Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Период создания: 1866 г. 4886-1917/ Екатеринославские епархиальные ведомости. решебник по сборнику задач по химии 8 гдз по литературе отзыв практика пройти книга сборник рецептур скачать решебник самостоятельные и контрольные информатика босова скачать книгу алгебра и начало анализа тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917 скачать. Тамбовские епархиальные ведомости — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ. «ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ», периодическое издание, основано святителем Феофаном Затворником в бытность его епископом Тамбовским и Шацким в 1861.
Ведомости 1866
12. Тамбовские епархиальные ведомости, 1861, № 26. 13. Сайт филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с. Новое Грязное. 14. Списки населённых мест Сосновского района 1939 года. Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Период создания: 1866 г. Одним из серьезных дореволюционных изданий были «Тамбовские епархиальные ведомости» (ТЕВ), которые издавались с 1861 года благодаря епископу Феофану (Говорову; Затворнику Вышенскому). Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1882-1919. Скачать статью на тему “Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год” по цене 950 рублей со скидкой 50%.
Список номеров ТЕВ по годам
- Архив номеров
- Смотрите также
- Тамбовские епархиальные ведомости: Еженедельное издание. №2 — 3624836
- ЭСБЕ/Тамбовские Епархиальные Ведомости — Викитека
ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ
Дубасов И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов: Юлис, 2006. Там же. Иерей Антоний Лозовский,проректор по учебной работе Тамбовской Духовной семинарии тически открыли только 4 епархии - Устюжскую, Холмогорскую, Тамбовскую и Воронежскую. Открытие одной из 4-х епархий именно в Там-бовском крае было делом далеко не случайным. После ослабления Золотой Орды и прекращения татаро-монгольского ига колонизация Тамбов-щины проходила интенсивными темпами.
Как писал выдающийся тамбовский краевед Иван Иванович Дубасов, «…в Тамбовской губернии в сравнительно короткий период, начиная со вто-рой половины XVI в. Причиной такой быстрой колонизации было от-личное плодородие тамбовских земель. С другой стороны, область входила в так называемую Бел-городскую засечную черту и прикрывала Россию с юга, что требовало привлечения ратных людей. Правительство, заинтересованное в освоении края, давало переселенцам существенные льго-ты. На три года переселенцы освобождались от всяких общественных и государственных, повин-ностей и имели право безвозмездно использовать лес для домов и хозяйственных построек. Епар-хию возглавляли весьма образованные и про-свещенные архипастыри, оставившие после себя яркий след в ее истории и в жизни края.
На время их пребывания на кафедре пришелся непро-должительный период управления Тамбовским наместничеством Гавриилом Романовичем Де-ржавиным. Епископ Феодосий Голосницкий был назна-чен на Тамбовскую кафедру 9 ноября 1766 года. Начало его служения в Тамбове было нелег-ким. Как свидетельствует биография, владыка был неординарным человеком, обладал ясным умом, твердой волей и вместе с тем был сердеч-ным и добрым. Однако с первых дней своего служения архипастырь встретил в Тамбове на-стороженность и даже враждебность. В городе оказалось множество недовольных переводом прежнего епископа Пахомия Симанского на другое место служения.
Эти люди составили прошение в Синод о возвращении прежнего владыки, которое подписали 106 человек. Ес-тественно, что в просьбе им было отказано. Бо-лее того, инициаторов подачи петиции в Синод наказали. Обиженные поспешили возложить вину на епископа Феодосия. Они озлобились и решили приложить еще больше усилий для удаления его из епархии. Удобный случай не заставил себя долго ждать.
В 1769 году вышел указ, по которому все заштатные церковнос-лужители подлежали зачислению на военную службу. Противники епископа задумали слож-ную интригу. Державина в Тамбове Памятник Г. Державину в г. Тамбове Казанский мужской монастырь г. Для произ-водства разбирательства он направил двух чи-новников, которые, явившись в Тамбов, обви-нили владыку в сокрытии причетников.
Между тем, епископ заранее уже выслал 70 человек, не состоящих на службе в церквах, которых чиновники забраковали как негодных и потре-бовали прислать штатных церковнослужите-лей. Епископ отказал, не желая оставить храмы без необходимых помощников, после чего не-довольные направили жалобу в Синод. Вторую жалобу подали причетники, отданные на во-енную службу за какие-либо провинности. И, наконец, пожаловался сам губернатор Маслов, избрав поводом рукоположение епископом Феодосием в сан диакона Василия Алексеева, сына священника, что избавляло его от воен-ной службы. Действия епископа толковались как неподчинение распоряжению властей. В 1770 году владыку отстранили от управления епархией без запрещения в священнослуже-нии и назначили следствие.
Недруги святителя радовались унижению архипастыря. Городс-кое духовенство отказалось ему подчиняться. Епископ Феодосий вынужден был переехать в Воронеж, где прожил два с половиной года до окончания следствия. При разбирательстве могли пострадать консисторские служащие, также привлеченные к ответу, но святитель, стараясь спасти своих подчиненных от непра-ведного приговора, взял всю вину на себя. При-нимая близко к сердцу тяготы простых людей, владыка действительно помогал заштатным церковнослужителям. Это и вменили ему как «преступление».
Следственная комиссия, со-стоявшая из епископа Воронежского Тихона, настоятеля Рязанского Спасского монасты-ря архимандрита Антония и премьер-майора Куприанова, представила материалы рассле-дования Императрице Екатерине Алексеевне. Ознакомившись с делом, государыня в 1773 году оправдала епископа Феодосия и возврати-ла его в Тамбов на кафедру 1. Подобные истории вызывали нестроения в епархиальной жизни. После стольких тревог владыке Феодосию пришлось вновь налаживать церковную жизнь. Для надзора за тем, чтобы храмы украшали искус-ные мастера, а иконы для них писали сведущие в иконописании художники, тамбовский архи-пастырь создал специальную комиссию. Одной из главных забот преосвященно-го Феодосия по возвращении к управлению епархией стало укомплектование приходских церквей, так как после пугачевского восста-ния и моровой язвы 1771 года по всей епар-хии недоставало 292 человека духовного чина, а у имевшегося духовенства не было должного духовного образования.
Во всей Тамбовской епархии был только один человек, обладавший «книжным знанием» - это епархиальный про-поведник-священник.
В округе высший накал борьбы относиться к августу 1920 года. В селе Отъяссы действовала банда антоновцев под предводительством Меркулова, а в селе Вирятино - банда Жирякова. Киреев поставил перед собой цель - ликвидировать всех членов комбеда. В апреле 1921 года был убит первый председатель Грязновского сельсовета М. Успенский бандой Меркулова.
После убийства Успенского бандиты ринулись разыскивать остальных членов комбеда. Пономарёв скрылся в церкви, где шло богослужение. Присутствующие там жители не дали его на расправу бандитам. После этого бандиты учинили погром в доме комиссара Шашлова, подвергнув мучительной пытке его жену и детей. Но комиссара не нашли. Впоследствии жители хотели переименовать село в Михайловку в честь председателя, но это не случилось.
По данным переписи 1926 года в Новом Грязном насчитывалось 443 хозяйства с населением 2352 человека мужчин — 1036, женщин — 1316. По спискам сельскохозяйственного налога на 1928-29 гг. В 1930 году в селе организовали колхозы "Ленинская искра" и "Светлая звезда". Одним из первых председателей колхоза был Теткин Павел Харламович. В 1951 году оба колхоза объединились в "Ленинскую искру". Председателем его стал Дьячков Василий Иванович.
