Ректор МГУ Садовничий рассказал, что вуз сохранит фундаментальное образование со специалитетом длиной обучения в 5-6 лет, но от бакалавриата не откажется. От имени многотысячного коллектива Воронежского государственного университета, Совета ректоров вузов Воронежской области и от себя лично сердечно поздравляю Вас с днем рождения!
Детство и юность
- Садовничий, Виктор Антонович
- Личная жизнь
- Последние новости
- Садовничий Виктор Антонович
Юбилей ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
Московский государственный университет трудно представить без его ректора Виктора Антоновича Садовничего. Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Ректор московского государственного университета им. м. в. ломоносова виктор садовничий: биография, деятельность и интересные факты. Ректору Московского государственного университета Виктору Садовничему 3 апреля исполнилось 85 лет. Дорогая Недвижимость, растущая зарплата, и дружба с правильными политиками. Как живет ректор МГУ Виктор Садовничий?
Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет
И показывает мне квитанцию. Оказывается, его супруга была начальником почты. И так мы с ним вдвоем приехали, он на юрфак, я на мехмат. Учиться было страшно трудно. После первого курса я решил, что там олимпиадники, я им был не ровня, плохо был подготовлен. Но сын Колмогорова, попечитель группы, сказал, что «ты талантлив, ты упрись и работай». И я, по сути, ночами весь первый курс, до 10 библиотека открыта, с 10 до 12 в аудиторию стулом закрывал дверь и работал.
И вы знаете, произошел взрыв, полет. Я окончил МГУ на отлично, стал первым кандидатом, первым доктором и, наверное, единственным академиком и даже ректором. Думаю, что сработало и упорство, и труд, и, наверное, все-таки то, что я говорю: талант или гены заложены. Все-таки это, наверное, так. Когда я уже вырос, стал заметным, конечно, на меня рассчитывал и деканат, я был замдекана по науке, мне было 29 лет. Моими подчиненными были академик Колмогоров, академик Александров, академик Ильюшин, академик Седов.
Я их собирал, они очень уважительно относились. Потом я был зампроректора и фактически уже тогда стал вести университет, потому что ректор Анатолий Алексеевич Логунов, он летал выше, в своем Протвино установки; он физик, там была крупная установка. А университетом руководил я; какая должность — первый заместитель первого проректора. Виктор Лошак: Когда вам было тяжелей всего? Виктор Садовничий: Вот это становление. Я переболел, переболел.
Это на самом деле почти болезнь. Потому что я математик, защитил докторскую, я был самым молодым профессором в МГУ, у меня пошли книги. А здесь вот административная работа, общественная работа. Это так тяжело было мне. Поэтому я ходил ночами, вечерами и в голове доказывал теоремы. Главный результат я доказал в походах.
Виктор Лошак: Ну вот ректором ведь вас выбрали? Виктор Садовничий: Были трудные выборы, было четыре кандидата. Причем администрация и президент тогда был против моих выборов. Ну и прислал министра, чтобы меня снять. Но выбирал коллектив. Моя позиция была: надежда на университет.
Некоторые конкуренты говорили, что Сорос нам поможет; в то время это было модно. Виктор Лошак: Да, да, это были трудные времена. Виктор Садовничий: Трудные времена. Причем я избирался еще четыре раза. А потом уже вышел закон о назначении. Виктор Лошак: Виктор Антонович, вы вспомнили свою юность, детство.
А как вы относитесь сейчас, вы переживаете события на Украине? Виктор Садовничий: Да, очень. Во-первых, я там вырос. Во-вторых, кто я? Это характерно вообще для этого. Моя мама русская из Орловской области, Корнюхина; она из многодетной семьи.
В 1930-х годах бежала от голода на Украину; здесь было получше с едой. Папа из многодетной семьи, он там местный фактически, но он писался — украинец. Но некоторые исследователи фамилии доказывают, что он белорус. Вот меня если спросить на каком языке мы разговаривали, я не могу ответить, ей богу. Это скорее всего был... Виктор Лошак: Суржик.
Виктор Садовничий: Суржик был и все. Я не могу сказать, на каком языке я в средней школе учился, не могу. Вот мне кажется, тоже было... И, конечно, мы одна семья, одна и исторически. И правильно говорит руководство наше, что это очень жаль. Так не должно быть.
