовой продукции сыграл огромную роль в популяризации янтарных изделий далеко за пределами Германии. Во время Второй мировой войны Германский экспорт янтаря в Японию приносил значительные валютные поступления, при этом на добыче и производстве работали тысячи пленных. На этом этапе истории янтарь «служил» на благо войны и разрушения… В относящейся к июню 1945 года справке об экономике района Земландской комендатуры содержится описание янтарного завода, из которого следует, что в последние месяцы войны он был перепрофилирован немцами на выпуск военной продукции: «Завод производил галантерейные товары мундштуки, расчески, пуговицы и работал до 1945 года. В связи с бомбардировкой промышленности, расположенной в центре Германии, оттуда было привезено оборудование двух заводов — орудийного и патронного, которое установлено в цехах янтарного завода, а оборудование янтарного завода снято и законсервировано на территории завода».
Вскоре после окончания войны оборудование военных заводов демонтировали и вывезли из Пальмникена, а янтарное производство было передано не позднее 1 сентября 1945 года в ведение военторга. По свидетельству ветерана Янтарного комбината Г. Яковенко, на базе сохранившихся на складе двадцати тонн янтаря-сырца военторг организовал небольшое полукустарное производство по выпуску янтарных изделий. Работали в мастерских демобилизованные офицеры, солдаты, привлекали и оставшихся в Пальмникене немцев, причем вся продукция изготовлялась по образцам, доставшимся в наследство от Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Руководство новой советской области понимало значение и перспективы развития янтарного дела, о чем свидетельствует справка Облплана за 1946 год, в которой давалась следующая характеристика доставшегося от немцев наследства: «Особое место в Восточной Пруссии занимала янтарная промышленность, базирующаяся на единственном в Европе месторождении янтаря вблизи Пальмникена. В 1940 году было добыто 5000 тонн янтарной руды. На отходах янтарного производства работал лаковый завод. В данный момент янтарный завод находится в распоряжении военторга и вырабатывает из имеющихся запасов сырья мундштуки, папиросницы и т.
Карьер, где добывался янтарь, затоплен, механизмы разрушены». Ко времени окончания военных действий карьер оказался затопленным дождевыми и грунтовыми водами, что привело к оползням и разрушило рабочие площадки. По всему было видно, что немцы прекратили добычу еще до прихода советских войск. Осенью 1947 года началась откачка воды из карьера в море, со дна удалена порода, восстановлены сделанные в виде уступов площадки. Одновременно проводились реконструкция подъездных путей и ремонт уцелевшего оборудования. К началу июля 1948 года карьер был введен в промышленную эксплуатацию. После двух крупных оползней грунта в 1957 и 1958 годах, когда на дно карьера обрушилось около полумиллиона тонн земли, из строя оказалась выведена почти вся транспортная система, засыпано всё оборудование, была применена гидротранспортная технология с размывом пульпы мощным гидромонитором. По воспоминаниям очевидцев, карьер буквально разрушался на глазах.
Хорошо, что оползни произошли в выходные дни, когда в карьере не было рабочих и удалось избежать несчастья. Карьер в Синявино работал до конца 1960-х годов на базе созданного в июле 1947 года Янтарного комбината. В середине 1960-х годов на комбинате разрабатывались планы продолжения карьера непосредственно на территории поселка Синявино. В этом случае предстояло снести не только приусадебные участки жителей, но и школу, детские ясли, а также жилые дома, в которых проживало 340 человек. Расчеты показывали, что полученная в результате этой операции прибыль не только покроет все затраты на перенос части поселка и новое строительство жилья и объектов соцкультбыта, но и принесет комбинату существенный доход. Однако по социальным соображениям этот проект не был реализован. Озеро Синявино, или, как его ещё называют, пруд «Янтарный» привлекает многих отдыхающих и летом, и зимой. В холодное время года здесь предлагают надеть акваланги и опуститься на дно бывшего карьера.
