В январе 1946 года Федорова родила дочь Викторию и узнала о существовании указа о наказании матерей-одиночек. Об убийстве известной советской актрисы Зои Федоровой писано-переписано. Зоя Фёдорова и дочь Виктория. Зоя Федорова: биография и личная жизнь актрисы 20-го века, подробности об убийстве. В конце 1970-х Зоя Фёдорова еще дважды выезжала в гости к дочери.
Первая любовь
- В печатном номере
- Гражданка США
- фотографии >>
- Актриса Зоя Федорова: подпольная миллионерша и тапочки на одну ногу - Алексей ФИЛИППОВ
- Фокстрот с Ягодой
- Биография Зои Федоровой
Биография Зои Федоровой
Зоя Фёдорова учит играть на рояле свою дочь Вику. Зою Федорову реабилитировали в 1955 году, тогда она забрала 9-летнюю дочь и вернулась в кинематограф. биография, новости, личная жизнь, фото, видео - Правда непонятно, почему молчит дочь Зои Фёдоровой, если знает имя убийцы. Вернулся – с дочерью Зои Федоровой.
Жизнь — ухабистая мелодрама. Портрет Зои Федоровой
В результате непродолжительного романа артистки с иностранцем на свет появилась Виктория. Зоя Алексеевна пыталась скрыть тот факт, что новорожденная является дочерью американца, и зарегистрировала брак с музыкантом Александром Рязановым. Но это не помогло. В конце того же 1946 года Федорову взяли под стражу, а после, обвинив в шпионаже, ее приговорили к 25 годам лишения свободы. Не остались без внимания и родственники актрисы. В частности ее сестра Александра была выслана вместе с семьей в Казахстан. Там Виктория и провела первые несколько лет своей жизни.
Девочка не знала, кто ее настоящая мать, искренне полагая, что ею является упомянутая тетя. Через 9 лет Зоя Федоровна оказалась на свободе, где наконец встретилась со своей дочерью. Получив актерское образование, Федорова-младшая начала сниматься в кино. На ее счету почти 2 десятка отечественных лент, наиболее удачными из которых, как по мнению критиков, так и по мнению самой Виктории, стали мелодрамы «Двое» и «О любви».
На эти поиски ушло немало времени. Но Тэйт не проявил сильного порыва увидеть ни свою бывшую возлюбленную, ни родную дочь. Объяснить это было просто: к тому времени Тэйту было далеко за шестьдесят, у него была семья, а свою дочь от русской женщины он никогда не видел. Но Фёдорова этого не знала и с нетерпением ждала новостей. И вот осенью 1973 года пришло долгожданное письмо от Джексона Тэйта, в котором он просил у двух дорогих ему женщин прощения за то, что стал невольным виновником постигших их бед.
Виктория загорелась желание увидеть отца. Так началась почти двухлетняя эпопея с её отъездом в США. Фёдорова после отъезда дочери отнюдь не стала для властей персоной нон грата. В 70-е годы она продолжала хоть изредка, но сниматься в кино, получила квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте. В апреле 1976 года её отпустили в США, где она встретилась со своим возлюбленным Джексоном Тэйтом и дочерью. Она могла бы остаться в Америке, однако почему-то этого не сделала. Что-то её удерживало в этой стране. В 1980 году она вновь собралась в США, но на этот раз её долго не отпускали. И всё же виза на отъезд была получена.
Версий этого убийства несколько. По одной из них с актрисой могли расправиться её коллеги по "бриллиантовому" бизнесу, в котором Фёдорова начала вращаться с конца 60-х, по другой - преступление спланировали в КГБ, чтобы не отпустить актрису навсегда за кордон. Какая из этих версий является правдой, неизвестно до сих пор. В 1934 году окончила Драматическую студию при московском театре Революции. С 1932 года — актриса киностудии «Ленфильм». В 1941-1945 годах вела концертную деятельность на фронте. В 1946-1955 годах была незаконно репрессирована. С 1956 года — актриса Театра-студии киноактёра в Москве. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище 25 участок.
Сталинская премия второй степени 1942 — за исполнение роли Наташи в фильме «Фронтовые подруги» 1941. Самойловвым, М. Водяным и М. Пуговкиным Ленинград, 1968 год.
Вы знаете, она не утратила своей красоты, не перестала быть женщиной, хотя, конечно, сильно изменилась. И, что меня поражало, она ни на кого не обижалась, никого не проклинала. Наоборот, Зоя, как солнышко, все вокруг себя освещала и постоянно говорила «спасибо». Я помню, как мы с подругами бегали в кинотеатр и почти в каждом фильме была она» В фильме «В нашем городе».
Фото: Мосфильм-инфо А мы, конечно, помогали кто чем мог. Сначала одеждой. Потом, когда ее стали выпускать за границу, она какие-то вещи оттуда привозила, мы их продавали, чтоб она могла что-то заработать. Ее, наконец, стали потихоньку снимать в кино. Все, что Зоя зарабатывала, она тратила на дочку. Мать и дочь поначалу очень трудно притирались друг к другу, потому что Вика считала мамой сестру Зои. Она Вике не говорила, что Зоя «враг народа» и сидит в тюрьме. Девятилетней девочке предстояло как-то привыкнуть к новой матери и новой судьбе. Но Федорова была прекрасной мамой...
Позже, узнав в 13 лет историю своего рождения, Вика сказала: «Я хочу увидеть своего отца». Зоя все сделала для того, чтобы найти Тейта. Но возможностей для этого у нее было немного. Конечно, нельзя сказать, что и Джексон этого ждал. Он сделал успешную карьеру, стал адмиралом. Женился, у него трое детей было, кажется. И тут говорят, что советская актриса, с которой у него был роман много лет назад, от него родила дочку. Он только рассмеялся, услышав об этом. Но когда ему показали Викочкину фотографию, расплакался и упал на колени.
Это было одно лицо! Тейт сразу все признал и стал хлопотать о том, чтобы дочь приехала в Америку. Вика уже окончила ВГИК, снималась в кино. Три раза побывала замужем. Состояла ли федорова в «бриллиантовой мафии»? В результате в 29 лет ей удалось получить выездную визу и приехать в США. Там Вику приняли как национального героя, устраивали приемы в ее честь. Вика увиделась с отцом, и у нее началась новая жизнь. Через три месяца она вышла замуж и осталась в Америке.
И Зоя получила возможность приезжать к дочери. К тому времени она иногда снималась в кино, занималась антиквариатом. Но, насколько я знаю, ни в какой «бриллиантовой мафии» Федорова не состояла. Ну привезет разве что один камешек из Америки, на мафию это не тянет! Лично я во все эти слухи не верю. Выбралась после такого слома, нашла в себе силы работать, растить дочь. Можно сказать, взяла реванш» В фильме «Фронтовые подруги». Я думаю, что все дело в том, что она собралась уехать за границу навсегда. Незадолго до смерти она сказала мне в присутствии других подруг: «Девочки, я заключила контракт в Америке.
Обо мне будут снимать фильм. Про всю мою жизнь! Я буду играть себя уже после тюрьмы, а Викочка — меня в молодости. Я сюда уже больше никогда не вернусь». Мы, конечно, за нее обрадовались.
Зоя Федорова Ее жизнь — ухабистая мелодрама, с лабиринтами сталинских казематов, американским романом и разлукой с дочерью, какая могла бы выйти из-под пера разве что уж совсем бессовестной сочинительницы дамских сериалов для канала РТР.
Ее смерть — детектив с убийством, оставшийся неразрешенной загадкой и взволновавший Юлиана Семенова до полнометражного романа. Ее красота — бесспорна и затмевает всех наших королев экрана, ей не нужны подпорки мюзиклов, с которых сияли все ее знаменитые ровесницы, и из-под ушанки военной медсестры в ветхих «Подругах» 1935 она сияет увереннее, чем Орлова с трибуны и Ладынина с комбайна. Тем не менее среди ныне здравствующих поколений, еще заставших всевластия советского кино, она накрепко спаялась с образом Трындычихи — хотя вообще-то Трындычиху играла не она, ее героиня в «Свадьбе в Малиновке» 1967 только всю дорогу трындычала про свою соседку Трындычиху — шумной, неумной, веселой тетки, спорой, чтобы накрыть скатерть, опрокинуть рюмку, а дальше — «Битте-дритте, фрау-мадам! Лео Арнштам. Андрей Тутышкин. И это беспрецедентно, потому что звездам сталинского кинопаноптикума хронически не удавалось перешагнуть в новые времена, стать частью следующего кинопейзажа: Орлова, Ладынина, Серова, Целиковская плотно спаялись со временем, где польки-бабочки переженились со стахановской одержимостью, и каждая по своим причинам не смогла пойти дальше.
Есть только две тогдашние дивы, которых ждала новая счастливая киножизнь за бугром оттепели: Зоя Фёдорова и Лидия Смирнова. Любопытный факт: обе приходились женами оператору Рапопорту, который тоже после обслуживания сталинского экрана преодолеет совершенно новый, технический уже рубеж и создаст иконический образ НТРовского брежневского Союза в поздних, сперва широкоэкранных, затем широкоформатных фресках Герасимова. Фёдорова и Смирнова совершили этот переход совершенно иначе, как, выходит, только и было возможно для сталинских звезд и как совершенно точно не могли позволить себе ни Орлова, ни Ладынина: подняв на смех женщин своего поколения. В новом времени они обе воплотили вульгарность порождений эры культа личности с ее беззастенчивой рекламой «Пейте пиво! Как и при всякой перемене власти, новая могла принять в свои ряды старых, только если покаются или посмеются над собой. Смирнова решила эту тему в ее более зверином оскале, играя нечистоплотных торгашек как в фильмах про Анискина или успевших приклеиться к новым начальникам жертв моды «Пена», 1979 , а Фёдорова взяла на тон помягче.
Ее бесконечные тетки, соседки, квартирные хозяйки, дворничихи и гардеробщицы — просто ограниченные чревоугодницы, и в их пороках есть толк: их незнанием новых реалий молодежь может умело пользоваться, а их яства и вкус к застолью приветствовались во все времена, пока не грянул ЗОЖ. Фридрих Эрмлер. В тех фильмах она отживших элементов и ударом ноги, случалось, укладывала.
Трагическая семейная история актрисы Зои Федоровой и ее дочери Виктории
Чтобы спасти своего отца, Зоя Федорова, которая к тому времени стала лауреатом Сталинской премии, обратилась к Лаврентию Берии, народному комиссару внутренних дел. Виктория Федорова, дочь Зои Федоровой, родилась 18.01.1946 г. в Москве. Как рассказала в своей книге «Дочь адмирала» дочь Федоровой Виктория, на встрече ее мать заявила наркому внутренних дел, что ее отец был осужден несправедливо. В 1980 году Зоя Федорова снова хотела навестить дочь, но ее долго не хотели выпускать, потому что Виктория издала книгу, где рассказывала о судьбе матери и об ужасах советских репрессий. Судьба, карьера и трагическая гибель Зои Федоровой: как любовь к иностранцу повредила творческому пути Зои Фёдоровой и как актрису настигла страшная смерть.
Детство и семья актрисы
- Зоя Федорова - биография, причина смерти актрисы, фото, фильмы
- Биография Виктории Федоровой: фильмы актрисы, личная жизнь, убийство матери, болезнь и смерть
- Зоя Федорова говорила: «Я всю жизнь любила только одного человека» - 7Дней.ру
- Путь к славе
- Выстрел в затылок: Кто убил актрису Зою Федорову
- Виктория Федорова: причина смерти. Краткая биография дочери Зои Федоровой
«Плохие девчонки»: Зоя Федорова. Последняя роль
Ее первые роли были эпизодическими, но такое возвращение все равно можно было считать настоящим успехом. Тем же маршрутом планировала проследовать и советская актриса, которая уже несколько раз навещала Викторию и внука в Америке. Примечательно, что незадолго до своей смерти Зоя предупреждала дочь, что ее могут убить. При этом в случае трагедии она просила винить КГБ. Но причастность спецслужб к этому убийству доказать так и не удалось. Как, впрочем, и найти реального убийцу. Даже несмотря на то, что дело 71-летней актрисы насчитывает десятки томов и больше 4 тысяч допрошенных свидетелей. РИА Новости Есть несколько версий, которые могут хоть как-то объяснить эту трагедию. Во-вторых, рассматривалась и версия самого обычного ограбления. После убийства из дома актрисы пропали драгоценности. В-третьих, причиной расправы могла послужить возможная связь Федоровой с «бриллиантовой мафией», занимавшейся нелегальной продажей ювелирных украшений.
В нее, по слухам, входили жены и дети советской партийной верхушки. Вероятно, Зоя могла знать что-то ценное про членов этой «банды» и шантажировать людей эксклюзивной информацией. И в-четвертых, в убийстве героини этого текста может быть след неназванного американского журнала. Они подали на журнал в суд.
Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счетчицей в Госстрахе. В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский , а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В этом же году она вышла замуж за кинооператора В. Раппопорта , брак с которым продлился до 1939 года. До этого, в студенческие годы, её мужем был Л. Вейцлер 1906—1965 , позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке.
Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме « Встречный » 1932 , однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм « Гармонь » 1934. Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме « Подруги ».
Экранным дебютом Зои стал музыкальный фильм «Гармонь», который был снят в 1933 году. Молодую, талантливую актрису заметили и стали приглашать на съемки. Одна за другой появлялись картины с ее участием. Необыкновенный успех и всеобщую известность принесла Федоровой картина «Подруги», вышедшая в 1936 году. Когда актриса была на пике славы, на нее посыпались несчастья. Сначала ее мама заболела раком, и советские врачи ничем не могли помочь больной.
Тогда отец нашел для жены немецкого врача, но ему не удалось спасти молодую женщину. Мама умерла, а отца посадили на 10 лет за обращение к иностранному специалисту. Решив спасти отца, Зоя обратилась к Лаврентию Берии, известному любителю красивых актрис. Что случилось во время их встречи, никому не известно, но отца Зои освободили летом 1941 года, а сама она могла в любой момент обратиться за помощью к Берии. Несмотря на клеймо дочери «врага народа», Зою Федорову продолжают активно снимать. В большинстве из 22 фильмов, которых были сняты с ее участием в течение десяти лет, Зоя сыграла главные роли. За комедию «Музыкальная история» и военную драму «Фронтовые подруги» ей присуждены высшие по тем временам награды — Сталинские премии. Однажды Зою пригласили на улицу Качалова, в известный особняк Берии. По одной из версий, Берия встретил актрису в пижаме.
Возмущенная женщина позволила себе отвергнуть ухаживания всемогущего наркома, обозвав его «старой обезьяной». Оскорбившись, Берия приказал ей убираться, но затем догнал и неожиданно вручил букет из роз, сказав, что это цветы на ее могилу. По второй версии актриса ответила на ухаживания наркома. Как бы то ни было, но в конце 1946 года Зою арестовали. Ей предъявили обвинения во враждебной агитации, организации антисоветской группы, нападках на советское руководство и готовность к проведению террористических актов против правительства.
А тут так тупо сработано.
И еще один странный факт. Стреляли, как выяснили эксперты с расстояния 10 сантиметров голова Зои Федоровой упала на стол после выстрела и волосы у не на затылке должны быть взъерошены, а они были причесаны. Поэтому отверстие от пули в затылке не было видно. Не один профессиональны убийца не будет после выстрела расчесывать волосы своей жертвы это уже какое-то извращение. Поэтому некоторые исследователи делают выводы, что стреляла женщина, я то же склоняюсь, к тому, что стреляла женщина. Только женщина очень странная, ведь убить человека не так-то просто.
А она после выстрела не упала в обморок и расчесала еще волосы жертвы. Скорее всего убивать ей было не в первой или она воевала, а может была военврач. Уж очень хладнокровно вела себя. Убийство было не спонтанное, женщина готовилась. Скорее всего это та самая женщина с которой познакомилась Зоя Федорова за месяц до убийства. О ней говорит соседка.
