Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро. Лунная программа России, утвержденная в 2018 году, включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База». Путешествие в космос – всегда было и остается одной из самых захватывающих человеческих мечт. Этот большой выпуск буквально перенесет вас на поверхность Луны. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6.
ТАБЛИЦА ВСЕХ ПУСКОВ ЛУННОЙ ПРОГРАММЫ СССР
- В СМИ высказали мнение, почему провалилась советская лунная программа
- Похожие новости
- 50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
- Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы — Росбалт
- Советская лунная программа (аудиозапись)
- Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии
Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России
Наша страна ограничилась лишь запуском на спутник Луноходов и рядом других экспериментов на Луне, к примеру, бурением. Луноход-1 на поверхности Луны Современность В течение нескольких десятков лет, как Россия, так и США даже не думали о том, чтобы снова отправить на Луну пилотируемые аппараты. Это оказалось невероятно дорого и бессмысленно с рациональной точки зрения. К идее вернулись лишь в последние годы. Две ведущих космических державы заявили о том, что готовят собственные Лунные миссии, перспективной целью которых является открытие на естественном спутнике постоянных обитаемых баз. Вопрос рентабельности таких полетов будет решаться за счет добычи полезных ресурсов, наличие которых обнаружено на Луне во время исследований последних десятилетий. Российская лунная программа Россия заявила о своем стремлении в будущем колонизировать Луну в 2007 году. Краткий план Лунной программы изначально был разбит на несколько этапов: 1. Их задача — исследовать поверхность единственного естественного спутника нашей планеты, изучить грунты, а также выбрать оптимальное место для будущей лунной базы в районе Южного полюса. В рамках этих миссий космонавты начнут устанавливать первые элементы инфраструктуры полигона, а также обсерваторию и объекты для мониторинга Земли. Его запуск будет нести, в первую очередь, демонстрационный характер.
На нем планируется установить минимум исследовательского оборудования, ведь главная цель — это декларация о намерениях нашей страны вернуться на Луну.
По характеру отраженного гамма-излучения ученые смогли определить химический состав и тип пород, залегающих на лунной поверхности. Аппарат передал данные о напряженности лунного магнитного поля и отсутствии радиационных поясов на ее орбите. В это время в США уже вовсю шла подготовка к анонсированной в начале десятилетия президентом Джоном Кеннеди высадке американских астронавтов на Луну, поэтому СССР старался не отставать и в пилотируемой программе изучения спутника Земли. Пилотируемые корабли планировалось доставлять на поверхность Луны с помощью крупнейшей советской ракеты Н-1. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс «Л-3М», который смог бы находиться на Луне до 20 суток.
По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли. Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г.
Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси. К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал. К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов.
По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли.
Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г. Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси. К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал. К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов. При этом несомненным успехом были эксперименты по доставке на лунную поверхность двух советских луноходов, второй из которых, запущенный в январе 1973 года, прошел рекордные 39 километров и передал на Землю 89 тыс. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Шесть американских экспедиций на Луну плюс наши автоматы привезли столько данных с Луны, что они до сих пор не обработаны. До сих пор появляются новые статьи, исследуется тот грунт, который привезли.
И когда какая-то группа ученых говорит — а давайте слетаем на Луну, им говорят обратитесь к американцам, они вам все бесплатно сделают, дадут грунт, дадут свои данные, все это в открытом доступе существует», — считает эксперт.
На 2027 год запланирован запуск «Луны-26». Это совсем другой космический аппарат, который будет исследовать Луну с орбиты — ему не надо прилуняться. Его задачей будет изучение Луны и обеспечение связи для будущих миссий. Вот такая логика у «Роскосмоса»: сначала, не имея опыта, пытаемся посадить аппарат в малоизученный район, а потом уже занимаемся дистанционными исследованиями и связью.
