Новости восточный поход святослава

В данной статье вы расскажете о походе князя Святослава на Хазарский каганат.

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

Но русский летописец говорит, что во втором походе дружина Святослава насчитывала только 10 000, вряд ли большее число воинов участвовало и в первом. Данным походом Святослав добился от вятичей нейтралитета. 1050 лет назад начался знаменитый поход князя Святослава Игоревича, который сокрушил Хазарский каганат. На западном направлении Святослав совершил несколько успешных военных походов против Болгарского княжества.

ЗАБЫТЫЕ ВОЙНЫ РОССИИ. ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Коллекции и спецпроекты. Новости. Восточный поход Святослава (к вопросу о начале Тмутараканского княжения). Походы князя Святослава Игоревича, который княжил на киевском престоле в 964—972 годах, стали примерами едва ли не самых успешных военных действий Древней Руси языческого периода ее истории против соседей.

Восточный поход Святослава презентация

«Мертвые срама не имут» На западном направлении Святослав совершил несколько успешных военных походов против Болгарского княжества.
ВОСТОЧНЫЙ ПОХОД СВЯТОСЛАВА Судить историческую правдивость Восточного похода Святослава Игоревича можно лишь на основе Повести временных лет.
Восточный поход Святослава Освободительная война восточных славян против хазарского каганата была завершена походом князя Святослава.
Походы Святослава, выдающегося князя полководца Древней Руси кратко (964-972) Школьные учебники говорят о том, что свой поход Святослав начал с покорения вятичей в 964 году.

Князь Святослав Игоревич

Сначала осажденным предложили сдаться добровольно. Получив отказ, ромеи принялись осыпать Преслав тучами стрел и камней. Без труда разбив деревянные стены Преславы. После чего при поддержке стрельбы лучников пошли на штурм стены. С помощью лестниц удалось подняться на укрепления, преодолев сопротивление защитников города.

Обороняющиеся стали покидать стены надеясь укрыться в цитадели. Византийцам удалось открыть ворота в юго-восточном углу крепости, впустив в город всю армию. Болгары и русы не успевшие укрыться были уничтожены. Тогда-то к Цимисхию и привели Бориса II, схваченного в городе вместе с семьей и опознанного по имеющимся на нем знакам царской власти.

Иоанн не стал наказывать его за сотрудничество с русами, но, объявив «законным владыкой булгар», воздал ему должные почести. Сфенкел отступил за стены царского дворца, откуда продолжал обороняться, пока Цимисхий не приказал зажечь дворец. Выгнанные пламенем из дворца, русы отчаянно отбивались и почти все были истреблены, только самому Сфенкелу с несколькими воинами удалось пробиться к Святославу в Доростол. Им были отпущены на свободу и пленники-болгары, воевавшие на стороне Святослава.

Русский князь поступал наоборот. Обвиняя в падении Преславы «болгарских» изменнико Святослав повелел собрать наиболее родовитых и влиятельных представителей болгарской знати около трехсот человек и обезглавить их всех. Многие болгары были брошены в темницы. Население Болгарии переходило на сторону Цимисхия.

Император двинулся на Доростол. Этот хорошо укрепленный город, который славяне называли Дристрой ныне - Силистрия , служил главной военной базой Святослава на Балканах. По пути ряд болгарских городов в том числе Диния и Плиска - первая столица Болгарии перешли на сторону греков. Завоеванные болгарские земли были включены во Фракию - византийскую фему.

В двадцатых числах апреля армия Цимисхия подошла к Доростолу. Вооружение воинов Киевской Руси: шлемы, шпоры, меч, секира, стремя, конские путы Началась оборона города в полном окружении. Численное превосходство в силах было на стороне византийцев - их армия насчитывала 25-30 тысяч человек пехоты и 15 тысяч конницы, в то время как у Святослава было всего 30 тысяч воинов. С наличными силами и без конницы он легко мог быть окружен и отрезан от Доростола превосходной многочисленной греческой конницей.

Русы стояли плотными рядами, сомкнув длинные щиты и выставив вперед копья. Печенегов же и венгров среди них уже не было. Иоанн Цимисхий выставил против них пехоту, расположив по ее краям тяжелую конницу катафрактов. Позади пехотинцев находились лучники и пращники, в задачу которых входило стрелять без остановки.

Первая атака византийцев слегка расстроила рады русов, но они удержались на месте и затем перешли в контратаку. Бой шел с переменным успехом целый день, всю равнину сражающиеся усыпали телами павших с обеих сторон. Уже ближе к закату воинам Цимисхия удалось потеснить левое крыло неприятеля. Теперь главным для ромеев было не дать русам перестроиться и прийти на помощь своим.

Раздался новый сигнал труб, и в бой была введена конница - резерв императора. На русов двинули даже «бессмертных», сам Иоанн Цимисхий поскакал за ними с развернутыми императорскими знаменами, потрясая копьем и побуждая воинов боевым кличем. Ответный радостный крик раздался среди сдержанных дотоле ромеев. Русы не выдержали натиска конников и побежали.

Их преследовали, убивали и брали в плен. Впрочем, и византийская армия была утомлена сражением и остановила реследование. Большинство воинов Святослава во главе со своим предводителем благополучно вернулись в Доростол. Исход войны был предрешен.

Наметив подходящий холм, император велел выкопать вокруг него ров глубиной более двух метров. Вынутую землю относили на прилегающую к лагерю сторону, так что в результате получился высокий вал. На вершине насыпи укрепили копья и повесили на них соединенные между собой щиты. В центре поставили императорскую палатку, рядом разместились военачальники, вокруг - «бессмертные», далее - простые воины.