В 1984 году на базе колхоза "Ленинская искра" была образована птицефабрика "Сосновская", которая работала до августа 1999 года. В 1931 году церковь в Новом Грязном была закрыта. Её здание использовалось как зерносклад. В 1952 году в нём открылся клуб. В 1939 году население составляло 1748 человек.
Если же даты указаны верно, то можно предположить, что в 1861 г. Должное попечение епископ Феофан оказывал и Тамбовской духовной семинарии, старейшему учебному заведению Тамбовской губернии, основанному в 1779 г. По инициативе святителя, который хорошо владел искусством иконописания и сам писал иконы, в семинарии открылся класс иконописи. Согласно его ходатайству, «19 августа 1860 г. Духовно-учебное управление Святейшего Синода постановило выделить 93 рубля 33 копейки на жалование преподавателю иконописи и 50 рублей для оборудования иконописной аудитории необходимыми принадлежностями и пособиями» [20].
При преосвященном Феофане был обновлен семинарский храм, построенный и освящённый в 1847 г. Епископ Феофан благословил семинарскому старосте и благотворителю Ивану Козмичу Малину взяться за расширение и благоукрашение храма. В результате проделанных работ «алтарь втрое увеличился при новом иконостасе, тяжелые хоры уничтожены, и церкви сообщён свет и простор чрез соединение ее с двумя соседними коридорами, не имевшими почти значения» [21]. Обновленный храм епископ Феофан освятил 23 сентября 1863 г. На освящении присутствовал и предшественник святителя Феофана по кафедре епископ Николай Доброхотов , проживавший на покое в Трегуляевском монастыре. Свидетель этих событий писал: «По окончании литургии умилительно было зрелище благословения народа и воспитанников семинарии двумя владыками» [22]. С именем святителя Феофана связано основание первого в истории епархии учебного заведения для дочерей духовенства, которые до сих пор получали лишь домашнее образование. Становясь, как правило, женами священнослужителей, они должны были соответствовать образовательному уровню своего мужа. Средства на строительство епархиального женского училища начал собирать епископ Николай Доброхотов , однако завершить строительство ему не удалось. Все организационные вопросы по открытию училища пришлось решать епископу Феофану.
На Варваринской ныне Первомайской площади святитель лично осмотрел дом для училища и одобрил его покупку; при активном участии преосвященного разработали устав училища и определили штат преподавателей. Указ императора Александра II об открытии училища для девиц духовного звания в Тамбове последовал 22 июля 1863 г. Следует сказать об интересной детали, характеризующей святителя Феофана: много средств на училище жертвовала жена титулярного советника города Липецка Анна Рындина, которая передала в дар училищу 80 десятин земли. В знак признательности жертвовательнице святитель направил в Синод ходатайство о том, чтобы воспитанниц, которые содержались на проценты с капиталов и на доходы от земли, пожертвованной Рындиной, именовать Рындинскими стипендиатками. Решение Святейшего Синода об этом последовало 3 июля 1862 г. Исследователи отмечают, что «святитель Феофан выпестовал свое детище, но не увидел окончательных итогов работы заложенного им училища, когда оно приобрело огромную популярность. Духовенство стремилось устроить туда дочерей, выпускницы не засиживались в девицах. Здание неоднократно расширяли и достраивали, чтобы вместить всех желающих. Семейный союз семинариста и епархиалки стал нормой уже в 1870-е годы» [26]. Впоследствии училище стало выпускать и учительниц церковно-приходских школ.
К 1914 году из 1886 выпускниц епархиального училища 547 преподавали в указанных школах [27].
Духовенство Пятигорской епархии. Благословенный Кавказ Пятигорская и Черкесская епархия. Карта епархий РПЦ. Епархия состоит из.
Кураев череповецкой епархии. Протоиерей Александр Стулов. Протоиерей Сергий Дементьев Череповецкая епархия. Епископ Игнатий Игнатий Флавиан. Заровский Антоний иерей Антоний.
Скорик Антоний иеромонах Антоний. Харченко отец Антоний. Отец Антоний Минасьян. Александр Видякин священник. Музыка в январе - "вода Живая".
Журнал о православном Петербурге. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовские епархиальные ведомости 2011. Тамбовские епархиальные ведомости коллекция. Разворот журнала тамбовские епархиальные ведомости.
Владыка Иннокентий Нижегородская епархия. Православные области. Священник зазывает. Церковь Серафима Саровского Симферополь. Открытие епархии третьего класса в Иркутске.
Владивостокская епархия Приморская митрополия официальный сайт. Вячеслав Тимофеев трудник Даниловского монастыря. Поселиться трудником в монастыре в Краснодарском крае. Протоиерей Иоанн Пристинский. Батюшка в Саках в церкви.
Иоанн Пристинский Крым фото. Иоанн Пристинский Крым биография. Свято-Петро-Павловский кафедральный собор г. Казачий храм в Краснодаре. Служба в храме Александра Невского Краснодар.
Открытие храма Невского в Краснодаре. Епископ Якутский и Ленский Герман. Епископ Алексий Нижнетагильский и Невьянский. Алексий Орлов, Владимир Павлович. Владыка Алексий Нижнетагильский.
Епископ Алексей Орлов. Минусинская епархия фото. Эстонская община Красноярский край. Священный Синод русской православной церкви возглавляет. Православный Патриарх.
Белорусская православная Церковь. Резиденция Патриарха. Казанский храм Священного Синода. Священный Синод РПЦ здание. Священный Синод русской православной церкви 2012.
Епархия и Патриархия разница. Архиепископ Аркадий Ровеньковский.
ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ
сканы переведены в текст, текст официальной части выверен. День памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского; Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви; Выпускной акт в Тамбовской духовной семинарии; Великое освящение храма в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”. Епархиальные ведомости губерний являлись официальными органами епархий. Пофамильный список людей, упоминающихся в Тамбовских епархиальных ведомостях. издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова.
«Тамбовские епархиальные ведомости» – один из первых печатных источников
Педагогика Петра Успенского проявлялась в этом случае широко: «На квартирах он любил сидеть долго, особенно в тех случаях, когда на них оказывались не совсем благонравные питомцы. Целая проповедь морального характера произносилась тогда о. Осматривалось не только то, что лежало на столе: осмотру подвергались ящики столов, сундуки и проч. Если квартира посещалась в постные дни, то инспектор старался допытаться, точно ли у воспитанников приготовлен постный стол. Иногда, не доверяя ученикам, он приглашал квартирную хозяйку и допрашивал, что она приготовила для обеда в этот день» [45]. Эти меры не должны вызывать большого удивления: основное русло воспитательных мер было запретительным и мера строгости зависела от усердия инспекции. Так, ректор Вологодской семинарии архимандрит Арсений Тимофеев, январь 1897 — сентябрь 1897 , когда имел основания подозревать учеников в табакокурении, лично обыскивал карманы учащихся [46] , а в воспоминаниях учащихся Тамбовской семинарии 1900-х гг. Семинарский надзор Несмотря на строгость надзора, особенного улучшения семинарских нравов не наблюдалось. Отчеты о проступках учащихся изобилуют случаями «нетрезвости», ревизии признают Вологодскую семинарию одной из самых «пьющих» [47] , а учащиеся «партиями» попадают в полицейские участки. Несколько наиболее курьезных случаев приведены в воспоминаниях Ильинского см.
