Коллекторы – специалисты, представляющие коллекторские агентства. Информация о законопроектах и законах по субъектам права законодательной инициативы. Что говорит закон о коллекторской деятельности. Что могут и чего не могут делать коллекторы по закону. С появлением нового закона появились рамки того, что коллекторам можно, а что нельзя делать.
Ответственность для коллекторов - правки 2023
Дело в том, что действующий закон ограничивает права коллекторских агентств: они имеют право звонить клиенту не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восемь раз в месяц, а также встречаться с должником не чаще одного раза в неделю. Тем не менее количественные ограничения не касаются пока сообщений в мессенджерах.
Изменения в законе о коллекторах 2023 года должны конкретизировать преступные деяния и ввести квалифицированную ответственность, учитывающую род деятельности.. Профессиональные взыскатели также несут ответственность за противоправные действия. Например, ответственность коллекторов за угрозы ранее могла быть административной. Теперь она будет ужесточена.. Уголовная ответственность коллекторов применяется при совершении ими преступлений, предусмотренных и другими, неспециализированными нормами. Например, причинение вреда здоровью. Ответственность коллекторов Так, действия, направленные на взыскание долга, если они сопряжены с угрозами применения силы, повреждения собственности, а также распространения ложных данных, могут наказываться следующими санкциями: Штраф от 300 000 рублей до 500 000 рублей. Штраф в размере дохода обвиняемого за период от 1 до 3 лет.
Принудительные работы сроком до 5 лет. Лишение свободы сроком до 5 лет. Лишение права заниматься соответствующей деятельностью сроком до 3 лет. Наказание ужесточается при наличии квалифицирующих признаков. Например, если они совершаются группой лиц по сговору, максимальный срок лишения свободы может составлять до 10 лет. Фактически, коллекторам запретили угрожать ранее, с принятием ФЗ-230 и 2016 году.
Согласно действующему законодательству Федеральная служба судебных приставов ФССП вправе контролировать деятельность профессиональных коллекторских организаций. При этом административные наказания за нарушения в сфере возврата просроченной заложенности гражданами могут применяться как к профессиональным коллекторам, так и к иным лицам, которые работают в этом сегменте: кредитным и микрофинансовым организациям МФО. Принятый закон расширяет полномочия ФССП и передает ей государственный надзор за деятельностью кредитных и микрофинансовых организаций в сфере возврата просроченной задолженности физических лиц.
В рамках новых полномочий ФССП будет вести государственный реестр профессиональных коллекторских организаций; перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В тексте принятого закона говорится о полномочиях, которые будут переданы федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному правительством, упоминания о ФССП нет. Перед тем, как приступить к взаимодействию с должниками, банки и МФО должны будут направить приставам уведомление о начале взаимодействия с копиями документов, подтверждающих наличие необходимого для аудиозаписи оборудования.
В рамках первого чтения законопроект исключал из данного перечня кредитные организации, что вызвало критику со стороны участников рынка.
К итоговому чтению перечень представителей кредиторов был уточнен. Представителем кредитора может быть профессиональная коллекторская организация, а также кредитная организация, входящая в одну группу лиц с представителем кредитора, либо кредитная организация, если представителем кредитора является специализированное общество, ипотечный агент, либо представитель единого института развития в жилищной сфере ДОМ. РФ и его организации. Принятый закон разрешает взаимодействовать с должниками профессиональным коллекторским организациям, кредитным и микрофинансовым организациям через портал Госуслуг.
Согласно действующему законодательству Федеральная служба судебных приставов ФССП вправе контролировать деятельность профессиональных коллекторских организаций.
Госдума приняла закон об уголовной ответственности за нарушения в работе коллекторов
Жалоб большое количество, поэтому мы принимаем решение об уголовной ответственности, которой ранее не было, в отношении незаконной деятельности коллекторов и коллекторских агентств", - подчеркнул Володин. По его словам, новые нормы станут "серьезными шагами по наведению порядка в сфере коллекторской деятельности". В своем Telegram-канале Володин также подчеркнул, что нововведение защищает граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он также напомнил, что ранее в феврале уже проводил в Telegram-канале опрос среди подписчиков о необходимости ужесточения наказания для коллекторов.