По краям лагеря стояли пехотинцы, за ними - всадники. В случае нападения неприятеля пехота принимала на себя первый удар, что давало коннице время приготовиться к бою. Подступы к лагерю были защищены еще и искусно спрятанными ямами-ловушками с деревянными кольями на дне, разложенными в нужных местах металлическими шариками с четырьмя остриями, одно из которых торчало вверх. Вокруг лагеря натянули сигнальные веревки с колокольчиками и расставили пикеты первые начинались на расстоянии полета стрелы от холма, где расположились ромеи.

Цимисхий попытался, но неудачно, овладеть городом приступом. Вечером же русы снова предприняли масштабную вылазку, причем, по летописным источникам византийцев, они в первый раз попробовали действовать в конном строю, но, имея дурных коней, набранных в крепости и не привыкших к бою, были опрокинуты греческой конницей. В отражением этой вылазки командовал Варда Склир. В тот же день подошел греческий флот в составе 300 кораблей, и расположился на Дунае против города, вследствие чего русы были окончательно обложены и не смели более выходить на своих ладьях, боясь греческого огня.

Святослав, придававший большое значение сохранению своего флота, для безопасности приказал вытащить ладьи на берег и поставить у городской стены Доростола. Между тем в Доростоле находились все его ладьи, а Дунай был для него единственным путем отступления. Русская дружина атакует Понимая обречённость своего положения русы опять сделали вылазку, но уже всеми силами. Руководил ей доблестный защитник Преславы Сфенкел, а Святослав оставался в городе.

С длинными, в человеческий рост, щитами, покрытые кольчугой и броней, русы, выйдя в сумерки из крепости и соблюдая полную тишину, подошли к стану противника и неожиданно напали на греков. Бой длился с переменным успехом до полудня следующего дня, но после того, как был убит Сфенкел поражённый копьём, а византийская конница вновь угрожала уничтожением - русы отступили. Святослав, ожидая в свою очередь нападения, приказал вырыть глубокий ров вокруг городских стен и Доростол теперь стал практически неприступным. Этим он показал, что решил обороняться до последнего.

Почти ежедневно происходили и вылазки русов, часто заканчивавшиеся для осажденных успешно. Цимисхий сначала ограничился лишь осадой, надеясь голодом заставить Святослава сдаться, но в скором времени русами, предпринимавшими постоянные вылазки, все дороги и тропинки были перекопаны рвами и заняты, а на Дунае флот усилил свою бдительность. Вся греческая конница была выслана для наблюдения за дорогами, ведущими с запада и с востока в крепость. В городе находилось множество раненых и наступал жестокий голод.

Между тем стенобитные машины греков продолжали разрушать стены города, а камнеметные орудия причиняли большие людские потери. Конный Дружинник X век Выбрав темную ночь, когда разразилась страшная гроза с громом, молниями и сильным градом, Святослав лично вывел из города около двух тысяч человек и посадил их на ладьи. Они благополучно обошли флот ромеев ни увидеть, ни даже услышать их из-за грозы было невозможно, да и командование флотом ромеев, видя, что «варвары» воюют только на суше, что называется, «расслабилось» и двинулись по реке за продовольствием. Можно представить себе изумление болгар, живших по течению Дуная, когда в их поселках вдруг вновь появились русы.

Действовать необходимо было быстро, пока известие о произошедшем не дошло до ромеев. Спустя несколько дней, собрав зерновой хлеб, пшено и еще какие-то припасы, русы погрузились на суда и столь же незаметно двинулись к Доростолу. Ромеи так ничего бы и не заметили, если бы Святослав не узнал, что недалеко от берега пасутся лошади из войска византийцев, а рядом находятся обозные слуги, ко-торые караулили коней, а заодно запасали дрова для своего лагеря. Высадившись на берег, русы бесшумно прошли через лес и напали на обозных.

Практически вся обслуга была перебита, лишь кое-кому удалось спрятаться по кустам. В военном отношении эта акция не давала русам ничего, но ее дерзость позволяла напомнить Цимисхию о том, что от «проклятых скифов» все еще многого можно ожидать. Но эта вылазка привела Иоанна Цимисхия в ярость и вскоре Ромеи перекопали все дороги, ведущие к Доростолу, везде выставили стражу, контроль за рекой был установлен такой, что из города на другой берег не могла без позволения осаждающих перелететь даже птица. И вскоре для измученных осадой русов и еще остававшихся в городе болгар настали по-настоящему «черные дни».

Конец июня 971 года. Во время одной из вылазок русам удалось убить родственника императора Цимисхия Иоанна Куркуаса, руководившего стенобитными орудиями. Из-за богатой одежды русы приняли его за самого императора. Кичась, они насадили отрезанную голову военачальника на копье и выставили ее над городскими стенами.

Некоторое время осаждённые верили, что гибель василевса заставит греков убраться восвояси. В полдень 19 июля, когда византийская стража, разморенная зноем, утратила бдительность, русы стремительно атаковали и перебили ее. Затем настал черед катапульт и баллист. Они были изрублены топорами и сожжены.

Осаждённые решили нанести новый удар по грекам имевший, подобно Сфенкелу, свою дружину. Русы почитали его за второго после Святослава предводителя. Он был уважаем за доблесть, а не за "знатных сородичей". И первоначально в бою он сильно воодушевлял дружину.

Но погиб в стычке с Анемасом. Гибель предводители привела к паническому бегству осаждённых. Ромеи вновь рубили убегающих, а их кони топтали «варваров». Наступившая ночь прекратила бойню и позволила уцелевшим пробраться в Доростол.

Со стороны города слышались завывания, там шли похороны убитых, чьи тела товарищи смогли вынести с поля боя. Византийски летописец пишет, что было заколото множество пленников из мужчин и женщин. Тела, оставшиеся лежать на земле, достались победителям. К удивлению тех, кто кинулся сдирать с мертвых «скифов» доспехи и собирать оружие, среди убитых в тот день защитников Доростола оказались женщины, переодетые в мужскую одежду.