Виктор Лошак: Что дает университету то, что его попечитель президент? Ведь президент, попечитель только в одном ВУЗе? Да, по-моему, вообще, в единственной организации — это Московский государственный университет. Виктор Садовничий: В одном. Ну, это было мое предложение Владимиру Владимировичу, и он мгновенно согласился. Он понимал, что должен быть университет, который курирует глава государства, чтобы тем самым видеть всю систему образования до деталей.
Это так. Он видит все детали. Я сказал, что: «Мы не подведем, мы — первый университет страны, и в этом смысле мы не подведем, согласитесь быть Председателем Попечительского совета», и он мгновенно согласился. Каждый год собираются заседания Попечительского Совета, слушается доклад ректора и принимаются решения. Долина — это решение принял Владимир Владимирович. Принят закон, принято постановление правительства, сейчас идет строительство фактически нового кампуса; там 500 м2 строится, уже три корпуса выросли.
Таким образом, это вот тот интерфейс между фундаментальной наукой, о которой мы говорили, и высокими технологиями. Там уже сотни проектов в этой долине зарегистрировали, которые войдут. Виктор Лошак: Президент любит фразу, по-моему, ее автор Черчилль, о том, что «кто не был в юности революционером, тот не имеет сердца, кто остался им в зрелые годы, тот не имеет разума». А как в университете относятся к вольнодумству студентов? Виктор Садовничий: Вы знаете, студенты должны думать иначе. Вот мы говорим, что молодые, а они — другие.
Вот у меня внук, у меня пять их, вот и один, но все они математики. Виктор Лошак: И внуки математики? Виктор Садовничий: Математики. Виктор Лошак: Фантастика. Виктор Садовничий: Внук, о котором я говорю, победитель международных олимпиад по математике; там всего один-два человека из страны. Он их всех побеждал там.
Ну и вот, когда с ним разговариваешь, у него совершенно другое уже понимание и т. Это новое поколение и слава богу, что они такие, они уже другие. Конечно, они упрямые, особенно те, кто идет самостоятельно, они хотят сами сделать свою карьеру. Вот он мне, например, сказал: «Я в МГУ не пойду». Он имеет право поступать без экзаменов в любой ВУЗ. Я пойду своим путем».
Пошел в ФизТех. Ну вот такие молодые люди, вольнодумцы. Я против, когда взрослые используют это обстоятельство, пытаясь достичь каких-то, я бы сказал неблаговидных целей; что бывает. И мы проходили эти все этапы, периоды; я много видел, знаю. Всегда говорю ребятам: «Любите университет». Виктор Лошак: А что за этим следует?
Радикальные наказания какие-то или наоборот? Виктор Садовничий: Никого мы не наказывали. Я никого за свою жизнь не исключил и никого не уволил. Я имею в виду, конечно, по собственному желанию уходят, но чтобы я принял решение уволить, нет. За 30 лет своей работы ректором не уволил. Виктор Лошак: В одном из ваших интервью прочел очень интересную, вы говорите о том, где, в каких отраслях, вы считаете вы достигли интересных важных научных открытий.
Вы говорите о математике, вы говорите о космосе, и вы говорите о здравоохранении. О чем идет речь в медицине? Это вот ваша большая работа в соавторстве по изучению вестибулярного аппарата? Это, да? Расскажите об этом подробнее, это интересно. Виктор Садовничий: Хорошо.
Два направления действительно по медицине. Что касается вестибулярного аппарата. В 1970-х годах Георгий Тимофеевич Береговой подошел ко мне на мехмате, а я молодой замдекана, и говорит: «Мне нужно создать невесомость на Земле. Космонавты плохо переносят невесомость». Я так посмотрел на него, конечно, понимая, что невесомость на Земле создать нельзя. Виктор Лошак: А почему он обратился к вам, к математику?
Виктор Садовничий: Вот он был на мехмате, видимо, меня уже знал. Может быть, я был уже молодым доктором. Наверное, я был самым молодым доктором университета. Был период, когда я был самым молодым. Ну и тогда я говорю: «Я берусь за эту работу».
В данном же случае человек делает всё, чтобы просто оставаться на удобном для него месте.
По мнению Полины, за последние года в МГУ не произошло никаких глобальных улучшений. По мнению Александры, атмосфера в университете недостаточно свободная. Девушка напоминает о случаях, когда студенты подвергались давлению со стороны университетской администрации за свою гражданскую и политическую активность: — Студентки журфака собирали поручительства за политического заключенного, аспиранта МГУ Азата Мифтахова, и им сейчас угрожают отчислением. Их принудили к созданию поддельных справок, они пытались уйти в академический отпуск, но сейчас их по политическим мотивам пытаются отчислить. Скоро у них будет комиссия на сдаче экзаменов, о дальнейшем развитии событий мы пока что не знаем. Несколько лет назад было жестко разогнано полицией мирное собрание студентов около университета.
