15 марта стало известно о смерти Александра Ширвиндта, об этом рассказал нынешний худрук Театра Сатиры Сергей Газаров.
Думали, будет жить вечно: Россия простилась с Александром Ширвиндтом
Глава династии Александр Анатольевич Ширвиндт называет себя «российским интеллигентом еврейской национальности с немецкими корнями». В последние годы Александр Ширвиндт совмещает актёрскую карьеру и руководство театром с литературной деятельностью. Александр Ширвиндт – народный артист, актер кино и театра, режиссер театра, профессор, сценарист и телеведущий. Александр Ширвиндт. Дата рождения: 19 июля, 1934. Актер, Режиссер, Сценарист, Актер дубляжа. В 1970 году Александр Ширвиндт уходит из театра на Малой Бронной. 15 марта 2024 года скончался президент Театра сатиры, народный артист России Александр Ширвиндт. Печальную новость сообщил художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров.
«Страшно умирать постепенно». Памяти Александра Ширвиндта
В Москве 15 марта умер художественный руководитель столичного академического театра сатиры, народный артист России Александр Ширвиндт. С 1957 года Александр Ширвиндт женат на архитекторе Наталье Белоусовой. Подробная биография Александра Ширвиндта на портале «RUS ». Да, Ширвиндт в предлагаемых обстоятельствах. В «Вокзале для двоих» Рязанов просто назвал его Александром Анатольевичем, спешите любить и жаловать. С 1957 года Александр Ширвиндт женат на архитекторе Наталье Белоусовой.
Умер Александр Ширвиндт
Похоронили спустя месяц. Звёзды театра и кино простились с Александром Ширвиндтом: репортаж | Художественный руководитель "Московского академического театра сатиры" Александр Ширвиндт. |
Что известно о состоянии здоровья артиста Александра Ширвиндта - Толк 19.07.2022 | Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог, писатель Александр Ширвиндт умер 15 марта в больнице. |
Умер Александр Ширвиндт | Александр и Наталия Ширвиндты состоят в браке уже больше 60 лет. |
Ширвиндт, Александр Анатольевич — Википедия | Сегодня коллеги и зрители прощаются с народным артистом России Александром Ширвиндтом. |
Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
Зато талант клоуна проявился с первого класса. Потому что предки звезды по папиной линии из Пруссии, города Ширвиндт, где была еврейская община. Саша родился в Москве, в июле 1934 года. В семье скрипача Большого театра Теодора Гдальевича Ширвиндта, поменявшего немецкие имя и отчество на Анатолия Густавовича, и главного редактора концертного отдела Московской филармонии и Раисы Самойловны, в девичестве Кобыливкер. Жили в центре в девятикомнатной квартире, где обитали еще шесть семей. Я ребенок поздний. Когда появился, маме и папе было по 38.
У них была дочь Сусанна, но она прожила всего девять лет. И они вынуждены были родить что-то еще — и получился я. Бабуля и нянька всю жизнь — лет эдак 40 — сидели на кухне нашей коммунальной квартиры нос к носу и язвительно общались. Компромиссов не было. Начиная с национального вопроса и заканчивая верой. С этих дам я и списал потом дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны.
Наташка была очень религиозной. Дома говорила, что мы идем на прогулку, а сама тащила меня в храм. В церквушке в переулках Старого Арбата я провел почти все детство до школы.
С позапрошлого года Ширвинднт находится на посту директора Московского академического театра сатиры, где раньше работал худруком, а еще раньше - актером. На сцене театра, как и в кино, он почти не появляется, хотя не так давно его задействовали в спектакле «Где мы?! В июне звезда удостоилась премии «Ника» «за честь и достоинство». Летом прошлого года Ширвиндту поставили диагноз стенокардия.
Эта комната так и осталась за ним. И только спустя годы они переехали в свою благоустроенную квартиру в высотке. Любимое времяпровождение за городом у Александра Анатольевича с супругой было в загородном доме 82 кв м — он принадлежит только Наталье Николаевне, так как достался ей от по наследству от деда академика, главного архитектора Москвы. Также у супругов есть две дачи: одна — Натальи Николаевны находится в Новом Иерусалиме, построил ее дедушка , вторая Александра Анатольевича - в Завидово. Наталья Белоусова так говорила о «дальней даче» в Завидово: «Развалюха, но мы ее приобрели в заповеднике для мужа, так как он заядлый рыбак.