Кем они были - болгарками, примкнувшими к русам, или отчаянными русскими девами - былинными «поленицами», отправившимися в поход наравне с мужчинами, - сказать трудно. Ратный подвиг. Герой Византии - араб Анемас. Одну из последних вылазок русов на греков возглавил Икмор - человек огромного роста и силы.

Увлекая за собой русов, Икмор крушил всех, кто оказывался на его пути. Казалось, равного ему в византийском воинстве не найдется. Приободрившиеся русы не отставали от своего предводителя. Так продолжалось до тех пор, пока к Икмору не устремился один из телохранителей Цимисхия - Анемас.

Это был араб, сын и соправитель эмира Крита, за десять лет до этого вместе с отцом попавший в плен к ромеям и перешедший на службу к победителям. Подскакав к могучему русу, араб ловко увернулся от его удара и нанес ответный удар - к несчастью для Икмора, удачный. Опытный рубака отсек русскому вождю голову, правые плечо и руку. Увидев гибель своего предводителя, русы громко закричали, их ряды дрогнули, ромеи же, наоборот, воодушевились и усилили натиск.

Вскоре русы начали отступать, а затем, закинув щиты за спину, побежали в Доростол. Во время последней битвы под Доростолом, среди ромее устремившихся на русов с тыла, был и Анемас, за день до того убивший Икмора. Ему страстно хотелось прибавить к этому подвигу новый, еще более яркий, - расправиться с самим Святославом. Когда внезапно напавшие на русов ромеи ненадолго внесли дезорганизацию в их строй, отчаянный араб подлетел на коне к князю и ударил того мечом по голове.

Святослав повалился наземь, он был оглушен, но остался жив. Удар араба, скользнув по шлему, лишь сломал князю ключицу. Кольчужная рубаха защитила его. Нападавшего вместе с его конем пронзило множество стрел, а затем упавшего Анемаса, окружила фаланга врагов, а он все еще продолжал драться, погубил многих русских, но наконец пал изрубленный на куски.

Это был муж, которого никто из современников не превосходил в геройских подвигах. Анемас, телохранитель императора Иоанна Цимисхия, ранил русского князя Святослава Святослав собрал на совет всех своих военачальников. Когда некоторые заговорили о необходимости отступления, советовали выждать темной ночи, спустить в Дунай бывшие на берегу лодки и, соблюдая по возможности тишину, отплыть незаметно вниз по Дунаю. Другие предлагали просить у греков замирения.

Святослав сказал: «Выбирать нам не из чего. Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми - мертвые бо срама не имут. Если же убежим - срам будет нам.

Так не побежим же, но станем крепко. И отвечали воины Святославу: «Где ты главу свою - там и мы свои головы сложим! Наэлектризованные этой геройской речью, вожди решили победить - или умереть со славой... Последний кровопролитный бой под Доростолом завершился поражением русов.

Слишком неравны были силы. Последнее сражение под стенами Доростола. Первый и второй этапы боя Святослав лично вывел поредевшую дружину на последний бой. Он велел накрепко запереть городские ворота, чтобы никто из воинов не помышлял искать спасения за стенами, а думал только о победе.

Сражение началось небывалым натиском русов. Был жаркий день, и византийцы в тяжелых доспехах начали поддаваться неукротимому натиску русов. Для того чтобы спасти положение, император лично примчался на помощь в сопровождении отряда «бессмертных». Пока он отвлекал на себя удар неприятеля, на поле боя удалось доставить мехи, наполненные вином и водой.

Приободрившиеся ромеи с новыми силами начали наступать на русов, но - безуспешно. И это было странно, ведь преимущество было на их стороне. Наконец Цимисхий понял причину. Потеснив русов, его воины попали в тесное место все вокруг было в холмах , отчего «скифы», уступавшие им по численности, выдерживали атаки.

Стратигам было приказано начать притворное отступление, чтобы выманить «варваров» на равнину. Увидев бегство ромеев, русы радостно закричали и устремились за ними. Добравшись до условленного места, воины Цимисхия остановились и встретили догонявших их русов. Натолкнувшись на неожиданную стойкость греков, русы не только не смутились, но стали нападать на них с еще большим остервенением.

Иллюзия успеха, которую создали своим отступлением ромеи, только распалила измученных доростольских сидельцев. Цимисхий был крайне раздосадован и большими потерями, которые несло его войско, и тем, что исход сражения, несмотря на все усилия, оставался неясен. Скилица рассказывает даже, что император «задумал решить дело поединком. И вот он отправил к Свендославу Святославу посольство, предлагая ему единоборство и говоря, что надлежит решить дело смертью одного мужа, не убивая и не истощая силы народов; кто из них победит, тот и будет властелином всего.

Но тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть и изберет, какой захочет. Ответив столь надменно, он с усиленным рвением готовился к бою». Бой воинов Святослава с византийцами. Миниатюра из рукописи Иоанна Скилицы Взаимное ожесточение сторон характеризует следующий эпизод сражения.

Среди стратигов, командовавших отступлением византийской конницы, был некий Феодор из Мисфии. Конь под ним был убит, Феодора окружили русы, жаждавшие его смерти. Стараясь подняться, стратиг, человек богатырского телосложения, схватил кого-то из русов за пояс и, поворачивая его во все стороны, как щит, сумел защититься от ударов мечей и летящих в него копий. Тут подоспели воины-ромеи, и на несколько секунд, пока Феодор не оказался в безопасности, все пространство вокруг него превратилось в арену схватки между теми, кто во что бы то ни стало хотел его убить, и теми, кто хотел его спасти.