У этой женщины сын живет в США и она уезжала к нему. Через нее Зоя Федорова посылала дочери большой бриллиант. Думаю, она конечно новой знакомой об этом не сказала. Та навела о ней справки сама. Зоя Федорова должна была сообщить дочери номер рейса самолета и время прибытия. А дочь должна была позвонить Зое Федоровой и та все это ей сообщить.
Дочь позвонила, Зоя Федорова повернулась к телефону, взяла трубку и, в это время раздался выстрел. Убийца готовилась. Начальник угрозыска 123-го отделения милиции Москвы Борис Кривошеин тоже склонен к тому, что это была женщина. Именно он первый выехал на убийство Зои Федоровой 11 декабря 1981 года. Но фамилию Кривошеин этой женщины не хочет называть, так как она давно умерла, а внуки не должны знать, что бабушка у них убийца. Возможно, он прав только мы не узнаем ее биографию, а это важно в расследовании.
Расследование шло год, но ни к чему не привело. Потом дело Федоровой забрало КГБ и засекретило на 70 лет. С тех пор прошло 37 лет, а люди все гадают кто же убил Зою Федорову. Даже к убийству приплели Нуриева. А Андропова больше интересовала наша номенклатура, чем Нуриев. И надо быть идиотом подсылать убийц к ней.
Слишком мелко. Надо все-таки понимать, что это КГБ раскинула бриллиантовую сеть, чтобы понимать, что творит номенклатура, бандиты и просто граждане. Центральной фигурой этой сети была Зоя Федорова. Она кстати, три раза была в США и в любой момент могла там остаться. И что каждый раз на неё покушаться? И больших проблем с выездом у нее не было.
Зачем засекретили на столько лет? Это была спецоперация.
Трагическая семейная история актрисы Зои Федоровой и ее дочери Виктории
Зоя Фёдорова впервые увлеклась театром ещё в средней школе и исправно посещала детский драмкружок. По версии отставного розыскника, Зоя Фёдорова якобы намеревалась передать через эту знакомую кольцо с бриллиантом для своей дочери. Зоя Федоров погибла 10 декабря 1981 г. от рук убийцы, преступление до сих пор не раскрыто. Зоя Федорова прославилась еще в студенческие годы, снявшись в картинах «Гармонь» и «Подруги». В 1973 году Зоя Федорова и ее дочь получили письмо от Тэйта, в котором он просил прощения за то, что стал прямым виновником их бед. Федорова Зоя появилась на свет 21 декабря 1907 г, в обеспеченной многодетной семье, где Зоя была последним 4-м ребенком.
Зоя Федорова — трагичная судьба звезды советского кино
Но Зоя Федорова мечтала об актерской судьбе для дочери и повторяла: «Я хочу, чтобы мое имя продолжалось на экране». Федорова Зоя появилась на свет 21 декабря 1907 г, в обеспеченной многодетной семье, где Зоя была последним 4-м ребенком. история жизни, тайны и загадочная смерть актрисы. Родилась Зоя Федорова 21 декабря, в 1909 году, в городе Петербурге.
Трагическая семейная история актрисы Зои Федоровой и ее дочери Виктории
Но она к тому времени была уже замужем, хотя с мужем они проживали в разных городах: он — в Ленинграде, она — в Москве. Рапопорта это не устраивало, и вскоре ему удалось выпросить у местных властей отдельную квартиру в городе на Неве для себя и своей молодой жены. Но Федорова переезжать к мужу не торопилась. Она была целиком увлечена своей успешной карьерой в кино.
В 1937 году Зоя Федорова и В. Рапопорт вместе участвовали в съемках фильма «На границе». И хотя он не имел громкого успеха, как фильм «Подруги», однако роль Федоровой в нем не прошла незамеченной.
Актриса по праву вошла в список тогдашних звезд советского кино. Но тут внезапно ее карьера едва не прервалась на самом взлете — Федорова попала в категорию детей «врагов народа». Дело обстояло так.
В 1936 году заболела ее мать у нее обнаружили рак , и отец нашел для нее частного врача, который оказался немцем. Однако больной он помочь так и не сумел, и его присутствие в доме Федоровых кое-кем было истолковано превратно. Когда в стране началась кампания против «врагов народа», эта связь сыграла злую шутку с Алексеем Федоровым.
Он и так порой позволял себе нелестные отзывы в адрес некоторых высоких руководителей на правах человека, работавшего у Ленина, он имел все права так высказываться , поэтому когда «ежовщина» охватила всю страну, его постигла участь миллионов несправедливо осужденных. Летом 1938 года А. Федоров был арестован по статье 58 УК и приговорен к десяти годам лишения свободы.
Став дочерью «врага народа», Федорова мысленно распрощалась со своей звездной карьерой. Однако, как это ни странно, но арест отца практически не отразился на дальнейшей судьбе актрисы. За первые десять лет своей карьеры в кино она снялась в 22 картинах, причем, в большинстве из них в главных ролях.
Стоит отметить, что за съемки в фильмах «Музыкальная история» 1940, 7-е место в прокате — 17,9 млн. Однако, как признавалась позднее сама актриса, она мечтала о других ролях — ярких, музыкальных, — а ей приходилось играть героинь, как через кальку списанных друг с друга. Даже пыталась изменить свой имидж, сыграть отрицательную героиню чтоб курила, пила и ругалась как базарная торговка , но таких ролей ей никто не предлагал.