Приложение , несколько в повести Илария Шадрина «Бурса» см. Строгим надзором были недовольны не только учащиеся, но и помощники инспектора. От них о. Петр требовал «служебной исполнительности и бдительного надзора за поведением учеников» [48] , и на них фактически сваливалась основная нагрузка: «Само собой разумеется, что инспектор и от нас требовал проведения в жизнь и исполнения воспитательной его программы. Впоследствии нам вменялось еще в обязанность при посещении квартир испытывать учеников в знании утренних и вечерних молитв» [49]. Не спасала и апелляция к проблемам со здоровьем: «В одно время, помнится, наблюдалось систематическое непосещение уроков по случаю зубной боли. Когда были единичные случаи этой болезни, о. Петр мало обращал на нее внимания, но когда она приняла эпидемический характер, он предпринял решительную с ней борьбу, не признавая зубной боли, как уважительной причины к отсутствию на уроках. Ученикам, опускавшим уроки по этой причине, убавлялось и поведение.
И удивительное дело: зубная боль у всех сразу же прекратилась. Квартирохозяевам, дававшим удостоверение о той или иной болезни воспитанников, веры и значения не придавалось. Таким образом воспитанникам были отрезаны все возможные случаи к непосещению уроков» [50]. Вот как выглядела эта же ситуация с другой стороны — приведем отрывок из повести И. Шадрина, учившегося в Вологодской семинарии при о. Петре: «Приемная больницы вдруг наполняется больными, и все чуть не из одного класса. У того голова болит, — у этого зубы, — у кого живот. Фельдшер ходит, ухмыляется, хорошо уже по виду зная, какого сорта болезнь загнала сюда этих мучеников науки. Иногда и рассердится, закричит и даже погонит из приемной: «Идите, идите!
Знаю, чем больны: врачу скажу…» — Филат Филатович [51] , что вы, голубчик, да у меня живот третий день болит! У тебя что?.. Да ты здоров… Лодыря корчишь… Я вот инспектору пожалуюсь… Как твоя фамилия?.. От уроков убежал?.. Но не думайте, чтобы он так сейчас и пришел в класс. Нет, он не дурак. Он пойдет в ватерклозет и там сначала покурит, потом несмотря на всю гадость вонючей атмосферы, просидит до самого звонка, тревожно прислушиваясь к каждому звуку и чуть не по биению сердца высчитывая, долго ли до конца урока» [52]. Однако сама жизнь доказывала малый смысл запретительной политики. Даже там, где ревность инспекции побеждала в противостоянии с учащимися и они были вынуждены присутствовать на занятиях, эффективность обучения была небольшой.
Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях митр. Вениамин Федченков , лучший ученик в своем классе Тамбовской семинарии: «Как и везде, предметы нас не интересовали, мы просто отбывали их, как повинность, чтобы идти дальше. Классические языки не любили, да они оказались бесполезными. Науки нас не обременяли, на экзаменах усиленно зубрили и сдавали. В академии же, куда поступали лишь первые, некоторые занимались уже самостоятельно любыми предметами, а многие слегка проходили ее академию , напрягаясь лишь во время экзаменов» [53]. Обратим внимание и на слова Илария Шадрина: ко времени написания повести он уже 6 лет отработал учителем в школе, что придает больший вес его педагогическим наблюдениям. Почти для всех они были лишь тяжелою повинностью, неизбежным злом, и только. Принудительный метод, наказания и угрозы, сухость предмета, неумение или нежелание сделать предмет интересным, обширность программы и в связи с этим тот фатальный страх за свое будущее в зависимости от такого или иного сорта годовых и экзаменационных отметок, все это способствовало равнодушию и даже отвращению ко всем предметам семинарской науки без исключения» [54]. Вместе с тем «успешная» запретительная педагогика порождала в учащихся ощущение тюрьмы и провоцировала бунты и прочие формы протеста, зачастую не имевшие видимых рациональных оснований.
Как замечает американская исследовательница Л. Манчестер: «Отвращение, которое они испытывали по отношению к семинарскому режиму, само по себе было достаточной причиной для волнений» [55]. Семинарский журнал Протест учащихся принимал иногда неожиданную форму. В этом журнале личность и деятельность о. Петра обрисовывалась в неприглядном виде. В номере, который у меня имеется, помещен, между прочим, акафист ему. Журнал издавался, кажется, не долго. Знал ли о. Петр о существовании этого журнала, сказать не могу» [56].
Осведомленность Никифора Александровича Ильинского связана с тем, что как раз в это время 1890—1891 гг. Приведем воспоминания сына В. Ильинского Б. Инспекция, узнав об выпуске журнала, решила провести повальный обыск у учеников, о чем папе сказал его старший брат Никифор, работавший в то время помощником инспектора. Несмотря на принятые меры, у одного из учеников нашли выдержки из журнала, что вызвало переполох среди начальства. Все из учеников, у кого были экземпляры журнала, стали их жечь. Папе удалось сохранить экземпляр журнала, для этого он в течение месяца днем держал его за голенищем своего сапога, а на ночь прятал в тот же сапог под онучи» [57]. Об издании журнала упоминается и в отчете [58] о встрече выпускников Вологодской семинарии 1891 г. Любопытно, что большой отрывок упомянутого стиха про инспектора-фарисея находится в уже упоминавшейся повести И.
Шадрина «Бурса» — несколько отличная версия этого поэтического опуса в журнальной версии той же повести «Жизнь семинариста», опубликованной в «Красном звоне» за 1908—1909 г. Об издании рукописного нелегального журнала у И. По всей видимости это был другой журнал, но издаваться он начал приблизительно в это же время — как следует из сохранившегося дневника писателя вскоре после 29 сентября 1891 г. Редактором журнала был сам Шадрин, назывался он «Опыт», статьи писались силами четвертого класса. Увольнение В начале 1897 года о. Петр был неожиданно уволен. Ильинский так объясняет это событие. По причине отъезда нелюбимого учениками ректора архимандрита Василия [62] 6 декабря 1896 г. В описываемое время дежурным в казенном корпусе был молодой помощник инспектора [63] , довольно снисходительно относившийся к проступкам по части винопития.
Ученики учли, конечно, снисходительность молодого члена инспекции к проступкам этого рода, и выпивших в этот день оказалось много. Ужин прошел не благополучно. Но главное безобразие произошло в спальнях. У семинаристов сложилось убеждение, насколько, впрочем, имевшее фактическую достоверность, я не знаю, что среди учеников, живущих в казенном корпусе, есть шпионы, сообщавшие все, что касалось ученической жизни, инспектору. Вот с этими-то мнимыми или действительными шпионами часть учеников, к тому же подбодренных спиртными напитками, и решила в эту ночь разделаться» [64]. По всей видимости, «фактическая достоверность» наличия осведомителей тоже имелась. Даже по кратким упоминаниям Н. Ильинского мы видим, что инспектор был очень хорошо осведомлен, когда и где происходили ученические незаконные собрания. Кроме того, если бы доносчиков не было, Никифор Александрович высказался бы определенно отрицательно — едва ли это могло быть ему действительно неизвестно.
Здесь и в других местах мы видим лишь нежелание порядочного человека повторять те обвинения, доказательств которых у него не было. О методах привлечения к «сотрудничеству с инспекцией» говорится в повести И. Дальнейшие события описаны следующим образом: «Таких жертв намечено было, кажется, не менее двух-трех. Явившись в спальни, где против обыкновения, был полный мрак, и сняв с коек одеяло, несколько пьяных учеников подошли к намеченным жертвам и, набросив на них одеяла, стали бить их. Но двоим из побиваемых удалось выскользнуть и убежать. Остался один, который не только был избит, но в нескольких местах получил колотые раны. Ночью же этот избитый и раненый воспитанник был унесен в больницу. О происшедшем случае инспектор узнал только утром от фельдшера и тотчас же навестил избитого питомца, стараясь при этом разузнать от него все подробности ночного события и вместе убедить избитого открыть виновников преступления. Но узнать ему ничего не удалось.
