В этой публикации — 5 малоизвестных фактов о блокаде Ленинграда, восстановленных по воспоминаниям блокадников и членов их семей. Даже после прорыва блокады не всех истощенных жителей блокадного Ленинграда удалось спасти. 10 фактов о блокаде Ленинграда8 сентября 1941 года гитлеровские войска захватили Шлиссельбург, отрезав город с многомиллионным населением от остальной страны.1. 10 интересных, и в тоже время ужасающих фактов о жизни блокадного Ленинграда читайте в материале редакции интересные факты.
Блокада Ленинграда
Интересные факты о блокаде ленинграда. Блокадный ленинград - неизвестные факты | В данной статье речь идёт о блокаде Ленинграда, подобраны интересные события того времени. |
80 фактов о блокаде Ленинграда - Архивы Санкт-Петербурга | Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. |
Блокада Ленинграда: как это было | Оригинал взят у bogomilos в Ленинград в блокаду был забит продовольствием. |
Блокадник: мне страшно рассказывать о тех ужасах, которые происходили в военном Ленинграде | Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. |
Блокада Ленинграда. 10 фактов о непокоренном городе
Смертность от газовой гангрены в блокадном Ленинграде была сокращена в два раза. Изображение 10 фактов о блокадном Ленинграде, о которых мало кто знает в соцсети TenChat. Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда Как люди выживали без еды, почему жители Ленинграда были не в курсе, что творится в городе и другие интересные факты о блокаде Северной столицы во время. Жители блокадного Ленинграда выходят из бомбоубежища после отбоя тревоги, 1942 год.
О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной
Семь фактов о блокаде Ленинграда — Школа.Москва | Впервые ее отец услышал блокадные истории в 1973 году, когда приезжал в Ленинград к семье расстрелянного белорусского классика Максима Горецкого, тогда и задумал книгу о блокаде. |
«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде | Смертность от газовой гангрены в блокадном Ленинграде была сокращена в два раза. |
Блокада Ленинграда — Википедия | Актриса Алиса Фрейндлих, которая провела детство в блокадном Ленинграде, в своих немногочисленных интервью на эту тему рассказывала, что всё время смотрела на часы и ждала, когда можно будет поесть. |
Блокада Ленинграда: правда против мифов — Мир новостей | Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда. 17 января, 04:45. |
Блокада Ленинграда
Можно возразить, что пропускной способности "дороги жизни" не хватило бы на всех желающих покинуть город — но тогда каким образом пределы осаждённого Ленинграда покидали сотни единиц произведённой военной техники и миллионы снарядов? Второй и тоже очень важный вопрос — а почему в блокадном городе, который согласно советской версии, был полностью отрезан от снабжения и получал только немного муки и других простейших продуктов по "дороге жизни", так неплохо питались и ни в чём себе не отказывали партийные чиновники? Историк Никта Ломагин написал книгу "Неизвестная блокада", в которой приводит цитаты из дневника инструктора отдела кадров горкома ВКПб Николая Рибковского, сделанную 9 декабря 1941 года:"С питанием теперь особой нужды не чувствую. Утром завтрак — макароны или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед — первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой. А 17 декабря 1941 года Исполком Ленгорсовета разрешил Ленглавресторану отпускать ужин без продовольственных карточек партийным чиновникам.
То есть, в блокадном Ленинграде функционировал ресторан. В пищеблок Смольного входило несколько столовых и буфетов, которые и во времена блокады снабжались более чем неплохо. Столовые были разного уровня — в том числе была правительственная столовая "высшего разряда обслуживания", в которой было абсолютно всё, как в Кремле — фрукты, овощи, икра, пирожные, молоко и молочные продукты, торты, батоны, булочки и шоколад. А ещё в Смольном в блокаду круглые сутки было электричество, функционировала канализация, была вода и даже работал парикмахер и мастер по маникюру. Что же получается? В осаждённом и отрезанном от всех источников пропитания городе для "высшего сословия" было всё?
Начнём с поддавков. Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий в том числе и танковые. Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара.
Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций. Следующий интересный момент Известно, что Кировский завод работал всё время блокады.
Второй факт тоже известный — он находился в 3 трёх!!! Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону про артиллерийские орудия большого калибра я просто молчу. Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов. По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков это крупное и серийное производство. Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию.