Другие страны увеличивают сложность постепенно и предпочитают быть хорошо подготовленными к прилунению. Но концепция «своего пути» России дошла до космоса. Советская лунная программа Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. У отечественной космонавтики есть масса поводов для гордости, советские аппараты изучали Марс и Венеру в экстремальных условиях, но с Луной вот не везло. Даже запуск первого зонда «Луна-1» с научной аппаратурой и советскими вымпелами должен был столкнуться с поверхностью Луны и оставить там следы присутствия советской техники был признан частично успешным лишь с 4 попытки в 1958 году — зонд пролетел вблизи Луны.
Только на период 1957—1960 годов было запланировано 10 различных исследовательских программ. Реализовать вовремя удалось только 4 из-за аварий и необходимости проведения повторных запусков. Всего до завершения лунной программы в 1976 году было совершено 45 попыток запуска автоматических станций. Фактически отработка и испытание новых технологий тогда проходило в режиме реальных запусков. И поскольку новыми были все составляющие от ракеты до самого лунного аппарата, а телеметрия — несовершенной, то работать инженерам приходилось методом проб и ошибок.
Пилотируемая лунная программа была утверждена в 1964, но все попытки совершить облёт Луны и вернуть космический аппарат, на котором могли бы полететь люди на Землю, завершились неудачей. Благо, что испытания проходили в автоматическом режиме без экипажа. Но ни финансов, ни прочих ресурсов на две параллельные разработки не хватило. Самым громким успехом стали программы «Луна-9» первая мягкая посадка, свершённая в 1966 году и «Луноход-1». Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела.
Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км. Фото: naked-science. Идеологическое оружие «Холодной войны» Впрочем, к тому времени лунную поверхность уже вовсю исколесили американские астронавты на своих роверах. Пилотируемая лунная программа «Аполлон» была принята в 1961 году как ответ на полёт в Космос Юрия Гагарина. Первая успешная высадка на Луну случилась уже 20 июля 1969 года в рамках миссии «Аполлон-11».
Полностью программа была закрыта в 1975 за ненадобностью: превосходство США в лунной гонке было зафиксировано. Член последнего лунного экипажа "Аполлон-17" едет по поверхности Луна на ровере в 1972 году Фото: NASA За это время произошло только 2 крупные аварии: во время наземных испытаний «Аполлона-1» произошёл пожар, в результате которого погибли 3 астронавта. А экипаж «Аполлона» был вынужден отказаться от прилунения из-за взрыва бака с жидким кислородом и выхода из строя батарей топливных элементов. С риском для жизни экипаж всё-таки вернулся на землю. Во вторую лунную гонку США вступили в 2010 году на 4 года раньше России , придумав программу «Созвездие».
«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР
К решению задачи подключили С. Королева, возложив на него создание облетного пилотируемого корабля 7К-Л1 на базе разрабатываемого «Союза» и космического разгонного блока «Д» на базе одной из ступеней ракетно-космического комплекса Н1-Л3 для осуществления высадки космонавтов на Луну. Для избавления от «непрофильных тем» ими ОКБ-1 было перегружено сверх всякой меры в том же 1965 году вся тематика по автоматическим лунным станциям включая проекты е-6 и E-8 была передана Машиностроительному заводу имени С. Лавочкина, руководимому Г. Страницы из отчета «Основные положения по объекту E-8» , созданного при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 Машиностроительному заводу имени С. Источник: Роскосмос Однако ожидаемого ускорения по лунному направлению не произошло. Несмотря на строгие и не терпящие возражений партийно-правительственные постановления 1967-1968 годов, которые требовали «усилить работы», отставание от США увеличивалось.
Критической точкой стало 24 декабря 1968 года, когда на окололунную орбиту вышел Apollo-8 Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса. Все участники событий осознавали, что и высадка Луну первого астронавта — а не космонавта — не за горами. С нашей стороны требовалось неординарное решение, которое привело бы к какому-то звучному успеху, способному скрасить грядущее поражение в пилотируемой лунной гонке. И таким решением стала доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией. Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта.
Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5». Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами. Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки.
Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата. Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности. Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С. Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации. Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы.
С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем. Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода. Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках. Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола.
Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов. Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри. Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками. Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали. Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении. Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах.
Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы. Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме. Испытания бурового устройства. Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле. Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику.
По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя.
Сначала советские исследователи работали над запуском к Луне автоматических станций, причём без выхода на орбиту. Попыток запуска космических аппаратов было много, и не все они оказались успешными. К примеру, первые три запуска устройств серии Е-1 завершились аварией ракеты-носителя.
Четвёртый запуск «Луны-1» январь 1959 года был удачным: аппарат удалось вывести в космос. Однако станция всё же прошла мимо Луны. Тем не менее этот четвёртый запуск дал возможность получить некоторую информацию о Луне. Например, о том, что у неё нет магнитного поля.
Последующие два запуска аппаратов завершились авариями.
Тем более, к тому моменту СССР доказал, что хотел и острой необходимости «быть первыми на Луне» у него уже не было. Собственно, изначально высадка на Луне не значилась в советской космической программе — на конец 1960 — начало 1970 планировалось строительство большой орбитальной станции и корабля для межпланетной экспедиции. Официально советская «Лунная программа» стартовала только в 1964 году. Сам по себе проект полёта на Луну был невероятно дорогостоящим — в США по стоимости он был сопоставим с «ядерным проектом», и Советский Союз, в отличие от американцев, не мог направить на свой «Лунный проект» де-факто неограниченное финансирование. Ключевым моментом программы полёта к Луне, было создание сверхтяжёлой ракеты-носителя, который в состоянии разогнать корабль массой в несколько десятков тонн до второй космической скорости. Создавался «Сатурн» под руководством Вернера фон Брауна, в прошлом создавшим знаменитые баллистические ракеты «Фау-2», пожалуй, наиболее яркого символа нацистcкого «Вундерваффе». Ракета-носитель «Сатурн-5» на стартовой площадке «Сатурн-5» представлял собой огромную ракету высотой в 110 метров и наибольшей шириной в 10 метров.
Стартовая масса ракеты была около 2950 тонн. На низкую околоземную орбиту НОО «Сатурн-5» мог вывести порядка 140 тонн полезной нагрузки, а вывести на траекторию к Луне — до 65 тонн полезной нагрузки при полётах к Луне в эту массу входил корабль «Аполлон», массой 46 тонн и третья ступень с остатками топлива. Первая ступень ракеты состояла из 5 двигателей F-1, каждый из которых давал тягу в 690 тонн. Данные двигатели работали на керосине. Вторая ступень состояла из 5 водородных двигателей J-2 тягой в 91 тонну. В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород. США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень.
Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т.
СССР в тот период преследовала полоса неудач. Ракет «Н-1» оказалась ненадежной, поэтому все время терпела аварии. Процесс разработки посадочного модуля затянулся. Таким образом, американцам удалось первыми высадиться на Луну. СССР от таких планов отказался, и в 1976 году свернул беспилотную лунную программу. В заключение стоит отметить, что, несмотря на то, что США удалось покорить Луну, большая часть исследований Луны была проведена именно советскими учеными.
Американцы вырвались вперед лишь на финальном этапе соревнований.
Почему «Луна-25» разбилась
- Цель — Море Кризисов
- «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе |
- Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР
- «Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
- Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР
А всего в рамках советской лунной программы с 1959 по 1976 годы было осуществлено 24 запуска станций серии "Луна". Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием доставки на Землю лунного грунта космической станцией «Луна-16». Аудиозапись встречи с сотрудником музея НПО им. С.А. Лавочкина Сергеем Озерининым 24 марта 2016 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, посвященной 50-летию первой м Смотрите видео онлайн «Советская лунная программа.
Информация
- Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили
- Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России
- ранее опубликовано
- 50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
- Размах лунной программы
Советская лунная программа
Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе. 24 сентября 1970 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-16» («объект е8-5») доставила на Землю 101,5 грамма лунного грунта. Аудиозапись встречи с сотрудником музея НПО им. С.А. Лавочкина Сергеем Озерининым 24 марта 2016 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, посвященной 50-летию первой м Смотрите видео онлайн «Советская лунная программа. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
А всего в рамках советской лунной программы с 1959 по 1976 годы было осуществлено 24 запуска станций серии "Луна". Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон". 24 сентября 1970 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-16» («объект е8-5») доставила на Землю 101,5 грамма лунного грунта. К годовщине памятной даты «Роскосмос» рассекретил документы, связанные с подготовкой советской лунной программы. Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
К дате запуска «Луна-9», 31 января 1966 г. Ведущий экскурсовод центра Александр Яровитчук расскажет о попытках Советского Союза осуществить пилотируемый полет и высадку на Луну космонавтов, о первых животных, которым удалось облететь Луну и вернуться на Землю, об автоматических лунных станциях, благодаря которым мы больше узнали о естественном спутнике нашей планеты.
Российская лунная программа О Луне в России вспомнили в 2014 году. Мелочиться не стали и сразу замахнулись на создание обитаемой лунной базы. Первое посещение Луны российскими космонавтами было запланировано на 2030 год, после чего должно было начаться строительство базы.
Уже тогда было запланировано создание четырёх автоматических аппаратов: «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27», «Луна-38». Предполагалось, что эти проекты будут реализованы в рамках Федеральной космический программы на 2016—2025 годы и потребуют финансирование 28,5 млрд рублей. В последующие годы шло обсуждение того, какой вид должна иметь лунная база, должна ли она быть постоянно обитаемой или только посещаемой, на чём лететь. Лететь было не на чем, потому что пилотируемый корабль «Орёл» ещё не готов, а «Союзы», которые были спроектированы в 60-е годы, требуют модернизации.
К 2018 году Совет РАН по космосу утвердил лунную программу до 2040 года. Но практические работы касались только «Луны-25». Вместе с этим российские учёные и другие сотрудники «Роскосмоса» продолжали гадать, что и как делать. Лишь спустя год был заключен госконтракт под кодовым названием «Пастораль» за 373,4 млн рублей на разработку трёх этапов программы: «Вылазка», «Форпост» и «База».
Амбиции космических чиновников поутихли в 2020 году: тогда глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена ввязываться в гонку за освоение Луны. Тем временем с переменным успехом шла работа над «Луной-25», Институт космических исследований РАН заявил о создании прототипа тяжёлого «Лунохода-Геолога», а в сентябре 2021 года объявил конкурс на выполнение контракта по программе «Пастораль-2» — это исследования на тему пилотируемых полётов на Луну в срок до ноября 2025 года за 1,734 млрд рублей. Вряд ли всю программу закроют из-за этого. На 2027 год запланирован запуск «Луны-26».
Это совсем другой космический аппарат, который будет исследовать Луну с орбиты — ему не надо прилуняться. Его задачей будет изучение Луны и обеспечение связи для будущих миссий. Вот такая логика у «Роскосмоса»: сначала, не имея опыта, пытаемся посадить аппарат в малоизученный район, а потом уже занимаемся дистанционными исследованиями и связью. Другие страны увеличивают сложность постепенно и предпочитают быть хорошо подготовленными к прилунению.
Но концепция «своего пути» России дошла до космоса. Советская лунная программа Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. У отечественной космонавтики есть масса поводов для гордости, советские аппараты изучали Марс и Венеру в экстремальных условиях, но с Луной вот не везло. Даже запуск первого зонда «Луна-1» с научной аппаратурой и советскими вымпелами должен был столкнуться с поверхностью Луны и оставить там следы присутствия советской техники был признан частично успешным лишь с 4 попытки в 1958 году — зонд пролетел вблизи Луны.
