Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя. Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать.
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Говоря простыми словами, эмоциональный интеллект – это контакт со своими чувствами и эмоциями. Что такое эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это умение человека определять эмоции, узнавать мотивы, настроения и желания как собственные, так и других людей. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать,определять, понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. По словам Екатерины Егоровой, у людей с развитым эмоциональным интеллектом меньше проблем во взаимоотношениях — как в личных, так и в рабочих. «Эмоциональный интеллект» – так назвали способность личности правильно воспринимать чужое эмоциональное состояние, возможность предугадывать их и адекватно на них реагировать.
Что такое эмоциональный интеллект простыми словами
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
- Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни
- Эмоциональный интеллект
- 9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia
Как развивать эмоциональный интеллект?
Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации. Управление — способность усмирять свои эмоции и направлять их на достижение тех или иных целей. Кроме того, это способность применять эмоции для выбора своего поведения и принятия решений.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т. Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов. Мотивация — стремление к достижению поставленных задач. Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений.
Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям. Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ. Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них. Высокий Про человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта можно сказать следующее: Он распознает эмоции и чувства окружающих, считывая их по мимике, жестам, голосу, поведению, а также читая между строк. Он искренне интересуется состоянием собеседника, умеет сопереживать и предпринимает попытки оказать помощь и поддержку.
Обладатель высокого уровня EQ понимает природу собственных эмоций, их причину, характер.
Одними словами сложно замотивировать, тогда как с помощью эмоций лидер может успешно вдохновить коллектив к нужной деятельности. Какие здесь могут быть приемы? Например, выдохнуть, призвать настроиться, собраться — словно тренер спортивной команды. Полезно помнить, что позитив в настрое руководителя ведет к более качественной скоординированности в работе и меньшим трудозатратам. У эмоциональной реакции всегда есть фундаментальная причина, имеющая индивидуальный характер. Например, веселая песня обычно вызывает положительные эмоции, однако у парня, который пригласил важную для него девушку под эту песню на танец и получил отказ, эта же мелодия, скорее всего, вызовет эмоции негативные. Для того чтобы скрывать свои эмоции, требуются значительные усилия. Чем больше человек подавляет их в себе, тем меньше он способен усвоить информации.
Все силы его уходят на поддержание непроницаемого эмоционального фасада, который, безусловно, иногда нужен, но как постоянный режим очень затратен. Следуя предупреждающей стратегии, можно продумать действия наперед, и направить другого сотрудника на встречу, которая эмоционально выводит вас из себя. Если все же вы пошли на встречу, и вас вывели, то следуя реактивной стратегии вы можете вдохнуть и выдохнуть, посчитать до трех и спокойно изложить свое негодование на бумаге. Эмоциональный интеллект ребенка Развитие эмоционального интеллекта актуально даже для маленького ребенка, и этим вопросом могут задаться его родители, а также учителя. Марк Брекет из Йельского университета ведет специальную программу для детей, одобренную для проведения в школах. Программа предполагает сначала обучение учителей, которые затем сами учат детей. Роль повышения знаний об эмоциях у детей сложно недооценить, ведь низкий эмоциональный интеллект впоследствии становится источником негативных эмоций и первого плохого опыта, который может запечатлеться на всю дальнейшую жизнь. Благодаря такому обучению у детей будет выбор. Они смогут либо испытывать то счастье, которое хотят, либо отдавать отчет себе в плохих эмоциях и стараться изменить их.
Таким образом, низкий эмоциональный интеллект, унаследованный в семье, можно преобразовать с помощью обучения, важного не менее, чем классическое школьное образование, направленное на расширение знаний и повышение IQ. Также эмоциональному интеллекту ребенка посвящена одноименная книга авторов Джона Готтмана и Джоан Деклер. Она предлагает родителям методику, по которой они смогут выявить свой стиль воспитания, а также с помощью книги скорректировать его, чтобы ребенок научился гармонично проявлять эмоции и развил свой EQ, проживая счастливую жизнь. Авторы книги подробно рассматривают 4 типа родителей с соответствующими им стилями воспитания ребенка: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся, эмоциональный. Для эмоционального воспитания детей, прежде всего родитель должен иметь высокий уровень EQ, и книга помогает развить его благодаря серии последовательных шагов. Например, для развития эмпатии к эмоциям ребенка родителю предлагается вначале понять, что испытывает ребенок, затем без влияния от того, какого знака эта эмоция — отнестись к ней как к положительной возможности сближения.
Самоконтроль Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух. Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей: Я чувствую… Потому что… Я хотел бы... Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле. Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события. Экономика образования Что такое ненасильственное общение и как его использовать Социальная компетентность Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих: Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта. Действие — то, как человек реализует причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе. Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас. Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Управление отношениями Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты. Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла.
Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди. В этом и состоит специфика профессии дизайнера и любого другого человека, который взаимодействует с пользователями, — искать простые решения для повседневных проблем. Дизайнеры, например, проводят исследования о культурных различиях разных пользователей, потому что им важно делать свои продукты удобными для более широкого круга людей. Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Невозможно, сидя за компьютером и почитывая соцсети, представить себе истинное лицо представителя своей целевой аудитории. Метрики показывают, что происходит, но не объясняют причин, не позволяют проверить инсайты и идеи, не дают глубинного понимания мотивации. Именно поэтому существуют такие виды исследований, как наблюдение, глубинное интервью, домашние визиты. Задавая людям вопросы, внимательно выслушивая ответы, наблюдая за их поведением, хороший маркетолог может четко представлять, как потом к ним обращаться, на каком языке с ними разговаривать. Помимо этого общения, всегда должна быть обратная связь от коллег по работе, членов своей команды.
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Принцип работы В модели лаборатории EQ-factor эмоциональный интеллект не рассматривается отдельно от IQ — они не являются противоположными или конфликтующими. Интеллектуально-эмоциональный профиль личности можно представить в виде пирамиды, где EQ является основанием. Чем выше эмоциональный интеллект, тем прочнее основание, которое вместе с IQ формирует так называемую «стратегию творцов». Эта стратегия позволяет достичь высокого уровня самореализации и реализовать поставленные цели.
Поэтому важно развивать EQ и работать над IQ, чтобы увеличить объём пирамиды и расширить возможности для реализации своего потенциала. Как определить уровень эмоционального интеллекта? С помощью различных диагностических методик.
Известный метод, который пользуется большой популярностью, это тест Шутте. Он базируется на четырехкомпонентной теории эмоционального интеллекта Майера-Саловея. Этот тест помогает определить способность человека распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать чувства других людей для принятия осознанных решений.
Один из самых точных и серьёзных тестов — методика, разработанная Мэйером, Сэловеем и Карузо. Она состоит из 144 вопросов, и анализировать результаты лучше вместе с психологом. Ещё можно пройти тест «ЭмИн», разработанный Дмитрием Люсиным, или методику оценки эмоционального интеллекта Кимберли Бачард.
По советам Елизаветы Радиной, сертифицированного тренера по развитию эмоционального интеллекта, люди с низким уровнем EQ сложны в поисках компромиссов, у них часто плохое настроение, не способны вовремя остановиться в собственных словах, неумышленно раня ими других, и не умеют радоваться за других. С ними трудно выстраивать дружеские отношения, у них может не быть увлечений и в плане жизни их может бросать из крайности в крайность: либо живут лишь чувствами, либо руководствуются исключительно логикой. Почему может быть опасен низкий уровень эмоционального интеллекта По мнению Лилии Шуваловой, члена Федерации психологов образования России, эмоциональный интеллект является одним из основных компонентов общего интеллекта человека.
Если он недостаточно развит, то это может указывать на сниженный уровень общей интеллектуальной функции. А это, в свою очередь, может затруднить построение экологичного общения, адекватное поведение в обществе, а также планирование и достижение целей. Причины низкого эмоционального интеллекта Ряд научных исследований показывает, что эмоциональный интеллект во многом зависит от генетической предрасположенности.
Кроме того, существенное влияние оказывают особенности воспитания в детском возрасте — именно родители играют ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта у детей. Поэтому взрослым важно обучать ребёнка распознавать эмоции и контролировать их. Например, расстройств аутистического спектра.
Умение не поддаваться эмоциональным импульсам, не терять самообладание ни от положительных эмоций, ни от отрицательных. Понимание человека собственных границ, возможностей, эмоционального состояния. Когда человек не зависит от переживаний других, не поддаётся на манипуляции, строит грамотные отношения. Способность человека к коммуникации, построению отношений в обществе, в бизнесе, на работе и межличностных. Умение распознавать эмоции других людей и понимать причины. Способность человека изменять свои мысли, чувства и поведение в любых ситуациях. Способность принимать решения, которые влияют на переживания.
Понимание объективной реальности и контакт с ней. Сохранение позитивного настроя и надежды в независимых от нас обстоятельствах. Способность реализовывать себя, свой потенциал, ставить цели и исполнять мечты. Умение осознанно оценивать свою жизнь, чувствовать удовлетворённость в целом на любом этапе жизни, не только при достижениях. EQ влияет на все сферы жизни, так как в первую очередь человеческие эмоции идут изнутри нашего сознания. Эмоциональный интеллект в бизнесе EQ стараются применять в личной жизни и в бизнесе, чтобы добиться максимального успеха. Для успеха в любом деле нужно также иметь мотивацию, знания в своей области, постоянно развиваться.
