«Офицеры» — любимый несколькими поколениями советский художественный фильм, поставленный на Киностудии имени М. Горького в 1971 году режиссером Владимиром Роговым.
В роли Ивана Вараввы
- Фильму «Офицеры» — 50 лет: как сложились судьбы актеров легендарной советской киноленты |
- В роли Ивана Вараввы
- Ровно 50 лет назад вышла легендарная картина «Офицеры». Новости. Первый канал
- Георгий Юматов — Алексей Трофимов
- Содержание
- За кадром фильма «Офицеры»: Как Юматов едва не сорвал съемки, а Лановой отказывался от своей роли
45 лет "Офицерам": факты о легендарном фильме Владимира Рогового
Существует предположение, что одна из самых известных пролетарских песен родилась «под впечатлением» от вальса Василия Беккера «Царица бала», созданного в конце ХIX столетия. Кроме марша «Прощальная комсомольская», они написали музыку к «Трем танкистам», «Москве майской» и многим другим песням, которые знали все. Исаковский же вспоминал, что на создание текста к «Прощальной» его вдохновил кинематограф — картина Льва Арнштама «Подруги» 1935 о санитарках рабочего отряда с Зоей Федоровой и Яниной Жеймо. В 1974-м собственную версию этой песни обнародовал француз Серж Генсбур — он спел ее на русском языке. Ее исполнил Владимир Златоустовский — второй режиссер, которому также досталась роль майора Гаврилова, адъютанта генерала Вараввы.
Создатели фильма — бывшие фронтовики с опаленными страшной войной судьбами: сценарист Борис Васильев, режиссеры Владимир Роговой и Кирилл Рапопорт, актер Георгий Юматов. Для современной молодежи знакомство с такими шедеврами отечественного кинематографа имеет огромное значение. У молодого поколения только начинает формироваться гражданско-патриотическая позиция и умение отличать истинные человеческие ценности от ложных. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: научить детей ценить и любить свою Родину, зная и понимая ее сложную, порой трагическую историю.
Мне срочно понадобилось пройти мимо выхода. Миновать его и не получить пулю — почти невозможно. Что делать? Я знал, что снайперская винтовка укреплена на подставке и упирается в плечо снайпера. После выстрела она, хочешь не хочешь, немного смещается, и ее приходится каждый раз возвращать в исходную позицию. Знаю, что у снайпера на поправку прицела уходит пять-шесть, максимум десять секунд. Снимаю с головы фуражку и бросаю в простреливаемый выход из окопа.
Снайпер спустил курок. И когда я увидел, что пулька ударилась в тыловую часть окопа, кинулся бегом через опасную зону. Да еще успел послать снайперу воздушный поцелуй! Для подобных выходок надо быть молодым. Очень молодым! Мне было 22 года. После этого "циркового" номера самоуверенно написал матери: "Меня не убьют!
Пригород города Гольдапа. Сидим с ординарцем в двухэтажном доме, налаживаем связь. Толком не осознавая, почему я это делаю, забираю рацию и говорю: "Пойдем отсюда. Здесь будет что-то нехорошее. Я почувствовал. Вышли из дома, отошли метров на сто, закурили. Через 30 минут дом взлетает на воздух.
И после этого случая писал матери: "Мама, меня не убьют! Настоящие фронтовики редко говорят о героизме, они больше говорят о том, что они влюблялись в людей, у которых была общая задача, общая идея, что прощали все обиды, огрехи со стороны государства и личностей, которые нами командовали, во имя высокой идеи, шли вперед, они боролись за родину без всякой политики. Эти люди не могут сейчас возвышенно говорить и вспоминать о войне. Когда закончилась война, мне было 22 года, и мы были убеждены, что мы завоевали рай. Диву даешься! Я понять не могу, я не экономист, не математик, но я не могу понять истинную причину падения нашей родины. Я сохранил в себе гордость за ту победу, горжусь своими наградами и офицерским званием, благодарю армию, которая меня воспитала.