С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев … Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками. Теперь немного о физике Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве? Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели, столько и потратили и не больше. Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие. Немного из экономики Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами.
На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов обычно, на две недели, реже на месяц с постоянным подвозом необходимого по мере добычи или производства и отправкой готовой продукции. В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города или хотя бы промышленности больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство — основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день. Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен.
Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. Посмотрим, что по этому поводу пишут «историки» и «летописцы»: С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно.
Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.
В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов. Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь.
Фото: Блохин Сергей. Дорога жизни обычно представляется как покрывшееся льдом озеро, по которому в Ленинград идут машины с продовольствием. В действительности это было огромное, сложное транспортное предприятие, над разработкой которого трудились инженеры, водолазы, метеорологи, моряки, военные, ледовая разведка. У Дороги жизни было несколько составляющих: Ладожская военная флотилия защищала ладожские коммуникации, Северо-Западное речное пароходство совершало перевозки в теплое время года, части ПВО отражали атаки противника по маршруту, телефонно-телеграфный кабель, проложенный по дну, обеспечивал связь с Москвой, высоковольтный электрический кабель позволял поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС, трубопровод, который также проходил по дну Ладоги, снабжал город топливом. На Дороге жизни было занято около 19 тысяч человек, 3800 грузовых машин, автобусов, тракторов, работало три полевых госпиталя. Это было настоящее чудо логистики, аналогов которому не существует в истории.
Фото: Кудояров Борис Павлович. Первые месяцы войны Дмитрий Шостакович провел в своем родном городе Ленинграде. Здесь он начал работать над Седьмой симфонией. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке». Трансляция велась на весь город — по радио и через уличные громкоговорители. Композитор, пианист, педагог, общественный деятель Д. Фото Л. Главархив Москвы Анна Ахматова вспомнила это событие в своей «Поэме без героя»: «Притворившись нотной тетрадкой, Возвращалась в родной эфир.
Кстати, в Ленинграде после войны установили два памятника котам из так называемой «мяукающей дивизии», которая позволила справиться с нашествием грызунов, уничтожающих последние запасы продовольствия. Памятник коту в Санкт-Петербурге Голод в Ленинграде достиг такой степени, что люди ели все, что содержало калории и могло быть переварено желудком. Одним из самых «популярных» продуктов в городе стал мучной клей, на котором держались обои в домах. Его отскребали от бумаги и стен, чтобы затем смешивать с кипятком и делать таким образом хоть немного питательный суп. Подобным образом в ход шел и строительный клей, бруски которого продавали на рынках. В него добавляли специи и варили желе. Желе также делали из кожаных изделий — курток, сапог и ремней, в том числе, и армейских. Саму эту кожу, часто пропитанную дегтем, есть было невозможно из-за невыносимого запаха и вкуса, а потому люди наловчились сначала обжигать материал на огне, выжигая деготь, а уж потом варить из остатков питательный студень. Но столярный клей и кожаные изделия — это лишь малая часть так называемых пищевых заменителей, которые активно применялись для борьбы с голодом в блокадном Ленинграде. На заводах и складах города к моменту начала Блокады находилось достаточно большое количество материала, который можно было использовать в хлебной, мясной, кондитерской, молочной и консервной промышленности, а также в общественном питании. Съедобными продуктами в этом время стали целлюлоза, кишки, технический альбумин, хвоя, глицерин, желатин, жмых и т. Их использовали для изготовления еды как промышленные предприятия, так и обычные люди. Дорога жизни - дорога по льду Ладожского озера, по которой в блокадный Ленинград поставлялись продукты Одной из фактических причин голода в Ленинграде является уничтожение немцами Бадаевских складов, на которых хранились продовольственные запасы многомиллионного города. Бомбежка и последующий за ней пожар полностью уничтожил огромное количество продуктов, которые смогли бы спасти жизни сотен тысяч людей. Однако жители Ленинграда умудрялись даже на пепелище бывших складов находить какие-то продукты. Очевидцы рассказывают, что люди собирали землю на месте, где сгорели запасы сахара.