Эмоциональный интеллект не обещает успеха в бизнесе, но развитие этой способности помогает человеку прокачать остальные сферы, иметь достаточно самообладания и самоконтроля, чтобы добиваться целей. Именно благодаря такому влиянию на внутренний мир человека EI считается ключом к успеху, хотя это только важное звено. Забота бизнеса о развитии EI сотрудников помогает улучшить внутренние процессы. Кроме того, взаимодействие с партнёрами или клиентами улучшается, если в компании прокачан эмоциональный интеллект. Влияние в работе Сотрудники компаний с высоким уровнем EQ: Выстраивают коммуникацию на рабочем месте, во время рабочего процесса. Противостоят неблагоприятным событиям, которые могут повлиять на продуктивность. Берут на себя ответственность за ошибки, также принимают решения, чтобы исправить их.
Сохраняют спокойствие и трезвый ум в критических для бизнеса ситуациях. Уважают коллег, понимают их, умеют выслушать и поддержать. В том числе дают обратную связь и конструктивную критику при необходимости. Самостоятельно решают поступившие задачи, вовремя задают необходимые вопросы руководству. Руководители подразделений, обладающие EQ: Умеют поддерживать и укреплять рабочие отношения с коллегами и клиентами. Подают критику конструктивно, не переходят на личности и не манипулируют переживаниями своих подчинённых. Понимают важность создания рабочего настроя и мотивации для команды.
Решают конфликты или вовсе их не допускает ни с коллегами, ни с подчинёнными. Знают, как отвечать на критику и выходить из конфликтных ситуаций с клиентами. Понимают свои эмоции, меньше подвержены выгоранию, то есть эмоциональному истощению, при котором невозможно эффективно работать. Строят грамотную иерархию, назначает ответственных из числа заинтересованных сотрудников. EI влияет на рабочие отношения. Нездоровое поведение в коллективе вызывается негативом — страхом, виной, стыдом или недоверием. При здоровой атмосфере в коллективе не должно быть необоснованной критики, перехода на личности, недоговорённости и других случаев, портящих отношения.
В бизнесе важно уметь общаться с клиентами, поэтому маркетологи тоже прокачивают эмоциональный интеллект. В маркетинге EI помогает: Наладить взаимоотношение. Маркетологи или SMM общаются с клиентами, отвечают на критику, недовольства, выслушивают клиентов, их проблемы и помогают быстро решать спорные ситуации. Умение понимать чувства человека влияет на навык общения, умение успокоить людей, выслушать или дать им необходимый отклик. Определить потребности. Маркетолог при анализе целевой аудитории должен понимать потребности своих клиентов.
Они легче успокаивают конфликты, могут мотивировать других и эффективно решать проблемы в группе. Такие навыки особенно полезны в руководящих позициях и в командной работе. Адаптивность и умение приспосабливаться: Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает быть гибкими в изменяющихся условиях и приспосабливаться к новым ситуациям. Это позволяет лучше справляться с неожиданностями, быстро принимать решения и адаптироваться к переменам. Улучшение академических и профессиональных успехов: Эмоциональный интеллект имеет важное значение для эффективности обучения и профессионального развития. Умение управлять эмоциями и мотивацией помогает в преодолении трудностей и достижении высоких результатов. Выводы психологов: В целом, эмоциональный интеллект играет значительную роль в нашей жизни, как в личной, так и в профессиональной сфере. Он позволяет нам лучше понимать себя и других, улучшать отношения и достигать успеха в различных областях. Развитие эмоционального интеллекта является важной задачей, которая поможет нам стать более счастливыми, успешными и уравновешенными личностями. Научные исследования об эмоциональном интеллекте Ученые вносят значительный вклад в изучение эмоционального интеллекта, подтверждая его значимость. Другое исследование, проведенное Брэдли Бернардт в 2017 году, показало, что преподаватели с высоким уровнем эмоционального интеллекта часто более эффективны в обучении, а их студенты демонстрируют лучшие результаты. Согласно Констанцию Гаде, профессору психологии и исследовательскому руководителю Центра компетенции эмоционального интеллекта University of Pretoria, эмоциональный интеллект можно улучшить через обучение и практику. Она отмечает, что обучение может улучшить способность к самосознанию, самоконтролю, социальному осознанию и управлению отношениями Gade, 2016. Источники: Брэкетт, М.