Только на период 1957—1960 годов было запланировано 10 различных исследовательских программ. Реализовать вовремя удалось только 4 из-за аварий и необходимости проведения повторных запусков. Всего до завершения лунной программы в 1976 году было совершено 45 попыток запуска автоматических станций. Фактически отработка и испытание новых технологий тогда проходило в режиме реальных запусков.
И поскольку новыми были все составляющие от ракеты до самого лунного аппарата, а телеметрия — несовершенной, то работать инженерам приходилось методом проб и ошибок. Пилотируемая лунная программа была утверждена в 1964, но все попытки совершить облёт Луны и вернуть космический аппарат, на котором могли бы полететь люди на Землю, завершились неудачей.
Битва за ресурсы И хоть сейчас очевидным лидером в пилотируемой программе являются США, именно Китай стал инициатором новой лунной гонки в 2004 году.
Лунную программу, основанную на добыче полезных ископаемых титан и гелий-3 как топливо для термоядерной энергетики будущего , начали разрабатывать ещё в 1998 году. А в 2004 году утвердили «Программу Чанъэ». Начал Китай тоже с облёта Луны: аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» в 2007 и 2010 года соответственно вышли на окололунную орбиту и приступили к сбору информации и созданию топографической карты Луны высокого разрешения.
Прилунение было вторым этапом программы. В 2014 и 2020 году китайские аппараты «Чанъэ-5Т1» и «Чанъэ-5» произвели забор лунного грунта и доставили его на землю. Параллельно шло изучение спутника земли с помощью луноходов.
Модуль «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» совершил мягкую посадку в декабре 2013 года. Это была первая посадка на обратной стороне Луны. Китайский луноход "Юйту-2" изучает обратную сторону Луны Фото: universemagazine.
В мае 2024 года туда должен отправиться первый аппарат — «Чанъэ-6». Он произведёт забор грунта и доставит его на Землю. Следом в 2026 году туда же должен отправиться «Чанъэ-7» с луноходом на основе роверов серии «Юйту».
А на 2028 год запланирована миссия «Чанъэ-8», которая должна отработать технологию 3D-печати с использованием местных ресурсов. Отправлять людей на Луну Китай не планирует — он идёт путём практического освоения Луны. И в этом направлении Поднебесная явно опережает США и демонстрирует наименьшие сдвиги сроков.
Индийская лунная программа Индия пока не ставит перед собой задачи освоения дальнего космоса человеком, как США, или превращения Луны в источник энергоресурсов, как Китай. Но всё равно прочно закрепилась в лунной гонке и планомерно проводит собственные исследования. В 2008 был совершён удачный пуск аппарата «Чандраян-1».
Он вышел на окололунную орбиту, провёл исследования, затем отправил к поверхности Луны ударный зонд, который должен был врезаться в поверхность, и исследовал выбросы грунта с орбиты. В 2019 году Индия уже рассчитывала на мягкую посадку: автоматическая станция «Чандраян-2» несла на себе посадочный модуль «Викрам» и луноход «Прагъян». Но посадочный модуль сбился с траектории и разбился о поверхность Луны.
Сама станция «Чандраян-2» продолжает работу на орбите Луны. И вот теперь человечество ожидает посадки лунохода со станции «Чандраян-3». Индийская станция "Чандраян-3" с луноходом на борту проходят предполётные испытания Фото: kosmogid.
Если все пройдёт хорошо, то луноход должен будет отработать 14 земных суток он не защищён от холода и работает столько, сколько длится лунный день , изучая минеральный и химический состав реголита. Пока всё указывает на то, что Индия пытается повторить достижения КНР. Первый потерпел крушение на Луне в 2019 году, второй — в 2023 году.
Их особенность в том, что это частные проекты, не относящиеся к государственным программам.
Попадание АМС на спутник подтвердилось прекращением радиосвязи с аппаратом и наблюдениями с советских и иностранных обсерваторий, которые сфотографировали пылевое облако над местом падения. Перед запуском «Луна-2» была оснащена двумя шарообразными вымпелами с гербами, пятиконечными звездами и надписями «СССР». Внутри полых шаров были десятки специальных сегментов с советской символикой и заряд взрывчатки — предполагалось, что вымпелы взорвутся при столкновении с поверхностью Луны и опознавательные знаки останутся на ней для будущих астронавтов. Отдельный вымпел был подготовлен на случай удачной посадки — из-за неудачных попыток их пришлось изготовить в пяти вариантах для разных дат старта. В итоге один из них действительно был доставлен на Луну в память о достижении. Сколько раз в СССР пытались высадиться на Луну Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную.
При этом из-за конкуренции между различными конструкторскими бюро проекты с аналогичными целями разрабатывались одновременно в двух или даже трех из них. Например, различные варианты лунного корабля пытались создать в КБ имени С. Королева и КБ имени В. Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М. Эффективности общим целям это не добавляло — напротив, приводило к перерасходу сил и ресурсов. Запуски советских автоматических межпланетных станций серии «Луна» проводились с 1958 по 1976 годы с космодрома «Байконур» в Казахстане. Всего было 33 старта, из которых 16 прошли успешно, а 17 были неудачными.
Лунная программа СССР
Космонавты должны находиться на Луне три-шесть месяцев, а потом уступать место другим. И наконец, с 1980 года — многолетняя лунная станция, на которой люди работают по целому году. Более того, описана и марсианская программа СССР. Сначала должны были отправить на Красную планету автоматическую биолабораторию на разведку , потом — орбитальный аппарат и два спускаемых с самоходными лабораториями. Проще говоря, с марсоходами. А следующая миссия должна была обеспечить высадку на Марсе советских космонавтов. Любопытно, что, по тогдашним расчётам, в которых, очевидно, исходили из текущих возможностей техники, полёт к Марсу должен был занять два-три года.
Напомним, сейчас космонавтика позволяет добраться до Красной планеты за шесть-девять месяцев, и всё равно это считается очень долго и небезопасно с точки зрения радиации в межпланетном пространстве. Модели космической станции. И мало кто знает, что в СССР для межпланетных миссий были на выбор целые три разные ракеты. Конструкторское бюро Владимира Челомея предложило трёхступенчатую УР-700 с грузоподъёмностью 140 тонн больше, чем у американского Saturn-5. У неё были двигатели разработки Валентина Глушко РД-270 на гептиле, а главный конструктор Сергей Королёв был противником токсичного топлива.
Билеты предоставляются при наличии регистрации за 10 минут до начала мероприятия на стойке информации Центра «Космонавтика и авиация».
Длужневской ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР Письмо сообщает о предложении руководителя обсерватории Пульсниц ГДР отправить в СССР «образцы лунной породы, которую предполагается получить из США после полета «Аполло-11» в обмен на «аналогичные образцы лунной породы, как только они будут получены советскими учеными». Виноградова в адрес главного конструктора ОКБ завода им. Лавочкина Г.
В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные. И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска. То есть почти в пять раз меньше, чем СССР. А Китай в 1983 году осилил всего 1 один запуск. Конечно, и у СССР были неудачи, вспомним, например, аварийное прилунение станции «Луна-23» в 1974 году, были и более серьезные аварии и катастрофы. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. А когда в следующий раз Роскосмос организует полет к Луне? Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система. Вспомните катастрофу предсерийного транспортника Ил-112В ровно два года назад, в августе 2021 года. И что спустя два года слышно об этом самолете? Его разработка поставлена «на паузу», и не исключено что «на паузу» будет поставлена дальнейшая программа по станциям «Луна». Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы. И это будет большой ошибкой.