Такой вид активного отдыха - дайвинг - становится популярным в последнее время. А тем, у кого на свежем воздухе разыгрался аппетит — неплохое кафе с горячими блюдами на территории базы отдыха. Озеро Синявино или озеро Янтарное, а если точнее по государственному реестру Федерального агентства водных ресурсов числится как «пруд без названия в посёлке Синявино», одним своим берегом граничит с территорией Янтарного комбината. К его этой стороне можно подъехать вдоль небольшого ущелья небольшой речки бывшего местечка Кракстепеллен. Переброшенный через ручей пешеходный мостик приглашает остановиться и «постоять» на благополучно разобранных железнодорожных путях. Эта дорога вела к шахте «Анна» на берегу моря. Последуем и мы в сторону легендарного пляжа под «Голубым флагом». Зимой здесь особенно тихо - безлюдно...
Чистые песчаные пляжи. Живописные обрывистые берега. Тишина и покой на бывших янтарных карьерах. Когда-то здесь добывали солнечный камень, и где-то здесь, под осыпью, вход в шахту с красивым женским именем Анна. Немногие, но всё же бывают в Янтарном на территории мемориального комплекса «Жертвам Марша смерти». При нацистах Пальмникен вписал свою страницу в печальную историю Холокоста: в ночь на 31 января 1945 года именно здесь, на берегу Балтийского моря, была осуществлена массовая казнь 7 тысяч узников лагеря Штутхоф под Данцигом — совр. Штутово под Гданьском, Польша — евреев по происхождению. Кажется невозможным, что 25 января 1945 года Красная Армия освобождает узников концентрационного лагеря «Освенцим», а буквально через неделю Холокост продолжился… и продолжился здесь на берегу Балтийского моря.
Директор пальмникенских янтарных предприятий Ландман и управляющий трёх крупных сельскохозяйственных поместий — в Дробникене, Пальмникене и Гросс Хубникене Ханс Файерабенд, майор, награждённый орденом во время Первой мировой войны, публично воспротивились уничтожению узников в штольнях янтарного комбината. Да, их протест ничего не изменил в судьбе приговорённых к смерти, но он был. И он достоин уважения. Директор янтарной мануфактуры Хельмут Ландманн отказался предоставить шахту «Анна» для уничтожения людей. Тогда эсэсовцы загнали 3000 еврейских женщин в фабричный цех, расположенный у карьера. Сегодня на месте карьера большое озеро. Когда 27 января 1945 в Пальмникен пригнали еврейских заключенных, командир батальона фольксштурма Ханс Файерабенд, высказал решительный протест командиру прибывшего подразделения SS. В ходе спора он со всей энергией заявил, что пока он жив, в Пальмникене больше не будет убит ни один еврей.
Он начал организовывать для пленников необходимое питание. Внезапно янтарная мануфактура стала для евреев защитной зоной. С этого момента над Пальмникеном нависла напряженная неизвестность. Чувствовалось, что здесь замышляется что-то чудовищное. Последний марш смерти в Восточной Пруссии достиг своей конечной станции. В течение трех дней Файерабенду удавалось обеспечивать скудной пищей и защищать евреев. Но потом он получил сфабрикованный боевой приказ выступить 30 января с сотней бойцов фольксштурма на передний край в район Куменена. Одновременно он получил из гестапо письмо с угрозой строгого наказания за противодействие ее планам.
В Куменене Файерабенд прибыл в указанную в приказе воинскую часть, которая, как оказалось, не обращалась к командованию с просьбой об усилении. Той же ночью Файерабенд покончил с собой. Тела убитых заключённых свозили к шахте «Анна» и в районе пляжа за зданием заброшенного цеха сгружали в братскую могилу. В ту первую половину дня солдаты SS прошли по домам вдоль трассы ужасного марша в поисках убежавших евреев. Они предостерегали от приема беглецов и угрожали казнью. Длинная яма почти до краев была заполнена трупами. Вероятно, здесь уже происходили расстрелы, и, наверное, здесь лежали также люди, убитые на улице. Убийцы определенно делали это не впервые.