Император решил - направить магистра Варду Склира, патрикиев Петра и Романа последний приходился внуком императору Роману Лакапину обойти неприятеля. Они должны были, отрезав «скифов» от Доростола, ударить им в спину. Маневр этот был выполнен успешно, но и он не привел к перелому в сражении. Во время этого нападения Святослав был ранен Анемасом.

Между тем отбившие тыловую атаку русы, вновь начали теснить ромеев. И опять императору с копьем наперевес пришлось повести в бой гвардию. Увидев Цимисхия, его воины приободрились. В сражении наступал решительный момент.

И тут случилось чудо. Сначала из-за спины наступавшего византийского войска задул сильный ветер, начался настоящий ураган, принесший с собой тучи пыли, забивавшей глаза русам. А затем пошел страшный ливень. Наступление русов остановилось, закрывавшиеся от песка воины стали легкой добычей для неприятеля.

Потрясенные вмешательством свыше ромеи уверяли потом, что видели скакавшего впереди них всадника на белом коне. При его приближении русы якобы падали, как скошенная трава. Позднее многие «опознали» в чудесном помощнике Цимисхия святого Феодора Стратилата. С тыла на русов давил Варда Склир.

Растерявшиеся русы оказались в окружении и побежали к городу. Прорываться сквозь ряды противника им не пришлось.

Именно от княгини Ольги будущий правитель Русь получил необходимые навыки, позволившие ему навсегда войти в историю. Это настоящий воин, который всегда и во всём заботился о своей родине. Как только юноша возмужал, Ольга передала ему престол. Внешняя политика Несмотря на тот факт, что своё детство великий князь провёл около матери, учась у неё, как управлять государством, всё же его внутренняя и внешняя политика существенно отличалась от времён царствования Ольги.

Если мать старалась проводить мирную политику и хотела развить добрососедские отношения со всеми племенами, то по своему характеру князь был полководцем и завоевателем. У князя Святослава Игоревича внешняя политика существенно отличалась от первой половины X века. В отличие от своей матери он не принял христианскую веру, чем заслужил уважение своей дружины, где ещё были популярны языческие верования. Великий князь смог добиться близости с войском, что во многом и помогло ему добиться успехов в многочисленных войнах. Он смог существенно расширить площадь государства, обложив налогом многие народы и увеличив тем самым доходы казны. Основным направлением внешней политики князя Святослава явилось расширение: на запад; на восток.

На западном направлении Святослав совершил несколько успешных военных походов против Болгарского княжества. Это позволило определить в регионе возможных противников в торговле и обложить налогом богатых болгарских правителей, которые присягнули на верность Киеву. Далее продвинуться на запад Святослав уже не смог, так как ему противостояли балканские племена, которые были закалены в боях. Если кратко, то князь больше не думал о том, как дальше завоевывать территорию, поскольку ему необходимо было удержать имеющиеся завоевания.

Этот замечательный памятник, который скорее соответствует по духу и целям иконоборческой эпохе, наиболее ярко рисует направление внутренней политики царя Никифора и в то же время объясняет причины враждебного к нему настроения среди самой влиятельной группы тогдашнего общества.

Поэтому мы позволяем себе привести вполне эту новеллу 468. Желая исправить такое зло, поставить в должные границы нынешних властелей и воспрепятствовать будущим следовать по тому же пути, мы издаем настоящий закон, после которого они будут знать, что они не найдут в этой сорокалетней давности никакой помощи, но что чужое будет отбираемо не только у них самих, но и у детей их или у тех, кому они оставят свое имущество. Немало мы были обременяемы жалобами бедных по поводу этого правила сорокалетней давности и, много раз путешествуя к войскам и проходя области царства нашего, собственными глазами видели совершающиеся ежедневно несправедливости и обиды в отношении к ним. Разве не может властель, обидевший бедного, долгое время пользоваться своей силою и благосостоянием, а потом передать и то и другое своим наследникам? Чем же в таком случае может помочь бедному одно время?

Разве не возможен такой случай, что патрикий, магистр или военный доместик, обидевший бедного, будет иметь своими потомками тоже властелей, иногда родственных с царями и поддерживающих в продолжение семидесяти или ста лет силу своего рода и свое благосостояние? Не должны ли мы сами вступиться, обуздать сильных, поддержать бедных в принадлежащих им правах, которые у них злым образом бывают отнимаемы или похищаемы обманом? Совершенно ясно, что только в таком случае будут обеспечены интересы бедного, если ему предоставлено будет право, сколько бы ни прошло времени, беспрепятственно отыскивать и возможность получать обратно свою собственность. Если мы этого не сделаем, то мы дадим обидчику повод говорить: «Я теперь благоденствую, и бедный не может со мною тягаться». Патрикий Константин Малеин, а потом сын его магистр Евстафий, оба были властелями и в продолжение ста или ста двадцати лет пользовались благосостоянием.

Их дед, потом отец, а затем сыновья его сохраняли, можно сказать, беспрерывно до нашего времени свое преобладание. Какую же помощь может оказать в таких случаях время? Возьмем Филокали; первоначально он был крестьянином и принадлежал к числу убогих, а потом поступил в число знатных. Пока он находился внизу, он нес тягло вместе с своими односельчанами и ни в чем их не обижал. Когда же он достиг звания, он захватил все селение и обратил его в собственное поместье, изменив самое его название...