Неудача ли инспектора в расследовании этого некрасивого и печального случая или какие другие причины побудили инспектора, в то время исправлявшего должность ректора, умолчать об этом происшествии и не донести своевременно Преосвященному Алексию [65] , а между тем Преосвященный 8 декабря посетил семинарию и, побывав на уроках, отправился в больницу. Несомненно, что он был уже осведомлен о случившемся 6 декабря ночном происшествии в спальнях и, направляясь в больницу, хотел лично убедиться в справедливости сообщенного ему со стороны известия. Повидав избитого, еп. Алексий уехал из больницы крайне расстроенный, выразив о. Петру свое негодование как по поводу происшедшего события, так и потому что инспектор скрыл от него об этом происшествии даже и теперь, когда Преосвященный явился в семинарию. В то время никто и не предполагал, что этот случай послужит поводом к увольнению инспектора из нашей семинарии» [66]. В сохранившихся документах из архива Святейшего Синода об увольнении о. Отношение к инспектору администрации и преподавательской корпорации В записях преподавателя Вологодской семинарии И. Суворова [68] имеется сообщение: «22 января 1897 среда.
Инспектор Успенский внезапу уехал в СПбург. Евл[ампий] Бурцев [69] — исп[олняет] д[олжность]» [70]. Как раз в это время проходили заседания Синода, и 29 января 1897 г. Успенского преподавателем литургики и гомилетики в Тамбовскую семинарию [71]. Петра было тем более неожиданно, что в отчете ревизора Нечаева он получил самый одобрительный отзыв. Правда, недовольство о. Петром, как инспектором, было общее. Городское духовенство относилось к инспекторской деятельности о. Петра не только отрицательно, но, пожалуй, враждебно.
В семинарии некоторые преподаватели открыто выражали свое негодование по поводу поступков близких к инспектору лиц, вмешивавшихся не в свое дело» [72]. Кто подразумевается здесь под «близкими к инспектору лицами», не вполне ясно. Единственный упрек такого рода, который доносит семинарское предание, отраженное в «Бурсе» И. Шадрина см. Петра Елизаветы Александровны. Внезапное увольнение было омрачено и несостоявшимися проводами. Петр стал готовиться к отъезду на место своего нового служения в Тамбов, то возник вопрос о его проводах. Обычай провожать отъезжающих членов корпорации к этому времени в нашей семинарии достаточно укоренился. Одних провожали более торжественно, других более скромно.
Такое разнообразие в проводах зависело как от того, насколько была продолжительна служба провожаемого лица, так и от того, насколько провожаемый пользовался симпатиями. Петр Иванович состоял на службе в семинарии почти 13 лет. Естественно поэтому было ожидать, что в его проводах примут все живое участие. Но вышло то, чего не ожидали. Некоторые преподаватели решительно отказались принять участие в проводах о. Произошел раскол. Проводы не состоялись, и о. Петр уехал из Вологодской семинарии, на служение которой он отдал лучшие годы своей жизни, с чувством не только разочарования, но и горькой обиды» [73]. О разногласиях вокруг воспитательной деятельности инспектора о.
Успенского был осведомлен и ревизовавший семинарию П. Он отмечал в отчете за 1894 г. Лебедевым, «излишне снисходительным» по отношению к ученикам, так что «инспектор семинарии, при обсуждении в Правлении некоторых ученических проступков, оказывается одиноким в подаче своего мнения» [74]. Затем в отчете 1902 г. Лебедевым и инспектором о. Успенским был почти постоянный разлад во взглядах на ученические проступки. Первый всегда стоял за снисходительность, второй требовал соблюдения строгого порядка. Лебедев поэтому пользовался расположением учеников, а о. Успенского недолюбливали» [75].
Преподаватель Вологодской семинарии, а затем многолетний смотритель Вологодского духовного училища В. Лебедев вспоминал: «Инспектор Успенский очень ревностно исполнял свои обязанности, но ученики почему-то недолюбливали его и после одной неприятной истории ученики побили одного семинариста, подозревая в шпионстве инспектору по донесению Еп. Алексея он был переведен на должность преподавателя в Тамбовскую семинарию» [76]. Общий вывод Никифора Александровича таков: «Со многими питомцами из времени инспекторства о. Успенского мне приходилось встречаться впоследствии. Более или менее, за весьма немногими исключениями, отзывались они об о. Петре как воспитателе благожелательно. Только когда вопрос касался табакуров, они с чувством обиды и осуждения отзывались о нем. Лично во мне о.
Петр оставил хорошие воспоминания. Это был труженик, каких редко приходится встречать в жизни. В частной жизни он отличался гостеприимством, радушием и приветливостью» [77]. Итак, большинство педагогов и учащихся воспринимали деятельность о. Петра благожелательно, хотя напряжение, вызываемое мелочностью и придирчивостью инспектора, постепенно накапливалось и в административных кругах, и среди городского духовенства. Отзывы Н. Ильинского, не уклоняющегося и от критических замечаний, следует признать объективными. Были, однако, и преподаватели, резко отрицательно относившиеся к инспектору о. Петру, были и ученики, сохранившие обиду и разочарование.
Давая слово последним, мы хотели бы тем самым придать портрету о. Петра большую рельефность. Казалось, он нарочно поставлен был для того, чтобы вытравить последнее религиозное чувство в своих учениках» [78] , — писал в 1922 г. Резкую реплику о. Тихона вряд ли можно объяснить лишь желанием обновленцев очернить все старые порядки. Созвучные мысли о жизни Вологодской духовной семинарии конца XIX в. Шадрин окончил Вологодскую семинарию в 1894 г. Соответствие повести историческому материалу мы обсуждаем в статье «Повесть И. Инспектор семинарии занимал значительное место в жизни учащихся.
Приведем несколько зарисовок из повести «Бурса» с участием о. Петра Успенского. И действительно, было что-то в о. Петр описывается здесь в конце своего инспекторства, ср. Ильинского, видимо не согласующееся с описанием И. Шадрина в части полноты. То, что под именем Плакиды в «Бурсе» подразумевается именно о. Петр, явно подтверждается дневниковой записью Илария Шадрина «о. Кто забывал это сделать, того он вызывал и делал внушение.
Ученик стоял и злился, проклиная в душе Плакиду и не имея ничего сказать в оправдание. Ученик уходил, чувствуя на себе тяжелый взгляд инспектора, от которого долго потом не мог отделаться» [82]. Здесь перед нами взгляд далекий от объективности, со стороны «юнца невыдержанного, с характером неуравновешенным», которых инспектор так раздражал. Какой вы строптивый — ах, какой строптивый! Последнее время, можно сказать, последние часы, доживаете в семинарии, и не могли утерпеть. Ах, какой строптивый! Вот через несколько дней вы уйдете от нас, будете свободны, так я еще раз предупреждаю вас — не будьте строптивы, будьте почтительны и скромны! Вы неисправимы. Несмотря на всю субъективность описания, мы не можем отказать И.
Шадрину в литературном таланте. Изображенные им сцены убеждают нас в своей достоверности и художественной правде, и семинарская действительность, знакомая современным исследователям больше по официальным документам и небогатым подробностями воспоминаниям, воспринимается очень живо. Товарищеский съезд Курс Вологодской семинарии, на котором учился Иларий Шадрин 1894 г. В 1904 и 1914 г. Второй съезд проходил вскоре после издания «Бурсы» И. Шадрина и на нем состоялось обсуждение повести. Были недовольные произведением и среди учащихся, скорее всего те, кого И. Шадрин изобразил в неприглядном виде. Большинство высказалось за свободу субъективных суждений и не стало выступать с порицанием автора.