Так что не все безоблачно было в тогдашней ее кинокарьере. Между тем в конце 30-х годов изменилась личная жизнь актрисы. Брак с В.
Рапопортом окончательно развалился, и в 1939 году актриса встретила свою настоящую любовь. Этим человеком стал летчик Иван Клещев. Однако оформить свои отношения официально времени у них не хватило — началась война с фашистской Германией.
Клещев ушел на фронт, и в одном из боев под Сталинградом его самолет был сбит. Летчика спасло чудо — он выжил, получив тяжелые ранения. Более месяца пролежав в госпитале, его выписали с диагнозом «не годен к полетам».
После этого Героя Советского Союза Ивана Клещева распределили для дальнейшего прохождения службы в отдел по расследованию авиакатастроф. В отличие от него, Федорова была несказанно рада такому повороту событий и уже мечтала о свадьбе. Однако судьбе было угодно расставить все по-своему.
В один из дней И. Клещев вылетел к месту очередной катастрофы под Тамбовом, и самолет, в котором он находился, был атакован вражеской авиацией. В неравном бою самолет Клещева был сбит и разбился.
Так Федорова вновь осталась одна. Надо отдать должное Зое Федоровой, несмотря на драматизм всего происходящего в стране и в ее личной судьбе, она не прекращала попыток вызволить из тюрьмы отца. Для этого ей даже пришлось напроситься на прием к Лаврентию Берии.
Этот человек тайно симпатизировал знаменитой актрисе и готов был многое для нее сделать в обмен на ее благосклонность. По воспоминаниям многих, через такую «помощь» Берии тогда прошли многие известные женщины страны. Вполне вероятно, что не избежала этой участи и Федорова.
В результате в конце лета 1941 года ее отца выпустили на свободу. Однако годы отсидки не прошли для 56-летнего А. Федорова даром.
Из-за обморожения в лагере ему ампутировали пальцы на обеих руках. Жизнь на свободе продолжалась для него недолго, и 22 сентября 1941 года Алексей Федоров скончался. А вскоре Федорову и двух ее сестер постигло новое горе — на фронте погиб их младший брат Иван.
Тем временем Л. Берия не бросил своих попыток ухаживать за знаменитой актрисой. В декабре 1943 года он пригласил ее к себе в особняк на улице Качалова, объяснив свое приглашение просто: «Моя супруга любит вас и хочет отметить ваш день рождения в узком кругу».
Отказать всесильному наркому Федорова не смогла, хотя в душе глубоко презирала его. В гостях терпения актрисы хватило только на первый час общения с Берией. Когда выяснилось, что никакой жены наркома на вечеринке не будет, что эту встречу организовал лично он, Федорова внезапно вспылила и оскорбила Берию.
Тот тут же приказал ей убираться из его дома. Когда она вышла на улицу, Берия догнал ее на крыльце и вручил ей букет роз. При этом он мрачно произнес: — Это букет на вашу могилу!
После этой встречи и грозного предупреждения Берии актриса ждала только одного — ареста. Однако его тогда так и не последовало. Постепенно жизнь вошла в свое русло, и Федорова успокоилась.
Она не могла даже догадаться, какие события ждут ее. Осенью 1942 года Федорова, будучи на выставке американского кино в Москве, познакомилась с корреспондентом американской газеты «Юнайтед пресс» Генри Шапиро. Он ввел ее в круг своих друзей, среди которых оказался заместитель главы морской секции американской военной миссии Джексон Тэйт.
Их первая встреча произошла в январе 1945 года на торжественном приеме в особняке на Спиридоновке. На следующий день после приема Тэйт внезапно пригласил актрису в ресторан «Москва». Так началось их знакомство, которое переросло в любовь.
Эта история породила массу слухов на много лет вперед. Например, некоторые источники будут утверждать, что актриса, став негласным агентом МГБ, была специально введена в круг американских дипломатов. Однако кураторы Федоровой от МГБ, видимо, не учли того, что она была обыкновенной женщиной, которая не смогла устоять перед чарами американского красавца капитана.
Видимо, этим объяснялась и последовавшая после знакомства с Тэйтом беременность Федоровой. Правда, рождение дочери Виктории она появилась на свет 18 января 1946 года отец так и не застал. После окончания войны американцы из наших союзников превратились во врагов, и связь Федоровой с Тэйтом не могла закончиться хеппи-эндом.
Даже непонятно, на что она рассчитывала в то время, решив родить от американского дипломата ребенка. В июле 1945 года актрису внезапно отправили на гастроли в Крым, и в это же время Тэйт получил распоряжение советских властей в течение ближайших сорока восьми часов покинуть пределы СССР. Когда Федорова вернулась в Москву, ее любимого там уже не было.
Джексон Тэйт получил новое назначение на военно-морскую базу рядом с Сан-Педро в Калифорнии. Он ничего не знал о судьбе Федоровой и даже не представлял, что она родила ему ребенка. Но ответа не было.
И вот когда он уже потерял всякую надежду что-либо узнать, на его имя внезапно пришло короткое послание, отправленное из Швеции. В нем сообщалось, что Федорова вышла замуж за некоего композитора и счастливо растит с ним двоих детей.
Она, такая красивая и элегантная, с комической невозмутимостью, обыденной деловитостью — Ладынина бы на ее месте сгорела б со стыда, а Серова картинно изображала бы брезгливость — пила пиво в стояке с Эрастом Гариным в «Музыкальной истории» 1940. Покинула она сталинский экран после «Свадьбы» 1944 , по иронии оставшейся ее самой запомнившейся ролью первого призыва, где воплотила образ шелудивого, какого-то совсем уже запаршивевшего мещанства, ничуть не отстав от партнеров — таких королей комедии, как тот же Гарин, Мартинсон и Фаина Раневская. Поэтому она совершенно легко вошла в оттепель под аккомпанемент плотоядных сюсюканий с Сергеем Филипповым «Кусик, где же гусик? Эта роль стала своего рода передачей эстафеты, потому что Муравьева в этой и ряде последующих работ воплотила уже следующий этап советского мещанства, брежневского, но Фёдоровский говорок с вызовом, руки в боки, вечно какие-то семечки во рту — все это осталось при, как оказалось, никакой не сталинской, а вечной героине, мещанке, порожденной государством, где правит повариха. Борис Барнет. Герберт Раппопорт, Александр Ивановский. Исидор Анненский.
Эльдар Рязанов. Во втором пришествии она играла только для смеха — лишь регурировала тепло, в зависимости от строя картины, то прикручивая, как в уютных «бабушкиных» образах в фильмах Ролана Быкова «Пропало лето», 1963, «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», 1974 , то совсем убирая, как в карикатурах из «Алых парусов» 1961 или «Скверного анекдота» 1966. Но в сталинских фильмах в одном образе всегда присутствуют две Фёдоровых — когда она говорит и когда молчит. В отличие от своих современниц, которые хлопотали лицом, даже выслушивая реплики, всю дорогу проявляли какую-то реакцию, Фёдорова обладала уникальной особенностью полностью выключать себя, когда ей не нужно в кадре говорить. Комедия Червякова ставит те гендерные вопросы, от которых нынешние девушки без ума: казаков отправляют на учения, а баб оставляют убирать урожай. Вопрос: сладят ли бабы без мужского руководства, но Фёдорова его еще и обостряет — а почему это ее Мишка Николай Крючков пошел на учения, а ей, видите ли, нельзя? Но когда баба, оставшаяся за главную, принимается плакать, что и впрямь хозяйство у нее разваливается, а если еще и Фёдорова уедет на маневры — ей кранты, Фёдорова минуты на три замолкает. Она ничего не делает с лицом, но мы видим, как к ней приходит осознание, как внутренне она ставит себя на место председательницы, понимает, что чуть ее не предала. Почему мы все это читаем?
Да и дочь Виктория в этом случае должна была бы превратиться в настоящую миллионершу. К тому же Зоя ездила в Америку всего трижды за пять лет и для роли бриллиантового курьера не слишком подходила. Столь же недостоверно предположение, будто Федорову убили для того, чтобы не допустить огласки связи дочери Брежнева Галины с бриллиантовой мафией. Трудно себе представить пожилую актрису, сразу по приезде в Америку объявляющую на весь мир о том, что она вместе с Галиной Брежневой занималась скупкой краденых бриллиантов. И наконец, версия о том, что Зою мог убить с целью ограбления ее американский зять Фредерик Пуи, летчик компании "Пан Америкэн". Ее впервые озвучил кинодраматург Эдуард Володарский, а в документальном фильме повторил другой кинодраматург - Виктор Мережко. Однако был ли Пуи в Москве в день убийства тещи, наверняка выяснили в первые же дни следствия.
И никаких мотивов покрывать американца у следователей не было. Наоборот, для Москвы это была бы очень выгодная версия, но она явно не имела никакого подтверждения в материалах дела. Наиболее вероятно, что Зою Федорову убили с целью ограбления, причем это могли сделать как люди, причастные к торговле бриллиантами, так и кто-то другой из ее знакомых. В частности, в ее убийстве, равно как и в ограблении вдовы Алексея Толстого, подозревали кишиневского налетчика Анатолия Беца. Однако в начале 80-х годов он был застрелен милиционерами на Кавказе при невыясненных обстоятельствах, и доказать эту версию также невозможно. Остается надежда на Викторию Федорову. В документальном фильме она заявила, что знает имя предполагаемого убийца из числа хороших знакомых матери, но пока не может назвать его.
Может быть, со временем назовет.
Приплетали туда КГБ, но доказать причастность спецслужб. По другой версии, с актрисой расправилась "бриллиантовая мафия", где были партийные верхушки.
Другая гласит, что всё это обычное ограбление, ведь из дома пропали ценные вещи. Близкие вовсе уверены, что к убийству причастна подруга Маргарита Набокова, но мотивов у нее не было. Источник фото: Фото редакции Не менее любопытна версия про то, что зарубежный журнал опубликовал какую-то информацию без согласия семьи Федоровой и она как раз собиралась судиться в США.
Но сумма за материал могла быть запрошена слишком большая, в связи с чем актрису "заказали". Какое из предположений верное до сих пор неизвестно: несмотря на множество томов дела об убийстве Федоровой, ее смерть остается загадкой. Что до дочери, то ее из-за напряженных отношений союза и штатов просто не пустили на похороны матери.
Кто и почему убил актрису Зою Федорову?
Чтобы спасти своего отца, Зоя Федорова, которая к тому времени стала лауреатом Сталинской премии, обратилась к Лаврентию Берии, народному комиссару внутренних дел. Только после смерти Сталина Зою Фёдорову реабилитировали, и она смогла, наконец, в 1955 году увидеть дочь и даже вернуться в кино. Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь.
Рекомендуем
- Зоя Федорова — биография
- Зоя Алексеевна Фёдорова
- Актриса Зоя Федорова: подпольная миллионерша и тапочки на одну ногу
- Гражданка США
- Убийство Зои Федоровой (Алексей Кузнецов 16) / Проза.ру
Ушла из жизни Виктория Федорова, дочь актрисы Зои Федоровой
У них родился сын, а спустя 2 года Виктория стала гражданкой США. Карьера в Америке Голливудская карьера советской актрисы не задалась: она снялась в 2 малобюджетных фильмах и 3 сериалах. Зато как модель Виктория себя реализовала, став лицом косметического бренда Beauty Image. В это же время Зоя Федорова собирала документы для эмиграции в США, но переехать к дочери ей было не суждено. Виктория получила известие о гибели матери, но приехать на похороны не получилось: ей было отказано во въезде в СССР. Развод, пятый брак, творческая деятельность Брак Виктории с американским пилотом распался в 1990 году.
И чтобы защитить честь семьи Брежневых, глава государства разрешил Юрию Владимировичу начать разрабатывать знакомства Галины, включая Светлану Щелокову. Вот вам и объяснение милицейской версии об убийстве Федоровой, мол, это сделал КГБ.
Комитетчики просто подобрались к милицейской верхушке. А что же с пропавшими сокровищами Толстой и Бугримовой? Бориса Буряце задержали. Так что же с убийством Зои Федоровой? Один из полковников МВД, сливший в КГБ кое-какую информацию о ее убийстве, был найден мертвым на свалке - завернутым в ковер. Ее считали неуправляемой, алчной. Ее подруга Щелокова была и вовсе одержима камнями.
Их имена в первую очередь вспоминают, когда речь заходит о так называемой «бриллиантовой мафии». Но они похожи все-таки на прожигательниц жизни, развращенных вседозволенностью, а не на мафиози. Если кто-то из них хотел завладеть бриллиантами Федоровой, им было незачем убивать ее. Мать актрисы Виктории Фёдоровой. Итак, следователи выясняют, что из ее дома пропала большая коллекция бриллиантов. Лишь имеющие доступ к секретным сведениям знают, что один из федоровских перстней находится у Галины Брежневой. Примерно в это же время в Москве грабят обладательниц крупнейших бриллиантовых коллекций: Толстую и Бугримову.
По обоим делам в качестве обвиняемого проходит любовник Брежневой Борис Буряце. Получается, убийство Зои Федоровой произошло ради ограбления? Конечно, ради бриллиантов убивали и убивают. Красивые, вечно дорожают, не подвержены старению и обесцениванию. Эти достоинства драгоценных камней очевидны. Однако есть еще одно обстоятельство: даже самый дорогой бриллиант — очень маленький по размеру, его легко спрятать и вывести за границу. И там продать.
А если у вас есть допуск в дипломатический коридор аэропорта, то можно вывести не только бриллианты, а что-нибудь гораздо более существенное. Одна из родственниц Федоровой рассказала, что видела в доме Зои Алексеевны драгоценности и картины, которые переправлялись за границу. Оба раза, когда актриса выезжала из СССР, она везла с собой множество сундуков. А вещи ее не досматривали, поскольку она проходила именно через дипломатический коридор. Переправка антиквариата из России на Запад началась еще в Революцию. Предметы искусства и драгоценности вывозили из страны вагонами, отправляли в Европу и Америку. Официальная версия гласит, что обратно шли деньги, которые направлялись на восстановление страны.
Фактически большевики купили себе новую Россию. Но в семидесятых и восьмидесятых все было по-другому: деньги обратно уже не возвращаются. Они оседают на личных счетах, превращаются в ценные бумаги. Но где достают вещи, которые оторвут с руками на Западе? Конечно, в музеях. Там очень много всякого антикварного материала. Именно так могли рассуждать высокопоставленные негодяи, которые имели доступ в любой зал Гохрана, в фонды Эрмитажа, в хранилище орденов.
К примеру, в одном ордене «Победа» бриллиантов на 16 карат. Можно заменить их на фианиты — и афера долго бы не раскрылась. Конечно, члены известных семей не могли самолично заниматься всеми этими подменами. Для этого есть криминальный мир. Но и прямые контакты с уголовниками для таких бонз недопустимы. Требуется третья сила, проще говоря, посредник. Зоя Федорова как нельзя лучше подходила на эту роль.
К тому же ее американский зять — Виктория вышла замуж за летчика авиакомпании Panama - летает на международных рейсах: Америка, Франция, Израиль. Это как раз те страны, что служат перевалочными пунктами для советских поставщиков антиквариата. Сюжет фильма Виктора Мережко «Красная комната» очень напоминает наш сюжет. В России убита знаменитая актриса, ее дочь прилетает из Штатов, чтобы узнать, кто убил ее мать. Мережко признается, что в основе его фильма 2006 года — история Зои и Виктории Федоровых, которых он знал лично. Только начальный сценарий Эдуарда Володарского пришлось переписать. Володарский предложил, на первый взгляд, совершенно дикую версию: Зою Федорову убил ее зять.
А как иначе объяснить тот факт, что обыкновенный линейный летчик внезапно разбогател после смерти тещи? Причем сказочно разбогател. Не на те ли бриллианты и картины, что бесследно исчезли. Казалось бы, чушь. Но когда Володарский позвонил Вике Федоровой и высказал эту версию, та сказала: «Очень может быть. Мой бывший муж — такая сволочь». А ведь никто не будет спорить с тем, что зять, пусть и нелюбимый, - это как раз тот человек, которого Зоя Алексеевна могла впустить в квартиру.
Не он ли тот гость, которого она ждала из Франции? Конечно, проверить и доказать эту версию, впрочем, как и все остальные, невозможно. Слишком много времени прошло, а информации слишком мало. Ведь в восьмидесятые годы следователи были слишком ограничены в возможностях и передвижениях, ведь все нити уходили за границу. А это территория была закрыта. В уже упомянутой книге Уотсон пишет: «Федорова делала фотографии предметов искусства и посылала каталог товаров на Запад. С течением времени ее прочные деловые отношения во Франции укрепились надежными связями в Штатах и Израиле.
Как пишет Уотсон, Федорову с Нуреевым свел знаменитый в мире антиквариата бизнесмен Гарабед Басмаджян — израильтянин армянского происхождения, который эмигрировал во Францию в семидесятых. Он владел знаменитой галереей в Париже, был вхож в европейские аристократические круги, обладал тесными связями с целым рядом советских чиновников. В 89 году он был убит в Москве. В советское время существовала очень замкнутая система распределения произведений искусства и предметов антиквариата. Например, в Москве работало несколько государственных комиссионных магазинов, и у каждого продавца имелся список телефонов покупателей тех или иных редкостей.
Это был царский подарок для женщины, у которой за душой не было ни гроша. А затем состоялась долгожданная встреча Фёдоровой с девятилетней дочерью Викторией. Эта встреча состоялась весной 1955 года на Казанском вокзале, куда Виктория приехала из города Петропавловска. Карьера Фёдоровой в кино возобновилась через несколько месяцев после возвращения из тюрьмы. Летом 1959 года Фёдорова впервые за долгие годы решила узнать о судьбе Джексона Тэйта. Через свою подругу, которая работала в гостинице, ей удалось выйти на русскую, которая была замужем за американцем и согласилась помочь найти бывшего возлюбленного. На эти поиски ушло немало времени. Но Тэйт не проявил сильного порыва увидеть ни свою бывшую возлюбленную, ни родную дочь. Объяснить это было просто: к тому времени Тэйту было далеко за шестьдесят, у него была семья, а свою дочь от русской женщины он никогда не видел. Но Фёдорова этого не знала и с нетерпением ждала новостей. И вот осенью 1973 года пришло долгожданное письмо от Джексона Тэйта, в котором он просил у двух дорогих ему женщин прощения за то, что стал невольным виновником постигших их бед. Виктория загорелась желание увидеть отца. Так началась почти двухлетняя эпопея с её отъездом в США. Фёдорова после отъезда дочери отнюдь не стала для властей персоной нон грата. В 70-е годы она продолжала хоть изредка, но сниматься в кино, получила квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте. В апреле 1976 года её отпустили в США, где она встретилась со своим возлюбленным Джексоном Тэйтом и дочерью. Она могла бы остаться в Америке, однако почему-то этого не сделала. Что-то её удерживало в этой стране. В 1980 году она вновь собралась в США, но на этот раз её долго не отпускали. И всё же виза на отъезд была получена. Версий этого убийства несколько. По одной из них с актрисой могли расправиться её коллеги по "бриллиантовому" бизнесу, в котором Фёдорова начала вращаться с конца 60-х, по другой - преступление спланировали в КГБ, чтобы не отпустить актрису навсегда за кордон. Какая из этих версий является правдой, неизвестно до сих пор. В 1934 году окончила Драматическую студию при московском театре Революции. С 1932 года — актриса киностудии «Ленфильм». В 1941-1945 годах вела концертную деятельность на фронте. В 1946-1955 годах была незаконно репрессирована. С 1956 года — актриса Театра-студии киноактёра в Москве.
С помощью Лаврентия Берии Федоровой летом 1941 года удалось освободить отца, который скончался через месяц, но потом ей пришлось отбиваться от домогательств наркома. В январе 1945 года Зоя была на приеме в особняке на Спиридоновке, куда ее пригласил приятель американский журналист Генри Шапиро. Джексон Тейт Существуют 2 версии этой встречи: случайная или с целью работы на советскую разведку. Результатом знакомства стал стремительный роман, который привел к беременности. Через месяцы безответных писем и запросов о судьбе любимой пришла анонимка о ее замужестве и рождении дочерей. В январе 1946 года Федорова родила дочь Викторию и узнала о существовании указа о наказании матерей-одиночек. Чтобы защитить женщину от преследований, композитор Александр Рязанов предложил заключить с ним брак. С маэстро она была знакома с начала войны, была солисткой в его джаз-квартете. C дочерью Викторией В конце 1946 года, после посиделок с английским журналистом Вертом и его женой, к артистке заявился сам Берия с подручными. Хотя не нашли ничего компрометирующего или запрещенного при обыске, Федорову содержали в тюрьме на Лубянке. Месть наркома за непокорность к его ухаживаниям проявилась в систематических издевательствах, среди которых были избиения, лишение сна, обливание кипятком и оставлении без медпомощи. Пострадала вся семья. Муж 5 лет провел в лагерях. Семью сестры Александры приютившую и племянницу Викторию отправили в ссылку в Казахстан, сестру Марию — в Воркуту. Вышла на свободу, но оказалась без семьи, квартиры и имущества.