Хиротония архимандрита Ермогена Корчукова во епископа Туранского Патриаршее служение в Троицком храме подмосковного Реутова. Во время своего визита Патриарх совершит освящение Введенского храма, который находится на ул. 9 января, 1А.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Сюжет «Святителя» разворачивается вокруг фигуры знаменитого исторического деятеля — святого патриарха Ермогена, бывшего митрополита Казанского. Памятник Патриарху Гермогену появится в Александровском саду. Слово Патриарха 2022 год. По благословению Патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. По благословению Патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре.
Жизнь за Россию. Как патриарх Гермоген поднял народ на восстание
Приглашаем поклониться мощам священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси | Патриарх Ермоген через «бесстрашных людей» рассылал по русским городам и весям послания с призывами не подчиняться полякам и не верить самозванцам. |
В Оренбуржье ожидают приезд патриарха Кирилла, который освятит храм | Патриарх Гермоген (Ермоген, в миру Ермолай; ок. |
Слово Патриарха. О святителе Ермогене. Смутное время
На фоне о. Гермогена жизнь таких отцов выглядела обличительно. И появляются недоброжелатели. Гермоген не умел и не считал возможным. Он живо чувствовал свою ответственность пастыря перед Богом, перед людьми. Его поставляют епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, где в 1905 году рабочие присоединяются к всероссийскому восстанию. Владыка ездит на фабрики и заводы, выслушивает рабочих, отвечает на их вопросы, пытается объяснить обман, стоящий за красивыми словами о «братстве и равенстве», а еще возмещает материальные убытки тем, кто не по своей воле участвовал в забастовках.
К выбору священников в своей епархии владыка подходил строго: для него не имеет значения, насколько «мастит» батюшка, из какой он «потомственной священнической семьи». До епископа Гермогена настоятелями городских приходов в основном становились священники, у которых были связи, но не обязательно желавшие что-то делать. Владыка же Гермоген мог простого сельского батюшку назначить настоятелем городского прихода, если видел в нем способности и желание миссионерского служения. Владыка прямо высказывал свою позицию по вопросам церковной и общественной жизни. В газетах часто появлялись статьи о епископе, как в поддержку, так и откровенно клеветнические. Как выяснилось, владыка Гермоген не имел ничего своего.
Одежду ему выдавали в монастыре, при котором он жил. А все средства благотворителей и собственное жалование владыка Гермоген передавал на церковные нужды и помощь нуждающимся. Встреча с Распутиным Григорий Распутин в Тюменской больнице после первого покушения на его жизнь. Снимок из архива музея Распутина в селе Покровское.
В отличие от патриарха Игнатия Гермоген осудил этот брак.
За это был выслан в свою казанскую епархию без права приезжать в Москву. Пришедший к власти Василий Шуйский после некоторых раздумий предложил Гермогену стать новым патриархом, поскольку сподвижник самозванца патриарх Игнатий был посажен в тюрьму. Казанский митрополит сразу согласился и стал надежной опорой постоянно шатающегося трона царя Василия. Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. Но никто не стал его слушать.
В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство — семибоярщина — стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости.
Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу.
Патриарх Россия выполняет особую миссию по сохранению в мире понятий добра и зла Мощные пропагандистские силы в мире сегодня работают на разрушение понятий о добре и зле, и Россия здесь выполняет особую миссию по сохранению традиционного мировоззрения, которое позволяет оставаться людям по-настоящему свободными. Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать.
Просто вот нет и нет. Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать.
Я сказал, что я это комментировать не буду, потому что, ну все. Ну свои какие-то внутренние переживания я оставляю при себе.
После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме. После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. Там он был радостно встречен и царем Иваном Грозным, и столичным духовенством. Ведь явление чудотворной иконы означало, что Бог посылал на Русь свою благодать.
Ермолаю посоветовали принять постриг и продолжить духовную карьеру. В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген в Чудовом монастыре. В Казани он сначала стал архимандритом местного Спасо-Преображенского монастыря, а потом был назначен архиепископом. После учреждения в Москве патриархии в 1589 году Гермоген стал первым казанским митрополитом. В общей церковной иерархии у него было четвертое место.