Когда человек так поднялся и когда его дела приняли такой вид, позволительно ли, чтоб ему дано было в помощь еще и время давность и предоставлена была возможность владеть неизменно тем, что он злым образом приобрел? Поэтому мы, проходя в той местности и узнав из жалоб со стороны бедных о положении дел, приказали разрушить его великолепные дворцы и сровнять их с землей, бедным возвратили их достояние, а ему оставили только то, что он имел сначала, т. Вследствие этого мы определяем: имения, приобретенные властелями в сельских общинах до первого законоположения Романа Старшего т. Уничтожая такую несправедливость и неравенство и постановляя для всех одинаково — бедных и богатых — полезное и справедливое, мы отменяем сорокалетнюю давность, дабы и богатые, зная это, не оставляли вышеозначенного рода наследств своим детям и чтобы бедные, лишаемые своего достояния, не приходили в отчаяние, но в настоящем законоположении имели бы крепкую поддержку к возвращению своей собственности. Так как мы заметили большие злоупотребления и обманы в описях, вписываемых в наших жалованных грамотах хрисовулах , и по этому поводу часто возникали жалобы и тяжбы в судах, то мы определяем, что означенные описи не должны иметь никакой силы и что никто не может ссылаться на такого рода документы, как скоро возникнет какой-либо спор относительно имения.

Такого рода описи составляются не на основании мысли царской или указания царя, но на основании сведений, сообщаемых получателями жалованной грамоты. И с другой стороны, вписывающий опись в хрисовулы протосикрит вовсе не бывает на самом месте и не наблюдает, когда совершается там измерение и отвод имения. Поэтому, как сказано, такого рода описи не должны иметь в спорных случаях никакой силы. Но если описи находятся в податных книгах общего приказа или в каких других актах, имеющих юридическую силу, то они должны быть принимаемы во внимание и соблюдаемы. Слово Бога Отца, принимая большие попечения о нашем спасении и определяя пути, какими достигнуть его и чего нужно удаляться, показало, что богатство и многое стяжание служит к тому большим препятствием.

Слово Божие, предуведомив, что для богатых труден доступ в Царство, предостерегает до такой степени против стремления к излишнему, что не только советует не запасаться посохом, сумой и хитоном, но даже запрещает заботиться о самой пище на завтрашний день. Наблюдая ныне совершающееся в монастырях и в священных прибежищах и раздумывая об объявшей их страшной болезни любостяжания, не могу придумать, какое приложить врачевание или каким наказанием пресечь неумеренность. У каких отцов научились они и откуда заимствовали оправдание таких излишеств и ложного направления? Ежечасно они заняты приумножением своих земельных владений, строят роскошные здания, разводят огромные стада коней, быков, верблюдов и других животных, направляя всю заботу на попечение об имуществе, так что монашеское состояние ничем не отличается от мирской жизни со всеми ее суетными заботами, хотя божественные заповеди гласят совершенно тому противное и заповедуют держаться вдали от таких попечений. Сошлюсь на житие святых отцов, подвизавшихся в Египте, Палестине и Александрии и в разных пределах земли: их жизнь была до такой степени проста, как будто они жили лишь душою и достигали бестелесности ангелов.

И в самом деле, Христос сказал, что Царство Небесное восхищается с большими усилиями и достигается многими скорбями; но когда посмотрю на тех, которые дают обет монашеской жизни и переменой одежды как бы обозначают разрыв с миром, как они посрамляют данные обеты и противоречат своим поведением внешнему виду, то я нахожусь в колебании, не назвать ли это скоморошеством, придуманным для посмеяния имени Христова. Не апостольская эта заповедь и не отеческое предание — приобретать огромные поместья и полагать чрезмерную заботу об урожае и плодах. Разве мирские заботы соответствуют заповеди и учению Христа, которым внушается не приобретение, а, напротив, полное лишение земных благ: «продай и отдай нищим». Ясно, что стяжательность обозначает не добродетельное направление, но относится к удовлетворению телесных потребностей и соединяется с ослаблением духовных целей. Почему это те люди, которые стремятся сделать что-либо для угождения Богу и прощения грехов, пренебрегают столь удобной для исполнения и освобождающей от забот заповедью Христа, которая повелевает продать имение и раздать нищим, вместо того стремятся строить монастыри, странноприимные дома и богадельни?

В прежние времена, когда в таких учреждениях был недостаток, устроение их заключало в себе много похвального. Но когда число их умножилось и стало превосходить потребность и меру, то отказываться от блага и обращаться к заботам о названных выше учреждениях, это уже никто не сочтет добром без примеси зла; напротив, как не признать это благовидным предлогом к обнаружению тщеславия, чтобы делать добро всем напоказ. В то время как есть тысячи других монастырей, пострадавших от времени и нуждающихся в помощи, у нас не хватает усердия, чтобы потратиться на поправку их и восстановление, а вместо того мы всячески стремимся заводить собственные новые монастыри, дабы не только самоуслаждаться суетным титулом, но чтобы быть на глазах у всех и своему дать отдельное место. Посему и с целью возбуждать вас к деланию заповедей Христа, а равно желая вырвать с корнем зло этого богоненавистного тщеславия, повелеваем благочестивым и желающим исполнять дела пользы и человеколюбия следовать заповеди Христа и, продав свои имения, раздавать полученные деньги нищим. Если же найдутся такие, которые из любви к изящным и великолепным постройкам захотели бы строить монастыри, странноприимницы и богадельни, никто им не воспрепятствует.