Они убивали свои жертвы выстрелами в затылок пистолетами калибра 7,65. Женщины должны были становиться на колени. Зверское уничтожение пленников должно было произойти на четыре дня позже, ночью 31 января 1945 года. Файерабенд, под защитой которого до сих пор находились евреи, вынужден был уйти из жизни. Единственного человека, который смог бы предотвратить преступление, больше не было. Под покровом темноты палачи SS выгнали еврейских женщин из цехов мануфактуры на прибрежной лед. Стреляя в упор в беззащитных людей, они заставили их в страхе и отчаянии бросаться с кромки льда в открытую воду. Теперь море возвращало их тела...
В 2011 году 30 января на берегу моря в Янтарном в районе гибели тысяч узников лагерей установлен памятный знак «Жертвам Марша смерти» работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия. От памятного монумента мы вышли в сторону шахты «Анна». В 2004 году в районе посёлка Синявино произошло обрушение морского берега, которое обнажило два оборудованных входа в штольни шахты «Анна». К тому времени они были прочно заблокированы, но есть сведения и о других закрытых для доступа входы. Путь в шахту «Анну» начинался с подошвы пляжа, штольни тянулись севернее и южнее — к центру Пальмникена. Шахта «Анна» нигде не пересекалась с шахтой «Генриетта» и отработала 40 лет, исчерпав себя в 1923-1924 годах, — её законсервировали, штольни сохранили. У подножья сохранились железобетонные монолиты подъездных путей, арматура, остатки насыпи для движения вагонеток с грунтом… и следы недавней добычи янтаря от размывов помпой. Янтарь по-прежнему волнует...
Кого, как украшение, кого, как минерал, кого, как предмет изучения, а кого, как средство обогащения - ничего не изменилось. Человек по-прежнему остаётся в плену у янтаря... Потому мы и назвали наше путешествие: «Янтарный — цвет, история места или судьба…» В завершении путешествия мы оказались у здания бывшей конторы сельскохозяйственного поселения Гросс Хубникен. Мы на конечной автобусной остановке в посёлке Синявино, пытаемся распознать год постройки сохранившихся стен когда-то добротного управления имением. Посёлок старше соседнего Янтарного, здесь разводили крупный рогатый скот, который получал призы на престижных немецких ярмарках. Арендатором янтарного рудника с 1912 года был управляющий трёх крупных сельскохозяйственных поместий — в Дробникене, Пальмникене и Гросс Хубникене — известный нам Ханс Фейерабенд, родившийся в 1882 году в Мариенхёхе крайса Пройсиш Эйлау район Багратионовска. Именно ему округ Пальмникена был обязан выдающимся достижениям — чёрно-белые коровы из Пальмникена были отмеченных на Лейпцигской выставке-ярмарке. Фейерабенд был последним председателем Восточно-прусского общества племенной книги крупного рогатого скота с 1934 по 1945 годы.
В Восточной Пруссии 1930-х годах было основано специальное племенное стадо — элита молочного животноводства. У неё было несколько соратниц с надоями за отметкой 10 000 кг в год. С такими показателями коровы из восточной провинции расходились на аукционах влёт. Только в военном 1941 году было продано 9 496 коров и 6 464 быков. Из них 1 034 быков и 6 647 коров было вывезено за пределы Восточной Пруссии.
Пальмникенский холокост
Высшие чины СС из Восточной Пруссии и Померании не были идиотами, это у калининградских реконструкторов все плохо со знанием истории региона… В конце января 1945 года в Пальмникен пригнали узников из филиалов Штутхофа, которые находились… в нынешней Калининградской области, близ поселка Йесау ныне Нивенское, 18 км от Калининграда. Этот «марш смерти» был отряжен сначала на строительство глубоко эшелонированной линии обороны, к февралю 1945 года был расстрелян близ Пальмникена на берегу Балтийского моря. Пальмникен находится западнее указанных выше филиалов, следовательно, дальше линии фронта. Обреченных гнали как можно дальше от Кенигсберга, в какой-нибудь «медвежий угол», где можно быстро замести следы… В концлагерь Штутхоф в январе 1945 года отправился эшелон из филиала этого концлагеря в городке Гердауэн близ поселка Железнодорожный в Правдинском районе Калининградской области. Эвакуация из самого Штутхофа происходила в концлагеря на западе Третьего рейха, куда еще не дошли Красная Армия и ее западные союзники. Наверное, только ради красного словца руководители «Холокост-шоу» из Калининграда подчеркнули, что в Пальмникен погнали одних заключенных-евреев. В Пальмникен согнали около пяти тысяч узников, все ли они были евреями, неизвестно до сих пор. В филиалах Штутхофа под Кенигсбергом содержались поляки, прибалты, русские, украинцы, белорусы, немцы, само собой и евреи. Но евреи в этих концлагерях, согласно эсэсовской людоедской присказке, «очень долго не жили». Исключительно еврейское происхождение всех этих тысяч замученных в Пальмникене сомнительно.