Мне кажется, что принцип управления также влияет на эту ситуацию. Тем временем тема выборов и студенческого самоуправления сейчас активно развивается на механико-математическом факультете МГУ. Студенты выступают за возможность влиять на принятие решения о том, кто станет деканом мехмата, и организовали на эту тему референдум, — рассказал Радио Свобода глава факультетского студсовета Андрей Клюев: — Декан мехмата не менялся 13 лет. Сейчас объявлены выборы декана, и организаторов кампании "За декана" беспокоит, что в них участвует не ученый совет факультета, а ученый совет МГУ, куда входят представители всех факультетов. Организаторы этой кампании считают, что выбирать декана должен именно факультет. Поэтому мы в лице студенческого совета рассмотрели предложения активистов кампании по проведению референдума, где каждому студенту, преподавателю и аспиранту будет дана возможность выбрать подходящую программу и подходящего кандидата.
Спасибо огромное. Владимир Владимирович, управленческое дело, ректорское, состоит в том, чтобы понимали его люди. Конечно, огромная ваша поддержка и как председателя попечительского совета, и как президента, это искренние слова от всей души». Ректор МГУ отметил, что у университета недоразвит кампус. Речь идет о территории в 50 гектаров за Ломоносовским проспектом.
Об этом, кстати, стало известно, благодаря проведенной в позапрошлом году Счетной палаты ГД проверке. Проверяющие выявили массу нарушений, в частности не целевое расходование бюджетных средств, многочисленные финансовые махинации дочерних структур МГУ и многое другое. Широкой огласки тогда удалось избежать, опять-таки благодаря связям Садовничего с Лужковым. С тех пор в МГУ стали значительно осторожней. Сразу же после той памятной проверки, по приказу ректора была создана комиссия по проверке всех структур, так или иначе связанных с МГУ. То есть иными словами — кардинальная чистка и «обрубание хвостов». Однако это не означало, что коррупция и платный прием в МГУ прекратились. В узком кругу была разработана новая схема. Вот как она выглядит. Эта схема подтверждается многочисленными рассказами, так сказать очевидцев. Абитуриентка К. За весь ответ ее ни разу не исправили и даже ничего не записывали. Экзаменатор после вопросов по грамматике протянула девушке экзаменационный лист с четверкой. И назвала следующую фамилию. Вузам были даны все карты в руки, и к этому году они создали универсальную систему незаконного зарабатывания денег. Если избрать неверный путь - взятку через репетитора, то поступить невозможно. Хотя это, пожалуй, самый простой и недорогой способ. Вот история абитуриентки Н. Родители наняли ей репетиторов по всем предметам из приемной комиссии. За эту цену гарантировалось с помощью множества связей принять экзамен у Н. После сочинения она пришла на экзамен по английскому, полностью уверенная в своем будущем. Она немного удивилась, когда репетитор отправил ее отвечать к совершенно незнакомой женщине. Выслушав вскоре после этого мнущегося историка, она просто не пошла на следующий экзамен. Репетиторы объяснили это несвоевременной пропажей всех связей. Причина происшедшего довольно проста. Ее я узнала от одного историка, не так давно преподававшего в Университете. Он знал педагогов, набиравших себе большое количество частных учеников с договорами наподобие описанного. Репетиторы брали большие деньги, но если сложить всех учеников у всех репетиторов факультета, то их получалось гораздо больше возможного количества первокурсников. И чем ближе к экзаменам, тем чаще задумывались профессора: кого из абитуриентов обеспечить оценкой, а кого нет. Схема выстроена, надо сказать, крайне грамотно. По крайней мере, с юридической стороны к высоким чинам ВУЗа теперь никак не подберешься, — деньги у них оказываются в самый последний момент и передаются они крайне осторожно, через третьи, а то и через пятые руки. Делят деньги следующим образом: большая их часть достается ректору примерно половина , вторая половина делится между дочерней фирмой именно она подвергается опасности со стороны правоохранительных органов , деканами и принимающими экзамены педагогами. Как происходит само зачисление? Понятно, что в основном, поступающие за деньги — это дети богатых родителей. И большинство таких детей совсем не являются гениями, к тому же благосостояние родителей обычно негативно сказывается на их детях — они чаще других становятся наркоманами, алкоголиками. Плохо учатся они уже в школе, так как знают, что родители дадут деньги кому надо, и они поступят в любой институт. Если вы зайдете в общественный мужской туалет здания на Моховой, то обнаружите в урнах огромное количество использованных шприцев. Это оставляют студенты, будущие журналисты. Процент наркоманов среди студентов журфака очень высок. Один из преподавателей