Поздравляем, ваш эмоциональный интеллект в хорошей форме. Вы умеете говорить «нет». Наравне с щедростью обязательно нужно уметь отказывать, не испытывая при этом угрызений совести. Ответственность за вашу жизнь лежит на ваших же плечах. Если есть ощущение, что выполнение чьей-то просьбы отвлечет от важного дела, нужно отказать. Если вы понимаете, что человек вполне способен выполнить работу самостоятельно, но перекладывает ее на вас, нужно отказать. Вы понимаете, какие эмоции испытывают люди. Людям с развитым эмоциональным интеллектом достаточно одного взгляда, чтобы понять, что человек сейчас грустит или чем-то озабочен. При этом не обязательно задавать какие-то вопросы. Лучше взять паузу и дождаться подходящего момента для разговора. Вы встаете после падения. Жизнь полна неудач. Если кто-то скажет, что никогда их не испытывал — не верьте. Неудачи — путь к успеху. Но не все умеют справляться с провалами и впадают в длительные депрессии. Да, не нужно игнорировать плохие эмоции. После неудачи они естественны. Но уметь проанализировать ошибки и вновь взяться за дело — отличное качество. Вы умеете управлять собственными эмоциями. Для этого важно понимать, какие эмоции вы сейчас испытываете. Если что-то тревожит, но непонятно — что, то как с этим справляться? В таких ситуациях негатив, обычно, выплескивается на других людей. Печально, если под горячую руку попадают родные. Разобравшись в проблеме, ее проще решить. Человек с низким эмоциональным интеллектом все только усугубит. У вас адекватная самооценка. Сильные и слабые стороны есть у всех. Важно их правильно воспринимать и использовать себе и другим во благо. Иногда лучше честно сказать, что вы чего-то не умеете, чем взяться за работу и провалиться. Вы легко адаптируетесь. Все течет, все меняется. Легко подстраиваться под регулярные изменения — полезное умение в любом деле. Нежелание принимать новшества приводят, как минимум, к регрессу.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них. Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности. В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку. Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции. За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции.
В отличие от животных человек способен испытывать чувства благодаря своему мышлению, воображению и фантазиям. Мы чувствуем, потому что мыслим. Несмотря на богатство переживаний, доступных человеку, разобраться и выразить свои чувства и эмоции доступно не каждому. Состояние, при котором человек затрудняется передать внутренние ощущения, называется алекситимией.
Важно понимать, что алекситимия — не диагноз, и может сопровождать различные расстройства и быть причиной психосоматических заболеваний. Сегодня алекситимия поддается психотерапевтическому лечению. На пути к развитию эмоционального интеллекта человек учится распознавать свои эмоции, чувства и состояния. Существуют различные методики и инструменты, которые могут в этом помочь.
Так, знаменитое «Колесо эмоций» Роберта Плутчика сегодня можно встретить в кабинете каждого психолога. Наглядная яркая модель помогает клиентам расширять картину своих чувственных переживаний и учиться их называть. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей.
От эмоционального интеллекта сильно зависят и умение работать в команде, и лидерские качества, и успешность в продажах и общении с клиентами. Анна Крючкова психолог, танатотерапевт Высокий уровень EQ необходим, по моему мнению, руководителям, всем, кто ведет переговоры, всем специалистам поддерживающих профессий. И не только для того, чтобы лучше понимать других или управлять ситуацией, но и для профилактики выгорания и здоровой заботы о своей собственной психологической устойчивости. Мария Данина кандидат психологических наук, основательница «Психодемии» Эмоциональный интеллект — фактор успеха во всех сферах жизни, как личной, так и профессиональной. С одной стороны, он отражает то, насколько человек компетентен в выстраивании отношений с другими людьми, с другой — насколько он способен сохранять эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях. Чем важнее эти умения в профессии, тем больше в них ценятся сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом.
Это, например, руководство людьми, педагогика в широком смысле слова, журналистика, PR, маркетинг, трейдинг. Как определить свой уровень EQ Как и в случае с IQ, единой методики по оценке эмоционального интеллекта не существует. В интернете довольно много тестов на уровень EQ, составленных профессиональными психологами — например, тест Холла или тест Барона-Когана. Часто в них предлагается оценить своё согласие с различными утверждениями по определённой шкале. Но все они дают лишь приблизительное представление об эмоциональном развитии человека. Ведь заполнение такого опросника подразумевает, что у тестируемого уже должен быть достаточно высокий уровень осознанности, чтобы объективно оценить себя. Опрошенные «Секретом» психологи отметили что люди с низким эмоциональным интеллектом могут меньше сомневаться в собственных успехах и уверенно набирать большие баллы EQ, чем излишне рефлексирующие и осторожные. Мария Данина кандидат психологических наук, основательница «Психодемии» Любые опросниковые методы диагностики не являются идеально точными инструментами измерения свойств человека. Но они спроектированы так, чтобы давать наиболее достоверные из возможных результатов.
Поэтому, если тест прошел специальную процедуру валидизации и стандартизации, им можно пользоваться, чтобы получить представление о своем эмоциональном интеллекте. На русском языке таких опросников единицы. Анна Крючкова психолог, танатотерапевт На мой взгляд, наиболее эффективны те тесты, в которых предлагается продемонстрировать практические навыки, например правильно определить эмоции по фото. Но любые опросники имеют свою погрешность, поэтому полагаться только на них при определении уровня EQ не стоит. Живое общение и выполнение практических заданий — это лучший способ получить от окружающих обратную связь о своем уровне EQ. Уровни и признаки эмоционального интеллекта Исследователи выделяют девять ступеней, которые должен пройти человек, чтобы достичь верхнего уровня эмоционального интеллекта — эмоционального единства: Эмоциональные стимулы — способность выдавать эмоциональный ответ на раздражители из внешней среды. Распознавание эмоций — способность расшифровывать и трактовать эмоции и чувства других людей, как правило, выраженные невербально выражение лица, тон голоса, положение тела и т. Самосознание — четкое восприятие и оценка собственной личности, включая сильные и слабые стороны, мысли, эмоции, убеждения, мотивы. На этом уровне уже можно говорить о начале развития эмоционального интеллекта.
Самоконтроль — по мере развития самосознание человек получает способность менять свои мысли, паттерны, убеждения и чувства, таким образом меняя поведение и контролируя свои реакции. Благодаря самоконтролю он становится более гибким, более восприимчивым, и в то же время менее критичным по отношению к другим людям и окружающей ситуации, так как берёт на себя ответственность за происходящее и свои реакции на него. Эмпатия, или социальное сознание, — способность адекватно справляться со знанием о чувствах, потребностях и проблемах окружающих, ставить себя на их место и понимать, как бы отреагировали на ту или иную ситуацию они, а не вы. Таким образом человек начинает менять свое поведение, чтобы лучше взаимодействовать с окружающими, помогать ими решать их проблемы и не становиться причиной их негативных эмоций. Социальные навыки — эффективное управление эмоциями других людей, настройка на их чувства, чтобы лучше вести переговоры, вдохновлять, общаться, строить связи, вместе расти и развиваться. Могут включать в себя лидерские качества, управление конфликтами, командную работу, сотрудничество. Самоактуализация — непрерывный процесс реализации личностного потенциала с опорой на свои ценности, чувства и мысли, социальные навыки и связи с другими людьми. Связано с ощущением родства с человечеством и желанием дать миру то лучшее, что вы можете создать и сделать. Превосходство трансцедентность — на этом уровне человек достигает такой степени осознанности и самореализации, что помогает уже другим актуализироваться и реализовать свой потенциал, учит понимать и управлять своими эмоциями.
Эмоциональное единство — вершина пирамиды эмоционального интеллекта. Достижение внутренней гармонии и единства с миром, сознания ценности жизни и единства всех вещей. В этом состоянии всё, что вы делаете для другого, вы делаете для себя, и наоборот. Последние два уровня пирамиды эмоционального интеллекта, по сути, описывают гуру, наставников, просветлённых монахов и учителей. Но достижение седьмой ступени — самоактуализации — это уже очень хороший результат для любого человека. Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ: Вы думаете о чувствах. Вы задаётесь вопросами о своих эмоциональных реакциях, сильных и слабых сторонах, настроениях и мотивах. Вы делаете паузу на обдумывание, прежде чем говорить или действовать. Вы стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на собственные эмоции, чтобы не становиться их рабом.
Как говорится, нельзя помешать птице сесть вам на голову, но можно не дать ей построить там гнездо.
Если традиционные тесты IQ измеряют логику, способность рассуждать и математические навыки, то эмоциональный интеллект, или EQ emotional quotient , позволяет успешно использовать эти качества. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Психологи признают, что запретить себе эмоции невозможно, мало того, такая практика чревата неврозом. А вот распоряжаться эмоциями — в наших силах. Чтобы отреагировать «эмоционально умным» способом, нужно осознать, что произошло, принять своё переживание и направить энергию на то, на что можешь повлиять. Кроме того, развитые социально-эмоциональные навыки позволяют успешно выстраивать отношения с окружающими.
Эмоциональный интеллект сегодня попадает во всевозможные списки компетенций XXI века, без которых в будущем не обойтись на рынке труда. Его относят к мягким, или некогнитивным навыкам. То есть таким, которые связаны с межчеловеческими взаимодействиями и нужны в любой сфере профессиональной деятельности, вне зависимости от того, занимаетесь ли вы разработкой ПО или работаете шеф-поваром. Какая польза от EQ на рабочем месте Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. По словам американской специалистки в области организации труда Джуди Белл, коллективы, в которых EQ высок, имеют более высокую производительность, потому что специалисты лучше взаимодействуют между собой. В компаниях, где этот показатель низкий, отмечают более высокую текучесть, низкую производительность и снижение продаж. О том, что дела с эмоциональным интеллектом в коллективе обстоят плохо, свидетельствуют частые вспышки гнева сотрудников, конфликты, непонимание специфики работы соседних отделов и конкретных коллег, а также сложности во взаимодействии с заказчиками и подрядчиками.
В американском исследовании 2005 года было выявлено, что четыре из пяти работников теряли ценное рабочее время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения. Справедливо ли оправдание «нет времени на расшаркивания», если из-за невнимания к своим и чужим переживаниям производительность так сильно падает?