Блокада Ленинграда. 10 фактов о непокоренном городе
Подсчитывать всех не успевали, да и просто не могли. Траурная процессия на Невском проспекте. Фото: victory. Для жителей осажденного города этот методичный стук был сигналом к действию: быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный — отбой. Также в городе работало радио, жителям запрещено было выключать приемники. Дополнительно информация транслировали на улицах, через 1,5 тысячи установленных на домах и столбах громкоговорителей. Но именно этот пронзительный стук метронома до сих пор — то, что невольно возвращает тех, кто пережил эти ужасные 872 дня, в Ленинград 1941—1943 годов. Оливково-зеленая лента Установлена в качестве символа еще 10 лет назад, в честь 65-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей.
Хлеб в блокадном Ленинграде готовили из смеси муки, в основном ржаной и овсяной. Для питательности в него добавляли жмых зерновые очистки и нефильтрованный солод. Итоговый продукт был тёмно-коричневого цвета, почти чёрного, и отличался горьким вкусом. В ходе блокады население Ленинграда постепенно вывозилось из города.
Всего было эвакуировано около 1,5 млн человек, то есть примерно половина ленинградского населения. На самом деле это не какая-то конкретная дорога, просто так называли путь, проложенный в зимнее время по замёрзшему Ладожскому озеру. Многие горожане замёрзли насмерть холодными зимами, так как у них попросту не было возможности раздобыть дрова для отопления. К концу блокады в большинстве ленинградских домов не осталось мебели, а в скверах и парков вырубили множество деревьев. Всё это пошло в печки, чтобы хоть как-то обогреться.
Битва за Ленинград, вопреки распространённому мнению, не окончилась после прорыва и снятия блокады. Даже после этого немецкие и финские войска осаждали город ещё целых полгода.
Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня».
Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов.
В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду.
С важной информацией также можно ознакомиться в постановлении Военного совета Ленинградского фронта от 6 декабря 1941 года. Сразу выделяется правка красным карандашом в оглавлении документа, принадлежащая, скорее всего, Андрею Александровичу Жданову. Первоначальная формулировка «Об эвакуации населения Ленинграда» исправлена так: «Об эвакуации людей Ленинграда по фронтовой дороге». В документе ставится задача: «Обязать эвакуационную комиссию начать с 10 декабря 1941 года эвакуацию населения из Ленинграда по трассе Ваганово — ст. Заборье, доведя число вывозимых людей к 20. Приказано по пути следования создать специальные пункты питания, где выдавать взрослым по 400 г хлеба в сутки, горячий чай, а детей до 14 лет дополнительно два раза в сутки обеспечивать супом или щами. Всего по Дороге жизни за время её существования было эвакуировано около 1,3 миллиона ленинградцев, а в город поступали не только подкрепления и вооружения, но и свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн продовольствия и ценных грузов. Одним из нестандартных инфраструктурных проектов периода блокады Ленинграда стало строительство подводного четырёхдюймового 10 см бензопровода для подачи нефтепродуктов длиной 35 км в том числе 25 км под водой. На сайте представлены документы о его создании. Из постановления военсовета Ленинградского фронта от 1 мая 1942 года следует, что это уникальное инженерное сооружение должно быть готово к 20 июня 1942 года. Трубопровод был рассчитан на поставку 300—350 тонн топлива в сутки. В документе подробно расписаны требования ко всем специалистам, работающим над поставленной задачей. В частности, Экспедиции подводных работ особого назначения Краснознамённого Балтийского флота предписывалось произвести водолазное обследование пути трубопровода, удалить в случае необходимости подводные препятствия, гидрографическому отделу КБФ произвести промер трассы, наметить места створных знаков и обвеховать трассу между берегами. Ладожская «артерия жизни» действовала бесперебойно до 1944 года. На сайте Минобороны размещены документы, раскрывающие работу этого по сути военного объекта стратегического назначения: схема магистрального трубопровода и схема бензоперекачечной головной и наливной станции трубопровода мыс Кореджа — Борисова Грива. Архивные материалы относительно ещё одной уникальной операции представлены во втором блоке тематической подборки. В 1943 году из Ленинграда в воды Ладожского озера были доставлены железнодорожным транспортом с соблюдением беспрецедентных мер маскировки советские малые подводные лодки М-77 и М-79, выполнявшие разведывательные миссии и другие боевые операции, наблюдавшие за подходами к базам, коммуникациям, побережьям, островам противника. Субмарины этого класса на флоте прозвали «Малютками».