так ответил автору этого материала на вопрос о том, стоит ли ребенку поступать на журфак: «Если хотите лишиться своего ребенка, пускай поступает в МГУ! С этого момента фамилия абитуриента ставится на специальный контроль — преподаватели на всех экзаменах ставят этому абитуриенту не ниже тройки. Так он доходит до конца экзаменов. Естественно, что сразу троечника зачислить не могут, поэтому ректором издается приказ о дополнительном наборе, под который выделяются места. И на эти места как раз принимают тех самых абитуриентов, а родители отдают вторую половину суммы. Согласитесь, все гениальное - просто! Точно такая же ситуация с платным приемом сложилась и в других государственных ВУЗах. Разница лишь в ценах, которые часто ниже, чем в МГУ. Мориса Тереза — от 6 тысяч. А вот, например, для того, чтобы стать слушателем экономического отделения МГИМО надо выложить около 17 тысяч «зеленых». Тут, как говорится, действует вечный престиж марки дипломатической школы. Кроме вышеперечисленных сумм родителям приходится нести значительные расходы по подготовке к экзаменам. Так час занятий с репетитором сегодня стоит от 50 до 100 долларов за час. Теперь подведем итог. Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов. У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах. Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством. Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений. Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов. Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума. Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы. Психика их навеки искалечена подобными испытаниями. Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток. Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью. Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову. Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги. Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса. Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок. Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают. Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен. Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока. Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист. Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс.
Виктор Садовничий: биография
- Ректор Московского государственного университета
- Комментарии:
- Детство и юность
- Садовничий Виктор Антонович
Садовничий, Виктор
Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден медалью Столыпина П. А. I степени за «большие заслуги в области науки, образования и подготовку квалифицированных специалистов». Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (с 1992)[2]. Президент Российского Союза ректоров (с 1994), председатель Российского совета олимпиад школьников. Ректором главного университета страны Виктор Антонович является с 1992 года. Дорогая Недвижимость, растущая зарплата, и дружба с правильными политиками. Как живет ректор МГУ Виктор Садовничий? Академик РАН, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе.
День рождения ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
В 1972 году был назначен заместителем декана факультета по научной работе. В 1974 году защитил диссертацию на соискание научной степени доктора физико-математических наук. В 1975 году стал профессором. В 1980 году занял пост первого заместителя проректора. В 1981-1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа факультета вычислительной математики и кибернетики. В 1982 году был назначен заведующим кафедрой математического анализа механико-математического факультета. В 1982-1984 годах занимал должность проректора по группе естественных факультетов, в 1984-1992 годах — первого проректора. В мае 1992 года Садовничий был избран ректором МГУ. В дальнейшем он переизбирался на это пост еще трижды — в 1996, 2001 и 2005 годах. На выборах в ноябре 2005 года кандидатуру Садовничего поддержали 98,53 процента голосовавших. С 1994 года Садовничий является президентом Российского союза ректоров, а с 1997 года — президентом Евразийской ассоциации университетов, в которую входят ведущие университеты стран СНГ.
В 1995 году Садовничий создал и возглавил Институт математических исследований сложных систем при МГУ.
На последующих выборах — в 1996, 2001 и 2005 годах — он вновь избирался ректором, затем эта должность стала назначаемой, так что в 2009 году Садовничий остался на этой должности уже в связи с президентским указом и неоднократно переназначался в дальнейшем. За годы ректорства Садовничего МГУ получил статус российского самоуправляемого автономного высшего учебного заведения 1992 , возобновлена деятельность Татианинской церкви 1995 , был принят новый устав МГУ 2008 и Федеральный закон, закрепляющий особый статус МГУ как уникального научно-образовательного комплекса 2009.
Окончил вечернюю школу при шахте, и это было не так просто. Но вот в результате здесь, на 12 этаже, после 10 часов в библиотеке я шел в аудиторию, стулом закрывал дверь и еще часа 2-3 один занимался в аудитории», — вспоминает юбиляр. До сих пор ведет семинар на родном мехмате. Виктор Садовничий увеличил количество факультетов МГУ с 16 до 43. Его стараниями в главном ВУЗе страны были созданы суперкомпьютер «Ломоносов» и целая космическая флотилия спутников. Ломоносова Всеволод Ткачук.
Садовничий корреспонденту портала «Научная Россия». Юношество будущего ректора МГУ не было простым. И только потом, получив документы и достаточно денег, он по совету друга подал документы в МГУ. Начав свой путь в МГУ им. Ломоносова как студент, В.
Садовничий затем стал заведующим кафедрой, проректором и, наконец, ректором. За 30 с лишним лет своей работы в университете он внес огромный вклад в развитие науки и образования в России. Благодаря его усилиям МГУ им. Ломоносова остается признанным лидером среди российских вузов и одним из лучших университетов мира. Его выпускники становятся известными учеными, государственными деятелями, журналистами и т.
Несмотря на постоянную административную работу, ректор продолжает читать лекции по математике на механико-математическом факультете.
Госдума разрешила ректору МГУ Виктору Садовничему остаться на посту после 80-летия
Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Родился 3 апреля 1939 г. в с. Краснопавловка Харьковской области. Владимир Путин провел встречу с ректором МГУ Виктором Садовничим, которому сегодня исполнилось 85 лет. Виктор Садовничий руководит Московским государственным университетом на протяжении последних 20 лет.
Сады для Садовничего: элитная недвижимость ректора МГУ
Ректором главного университета страны Виктор Антонович является с 1992 года. От имени многотысячного коллектива Воронежского государственного университета, Совета ректоров вузов Воронежской области и от себя лично сердечно поздравляю Вас с днем рождения! Ректор Московского государственного университета.
Седьмой срок Садовничего. Почему президент Путин переназначил ректора МГУ?
А Садовничий инициировал ряд программ, направленных на поддержку коллектива Московского университета. Учёный совет МГУ учредил премию имени И. Шувалова для молодых учёных 1993 , премию имени М. Ломоносова за педагогическую деятельность 1992 ; восстановил существовавшее в Российской империи почётное звание «Заслуженный профессор Московского университета» 1993 , а также учредил звания «Заслуженный преподаватель Московского университета», «Заслуженный научный сотрудник Московского университета» и «Заслуженный работник Московского университета» 1997. Циклы вечеров «Ректор Московского университета приглашает…» возродили связи университета с выдающимися художественными коллективами страны, мастерами высокой культуры. Ректор МГУ имени М.
Ломоносова Виктор Садовничий на общеуниверситетском субботнике. По инициативе В. Садовничего сохранены и поддержаны социально значимые движения студенчества, такие как студенческие строительные отряды, военно-патриотические походы по местам сражений Великой Отечественной войны. Большое внимание он уделяет организации научной работы студентов. Под его эгидой находится широкомасштабный международный студенческий форум по фундаментальным наукам «Ломоносов», собирающий десятки тысяч участников прямой и дистанционный форматы.
В 1991 г. Татьянин день обрёл новый смысл как праздник образования и науки всей России с 2005. Садовничий сыграл одну из главных ролей в восстановлении храма Святой Татианы при Московском университете. Учёный совет МГУ на заседании 20 декабря 1993 г. С этих пор литургия в Татьянин день является неотъемлемой частью торжества.
Виктор Садовничий во время Божественной литургии в домовом храме мученицы Татианы на Моховой в Москве. Большую работу ведёт В. Садовничий по укреплению связей Московского университета с общеобразовательной школой. Он инициировал систематизацию огромного количества олимпиад, творческих конкурсов и интеллектуальных состязаний школьников, проводившихся в стране. Под председательством В.
Садовничего в 2007 г. Одновременно в Московском университете начала возрождаться планомерная работа со школьными преподавателями-предметниками. Университет стал площадкой для проведения разнообразных летних школ, курсов повышения квалификации, методических семинаров, а с 2010 г. В 2006 г. Садовничего был проведён первый Фестиваль науки, ставший уникальной формой коммуникации научных сообществ и широкой общественности.
Деятельность в советах и комиссиях при Правительстве Российской Федерации, общественных организациях С 1993 г. Садовничий — член Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, с 1995 г. Почётный иностранный член многих национальных академий наук. Член Высшего совета партии «Единая Россия» с 2005. Председатель научно-редакционной коллегии Научно-образовательного портала «Большая российская энциклопедия» с 2020.
Вклад в науку Одна из основных областей научных интересов В. Садовничего — спектральная теория линейных операторов , с которой он начинал свою научную деятельность и в которой были получены важнейшие фундаментальные результаты.
Уверен, что сочетание академических традиций и лучших новых практик останется и в дальнейшем залогом динамичного развития возглавляемого Вами университета, а Ваш богатый опыт будет способствовать реализации самых амбициозных планов. Позвольте пожелать Вам благополучия и успехов во всех Ваших начинаниях! Кропачев , ректор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук Примите мои самые сердечные поздравления с Днем Рождения! Известный ученый, великолепный педагог, мудрый руководитель, талантливый организатор, видный государственный и общественный деятель — Вы в этот судьбоносный для нашей Родины период все свои силы, знания, профессиональный опыт сполна отдаете служению России, подготовке кадров высочайшей квалификации, вносите огромный вклад во всестороннее развитие Отечественного образования и науки! От всей души желаю Вам успехов в реализации намеченных планов, неиссякаемой энергии, крепкого здоровья, большого счастья и благополучия! Эскиндаров «Уважаемый Виктор Антонович! От имени многотысячного коллектива Воронежского государственного университета, Совета ректоров вузов Воронежской области и от себя лично сердечно поздравляю Вас с днем рождения! Вы посвятили свою жизнь важному и благородному делу — воспитанию, обучению молодого поколения.
Этот нелегкий труд пользуется заслуженным уважением в обществе, требует высочайшего профессионализма, огромных душевных сил, терпения и самоотдачи. На протяжении долгих лет Вы являетесь ректором ведущего вуза России, заботитесь о сохранении и приумножении лучших традиций высшей школы, способствуете внедрению в образовательные процессы нашей страны оригинальные и перспективные проекты. Большим подспорьем в работе для Вас стали трудолюбие и целеустремленность, а богатейший опыт и знания позволили достичь колоссальных успехов в различных сферах жизни. Ваш вклад в российскую науку, образование и культуру чрезвычайно велик. Я уверен, что еще долгие годы Вы будете служить на благо развития отечественной системы образования и повышения ее конкурентоспособности, а также всестороннему формированию личности обучающихся.
Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция».
К слову. Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги.
Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса. Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс.
Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок. Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет.
Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают. Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников.
На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник.
Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен. Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек.
Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока. Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант?
Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист. Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс. Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено.
Недавно цены выросли. Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс.
Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл». Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться». Он отправил сына в Швейцарию, тем более что стоимость обучения там мало отличалась от затребованной местными «умами» суммы. На социологическом факультете МГУ просят несколько меньше. Однако 8 тыс. Он, собрав через год требуемые деньги, решил перестраховаться, используя для поддержки сразу два независимых «канала».
Получилась досадная накладка, поскольку за его сочинением начали охоту одновременно несколько экзаменаторов. Пытаясь отобрать друг у друга нужные листы, они привлекли внимание прочих членов комиссии, принявших самое деятельное участие в разрешении ситуации. Приятеля ожидал потом пре неприятнейший разнос: «Из-за Вас мы, точно дети в песочнице подрались! Подобные истории известны во множестве, почти любой сталкивался с взятками в системе образования. Ведь возможно, что и Ваш ребенок штурмует в этом году один из таких ВУЗов. Остаются вопросы, — отчего официально бесплатное государственное образование давно уже стало привилегией только богатого и влиятельного меньшинства?
Почему любое престижное учебное заведение, созданное для просвещения талантливой молодежи, заполняется в первую очередь детьми самих же преподавателей, их родственников и знакомых? Может ли руководство ВУЗа, при котором взяточничество расцветало в течение восьми лет, в одночасье остановить его? Неужели оно не замечает происходящего под носом, поскольку давно уже наблюдает себя не в зеркале, а по телевизору. Скорее всего, прекрасно обо всем осведомленные, люди эти существующую систему приема поддерживают и укрепляют. И что, наконец, станет с наукой в стране, где на первый курс приходят не наиболее одаренные, но самые обеспеченные и влиятельные. Если бы сегодня простой крестьянский мальчик из Архангельской области, везущий в столицу рюкзачок с книжками и тетрадями, приехал поступать в Университет, шансы его были бы пректически равны нулю.
Но талант и желание учиться ценились только во времена дремучего крепостничества. Ныне предпочтение отдается твердой валюте. Ведь именно участь рядовых абитуриентов является подлинным критерием для проверки соблюдения изначальных демократических традиций. Глава 3. Новый главный «счетчик» страны будет считать по-новому Назначение Сергея Степашина на должность Председателя Счетной палаты повлечет за собой массу интересных последствий. Такую информацию мы получили от нашего источника в окружении Сергея Вадимовича.
Под «интересными последствиями» подразумеваются дальнейшее расследование и огласка недоступных ранее для широкой общественности фактов проводимых ранее проверок некоторых учреждений и предприятий. От себя добавим, что Счетная палата сумела добиться для своей деятельности существенных полномочий. Теперь ее члены вправе проверять финансовую деятельность таких, казалось, неприкасаемых структур, как Налоговая полиция, Сбербанк и т. А самое, пожалуй, для нас с вами главное то, что мы получаем уникальную возможность, знакомиться через средства массовой информации с результатами проведенных проверок. Таким образом, Счетная палата стала «настоящим» государственным органом с мнением и работой которого нельзя не считаться. Вот уж действительно, казалось бы демократия в действии… Но, как говорит небезызвестный ведущий, однако… Однако поговаривают, что в архивах Счетной палаты существует некий список учреждений и предприятий, на которых, при проведения проверок были выявлены существенные финансовые махинации и злоупотребления.
Рассказывают также, что когда Степашин прочитал эту записку и проглядел список «неприкасаемых», то пришел в ужас. В списке фигурировали такие «монстры», названия которых даже страшно произносить вслух. В кулуарах руководителей этих «монстров» величали не иначе как «хорошими людьми, которых надо оградить от обсуждения широкой общественностью». То есть от нас с вами. Делалось это просто и незатейливо. Счетная палата проверяла деятельность того или иного предприятия и естественно выявляла существенные нарушения, которые в тех же самых кулуарах называли «недочетами в работе».
Естественно, что если руководитель предприятия был « хорошим человеком », то данные проверки не оглашались, а руководителю сообщалось о выявленных «недочетах» и тот их быстренько устранял. Один из ярких примеров подобного подхода стала проходившая еще в 1998 году проверка финансовой деятельности МГУ, данные о которой до сих пор!!! Кстати, это первая проверка главного ВУЗа страны после аж 34-х летнего перерыва. Последний раз подобная проверка была проведена еще при Брежневе и как водится особых результатов не дала, так как «никаких нарушений выявлено не было». И вот, через столь длительный период МГУ вновь проверяют. На этот раз отчет больше напоминает материалы уголовного дела.
В четких и лаконичных фразах аудиторов сформулированы злостные факты коррупции, махинаций, не целевого использования бюджетных средств, банальное расхищение собственности МГУ. Счетная палата зафиксировала грубейшие нарушения, и эти нарушения до сих пор не обнародованы. А это беспрецедентный случай в истории Счетной палаты. По закону палата обязана опубликовать в средствах массовой информации свой отчет в течение месяца. Но это по закону… А так, сами понимаете, один звонок Председателю и все плавно спускается на тормозах. Так и получилось.
На протяжении двух лет от народа скрывались факты коррупции и вседозволенности университетских чиновников. Доподлинно известно, что простые сотрудники МГУ, а это, между прочим, профессора, доктора и кандидаты наук получают жалкие гроши за свой великий труд. Читая лекции нерадивым студентам, среди которых сотни поступили за деньги этот бизнес крайне развит в МГУ , эти люди получают в среднем 1000-1500 рублей в месяц. И это при том, что весь ректорат МГУ разъезжает на шикарных иномарках и живет в элитных коттеджах. Например, ректор МГУ академик Садовничий перевозит свое барственное тело исключительно в «мерседесе», прозванным в народе «шестисотым». Живет он в шикарном элитном поселке, неподалеку от Барвихи, рядышком с первым Президентом России.
Поговаривают, что этот «скромный» домик, общей площадью в 500 квадратных метров «выбил» для светила отечественной математики сам Юрий Михайлович Лужков, близкий друг и партийный босс ректора. Говорят также, что именно Юрий Михайлович оплатил Виктору Антоновичу этот шикарный особняк из так называемого внебюджетного фонда столицы. Ни для кого, кстати, не секрет, что этот фонд финансируется в добровольно-принудительном порядке всеми московскими коммерческими структурами и преступными группировками. Но это так для понимания общей картины. А если уж речь зашла о мэре Москвы, то расскажем вкратце и историю с так называемыми «лужковскими университетами» не путать с «потемкинскими деревнями»! История такова.
В рамках программы московского правительства по оказанию помощи российской части Черноморского флота мэр Москвы Юрий Лужков решил посодействовать детям военных моряков и служащих флота получить высшее образование, и по его инициативе были выделены деньги на создание Черноморского филиала Московского государственного университета. Деньги, в соответствии с крепнущей у нас традицией, переведенные московской мэрий на счет МГУ, почему-то не были сразу же перечислены по назначению, что существенно задержало выезд в Крым сотрудников университетской приемной комиссии. Поэтому прием документов проводили в рекордно короткие сроки — 4 дня, а на отделение журналистики и вовсе два дня. К тому же преподаватели МГУ, понимая, что уровень подготовки крымских абитуриентов окажется намного ниже среднероссийского, придумали предельно легкие экзаменационные задания и имели установку не заваливать поступающих. Но и это не спасло ситуацию. Налицо оказался явный недобор.
В конечном результате, цель благого начинания не была достигнута, а затраченные средства были использованы не эффективно. Ну, ладно, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Но почему же ректор Виктор Садовничий, заранее зная экономическую несостоятельность этого проекта, так настойчиво «проталкивал» в верхних эшелонах власти идею создания Черноморского филиала МГУ? В продолжение «морской» тематики приведем еще одну историю, отмеченную упоминавшейся комиссией из Счетной палаты. В условиях выявленного комиссией беспорядка в учете основных фондов МГУ отчалили и уплыли в неизвестном направлении три университетских судна: «Московский университет» и «Академик Петровский» порт приписки — Новороссийск , а также «Эксперимент» порт приписки — Красноводск. Руководство МГУ этим событием не опечалилось, а постаралось зафрахтовать для морской практики студентов другие корабли.
Посредники для этой операции нашлись быстро, деньги в сумме 50 тысяч «баксов» за свои услуги получили сполна и тоже отбыли в неизвестном направлении. А студенты так до сих пор и сидят на берегу. В условиях «самоуправляемости» и «никому не подотчетности» руководители МГУ «наклепали» под своей маркой не менее полутора сотен!
Согласно некоторым источникам, «является православным христианином», однако о своих религиозных убеждениях сам Садовничий никогда открыто не говорил. В своих выступлениях он осторожно отмечал, что для него «связь с Православием не пустой звук» и он «всегда придавал особое значение нашим контактам с Православной Церковью», а также негативно отзывался о религиозных сектах «Секты — очевидное зло», «Конечно, с сектами надо бороться», «Если где-то появится хоть малейший намек на деятельность в Университете какой-либо секты — здесь нужна объективная информация — дальше пойдет административная работа. Мы должны защитить наших студентов от влияния сектантства, по крайней мере, в стенах Университета».
Критически отнёсся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации , согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру , а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий призвал министерство подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно. Он отметил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы. Ректор МГУ посоветовал чиновникам отказаться от принципа обязательности изменений и предоставить вузам возможность самим решать этот вопрос. Неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена ЕГЭ.
Садовничий заявлял, что новый экзамен не может быть формой поступления ни в один университет, поскольку таит в себе очень много случайностей. Кроме того, Садовничий скептически отнесся к ведению государственных именных финансовых обязательств ГИФО. По плану правительства, за каждым выпускником школы в зависимости от того, сколько баллов он набрал на ЕГЭ, должны быть закреплены бюджетные деньги в размере от 5 до 17 тысяч рублей. Однако Садовничий отметил, что обучение одного студента в МГУ обходится более чем в 100 тысяч рублей, следовательно, выделенных сумм будет недостаточно. В связи с этим ректор МГУ много раз выражал опасение, что реформа образования закончится повсеместным введением платного обучения в вузах, что, по его мнению, недопустимо. В 2006 году под давлением В.
Виктор Садовничий
Сегодня ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий празднует день рождения. Ректору Московского государственного университета Виктору Антоновичу Садовничему — 80 лет. 4 декабря 2019 года указом № 578 президент РФ Владимир Путин назначил Виктора Садовничего ректором МГУ сроком на пять лет. это были первые ректорские выборы на альтернативной основе в условиях нового государства, отмечает ИТАР-ТАСС. Ректором главного университета страны Виктор Антонович является с 1992 года. Ректору МГУ Виктору Садовничему сегодня исполнилось 85 лет.