Чаще всего у наших клиентов востребованы эти четыре навыка: понимать и признавать свои и чужие эмоции. Например, простое «Я очень злюсь» вместо «Клиент — дурак» — это проявление эмоционального интеллекта. Или понимание, что клиент ведет себя так не потому, что он злой, а потому, что он запускает подобный проект впервые и очень тревожится. Например, если я расстроена из-за комментариев клиента, я решаю, что сейчас лучше выпить чаю и успокоиться, и только потом вернуться к нему с ответом. Когда получаю письмо от руководителя, говорю себе: «Я еще не прочитала письмо, но уже чувствую тревогу». А не думаю, что теперь меня точно уволят и я умру под мостом. Уметь доверять друг другу, понимать, как мои поступки и слова влияют на другого, присоединяться к чужим чувствам, но понимать, что они не мои. Мне нравится модель эмоционального интеллекта Гоулмана, он много лет посвятил этой теме и хорошо раскрыл ее в книгах.
А еще я рекомендую книгу нейропсихолога Эстанислао Бахрах «Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу». Он рассказывает о том, как работает лимбическая система, которая отвечает за эмоции, и как научиться ими управлять. Есть подход Патрика Кинга — он о том, что мы ищем врагов не друг в друге, а в барьерах коммуникации. Например, один из навыков этого подхода — умение давать обратную связь. Я могу дать человеку обратную связь одними и теми же словами, но с разной внутренней позицией. Первая позиция — отождествлять человека и проблему, а себя воспринимать как их оппонента. Вторая позиция — быть на стороне человека, а не проблемы. Слова одни и те же, а результат разный. Получается, что проявление эмоционального интеллекта — это такое маленькое внутреннее движение: оно незаметно глазу, но меняет всё.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие. В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую. А ведь эмоциональный интеллект — это довольно просто: Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей.
Эмоциональный интеллект
Она помнила все свои тренировки, и в тот момент притвориться мертвой было последним, что ее эмоции, тело и разум говорили ей делать. Как-то она все равно это сделала. Дженнифер тихо лежала, пока гризли рылся в палатке. В конце концов, медведю стало скучно, и он двинулся прочь от лагеря, оставив Дженнифер невредимой. Хотя это крайний пример, с которым вы, вероятно, никогда не столкнетесь, это хороший урок эмоционального интеллекта. Анализ мыслей в мозгу, их наличие и отсутствие — это то, с чем вы сталкиваетесь несколько раз в день.
Сдерживание поведения на фоне волны сильных, часто отрицательных эмоций — важнейший элемент EQ. И это то, что нужно для выживания против гризли и успеха в своей профессии. Эмоциональный интеллект и его функции в мозге Ваш мозг запрограммирован на то, чтобы давать эмоциям всю силу. Вот как это работает: Все, что вы видите, обоняете, слышите и касаетесь, проходит через ваше тело в виде электрических сигналов. Они проходят между периферической нервной системой телом и центральной нервной системой вверх по спинному мозгу к головному мозгу.
Эти сигналы в конечном итоге достигают лобной доли мозга, исполнительной системы мозга, ответственной за кодирование сложной логики и рациональной информации. Но, по пути, сигналы первого проходят через ваши эмоциональные центры в лимбической системе. В мозгу эмоции имеют приоритет. По шкале эволюции исполнительная система нова. Но лимбическая система древняя.
Ему сотни миллионов лет. В результате мозг в тысячи раз эффективнее выполняет свои эмоциональные программы. Но эффективность и быстрота лимбической системы не очень хорошо влияют на эмоциональный интеллект. Управляющие центры мозга нужны ему, чтобы «прокачивать паузы» в нашем поведении и действиях. Обладание эмоциональным интеллектом означает преодоление доминирующих, стандартных реакций нашего древне развитого и плохо спроектированного эмоционального мозга.
Другими словами, эмоциональный интеллект — это связь между лимбическими эмоциональными областями и исполнительными рациональными областями для облегчения более взвешенной поведенческой реакции. Согласно этому, эмоциональный интеллект — это не избавление от эмоций. Скорее речь идет о том, чтобы иметь над ними контроль и использовать их в своих интересах. Если эффективное управление эмоциями так важно для успеха, почему люди так плохо с этим справляются? И почему все больше людей и организаций не обращают внимания на эмоциональный интеллект?
Ваши логические рассуждения все время захватываются эмоциями. Ваш мозг запрограммирован так, чтобы сначала реагировать, а думать позже — вы мало контролируете эту часть процесса. Но вы можете получить контроль над мыслями и действиями, которые следуют за эмоциональной реакцией. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые подпадают под две основные компетенции: личная компетентность и социальная компетентность. Личная компетентность включает в себя ваше самосознание и навыки самоуправления.