Я не знаю, что бы со мной было — я остался один, без родителей, в 14 лет. Меня армия сформировала. Но печаль портит этот праздник. Если кому-то за границей говоришь, что мы — ветераны войны, да еще народные артисты СССР, — получаем ниже прожиточного минимума, никто не верит. Мы, фронтовики, иногда собираемся, нас осталось очень мало, выпиваем рюмку-две и некоторые плачут от того, что потеряно то горделивое, что мы испытали во время войны. Очень жалко. То, что я патриот своей родины хотя патриот тоже плохое слово , что я люблю свою родину, я это доказал своей жизнью.
Конечно, были смешные случаи. Первую медаль я получил за взятие "языка". Я взял со сбитого самолета офицера и привел его в штаб. А вторая медаль связана с юмором. У меня плохо с желудком стало, и я попросил командира бригады остановиться, чтобы мне в кусты пойти. А у нас были очень плохие карты. Вот у немцев был Верхний Хорст и Нижний Хорст.
А у нас просто написано: "Хорст". Где там немцы? И мы попали почти в расположение немцев. Выбрались оттуда, и мне стало, может быть, на нервной почве, плохо. Он говорит: "Иди, только быстрее". Я, извините, пошел в кусты, все справил почти что. Вдруг вижу, в глубокой лощине, по тропе, идут немцы.
Причем, впереди вооруженный немец, а за ним цепочка, без ремней. И я сразу понял, что это гауптвахта, что эта тропинка скрывается за поворотом, где они все скрываются. И надо же было так, что одному захотелось по маленькому. Один немец остановился, и стал выполнять свои физиологические потребности. А я уже почти застегнул штаны, которые держал левой рукой, а правой держал парабеллум. Я свистнул. Он, продолжая делать свои дела, обернулся и увидел меня.
Я тогда отпустил штаны, они чуть сползли, и левой рукой я показал, ничего громко говорить не стал, а пистолет держу. Он поднял руки и пошел на меня. И я его так довел. Оказалось, что этот "язык" нам дал очень интересные, толковые данные. Во-первых, что неправильная карта наша. Уже за одно это мне надо давать медаль. У летчиков были точные карты, а у нас… В результате, генералы и наш командир бригады, Синицын Александр Федорович, решили наградить меня медалью "За отвагу".
Я очень грожусь этим. Были еще смешные случаи, которые никогда не рассказывают. Ведь болтуны, который нацепили себе медали разные народ же не понимает ничего , которые и по возрасту не подходят, они же никогда не будут говорить о трусости, об испуге, они же говорят только о героизме. А те, кто был на "передке", никогда не говорят о героизме, а говорят о ранении, о полученном письме от любимой женщины или о героизме другого. Так вот я вам расскажу про страх, который я испытал. Перед тем, как идти вперед, мы обстреливали определенные по карте зоны. И каждый знал свои воронки.
И когда шли войска вперед, выделяли офицеров, которые проверяли коэффициент полезного попадания. Мы пошли с одним капитаном, а я еще был лейтенантиком. Это было в Финляндии.
За время проката картину посмотрели свыше 53 миллионов зрителей.
Картина стала дебютом для Владимира Рогового. Президент присвоил актёру Василию Лановому звание Героя Труда Легендарный фильм, впоследствии вошедший в Золотой фонд советского кинематографа, снимался на территории всей страны: в Москве и Подмосковье, Твери, Севастополе и Ашхабаде.
Пугачева и Лановой на концерте в честь 45-летия фильма «Офицеры»
Всего же за три года войны Георгий несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул, обморозил руки. Как у большинства талантливых людей, актерская карьера Георгия Юматова началась нежданно-негаданно. В 1946 году, после случайной встречи, знаменитый кинорежиссер Григорий Александров пригласил "фактурного морячка" сыграть крошечную роль улыбающегося помощника гримера, который появляется в дверях всего на пару секунд с одной лишь фразой: "Разрешите? Вот так "элегантно и тактично", "вежливо попросив разрешение", с легкой руки Александрова и попал Георгий Юматов в советское кино. В том же году вновь испеченный актер записал на свой счёт ещё два эпизода: в фильме "Рядовой Александр Матросов" он сыграл солдата и в "Иване Грозном" - монаха. Такое возможно только или в сказке, или в кино. В тот год он набирал свой первый курс. Там молодой талант сразу же ввели в спектакль "Дети Ванюшина". Вот так и стал звездой бывший юнга и отчаянный храбрец, носивший форму только потому, что "больше нечего было надеть", и не знавший, чем бы ему заняться после войны.