В июне звезда удостоилась премии «Ника» «за честь и достоинство». Летом прошлого года Ширвиндту поставили диагноз стенокардия. На мероприятии, посвященном 100-летнему юбилею Московского академического театра сатиры, он едва передвигался. Однако в беседе с агентством помощница Ширвиндта сообщила, что артист чувствует себя хорошо.
Умер актёр Александр Ширвиндт
Церемония прощания с народным артистом РСФСР Александром Ширвиндтом прошла накануне в Театре сатиры в Москве. Прекрасный актёр Александр Ширвиндт покинул этот мир в почтенном возрасте, 89 лет. Печальная новость. Александр Ширвиндт — президент Театра сатиры: биография, интервью, новости и спектакли. Александр Ширвиндт говорит о себе так. Александр Ширвиндт в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости Александр Ширвиндт и Вера Васильева в спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро».
Яркие цитаты Ширвиндта: чем запомнился народный артист
Александр Ширвиндт — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Народный артист РСФСР, президент Театра сатиры Александр Ширвиндт умер в возрасте 89 лет. Александр Ширвиндт: «В 80 сквозить ветерком – подозрительно». в каждом выпуске оживают истории с участием выдающихся деятелей искусства. За свою долгую жизнь Александр Ширвиндт сыграл более 100 ролей в кино. В последние годы Александр Ширвиндт совмещает актёрскую карьеру и руководство театром с литературной деятельностью.
«Захотел успеть обнять тех, кто остался». Последние высказывания Ширвиндта
Вспоминает А. Ширвиндт: «Характер мамы отличался строгостью и — сравнительно с папиным — даже жесткостью. Понастоящему в нашей семье папа был мамой, а мама — папой. Воспитание кнутом и пряником у нас если и практиковалось, то лишь в мягкой форме. Во всяком случае ремнем меня не учили.
Если хотелось от родителей чего-то добиться, я прибегал к уговорам. Одним из самых сильных разочарований детства стал эпизод, когда однажды меня не взяли в кино. Родители собирались на какой-то новый иностранный фильм. Попасть на демонстрацию можно было только избранному кругу.
До сих пор вспоминаю ту истерику, которую закатил маме и папе, когда они уходили из дома. Обычно в таких случаях моих воплей они не выдерживали — ломались. Я и тут был настолько уверен, что в конце концов их дожму, что кричал, а сам думал: «Ну сейчас еще немножко — и скажут: «Ладно, одевайся! Я же орал на весь Скатертный переулок…» Как и положено в интеллигентных семьях, родители очень хотели, чтобы чадо пошло по их стопам.
Больше всего этого хотел Ширвиндт-старший, который спал и видел, как его сын станет скрипачом и достигнет гораздо больших успехов на этом поприще, чем он сам. Однако Александр этого не хотел. Поэтому всеми силами сопротивлялся отцовскому диктату. Чаще всего это выглядело следующим образом.
Отец приходил домой с работы и, если заставал сына, немедленно заставлял его приниматься за гаммы. Предварительно он закрывал дверь в коридор на ключ, чтобы у сына не возникло желание улизнуть от обязательного ритуала. Но Александр был хитрее своего отца. Он брал в руки скрипку и смычок, якобы подчиняясь воле родителя.
Едва же отец расслаблялся, сын начинал канючить: «Пап, я в туалет хочу». Отец, естественно, не был извергом и открывал заветную дверь. На этом занятия и заканчивались. Александр запирался в туалете и мужественно держал оборону за закрытыми дверями.
В такие моменты часть соседей горячо поддерживала Ширвиндта-младшего, но не потому, что любили мальчика: просто слушать его скрипичные пассажи было выше всяких человеческих сил. Но часть коммуналки принимала сторону Ширвиндта-старшего. Особенно усердствовали в этом те из них, кто мучился мочевым пузырем. Они барабанили в дверь кулаком и требовали немедленно освободить коммунальное помещение.
Игнорировать их просьбы мальчик, естественно, не мог. В семь лет Александра отдали в музыкальную школу, видимо, рассчитывая, что тамошние учителя смогут справиться с патологической нелюбовью сына к гаммам. Но все было тщетно. Мальчик проучился там пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден».