Одно из самых важных изменений — решение закрепить надзор за всеми лицами, осуществляющими деятельность по взысканию, за одним органом, рассказали «РБК Инвестициям» в «Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств» НАПКА. Несомненная польза принятия поправок заключается в том, что законодатель наконец вводит термин «коллекторских организаций», добавляет адвокат МКА «Клишин и партнеры» Дмитрий Пашин.
По новым правилам в названии агентства должно быть прописано «профессиональная коллекторская организация». Нововведение касается новых агентств и тех, которые уже есть в госреестре. По данным ФССП , в реестре коллекторских агентств значится 543 компании. Из них: имеют лицензии — 458; лишены лицензии — 85. Коллекторскую организацию могут исключить из официального реестра за неоднократные и грубые нарушения, если они повлекли имущественный ущерб или вред здоровью жизни граждан, или за неисполнение предписаний ФССП. Методы взаимодействия с должниками До вступления в силу закона 467-ФЗ ограничения по общению с должниками рассылок писем и звонков касались только коллекторов, теперь эта норма распространяется на банки и МФО, включенные в реестр ФССП.
Появляется новое понятие «автоматизированный интеллектуальный агент» АИА — программа, которая ведет общение с должником без личного участия коллектора организации по взысканию долгов.
Если в ходе общения взыскатель угрожает разгласить информацию о долге, причинить вред здоровью или имуществу клиента, грубит и пытается запугать, такие действия являются нарушением законодательства. В этой ситуации должник может подать жалобу на работу организации и ее представителя.
Должники имеют право официально отказаться от общения с представителями коллекторского агентства! Для этого нужно подать соответствующее письменное заявление. За компанией останется право присылать важные уведомления обычной почтой: например, сообщение о подаче иска в суд.
Как вести себя с коллекторами? При общении с взыскателями помните, что их возможности и инструменты ограничены, даже если вы рассчитываете на серьезные уступки при погашении нескольких ссуд одновременно. Поэтому когда вам звонит представитель компании, следуйте простым правилам: разговаривайте спокойно и вежливо, не инициируйте конфликт и не введитесь на возможные провокации; поставьте звонок на запись и сообщите об этом собеседнику так взыскатель будет гораздо сдержаннее ; запросите информацию о компании и долге, а также ФИО сотрудника фирмы, если он не представился.
Сохраняйте SMS-сообщения, электронные и обычные письма, которые вам присылает коллекторское агентство. Отслеживайте частоту контактов и в случае превышения нормы подавайте жалобу регулятору. Также не бойтесь заявлять об угрозах, попытках манипулирования, распространении информации о долге и ваших личных сведений, причинении вреда вашей собственности.
С коллекторами вполне реально договориться.
Он пояснил, что реальные сроки будут грозить, даже если угрозы гражданам не были реализованы. По его оценке, новый закон позволит защитить интересы добросовестных заемщиков - в первую очередь тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию или испытывает сложности в обслуживании своих финансовых обязательств. Депутат ГД Сергей Алтухов в комментарии "РГ" отметил, что кредиты и микрофинансовые займы люди берут не от хорошей жизни и часто оказываются заложниками обстоятельств. Алтухов пояснил, что даже если удается процессуально доказать факты таких действий, то связать их именно с коллекторской организацией и привлечь - сложно. Теперь этот законодательный пробел восполнен.
Как будут взыскивать долги с 1 февраля после обновления закона о коллекторах
Коллектор — это сотрудник коллекторского агентства, который пытается получить купленный долг. Главная Новости Лента новостей Коллекторы в РФ могут начать общаться с должниками по-новому. Коллекторы опасаются передела рынка в случае вступления в силу указа о запрете взыскания просроченной задолженности физлиц организациям, среди собственников которых есть представители «недружественных» стран. С 1 февраля вступают в силу поправки в Федеральный закон, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должником. Правительство России утвердило положение о контроле за деятельностью коллекторов. Экономика - 10 июля 2023 - Новости Ростова-на-Дону -
Коллекторы сменили тактику после появления наказания за угрозы и насилие к должникам
В Госдуму внесли новые правила общения коллекторов с должниками 24 июля 2023 Власти определились, как много коллекторы могут общаться с должниками в мессенджерах. Если человек, задолжавший по кредиту, дал ответ, то в течение дня взыскатель может отправить ему сколько угодно сообщений, следует из поправок Правила сбора долгов с физлиц в России распространятся на чаты между коллекторами и должниками, следует из поправок ко второму чтению в закон «О взыскании» 230-ФЗ , опубликованных на этой неделе. В документе появилось новое понятие — «обмен сообщениями» — и прописан новый подход: если на первое сообщение коллектора должник дал ответ, то в течение этого дня взыскатель может отправлять клиенту сколько угодно сообщений, пока диалог не будет завершен. Это будет считаться одним случаем контакта.
Действующий закон ограничивает право кредитора или его представителя на непосредственное взаимодействие с должником: личная встреча допускается не чаще раза в неделю, а телефонные звонки — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми в месяц. При этом количественные ограничения пока не распространяются на сообщения в мессенджерах. Сейчас компании расходятся в том, как считать количество взаимодействий с должником, уточнил он.
Ключевое изменение — распространение требований закона не только на коллекторские агентства, но и на банки и микрофинансовые организации МФО , для которых взыскание просроченной задолженности является важной частью бизнеса, но не основной.
С должником они могут встречаться не чаще одного раза в неделю». Должники теперь вправе вовсе отказаться от личных встреч с коллекторами и телефонных звонков от них, выбрав другие, бесконтактные способы взаимодействия.
Второй способ — это возможность направления электронных сообщений с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг. Третий способ — направление почтовой корреспонденции по месту жительства или месту пребывания должника с помощью специальных курьерских служб». В Федеральной службе судебных приставов говорят, что изменения необходимы, чтобы в конечном итоге можно было вообще забыть о выражении «выбивать долги».
Теперь кредитор или его представитель может общаться с должником лично, через интеллектуального агента, посредством сообщений по сети связи или на «Госуслугах», а также по почте. По договоренности сторон возможны и другие способы взаимодействия. Должник может в любой момент отказаться от согласованного варианта, отмечает Кирилл Данилов. Для борьбы с кучей звонков от кредиторов в законе закрепили их периодичность и длительность.
В документе ко второму чтению этой нормы уже не содержится, но взыскатели должны будут давать клиентам возможность во время разговора переключаться с робота на человека. Полные настоящие имена коллекторов можно будет заменять на псевдонимы — имя и индивидуальный идентификационный номер. Это инициатива участников рынка, которые требовали прописать это в законе, чтобы защитить коллекторов от угроз со стороны должников.
Изменился подход, как оценивать, состоялось ли взаимодействие коллектора с должником. Если коллектор во время встречи или звонка успел донести до клиента обязательную информацию представиться и назвать сумму долга , такой контакт считается состоявшимся. Также засчитывается взаимодействие, если должник «в явной форме» сообщил о нежелании продолжать общение. Факт того, был контакт должника с коллектором или нет, влияет на разрешенное количество новых визитов, звонков и сообщений в адрес заемщика. Банки обязаны будут соблюдать требования 230-ФЗ и выполнять ограничения по частоте контактов с должниками.
В Госдуму внесли новеллу о запрете коллекторских организаций
Закон устанавливает четкий регламент для действий коллекторов, включая ограничения по звонкам, SMS и времени визитов. Новый закон о коллекторах. Вступление в законную силу трех нормативно-правовых актов предусматривает уголовную и административную ответственность за незаконную коллекторскую деятельность, передает Федеральным законом Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьёй 1724, устанавливающей ответственность за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.
В Госдуму внесли новые правила общения коллекторов с должниками
Если коллекторы нарушают закон, то стоит сделать аудиозапись разговора, текстовые сообщения — сфотографировать, а также запросить детализацию звонков у оператора. Однако в законе не конкретизировалось, как часто коллекторы могли беспокоить должников и могли ли они связываться с ними другими способами. В законе сказано, что кредиторы и коллекторы без специального согласия должника не могут раскрывать любым третьим лицам информацию о гражданине, его долге, процессе взыскания. Коллекторы имеют право взыскивать задолженность по кредиту с родственника заемщика, если. И вот, как стало известно, уже с 1 ноября коллекторам придется работать по-новому, так как Госдума РФ приняла закон, который вносит изменения в порядок взаимодействия коллекторов и физических лиц.