А потом пошло-поехало: "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Три встречи" - за два года пять фильмов, большинство из которых критики сразу же окрестили "эпохальными". Вообще в конце 1940-х - начале 1950-х годов актер снимался как минимум в двух, а то и в трех-четырех картинах ежегодно. Блестяще созданный образ Баландина в историко-биографической киноленте "Вихри враждебные", параллельно успешно сыгранная роль воспитанника адмирала Ушакова Виктора Ермолаева в исторической дилогии "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы", главная роль казака Сашко Козыря в картине "Герои Шипки". Известность к актеру пришла в 1956 году с выходом на экраны фильмов "Разные судьбы", поставленного Леонидом Луковым, и "Они были первыми", снятого Юрием Егоровым. Георгий Юматов боготворил кино, обожал съемки, души не чаял в съемочной площадке. Главная роль предельно искреннего Веньки Малышева, честным словом поручившегося за жизнь сдавшегося в плен казачьего атамана Лазаря Баукина, и покончившего жизнь самоубийством в финале фильма "Жестокость", поставленного Владимиром Скуйбиным по одноименной повести Павла Нилина, буквально прославила Георгия Юматова. На пике своей популярности Георгий Юматов почувствовал, что "роли, достойной соперничать с "Жестокостью", ему не предлагают, а все другие только "в этом плане". Какое-то время актер испугался, что играя их, он "примелькается" и не только не откроет для себя ничего нового, но и потеряет найденное "старое".
Он решил изменить актёрское амплуа и стал играть характерные роли. Маленькая роль смешного и чудаковатого солдатика - "графа" в фильме Лукова "Две жизни", постоянно лузгающего семечки, больше всего боящегося, "как бы не обмишуриться", и после низвержения царя сразу же записавшегося во все партии - и кадетов, и меньшевиков, и анархистов, ведь неизвестно, каким путем все обернется. Немного неожиданная для Георгия Юматова, сыгранная "на нерве", сложная роль жулика Николая Хромова в "Порожнем рейсе", любившего урвать для себя, и в то же время в минуту опасности спасшего жизнь журналисту, который вез "материал" на него, "отрицательного" Хромова... И в этих неожиданных поворотах жизни героя для актера были и притягательность, и радостное удовлетворение своей профессией. В начале 80-х годов один за другим на широкий экран вышли сразу три фильма: "Петровка, 38", "Огарёва, 6" и "ТАСС уполномочен заявить", где у Георгия Юматова были последние крупные киноработы, в которых он сумел по-настоящему блеснуть своим талантом: полковник Садчиков в детективной дилогии "Петровка, 38" и "Огарева, 6" и Айвен Белью в многосерийном телефильме "ТАСС уполномочен заявить... Как-то Возле его могилы сторожа Ваганьковского кладбища часто видят своры бездомных дворняжек. Других близких у него не осталось... Евгения Яковлевич Весник 15 января 1923 , Петроград — 10 апреля 2009 , Москва сыграл в фильме "Офицеры" роль фельдшера.
В 1941-1945 гг. Евгений Весник участвовал в Великой Отечественной войне младший лейтенант, командир огневого взвода 1-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады. Был награждён двумя медалями «За отвагу», орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени. Я воевал за свою Родину и за светлую память о моих родителях. Ушел на войну романтически настроенным юнцом, фантазером. Когда вспоминаю войну — вспоминаю добрых, смелых, душевно красивых людей; вспоминаю все, что связано с юмором, дружбой, взаимовыручкой, добром, любовью… Настал день отправки на фронт. Никто из нас не знал, куда мы едем. Знали день погрузки, знали, кто в каком вагоне едет, знали все, кроме направления.
И командир бригады не знал, полная секретность. Нас разместили по вагонам: офицеры в одних, солдаты в других, на платформах пушки, прикрытые брезентом. Добрались до города Олонец. Стало ясно, что мы на Карело-Финском будем форсировать реку Свирь. Вот она — настоящая война. Мы — на одном берегу, финны — на другом. Видим друг друга в бинокль, а иной раз и без него. Когда бой?