На этом же съезде было заслушано письмо от прот. Петра Успенского «с предложением образовать комиссию для исследования, насколько верно сделанное И. Очевидно, о. Петр был крайне раздосадован своим портретом в повести — все вологодские читатели несомненно узнавали, кто имелся в виду, — и требовал опровержения. Комиссию создавать не стали, осуждения автору не вынесли; съезд ограничился выражением благожелательного почтения ко всем преподавателям, в их числе и к П. Воспоминания прот. Петра о Вологде Сам протоиерей Петр сохранил о Вологодской семинарии совсем другие впечатления. Заканчивая преподавательскую деятельность в Тамбове, он говорил в прощальной речи: «Наступило время навсегда расстаться не только с вами, друзья мои, но и вообще с духовной школой, к которой с детства пламенела душа моя. С этой школой связаны лучшие годы жизни, ей отданы лучшие силы; в ней сокрыты самые светлые, самые дорогие воспоминания» [85].
Веяло какою-то особенной красотой и свежестью от этой юношеской среды. Чувствовался необыкновенный подъем духа от живого с нею общения. Бодрость и отзывчивость юношей молодили невольно и сердце их воспитателя… Правда, были моменты и тяжелых разочарований, когда под минутным впечатлением обид и огорчений хотелось бы навсегда разорвать связь с этой средой, лишить ее своего попечения, бросить ей в лицо проклятие, укоризну; но достаточно было на другой же день взглянуть на этот сонм юношей в их совокупном собрании, как в душе снова разгоралось чувство любви, слагалась молитва благословения, ощущалось неодолимое желание снова отдать свои силы на духовное служение этой среде» [86]. В другой статье он говорит о времени своей деятельности в Вологодской семинарии: «То было время особенного расцвета означенной семинарии в учебно-воспитательном отношении. При обычных школьных недостатках, дух идеализма витал тогда в семинарии» [87]. Пасхи; с духовной радостью далее вспоминаю их усердное прислуживание в алтаре, их осмысленное чтение по предварительной подготовке, их очередное по классам пение на клиросе, их особую ревность к церковной проповеди, их семинарские праздники, музыкальные вечера, любительские литературные представления. У кончающих курс дни прощальные с семинарией, когда душа юношей наиболее открывалась в любви к воспитавшему их заведению…» [88]. Педагогическая деятельность прот. Петра Успенского в Тамбове Начало преподавательской деятельности в Тамбовской духовной семинарии не было безоблачным для о.
Об этом сохранилось интересное свидетельство из попавшего в руки полиции письма к студенту Варшавского университета Павлу Шепелеву [89]. Письмо написано в декабре 1897 г. В начале 1898 г. Среди корреспондентов Павла — его брат Иван Шепелев, незадолго до этого исключенный из третьего класса Тамбовской семинарии из-за найденных у него «книг светского содержания»: «Анна Каренина», «Преступление и наказание» и журнал «Мир Божий» [91]. Не имея такта в обращении с учениками, какой имеет Ректор [92] , он считает за грех сделать какую-нибудь уступку ученикам и выдумал, чтобы ученики записывали уроки по гомилетике в особые тетрадки, за которые, не читая, ставит двойки за отсутствие рачительности к каллиграфии. Мы собрались после обедни около сборной. Ректора в это время не было. Оказалось, что он давно ушел, смекнув, в чем дело. В понедельник собрались обоими отделениями перед 4 курсом.
Петр еще не приходил. Но после урока ему было шипение, и страшное. В этом участвовали 4—1, 4—2, 5—1, 5—2, 6—1, 6—2. Во вторник освистали. Теперь его провожают суб[-инспектор] и дежурный по классу. А про шипение ни слова! Таким образом, привыкший к инспекторскому «полновластию» в достаточно законопослушной Вологодской семинарии о. Петр не сразу нашел правильную тональность в обращении с учащимися в более беспокойной Тамбовской семинарии. Ректор, как видно из письма, гораздо тоньше чувствовал настроение семинаристов и умело лавировал, избегая обострений.
Впрочем, о. Петр сумел справиться со «строптивыми» семинаристами — вероятно, проявив гибкость. Во всяком случае воспоминания А. Нечаева об уроках гомилетики о. Петра в Тамбовской семинарии [94] полны выражений благодарности за содержательные уроки, многократно пригодившиеся автору в дальнейшей жизни. Эти похвалы произносились в присутствии самого о. Петра, поэтому в них сложно ожидать критически взвешенной оценки. Однако уже окончивший к этому времени Казанскую академию и с 1904 г. Нечаев, очевидно, говорил вполне искренне, хотя, возможно, и умалчивал об отрицательных чертах чествуемого протоиерея.
Мы видим, таким образом, что хотя критически настроенная молодежь и выносила о педагогической деятельности о. Петра резко отрицательные суждения, более объективные свидетели находили у него много положительных качеств, таких, как трудолюбие, неравнодушное исполнение своих обязанностей и искренность. Однако мы не можем отрицать справедливости и некоторых упреков.
К прежним предметам добавились и новые, такие как: история литературы, исто-рия проповедничества, история раскола. Следует сказать, что история раскола в Тамбовской семинарии препода- валась и раньше, но в среднем отделении.
Теперь на этот предмет отводился всего один час в последнем классе. Количество часов, отводившихся на тот или иной предмет, показывает, что принцип разделения общего и богословского образования сохранился: в первых пяти классах изучались общеобразовательные науки, а в по-следнем, шестом, - богословские, но во всех классах пре-подавалось Священное Писание и значительное время уделялось греческому и латинскому языкам. Немецкого, французского и еврейского языков в сетке основных предметов вообще нет. По поводу этих языков ректор семинарии архимандрит Димитрий еще в 1873 году приводил следующую статистику: «В 1872-1873 гг. В 1874 году изучающих новые языки в высшем отделении оказалось всего 13 человек.
В 1873 году было принято решение, что во всех клас-сах семинарии будет отводиться один час в неделю на церковное пение. Ранее пение было только в начальных классах семинарии. В 1880 году церковное пение в рас-писании называлось нотным пением. Причиной этого стало повсеместное распространение партесного пения, для которого необходимо было знание правил гармонии и нот. С целью усовершенствования церковного пения весь богослужебный круг был положен Придворной Ка-пеллой на четыре голоса.
Составленные Капеллой обихо-ды были напечатаны, и Святейший Синод своим указом предписал преподавать пение именно по ним, однако из-за высокой стоимости в большинство духовно-учебных заведений они так и не поступили. Сложилась пара-доксальная ситуация, когда, несмотря на то, что пение вошло в курс духовных училищ и семинарий, препода-вать его приходилось по старинке, и урок проходил так: преподаватель сам пел различные песнопения, а за ним начинали подпевать семинаристы. Естественно, что та-кое преподавание было малоэффективным. В 1882 году преподаватель церковного пения Иван Любомудров внес в Правление семинарии следующие предложения: 1. Просить у епископа Тамбовского, чтобы он исхода-тайствовал у директора Капеллы разрешения перепе-чатать из обихода необходимые песнопения с текстом.
Мелодии этих молитвословий основательно изучать в духовных училищах. Всех семинаристов разделить по голосам, составить из них хор; в младших классах изу-чать теорию музыки и сольфеджио. В старших классах изучать гармонию, правила составления хоров и обуче-ния их. Особое внимание в семинарии уделялось изучению Священного Писания, языков и церковной истории. Но каких-то решительных изме-нений в методике и самом характере преподавания не происходило вплоть до начала 1870 годов, когда во главе семинарии встал архимандрит Димитрий Самбикин и в нее пришли молодые активные преподаватели.