Но как в числе прежде построенных монастырей есть много таких, которые, как выше сказано, пришли в упадок и близки к полному уничтожению, то пусть они позаботятся о них, пусть прострут руку помощи поверженным и на них докажут свое благочестие. Но пока, пренебрегая прежними покинутыми монастырями, они будут стремиться к постройке новых сооружений, то это не будет достохвальным делом и даже оно будет вполне недозволенным 469 , так как усматриваем в нем не что иное, как любовь к суетной славе и явное безумие... Вследствие этого отныне никому не дозволяется каким бы то ни было образом передавать поля и поместья монастырям, богадельням и странноприимным домам, а равно митрополиям и епископиям, ибо это не на пользу им. Если же какие из прежних богоугодных заведений или монастырей имели несчастие попасть в дурные руки, так что остались совершенно лишенными угодий, для таковых с царского ведома и рассмотрения не будет препятствия к приобретению необходимого. Строить же в пустынных местах кельи и так называемые лавры, не предназначенные к расширению угодьями и полями, а ограниченные лишь своими пределами, не только не воспрещаем всякому желающему, но и считаем похвальным делом».

Законодатель вполне отдавал себе отчет, что его распоряжение встречено будет недоброжелательно. Новелла заканчивается следующими словами: «Знаю, что настоящий закон для многих покажется тягостным и не соответствующим их убеждениям. Но это меня нисколько не беспокоит, раз я, по апостолу Павлу, желаю не человекам угождать, но Богу. Для тех же, кто имеет разум и способен смотреть не на поверхность вещей, а проникать вглубь, ясно, что мы устанавливаем закон выгодный и полезный для живущих по Богу и для всего государства». Смотря на приведенный акт как на выражение законодательной воли, стремившейся положить предел весьма распространенному и коренившемуся в религиозном настроении византийского народа обычаю, мы должны признать в нем весьма смелый шаг, напоминающий до некоторой степени подобные же распоряжения иконоборческих царей, и оценивать его с точки зрения государственных интересов.

Становясь вполне на сторону законодателя, который видел опасность для государства, нуждавшегося в военных людях и в доходах на военные потребности и много терявшего от привилегий и изъятий в пользу монастырского и вообще церковного землевладения, обнимавшего до одной трети государственной территории, мы можем, однако, судить, как много терял среди духовенства и простого народа в благочестивой Византии этот государь, хотя и популярный по своим военным делам против мусульман, но так недавно вступивший на престол и имевший против себя завистников и недоброжелателей среди военной аристократии. Прежде чем подходить к последствиям, к каким привел этот закон, познакомимся с характеристикой Никифора у ближайших к нему писателей, тем более что она частию дополняет церковную политику этого в существе сурового в жизни и глубоко религиозного человека. В высшей степени интересно выяснить здесь его отношение к Афону. Оказывается, что этот суровый воин, всему предпочитавший непритязательные условия жизни в военном лагере, ставивший военное сословие выше других классов и не жалевший государственных средств на удовлетворение его потребностей, в глубине души был большим идеалистом, искренно верующим и расположенным к Церкви человеком до такой степени, что несколько раз сам думал сделаться монахом и пожертвовал большие материальные средства на устройство монастыря на Афоне, знаменитой Лавры, которая благодаря его щедрым вкладам получила с того времени первенствующее положение между афонскими монастырями. Относящиеся сюда сведения почерпаются главным образом в жизнеописаниях св.

Афанасия Афонского , дяди Никифора, св. Михаила Малеина, наконец, в Уставе и в завещании Афанасия 470. Афанасий, в мире Авраамий, родился в Трапезунте, первоначальное воспитание получил в Константинополе. Монашеские его подвиги начались под руководством Михаила Малеина, каковое обстоятельство поставило Афанасия в сношения с известными тогда воеводами Никифором и братом его Львом, часто посещавшими обитель, во главе которой стоял их дядя. В 960 г.

Между тем почитатель святого подвижника Никифор Фока старался разыскать Афанасия и узнал об его подвижнической жизни на Афоне, где он на месте нынешней Лавры, называвшемся Мелана, поставил себе малую келью. Совершив славную военную экспедицию против критских арабов и завоевав Крит, Никифор вызвал к себе св. Афанасия, и здесь впервые зародилась мысль о построении на Афоне знаменитой Лавры на средства Никифора из богатой военной добычи. Когда в августе 963 г. Никифор вступил на царство и женился на вдовой царице Феофано, на Афоне уже было положено начало постройкам на месте Лавры и между новыми зданиями была келья для Никифора и церковь.

Узнав о происшедших в столице событиях, Афанасий поспешил в Константинополь поздравить своего духовного сына с вступлением на царство, при этом была вновь речь об афонских постройках, и Никифор вновь подтвердил, что он с течением времени поселится на Афоне и тем исполнит давнишний обет Богу. Таким образом, стараниями Афанасия и на средства, полученные от царя Никифора и других благотворителей, построен был монастырь, сделавшийся потом весьма известной Лаврой и доныне будто бы хранящий в своей ризнице драгоценные памятники близости своего первого игумена с царем Никифором. Таковыми считаются главным образом саккос императора Никифора и митра, бывший венец того же царя. Эти и подобные драгоценности афонских греческих монастырей почти недоступны для изучения и показываются весьма редко и лишь в исключительных случаях. Мы можем воспользоваться здесь страничкой из книги академика Н.

Кондакова , которому удалось видеть ризницу Лавры 472. Эта ризница есть богатейший склад дорогих тканей и парчей за три последние века...

Плетнева, Б.

Рыбаков, А. Сахаров и др. Гадло и Хорезма С.

Большинство исследователей сходятся в том, что основной причиной похода явилось стремление киевского князя ликвидировать весьма обременительное хазарское посредничество в восточной торговле русов, существенно снижавшее доходы купцов и тесно связанной с ними феодальной верхушки Киевской Руси. Исключение составляют Г. Гумилев и В.

По их мнению, целью похода было освобождение Киевской Руси Л. Гумилев , Черноморской Руси Г. Вернадский или вятичей В.

Пашуто от власти хазар. Источниками по истории Восточного похода Святослава I являются известия "Повести временных лет", а также отрывки из "Книги облика Земли" арабского географа и путешественника X в. Ибн Хаукала.