Никто не знает. Командование договаривается с противником, и мы на недельном курорте! С согласия противоположной стороны мы выходили на берег и с 6 до 7 утра мылись, проводили физзарядку под музыку, звучавшую из репродуктора, играли в футбол и волейбол. То же самое делали финны с 7 до 8 утра. Райская неделя кончилась, прошло несколько дней. И рано-рано утром — два часа беспрерывного артиллерийского огня и авиационной бомбардировки. Раскалившиеся стволы орудий, гул сотен самолетов, беспрерывные команды "Огонь! Смерчи разрывов на том берегу, языки пламени "катюш".
В этом давящем грохочущем ужасе чувствуешь себя козявочкой. Чуть побольше, когда идешь вперед на врага, и совсем маленькой козявочкой, когда драпаешь назад. Наблюдая теперь наших ветеранов, я безошибочно определяю не в обиду им будет сказано , где каждый из них находился во время войны. Те, которые кричат в очередях, на митингах, носят злобные транспаранты во время шумных уличных шествий по любому поводу, постоянно болтают о героизме, патриотизме, — на передовой не были, не прошли через настоящее пекло. Те, которые скромно, с грустью вспоминают погибших однополчан, вспоминают с восторгом своих самых дорогих командиров, друзей, как правило, нюхнули жару, но были чаще всего между фронтом и тылом. А вот тот, кто был в настоящих переделках, вспоминает героические поступки других, а о себе, стесняясь, рассказывает только что-нибудь смешное или, например, о том, как плакал над письмами любимой девушки, о том, как где-то испугался, даже трусливо дрожал, кто иногда с уважением говорит о профессионализме врага — вот тот, действительно, варился в страшном котле под названием ВОЙНА, которую называют кому как хочется — справедливой или наоборот… Только нюхнувшие запах беспощадной войны говорят мало, они не хотят даже вспоминать войну или говорить о ее возникновении вновь. Поэтому, собравшись на встречу, настоящие фронтовики предпочитают говорить о любимых, петь песни и плакать, поминая убитых друзей. Поэтому истинные фронтовики ищут возможностей был полезными обществу и семье, заниматься делом, стараются быть примером детям и внукам.
Они многое хотят делать и делают. Из каждого окопа — выход в сторону противника. Выход из окопа, о котором речь, простреливался немецким снайпером. И лежало там два трупа, которые из-за этого снайпера не могли убрать. Мне срочно понадобилось пройти мимо выхода. Миновать его и не получить пулю — почти невозможно. Что делать? Я знал, что снайперская винтовка укреплена на подставке и упирается в плечо снайпера.
После выстрела она, хочешь не хочешь, немного смещается, и ее приходится каждый раз возвращать в исходную позицию. Знаю, что у снайпера на поправку прицела уходит пять-шесть, максимум десять секунд. Снимаю с головы фуражку и бросаю в простреливаемый выход из окопа. Снайпер спустил курок. И когда я увидел, что пулька ударилась в тыловую часть окопа, кинулся бегом через опасную зону. Да еще успел послать снайперу воздушный поцелуй! Для подобных выходок надо быть молодым. Очень молодым!
В 2013 году по инициативе министра обороны Сергея Шойгу в Москве, на Фрунзенской набережной, установили памятник военным династиям. Персонажи его — не исторические личности, а герои фильма «Офицеры». В бронзе увековечили пронзительную финальную сцену: Иван Варавва и семья Трофимовых встречаются спустя 20 лет.
Кинолента режиссёра Владимира Рогового по сценарию Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта вышла на экраны в далёком 1971 году и своей искренностью мгновенно завоевала сердца миллионов людей. Два друга: Иван Варавва в исполнении Василия Ланового и Алексей Трофимов актёр - Георгий Юматов , профессия и жизненное кредо которых - Родину защищать, и жена Алексея Люба Алина Покровская - главные персонажи киноленты «Офицеры», своего рода - отображение целой эпохи, символы Порядочности, Достоинства и Благородства. Сын Любы и Алексея - Егор актёр Александр Воеводин и внук Иван — та связующая сила и невероятная мощь поколений, из которых и складывается Родина и весь Мир... Музыкальная композиция, как и весь фильм, оставили неизгладимый отпечаток в сердце каждого человека. Как без киноленты «Офицеры» в эфире центральных телеканалов страны не обходится ни один патриотический праздник, так и без песни «Вечный огонь» невозможно представить ни одно памятное событие. В процессе концерта, когда на огромном Кремлёвском экране мелькали кадры из любимого фильма, актёры вспоминали моменты съёмок, звучали песни и стихи, посвящённные Родине, Мужеству, Чести, Верной Дружбе и Искренней Любви, ни раз и ни два на глазах проступали трепетные, трогательные слёзы. Слёзы сожаления о тех испытаниях, которые выпали на долю нашей Родины, её сыновей и дочерей.... Слёзы Гордости за свою Страну и её Героев!
Поводом стали обращения от граждан, присутствовавших на показе кинокартины, которые заметили признаки русофобии и попытку британских кинодеятелей внести раскол в российское общество, столкнув русский и еврейский народы. Публикуем текст обращения: «3 сентября в киноцентре «Октябрь» г. Москва, ул. Новый Арбат, д. Судный день» Великобритания, режиссер Гай Наттив, хрон. С 7 сентября начинается широкий прокат данного фильма в кинотеатрах России. К нам поступило обращение от граждан, присутствовавших на данном показе, которые отметили неприкрытый русофобский контекст данного пропагандистского продукта британской киноиндустрии, попытку английских сценаристов и режиссеров внести раскол в российское общество, в том числе по этническому и религиозному принципу, столкнуть русский и еврейский народы. Мониторинг сети интернет также показал наличие в СМИ публикаций, авторы которых возмущены данным фильмом.
В роли Ивана Вараввы
- Памяти Василия Ланового: в Ростове показали фильм «Офицеры»
- Офицеры (1971) - Новости - советские фильмы - Кино-Театр.Ру
- Офицеры (1971). Как снимали фильм.
- Фильм на все времена: как снимали «Офицеров» и на какие жертвы пришлось пойти актерам
- В Зюзино прошел показ фильма «Офицеры» | МОЙ РАЙON
- "Волонтёры Победы" организовали показ фильма "Офицеры" в память об актёре Лановом
Есть такая профессия... Непростая судьба фильма «Офицеры» и его актеров
Зрители тепло приветствовали исполнителей главных ролей в фильме «Офицеры» – народную артистку России Алину Покровскую и заслуженного артиста России Александра Воеводина. Комедия. Современная интерпретация известного фильма про удивительное сходство уголовника и детского воспитателя. Роль Вани Трофимова в фильме «Офицеры» в младенческом возрасте досталась Володе Селиванову совершенно случайно: съемочная группа долго искала младенца у знакомых мам. Исключительный случай в советском кино – фильму «Офицеры» позволили сделать повторную премьеру в самое лучшее для проката время.
50 лет спустя: как сложились судьбы актеров из фильма «Офицеры»
В рамках фестиваля «В кадре – Победа» школьникам показали фильм «Офицеры» | Желаем всем приятного просмотра и отличного настроения! Кино для всей семьи. |
«От героев былых времён не осталось имён» – фильму «Офицеры» 50 лет - Лента новостей Крыма | Только после того, как «Офицеров» посмотрел Леонид Брежнев, и устроили повторную премьеру фильма, показ прошел при полном аншлаге. |
Фронтовики, создававшие фильм «Офицеры»
Показом киноленты «Офицеры» официально открылся Год российского кино в болгарском городе Самоков. Художественный фильм «Офицеры» был снят на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени го в 1971 году режиссером Владимиром Роговым. Основная идея ему виделась такой: «Нужен фильм о жене офицера — в основе, и двое героев рядом». И всё же уже много лет фильм "Офицеры" уверенно входит в пятёрку самых любимых зрителями советских военных картин. Смотрите видео на тему «Офицеры Фильм 2023» в TikTok. Полвека назад в полупустом зале московского кинотеатра «Россия» состоялась тихая премьера фильма «Офицеры».
Сыгравший Ванечку в «Офицерах» актёр Андрей Громов стал генконсулом России в Болгарии
Основная идея ему виделась такой: «Нужен фильм о жене офицера — в основе, и двое героев рядом». Кадр из фильма «Офицеры», режиссёр Владимир Роговой, 1971 год. На что мальчик-актер из фильма «Офицеры» променял карьеру в кино. Как и каждый любимый зрителями фильм, «Офицеры» смотрели и пересматривали множество раз. Какие эпизоды в фильме “Офицеры” подверглись цензуре?
Новости по теме: фильм Офицеры
При этом игнорируется исторический факт, что именно СССР стоял у истоков создания Израиля как государства, а дипломатические отношения между СССР и Израилем были разорваны лишь после израильской агрессии 1967 года, когда Тель-Авив внезапно атаковал своих соседей, нарушив все нормы международного права. В киноленте также присутствуют исторические искажения. Например, в одном из сюжетов героиня Г. Меир 1898 г.
Киссинджеру историю из своего раннего детства, прошедшего якобы на Украине, и про некие зверства «казаков», хотя все знают, что никакой Украины на тот момент не было, она фактически была создана большевиками после революции 1917 года. История самой же Великобритании знает немало позорных страниц по отношению к еврейскому народу, начиная с еврейского погрома в Йорке 1190 года и заканчивая массовыми еврейскими погромами в Глазго и Ливерпуле в 1947 года. Поэтому особенно цинично выглядит попытка через подобные фильмы внести раздор между русскими и евреями.
Ни у кого нет сомнений о невозможности кинопроката или даже просто публичного показа в современной Великобритании, например, кинофильма производства России, если бы в нем присутствовали похожие манипуляции историческими фактами, наносящие ущерб репутации и согласию британского общества.
С приветствием к собравшимся обратились председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок, ректор Театрального института имени Б. Щукина, народный артист России Евгений Князев. Зрители тепло приветствовали исполнителей главных ролей в фильме «Офицеры» — народную артистку России Алину Покровскую и заслуженного артиста России Александра Воеводина. В концерте приняли участие звёзды российского кино и эстрады, прославленные музыкальные и хореографические коллективы. Балетная группа ансамбля исполнила хореографическую композицию, посвящённую подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.
Фраза «Есть такая профессия — Родину защищать» тут же стала крылатой, а фильм — культовым. Такой успех вряд ли был бы возможен без участия актеров, исполнивших главные роли, — Георгия Юматова, Василия Ланового и Алины Покровской. Однако зрителям вряд ли известно о том, что съемки находились на грани срыва, а причиной этого были всеми любимые актеры. Он же был автором знаменитой фразы, ставшей лейтмотивом всей жизни двух друзей-офицеров Алексея Трофимова Георгий Юматов и Ивана Вараввы Василий Лановой. Однако фильм вышел далеко за пределы первоначального замысла, став целой летописью жизни трех поколений офицеров, для которых понятия дружбы, долга и чести — превыше всего. Алина Покровская в роли Любы Трофимовой Фото: kino-teatr. Режиссер отдал предпочтение Ларисе Лужиной, но она не смогла сниматься, так как ждала ребенка. Тогда с гастролей вызвали 30-летнюю Алину Покровскую, которой предстояло на экране прожить жизнь своей героини с 17 лет и до старости. Съемки начали «с конца», и в первой же сцене ей предложили сыграть Любу в зрелом возрасте. Она очень волновалась, но все же справилась с задачей. Но режиссер никак не мог найти «настоящих» офицеров.
Фото: Кадр из фильма На большой экран он вышел в 1971 году, 52 года назад. Но никогда о нем не говорили так, как сегодня. Никогда «Офицеры» не входили в топ, в тренд лучших фильмов о Великой Отечественной. Потому что были «Два бойца», «Баллада о солдате», «Отец солдата», «Освобождение», «…А зори здесь тихие», «Восхождение», «В бой идут одни «старики», «Иди и смотри»… Но в наше время главным фильмом о войне стали «Офицеры». Как это случилось? Он ведь неровный, отрывочный, фрагментарный. Переходы из одного времени в другое, от одной войны к другой, рваные, если говорить языком кино — монтажные, когда видны склейки, ножницы. Да, у нас традиция: 31 декабря обязательно «Ирония судьбы», 1 мая из дня солидарности трудящихся он превратился просто в первые весенние солнечные выходные — «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби»… А 23 февраля, который остался в новой России мужским военным праздником, — «Офицеры». Нельзя сказать, что кто-то там, наверху, во власти указал на «Офицеров» и громогласно постановил: с сегодняшнего дня и навсегда этот фильм будет первым. Нет, само пришло, естественным путем. Да, «есть такая профессия — Родину защищать». Звучит как лозунг дня, что-то самое важное, взятое из Советского Союза, из той, ушедшей навсегда России, родины предков. Такое не забывается. На самом деле это фильм о дружбе, крепкой мужской дружбе. И не между персонажами даже, Иваном Вараввой и Алексеем Трофимовым, которые по ходу сюжета взрослеют, стареют, седеют, из резвых юнцов, скачущих по полям гражданской, становятся боевыми генералами, до конца дней своих влюбленных в свою Любочку, вышедшую замуж за Трофимова, не за Варавву… Но так случилось, что, начав с «Офицеров», Василий Лановой и Георгий Юматов вместе играли и в «Петровке, 38» и в «Огарево, 6» по Юлиану Семенову, служили два товарища. Киношная дружба перешла в жизнь, и, когда с Юматовым, ветераном войны, произошла невыносимая трагедия, Лановой не бросил, не оставил друга. Они и стали братьями — Лановой и Юматов. Не знаю, как уж она сделала выбор между такими мужчинами, сердцу не прикажешь, кто муж, а кто друг, и не в одних красных штанах Трофимова здесь дело. Это и Наталья Рычагова Маша. Так пронзительно сыгранная короткая жизнь — до слез. А здесь роль трагическая и светлая.
Актриса фильма «Офицеры» встретилась с нахимовцами
К слову, в Москве на Фрунзенской набережной в 2013 году открыт памятник героям киноленты «Офицеры». Скульптура воспроизводит одну из сцен фильма — встречу после долгой разлуки боевых товарищей. Увы, ушёл из жизни прекрасный актёр и удивительный человек Георгий Юматов, разумеется, о нём неоднократно вспомнили на юбилее «Офицеров». Актёр так трепетно и честно сыгравший Алексея Трофимова, сам прошёл адское пекло войны - Георгий Юматов отправился на фронт из морской школы, несколько раз был ранен и контужен, участвовал в боях за Новороссийск, Бухарест и Будапешт. Во время съёмок картины актёр настоял, чтоб один из эпизодов снимали именно в той морской школе, из которой он уходил на фронт. Съемки «Офицеров» проходили по всему Советскому Союзу. В подмосковной Рузе снимали сцену китайской переправы, в Твери — финальное шествие танковой колонны, «Офицеров» снимали в Севастополе, Ашхабаде, Москве, в разных уголках нашей необъятной страны, что очень символично, ведь «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой Герой...
Все участники съёмочного процесса, многие из которых были полуодеты, в окровавленных бинтах, стойко переносили трудности, ведь старались, чтобы результат был максимально честный и настоящий, дабы отдать дань памяти и уважения Людям, которые через это прошли: «Погляди на моих бойцов - целый свет помнит их в лицо.
Особенно проникновенно прозвучали стихотворные строки русского поэта Фёдора Тютчева «Накануне годовщины…» в исполнении народной артистки России Ирины Купченко. Ее исполнили заслуженный артист России Александр Маршал, заслуженный артист России Денис Майданов, Сергей Волчков и хор Академического ансамбля песни и пляски войск национальной гвардии Российской Федерации под руководством художественного руководителя и главного дирижёра, народного артиста России, генерал-майора Виктора Елисеева.
Юбилейный концерт был организован АНО «Армия и культура», АНО «Московская дирекция фестивально—концертных проектов авторской песни «Стольный Град» при поддержке Министерства обороны Российской Федерации и Правительства Москвы и при участии Госфильмофонда России, Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, Кремлёвской школы верховой езды. Вскоре российские телезрители смогут увидеть телевизионную версию концерта на Первом канале.
Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Вараввы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих», — говорил Василий Лановой в одном из своих интервью. Художественный фильм «Офицеры» был снят на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1971 году режиссером Владимиром Роговым. Премьера кинокартины в СССР состоялась 26 июля 1971 года, в прокате она собрала более 53 млн.
В свое время съемки в фильме «Офицеры» очень пошатнули успеваемость юного Громова в школе. Мальчик навсегда запомнил слова Василия Ланового о том, что успех в кино — это часто случайность, когда попадается яркая запоминающаяся роль. Сейчас Громов — Генеральный консул России в Болгарии.