Блокадник: мне страшно рассказывать о тех ужасах, которые происходили в военном Ленинграде
В этой публикации — 5 малоизвестных фактов о блокаде Ленинграда, восстановленных по воспоминаниям блокадников и членов их семей. Во время Великой Отечественной войны блокада Ленинграда была одной из самых трагических страниц. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда» [6], переведенную на русский язык.
Неизвестные факты о Блокаде
Страшные воспоминания девочки, выжившей в блокаду в Ленинграде | Блокада Ленинграда стала одной из самых чёрных страниц русской истории, а потому освобождение города – важная дата для нашего народа. |
«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Блокада Ленинграда: как это было
Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. Второй факт, который очень настораживает в описании Блокады Ленинграда, – это полное несоблюдения Закона сохранения материи и энергии.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ВОСПОМИНАНИЯ О СТРАШНЫХ ДНЯХ.
Павел Филиппович Губчевский, научный сотрудник Эрмитажа: - Какой вид имели залы? Это было мудрое распоряжение Орбели: все рамы оставить на месте. Благодаря этому, Эрмитаж восстановил свою экспозицию через восемнадцать дней после возвращения картин из эвакуации! А в войну они так и висели, пустые глазницы-рамы, по которым я провел несколько экскурсий. Большинство людей, переживших блокаду, отмечали, что даже смерть самых близких не доходила до сердца. Срабатывала какая-то защитная система в организме и ничто не воспринималось, не было сил отозваться на горе. Блокадную квартиру нельзя изобразить ни в одном музее, ни в каком месте, ни в одной панораме, так же как нельзя изобразить мороз, тоску, голод… Сами блокадники, вспоминая, отмечают разбитые окна, распиленную на дрова мебель. Но тогда по-настоящему вид квартиры поражал лишь детей, приезжих и пришедших с фронта.
Как это было, например, с Владимиром Яковлевичем Александровым: - «…Вы стучите долго, долго — ничего не слышно. И у вас уже полное впечатление, что там все умерли. Потом начинается какое-то шарканье, открывается дверь. В квартире, температура которой равна температуре окружающей среды, появляется замотанное бог знает во что, существо. Вы вручаете ему пакетик с какими-нибудь сухарями, галетами или с чем-нибудь ещё. И что поражало? Отсутствие эмоционального всплеска.
Ведь у многих голодающих уже отсутствовал аппетит». Врач больницы: - « Помню, привезли ребят-близнецов… Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица, три леденца и три конфетки. Сонечка и Сереженька, - так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года.
Накал страстей человеческих в блокаду вырос чрезвычайно — от падений тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности. Ещё в первой эвакуации говорила: - Мария Ивановна, вы тоже давайте своим деткам козье молоко.
На подступах к Ленинграду летом 1941 года гитлеровцы сконцентрировали 38 дивизий и три бригады общей численностью около 810 тыс. Им противостояли около 540 тыс.
Красноармейцы и жители города возвели порядка 900 км оборонительных рубежей. Из ленинградцев и населения ближайших населённых пунктов были сформированы десять дивизий народного ополчения общей численностью порядка 160 тыс. По мнению военного историка Максима Синицына, ополченцы послужили резервом для кадровых частей Красной армии, сыграв в решающий момент важную роль в обороне города. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.
Блокада Ленинграда. Всеобщее военное обучение Всевобуч жителей на площади у Александринского театра, октябрь 1941 года РИА Новости Несмотря на отчаянное сопротивление советских войск и ленинградцев, нацисты 7—8 сентября 1941 года смогли прорваться через станцию Мга на Шлиссельбург, полностью блокировав Ленинград со стороны суши. Передовым форпостом советских сил в районе Шлиссельбурга, мешавшим дальнейшему продвижению нацистов, стала основанная ещё в XIV веке крепость Орешек, которую обороняли бойцы 1-й дивизии войск НКВД. Её гарнизон сопротивлялся врагу почти 500 суток.