В целях совершенствования уровня знаний учащих-ся в сентябре 1872 года по воскресным и праздничным дням было заведено чтение и объяснение дневного Еван-гелия или изложение истории праздника. До июля 1873 года этим занимался сам отец ректор. Одной из причин таких чтений стала скудость сведений об отцах Церкви в учебнике по церковной истории. В преподавании церковной истории долгое время использовался учебник архимандрита Иннокентия 1834 года издания , который абсолютно не соответ-ствовал требованиям новой программы. В 1872 году преподавание началось по учебнику Смирнова, одна-ко и у него были существенные недостатки, и прежде всего слабый патрологический отдел отсюда и воз-никла необходимость организовать специальные со-беседования и почти полное отсутствие необходимых карт.
Чтобы как-то восполнить пробелы учебника, сам преподаватель церковной истории составлял записки, которые распространялись среди учеников. Впослед- ствии подобные записки были составлены по целому ряду других предметов, и в частности по истории ли-тературы и обзору философских учений. Для препо-давания богословских предметов педагоги пользова-лись учебниками, рекомендованными для духовных семинарий. По догматическому богословию это был известный труд митрополита Макария Булгакова. В августе 1873 года архимандрит Димитрий, указывая на то, что «письмен-ные сочинения воспитанников одни из важных средств обучения»,8 предложил представлять ректору темы со-чинений воспитанников за неделю.
Помощники ин-спектора ежемесячно должны были интересоваться в классах, даны ли темы сочинений. Отсрочка времени сдачи сочинений не допускалась, и о всех не сдавших во-время докладывалось Правлению. После рассмотрения сочинений они на один месяц возвращались воспитан-никам для изучения допущенных ошибок и сделанных преподавателем замечаний, а затем сдавались в архив. Предложение ректора было принято Правлением. В дальнейшем, в ходе обсуждения процедуры проверки сочинений, со стороны ректора последовал ряд замеча-ний педагогам, что, в свою очередь, вызвало недовольство некоторых преподавателей.
В числе погрешностей поставлено на вид, что некоторые из них дозволяли себе делать на полях со-чинений заметки оскорбительные для учеников. Вполне согласен с тою мыслью, что не следует оскорблять учени-ков, я для пополнения замечания отца ректора, считаю нужным добавить несколько своих замечаний. Бывают случаи, когда нужен и резкий тон учителя в том случае, когда ученик мало того, что не осознал свои недостатки, а даже услаждается своими мнимыми достоинствами. Пример: цитата из сочинения: «Жизнь человека — не-нормальное явление в мире - так что мне - плакать о по-тере ее? Говорю, - жизнь человека ненормальное явле-ние в мире, потому что она не может войти в гармонию с другими явлениями мироздания».
Замечание учителя на полях: «Зачем так надуваться и притворяться фило-софом». Это замечание выставлено оскорбительным, но там же на полях замечание отца ректора: «Что за чепуха? Принадлежащая отцу ректору заметка также оскорбительна. Отцу ректору нужно было выставить на вид Педагогическому собранию и свою погрешность. К этому я долгом своим считаю присовокупить, что не со-всем педагогично поступают следящие за деятельностью наставников, когда на ученических сочинениях делают надписи: «Не выправлено, как следует».
Это видно не только из того, как сочинения обсуждались на заседаниях Педагогического собрания, но и из увели-чения количества тем сочинений. Если раньше их было три-четыре, то теперь по каждому предмету не менее пяти-шести. Приведем некоторые темы сочинений, ко-торые давались ученикам в 1881-1882 учебном году. По Священному Писанию им предлагалось ответить: «Как понять и чем объяснить идолослужение Соломона, ко-торое представляется совершенно несообразным с его необычной мудростью? По догматическому богословию преподаватель хотел знать мнение учеников на такие темы: «Рассужде-ние о характере действий Божиего Промысла вообще и о попущении в особенности», «Для чего Бог допускает деятельность злых духов и не стесняет свободы челове-ческого действия?
По нравственному богос-ловию ученики должны были разобраться в следующем: «Выяснить понятие формальной и реальной свободы на основе исторического повествования Моисея о проис-хождении и падении первых людей и указать примеры идеальной доброй и злой свободы», «Справедливо ли утверждение: будто бы христианская религия требует любви к Богу и развивает нелюбовь к миру, тормозит прогресс и цивилизацию? По обзору философских учений надо было знать: «Несостоятельность учения Дарвина о происхождении видов», «Можно ли согласиться с мнением тех, которые отрицают прогресс в философии» и т. Они не были абстрактными, далекими от реальности, а, напротив, приближенными к насущным потребностям и запросам общества. Семинаристам предлагалось най-ти православный ответ на поставленные вопросы, руко-водствуясь Священным Писанием, трудами святых от-цов и ученых-богословов. Еще одно нововведение данного времени - состав-ление преподавателями семинарии отзывов на новые учебники и пособия.
В особенности это касалось посо-бий, издававшихся для изучения классических языков. Эти предметы чаще всего требовали от учителя творче-ской работы и умения правильно и грамотно распреде-лять учебный материал. Такая работа обычно поручалась лучшим преподавателям, и они подходили к ней с боль-шой ответственностью. Вот, например, какой отзыв дал В. Богоявленский в декабре 1875 года на хрестоматию по греческому языку, составленную Носовым: «Многие переводы статей повторяются; необходимо, по моему мнению, познакомить учеников и с произведениями Арриана и Геродота, писавших на разных диалектах … Можно сократить отдел образцов церковно-греческого языка, если во втором полугодии 4 класса будут уделять 2-3 урока в неделю на перевод экспромтом Евангелия от Луки и Деяния».
В первой половине ХIX века в семинарии существовала несовершенная трехбалльная система. Ее сменила еще более неудобная, когда в ат-тестатах выпускников появлялись такие оценки, как: «весьма посредственно», «очень хорошо» и прочие. Ака-демическое правление не раз указывало Семинарско-му правлению, что в аттестате оценки должны выгля-деть определенно, но ситуация не менялась. Наконец в 1875 году была введена пятибалльная система отметок и приняты правила о том, каких критериев должны придерживаться педагоги при выставлении оценок за ответ. Они состояли в следующем: «5 - за полный, по-следовательный, отчетливый и вполне сознательный при основном знании всего пройденного.
В это же время были составлены четкие правила проведения годичных экзаменов: «1. Комиссии, производящие испытания, избираются Правлением в педагогическом собрании и утверждаются епископом. Комиссия должна состоять минимум из трех человек.