В целом, это относится к вашей способности сосредотачиваться на себе, а не на внешних наблюдениях. Ваша личная компетентность — это ваша способность осознавать свои эмоции, когда они возникают, путем соответствующего управления своими действиями и поведением. Социальная компетентность — это ваша способность осознавать настроение других людей, их поведение и причины их поведения. Это скорее внешнее наблюдение, которое позволяет вам улучшить или сохранить качество ваших отношений. Социальная компетентность состоит из социальной осведомленности и навыков управления отношениями.
В рамках каждой из компетенций личная компетентность и социальная компетентность мы собираемся сначала проработать навыки осознания что вы чувствуете , прежде чем переходить к навыкам управления что вы делаете. Это поможет вам понять, что вы чувствуете, прежде чем действовать в соответствии с этими чувствами. Развивайте самосознание Самосознание означает вашу способность точно читать свои эмоции и распознавать их влияние. Самосознание включает самооценку своих сильных сторон, ограничений и уверенности в себе. Другими словами, понимание своих эмоций — ключ к их пониманию.
Потребуется потратить время на свои чувства, чтобы понять, почему они здесь и что с ними делать. Первоначальная капля расширяется рябью во всех направлениях. Ваши эмоции работают точно так же. Думайте о своих эмоциях как о капле в этом примере. Когда у вас случается эмоциональный взрыв, он вызывает колебания как внутри, так и снаружи для окружающих вас людей.
Допустим, вы как лидер выражаете явное разочарование коллегой перед остальной частью команды.
Екатерина Егорова советует обратить внимание на главные признаки и сложности в этой сфере: «Например, вам трудно понять и контролировать свои эмоции. Или же сложно выстроить отношения с близкими и коллегами. Затрудняетесь в оценке? Попробуйте пройти тесты Люсина или Н.
Шутте , они помогут разобраться в себе. Результаты не очень? Вот несколько шагов, которые вам помогут: Поиск мотивации Если вы чувствуете, что часто испытываете гнев, страх или обиду в стрессовых ситуациях, и хотите изменить свою реакцию, попробуйте найти в себе мотивацию измениться. Например, это может быть осознание, что от ваших постоянных вспышек гнева рушатся ваши отношения с близкими. Распознавание своих эмоций У нас есть шесть базовых эмоций — это грусть, страх злость, отвращение, удивление, наслаждение.
А также множество эмоциональных оттенков. Почитайте про них, поймите, зачем они нужны человеку, постарайтесь прислушиваться к себе. Важно не оценивать эмоции как «негативные» или «позитивные», а научиться анализировать, что это за сигналы для психики, о чем нам говорят эти реакции. Попробуйте отследить моменты, в которых вы реагируете чрезмерно остро, или, наоборот, закрываетесь, начинаете избегать возникшей проблемы.
Она отмечает, что обучение может улучшить способность к самосознанию, самоконтролю, социальному осознанию и управлению отношениями Gade, 2016. Источники: Брэкетт, М. Эмоциональный интеллект: значение для личного, социального, академического успеха и успеха на рабочем месте. Компас социальной психологии и психологии личности, 5 1 , 88-103. Brackett, M.
Social and Personality Psychology Compass, 5 1 , 88-103. Гейд, К. Развитие эмоциональной компетентности и роль обратной связи. Южноафриканский журнал управления бизнесом, 47 1 , 33-43. Gade, K. Emotional competence development and the role of feedback. South African Journal of Business Management, 47 1 , 33-43. В этой книге автор объясняет, как управлять эмоциями и справляться с стрессом. Книга помогает понять, как эмоциональный интеллект может помочь в достижении успеха на работе.
Главное, что человек вдохновляет своим примером. Почему сложно: некоторые люди считают, что копировать кого-то стыдно. Но на деле следовать примеру — надежный способ усвоить и развить в себе незнакомое качество. Найти ментора Что сделать: выбрать человека, который хорошо владеет нужными качествами EQ, и попросить его о наставничестве. Лучше всего, если ментором станет ваш коллега или эксперт из вашей профессиональной области — так будет легче обмениваться опытом и понимать друг друга. Почему сложно: есть две причины.
Первая — возможно, в менторстве откажут. Но если сделать предложение не одному, а двадцать одному человеку, то шанс найти наставника резко возрастает. К просьбе о менторинге можно подойти не напрямую, а поступательно: познакомиться, поделиться впечатлением о публикациях или выступлениях, попросить совета. Тогда ментору будет легче оценить вас в качестве менти. Вторая — прогресс менти должен быть непрерывным, чтобы было что продемонстрировать наставнику. Нельзя пользоваться чужим временем и советами и не пробовать их выполнить.
Возможно, это ощущается как некоторое давление, но именно оно помогает человеку не сдуться в процессе роста. Еще один способ прокачки EQ спорный Хочется найти более очевидный способ повысить EQ, чем копаться в ошибках, ловить вдохновение, анализировать фидбэк и искать наставника. И он, конечно, есть: Берите и делайте то, что не умеете, в процессе научитесь. В стратегии «бери и делай» есть нюанс. Любой рост, в том числе и личностных качеств, должен происходить небольшими шагами. Например, человек боится выступать.