Настоящий апогей псевдоисторического идиотизма — заявление реконструкторов, что узников концлагерей в Пальмникене расстреляли в качестве возмездия за потопленный советскими подводниками немецкий гражданский теплоход «Вильгельм Густлофф». Дескать, если бы Герой Советского Союза товарищ Маринеско не отправил «Густлоффа» на дно, почти пять тысяч узников, среди которых, возможно, были соотечественники Маринеско, могли бы дожить до Дня Победы. Анна Симонова, Анжелика Фоминых, Денис Поляков и другие члены этой «милой» тусовки насчет возмездия за «Густлофф» повторяют штампы геббельсовской пропаганды. Массовую смертность узников концлагерей эсэсовцы часто объясняли «справедливым возмездием». Дескать, Берлин и Гамбург бомбят американцы, «большевистские казаки» насилуют медсестер в захваченных немецких госпиталях, поэтому по лагерю увеличивается рабочий день, отменяется свободное время в воскресенье, русским урезается норма выдачи хлеба и супа, а евреям хлеб вообще не выдается… Решение об уничтожении в Пальмникене прибывших с востока узников было принято сразу же, когда эсэсовское начальство отдало приказ о «марше смерти» в Пальмникен — в начале двадцатых чисел января 1945 года. Перед потоплением «Густлофф» шел как военный корабль гитлеровских кригсмарине, враждебные намерения «Густлоффа» были очевидны советской подлодке «С-13» под командованием Александра Маринеско. То, что на подбитом Маринеско «Густлоффе», кроме немецких военных моряков, было около 10 тысяч беженцев — вина кригсмарине, а не Маринеско. Так может рассуждать только недалекий представитель субкультуры хипстеров. Живи по этому принципу наши сограждане в 1941 году, Симонова и Ко могли вообще не появиться на свет.
Впрочем, хипстерские крокодиловы слезы о войне очень похожи на плач небезызвестного лицеиста Коли из Нового Уренгоя по немецко-фашистскому захватчику, который так «страдал» в советском плену, что упился до слепоты дармовым спиртом. Данный курсивом пассаж выше — излюбленная «отмазка» всех явных и тайных любителей продать национальные интересы России, в обмен на сытое и «прикольное» будущее на Западе. Фразочка «война есть распространение ненависти и лжи» уж очень похожа на печально знаменитое «Сталин вдвое хуже Гитлера», в оригинале: «Руководители, которые уничтожали свой народ, горят в аду в два раза ярче тех, которые уничтожали чужой».
Мелкую россыпь собирают под шум прибоя на береговой полосе, а за более крупными экземплярами местные жители охотятся у очистных сооружений производственного комбината. Памятник в Янтарном представляет собой сплетенные руки, тянущиеся ввысь и взывающие о помощи. Прожил я там всего два года, потом в 18-летнем возрасте еще раз приехал на день, и все. Думал, что никогда уже там не побываю. Но история, которую узнал не так давно, как магнитом стала притягивать меня к Янтарному. Рассказал мне ее мой хороший знакомый — писатель Арно Зурмински из Гамбурга. В бывшей Восточной Пруссии этот населенный пункт назывался Пальмникен. Поздним вечером 31 января 1945 года он стал свидетелем одного из преступлений нацистов. Когда Красная армия приближалась к границам рейха, нацисты переправили в Кенигсберг около шести тысяч узниц польского и венгерского происхождения из концлагеря Освенцим. Затем пятьдесят километров полураздетыми по снегу их пешком гнали в Пальмникен. Ослабевших и больных женщин охранники добивали выстрелами. Но и оставшихся узниц — свыше двух тысяч — ждал трагический конец. Колонну погнали вдоль побережья Балтийского моря на юг.
Тем временем над историей пальмникенской трагедии продолжал работать немецкий писатель Арно Зурмински. Он собирал информацию буквально по крупицам и в 2010 году выступил с новым романом «Зима сорок пятого, или Женщины Пальмникена». Книгу я прочел на одном дыхании. Как и в других своих произведениях, Зурмински сразу же был узнаваем, как мастер закрученного сюжета, создания пронзительных образов, достоверного изображения исторических событий. Он остался и здесь верным своему излюбленному литературному приему: чередовать показ современного мира с событиями Второй мировой войны. Главным персонажем своего романа Зурмински сделал сына одного из эсэсовцев, гнавших еврейских узниц к месту их гибели. Случайно узнав об этом через многие годы, сын решает прояснить для себя вину отца в пальмникенской трагедии и через полвека после войны отправляется в Янтарный. Через весь роман проходит идея покаяния современного немца за преступления поколения отцов. Описывая Восточную Пруссию конца Второй мировой, Зурмински прослеживает судьбу шести женщин, которые мечтают пережить войну. Четверо из них — узницы еврейского гетто. Две другие — местные жительницы, ставшие вдовами. Они вынуждены покинуть родные места и бегут на запад в надежде оказаться там в безопасности. Писатель убедительно показывает, что война приносит горе всем шестерым женщинам.
Ведь именно здесь Вам удастся отвлечься от серых будней, повседневной рутины, получив дозу адреналина. А если Госпожа Удача улыбнется Вам, то и весьма внушительный денежный выигрыш. Автор: Администратор.
ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ МАРША СМЕРТИ, ЯНТАРНЫЙ
Памятник почти семи тысячам жертвам Марша смерти был открыт в пос. Янтарном четыре года назад на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц. В 2013 году традиционную траурную церемонию в связи с датой «Марша смерти» впервые было решено предварить «Маршем жизни». 31 января 2016 г. в 12:30 час в посёлке Янтарный у мемориала Памяти жертв Марша смерти 1945 года. Последние новости» Архив» Марш смерти и кровавый янтарь. В Калининградской области прошли траурные мероприятия в память о жертвах так называемого Марша смерти, ставшего одним из последних актов Холокоста в 1945 году.
В Янтарном прошло траурное мероприятие в память о жертвах Марша смерти 1945 года
В еврейской общине Калининграда "Интерфаксу" сообщили, что участниками "Марша жизни", посвященного очередной годовщине одного из последних актов Холокоста Второй Мировой войны, минувшим днем стали сотни жителей области, представители власти, общественности. Люди прошли более 10 км по дороге, ведущей к посёлку Янтарный бывший немецкий Пальмникен. Затем у мемориала "Памяти жертв Марша смерти 1945 года", расположенном на берегу Балтийского моря, прошел траурный митинг. Этой дорогой в ночь на 1 февраля 1945 года фашисты прогнали тысячи евреев, которые были узниками концлагеря Штутгоф. Изнеможённые люди - женщины, дети, старики - шли колонной в 20-градусный мороз.
Тех, кто после "Марша смерти" остался в живых, загоняли в ледяные воды Балтийского моря и расстреливали.
Пристально изучать подробности этой трагедии стали наши калининградские журналисты, среди которых был Александр Адерихин. В 1998 году он встретился со свидетелем тех событий — писателем Гюнтер Нитш из Чикаго. После чего правительство Германии передало протоколы допросов очевидцев и участников трагедии еврейской общине Калининградской области. Мы делали здесь все вместе. Кто больше, кто меньше — сказать невозможно. Помнить о пережитом кошмаре призывают поднятые к небу женские руки. Именно так увидел трагедию Холокоста скульптор Франк Майслер. Лица погибших изображены на гранитных стелах, обрамляющих монумент. На памятнике лишь лагерные номера, а вот на пирамиде постепенно появляются фамилии жертв.
И самое страшное, что до сих пор нет полного списка погибших в этой трагедии. У нас есть коллега, который занимается установлением и идентификацией имен, чтобы мы могли как можно больше установить жертв трагедии. Обращу ваше внимание на две нижние таблички. Махча и Рухча Мильнер.
В справке говорится, что Штутхоф был «лагерем для гражданских военных и заключенных». Кто находился в концлагере за колючей проволокой, под охраной, тот и есть заключенный, не заключенные в концлагере — только охранники и комендатура. Что за зверь такой «гражданские военные», пусть объясняют псевдоисторики-реконструкторы.
Руководитель «Холокост-шоу» Симонова, хоть и называет себя кандидатом исторических наук, не знает, что у Штутхофа было 66 филиалов по всему Данцигскому району и Восточной Пруссии. В описании Симоновой и ее камерадов Штутхоф — место, где да, были жестокие условия содержания, на узниках ставились медицинские опыты, но ничего страшного в остальном якобы не происходило… Этим калининградцам стыдно не знать, что Штутхоф был крупнейшим центром рабского труда заключенных, местом казней «врагов рейха» по всей Померании и Восточной Пруссии. С лета 1944 года в Штутхоф стали пригонять узников из концлагерей в республиках Прибалтики, восточной Польши, граждан других стран Европы. Значительную часть в тех эшелонах составляли евреи, так что Штутхоф стал еще одним центром Холокоста, пусть и не таким огромным, как Собибор, Треблинка или Биркенау. Мемориал в Штутхофе, крематорий. Иллюстрация: Twitter. К чему этот пассаж в справке: «В середине января 1945 года концлагерь был отрезан от Кёнигсберга внезапным наступлением советских войск»?
И причем здесь Кенисгберг? Если у «марша смерти» была цель только уничтожить узников в Кенигсберге, то в СС сидели полные идиоты. Куда логичнее было бы согнать узников в концлагеря в Германии, где были газовые камеры, к примеру, в Равенсбрюк или Маутхаузен. Вплоть до 9 мая 1945 года в Германии работали центры массового умерщвления угарным газом. Туда направляли на убийство узников тех концлагерей, где не было газовых камер. Например, пока в женском концлагере Равенсбрюк не появилась своя газовая камера, узниц Равенсбрюка увозили в ближайшие к концлагерю центры, там же и сжигали в крематориях. Ничто не мешало узников Штутхофа массово умертвить в самом Штутхофе.
В Штутхофе была небольшая газовая камера, где людей убивали «Циклоном Б», ставили опыты с отравлением горчичным газом. Концлагерь спокойно уничтожал людей до мая 1945 года. Организаторы «Холокост-шоу» так и не смогли объяснить, зачем эсэсовцы гнали тысячи узников более ста километров пешком с запада на восток, постоянно рискуя попасть в клещи Красной Армии. Обычно маршруты «маршей смерти» из концлагерей были в обратном направлении — с освобождаемого от нацистов востока на еще занятый гитлеровцами запад. Так в январе 1945 года узников Аушвица-Биркенау погнали в Германию, в лагеря Гросс-Розен, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Бухенвальд, Маутхаузен… В 1944 году в в Аушвиц пришел эшелон из переставшего существовать к тому времени концлагеря Майданек, Майданек находился восточнее Аушвица.
Под Калининградом почтили память жертв нацистов – «Марш смерти»
c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_press-reliz_ 1 февраля в Янтарном пройдет траурное мероприятие, посвященное 70-летию «Марша смерти» — убийства нацистами узников концлагеря Штуттхоф. губернатор Антон Алиханов, прошли путь 12 километров от развилки в поселке Круглово до поселка Янтарный, следуя маршруту. 5 февраля 2017 г. в поселке Янтарный Еврейская община г. Калининграда организовала поминальную церемонию, посвящённую 72-й годовщине Марша смерти. В Янтарном в память о трагедии, произошедшей в ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года, провели митинг у памятника «Жертвам марша смерти под Кёнигсбергом». 31 января в Янтарном прошел традиционный траурный митинг, посвященный памяти жертв чудовищного преступления нацистов, известного в истории как «Марш Смерти».