Неслучайно труд преподобного Нестора Летописца называют энциклопедией средневековых знаний. Летопись эта была настольной книгой для древнерусского церковного или государственного деятеля. Не угас он и сейчас. Великорус, украинец, белорус, обращаясь к своему прошлому, непременно кладет перед собой "Повесть временных лет" и находит там самого себя". Летописный свод преподобного Нестора дошел до нас в двух редакциях — Лаврентьевской и Ипатьевской. Первая редакция 1377 года принадлежит писцу монаху Лаврентию, который изложил события до 1305 года. Это самый древний список, каким мы располагаем. Вторая редакция получила название от Ипатьевского монастыря города Костромы, где сохранился список Летописи XV века. Новгородская 1-я летопись известна в двух редакциях, одна из которых доведена до 1352 года, а другая до 1446 года. Новгородская 3-я летопись XVI в. Новгородская 4-я летопись представляет собой обширный свод общерусского значения. Если другие летописи на Руси велись при монастырях и, следовательно, монахами, то в Новгороде — писателями из числа белого духовенства. Известны Псковские 1-я, 2-я и 3-я летописи. Начало Московского летописания восходит к году строительства Успенского собора в Кремле 1326 г. Со становлением Москвы как столицы Русского государства летописание в ней приобретает общерусское значение в отличие от летописей Новгородских, Псковских, Тверских. Московские летописные своды возникали при Успенском соборе Кремля, а также в знаменитом Троице-Сергиевом монастыре. Древнейшая московская летопись под названием Троицкая, доведенная до начала XV века, не сохранилась сгорела в 1812 году. Другой летописный общерусский свод появился около 1479 года и послужил основой для летописей XVI века, особенно прослеживается его влияние в Воскресенской летописи, заканчивающейся 1541 годом. Важное значение для истории имеет также Никоновская летопись, относящаяся также к XVI веку. Она сохранилась в двух списках — Патриаршем и князя Оболенского. Список Оболенского в конце XVI века был переработан и дополнен сведениями по всемирной истории, снабжен огромным числом миниатюр, в результате чего получился Лицевой летописный свод, названный Царственным летописцем. В XVII веке официальное летописание теряет свое первоначальное значение. Создаются чисто исторические повествования, которые, впрочем, еще содержат следы повествований летописных. В 1630 году при дворе Патриарха Филарета появился исторический труд о Смутном времени. При Патриархе Никоне создан свод 1652 года, в котором большое внимание уделено святому Филиппу, митрополиту Московскому. Начало Сибирскому летописанию положили материалы участников похода Ермака как устные рассказы, так и письменные донесения полковых писарей в Москву и в вотчину Строгановых , а также народные предания, на основе которых в 1622 году был составлен Синодик Тобольского собора. Одновременно были составлены летописи в Кунгуре Кунгурская и в вотчине Строгановых Строгановская. В 1636 году дьяк Тобольского архиепископа Савва Есипов, согласуясь с грамотой церковного Собора от 16 февраля 1636 года, составил летопись "О Сибири и Сибирском взятии" так называемая Есиповская летопись. При составлении этого свода были использованы предшествующие летописи. Сибирские летописи содержат ценные сведения о строительстве церквей, об организации церковного управления, а главное, о христианизации местного населения. В прошлом столетии с 1846 г. Эта серия на данный момент насчитывает 33 тома к настоящему времени вышел 41 том. Кроме летописей, к источникам по истории Русской Церкви следует отнести законодательные памятники. Древнейшим из них является Устав святого князя Владимира Святославовича. Документ сообщает о ряде судебных прав церковной власти, предоставленных ей великим князем после принятия Русью христианства X в. Подобного же рода и Устав князя Ярослава, сына князя Владимира. Большое значение для истории Русской Церкви имеют актовые материалы — договоры Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 годов. В "Повести временных лет" помещены: договор князя Владимира с царевной греческой Анной, договор князя Ярослава с русским митрополитом Иларионом, судные и уставные грамоты удельных князей для местных епископов, жалованные грамоты монастырям. Сохранившиеся ханские ярлыки русским митрополитам сообщают о положении Церкви в монгольский период. Внутрицерковными руководствами законодательного характера служили деяния Владимирского Собора 1274 года, Московского Стоглавого Собора 1551 года, Большого Московского Собора 1666—1667 годов. Применительно к условиям жизни Русской Церкви создаются сборники канонических правил: "Церковное правило митрополита Иоанна II ", "Вопросы Кирика" и другие. Немалое значение имеют послания русских иерархов, отразившие в себе черты церковной жизни соответствующих эпох. Послания были адресованы или пастве например, митрополита Симона в 1501 г. К историческим источникам относятся также проповеди русских проповедников. В "Степенной книге" и "Домострое" — литературных памятниках XVI века — также содержится много сведений о церковной жизни. К письменным источникам по истории Русской Церкви принадлежат Богослужебные книги, особенно службы русским святым, жития русских святых, а также синодики, каталоги иерархов, архивы монастырей, описания паломничеств по святым местам: "Хождение игумена Даниила, XI в. В состав церковно-исторических материалов входят и вещественные памятники древности. Это уцелевшие храмы, иконы, церковная утварь, надгробия. Известия иностранных авторов скажем, Герберштейна, Фабра , посетивших и описавших Русь, являются дополнительным материалом по истории Русской Церкви. Характер источников по истории Русской Церкви в Синодальный период 1700—1917 гг. Примечательно, что если в досинодальный период государственные законы принимались только после совета царя с первосвятителем Церкви, то с XVIII века царская власть нередко издавала законы даже в отношении Церкви без какого-либо предварительного обсуждения их с властью, притом законодательные распоряжения и установки затрагивали всю структуру церковного управления. Помимо Святейшего Синода царское законодательство касалось органов епархиального управления, приходского духовенства, монастырей, духовных школ, миссионерских учреждений.
Александр Сарычев. Церковь и власть. Тамбов, ООО "Юлис", 2005. Тамбов: Изд-во Тамб. Тамбов: "Пролетарский светоч", 2008. Безбожие в 1930-е годы — апогей или кризис? Выпуск N4 35. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. Кирсанов православный. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Тамбов, 2012. Беленова Е. Тамбов: Изд. Озарнов, Н. Левин; [подгот. Тамбов: Пролетарский светоч, 2010. Сказание о Моршанском Казанском Прошином монастыре и его насельницах. К столетию основания. Моршанск: Пролетар. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. Святыни Тамбовской епархии. Житие архиереев Тамбовских. Тамбов, Компьютерный Центр, 1998. Сказания о Козловских храмах. Липецк, 1998.
Вышел в свет двенадцатый номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» за 2023 год
сканы переведены в текст, текст официальной части выверен. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ): Электронное научное издание "Периодика". Епархиальные ведомости Курской епархии. Скачать статью на тему “Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год” по цене 950 рублей со скидкой 50%.
Ограниченный просмотр
- Похожие работы:
- Партнёрская программа
- Произведения
- Ведомости 1866
Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Рязанские епархиальные ведомости
В государственные архивы церковные документы не сдаются, а епархиальный архив для доступа исследователей закрыт. Остается единственный источник: «Тамбовские епархиальные вести», светская пресса и официальный сайт Тамбовской епархии существующий с 2002 года. С 2008 года газета «Тамбовские епархиальные вести» преобразована в полноцветный журнал, который с 2009 года стал выходить под прежним своим названием продолжая преемственность традиций, заложенных еще святителем Феофаном Затворником в 1861 году. Вот все что можно кратко сказать об исторических источниках по истории Тамбовской епархии. Переходя к обзору литературы, следует отметить, что дореволюционный период это вообще время накопления материала, его систематизация и попытка практического применения в качестве церковно-исторических справок. И здесь есть ряд имен внесших существенный вклад в сбор сведений об истории епархии. Это, прежде всего протоиерей Стефан Абрамович Березнеговский 1797-1868 гг. Он был первым исследователем истории епархии, ему принадлежит труд по истории строительства Спасо-Преображенского собора г. Тамбова, по истории тамбовского сектантства и статья, опубликованная в «Тамбовских епархиальных ведомостях» в 1861 году под громким названием «История Тамбовской епархии», хотя собственно сама история была доведена лишь до первых тамбовских епископов.
Отец Стефан проследил обстановку в крае до появления городов, высказал некоторые мнения о распространении христианства и даже выдвинул предположение о подвластности первых тамбовских епископов Рязанским митрополитам в статусе викариев. Протоиерей Стефан Березнеговский занимался историческими изысканиями так сказать в свободное от работы время, это было его хобби. Он был настоящим знатоком церковной старины и подвижником своего дела. В некотором роде продолжателем его деятельности стал протоиерей Георгий Васильевич Хитров 1820-1893 гг. В конечном итоге в 1861 году была издана книга «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» под редакцией протоиерея Хитрова. В «Описании» собраны справочные сведения, касающиеся епархии вплоть до 1859 года, однако это было не просто сухое изложение фактов, а концептуально продуманное справочное издание со своей внутренней логикой и в том, что труд получился именно таким заслуга без сомнения отца Георгия Хитрова. Логика труда заключалась в том, что истории епархии рассматривалась с ее основания и мыслилась как история деятельности епархиальных архиереев. Безусловно говоря о литературе по истории епархии нельзя не упомянуть об Иване Ивановиче Дубасове 1843-1913 гг.
Главная заслуга И. Дубасова заключается именно в том, что он не отрывал историю церкви от истории губернии, понимая какое исключительное значение, сыграло христианство в становлении нашего края. Несколько работ тамбовских любителей церковной старины посвящены описанием жизни подвижников благочестия. Они, эти описания, стали основанием для составления житий подвижников после их прославления в лике святых. Среди этих работ стоит отметить труд Н. Молчанова в будущем архиепископа Виленского Никандра под названием «Жизнеописание свт. Питирима, епископа Тамбовского», выдержавшего два издания 1885 и 1914 годов. Это наиболее полное описание жизни нашего святителя, оно и сегодня является единственным в своем роде.
Протоиерей И. Сладкопевцев оставил нам жизнеописание прп. Марфа Апариной , помещенное в журнале «Странник» за 1862 год, а затем попавшее в многотомное издание «Отечественные подвижники благочестия» 1912 года. В 1897 г. Щеголева «Краткий очерк жизни Козловского юродивого Ивана Семеновича Григорьева», отдельной маленькой брошюрой была издана книжица о тамбовской страдалице Марии Черновой автором которой стал В.
Лебедяни, Николаевский храм г. Лебедяни, Троекуровский женский монастырь. Вязовая Вершина Лебедянского уезда, Сезеновский женский монастырь. Липецк, соборг.
Липецка, Древле-Успенская церковь г. Липецка, Преображенская кладбищенская церковь г. Липецка, Успенская кладбищенская церковь г. Липецка, церковь при тюремном замке г. Липецка, Вознесенская церковь г. Липецка, Покровский храм г. Липецка, Троицкий храм г. Липецка, Евдокиевский кладбищенский храм г. Липецка, церковь при духовном училище г.
Липецка, женская прогимназия г. Уварово Борисоглебского уезда. Борисоглебск, собор г. Борисоглебска, Казанский храм г. Борисоглебска, Часовенный храм во имя иконы Божией Матери «Достойно есть» г. Борисоглебска, Покровский храм тюремного замка г. Борисоглебска, Кладбищенский храм г. Борисоглебска, Знаменский храм Станичной Слободы г. Борисоглебска, Казанский храм Солдатской Слободы храм г.
Мордово Усманского уезда, Вознесенская церковь с. Мордово Усманского уезда.
Постсоветский период в истории епархии и современное положение в источниковедческом смысле темное пятно. В государственные архивы церковные документы не сдаются, а епархиальный архив для доступа исследователей закрыт. Остается единственный источник: «Тамбовские епархиальные вести», светская пресса и официальный сайт Тамбовской епархии существующий с 2002 года. С 2008 года газета «Тамбовские епархиальные вести» преобразована в полноцветный журнал, который с 2009 года стал выходить под прежним своим названием продолжая преемственность традиций, заложенных еще святителем Феофаном Затворником в 1861 году. Вот все что можно кратко сказать об исторических источниках по истории Тамбовской епархии. Переходя к обзору литературы, следует отметить, что дореволюционный период это вообще время накопления материала, его систематизация и попытка практического применения в качестве церковно-исторических справок. И здесь есть ряд имен внесших существенный вклад в сбор сведений об истории епархии.
Это, прежде всего протоиерей Стефан Абрамович Березнеговский 1797-1868 гг. Он был первым исследователем истории епархии, ему принадлежит труд по истории строительства Спасо-Преображенского собора г. Тамбова, по истории тамбовского сектантства и статья, опубликованная в «Тамбовских епархиальных ведомостях» в 1861 году под громким названием «История Тамбовской епархии», хотя собственно сама история была доведена лишь до первых тамбовских епископов. Отец Стефан проследил обстановку в крае до появления городов, высказал некоторые мнения о распространении христианства и даже выдвинул предположение о подвластности первых тамбовских епископов Рязанским митрополитам в статусе викариев. Протоиерей Стефан Березнеговский занимался историческими изысканиями так сказать в свободное от работы время, это было его хобби. Он был настоящим знатоком церковной старины и подвижником своего дела. В некотором роде продолжателем его деятельности стал протоиерей Георгий Васильевич Хитров 1820-1893 гг. В конечном итоге в 1861 году была издана книга «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» под редакцией протоиерея Хитрова. В «Описании» собраны справочные сведения, касающиеся епархии вплоть до 1859 года, однако это было не просто сухое изложение фактов, а концептуально продуманное справочное издание со своей внутренней логикой и в том, что труд получился именно таким заслуга без сомнения отца Георгия Хитрова.
Логика труда заключалась в том, что истории епархии рассматривалась с ее основания и мыслилась как история деятельности епархиальных архиереев. Безусловно говоря о литературе по истории епархии нельзя не упомянуть об Иване Ивановиче Дубасове 1843-1913 гг. Главная заслуга И. Дубасова заключается именно в том, что он не отрывал историю церкви от истории губернии, понимая какое исключительное значение, сыграло христианство в становлении нашего края. Несколько работ тамбовских любителей церковной старины посвящены описанием жизни подвижников благочестия. Они, эти описания, стали основанием для составления житий подвижников после их прославления в лике святых. Среди этих работ стоит отметить труд Н. Молчанова в будущем архиепископа Виленского Никандра под названием «Жизнеописание свт. Питирима, епископа Тамбовского», выдержавшего два издания 1885 и 1914 годов.
Это наиболее полное описание жизни нашего святителя, оно и сегодня является единственным в своем роде. Протоиерей И. Сладкопевцев оставил нам жизнеописание прп. Марфа Апариной , помещенное в журнале «Странник» за 1862 год, а затем попавшее в многотомное издание «Отечественные подвижники благочестия» 1912 года. В 1897 г.
Тамбовские епархиальные ведомости картинки.
Архангельские епархиальные ведомости. Олонецкие епархиальные ведомости. Орловские епархиальные ведомости. Епархиальные ведомости 1917. Вятские епархиальные ведомости читать. Ведомости 1891 года.
Епархиальные ведомости. Новгородские епархиальные ведомости.
JavaScript is disabled
Узнайте значение словаТамбовские епархиальные ведомости в различных словарях, в том числе и вЭнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Период создания: 1866 г. Источники биографических сведений - Архивные источники --- Персональные биографические статьи, монографии --- Литературные и научные труды епископов, выступления, проповеди Приходское и монашествующее духовенство (по епархиям). Тамбовские епархиальные ведомости История начинается в 1860 году, когда Святейшим Синодом было принято решение об издании во всех епархиальных городах ежемесячных журнал. Скачать статью на тему “Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год” по цене 950 рублей со скидкой 50%.