«За молитву надо бороться»
Патриарх Гермоген доверял Богородице, зная, что Она поможет русскому народу избавиться от напастей и бедствия. чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его кончине. Священномученик Гермоген (Ермоген), Патриарх Московский и всея Руси родился около 1530 года в семье донских казаков.
Чудеса Патриарха Ермогена
Поясные изображения, ориентированные на Титулярники, существовали в эмалях ЦМиАР , расходились в листах хромолитографий, напр. Морозова и И. Сытина в Москве, Е. Фесенко в Одессе РГБ , печатались в газетах.
Владиславу, Е. Большую известность приобрела икона Е. Согласно надписи, она была создана «усердием хоругвеносцев Большого Успенскаго собора и принесена в дар оному» Серафим Кузнецов , игум.
Торжество Долга: Прославление свят. Патриарха-патриота Ермогена и майские торжества в 1913 г. Кунгур, 1914.
Успенского собора Николаем Любимовым, с ней совершались крестные ходы, что зафиксировано на фотографиях. Он стоит на площадке лестницы при спуске в подклет чудовского собора , за ним собор арх. Михаила Чудова мон-ря, слева виден кремлевский Успенский собор, справа вверху - Казанская икона Божией Матери, к-рую несут ангелы.
Сохранилась акварель Васнецова 1913 г. Апреля 20» Дом-музей В. Васнецова; впервые опубл.
Характерные черты лика с большими живыми глазами и удлиненным носом с морщинами около них обнаруживают сходство с портретным изображением в Титулярнике 1672 г. Большие иконы Е. Рыбаковым в 1912 г.
Соколовым в 1913 г. Последняя, с мощевиком, исполнена «усердием богомольцев Чудова монастыря, членов братства святителя Алексия» и имеет клейма жития Е. Пашковых в Москве и вложенная в синодальную патриаршую ц.
Двенадцати апостолов в Московском Кремле А. Воробьёвой ГММК. В икону «усердием и иждивением архимандрита Арсения, синодального ризничего» вставлен мощевик с 8-конечным крестом на внешней пластине с частицей св.
Образ с надписью внизу: «Викторъ Васнецовъ 1913 г. Апреля 20. Копiя» - находится в московской ц.
Сюда он попал, вероятно, из находящегося неподалеку Троицкого храма - подворья ТСЛ, рядом с к-рым стоял дом Васнецова. Очевидно, к этому произведению относится свидетельство художника в письме 1923 г. Рака для мощей сщмч.
Проект худож. Вашкова Рака для мощей сщмч. Вашкова На фоне Чудова мон-ря Е.
Одна из них 1915 , согласно надписи на нижнем поле, «сооружена усердием прихожанина Илии Власовича Челышева и приложена ко храму Введения Б[огороди]цы села Черсева 1915-го года сен[тября] 26-го дня» Казанский собор на Красной пл. Нек-рые иконы вставлялись в красивые поля-рамы в стиле модерн с имитацией цветных эмалей ГМИР , как на иконе 10-х гг. Маркова, см.
Астрахань: Иконы, коллекции, открытия. Астрахань, 2004. Августину в день ангела.
Иконы этого извода получили широкое распространение икона из кафедрального собора Сошествия Св. Духа в Минске. Этот образ, исполненный на бумаге углем, экспонировался на выставке картин художника в Историческом музее в 1912 г.
Выставка картин В. Васнецова: Ист. Сохранился подобный образ углем 1911 г.
Образ Е. Он изображен в кафтане и белом клобуке, опирающимся на посох, с высоко поднятой в двуперстном благословении десницей. На чурбане - сноп пшеницы и длинный развернутый свиток со словами благословения Е.
Внизу надпись: «Святейшiй Гермогенъ Патрiархъ, всеа Россiи, въ заточенiи въ подземельи Чудова монастыря. Подобный иконографический извод известен в хромолитографиях с подписью: «В. Васнецовъ 1911 г.
Ширинской-Шихматовой, подаренная прот. Александром Хотовицким Л. Титовой , в фотокопиях Дом-музей В.
Первый храм во имя Е. На зап. Устроенъ усердiемъ Русскаго Монархическаго Общества и Русскаго Монархическаго Союза въ Москве въ мае 1913 года въ ознаменованiе 300-летiя Августейшаго Дома Романовыхъ и благополучнаго царствованiя Госуд.
Зодчiй Н. Стрюковъ [Струков]. Председатель Русск.
Собранiя и Русск. Союза протоiерей Iоаннъ Восторговъ» Доклад Н. Яныченко «Храм в память Св.
Небольшой подземный храм напоминал церковь XVII в. Здесь находились новописаные иконы Е. Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена.
Богородицы на Рву, одно из них исполнено в 1913 г. Скворцова частное собрание. Иногда фигура стоящего на орлеце Е.
Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве. В 10-х гг. Ермолая предположительно тезоименитый святой Е.
Редкий извод иконографии - на небольшой иконе в форме гробовой крышки с фигурой Е. После прославления тиражировались и живописные композиции, цветные открытки худож. Зворыкин с изображением заключенного в темницу Е.
К торжественному открытию в 1914 г. Николай II устроил на свое иждивение большую драгоценную серебряную раку, в ней находился кипарисовый гроб с серебряными чеканными ручками и крышкой на серебряных петлях, легко вынимавшийся для шествия во время крестных ходов Георгиевский. Проект раки принадлежал худож.
Вашкову, к-рый пользовался советами Васнецова. Наблюдение за исполнением работ было возложено на кн. Кипарисовый гроб и рака изготовлены фирмой Оловянишникова.
Боковые стенки раки были обиты чеканным серебром и украшены драгоценными камнями. Мотивы вьющихся растительных орнаментов и характер вязи надписи текст тропаря на крышке: «Российския земли первопрестольниче…» напоминали панагию Е. На боковой стенке раки в центре было изображение Голгофского креста, над ним на крышке располагалась серебряная пластина с поясным изображением в технике перегородчатой эмали благословляющего святителя с Евангелием в левой руке.
Рака была изъята из Успенского собора Кремля в 1922 г. Местонахождение раки неизвестно скорее всего она была переплавлена , сохранилась пластина от ее крышки ГММК. Перед ракой стоял массивный подсвечник, изготовленный ок.
Серебряная утварь моск. Казанской иконы Божией Матери в Вырице Сщмч. Александры Феодоровны для св.
На скрижалях мантии из серо-зеленого репса в традициях древнерус. Ермогена вместе со сщмч. Белый клобук с серебряными золочеными дробницами на воскрылиях повторял форму клобука патриарха Филарета Романова.
На очелье клобука Е. Александра Феодоровна Открытие мощей свт. Ермогена: 1914 г.
На дробницах - резные изображения святых, тезоименитых мученикам царю Николаю II, царице Александре и их детям, а также ангела-хранителя. На бархатной епитрахили, шитой разноцветными шелками и золотными нитями с завитками из перламутра на фоне, выполнены изображения московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и 6 золоченых круглых дробниц с гравированными изображениями 6-крылых серафимов. Внизу в 4 строки крупная надпись вязью: «Пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы» и «Будите оубо мудри яко змия, и цели яко голубiе» Ин 10.
Особое распространение получили небольшие иконы Е. На обороте одной из них, с поясным изображением благословляющего Е. Прикладывался к Мощам св.
Ермогена, на которых освятил сию икону, ныне купленную» ЦМиАР. Оптина Пустынь» 1913, Самарский епарх. Многие из них выполнены московскими или мстёрскими мастерами на золотом гравированном фоне с характерной миниатюрной моделировкой личного и «золотопробельным» письмом одежд 10-е гг.
Встречаются и варианты на цветных фонах, написанные в традициях иконописи кон. Почитание Е. Только в описи ризницы Успенского собора Московского Кремля 1922 г.
После канонизации изображения Е. Кроме того, они встречаются в циклах образов новопрославленных святых, напр. Казанской иконы Божией Матери в Вырице ок.
Трех святителей «Гольберговской» в Харькове 1913-1915, худож. Вместе с фигурами др. Богородицы на иконе-пяднице 10-х гг.
Николая Чудотворца в Толмачах в Москве, Троицкая ц. ЦМиАР Во 2-й пол. Вместе с Московскими святителями Е.
Иулиании Соколовой , созданных после 1959 г. Афанасия Сахарова , нач. Илии во 2-м Обыденском пер.
Иоасафа Белгородского трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского ТСЛ , в восстановленной после пожара росписи 1987-1988 гг. Богородицы МДА среди рус.
Ватагиной ц. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве и др. К освящению Казанского собора на Красной пл.
Зинона Теодора 1990 г. Петр, митр. Московский, прп.
Сергий Радонежский, выше - царевич мч. Димитрий, прп. Алексий, человек Божий, прп.
Михаил Малеин и мч. Парная икона патриархов Е. Тихона в мантиях, с жезлами , предстоящих Казанскому образу Божией Матери в небесном сегменте, находится в иконостасе юж.
Для издававшихся с сер. Вячеславом Савиных и Н. Шелягиной был создан рис.
Гермогена, Патр. Гермоген - Патр. Новопрославленный святитель свят.
Ермоген - Патр. Рака и облачение для мощей свт. К торжеству перенесения частицы св.
Ермогена из Большого Успенского собора в Ермолаевскую ц. Васнецов: Письма. Kutschinski, J.
История города в его святынях. Благочестивые обычаи. Верещагина, С.
Ермогена, патр. Новый век в религ.
Богослужебные песнопения исполнил Преображенский хор прихожан Храма Христа Спасителя под управлением регента Сергея Сидоренко. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, владыка Дионисий прочитал молитву о Святой Руси.
Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Артемий Кокош.
Ананьина , Движение «Народный Собор» О. Жукова , Союз православных граждан В. Лебедев , Фонд святых равноапостольных Константина и Елены А. Иванова , «Алтарь Отечества» И. Астахов, Т.
Белевич , движение «Россия Молодая» В.
Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда. Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского.
Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом. Можно себе представить: пожилой человек без еды, тепла, в тяжелейших условиях… Всё бы он получил моментально, и престол Патриарший ему был бы возвращен, если бы он благословил на русский трон иноземного царя. Но не сделал этого Патриарх и вошел в историю как святой, как мученик и одновременно как герой своего Отечества. И по милости Божией и повелению последовавших затем монархов мощи святителя покоятся здесь, в Успенском соборе Первопрестольного града.
Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами.
Жизнь за Россию. Как патриарх Гермоген поднял народ на восстание
Памятник Патриарху Гермогену появится в Александровском саду. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Западном Викариатстве г. Москвы организован первичный прием лиц, отпавших от православия и. Иерей Дионисий Путилов акцентировал на значимости архипастырского визита именно в этот день, так как патриарх Ермоген, память которого ныне совершается. Священномученик Ермоген (Гермоген), патриарх Московский и всея Руси, родился около 1530 года в семье донских казаков. Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. В 1606 году Ермоген стал Патриархом Московским и всея Руси.
«За молитву надо бороться»
Его поставляют епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, где в 1905 году рабочие присоединяются к всероссийскому восстанию. Владыка ездит на фабрики и заводы, выслушивает рабочих, отвечает на их вопросы, пытается объяснить обман, стоящий за красивыми словами о «братстве и равенстве», а еще возмещает материальные убытки тем, кто не по своей воле участвовал в забастовках. К выбору священников в своей епархии владыка подходил строго: для него не имеет значения, насколько «мастит» батюшка, из какой он «потомственной священнической семьи». До епископа Гермогена настоятелями городских приходов в основном становились священники, у которых были связи, но не обязательно желавшие что-то делать. Владыка же Гермоген мог простого сельского батюшку назначить настоятелем городского прихода, если видел в нем способности и желание миссионерского служения. Владыка прямо высказывал свою позицию по вопросам церковной и общественной жизни. В газетах часто появлялись статьи о епископе, как в поддержку, так и откровенно клеветнические. Как выяснилось, владыка Гермоген не имел ничего своего. Одежду ему выдавали в монастыре, при котором он жил.
А все средства благотворителей и собственное жалование владыка Гермоген передавал на церковные нужды и помощь нуждающимся. Встреча с Распутиным Григорий Распутин в Тюменской больнице после первого покушения на его жизнь. Снимок из архива музея Распутина в селе Покровское. В 1911 году подтвердились многие факты, свидетельствующие о принадлежности Распутина к секте хлыстовцев и его блудных делах. Но, как и многих, особый вред Распутина владыка Гермоген усматривал в его влиянии на Царскую семью и прямое вмешательство в церковную жизнь, в поставлении по «подсказке» Распутина епископов и попытке управлять Церковью. Владыка собрался поговорить с Распутиным, призвать «старца» к покаянию. С искренним сердцем и простодушием он пригласил Распутина на встречу на Ярославское подворье, где он останавливался, когда приезжал на заседания Священного Синода. Во время встречи Гермоген стал приводить обличающие факты из личной жизни Распутина.
Он один из немногих встал на защиту Отечества и в момент великой скорби стал национальным лидером, вокруг которого сплотился российский народ. То время действительно было очень тяжелым: казалось, что наша страна не сохранится. Но Господь не попустил этому случиться. Через служение святителя Ермогена наше Отечество устояло и возродилось. Дай Бог, чтобы молитвами священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца, Россия устояла и в нынешние времена, которые также являются непростыми. Дай Бог, чтобы на нашей земле были мир и процветание, чтобы вера православная утверждалась в нашем народе, чтобы сей замечательный храм был возрожден. Протоиерей Владимир Самойленко передал участникам богослужения благословение митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. От имени архипастыря отец Владимир поблагодарил благодетелей возрождаемого храма и его настоятеля иерея Никиту Кузнецова.
Но энергичная деятельность первых лет архиерейского служения Гермогена оборвалась после 1598 года, когда он был вызван патриархом Иовом в Москву для участия в избрании на царство Бориса Годунова. Время смуты На все время царствования Годунова 1598—1605 годы упоминания о Гермогене исчезают из письменных источников. Возможно, это было связано с особенностями его характера, толкнувшими, не исключено, на конфликт с новоиспеченным царем. Вообще же патриарх был человеком дела, вспыльчивым, властным и резким», — сообщает Скрынников. У царя Бориса было немало противников, считавших его человеком лживым, лукавым и «замазанным» в разного рода преступлениях — возможно, таким его считал и Гермоген. Так или иначе, из забвения Гермогена извлек Лжедмитрий I, рассчитывавший заручиться его преданностью — но митрополит резко не одобрил брак царя «Дмитрия Ивановича» с католичкой Мариной Мнишек. Лжедмитрий на престоле долго не засиделся. А сменивший его царь Василий Шуйский решил опереться именно на Гермогена, которого по настоянию нового монарха поставили патриархом — взамен ставленника Лжедмитрия грека Игнатия, после гибели самозванца изверженного из патриаршего сана. Но царь Василий отличался крайней несчастливостью — всего через четыре года те, кто возводил на престол, его же и свергли. Потом бывшего царя выдали в плен полякам, войско которых вторглось в Россию в сентябре 1609-го и осадило Смоленск. Обратились во врагов России и прежние союзники-шведы. Обстановка складывалась критическая. Страну терзали польские, шведские интервенты, шайки разбойников-казаков и новый самозванец Лжедмитрий II он же «Тушинский вор». Государство отчаянно нуждалось в законном самодержце — в связи с чем пришедшая к власти Семибоярщина решила просить на престол польского королевича Владислава. Гермоген на первых порах поддержал этот план, но с оговоркой. Он заявил, что католик Владислав сможет стать легитимным русским царем лишь при условии принятия православия. Однако отец Владислава Сигизмунд с насмешкой отверг настояния русских послов во главе с митрополитом Филаретом о православном крещении своего сына. Взявшая на себя после свержения Шуйского бразды власти Семибоярщина обсуждала несколько кандидатур на роль будущего царя. Однако выборный процесс пришлось свернуть в силу внешних обстоятельств — к концу июля 1610-го к Москве подступило польское войско гетмана Станислава Жолкевского. Гетман потребовал у Семибоярщины, чтобы россияне выбрали своим новым самодержцем королевича Владислава. Бояре, не имея сил сопротивляться, уступили.
Почему доказательство ненаучности гомеопатии — ненаучно, а не прощать — смертельно опасно? Об этом и многом другом исключительно интересном говорили математик Алексей Савватеев и Владимир Легойда в программе "Парсуна". Патриарх Россия выполняет особую миссию по сохранению в мире понятий добра и зла Мощные пропагандистские силы в мире сегодня работают на разрушение понятий о добре и зле, и Россия здесь выполняет особую миссию по сохранению традиционного мировоззрения, которое позволяет оставаться людям по-настоящему свободными. Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет. Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать.
Православное Братство священномученика Ермогена
С низложением Шуйского начался наиболее важный период деятельности Святителя, совпавшей теперь в своих целях с стремлениями большей части русского народа. В эпоху наступившей тяжелой смуты, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, святитель Ермоген явился одним из немногих лиц среди центрального правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо проводили их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава , свт. Ермоген соглашался на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и сам писал о том королю Сигизмунду. Предвидя, однако, что у короля имеются другие планы, Патриарх держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского войска в Москву, и даже после того, как бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому.
Требование Сигизмунда , чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, окончательно раскрыло Патриарху смысл действий поляков, и он решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор святитель Ермоген является уже открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. В одном из них он писал: "...
Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас?
Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца". В другой грамоте Первосвятитель призывал: "Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога... Первосвятитель повелел келарю Cepгиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.
Ермоген Московский Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на caмоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время Патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества.
К этому времени после боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского в июле 1610 года Москва была занята польскими войсками. Большинство бояр желало видеть на русском престоле польского королевича Владислава , сына Сигизмунда III.
В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом. Но ведь святитель оказался выше всех, кто склонял его к измене! Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти. Оккупанты требовали от святителя, чтобы он обратился к русскому народу с соответствующим воззванием, но он понимал, что его слова могут произвести непоправимый, неисцеляемый разрыв в русском народе, а значит, такое ослабление страны, в результате которого она бы осталась на долгие годы под контролем иноземной и иноверной силы. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх спасает Россию.
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с днем, когда мы вспоминаем великого святителя земли Русской Патриарха Всероссийского Ермогена. В Успенском соборе и вообще на территории Кремля по-особому переживается эта трагическая история, связанная с одним из самых трудных этапов нашего национального бытия. Век, в котором жил святитель Ермоген, был трудным, потому что прервалась династия Рюриковичей — династия, которая с самого начала великого Русского государства обеспечивала его стабильность и процветание. Именно в это время не оказалось того, кто мог бы законно продолжить династию. А когда нет центральной власти, многие люди, особенно бывшие в окружении прежних правителей, осознают возможность продвинуть самих себя или кого-то из близких и родственников. Вот и началась борьба за власть, вследствие которой этот век назвали Смутным временем. Трудно сказать, как вообще сложилась бы история Руси, если бы не Патриарх Ермоген, который был избран на Московский Патриарший престол в то самое трудное время. Вот эти два трона в Успенском соборе, как и двуглавый орел — герб Русского государства — символизировали симфонию, то есть гармонию царя и Патриарха, когда две власти не входили в конфликт друг с другом, но одна укрепляла другую, и обе вместе служили процветанию Отечества. Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование. В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии.
Под руководством старосты Успенского собора Московского Кремля Н. Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства и духовенства разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви. Ранее в Успенский собор были переданы напрестольное Евангелие и напрестольные кресты. За сегодняшним богослужением Н. Чаплин преподнес Предстоятелю Русской Церкви для Успенского собора кадила. В дальнейшем будут изготовлены и переданы в восстанавливаемую ризницу собора дарохранительница, икона Успения Пресвятой Богородицы и другие предметы утвари, создаваемые мастерами ювелирно-художественной мастерской «Апостол».
Патриарх Кирилл освятит оренбургский Введенский храм
По благословению Патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. Священномученик Ермоген пребывает в Небесном Царствии и молится о нашей стране. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Западном Викариатстве г. Москвы организован первичный прием лиц, отпавших от православия и. Священномученик Гермоген (Ермоген), Патриарх Московский и всея Руси родился около 1530 года в семье донских казаков. Владыка же Гермоген мог простого сельского батюшку назначить настоятелем городского прихода, если видел в нем способности и желание миссионерского служения. К 105-летию со дня прославления священномученика Патриарха Ермогена.