Не лучшим образом обстояли дела Александра и в средней школе. Он учился в 110-й школе — самой знаменитой в Москве, — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником.
Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом: «Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же? После этого меня в пример никогда больше не ставили. Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно.
Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Лемешеву или Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми? А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество. Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом.
Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…» Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Ширвиндт посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс. Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом.
Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе силы отказать во внимании такому парню. Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом. Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях — две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой.
Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках. В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой — с катком. Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих.
Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой. Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал.
Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли… Если я спрашивал «куда пойдем? Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки.
К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой. Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике. В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол.
К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями. К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить. Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик.
Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках. В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера.
Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался.
В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом».
Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола.
RU звездный юрист Андрей Марочкин. И, кстати говоря, он любил шутить и на тему ненужного богатства и роскоши. Один мой знакомый, чуть моложе меня, но уже с четырьмя инфарктами и одышкой, построил дом, шесть лет в нём живет и никогда не был на втором этаже — не может подняться. А у него их четыре.
Другой сосед построил трехэтажный дом — значит этому нужно еще выше. Это психология абсолютной неподготовленности к богатству. Еще однажды Александр Ширвиндт решил всем напомнить о том, что человек — существо адаптивное и выносливое и ко многому привыкает. Золотые унитазы — это уже перебор. И кому, как не советскому человеку, это понимать. И еще Ширвиндт как-то признался, что у него нет тяги к роскоши и отдыхать он предпочитает исключительно в России.
Даже на то, что сыграем спектакль наш 3 апреля… Спасибо Вам большое дорогой, любимый. За годы общения, за роли, встречи, работу, за шанс, за… За многое спасибо… Буду помнить… Журналист и телекритик Арина Бородина: Теперь не осталось никого. Светлая память. Александр Ширвиндт — пример правильного и интеллигентного человека. Спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой : Не могу и не хочу в это верить. Александр Анатольевич олицетворял собой великую, убедительную силу жизни. Он был совершенно неповторимым человеком, уникальным. Он был символом убедительности жизни и на сцене, и на телевидении, в дружбе и любви.
Потому что театр существует не только благодаря премьерам и спектаклям, но еще и благодаря тем людям, которые способны создавать атмосферу театральной жизни, ее радостного и неисчерпаемого оптимизма. И в этом смысле Ширвиндт с его замечательной манерой комментирования реальности, в чем всегда было место самоиронии, был, конечно же, знаком нескольких поколений какого-то невероятного блеска закулисья, блеска околотеатрального быта, в котором места для проявления таланта не меньше, чем на сцене. Его герой — чуть-чуть усталый, печальный, ироничный, умный — был так необходим советскому кино 1970-х, начала 1980-х годов. Потому что это кладезь мудрости, спокойствия. Для меня он — великий актер. Таких нет, могу сказать точно. Его стиль, его эстетика, его вкус, с которым он жил, вызывают огромное уважение. Ему хочется подражать, но уже такого не будет, к сожалению.
Поэтому в ситуациях, когда я с кем-то не согласен, когда я возмущен, затыкаю себе рот курительной трубкой и глубокомысленно и иронично киваю, киваю, киваю. Со стороны и не поймешь, что я там действительно думаю». Довольно умелые, да. Но чтобы сказать, что где-то было такое откровение, прозрение, снизошедшее оттуда. Никогда не было».
Так я — вот он. Я тоже люблю, чтоб было тихо, мирно, а своим чтоб было сытно и уютно. Так что я слуга, и более никто». Поэтому в ситуациях, когда я с кем-то не согласен, когда я возмущен, затыкаю себе рот курительной трубкой и глубокомысленно и иронично киваю, киваю, киваю… Со стороны и не поймешь, что я там действительно думаю». О театре «Вот эти разговоры о том, что театр — это кафедра, второй университет, это же какая-то такая хрестоматийная лабуда, какой там университет.
Это все-таки, если говорить совсем цинично, это, так или иначе, это какая-то сфера обслуживания. Ну, в меру она должна быть интеллигентна, культурна, завлекательна, хотелось бы, чтобы была талантливая, ну, вот и все». Об актерах «С ужасом, завистью и состраданием смотрю на многих моих любимых коллег и учеников, круглосуточно мелькающих во всех сериалах, конкурсах, тусовках и рекламах. Откуда берутся силы, время и потенция?