Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке. Живут современные потомки древних майя на первый взгляд плоховато.
Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут
Правящий класс майя Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек. Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек. Экономическое развитие племен майя Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием — вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.
Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота — на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды. Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары. Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек.
Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег. Производство соли Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.
Это гениальный ученый, который известен тем, что он дешифровал письмо майя. На самом деле, у Кнорозова задачи были гораздо шире, чем просто дешифровка письма, Юрий Валентинович интересовался работой человеческого мозга и тем, как через понимание его устройства, можно познать эволюцию. Кнорозова интересовал принцип, как самоорганизуется человеческое общество, как оно возникает, почему обезьяны вдруг перестают быть животными и превращаются в организованное сообщество, которое начинает создавать искусственную среду обитания, трансформировать ее. Его сфера интересов и задач была глобальной, а письмо майя на самом деле для него, как он сам читал, это только форма доказательства того, что его рассуждения правильные. До этого была только археология, а это всегда интерпретация и догадка. Тексты дали нам возможность понять, как жили майя, какая у них была религия, система взаимоотношений между городами, как выстраивалась власть… Письмо майя отражает интеллектуальный фон цивилизации. Для сравнения, египтяне и инки использовали письменность для хозяйственных нужд помечали, сколько прибыло верблюдов или лам, сколько убыло. Майя использовали тексты для культурных, политических и религиозных целей. У них нет ни одного текста хозяйственного назначения. О единых законах развития общества Для того чтобы понять, что общего и универсального майя дают современности, можно посмотреть на историю диссертации Кнорозова. Работа строилась на опровержении тезиса Энгельса, а это были советские времена — 1955 год — когда нельзя было пересматривать ничего из того, что говорили классики марксизма. Тем не менее, Кнорозов пошел на это, говоря, что хоть Энгельс и писал, что в Америке не было государственности, это неправда, раз было письмо, значит, была и государственность. Я, конечно, упрощаю, но, в общем, идея была такая. И действительно Кнорозов это доказал, и его работа изменила исследования американистики во всем мире, не только у нас. И тогда ему была присуждена вместо кандидатской сразу докторская степень. Это очень высокий показатель, особенно в гуманитарных науках. Кнорозов показал, что общество индейцев в Северной Америке развивалось абсолютно по тем же законам, как и в Старом Свете. Стало очевидно, что законы развития общества везде одинаковы. Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом. Человеческий коллектив развивается в любой точке Земного шара независимо по одним и тем же законам, и это, конечно, потрясающая вещь, которую Кнорозов подарил миру. И, конечно, его открытие — это большое подспорье для историка, помогающее понять, в чем суть исторических процессов. Скажем, у археологов в Старом Свете существуют понятия "камень", "бронза", "железо". По их логике, без этого цивилизация не развивается. Но Америка не знала никакой бронзы и железа, да, они умели плавить медь и обрабатывать металлы, но это не имело никакого хозяйственного значения. Получается, что даже принципы классификации в истории, которые существовали до тех пор, были неправильными. Оказалось, государственность прекрасно создавалась в Мезоамерике и Андском регионе без железных и бронзовых орудий. Хотя до этого считалось, что это абсолютно необходимые элементы для развития цивилизации. О науке и технологии Общество, для того чтобы выживать, должно развивать науку и технологии. И кстати, это тоже очень важный вопрос. Часто любят говорить твердолобые физики и математики, что наука появилась только в конце XIX-го века, а до этого вообще непонятно, что было. Можно подумать, что какая-нибудь геометрия Лобачевского без Евклида вообще когда-нибудь бы появилась. Это осмысление людьми законов природы. Для того чтобы выжить, надо знать астрономию, уметь считать, понимать сельское хозяйство, медицину и передать эти знания следующим поколениям.
Маленькое племя лакандонов осталось последним бастионом нетронутой культуры своих знаменитых предшественников. Его члены на протяжении многих лет противостояли всем попыткам миссионеров обратить их в христианство. Онисохраняют древние мифы о гигантских жуках, поедающих людей, о ягуарах и змеях, являющихся домашними животными богов, о летающих обезьянах. Несмотря на грозные предания, лакандоны очень миролюбивые люди, им чужда агрессия. У них отсутствуют понятия недоброжелательства и зависти, они не сетуют на бедность и сохраняют всегда свой весёлый нрав. Гостю жители посёлка предоставили хижину и поставили на довольствие, состоящее из маисовых лепёшек и чёрной фасоли. Но по старой традиции племени, еду мог получать лишь тот, кто участвует в общей работе. Так что Ретш каждый день отправлялся вместе с другими на маисовое поле. Правда, как он заметил, работа была не тяжёлая, каждый работал столько, сколько хотел. Во время такого коллективного выхода в поле много шутили и смеялись. В дневнике Ретш записал: «Жизнь с этими удивительными людьми в цветущих джунглях наполнена спокойствием и миром». Романтику жизни в джунглях Ретшу омрачали инфекционные заболевания.
Начала формироваться в предклассическую эру 2000 до н. Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная.
С помощью лидара нашли древний церемониальный комплекс Майя
Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Современнные майя живут в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе. На территориях, где проживали народы майя, найдено огромное количество предметов, которые поражают современных исследователей. Народ майя никуда не исчез, он отправился на полуостров Юкатан, где впоследствии возникли новые города, некоторые из которых просуществовали до прихода испанцев. В начале 2010-х учёные нашли странные останки там, где жили индейцы майя: продолговатые черепа заставили многих заговорить об их инопланетном происхождении. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием.
Кто такие индейцы майя и почему их цивилизация исчезла с лица Земли?
В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя. В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя. Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам — другому народу Мезоамерики. Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан.
Народ Майя – кто они такие, как жили и почему вымерли? Загадка цивилизации Майя
Об открытии сообщается в статье, опубликованной в журнале Ancient Mesoamerica. Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб.
Руины этого древнего города расположены в пределах современного национального природного заповедника Баламку в штате Кампече. До недавнего времени эта область оставалась практически неизученной из-за плотных зарослей деревьев. Однако, благодаря использованию лазерных приборов LiDAR, установленных на самолет, исследователи смогли просканировать территорию.
Оказывается, в свое время майя вырубили немало местных лесов. Им нужны были дрова для обогрева, поля для сельского хозяйства и площадки для строительства огромных пирамид и городов, а местные леса были главной помехой на их пути. Закат этой цивилизации пришелся примерно на 10 век нашей эры, и за последующие примерно 1100 лет тропические леса в этом районе восстановились, поэтому в наши дни руины древних городов буквально утопают в зарослях, но так было далеко не всегда.
Впрочем, недавние анализы местного грунта показали, что почва здесь до сих пор не восстановилась. Деревья, конечно, снова возродились, но даже спустя тысячелетие после обезлесения этих мест процесс естественной карбонизации здесь так и не наладился. Местные почвы стали практически неспособны накапливать ископаемый уголь, и это не лучшая новость для специалистов по глобальному изменению климата, которые возлагают большие надежды на то, что в будущем новые леса смогут справиться с поглощением современных выхлопов.
Догадки о загадочных змеиных царях майя Фото: sciencenews. Это поселение ранее считали небольшим и очень изолированным в период классического периода майя 250-900 годы нашей эры. На эти же годы как раз пришлось правление династии так называемых змеиных царей, которые властвовали над народами майя из города-государства Калакмуль Calakmul , находящегося на территории современной Мексики.
Впрочем, информации об этих правителях у ученых было очень мало. До недавних пор… В 2018 году в районе руин Ла-Корона исследователи нашли очень интересные подсказки. Как показало оптическое сканирование с воздуха, когда-то в этом местечке жили целые тысячи людей.
Выходит, город Ла-Корона не был каким-то удаленным и глухим поселением. Вдобавок обнаруженные здесь ж иероглифы поведали ученым о пришествии в этот город местных богов, и как им управляли древние цари. Археологи предполагают, что город Ла-Корона когда-то стал одним из поселений, которое поглотила династия змеиных царей во время периода захватнических походов.
Богами, вероятно, были избранные лидеры змеиной династии, которые умело пользовались мифологией, чтобы покорить местное население своей воле. Учитывая небольшие размеры этого древнего города, количество обнаруженных здесь могил довольно впечатляющее. Судя по всему, это поселение было одним из ключевых перевалочных пунктов на торговом пути змеиного царства, через который часто проезжали торговцы драгоценными товарами, следовавшие в столицу империи — в Калакмуль.
Если все так и было, это очень сильно меняет традиционное представление ученых о политическом устройстве и автономной жизни городов-государств культуры майя. Шоколадные деньги Фото: sciencemag. Как и многие другие древние цивилизации, они чаще обменивались товарами первой необходимости по принципу бартерных отношений.
В 2018 году был найден древний предмет искусства, который пролил свет на финансовые взаимоотношения в обществе майя. Оказывается, они придумали съедобную валюту. То, что майя любили горячий шоколад — давно известный факт, о котором ученые узнали еще по древним изображениям.
В недавнем исследовании старинных артефактов археологи пришли к выводу, что шоколад мог быть не только одним из бартерных товаров, но и даже условной ценовой формой оплаты. К подобным выводам ученые пришли, изучив фрески, барельефы и изображения на керамических изделиях культуры майя классического периода, когда эта цивилизация была на пике своего расцвета 250-900 годы нашей эры. Судя по сюжетам на тему рыночных сцен 7 века нашей эры, шоколад был вполне ходовой валютой, иногда даже в своей жидкой форме.
К 8 веку это престижное угощение стали все чаще использовать в качестве денег и налогового оброка, и удобнее всего его было использовать для этих целей в форме бобов какао. Примерно 180 изображений поведали ученым о преподношениях правителям, включая дань в виде табака и кукурузы, а самыми частыми обменными товарами оказались именно бобы какао и тканые изделия. Майя и синяя краска Фото: ancientpages.
Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять.
Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем.
В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий. Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе.
Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня. В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты». Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда. Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу.
Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось. К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев. Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре. В первые дни и месяцы миссионерского служения де Ланда заинтересовался манускриптами, увиденными у своих знакомцев-информаторов из числа майя.
Эти бесценные манускрипты содержали исторические хроники, священные пророчества и предсказания. Страницы, сделанные из коры деревьев, были обработаны известковой массой и расписаны загадочными иероглифами. Обложками рукописных книг служили как правило деревянные дощечки, обтянутые выделанной кожей ягуара. В раскрытом виде некоторые книги достигали 6 метров в длину! Де Ланда повествует, что в тех книгах майя записывали «дела своих прошедших времен и что-то из своих наук». Однако далее миссионер буднично и безжалостно сообщает: «Мы нашли много книг, в которых не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи. Мы сожгли эти книги и с удивлением увидели, что индейцы сожалеют об этом событии так, будто бы у них случилось горе». Костры брата де Ланда уничтожили великое культурное наследие майя, а современной науке нанесли неисчислимый урон. По всей видимости, в огне погибли сотни фолиантов; кроме того, испанцы разбили и разрушили огромное количество каменных изваяний, идолов и барельефов, которые сочли языческими и дьявольскими. К сожалению, современные археологи и историки вынуждены руководствоваться тем немногим, что брат де Ланда нам все-таки оставил: его «Сообщением о делах в Юкатане».
Произведение это неоднозначное, но стоящее в первом ряду достаточно правдивых сочинений о майя — народе с удивительной историей, вызвавшей в Европе неподдельный интерес и восхищение. В 1563 году де Ланда приказали вернуться домой, в Испанию, где он через три года написал свое знаменитое «Сообщение…» — книгу, которую большинство исследователей считает столь же неоднозначной, как и ее автора. Многие полагают, что де Ланда уже после написания работы добавил к первоначальному тексту пассажи, оправдывающие его жестокости по отношению к коренному населению. По словам де Ланда выходило так, будто страшный инквизиционный террор был развязан по настоянию новообращенных туземцев. Самооправдание возымело действие, и с миссионера сняли обвинения в излишней жестокости, после чего он в 1572 году с триумфом вернулся на Юкатан в качестве первого официального епископа. Конечно же, другие путешественники и церковники кроме де Ланда оставили краткие описания городов на севере Юкатана, особенно таких, как Ушмаль и Чичен-Ица. Вообще, самое первое свидетельство на эту тему мы находим у человека, являвшегося в то время непосредственным «начальником» де Ланда. Его имя — Лоренсо де Бьенвенида. В его описаниях древних Мериды и Тихоо читаем: Среди всех индийских открытий не было ничего более интересного, чем эти здания, возведенные из больших и хорошо отесанных каменных блоков; и нет ни единого свидетельства о тех, кто это сделал. Для нас стало очевидно, что все они построены до Христа, потому что деревья, выросшие на их ярусах, такие же высокие, как и старые деревья в окрестных лесах.
Посреди этих примечательных зданий мы, монахи Ордена святого Франциска, и обосновались. Де Бьенвенида ясно указывает на древний возраст архитектурных памятников, а также не скрывает своего восхищения их утонченностью и качеством постройки, подчеркивая при этом абсолютное их превосходство над всеми виденными остатками, принадлежащими другим обществам Месоамерики. Еще более необычным кажется описание другого великого города майя — Копана. В 1576 году офицер колониальной армии по имени Диего Гарсиа де Паласио написал в письме, адресованном испанскому королю Филиппу II: «В главном городе провинции Гондурас, называемом Копан, имеется множество руин, а также сохранились явные свидетельства некогда огромного населения и грандиозных зданий». Он подробно описал главную городскую площадь Копана и впервые упомянул о барельефах, скульптурах и стелах: На этой площади находятся шесть огромных изваяний в виде стел. Три из них покрыты мозаикой и изображают мужчин, чьи ноги оплетены подвязками, а их оружие украшено орнаментом. Другие три изображают женщин в длинных одеяниях и с головными уборами в древнеримском стиле. Похоже, все стелы являлись идолами, так как напротив них находятся большие каменные конструкции с углублениями и желобами. В этих каменных корытах казнили жертв, чья вытекшая кровь затем удалялась посредством желобов… Кроме этих вещей есть еще много других доказательств того, что Копан был центром сильной власти, очень населенным, цивилизованным городом с развитым искусством, что видно по различным памятникам и строениям.
ТОП-10: Самые недавние открытия, связанные с древними тайнами народа майя
Настоящие амазонки: найдены останки женщин майя, они были воинами. Тикаль, город майя, был небольшим густонаселённым городом, в то время как многоэтнический Теотиуакан обладал всеми признаками настоящей империи. Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом. Археологи разыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике, пишет ScienceAlert. Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя.
Цивилизация майя
Исследователи поделились первыми научными выводами после обнаружения остатков города майя на строительной площадке в Мексике. Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ancient Mesoamerica: в Гватемале обнаружили более тысячи поселений майя. Майя жили в основном на территории Центральной Америки и полуострова Юкатан.