На фоне тяжёлых боёв на подступах к городу командующим Ленинградским фронтом был назначен Георгий Жуков. Советские зенитчики готовят орудие к бою на Марсовом поле в Ленинграде РИА Новости Значительные силы нацистов были скованы в сентябре 1941 года наступлением советских войск со стороны Волхова. А в конце месяца войска Невской оперативной группы форсировали Неву и захватили плацдарм в районе Московской Дубровки, ставший в дальнейшем известным под названием «Невский пятачок». Попытки нацистов прорваться на встречу со своими финскими союзниками или продвинуться вдоль шоссе Москва — Ленинград были пресечены советскими войсками.
Линия фронта стабилизировалась. Гитлеровцы подвергали Ленинград ожесточённым обстрелам и бомбардировкам. В вызванных ими пожарах сгорели Бадаевские склады, где хранилась значительная часть продовольствия в городе. Продуктов питания в Ленинграде осталось всего на 30—60 суток.
За время блокады по городу было выпушено около 150 тыс. На улице блокадного Ленинграда после артобстрела РИА Новости С октября 1941 года советские войска безуспешно предпринимали попытки деблокировать город. Нормы выдачи продовольствия в Ленинграде снижались.
Этому замечательному мастеру, жившему в Северной столице, было уже под 70, он еще до революции помогал своему отцу—художнику создавать мозаики для оформления Храма на Крови. Владимир Александрович вместе со своими сотрудниками уже приступил к работе над заказом метрополитена в мастерской при Академии художеств, когда началась война. От порученного ему задания прожилой художник не отказался даже когда условия стали совсем невыносимыми. Последние из ярких, жизнеутверждающих мозаичных картин он доделывал зимой 1941-42 гг. Единственным источником света и тепла были горевшие тусклым пламенем масляные плошки. Готовые мозаики смогли отправить в Москву.
Часть — еще поездом, пока гитлеровцы не перерезали полностью движение по рельсовым магистралям, идущим из Ленинграда на юг. Последние из мозаичных полотен, заказанных метрополитеном, были готовы в конце января 1942-го, и их успели переправить из блокадного кольца на «большую землю» по Ладожскому озеру, которое вот-вот уже должно было замерзнуть. По сведениям внука художника, это удалось лишь благодаря счастливому случаю: «Мозаики вывезли на одном из последних кораблей. Они чудом не затонули во время обстрелов, да и вообще случайно попали на борт. Один матрос рассказал потом, как это было: судно уже отплывало, когда подъехал автомобиль, из которого вышли какой-то офицер и пожилой мужчина — это был мой дед. Он буквально умолял капитана вывезти из блокадного Ленинграда ящики с панно для московского метро... Владимир Александрович Фролов скончался в Ленинграде от истощения и холода 3 февраля 1942 года. Вот ведь как: держался, пока не выполнил последнюю порученную ему работу!
Они чудом не затонули во время обстрелов, да и вообще случайно попали на борт. Один матрос рассказал потом, как это было: судно уже отплывало, когда подъехал автомобиль, из которого вышли какой-то офицер и пожилой мужчина — это был мой дед. Он буквально умолял капитана вывезти из блокадного Ленинграда ящики с панно для московского метро... Владимир Александрович Фролов скончался в Ленинграде от истощения и холода 3 февраля 1942 года. Вот ведь как: держался, пока не выполнил последнюю порученную ему работу! Замечательный художник погребен на Смоленском кладбище в общей могиле, на которой позднее установили гранитный камень с надписью «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 г. Судьба созданных Фроловым мозаик сложилась по-разному. Станцию метро «Донбасская» в трудных условиях военного времени так и не смогли построить в первоначально задуманном варианте. Ее сделали по временному упрощенному проекту и назвали «Павелецкой» — по имени расположенного рядом вокзала. Мозаики при этом оказались не востребованы. Семь из них установили через некоторое время на сводах центрального зала соседней станции «Новокузнецкая». А вот куда девались другие семь, до сих пор не известно. У этой истории есть и чуть другая версия. Ведь перед войной Фролов получил не один, а два заказа от метрополитена на мозаики: кроме «донбасских» нужно было изготовить еще и «каменные картины» для «Автозавода...
Блокадник: мне страшно рассказывать о тех ужасах, которые происходили в военном Ленинграде
Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими[3] войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Жители блокадного Ленинграда выходят из бомбоубежища после отбоя тревоги, 1942 год.
Смертное время
- Что мы еще не знаем о блокаде Ленинграда
- «Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде
- Суровая зима
- Рождались дети