Описание событий в ПВЛ начинается летописным сообщением под 964 г. И ясы победи и касогъ. Под 966 г.

Я спрашивал об этом городе в Джурджане в 3 58 г. Пришли на него русийи, и не осталось в нем ни винограда, ни изюма. А населяли этот город мусульмане, представители других религий и идолопоклонники, и ушли они, а вследствие достоинства их земли и хорошего их дохода не пройдет и трех лет, и станет, как было.

И были в Самандаре мечети, церкви и синагоги, и свершили свой набег эти [русы] на всех, кто был на берегу Итиля, из числа хазар, булгар, буртасов, и захватили их, и искал убежища народ Итиля на острове Баб-ал-Абваб современный Дербент — прим. Булгар — город небольшой... Большинство полагало, что в ПВЛ и в "Книге облика Земли" речь идет об одном и том же походе, различие же в датах объяснялось тем, что у Ибн [27] Хаукала приведена не дата похода, а год, когда он, находясь в Джурджане, узнал о разгроме Хазарского каганата.

Сахарова, русы сначала разгромили домен кагана, включавший в себя и Саркел, и лишь затем ушли на Кавказ. Согласно С. Толстову, киевский князь спустился по Днепру, обогнул Крым и, подчинив Тмутаракань, поднялся вверх по Дону и занял Саркел, после чего, отправив часть армии вверх по Волге на Булгарию, сам спустился к Итилю.

Еще более удивителен поход Святослава в изложении Л. Гумилева: обманув хазарскую армию, якобы ожидавшую его в Днепровско-Донском междуречье затем эта армия куда-то таинственно исчезает и более исследователем не упоминается , князь спустился по Волге и у Итиля разгромил хазарское ополчение. Гумилев отождествляет с городищем у станицы Гребенской...

Таким образом, историк полностью проигнорировал факты плавания русов на тех же "речных ладьях" по Каспийскому морю в IX—XII вв. Затем Л. Гумилев отправляет пешую армию русов прямиком к Саркелу, заставляя ее шагать через безводные калмыцкие степи, никак не объяснив "игнорирования" русами богатой Тмутаракани.

Главными аргументами против такого маршрута являются неудобство движения по предгорьям Кавказа или калмыцким степям для пешей, в основном, армии, а также его чрезмерная протяженность. Вернадский, Т. Калинина и А.

Книга (аналит. описание): Восточный поход Святослава (к вопросу о начале Тмутараканского княжения)

Здесь рассказывается, что поход Святослава завершился удачно, он разгромил хазар и взял вражеский город. Святослав с частью войска поспешил в Киев и совершил поход в Степь, отогнав печенегов далеко от русских границ. Восточный поход князя Святослава Игоревича. После похода Святослава от Хазарии отделилась Волжская Булгария и стала полностью независимой.

Презентация, доклад Борьба Святослава с Византией

Первый самостоятельный военный поход Святослав предпринял в 964 году против Волжской Булгарии, нанеся ей сокрушительный удар, а также покорил племена вятичей, радимичей и аланов. Хазарский поход Святослава произвёл огромное впечатление на окрестные племена и страны, особенно на Византийскую (Восточно-Римскую) империю. Походы князя Святослава Игоревича, который княжил на киевском престоле в 964—972 годах, стали примерами едва ли не самых успешных военных действий Древней Руси языческого периода ее истории против соседей. Данным походом Святослав добился от вятичей нейтралитета.

ЗАБЫТЫЕ ВОЙНЫ РОССИИ. ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Город так понравился Святославу, что он решил сделать его столицей Руси. По данным летописи он сказал матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей! Туда сходится все хорошее: из Греции золото, поволоки, вина и разные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси меха и воск, мед и рыбы». И даже есть данные, что он княжил в Переяславце и здесь же получил первую дань с греков.

Византийский император Иоанн I Цимисхий, находясь в сговоре с печенегами, был очень обеспокоен успехами военных походов Святослава и пытался ослабить соседей. В 968 году узнав об утверждении Святослава в Болгарии, Иоанн заставил печенегов напасть на Киев. Князь оставил Болгарию и вернулся в Киев, на защиту своего города, где правила его мать.

Святослав разгромил печенегов, но вероломство Византии не забыл. Дети Святослава У Святослава было три сына: первый Ярополк — рожден от первой жены, дочь или сестра венгерского короля. По другим данным киевского боярина Предславы.

Второй Владимир. Считался незаконнорожденным. Прозван Красным солнышком.

Мать Малуши или Малфред, дочь древлянского князя Мала.

Это объяснялось не только отдаленностью захваченных ими в Прикаспии территорий и враждебностью окружающего мусульманского населения, но и постоянно враждебным отношением к русскому движению на Восток Хазарского каганата. Направляясь в Закавказье в 912 году, руссы были вынуждены просить хазар о пропуске их по Дону и Волге, а на обратном пути большая их часть полегла под ударами хазар, волжских булгар и буртасов. Следующий поход 945 г. В условиях нараставших византийско-хазарских противоречий Русь все чаще берет на себя выполнение перед Византией военно-союзных функций, которые прежде отводились Хазарии.

Одновременно шел процесс освобождения Киевским государством восточнославянских земель из-под ига хазар. Русско-византийский договор 944 года более четко определил внешнеполитические позиции Руси. Более того, союз империи и древнерусского государства был направлен в первую очередь против Хазарии, исконного противника Руси, ставшего здесь и врагом Византии. Однако отношения между новыми союзниками были проникнуты противоречиями. Осуществлять успешную борьбу с противниками Византии в Закавказье, а также в Северном Причерноморье Русь могла, лишь имея определенные плацдармы в районах Северного Причерноморья.

Более того, именно захват таких плацдармов и делал ее стратегическим союзником империи, вынуждал Византии делить с Русью сферы влияния в этом регионе, используя ее военные силы в своих интересах. Договор 944 года показал, что Византия по существу согласилась с превращением устья Днепра, а также Белобережья, острова Святого Елферия в русскую сферу влияния, ограничив лишь время пребывания руссов в этом районе. Овладела Русь и ключевыми позициями в районе Восточного Крыма. Лев Дьякон числил Боспор Киммерийский русским уже во времена Игоря. Так, византийские владения в Крыму были окружены русскими форпостами с севера, востока и запада.

Одновременно русские владения вплотную подошли к хазарским границам. Таково было состояние русско-хазаро-византийских отношений в середине Х века. Гибель Игоря, восстание древлян, внутренние реформы, проведенные Ольгой, временно затормозили дальнейшее расширение древнерусского государства к югу и востоку. К тому же необходимо иметь в виду и охлаждение русско-византийских отношений в конце 50-х годов. Но уже в начале 60-х годов русские вспомогательные отряды вновь появляются в составе греческой армии, воюющей против арабов, а в 964 году, когда войско Святослава двинулось на Оку и Волгу, русский отряд дрался в составе византийского десанта с сицилийскими арабами.

Налицо реализация русско-византийского договора 944 года: русские воины сражаются против врагов империи - арабов; киевский князь наносит первый ощутимый удар по Хазарии, освобождает из-под ее владычества восточнославянское племя вятичей. При такой четкой расстановке сил вряд ли можно как это сделал А.

С другой стороны, если они становились местными князьями, то они срастались с туземной элитой и, тем самым, превращались в орган власти местного общества. В этом втором своем качестве князья, которые были наместниками, в конечном итоге проникались интересами обществ, которыми управляли и таким образом вступали в противостояние с Киевом. Владимиру удалось захватить власть над всем Русским государством. Поначалу на это он не мог рассчитывать, так как сам был незаконнорожденным сыном — он был рожден от связи Святослава с ключницей служанкой Ольги — Малушей Любечанкой.

Эта его победа заложила основы модели, которая в последующем не раз срабатывала на протяжении истории Руси — младший князь убивает своих старших братьев и достигает величия и мощи. Князь сурово задавил все разбои, которые умножились в начале его правления — здесь имеются в виду те волнения в регионах, которые протестовали против подчинения Киеву. С правлением Владимира связана и административная реформа, окончательная ликвидация власти местной аристократии и племенных княжений, а также передача власти княжеским наместникам — сыновьям киевского князя, которые обладали столами владениями по всей территории Руси. Внешняя политика князя Владимира также была успешной. В 981 году разразилась русско-польская война, результатом которой стал захват Червенской Руси городов Перемышль, Червень и др. Владимир также одержал несколько побед над кочевниками-печенегами.

В честь самой крупной победы, которую князь одержал в 992 году, был основан г. Переяславль «перенявший у врагов славу». Для обороны от печенегов на юго-восточных границах Киевской Руси Владимир возвел четыре линии валов и крепостей с центром обороны в г. Таким образом он надежно защитил Русь от набегов кочевников. Одна из самых важных реформ князя Владимира, благодаря которой он сумел войти в историю, стало Крещение Руси в 988 г эта дата является условной. Русь при нем официально стала христианской, поэтому князя Владимира называли «Равноапостольным» - так же, как и апостолы Христа, он принес свет христианства целому народу.

Однако принятие христианства вызвало неожиданные сложности в княжеской семье в политическом плане. Когда князь покрестился, он сочетался христианским браком. Однако, это означало, что все дети, которые были рождены до этого брака считаются незаконнорожденными, так как рождены в блуде. Таким образом, право на престол было лишь у самых младших из братьев — Бориса и Глеба. Все остальные дети Владимира, в том числе и старший, Святополк, бывший туровский князь, оказались обойденными. А братьев было достаточно большое количество: у Владимира было 12 сыновей от разных жен.

Когда он победил своего брата в междуусобной войне, он взял себе беременную жену Ярополка, своего старшего брата. Святополк, который родился от этой связи, формально был старшим в роду Рюриковичей. Однако своего приемного сына Владимир не жаловал, так как он служил ему напоминанием о том, что он убил брата и совершил преступление, чтобы взять киевский стол. Озлобленный Святополк также ненавидел Владимира, который был виновником смерти отца, и своих сводных братьев, бывших «благополучными» детьми. До сих пор доподлинно неизвестно каким образом разворачивались события «второй усобицы». Суть в том, что были две версии событий, каждая из которых исключала другую.

Одну можно найти в русских текстах, в то время как другая кроется в иностранных источниках. В соответствии с «Повестью временных лет» и «Чтением об убиении Бориса и Глеба», смерть Владимира скрыли от жителей Киева и Святополк сел «обманом и лестью» на киевский стол. Тем временем, под Киевом стояла дружина Бориса, подбивавшая его отбить престол силой. Борис не пошел на это, так как Святополк был старейшим. После этого дружинники, которые были разочарованы таким нерешительным поведением, покинули своего князя. В ту же ночь Святополк подослал убийц в лагерь Бориса на р.

Произошло это 24 июля 1015 года. Труп Бориса убийцы вывезли в Киев, однако киевляне не приняли тело и его втайне захоронили в Вышгороде. После этого Святополк решил погубить и других своих братьев — Ярослава и Глеба. Он направил послов в Муром к Глебу с сообщением о том, что Владимир, его отец, болен и срочно требует своего сына к себе.

В походах же не возил за собою ни во-зов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах,такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти»... И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских.

Ког-да же русские увидели их — сильно испугались такого вели-кого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим -должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим — позор нам бу-дет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий