Нестечук: ракета "Ангара" будет оснащаться возвращаемыми многоразовыми ступенями Фото: телеграм-канал «Хоценко о важном».
Россия возобновила разработку многоразовой ракеты
Причем, ни о каких импортных компонентах тогда и речи не было. Но тем не менее, возвращение в России к работам над реальной многоразовой системой представляет огромный интерес. Тем более, что поскольку речь идет не о возврате двигателей, а о возврате корабля, это, скорее всего, предполагает в будущем развитие системы до уровня пилотируемой. Еще одно «но» все же напрашивается. Гражданские разработки в ракетной сфере у нас очень сильно отстают от тех, которыми, судя ставшим недавно известным фактам, движутся военные разработки. Тут напрашивается еще одно сравнение с советским космосом, который развивался в очень тесной увязке с военными задачами, практически за исключением неудавшегося лунного проекта как одно целое. Правда, есть одна деталь, которая, возможно, снимает всякие «но».
Фонд перспективных исследований ФПИ , непосредственно отвечающий за разработку новой ракетно-космической системы, это фонд оборонный. Целью его деятельности является: «содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения» цитата из закона, на основании которого в 2012 году был создан ФПИ. Так что, судя по всему, эта штука полетит. Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? Подпишись , и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию. Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья : Поделись позитивом в своих соцсетях Другие публикации по теме.
Это связано с тем, что температура сжижения метана и кислорода примерно одинакова. Все это позволит удешевить производство ракеты и сделать пуск более доступным. На первой ступени ракеты планируется разместить пять метаново-кислородных двигателей РД-0169А, которые будут разработаны в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики. Концепт ракеты «Амур» Что лучше — метан или керосин? Метан действительно является одним из лучших видов топлива для ракеты. При сгорании, в отличие от керосина, этот сжиженный газ дает крайне мало сажи. И в дальнейшем элементы двигателя не придется очищать от несгоревших остатков топлива. А за счет своих охлаждающих возможностей метан позволит снизить нагрев двигателя.
Поэтому Илон Маск, например, тоже хочет запускать Starship, первый межпланетный корабль SpaceX , с помощью двигателя Raptor на метане. Недостаток метана в его низкой плотности, из-за чего топливный бак приходится делать больше. Из-за этого ракета становится тяжелее. Но как утверждает исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко, в ракете «Амур» будут использоваться обычные баки. Эти заявления не соответствуют действительности — при охлаждении до сверхнизких температур, сжиженный газ уплотняется достаточно, чтобы использовать баки стандартных объемов. Пока ни у кого нет возможности проверить, действительно ли это так, но с другой стороны, если бы метан был проблемным в качестве топлива для ракет, его бы не хотели использовать и частные американские космические компании.
Предполагается, что она ляжет в основу концепции легкой ракеты.
Головным предприятием выступает Экспериментальный машиностроительный завод имени В. Первый испытательный полет возвращаемой ступени ракеты-носителя «Крыло-СВ» должен состояться в 2022-2023 годах. При этом его формулировка была более чем странной. Ранее в России уже вели работы в этом направлении. Еще в 2001 году на авиакосмическом салоне «МАКС» представили макет многоразового ускорителя «Байкал», имеющего шасси и крылья. Предполагалось, что ускоритель можно будет применять в составе носителей семейства «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов, а также для других ракет. На самом деле, первая ступень ракеты Falcon 9 отсылка была именно к ней может садиться не только на морскую, но и на наземную платформу.
Что, как мы уже говорили выше, она давно и вполне успешно делает. Но это все мелочи на фоне по-настоящему серьезных проблем «Крыла-СВ». На первый взгляд, «самолетная» схема универсальна. Возникает резонный вопрос: почему же ее тогда до сих пор на практике никто не реализовал? Свое мнение на этот счет есть у известного популяризатора науки и специалиста в ракетно-космической отрасли Виталия Егорова. Посадить по-самолетному можно. Сэкономить на этом — нельзя», — отмечал он ранее.
И правда, чтобы выполнить самолетную посадку, ракета должна иметь не только достаточное для возвращения количество топлива, но и целый набор сложных, дорогих и тяжелых систем — все, что связано с крыльями, шасси и так далее. Так обозначают и семейство космических кораблей, и советские ракеты, и новый «Иртыш» известный как «Союз-5». Отдельного внимания засуживает «Союз-7» опять же, не путать с названием старого космического корабля , которым в последние годы обозначали сразу два типа перспективных носителей: «Союз-СПГ» и версию «Союз-5», предназначенную для космодрома Sea Launch «Морской старт». Плавучий космодром видели дешевым и доступным способом выведения коммерческой нагрузки на орбиту, а основателя S7 Владислав Филёва иногда называли «русским Илоном Маском». Но американской мечты не получилось: платформа в итоге оказались никому не нужна. Еще в марте 2020-го сборочно-командное судно «Морского старта» и сам космодром прибыли в порт Славянка в Приморье. Вскоре после этого его предложили распилить на металлолом.
Поставки носителей с Украины с «Морского старта» запускали «Зениты» , по понятным причинам, невозможны, а новой ракеты в лице «Союз-5» нет. На фоне этого особенно удивительно в мае 2020 года прозвучала новость о том, что инженеры НПО имени Лавочкина намерены вскоре завершить разработку эскизного проекта носителя «Союз-7» для космодрома «Морской старт». Даже предварительно выбрали разгонный блок — «Фрегат-СБУ». В 2019 году стало известно, что российская частная компания Laros планирует впервые запустить разработанный ею многоразовый носитель. Высота одноступенчатой ракеты составит 17 метров: старт намерены провести с крупного автомобильного прицепа.
Кроме того, CAS Space рассчитывает на то, что ее ракеты будут выбраны в качестве резервных для транспортировки грузов на китайскую космическую станцию "Тяньгун". Первый запуск этой ракеты планируется осуществить первый запуск в 2026 году. Показать больше.
Многоразовая космическая система Байкал-Ангара
Сверхтяжёлую ракету-носитель планируют оборудовать многоразовыми ступенями. “Корона” первая в мире полностью многоразовая ракета-носитель, которую разрабатывают в Государственном ракетном центре имени Макеева. Ракетно-космический комплекс с полностью многоразовой ракетой-носителем и универсальной космической платформой. По мнению специалистов, практическая реализация этого проекта приблизит ракетно-космическую индустрию России к созданию системы космического запуска многоразового использования. Об этом рассказал глава проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Борис Сатовский в интервью РИА Новости. Речь идёт о разработке отечественной многоразовой ракетной системы сверхлёгкого класса. Our base themes are space news, quantum computers, 3d printing, space exploration, alternative energetics, global warming, physics, electronics, microelectronics. Маленький робот для исследования астероидов [новости науки и космоса].
Космоновости 46. Перспективные РН Союз 5 и Амур СП
Вторая ступень, в свою очередь, оснащена многоразовой спускаемой капсулой и одноразовыми топливными баками. Ученые заявили, что в будущем перспективным вариантом запуска корабля в космос будет двупусковая схема с использованием двух разгонных блоков: такой метод позволит вывести аппараты на более высокие орбиты. Макеева, входящий в госкорпорацию "Роскосмос", разработал концепцию и изготовил стендовый полномасштабный прототип многоцелевого гиперзвукового летательного аппарата.
Единственная многоразовая ракета большей грузоподъемности, чем Falcon 9, которая совершила хотя бы один пуск, - сверхтяжелая Falcon Heavy того же производителя. В варианте с возвращаемыми ступенями она способна выводить на орбиту груз массой до 50 тонн, в полностью одноразовой версии — до 64 тонн. Полный текст интервью читайте на сайте ria.
Комплекс будет использоваться для производства ракет-носителей серии Lijian, или PR, включая многоразовые ракеты на жидком топливе. На презентации серии 10 января текущего года были показаны легкие твердотопливные ракеты, от которых планируется перейти к многоразовым ракетам-носителям. Кроме того, CAS Space рассчитывает на то, что ее ракеты будут выбраны в качестве резервных для транспортировки грузов на китайскую космическую станцию "Тяньгун". Первый запуск этой ракеты планируется осуществить первый запуск в 2026 году.
Есть ли у России по-настоящему прорывные проекты? Страна вела и, по некоторым данным, ведет активные работы над своим многоразовым носителем. Она должна была быть одноступенчатой, то есть способной достигнуть орбитальной скорости без использования отделяющихся частей для сравнения, у Falcon 9 две ступени, а у «Союза-2» — три. Многоразовая ракета-носитель с вертикальным взлетом и посадкой «Корона» Источник изображения: popmech. Один из самых известных представителей данного направления — американская McDonnell Douglas DC-X, которая так и осталась в качестве прототипа. В теории подобный подход может сделать запуски дешевле, чем когда-либо: особенно если одноразовую ракету вернут обратно. На практике же носитель после старта столкнется с чересчур большими нагрузками, кроме того, цена научно-исследовательских работ в этом направлении будет несравнимо выше, чем если бы речь шла о многоступенчатой ракете-носителе. Что касается конкретно «Короны», то 30-метровая ракета должна выводить на низкую опорную орбиту до семи тонн полезной нагрузки.
Стартовая масса — примерно 30 тонн. Для запуска и посадки предложили использовать взлетно-посадочные амортизаторы, установленные в кормовой части. Степень многоразовости ракеты должна была составлять 100 полетов, а отдельных ее элементов — не менее 25. В Центре имени Макеева подсчитали, что летные испытания и опытная эксплуатация ракеты обошлись бы менее чем в два миллиарда долларов. Сумма кажется гигантской, однако не стоит забывать, что еще в 2012 году глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин оценил затраты на разработку ракеты «Ангара» в 160 миллиардов рублей, или 5,3 миллиарда долларов по тогдашнему курсу. Увы, ресурсов еще на один носитель ни в 1990-е, ни в 2000-е не нашлось, поэтому в 2012 году разработку заморозили. Впрочем, упоминать проект в контексте конкуренции с SpaceX не имело бы смысла, если бы он окончательно и бесповоротно ушел в небытие. Видимо, свою роль сыграли первые успехи Илона Маска.
Еще в 2015-м инженеры ГРЦ Макеева в инициативном порядке провели проектно-конструкторские работы по облику перспективного носителя. В 2017 году РИА Новости сообщило, что российские специалисты определились с графиком разработки ракеты «Корона»: несмотря на все метаморфозы минувших десятилетий, название у носителя осталось прежним. Для этого, правда, нужна «специальная схема выведения». Подготовить ракету к пуску за счет применения упрощенных стартовых сооружений можно будет всего за сутки. И хотя «Корона» — явно не приоритет для России, даже если говорить конкретно о многоразовых носителях, информация о ней иногда «мелькает» в СМИ. Так, в январе 2020 года ведущий инженер-конструктор Центра имени Макеева Александр Вавилин заявил, что эксперты рассматривают вопрос орбитальной дозаправки носителя. Для этого нужны будут две «Короны». После того как дозаправились, рассоединяемся и садимся», — сказал он.
Ничего не напоминает? Похожую схему давно предлагает Маск для перспективного корабля, известного как Starship. По идее, аппарат сможет встретиться с построенным на его базе заправщиком перед полетом к Марсу.
Роскосмос до конца недели определит разработчика многоразовой ракетно-космической системы
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
Тогда было известно лишь о том, что эскизный проект «Амура» одобрил заказчик. Это произошло не сразу. В январе 2022 года тот же Дмитрий Баранов сообщал, что документы возвращали на доработку. Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео.
Также у нас есть группы во « ВКонтакте » и в «Одноклассниках».
Прототип весит около 93 килограммов и приводится в движение двумя двигателями, в том числе турбореактивным, имитирующим жидкостный ракетный двигатель с переменной тягой, который используется при вертикальной посадке. Всё испытание длилось 10 минут. Успешный испытательный полёт и посадка могут стать важным этапом для развития китайской аэрокосмической промышленности, ведь подобную технологию вертикальной посадки компания CAS Space в будущем планирует использовать при создании более крупных ракет-носителей. Сейчас на базе компании CAS Space ведется окончательная сборка и испытания второй твердотопливной ракеты Lijian-1, запуск которой планируется осуществить в мае текущего года.
Единственная многоразовая ракета большей грузоподъемности, чем Falcon 9, которая совершила хотя бы один пуск, - сверхтяжелая Falcon Heavy того же производителя. В варианте с возвращаемыми ступенями она способна выводить на орбиту груз массой до 50 тонн, в полностью одноразовой версии — до 64 тонн. Полный текст интервью читайте на сайте ria.
В России разрабатывается частная космическая ракета с многоразовой первой ступенью
Эта ракета среднего класса изначально проектируется как многоразовая. многоразовый кислородно-метановый ракетный двигатель; назначение - маршевый двигатель в многоразовых ракетах-носителях. "Роскосмос" принял решение о продолжении работ по разработке перспективного космического ракетного комплекса (КРК) "Амур-СПГ" с многоразовой ракетой-носителем среднего класса "Амур".
Стартовала разработка двигателя для многоразовой ракетно-космической системы "Крыло-СВ"
Комплекс будет использоваться для производства ракет-носителей серии Lijian, или PR, включая многоразовые ракеты на жидком топливе. Роскосмос начнет создавать многоразовые ракеты-носитель «Корона» в 2023 году. «Старшип» — самая тяжелая в мире ракета, которая вернет людей на Луну и впервые доставит их к Марсу. А еще это самая большая, самая мощная и первая полностью многоразовая ракета. Военные применяют и ракеты комплекса "Кинжал". Создание космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса расширит возможности российских космических программ, в том числе, освоения Луны и исследования дальнего космоса. Вторая ступень – собственно корабль Starship – революционная многоразовая ракетно-космическая система стартовой массой более 1300 т, имеет шесть метан-кислородных двигателей Raptor.
Первая ступень ракеты SpaceX Falcon 9 утонула после 20-го успешного запуска
Сборка пакета и доставка ступеней к месту старта не поддаются простейшей автоматизации и, следовательно, требуют участия большего количества специалистов при подготовке такой ракеты к очередному полету. Ракета должна использовать в качестве топлива водород и кислород, в результате горения которых на выходе из двигателя образуются экологически чистые продукты сгорания при высоком удельном импульсе. Экологическая чистота важна не только для работ, проводимых на старте, при заправке, в случае аварии, но и в не меньшей степени во избежание вредного воздействия продуктов сгорания на озоновый слой атмосферы. К тому же, оба они дошли до создания тестовых образцов.
Если у Roton был только атмосферный прототип для отработки посадки на авторотации, то прототип DC-X совершил несколько полетов на высоту несколько километров на жидкостном ракетном двигателе ЖРД на жидких кислороде и водороде. Техническое описание ракеты «Зея» Для радикального снижения стоимости выведения грузов в космос «Лин Индастриал» предлагает создать ракету-носитель РН «Зея». Это одноступенчатая, многоразовая транспортная система с вертикальным взлетом и вертикальной посадкой.
В ней используются экологически безопасные и высокоэффективные компоненты топлива: окислитель — жидкий кислород, горючее — жидкий водород. РН состоит из бака окислителя над которым размещается теплозащитный экран для входа в атмосферу и ротор системы мягкой посадки , отсека полезной нагрузки, приборного отсека, бака горючего, хвостового отсека с двигательной установкой и посадочного устройства. Баки горючего и окислителя — сегментально-конические, несущие, композитные.
Наддув бака горючего осуществляется за счет газификации жидкого водорода, а бака окислителя — за счет сжатого гелия из баллонов высокого давления. Маршевая двигательная установка состоит из 36 расположенных по окружности двигателей и сопла внешнего расширения в виде центрального тела. Управление во время работы маршевого двигателя по тангажу и рысканию осуществляется с помощью дросселирования диаметрально расположенных двигателей, по крену — с помощью восьми двигателей на газообразных компонентах топлива, расположенных под отсеком полезной нагрузки.
Для управления на участке орбитального полета используются двигатели на газообразных компонентах топлива. Схема полета «Зеи» следующая. После выхода на опорную околоземную орбиту, ракета, если это необходимо, производит орбитальные маневры для выхода на целевую орбиту, после чего, открыв отсек полезной нагрузки массой до 200 кг , отделяет ее.
В течение одного витка по околоземной орбите с момента старта, выдав тормозной импульс, «Зея» совершает посадку в районе космодрома пуска. Высокая точность посадки обеспечивается за счет использования аэродинамического качества, создаваемого формой ракеты, для бокового маневра и маневра по дальности. Мягкая посадка осуществляется за счет снижения с использованием принципа авторотации и восьми посадочных амортизаторов.
Таким образом, проект окупится за 47 пусков.
В качестве компонентов топлива ракеты "Амур" используются сжиженный природный газ и жидкий кислород. Ранее сообщалось, что носитель сможет выводить на орбиту до 12 тонн нагрузки на опорную орбиту без спасения первой ступени и 9,5 тонн с многоразовой ступенью. Надежность многоразовой ракеты-носителя "Амур" будет доведена до 0,99. Для большинства существующих в мире ракет космического назначения показатель надежности не превышает 0,98 отражает процент нештатных ситуаций от общего числа стартов носителя. По подсчетам отраслевых институтов, деталей в ракете "Амур" будет минимум в два раза меньше, чем в серии ракет сходного класса "Союз-2" - 2 тыс. Как подчеркивают эксперты, это важно с точки зрения надежности.
В 2017 году Маск говорил, что без дозаправки не получится отправить космический корабль с 150 тоннами полезной нагрузки к Марсу. По прогнозу Маска, корабль сможет доставить на планету 100 человек за раз. Японский миллиардер Юсаку Маэдзава уже выкупил все места на первом туристическом рейсе. Он станет первым частным пассажиром, который долетит до Луны. Полет запланирован на 2023 год, но сроки могут сдвинуть. Когда пройдет следующий запуск «Старшипа» С момента последнего теста прошло слишком мало времени.
Он отметил, что все теоретические расчеты были подтверждены в рамках защищенного эскизного проекта по созданию ракеты «Ангара-А5В». Планируется, что продолжение работ над данной тематикой будет осуществлено в следующем программном периоде с 2026 по 2035 год. Версия Falcon 9 для одноразового использования выводит на низкую околоземную орбиту около 22,8 тонны, в то время как многоразовая версия этой ракеты способна перевозить 17,5 тонн. Ожидается, что ракета «Ангара-А5В» с водородной третьей ступенью сможет перевозить до 37,5 тонн в одноразовом варианте, что делает ее ракетой тяжелого класса повышенной грузоподъемности.
Первая ступень ракеты SpaceX Falcon 9 утонула после 20-го успешного запуска
Этот двигатель будет приводить в действие двухступенчатую многоразовую ракету-носитель диаметром 10 метров. Комплекс будет использоваться для производства ракет-носителей серии Lijian, или PR, включая многоразовые ракеты на жидком топливе. Первые этапы создания российской многоразовой ракеты на метане «Союз-СПГ» планируется профинансировать без привлечения бюджетных средств, об этом рассказал РИА Новости глава корпорации Роскосмос Дмитрий Рогозин. Головной исполнитель — РКЦ «Прогресс» «Амур-СПГ» создается на Восточном и должен проектироваться с учетом возможности управляемого спуска первой ступени ракеты и последующего многоразового её использования для выведения аппаратов.
В Китае испытали прототип многоразовой ракеты с вертикальной посадкой [новости науки и космоса]
Вот в этот самый момент её надо развернуть "вверх ногами", и это делается с помощью специальных небольших азотных двигателей. А дальше для торможения три раза включаются двигатели: сначала для задания нужного направления, потом при входе в атмосферу и, наконец, у самой земли точнее, платформы , где раскрываются посадочные штанги и ракетная ступень садится, а лучше сказать, встаёт. Дальше всё так же. Так вот, за посадку у ступени "Амура-СПГ" отвечает лишь один — центральный — двигатель. У "Фалькона" включаются сразу три. Этот единственный двигатель для приземления надо запустить два раза у Маска даётся три импульса. То есть в общей сложности за весь полёт центральный двигатель "Амура" включается три раза: на старте, при входе в атмосферу и у земли. Естественно, у ступени, как и у Falcon 9, есть решётчатые рули для стабилизации "вафельницы" и посадочные опоры. Недавно в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры ЦЭНКИ рассказали , что весь пусковой комплекс будут возводить как единую конструкцию по принципу плавучей платформы "Морской старт". Что касается платформы для посадки первой ступени, то в 2021 году в "Роскосмосе" говорили , что её разместят к северо-западу от города Алдан в Якутии.
Кроме того, специальная комиссия рассматривала варианты районов в Амурской области и Хабаровском крае. Поскольку Восточный находится недалеко от Охотского моря, обсуждалась и возможность размещения плавучей посадочной платформы или даже приводнения ступени, то есть спуска её прямо на воду, откуда её должны будут поднимать на борт спецсуда, а далее предстоит её везти на "техосмотр" вертолётом либо по железной дороге. Но посадку на воду, судя по всему, рассматривают только как крайний, аварийный случай, а штатная предполагается на суше. Можно ли сделать многоразовой не только первую ступень ракеты, но и всю ракету целиком?
Предполагалось, что ракета будет обслуживать как легкий, так и средний сегменты рынка. В зависимости от задачи, за счет дополнительного топлива, варианты «Амур» могли иметь расходный и многоразовый вариант, а также между возвращение первой ступени на стартовую площадку или приземление на отдалении от «Восточного». В начале 2021 года российские специалисты также начали изучать возможные пилотируемые космические корабли, которые могли бы использовать преимущества ракеты «Амур-СПГ». Основной технической задачей проекта «Амур-СПГ» была разработка метанового двигателя нового поколения, получившего обозначение РД-0169. Согласно формальному заданию на двигательную установку «Амур-СПГ», серийный вариант двигателя должен иметь возможность работать не менее 10 раз или делать от 25 до 50 включений. В ходе предварительного проектирования с 2016 по 2019 год в КБ КБХА в Воронеже уже были проведены исследования процессов смешения и воспламенения горючего в метановых двигателях и даже были доведены некоторые компоненты двигателя до автономных испытаний.
В мае 2020 года Роскосмос заключил с КБХА контракт стоимостью 6,3 миллиарда рублей 83,66 миллиона долларов на полномасштабную разработку двигателя РД-0169 до конца 2025 года. Однако из-за сложности проекта РД-0169 принято решение разработать экспериментальный демонстратор двигателя под названием РД-0177. Контракт на разработку РД-0177 стоимостью 765,78 миллиона рублей 10,1 миллиона долларов был присужден той же компании 29 сентября 2019 года. Этот этап работ должен быть завершен к 15 ноября 2021 года. Несмотря на то, что тяга двигателя РД-0169 составляет 85 тонн, двухтонный прототип двигателя будет иметь экспериментальные версии газогенератора и камеры сгорания, предназначенные для тестирования ключевых процессов в этих компонентах, таких как зажигание и отключение. Это наиболее важные и трудно предсказуемые этапы работы ракетного двигателя, когда еще не откалиброванные новые системы, как правило, становятся жертвами высокочастотных вибраций. По заявлению компании, за этими испытаниями должна была последовать разработка камеры сгорания.
При возвратном полете к месту старта используется модифицированный серийный турбореактивный двигатель», — отметил Сатовский. Согласно проекту, возвращаемая ракета-носитель будет выводит на орбиту груз до 600 килограммов. Причём обходится такой запуск будет в полтора-два раза дешевле, чем в случае запуска невозвращаемой ракеты аналогичного класса, отметил учёный. Запуск будет производится с мобильных комплексов. Предполагается, что каждая такая ракета сможет осуществить порядка 50 полётов, только после этого ей потребуется замена основного двигателя. Двигатели ракеты будут работать на криогенном топливе — его получают путём сжатия газов в условиях глубокого охлаждения. Как пояснил Сатовский, при разработке ракеты конструкторы изучили технические решения, применённые в своё время в проекте многоразового ускорителя «Байкал». По замыслу разработчиков после выполнения своей задачи ускоритель должен вернуться на обычную самолётную взлётно-посадочную полосу по принципу беспилотного летательного аппарата. Макет проекта был представлен международным экспертам ещё в 2001 году на авиакосмическом салоне в Ле Бурже. Хруничева, хотя аналогичные разработки велись в ряде стран, России удалось на тот момент продвинуться в них дальше всех. Существует также альтернативный проект ракеты-носителя «Россиянка», разрабатываемой ГРЦ им. В 2011 году «Роскосмос» разместил заказ на разработку эскизного проекта «многоразовой ракетно-космической системы первого этапа» — МРКС-1. Мы работаем над устранением недостатков многоразовых космических кораблей, разработанных ранее, — их высокой стоимостью межполётного обслуживания и тяжелой теплозащитой», — цитировали «Известия» слова замгендиректора «Центра Хруничева». В конкурсе приняли участие два проекта: ракеты-носителя «Россиянка», разрабатываемой ГРЦ им. Хруничева, который в итоге и выиграл тендер.
И речь идёт не только о реализации интернета или иных форматов связи в труднодоступных регионах, но и о предоставлении интернета на борту самолёта, отслеживании транспортных средств на производстве и многое другое. Это нечто вроде Starlink, только от китайского производителя и на базе собственной группировки спутников. А для того, чтобы их запустить, нужны доступные ракеты-носители — над ними сейчас и работают. Стоит напомнить, что правительство Китая в своём пятилетнем плане на развитие указало, что до 2025 года данная группировка спутников должна быть реализована, а значит, многоразовые ракеты-носители действительно необходимы.
В Китае испытали прототип многоразовой ракеты с вертикальной посадкой [новости науки и космоса]
В настоящее время Центром имени М.В. Хруничева предложен вариант многоразового использования ракет-носителей этой серии. двухступенчатая PH, выполненная по «тандемной» схеме с первой ступенью многоразового использования и возможностью запуска в одноразовом исполнении. Первой российской ракетой с многоразовой первой ступенью может стать Амур-СПГ. 9 марта 2023 года был подписан госконтракт на разработку технического проекта ракеты, которую будет осуществлять «Ракетно-космический центр «Прогресс». Считается, что ракетный комплекс будет установлен на новейшие российские беспилотники и предназначен для сдерживания авиации противника.
Принципиально новый двигатель для «Амур-СПГ» появится в конце 2023 года.
- Стартовала разработка двигателя для многоразовой ракетно-космической системы "Крыло-СВ"
- RU2684839C1 - МНОГОРАЗОВАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) - Яндекс.Патенты
- В РАН рассказали, что сделают ракету «Ангара-А5» многоразовой
- Маск заявил, что система Starship станет универсальной и полностью многоразовой