Чтобы победить страх, он соглашается на роль, где публичность нужна ежечасно. Его стресс начнет копиться — рано или поздно увеличится настолько, чтобы невозможно будет продолжить его выносить. И тогда с человеком может случиться что угодно: депрессия, выгорание, развод, увольнение и проблемы со здоровьем. Без острой необходимости подвигов делать не нужно. Лучше пройти выбранный путь изменений медленно, маленькими шагами, зато прийти к результату. Итоги EQ — не метрика, которую нужно бесконечно улучшать.
Ваш EQ уже достаточно хорош, потому что решает насущные задачи: общаться, учиться, работать, понимать себя и других, достигать целей.
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать. Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате.
Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше. Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение». Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции.
Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью. Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию.
Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями. Самоконтроль Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей: Я чувствую… Потому что… Я хотел бы... Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события. Экономика образования Что такое ненасильственное общение и как его использовать Социальная компетентность Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения.
Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих: Намерение — смысл, истинная причина.
Предполагалось, что представители доисторического общества, обладающие способностью адаптироваться к постоянно меняющимся условиям проживания, смогли произвести на свет наиболее жизнеспособное потомство. Кто ввел понятие? Термин эмоционального интеллекта был введен в 20 веке. В 1920 г американский психолог Торндайк упоминал о социальном интеллекте и отношениях между людьми разного пола и возраста. А чуть позже был разработан первый тест для определения его уровня. Более полная его картина была представлена в 1985 году израильским ученым Рувеном Бар-Оном. В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ Emotional Quotient и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы.
Фото Далее можно ознакомиться с фото по теме: Актуальность исследования в наши дни: зачем нужна функция и что дает? Считается, что именно эмоциональный интеллект определяет успешность человека во всех жизненных ситуациях, особенно в карьере и бизнесе. Однако мнения психологов и ученых противоречивы. Некоторые придают значение его развитию в большей степени, чем IQ. Другие же, наоборот, утверждают, что роль EQ сильно преувеличена и нельзя назвать умным человека с хорошим эмоциональным коэффициентом, но не обладающего существенными знаниями и квалификацией. Миф ли, что может значить больше, чем IQ и почему? Психологические исследования показали, что люди с высоким уровнем интеллектуального развития нередко не могли применить свои способности на практике из-за плохой адаптации в коллективе и слабых межличностных коммуникативных навыков.
С другой стороны, более общительные и вызывающие симпатию люди добивались гораздо лучших результатов в карьере даже при сравнительно обычном умственном развитии. Виды и особенности Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра: Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей по внешним признакам — походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т.
Адаптивность и умение приспосабливаться: Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает быть гибкими в изменяющихся условиях и приспосабливаться к новым ситуациям.
Это позволяет лучше справляться с неожиданностями, быстро принимать решения и адаптироваться к переменам. Улучшение академических и профессиональных успехов: Эмоциональный интеллект имеет важное значение для эффективности обучения и профессионального развития. Умение управлять эмоциями и мотивацией помогает в преодолении трудностей и достижении высоких результатов.
Выводы психологов: В целом, эмоциональный интеллект играет значительную роль в нашей жизни, как в личной, так и в профессиональной сфере. Он позволяет нам лучше понимать себя и других, улучшать отношения и достигать успеха в различных областях. Развитие эмоционального интеллекта является важной задачей, которая поможет нам стать более счастливыми, успешными и уравновешенными личностями.
Научные исследования об эмоциональном интеллекте Ученые вносят значительный вклад в изучение эмоционального интеллекта, подтверждая его значимость. Другое исследование, проведенное Брэдли Бернардт в 2017 году, показало, что преподаватели с высоким уровнем эмоционального интеллекта часто более эффективны в обучении, а их студенты демонстрируют лучшие результаты. Согласно Констанцию Гаде, профессору психологии и исследовательскому руководителю Центра компетенции эмоционального интеллекта University of Pretoria, эмоциональный интеллект можно улучшить через обучение и практику.
Она отмечает, что обучение может улучшить способность к самосознанию, самоконтролю, социальному осознанию и управлению отношениями Gade, 2016. Источники: Брэкетт, М. Эмоциональный интеллект: значение для личного, социального, академического успеха и успеха на рабочем месте.
Компас социальной психологии и психологии личности, 5 1 , 88-103.
Умение распознавать последние и отличать их от эмоций также является признаком развитого эмоционального интеллекта. Какова природа эмоций? С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх.
Важно понимать, что базовыми эмоции называют из-за их врожденного происхождения, а, значит, избавиться человеку от них не получится. Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять. Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними. И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них. Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности.
В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку. Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции. За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать
Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать, но не все понимают, что это такое на самом деле. В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую. В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую.